Научная статья на тему 'Актуальные проблемы обеспечения пожарной безопасности в лесах'

Актуальные проблемы обеспечения пожарной безопасности в лесах Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
1451
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы обеспечения пожарной безопасности в лесах»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЛЕСАХ

Н.А. Ширяев, курсант, Ю.В. Водолажская, доцент, к.т.н., Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Противопожарная защита лесов - одна из главных задач обеспечения безопасности национальных природных богатств.

Основным фактором, оказывающим негативное воздействие на экологический и ресурсный потенциал лесов, являются пожары. Лесной пожар является самым опасным. Ежегодно из-за лесных пожаров тысячи людей теряют свои жилища, а сотни - погибают в них, гибнут и десятки тысяч диких животных. Огонь уничтожает сельскохозяйственные посевы и ведет к эрозии почвы. Установленные на входе в лесной массив плакаты оказываются малодейственными. Более 90 % выгораний лесов вызвано человеческой деятельностью. Предотвращение пожаров и борьба с возникшим пожаром имеют наивысший приоритет.

Наземные силы и средства обнаружения и тушения пожаров представлены сетью пожарно-наблюдательных вышек, наблюдательных пунктов на высотах и пожарно-химических станций со специализированной лесопожарной техникой и оборудованием (пожарные автоцистерны, лесопожарные агрегаты, пожарные вездеходы и машины, тракторы, бульдозеры, высоконапорные мотопомпы, огнетушители, ручные инструменты и т.д.).

Все охранные мероприятия по защите лесов должны строиться на ликвидации первопричины, а не на борьбе с пожаром. Первопричина большинства лесных пожаров - это человек. Крупный лесной пожар способен погубить огромные массивы лесов в течение одних-двух суток.

Для повышения эффективности ресурсного и экологического потенциала лесов надо сосредоточиться на решении следующих задач:

- проведение районирования территории лесного фонда по уровню требуемой противопожарной охраны с учетом экономической и экологической ценности лесов, степени хозяйственного освоения территорий;

- развитие службы мониторинга лесных пожаров на базе современных наземных и дистанционных средств с использованием геоинформационных технологий, обеспечивающих обработку наземных, авиационных и космических наблюдений;

- проведение профилактики лесных и торфяных пожаров, увеличение объемов работ по противопожарному устройству территорий, расширение сети пожарных наблюдательных пунктов и пожарных химических станций;

- совершенствование технологий и технических средств наземного и авиационного тушения лесных пожаров с использованием эффективных огнетушащих смесей, авиатанкеров, автоматизированных систем пакетной радиосвязи, радиоэлектронного сопровождения воздушных судов;

- осуществление лесозащитного районирования лесного фонда страны и развитие лесопатологического мониторинга как подсистемы комплексного мониторинга лесов для информационного обеспечения принятия решений по защите леса в лесном фонде;

- создать резервы финансовых средств и материальных ресурсов для оперативного реагирования на возникающие чрезвычайные ситуации при борьбе с лесными и торфяными пожарами в течение всего пожароопасного сезона;

- разработать программу обновления парка пожарной и вспомогательной техники для тушения лесных пожаров;

- организовать разработку и усовершенствование машин и орудий;

- проработать вопросы управления огнем как средством профилактики лесных пожаров;

- произвести значительные вложения в обновление материальной базы службы лесных пожаров, приложить усилия по координации работы лесных пожарных служб, которые оказались разделены по регионам, разработать нормативную базу, которая позволит подразделениям лесной пожарной службы, подчиненным различным региональным органам исполнительной власти, легко перебрасывать силы и средства между регионами, руководствуясь сведениями единого информационного центра;

- начать широкую федеральную противопожарную пропаганду по профилактике лесных пожаров.

Несмотря на принимаемые меры, большинство негативных причин, отрицательно влияющих на состояние охраны лесов от пожаров, сохраняется. Лесная авиация резко сократила облеты лесов по установленным маршрутам даже в периоды высокой опасности в лесах по погоде, поэтому пожары обнаруживаются поздно, когда они требуют для своего тушения привлечения значительных сил.

Факторы риска при лесных пожарах:

- чрезмерный жар, развиваемый пожаром (пожары всегда возникают при жаркой погоде);

- плохая видимость (вследствие дыма и пыли);

- трудная местность (пожар всегда следует за направлением ветра и обычно поднимается вверх по склону);

- трудности в обеспечении пожарных (водой, пищей, инструментами, топливом);

- частая необходимость работать по ночам (самое легкое время для того, чтобы «убить огонь»);

- невозможность обогнать огонь при сильном ветре (огонь движется быстрее, чем может бежать любой человек);

- внезапное изменение в направлении ветра, так что никто не в состоянии предугадать дальнейшее распространение огня;

- напряжение и усталость вынуждают людей делать катастрофические по своим последствиям ошибки, которые часто ведут к смертельному исходу.

Ранее выявление пожара, когда он еще слабый, сделает борьбу с ним более

легкой и безопасной. Раньше выявление пожара основывалось на наблюдении с земли. Теперь выявить начинающийся пожар может установленное на самолете инфракрасное и микроволновое оборудование, БПЛА. Информация передается на наземный компьютер, который может быстро ее обработать и выдать точное место и температуру огня даже при наличии облаков на небе. Это дает возможность наземным командам и пожарным-парашютистам атаковать огонь, прежде чем он широко распространится.

Одно из эффективных действий при лесном пожаре - создание встречного вала огня: спешное прорубание через деревья и кусты для создания пути, который является параллельным продвигающемуся огню и поджигание его в нужный момент с целью создания сильной тяги воздуха, направленной навстречу продвигающемуся огню с тем, чтобы два вала огня встретились. Тяга из продвигающегося огня вызывается необходимостью этого огня забирать кислород со всех сторон пожара. Совершенно очевидно, что если будет выбран неверный момент времени для создания встречного вала огня, то вся бригада пожарных будет окутана сильным дымом и жарой и будет страдать от недостатка кислорода. Встречный вал огня должны поджигать наиболее опытные люди, которые должны заблаговременно подготовить пути отхода в любую сторону от пожара. Такая система создания встречного вала огня должна быть опробована до начала сезона лесных пожаров и практические упражнения должны включать использование соответствующего оборудования типа зажигательных аппаратов, ибо обычные спички слишком долго поджигают огонь.

При использовании самолетов для борьбы с лесными пожарами используют официальный язык жестов, обозначаются места плавающими буями, откуда он будет забирать воду для своих контейнеров, поддержание постоянного контакта по радио между наземным персоналом и самолетом в момент подготовки к сбрасыванию воды. Сбрасывание воды из небольших емкостей вертолетов по 500800 литров, вертолеты типа МИ-6 несут с собой 2500 литров, самолет С-120 забирает 8000 литров, а самолет ИЛ-76 может сбросить за один раз 42000 литров воды.

Леса России подлежат охране от пожаров в соответствии с Лесным кодексом РФ. Охрана леса от пожаров производится наземными и авиационными методами и базами авиационной охраны лесов федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства. Основными задачами охраны леса от пожаров является предупреждение лесных пожаров, их обнаружение, ограничение распространения и тушение.

Чтобы не допустить возникновения лесных пожаров и борьбы с ними, органы исполнительной власти совместно с органами управления лесным хозяйством:

- организуют разработку и выполнение предприятиями, учреждениями и организациями, на которые возложена охрана и защита лесов, а также лесопользователями мероприятий по профилактике и противопожарному устройству лесов;

- до того как начинается пожароопасный сезон утверждают оперативные

планы борьбы с лесными пожарами;

- утверждают порядок привлечения населения, работников сельскохозяйственных формирований, а также противопожарной техники, транспортных и других средств предприятий, учреждений и организаций для тушения лесных пожаров;

- предусматривают на период высокой пожарной опасности в лесах создание из привлекаемых сил и средств лесопожарных формирований и обеспечивают их готовность к быстрому выезду в случае возникновения лесного пожара;

- оказывают помощь в строительстве и ремонте дорог противопожарного назначения, аэродромов и посадочных площадок для самолетов и вертолетов, используемых при работе по охране лесов, выделяют на пожароопасный сезон в распоряжение государственных органов лесного хозяйства в качестве дежурного транспорта необходимое количество автомобилей, катеров и др. транспортных средств с запасом горючего;

- регулярно освещают в печати, по радио и телевидению вопросы охраны лесов, соблюдения правил пожарной безопасности в лесах.

Эти мероприятия подготавливают, согласовывают и выполняют органы лесного хозяйства от имени соответствующих органов власти. Государственный пожарный надзор в обеспечении охраны леса от пожаров осуществляется должностными лицами государственной лесной охраны РФ в виде контроля над соблюдением гражданами и юридическими лицами правил пожарной безопасности в лесном фонде.

Проблема борьбы с лесными пожарами - проблема сложная, многогранная и как никогда актуальная. Решение ее требует привлечения и взаимодействия специалистов в различных областях - экологов, лесников, экономистов, пожарных, экообразователей, специалистов по сохранению биоразнообразия и охране здоровья человека и т.д.

Подавляющее большинство случаев лесных пожаров возникают из-за неосторожного обращения людей с огнем во время отдыха или выполнения работ обязаны обеспечить:

- широкое проведение лесопожарной пропаганды среди населения в населенных пунктах, общественном транспорте, местах выполнения работ и массового отдыха людей по соблюдению правил пожарной безопасности;

- организацию лесной рекреации в целях сокращения неорганизованного притока людей, обеспечения пожарной безопасности в местах отдыха;

- контроль за соблюдением требований пожарной безопасности в лесах, установление причин возникновения лесных пожаров, выявление нарушителей и виновников возникновения лесных пожаров.

Государству необходимо ужесточить ответственность за умышленный или неосторожный поджог леса.

Важным направлением государственной политики, обеспечивающим экологическую безопасность страны и сохранение ресурсного потенциала лесов должна стать охрана лесов от пожаров. Система охраны лесов должна

функционировать в существенно меняющихся природных условиях.

Огромную роль в обеспечении пожарной безопасности лесов играет хорошо отлаженное взаимодействие различных структур для борьбы с лесными пожарами. Совместные инициативы по мониторингу и оценке пожаров, позволяют оперативно использовать информацию и тактически грамотно действовать в сложившейся ситуации.

Список использованной литературы

1. Атаманкин Е.М., Островский И.В. Организация тушения и средства борьбы с лесными пожарами. Охрана лесов от пожаров в современных условиях: Матер. междунар. науч.-практ. конф., Хабаровск, 27-29 марта, 2002. - Хабаровск: Изд-во Краев. психиатр. больницы, 2002. - С. 131-138.

2. Афонин С.В. Информационно-методические основы построения эффективных систем спутникового мониторинга лесных пожаров / С.В. Афонин,

B.В. Белов // Вычислительные технологии. 2003. - Т. 8. - С. 35-46.

3. Ростопша Я.В. Обеспечение охраны и защиты российских лесов / Я.В. Ростопша, И.С. Зиновьева // Успехи современного естествознания. - 2012. - № 4. -

C. 193-194

4. Работкина О.Е., Хаустов С.Н. Проблемы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации. Материалы статьи журнала «Вестник», Воронежского института ГПС МЧС России. Вып. № 1 (1). 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.