Научная статья на тему 'Актуальные проблемы международного сотрудничества в области защиты прав человека'

Актуальные проблемы международного сотрудничества в области защиты прав человека Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3135
376
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузьменков С.Ю.

Международное сотрудничество в области прав человека характеризуется жестким политическим противостоянием и затрагивает весьма чувствительные сферы международных отношений и внутригосударственного законодательного регулирования. МИД России в тесном взаимодействии с компетентными органами прилагает необходимые усилия для эффективного проведения на международной арене наших приоритетов и противодействию неконструктивным выпадам партнеров в соответствии с основными положениями Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом В. В. Путиным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы международного сотрудничества в области защиты прав человека»

УДК 341.215.4

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

С. Ю. Кузьменков

Департамент по гуманитарному сотрудничеству и правам человека Министерства иностранных дел Российской Федерации, г. Москва

CURRENT PROBLEMS OF INTERNATIONAL COOPERATION IN THE FIELD OF HUMAN RIGHTS

S. Ju. Kuz'menkov

Department for Humanitarian Cooperation and Human Rights, the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow

Международное сотрудничество в области прав человека характеризуется жестким политическим противостоянием и затрагивает весьма чувствительные сферы международных отношений и внутригосударственного законодательного регулирования. МИД России в тесном взаимодействии с компетентными органами прилагает необходимые усилия для эффективного проведения на международной арене наших приоритетов и противодействию неконструктивным выпадам партнеров в соответствии с основными положениями Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом В. В. Путиным.

Ключевые слова: права человека, международное сотрудничество, международное право

International cooperation in the field of human rights is characterized by tough political confrontation and affects a very delicate sphere of international relations and national legal regulation. Russian Foreign Ministry, in close cooperation with the competent authorities shall make the necessary efforts for the effective conduct in the international arena of our priorities and to counter unhelpful thrusts of partners in accordance with the basic provisions of the Russian Federation Foreign Policy Concept, approved by President Vladimir Putin.

Keywords: human rights, international cooperation, international law

В современных международных отношениях вполне закономерно укоренилась концепция межгосударственного сотрудничества в области прав человека, которая развивается на основе общепризнанных принципов и норм международного права, а также политических обязательств государств. Эти принципы и нормы зафиксированы, прежде всего, в Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека 1948 года и Международных пактах 1966 года, 50-летие принятия которых мы отмечаем в этом году.

Защита прав человека вполне обоснованно выделена в отдельную отрасль международного права со своим специфическим предметом регулирования и массивом норм. На современном этапе особую актуальность приобретают следующие принципы: неделимость прав человека, уважение прав человека и невозможность их противопоставления другим принципам международного права (государственный суверенитет или невмешательство во внутренние дела), признание ведущей роли государств в реализации защиты прав своих граждан, включая судебные механиз-

мы защиты и недопущение политизации сферы прав человека. Международное сотрудничество также содействует укреплению понимания необходимости приведения внутригосударственного законодательства в соответствие с международными стандартами в области прав человека.

Конституция Российской Федерации признает права человека в качестве высшей ценности и гарантирует их соблюдение. Огромный вклад в развитие и укрепление правовой защиты прав человека вносит Конституционный Суд Российской Федерации.

В соответствии с Концепцией внешней политики Российские приоритеты в сфере международного сотрудничества можно сформулировать следующим образом: развитие конструктивного и максимально деполитизированного межгосударственного диалога по ключевым тематическим вопросам правозащитной повестки дня, недопущение политизации проблематики демократии и экспорта стандартов, не получивших универсального признания, учета традиционных ценностей, уровня развития обществ, экономических,

© Кузьменков С. Ю., 2016

Вестник Марийского государственного университета

социальных, культурных реалий. Осуждаются любые формы дискриминации, не существует международно-правовых оснований для выделения представителей секс-меньшинств в отдельную группу, требующую особой защиты, на чем настаивают западные государства.

Ведущим органом системы ООН на правоче-ловеческом направлении является Совет по правам человека. Созданный в 2006 году на смену погрязшей в политизации и конфронтации своей предшественницы - Комиссии по правам человека, Совет проделал за истекшие 10 лет серьезный путь. Однако практика последних сессий СПЧ показывает, что по вине западных стран Совет все больше скатывается к политизации, конфронтация в нем заметно усиливается. Под давлением западных стран принимается все больше страновых резолюций, размывается межгосударственная природа этого органа через практику все большей вовлеченности в его работу НПО. Россия выдвинула свою кандидатуру в СПЧ на новый срок 2017-2019 гг. и 2021-2023 гг. (выборы осенью 2016 г.).

Наиболее объективным инструментом оценки состояния ситуации с правами человека в отдельных странах является универсальный периодический обзор, проводимый в рамках СПЧ. Конструктивная, позитивная атмосфера УПО - залог эффективного обсуждения правочеловеческой тематики.

Один из важнейших российских приоритетов в Генеральной Ассамблее ООН - ежегодно принимаемая по нашей инициативе резолюция «Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости». Документ пользуется неизменной поддержкой подавляющего большинства членов ООН. Резолюция осуждает прославление нацистского движения и бывших членов организации «Ваф-фен-СС», в т. ч. путем открытия памятников и прославления нацистского прошлого, оскверняющего память бесчисленных жертв фашизма, что абсолютно несовместимо с обязательствами государств-членов ООН. Большое значение резолюция имеет в совместных усилиях по противодействию линии Запада на переписывание и фальсификацию истории Второй мировой войны, принижение значение приговора Нюрнбергского трибунала и продвижение несостоятельной концепции равной ответственности за развязывание войны нацистской Германии и коммунистическим СССР.

Отдельное направление - сотрудничество с Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека. Россия является стабильным донором

УВКПЧ (2 млн долларов США в бюджет Управления). Удовлетворены реализацией в России проектов УВКПЧ. При этом выступаем за подотчетность УВКПЧ государствам-членам ООН.

В свою очередь, западные государства откровенно используют концепцию прав человека для оказания давления на неугодные политические режимы и вмешательства во внутренние дела, манипулируют действующими международно-правовыми и политическими обязательствами, принятыми в рамках отдельных организаций. Наиболее жесткое противостояние характерно для ОБСЕ, которое еще больше обострилось в связи с кризисом на Украине. В этой связи западники часто ссылаются на положения итогового документа Московской конференции по человеческому измерению СБСЕ 1991 года: «Обязательства, принятые государствами в области человеческого измерения СБСЕ, являются вопросами, представляющими непосредственный и законный интерес для всех государств-участников, и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства. Соблюдение прав и свобод человека составляет одну из основ современного международного правопорядка». Не оспаривая данный тезис, поднимаем неудобные для западных партнеров вопросы нарушения прав человека: нелегитимное содержание без суда и следствия подозреваемых в терроризме в тюрьме Гуанта-номо, секретные тюрьмы ЦРУ в Европе, практика похищения российских граждан и осуждение их на территории США к длительным срокам тюремного заключения (В. Бут, Ярошенко).

Неприкрытое лицемерие и двойные стандарты Запада в отношении прав человека наиболее ярко проявились совсем недавно в постыдной сделке, заключенной Евросоюзом с Турцией, предусматривающей возможность коллективной высылки беженцев из Европы в Турцию в нарушение международных обязательств стран ЕС.

С другой стороны, страны Запада встали на путь абсолютизации отдельных прав и свобод человека, изобретая права, незнакомые действующему международному праву. Речь идет об агрессивном насаждении неолиберальной концепции свободы выражения мнения и СМИ, права на свободу собраний и протест, права ЛГБТ. Тем самым серьезно возрастает риск разрушения основ современной, прежде всего, европейской цивилизации.

На этом фоне проявилась достойная сожаления уязвимость международных мониторинговых и правозащитных структур и их неспособность выдерживать независимую и беспристрастную линию неугодную Западу. Более того, некоторые из них

вносят вклад в политизацию правочеловеческой тематики, тем самым подрывая доверие к себе.

Важнейшей площадкой международного гуманитарного сотрудничества является ОБСЕ. Необходимо помнить, что документы ОБСЕ международными договорами не являются и не создают юридических обязательств для государств-участников. Это - политические договоренности об общих подходах к решению разнообразных проблем в сфере прав человека, формулирующих единые стандарты.

В теоретической литературе часто закономерно выделяют отдельные группы населения, требующие особой защиты (женщины и дети, инвалиды, трудящиеся-мигранты и национальные меньшинства). Западные страны в свою очередь прилагают усилия для выделения в особую категорию -журналистов, правозащитников и ЛГБТ.

Несмотря на определенный позитивный вклад в правозащитную тематику СБСЕ, после ее преобразования в ОБСЕ в 1995 году какими-либо прорывными результатами не отметилась. ОБСЕ не оформилась в классическую региональную организацию, ее правосубъектность не подтверждена соответствующим международным договором. Мы неоднократно ставили вопрос о разработке устава ОБСЕ, но он последовательно блокируется США и их союзниками (при этом западники настаивают на международно-правовом оформлении иммунитетов для представителей миссий ОБСЕ, против выступаем уже мы). Со своей стороны, не позволяем превратить ОБСЕ в инструмент реализации западных приоритетов в сфере европейской безопасности, экономического и гуманитарного сотрудничества. В результате неконструктивной линии западных стран в жертву в прошлом году была принесена юбилейная декларация ОБСЕ, посвященная 40-летию ее создания (партнеры пытались наполнить документ антироссийскими выпадами, что мы заблокировали). Безрезультатно в части гуманитарного измерения завершился и последний СМИД ОБСЕ в Белграде в декабре 2015 года.

Следует отметить, что немецкое председательство в ОБСЕ в этом году самонадеянно отказалось от устоявшейся традиции согласования повестки дня и тематик гуманитарных мероприятий ОБСЕ. Неудивительно, что по этой причине российская сторона проигнорировала I Дополнительное совещание ОБСЕ по теме «Политика и стратегии по продвижению терпимости и недискриминации» (14-15 апреля с. г.). В целом неконструктивная линия немцев ставит под угрозу результативность предстоящего в конце этого года СМИД ОБСЕ в Гамбурге.

Несколько слов необходимо сказать о сотрудничестве с исполнительными структурами ОБСЕ -Бюро по демократическим институтам и правам человека и Верховным комиссаром по делам национальных меньшинств А. Торс. Поддавшись давлению западников, они изготовили на средства западных спонсоров необъективный и предвзятый доклад о состоянии с правами человека в Республике Крым. Этот доклад был представлен в ходе Обзорного совещания ОБСЕ о выполнении обязательств в области человеческого измерения (Варшава, сентябрь 2015 г.). Данным шагом БДИПЧ и ВКНМ подорвали доверие к себе и осложнили дальнейшее сотрудничество с нами. Далеко не идеально справляется со своими функциями Спецпредставитель ОБСЕ по делам СМИ.

5. Аналогичную претензию можем адресовать и Комиссару Совета Европы по правам человека Н. Муйжниексу, который, побывав в Республике Крым в сентябре 2014 г., впоследствии опубликовал предвзятый и необъективный доклад о состоянии с правами человека в этом российском регионе. В 2015 г. Комиссар осуществил поездку на Украину, в ходе которой отметил многочисленные нарушения прав человека со стороны киевских властей и ВСУ. Рассчитываем, что Комиссар сохранит беспристрастность в своей работе, что позволит ему поддерживать конструктивное сотрудничество с Российской Федерацией.

Сотрудничество в области прав человека в рамках Совета Европы не исчерпывается, разумеется, контактами с Комиссаром. В этом году отмечается 20-летие вступления России в СЕ.

Центральное место в системе СЕ по праву принадлежит Европейской конвенции по правам человека и основным свободам 1950 г., международному договору многоаспектного характера. Эта конвенция учредила уникальный механизм обеспечения соблюдения обязательств в области прав человека.

Ведущая роль в созданной системе принадлежит Европейскому суду по правам человека (ЕСПЧ). Важнейший принцип деятельности данного судебного органа - его субсидиарность. Этот принцип означает закрепление приоритета в области реализации прав и свобод граждан за государствами и существенное ограничение компетенции ЕСПЧ в отношении национального правопорядка государств-участников. В соответствии со ст. 45 ЕКПЧ постановления ЕСПЧ обязательны для исполнения государствами-участниками. Это предполагает не только выплату компенсации потерпевшим, но и исправление допущенных нарушений, выявленных Судом.

Интересно, что в первые годы существования Суда ни о каких индивидуальных жалобах на свое

Вестник Марийского государственного университета

государство не было и речи. Кроме того, существовал мощный фильтр, отсеивавший обращения в Суд, в лице Комиссии по правам человека. Однако в результате реформы середины-конца 90-х. Суд и процедура его работы была глубочайшим образом реформированы и на сегодня мы имеем то, что имеем.

Постановления суда имеют прямое действие, и КМСЕ всячески поощряет развитие института прямого действия постановлений Суда, считая это наиболее эффективным способом защиты прав человека. Однако от действия постановления следует отличать институт исполнения постановления. Это уже требует активных действий со стороны государства, нарушившего ЕКПЧ. Постановления Суда обращены опосредованно к законодательным и исполнительным властям государства-ответчика. Правовые позиции Суда, выраженные в постановлениях, обращены ко всем государствам и учитываются ими. И Верховный суд, и Конституционный суд Российской Федерации подчеркивали это. В силу принципа добросовестного выполнения своих международных обязательств государства обязаны исправлять правовые ситуации, не соответствующие положениям Конвенции и правовым позициям ЕСПЧ. И это не вызывало бы никаких вопросов если бы в системе СЕ не возобладал и не укоренился достаточно неоднозначный принцип в соответствии с которым ЕКПЧ признается живым организмом или системой (living system), означающим функционирование системы ЕСПЧ на основе прецедентов и ее эволюцию с принятием каждого нового решения. Однако ничего подобного в момент принятия ЕКПЧ не замышлялось. Возможность изменения судьей правовой позиции, высказанной Судом в одном из предыдущих решений, закладывает определенную конфликтность. В деятельности Суда появляется момент непредсказуемости, некоторые его решения продиктованы политическими соображениями.

Хотелось бы затронуть вопрос о взаимодействии ЕСПЧ с Конституционным судом Российской Федерации. В результате изменений в конституционный закон о Конституционном суде от 14 декабря 2015 г. Суд получил право рассматривать обращения от компетентных органов о соответствии Конституции России того или иного постановления ЕСПЧ, исходя из приоритета положений Конституции перед положениями международного договора.

19 апреля с. г. Конституционный суд вынес первое решение по обращению Министерства юстиции с запросом о признании невозможным исполнения постановления ЕСПЧ по жалобе «Анчу-

гов и Гладков против России» в связи с запретом ч. 3 ст. 32 Конституции РФ заключенным участвовать в голосовании. Конституционный суд признал невозможным исполнение постановление ЕСПЧ в части принятия общих мер и внесения изменений в законодательство, которое бы ограничивало в избирательных правах не всех заключенных, т. к. это привело бы к дискриминационному подходу. С другой стороны, он признал возможным и реализуемым на практике в России подход по обеспечению справедливости, соразмерности и дифференцированности при назначении наказания в виде лишения свободы, что подразумевает лишение избирательного права. Индивидуальные меры в отношении Анчугова и Гладкова также не будут исполнены, т. к. они приговорены к смертной казни, замененной пожизненным заключением за тягчайшие преступления. Как было справедливо отмечено одним из судей Конституционного суда - при вступлении в СЕ Россия не брала на себя обязательств об изменении своей Конституции. Этот момент следовало бы учитывать и ЕСПЧ, если он в своих постановлениях претендует на всесторонность и учет всех обстоятельств.

КМСЕ осуществляет контроль за исполнением постановлений ЕСПЧ. Ожидаем продолжение диалога с СЕ по данному вопросу в ходе одной из будущих сессий КМСЕ.

Как представляется, механизм диалога между КС и ЕСПЧ о возможности исполнения отдельных постановлений ЕСПЧ эффективен, соответствует правовым рамкам, определенным Конституцией Российской Федерации и ЕКПЧ и позволяет обеспечить эффективную защиту интересов Российской Федерации в случае вынесения политизированных, либо противоречащих международному праву постановлений ЕСПЧ.

Сотрудничество в области защиты прав детей. 2 апреля с. г. КМСЕ утвердил новую Стратегию СЕ о защите прав детей. Несмотря на наши предостережения и возражения, большинство государств-членов согласилось с включением в стратегию ряда неолиберальных положений, направленных на разрушение традиционных духовных нравственных и семейных устоев, защиту прав детей-ЛГБТ и т. д. При этом в документе содержатся и полезные положения, которые могут быть использованы для отстаивания интересов детей на национальном и международном уровне. В этой связи Российская Федерация дистанцировалась от поддержки стратегии и приняла интерпретирующее заявление о том, что не считает себя связанной неприемлемыми положениями, направленными на подрыв традиционной семьи, внедрение

недопустимых неолиберальных образовательных программ в школы и поощрение пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних. Хотел бы отметить справедливую бурю возмущения общественности, которая была вызвана принятием Стратегии. Мы согласны со многими претензиями к этому документу и будем использовать формат сотрудничества в вопросах реализации указанной Стратегии в СЕ в целях продвижения своих приоритетов и блокирования распространения на нас наиболее вредных неолиберальных программ в данной области.

Реформирование социального направления СЕ. Российская Федерация последовательно пресекает попытки западных государств свернуть под любыми предлогами данное направление сотрудничества. Придает большое значение диалогу о выполнении обязательств по Европейской социальной хартии. По признанию европейских экспертов, российское законодательство, в частности трудовое и социальное, отвечает наиболее высоким стандартам, зафиксированным в этом важном документе СЕ. Ратификация остающихся статей Хартии в ближайшее время не планируется. Более того, с учетом экономического кризиса мы намерены обратить пристальное внимание на то, насколько европейские партнеры окажутся в состоянии выполнить взятые на себя обязательства по Хартии.

Значительная работа проводится МИД России по защите прав и законных интересов граждан Российской Федерации и соотечественников за рубежом. Знаменательным событием стал проведен-

ный в ноябре 2015 года Всемирный конгресс соотечественников, проживающих за рубежом. В соответствии с решениями руководства активизирована работа РЗУ и Россотрудничества по мониторингу нарушений прав соотечественников в странах их проживания и реагирования на возникающие случаи. Большую поддержку в этом вопросе нам оказывают организации соотечественников за рубежом. Привлекаем внимание мониторинговых механизмов ООН, Совета Европы и исполструктур ОБСЕ к фактам нарушений прав русскоязычного населения в странах постсоветского пространства, прежде всего, в Прибалтике и на Украине. Большую поддержку оказывают в этой работе конструктивно настроенные неправительственные правозащитные организации, которые мы стараемся привлекать к мероприятиям на площадках СПЧ и ОБСЕ.

Международное сотрудничество в области прав человека характеризуется жестким политическим противостоянием и затрагивает весьма чувствительные сферы международных отношений и внутригосударственного законодательного регулирования.

МИД России в тесном взаимодействии с компетентными органами прилагает необходимые усилия для эффективного проведения на международной арене наших приоритетов и противодействию неконструктивным выпадам партнеров в соответствии с основными положениями Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом В. В. Путиным.

Для цитирования: Кузьменков С. Ю. Актуальные проблемы международного сотрудничества в области защиты прав человека // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2016. № 2 (6). С. 71-75.

Citation for an article: Kuz'menkov S. Yu. Current problems of international cooperation in the field of human rights. Vestnik of the Man State University. Chapter "History. Law". 2016, no. 2 (6), pp. 71-75.

Кузьменков Степан Юрьевич,

начальник отдела Департамента по гуманитарному сотрудничеству и правам человека, Министерство иностранных дел Российской Федерации, г. Москва

Kuz'menkov Stepan Jur'evich,

Head of the Department for Humanitarian Cooperation and Human Rights, Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.