Научная статья на тему 'Актуальные проблемы экономики региона'

Актуальные проблемы экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
229
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ МАРШРУТА / ОБОБЩЕННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ / PROFITABILITY OF THE ROUTE / THE GENERALISED PARAMETRE OF PRODUCTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жуков Роман Александрович, Кузнецов Геннадий Васильевич, Манохин Евгений Викторович

Рассматриваются некоторые вопросы разработки методики определения субсидий транспортным предприятиям на возмещение затрат в результате регулирования тарифов и реализации социальных льгот на маршрутах регулярной перевозки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF ECONOMY OF REGION

In the given activity it is considered some questions of development of a technique of determination of grants to transport agencies on costs refunding as a result of adjustment of fares and realisation of social privileges on routes of regular transportation

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы экономики региона»

Vasin Leonid Aleksandrovich, doctor of technical science, professor, manager of department «Economics and Management», (4872) 33-25-00, Russia, Tula, Tula State University,

Gorodnichev Sergey Vladimirovich, candidate of technical science, docent, (4872) 26-02-45, gorodnichev_SV@mail.ru, Russia, Tula, Financial University under the Government of the Russian Federation (Tula bran)

УДК 330.34

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

Р.А. Жуков, Г.В. Кузнецов, Е.В. Манохин

Рассматриваются некоторые вопросы разработки методики определения субсидий транспортным предприятиям на возмещение затрат в результате регулирования тарифов и реализации социальных льгот на маршрутах регулярной перевозки

Ключевые слова. рентабельность маршрута, обобщенный показатель результативности.

Существующие методики расчета субсидий транспортным предприятиям ориентированы на распределение выделяемых из местного бюджета денежных средств на возмещение затрат или недополученных доходов, возникающих при перевозке пассажиров по пригородным и муниципальным маршрутам регулярных перевозок в результате регулирования тарифов, перевозки льготников и реализации проездных билетов. При оценке показателей транспортной подвижности пассажиров всех категорий (льготники, пассажиры с проездными билетами и обычные пассажиры) стоит вопрос о методе, позволяющем с достаточной точностью их определить.

Применение автоматизированных методов учета (например, г. Москва и Московская обл.) при прохождении пассажиров через турникет с регистрацией типа права на льготу и стоимости проезда позволяет с высокой вероятностью (по экспертным оценкам близкой к единице) в режиме близком к реальному времени получать информацию о динамике транспортной подвижности населения. Применение талонного метода, который основывается на оценке объемов транспортной работы по проданным билетам (талонам) и регистрации проезда льготников и пассажиров с проездными билетами, и позволяет в общем случае получать достаточно достоверные результаты оценки транспортной работы.

Выборочный метод основывается на проведении оценки показателей генеральной совокупности (все пассажиры) с помощью оценок структурированной выборки.

Рассмотрим возможности и ограничения применения некоторого подхода по оптимизации трансфертов органов государственного управления в части субсидирования проезда граждан льготной категории (Тульская область).

Предлагается следующий метод.

Во-первых, формирование базы статистических данных в соответствии со следующими показателями. Среднемесячный пассажиропоток на выделенном маршруте. Среднемесячный пассажиропоток на выделенном маршруте граждан, пользующихся льготным проездом.

Среднемесячная себестоимость маршрута с учетом требований, предъявляемых к организации перевозок в пределах региона (альтернатива: затраты на 1 км + протяженность маршрута).

Среднемесячная выручка от организации перевозок на выделенном маршруте. Стоимость проезда по полному и льготному тарифу на маршруте (с учетом номера остановочного пункта).

Во-вторых, выбор факторных признаков: среднемесячный пассажиропоток на выделенном маршруте, среднемесячная себестоимость маршрута с учетом требований, предъявляемых к организации перевозок в пределах региона (альтернатива: затраты на 1 км + протяженность маршрута).

В-третьих, формирование результативного признака (рентабельность маршрута) по формуле:

я = (1)

где Я - рентабельность (в долях), С - себестоимость маршрута, В - среднемесячная выручка от пассажирских перевозок в предположении, что все пассажиры осуществляют проезд без льгот. Выручка будет определяться по формуле:

В = Цп п , (2)

где - стоимость проезда по полному тарифу, П - среднемесячный пассажиропоток на выделенном маршруте.

Можно использовать следующую формулу:

В = £Г= ±Цп ¿п (3)

где I - номер остановки, п - число остановочных пунктов на маршруте.

В-четвертых, формирование норматива для каждого маршрута по формуле:

Ян = а1-х1 + а2- х2, (4)

где - среднемесячный пассажиропоток на выделенном маршруте, -среднемесячная себестоимость маршрута с учетом требований, предъявляемых к организации перевозок в пределах региона, - параметры модели, определяемые с помощью корреляционно-регрессионного анализа. Если расчетная рентабельность ниже 1,1, то устанавливается норматив, равный В целях корректного представления модели ее можно

привести к стандартизованному виду и нормализовать.

В-пятых, определение фактической рентабельности маршрута по формуле:

Яф = (5)

где Яф— фактическая рентабельность (в долях), С - себестоимость маршрута, Вф - фактическая среднемесячная выручка от пассажирских перевозок на выделенном маршруте.

В-шестых, определяется обобщенный показатель результативности по формуле:

э (6)

В-седьмых, если Э > 1, то решение о предоставлении льгот отклоняется, в противном случае принимается решении о выдаче денежных средств на субсидирование организации пассажирских перевозок по выделенному маршруту в соответствии со следующей последовательностью.

В-восьмых, объем финансирования определяется по формуле:

Р = 51(Цп-Цл)П, (7)

где Цп - стоимость проезда по полному тарифу, Цл. - стоимость проезда по полному тарифу, П - среднемесячный пассажиропоток на выделенном маршруте, 51 - доля граждан, пользующихся льготным проездом, определяемая как отношение среднемесячного пассажиропотока на выделенном маршруте граждан, пользующихся льготным проездом, к среднемесячному пассажиропотоку на выделенном маршруте

Можно использовать следующую формулу:

Р = £Г=1^(Цп-Цш)П. (8)

где i - номер остановки, п - число остановочных пунктов на маршруте.

В-девятых, рассчитывается рентабельность проекта по формуле:

ЯР = (9)

где - фактическая рентабельность (в долях), С - себестоимость маршрута, - фактическая среднемесячная выручка от пассажирских перевозок на выделенном маршруте. Если Я Р>Ян, то размер субсидии устанавливается в соответствии с формулами (7) или (8).

В-десятых, Если Я Р<Я н, то размер субсидии определяется по формуле:

Р = С-( 1 + Я н) — В ф (10)

Замечание.

Исходные данные должны быть достоверны.

Представленный алгоритм, используя математические методы и модели (см., например, [1]-[7]), можно легко модернизировать на совокупность маршрутов, организацией которых занимается одна транспортная компания, за счет определения норматива внутри выделенной группы маршрутов. Таким образом, предложенный алгоритм позволит оптимизировать процесс перераспределения субсидий из бюджета Тульской области транспортным организа-

циям на возмещение затрат или недополученных доходов, возникающих при перевозке пассажиров льготной категории, что является актуальной задачей, решение которой способствует не только повышению эффективности управления транспортной системой, но и наиболее полному удовлетворению потребностей при оптимальном использовании пассажирского транспорта.

Список литературы

1. Манохин Е.В. Некоторые множества в и константа Юнга. Че-бышевский сборник: науч.-теорет. журн. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2008. Т.9. Вып.1.

2. Манохин Е.В. Банаховы матрицы // Изв. ТулГУ. Сер. Механика. Математика. Информатика. Тула, 2003. Т.9. Вып.1. С.129-141.

3. Манохин Е.В. Г-слабо локально равномерная выпуклость в пространствах Банаха//Известия вузов. Математика. 1998. №1. С. 51 -54.

4. Васин A.A., Васина М.В., Манохин Е.В. О разработке методики определения субсидий транспортным предприятиям на возмещение затрат в результате регулирования тарифов и реализации социальных льгот на маршрутах регулярной перевозки // Научные труды SWorld. 2014. Т. 26. № 2. С. 68-73.

5. Кузнецов Г.В., Яшин A.A. Моделироваие гемодинамиеских процессов в «геодезических» сосудах при движении крови с завихрениями// Вестник новых медицинских технологий. i998. Т. 5. № 34. С. 32.

6. Kuznetsov G.V., Yashin A.A. Hemodynamics of the human cardiovascular system in turbulent blood flow. Russian Journal of Biomechanics. 2000. Т. 4. № 3. С. 86-92.

V. Манохин Е.В., Кузнецов Г.В., Добрынина И.В. Об обучении теории вероятностей студентов экономических вузов и алгоритмизации. Научные труды SWorld. 2013. Т. 16. № 2. С. 4V-50.

Жуков Роман Александрович, канд. физ.-мат. наук, доц., emanfinun@mail.ru, Россия, Тула, Тульский филиал Финуниверситета,

Кузнецов Геннадий Васильевич, канд. физ.-мат. наук, доц., директор, emanfinun@mail.ru, Россия, Тула, Тульский филиал Финуниверситета,

Манохин Евгений Викторович, доц., зав.кафедрой, emanfinun@mail.ru, Россия, Тула, Тульский филиал Финуниверситета,

ACTUAL PROBLEMS OF ECONOMY OF REGION R.A. Zhukov, G.V. Ruznetsov, E.V. Manohin

In the given activity it is considered some questions of development of a technique of determination of grants to transport agencies on costs refunding as a result of adjustment of fares and realisation of social privileges on routes of regular transportation

Keywords. Profitability of the route, the generalised parametre of productivity.

Zhukov Roman Aleksandrovich, candidate of physical and mathematical sciences, docent, emanfinun@mail.ru, Russia, Tula, Tula filial of Financial university

Ruznetsov Gennady Vasilievich, candidate of physical and mathematical sciences, docent, director, emanfinun@mail.ru, Russia, Tula, Tula filial of Financial university

Manohin Evgeny Victorovich, candidate of physical and mathematical sciences, the head of department, emanfinun@mail.ru, Russia, Tula, Tula filial of Financial university

УДК 330.34

ОЦЕНКИ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ

Р.А. Жуков, Е.В. Манохин, Е.А. Назырова, М.В. Васина

Рассматривается анализ проблемы оценки гармоничного развития территорий - составляющей устойчивого развития социо-эколого-экономических систем (СЭЭС). Изучение данного вопроса особенно актуально в современных условиях экономической нестабильности, негативных глобальных тенденций, ограниченности ресурсов.

Ключевые слова. Результативность, социо-эколого-экономические системы, использование земель сельскохозяйственного назначения, показатель результативности, математическая модель, гармоничное развите, устойчивость.

В настоящей статье проводится сравнение существующих методик и методов формирования индикаторов гармоничного развития СЭЭС с разрабатываемым фундаментальным подходом к оценке эффективности деятельности субъектов управления социо-эколого-экономическими системами. Его суть заключается в построении интегрального нормированного показателя, позволяющего сравнивать почвенно-экологическую, социальную и экономическую результативность развития в рамках системного подхода. Критерием результативности является отношение фактического значения показателя к нормативу, определяемого с помощью построенной математической модели с использованием корреляционно-регрессионного анализа, которое должно быть больше или равно единице (находиться в допустимых пределах) при заданных условиях хозяйствования. При этом требование равномерного роста предопределяет необходимость равенства значений обобщенных показателей по каждому из направлений (отсутствие асинхронности). Такой подход применим и к оценке составляющих отдельного направления (социального, экологического или экономического), что определяет его универсальность.

При этом оказывается возможным количественно сравнить разные территориальные образования (регион, муниципальное образование) с уче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.