Научная статья на тему 'Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных условиях жизни'

Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных условиях жизни Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
28270
1776
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ОБЩЕСТВО / СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ / ФіЗИЧНА КУЛЬТУРА / АКТУАЛЬНі ПРОБЛЕМИ / СУСПіЛЬСТВО / СУЧАСНі УМОВИ ЖИТТЯ / PHYSICAL CULTURE / SPORT / ACTUAL PROBLEMS / SOCIETY / MODERN TERMS OF LIFE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Маликов Н. В.

В статье приведены материалы относительно наиболее актуальных проблем физической культуры и спорта в условиях жизни современного общества, а также предложены средства практического решения данных вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The actual problems of physical culture and sport in the modern terms of life

In the article the resulted materials in relation to the most actual problems of physical culture and sport in the conditions of life of modern society, and also the offered facilities of practical decision of the given questions.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных условиях жизни»

3. Булыгина И.И. Методические основы профессиональной подготовки организаторов туристической анимации: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М.: 1999. - Зб с.

4. Грицишина Т. Маленькі туристи (краєзнавство - дошкільникам) // Дитячий садок. - 2002. - № 40. - С.З.

З. Завьялова Т. Туристята. Программа двигательной и познавательной деятельности с использованием средств туризма // Дошкольное воспитание.- 2003.- № S.- С.З0-ЗЗ.

6. Куприна Л.Е. Программа “Экология, туризм, рекреация”. - http://ecotour.utmn.ru/dS.htm.

7. Мамонова Ю.Н. Программа краеведческо-туристской деятельности в детском саду // Отечество. - M., 199З. -С.39.

Надійшла до редакції 22.0З.2007р.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ЖИЗНИ

Маликов Н.В.

Запорожский национальный университет

Аннотация. В статье приведены материалы относительно наиболее актуальных проблем физической культуры и спорта в условиях жизни современного общества, а также предложены средства практического решения данных вопросов.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, актуальные проблемы, общество, современные условия жизни.

Анотація. Маліков М.В. Актуальні проблеми фізичної культури і спорту в сучасних умовах життя. У статті приведені матеріали щодо найактуальніших проблем фізичної культури і спорту в умовах життя сучасного суспільства, а також запропоновані засоби практичного вирішення даних питань.

Ключові слова: фізична культура, спорт, актуальні проблеми, суспільство, сучасні умови життя. Annotation. Malicov M.V. The actual problems of physical culture and sport in the modern terms of life. In the article the resulted materials in relation to the most actual problems of physical culture and sport in the conditions of life of modern society, and also the offered facilities of practical decision of the given questions.

Keywords: physical culture, sport, actual problems, society, modern terms of life.

Введение.

Современные условия жизни предъявляют высокие требования к организму человека и характеризуются повышенной степенью экстремальности. Связано это не только с особенностями окружающей среды, предопределяющими неблагоприятную экологическую обстановку, но и с большинством факторов социальной, экономической, психологической природы и т.п.

Сегодня стало очевидным, что в современном обществе любой человек испытывает на себе громадный объем неблагоприятных воздействий различного характера, что неминуемо сказывается как на его психологическом состоянии, так и общем уровне здоровья [1-З]. Не случайным является тот факт, что в последние годы зарегистрирован выраженный всплеск различного рода острых и хронических заболеваний среди самых разнообразных слоев населения, причем нередко существенно отличающихся по свое-

му социальному статусу, уровню доходов и т.п.

Вполне естественно, что сложившаяся в настоящее время сложная социально-экономическая, психологическая и экологическая ситуация предъявляют совершенно новые требования к различным отраслям общественной жизни, в том числе и к такому роду человеческой деятельности как физическая культура и спорт. Что же является наиболее актуальным в данной области научно-практических знаний, способным оказать реальное позитивное воздействие на представителей различных слоев современного общества.

Прежде всего, необходимо отметить, что и сегодня не потеряло своей актуальности положение о необходимости широчайшего распространения различных видов физической культуры и спорта среди разнообразных слоев населения. Очевидно, что систематические занятия различными видами физических упражнений в самых разнообразных формах будут способствовать повышению общей резистентности организма современных жителей к неблагоприятным воздействиям различного характера.

Особенно острой эта проблема является в отношении нашего подрастающего поколения. Существенное падение уровня физического здоровья среди молодежи, распространение среди них различных заболеваний ставит под угрозу экономическую, интеллектуальную и социальную стабильность нашего общества в самой недалекой перспективе. К сожалению, в последние годы, приходится констатировать выраженное падение уровня физического воспитания как среди школьников, так и учащейся молодежи. Наблюдается не только необоснованное уменьшение времени занятий физической культурой и спортом среди школьников и студентов, но, что самое печальное, падение престижности здорового образа жизни, систематических занятий спортом, не говоря уже о стремительном падении престижности в обществе профессий школьного учителя физической культуры, тренера в детско-юношеских спортивных школах различной направленности.

Более того, наметился необоснованный уклон в сторону занятий, так называемыми, элитными видами физических упражнений, в частности, такими как фитнесс, бодибилдинг, большой теннис и т.п., причем преимущественно для строго ограниченной группы людей с определенным социальным положением и финансовым достатком. Следствием данной стратегии развития физической культуры и спорта стало сокращение количества учебных занятий в общеобразовательной школе и в высших учебных заведениях. Все это привело не только к снижению уровня физического здоровья и физической подготовленности детей и молодежи, но и к формированию неблагоприятного имиджа массовой физической культуры.

Формулирование целей работы.

Цель статьи - исследовать актуальные проблемы физической культуры и спорта в условиях жизни современного общества и указать средства

19З

практического решения данных вопросов.

Результаты исследования.

В связи с вышеизложенным чрезвычайно актуальной проблемой на современном этапе представляется работа, направленная на скорейшее восстановление значимости физической культуры и спорта в современном обществе как в экономическом, социальном, так и в общегосударственном отношении. Для решения данного вопроса необходимы совместные усилия различных государственных и общественных организаций, причем не в декларативном порядке, а реально, на деле. Очевидно, что принимаемые в больших количествах различные программы уже не могут обеспечить практическое решение данной проблемы, нужны реальные экономические и социальные подходы, способные переломить неблагоприятную обстановку в области отечественной физической культуры и спорта.

Не менее важной проблемой представляется также вопрос относительно подготовки квалифицированных кадров в области физического воспитания. В данном аспекте особое внимание хотелось бы обратить не только на уже отмеченную необходимость возрождения престижности профессии преподавателя и тренера, но и на решение проблемы эффективного трудоустройства выпускников факультетов физического воспитания университетов и институтов физической культуры.

Особенно остро данная проблема стоит в отношении специалистов по физической реабилитации: будучи достаточно хорошо подготовленными как в теоретическом, так и в практическом отношении они в большинстве случаев испытывают серьезные трудности с трудоустройством в учреждения медицинского профиля, что связано с отсутствием полноценных, согласованных договоренностей между Министерствами здравоохранения, образования и науки и Министерством по делам семьи, молодежи и спорта. Вместе с тем, реальная потребность в специалистах данного профиля высока. Не менее важной является также проблема подготовки полноценных высококвалифицированных кадров в области спортивной медицины. Хорошо известно, что практически все работающие в области физической культуры и спорта врачи не имеют образования специальной направленности, связанного со спортивной медициной. Несмотря на высокий профессионализм и преданность своему делу данных специалистов, проблема подготовки спортивных врачей является, несомненно, актуальной. Сложность решения этого вопроса усугубляется еще и тем, что до сих пор в этом отношении нет единого мнения между министерствами и ведомствами, ответственными за подготовку специалистов данного направления.

Достаточно серьезной проблемой представляется также отсутствие в настоящее время целенаправленной, долгосрочной подготовки специалистов в области физического воспитания и спорта непосредственно по выбранной специальности.

Так, учебные планы по таким дисциплинам,

как «Физическое воспитание», «Олимпийский и профессиональный спорт», «Физическая реабилитация» составлены в соответствии с одним направлением -«Физическое воспитание и спорт», что не дает возможности целенаправленной подготовки студентов по данным специальностям с 1-го курса. Изучение специальных предметов возможно только с 5-го курса в рамках образовательно-кавлификационных уровней «Специалист» и «Магистр», что существенно снижает эффективность подготовки специалистов по указанным специальностям.

Очевидно, таким образом, что в данном вопросе назрела острая необходимость пересмотра учебных планов с целью приведения их в соответствие со спецификой конкретной специальности.

Вместе с тем, нельзя не отметить, что сам процесс подготовки кадров в области физического воспитания в целом отвечает современным требованиям. Сложившиеся за многие десятилетия традиции и методики обучения еще позволяют готовить конкурентоспособных специалистов по физическому воспитанию во многих ВУЗах страны. Однако, очевидна тенденция к ослаблению данного процесса, связанная как с объективными причинами (старение высококлассных преподавательских кадров высшей квалификации, отсутствие серьезной финансовой поддержки материально-технического обеспечения учебного процесса и т.п.), так и с конкретными субъективными (нежелание, а в большинстве случаев и неумение, перестройки учебного процесса в соответствии с реалиями и потребностями современной жизни).

В данном вопросе уже давно назрела необходимость качественного прорыва, связанная как с открытием новых привлекательных и конкуретнос-пособных специальностей по физическому воспитанию и спорту, так и с организацией их полноценного материального обеспечения, своеобразной «привязкой» к потребностям жизни общества в современных социально-экономических условиях.

Отмеченные проблемы в подготовке высококвалифицированных кадров в области физического воспитания достаточно остро проявляются и в области спорта высших достижений. Уже ни для кого не секрет, что большинство достижений наших ведущих спортсменов на международной арене в значительной степени связано с материальными и человеческими ресурсами, заложенными несколько десятилетий назад. В настоящее время многими специалистами констатируется существенное снижение эффективности работы специализированных ДЮСШ по различным видам спорта, что связано с объективными причинами их недостаточного государственного финансирования, оттока квалифицированных кадров за рубеж, низкой степени материального стимулирования детских тренеров и т.п. Очевидно, что решение данных вопросов является одной из актуальных проблем современного массового спорта и спорта высших достижений. Только в этом случае мы можем рассчитывать на высокие результаты ук-

раинских спортсменов в предстоящих Олимпийских Играх и ответственных мировых и европейских соревнованиях. Практическое решение проблемы подготовки спортивных кадров высокой квалификации, по нашему мнению, возможно за счет своеобразного сосредоточения материальных и человеческих ресурсов в специализированных Центрах Олимпийской подготовки конкретных городов Украины, добившихся за последние годы наиболее значительных успехов в том или ином виде спорта. Например, г. -Запорожье вполне мог бы стать центром подготовки гандболистов, гандболисток, волейболисток и баскетболисток, а также в таких видах спорта как плавание, легкая атлетика, академическая гребля и т. п.

Не менее актуальной представляется также проблема медико-биологического обеспечения учебно-тренировочного процесса спортсменов высшей квалификации. Хорошо известно, что эффективный медико-биологический и врачебно-педагогической контроль в значительной степени предопределяют спортивные достижения конкретного спортсмена или конкретной спортивной команды. Несмотря на значительные успехи украинской спортивной науки в данном направлении, представляется необходимым интенсифицировать процесс разработки совершенно новых методических подходов к оперативной оценке текущего состояния спортсменов с применением достижений современных компьютерных технологий, повышения эффективности реабилитационных мероприятий и системы фармакологического сопровождения. Только в этом случае мы можем с уверенностью смотреть в будущее и справедливо ожидать от наших спортсменов высоких спортивных достижений.

Выводы.

Вполне естественно, что приведенные в данной статье материалы являются отражением лишь малой доли проблем, стоящих сегодня перед физической культурой и спортом и являются собственным взглядом автора по данному вопросу. Вместе с тем, очевидно, что развитие физической культуры и спорта на совершенно новом качественном уровне является одной из наиболее актуальных проблем жизни современного общества, решение которой будет способствовать гармоническому развитию всех его представителей.

Литература

1. Маликов Н.В. Адаптация: проблемы, гипотезы, эксперименты. Монография. - Запорожье, 2001. - 359 с.

2. Круцевич Т.Ю. Методы исследования индивидуального здоровья детей и подростков в процессе физического воспитания: Учебное пособие. - К.: Олимпийская литература, 1999. - 232 с.

3. Агаджанян Н.А. Эпоха глобального синергизма и концепция выживания. Современные подходы к диагностике и реабилитации экологозависимых заболеваний // Актуальные проблемы медицинской экологии / Тезисы докладов 1-й Российской научно-практической конференции. - Орел, 1998. - С. 45-49.

4. Каюмов А.К. Влияние экстремальных климатических условий на морфофизиологические показатели организма // Гигиена и санитария. - 2000. - №5. - С. 14-17.

5. Полиевский С. А., Лакшин А.М., Ковтун М.В. и др. Оздоровление школьников из районов комплексного эко-

логического загрязнения // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2000. - №3. -С. 19-21.

Поступила в редакцию 04.0З.2007г.

ВПЛИВ ПСИХОЛОГІЧНИХ ЧИННИКІВ НА РУХОВУ ДІЯЛЬНІСТЬ

Мицкан Богдан Прикарпатський національний університет імені Василя Стефаника

Анотація. У статті розкриваються психологічні чинники організації, побудови й структури рухової діяльності людини. Удосконалення прийомів організації, побудови й управління руховою діяльністю здійснюється в процесі онтогенетичного розвитку шляхом актуалізації філогенетичних утворень через формування адекватного ставлення до ситуації, що виникає, та вибору оптимального способу її вирішення з урахуванням можливостей суб’єкта, змістової структури та завдання рухової дії.

Ключові слова: психологічні чинники, побудови, структура, рухова діяльність.

Аннотация. Мицкан Б. Влияние психологических факторов на двигательную деятельность . В статье раскрываются психологические факторы организации, построения и структуры двигательной деятельности человека. Совершенствование приемов организации, построения и управление двигательной деятельностью осуществляется в процессе онтогенетического развития путем актуализации филогенетических образований через формирование адекватного отношения к ситуации, которая возникает, и выбора оптимального способа ее решения с учетом возможностей субъекта, содержательной структуры и задачу двигательного действия.

Ключевые слова: психологические факторы, построение, структура, двигательная деятельность. Annotation. Mitskan B. The influence of psychological factors on motive activity. The psychological factors of organization, construction and structure of motive activity of man open up in the article. Perfection of receptions of the organization, construction and management of impellent activity is carried out in process ontogenetic development. It occurs by actualization of phylogenetic formations. It occurs through formation of the adequate attitude to a situation and a choice of an optimum way of the decision. Opportunities of the subject, substantial structure and a problem of impellent action are taken into account. Keywords: psychological factors, construction,

structure, motive activity.

Вступ.

В найбільш загальному визначенні рухова діяльність - це взаємодія суб’єкта з оточуючим середовищем. Наслідком такої взаємодії є розвиток психомоторних функцій і психіки індивіда в цілому.

Тривалий час вивчення рухів залишалось предметом дослідження фізіології м’язової діяльності й біомеханіки (Бернштейн Н.В., 1966; Анохин П.К., 197З; Енока Р.М.,1998; Носко Н. А., 2000; Уилмор Дж., Костилл Д.Л., 2000; Лапутин А.М., Носко М. О., Кашуба В.О., 2001 та інші).

В сучасній психології та психофізіології не виокремлюють рухову діяльність як окремий вид. Як правило, психологи поділяють рухи на мимовільні й довільні, розглядаючи їх як спосіб здійснення рухової

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.