Научная статья на тему 'Актуальные проблемы и перспективы развития образования'

Актуальные проблемы и перспективы развития образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ И НАВЫКИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Манушкина А.А.

На данный момент существуют актуальные проблемы развития образования, ключевой перспективой развития образования выступает Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Большое внимание в стандарте уделяется формированию ком­петенций у обучающихся в начальном, среднем и старшем звене. Также отмечается существование необходимости перехода от традиционной установки на формирование знаний, умений и навыков к формиро­ванию творческих, нравственных, компетентных и успешных выпускников, осознающих свою ответственность перед обществом, способных принимать конструктивные решения в ситуации выбора и прогнозировать их возможные последствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Манушкина А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы и перспективы развития образования»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

© Манушкина А.А.*

Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут

На данный момент существуют актуальные проблемы развития образования, ключевой перспективой развития образования выступает Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Большое внимание в стандарте уделяется формированию компетенций у обучающихся в начальном, среднем и старшем звене. Также отмечается существование необходимости перехода от традиционной установки на формирование знаний, умений и навыков к формированию творческих, нравственных, компетентных и успешных выпускников, осознающих свою ответственность перед обществом, способных принимать конструктивные решения в ситуации выбора и прогнозировать их возможные последствия.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, ответственность, знания, умения и навыки, младший школьный возраст.

«Злейшему врагу не пожелаю - жить в эпоху перемен!»

Конфуций

В настоящее время образование в России претерпевает значительные изменения. Это касается не только высшей ступени образования, но и среднего (полного) общего образования. Изменения, которые происходят в общеобразовательных школах, являются широким полем для внедрения новых технологий образовательного процесса. Таково внедрение федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.

Данный стандарт отличается высокими требованиями, предъявляемыми к формированию различных компетенций у обучающихся. Не являются исключением здесь и обучающиеся начальной школы.

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (от 6 октября 2009 г.) одним из требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального образования выступает «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе» [5, с. 7].

Сейчас общество переживает период, когда ответственность начинает рассматриваться как внутренняя личностная категория, как специфическая

* Педагог-психолог МАОУ «Белоярская СОШ № 1».

14

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

личностная функция индивида [3]. Это объясняется возрастанием роли отдельного человека в окружающем мире, расширением его свободы и в то же время зависимости от внешней среды.

Стоит отметить существование необходимости перехода от традиционной установки на формирование знаний, умений и навыков к формированию творческих, нравственных, компетентных и успешных выпускников, осознающих свою ответственность перед обществом, способных принимать конструктивные решения в ситуации выбора и прогнозировать их возможные последствия [5].

Все это подчеркивает несомненную актуальность вопроса формирования личной ответственности у обучающихся на начальном этапе образования. Младший школьный возраст является сензитивным возрастом для формирования личностной ответственности. В современной науке накоплены данные о том, что формирующиеся в младшем школьном возрасте психологические новообразования имеют превалирующее значение для становления ответственности как качества и личности ребенка. К таковым новообразованиям можно отнести развитие произвольности, рефлексии, внутреннего плана действия, появление позиции школьника [4]. Здесь нельзя недооценить значимую фигуру взрослого-учителя. Именно педагог, реализуя образовательную программу, способен формировать ведущие компетенции, которые являются компонентами здоровой гражданской личности.

На данный момент исследование уровня ответственности у младших школьников привело к показателям далеким от идеалистической модели формирования компетенций для начального общего образования. Очевидно, что формирование ответственности не является одной из приоритетных целей деятельности педагогов и ведущим для обучающихся младших классов. Исследователи (З.Н. Борисова, Т.Ф. Иванова, К.А. Климова, Л.С. Славина и др.) указывают, что данное обстоятельство является следствием недостаточного владения учителями начальных классов знаниями и умениями проектирования и реализации процесса формирования ответственности как качества личности, отсутствием методических разработок, помогающих его осуществлять [4].

Федеральный государственный образовательный стандарт не предоставляет ответ на то, как формировать ключевые компетенции у обучающихся, но предоставляет широкое поле для внедрения новых образовательных технологий, которые призваны служить для формирования этих компетенций.

Модернизация, начального этапа обучения, обуславливает, с одной стороны, необходимость совершенствования уже имеющихся подходов к содержанию и организации учебного процесса, а с другой - целесообразность разработки новых, конструктивных и действенных педагогических технологий [4]. В этом и заключена перспектива развития образовательного пространства в современном обществе, где должны формироваться не только ключевые компетенции обучающегося, но и развиваться компетенции педагога.

Можно заключить, что существуют противоречия между социальными ожиданиями общества, которое стремится воспитывать ответственную личность, способную самостоятельно принимать решения и отвечать за их воплощение, и недостаточной разработанностью представлений о сущности ответственности как качества личности на этапе ее социализации в начальной школе.

Список литературы:

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под. ред. А.Г. Асмолова. -3-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 152 с.

2. Наливайко Н.В. Специфика праксеологического осмысления системы образования: к вопросу о системном кризисе современного образования / Н.В. Наливайко // Философия образования. - 2003. - № 6. - С. 33-41.

3. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. - 272 с.

4. Усачёва А.Н. Формирование ответственности как качества личности младших школьников средствами игровой деятельности: дис. ... канд. псих. наук. - Волгоград, 2001. - 184 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://stan-dart.edu.ru/Catalog.aspx?CatalogId=959 (Дата обращения: 27.01.2014).

6. Фурсенко А.А. Образование и наука России перед новым выбором / А.А. Фурсенко // Исследовательские университеты. Интеграция науки и образования: Матер. рос.-амер. науч. конф., Москва, 4-6 апреля 2004 г. - М.: Тверской ИнноЦентр, 2005. - С. 17-19.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПЕДАГОГОВ

© Торсунова О.В.*

Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут

В статье рассмотрены особенности формирования и развития профессиональных ценностных ориентаций педагогов, их специфические черты. Обосновано значение аксиологического подхода к образованию современных педагогов, выявлены проблемы его реализации.

Ключевые слова: ценностные ориентации, профессиональные ценностные ориентации, формирование профессиональных ценностных ориентаций, педагог, личность педагога.

* Магистрант кафедры Психологии и педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.