Российский государственный социальный университет
129226, РФ, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, 4 Контактный телефон: (495) 748-67-67 e-mail: [email protected]
Кандидат экономических наук, преподаватель кафедры финансов и кредита
БОНДАРЕНКО Анастасия Викторовна
Актуальные проблемы денежно-кредитной политики и развития экономики России в ближайшей перспективе
Рассмотрены актуальные проблемы денежно-кредитной политики России, которые, с одной стороны, усугубляют несовершенство отечественной кредитной системы, демонстрируя ее слабые места, а с другой - создают предпосылки для ключевых изменений в денежно-кредитной сфере, которые позволят преодолеть кризисные проявления в российской экономике и выйти на новый этап эволюционного развития, в противном случае кредитную систему, как и всю экономику, ждет депрессия, которая может продлиться десятилетие, а по некоторым оценкам, и более долгий период.
JEL classification: Е4, Е5
Ключевые слова: кредит; банки; кредитная система; реструктуризация; денежно-кредитная политика.
В своем известном труде «Теория экономического развития» Й. Шумпетер отмечает, что финансовый посредник (коммерческий банк) - это «движущая сила институциональных изменений в финансовой структуре экономики» [11. С. 54]. Данное утверждение, в котором акцентируется внимание именно на совершенствовании кредитной системы как основы формирования финансовой структуры в соответствии с потребностями модернизации экономики любой страны, выводит на необходимость рассмотрения данного вопроса относительно России.
Фундаментом модернизации является реструктуризация реального сектора, содержащая два взаимосвязанных направления: обновление производственно-технической базы экономики и трансформация структуры производства, включая диверсификацию экспорта.
Центральный вопрос в осуществлении данной стратегии - финансовые ресурсы, способные обеспечить реализацию модернизации экономики.
Замедление темпов корпоративного кредитования, наблюдавшееся в посткризисный период (2009-2013 гг.), более рельефно просматривается, если сопоставить рост корпоративного кредитного портфеля с ростом денежной массы М2: 15,8% роста М2 на 1 ноября 2012 г. в годовом исчислении против 17,1% роста корпоративного кредита [9]. Снижение темпов корпоративного кредитования было обусловлено влиянием сле-015 дующих факторов:
пг • замедление экономического роста России;
< • перераспределение ресурсов многих банков на рынок потребительского кредито-
^ вания, и в первую очередь высокодоходного необеспеченного; ^ • снижение уровня достаточности капитала у большинства банков; § • проблемы привлечения большинством банков относительно дешевых и долго-
@ срочных ресурсов;
2 (58) 2015
• существенный разрыв между ценой кредита, приемлемом для заемщика, и ценой кредитора [1. С. 91].
В сентябре 2014 г. корпоративные кредиты российских банков выросли на 2,3% (с исключением влияния изменения валютного курса на 0,6%), кредиты физическим лицам - на 1,3% (1,1% соответственно) [8]. Совокупный объем корпоративных и розничных кредитов за месяц вырос на 2,0% (0,8%), по информации Банка России. Динамика предоставления кредитов корпоративному сектору представлена ниже (рис. 1).
Корпоративные кредиты, у-о-у
Доля просроченных задолженностей юридических лиц — (правая шкала)
Рис. 1. Динамика предоставления кредитов юридическим лицам1
Однако, к сожалению, данный рост не отражает оживления в производственном секторе, а лишь свидетельствует о закрытии доступа отечественных компаний к более дешевому финансированию с внешних рынков в связи с санкциями, до введения которых компании (в том числе банки) компенсировали ограничительную денежную политику ЦБ внешними займами в размере 650 млрд дол. [2. С. 49]. Эта сумма превышает 50% денежной массы, обращающейся в отечественной экономике. Темпы роста денежной массы графически представлены ниже (рис. 2).
302520151050
Назначение Набиуллиной
11111
2 п т • ООО'
ООО
2011 г.
ООООООООО
I гч
ООО
ОООООООООООО 2012 г.
Н N т 5 О О О О I
ООООООООООО!
2013 г.
Ш Чо IX 00
о о о о о
ООООООООО
Рис. 2. Темпы роста денежной массы к соответствующему месяцу предыдущего года2
Если обратить внимание на то, что потребность в кредитовании (в том числе роста производства) при сложившихся политических и экономических реалиях возрастает, то искусственно создаваемый дефицит денег в экономике и рост процентных ставок сводят на нет возможности развития промышленности, не говоря уже о модернизации
1 Составлено по: Официальный сайт ЦБ РФ. Режим доступа: http://www.cbr.ru.
2 Там же.
и реструктуризации отраслей российской экономики, что является одним из ключевых условий преодоления сложившегося кризиса и выхода на новый этап развития. Сокращение кредита и сжатие денежной массы ведут к падению производства и сокращению инвестиций, поскольку введенные санкции дают возможность отечественному производству начать развиваться самостоятельно и перейти от декларируемой политики им-портозамещения к реальному ее осуществлению. Со стороны государства и денежно-кредитных властей требуются лишь поддержка и софинансирование инвестиций для развития производства, его переоснащения и расширения; сами производители уже готовы к такой работе, но за неимением средств вынуждены упускать выпавший шанс. Иными словами, корпоративное кредитование в данный момент находится в еще более тяжелом положении, и это положение продолжает ухудшаться, являясь отражением негативных процессов, происходящих в экономике страны. По итогам 2014 г. Минэкономразвития ожидает рост экономики России на 0,5%; Центральный банк - на 0,4; Международный валютный фонд - на 0,2%. Если в 2010 г. ВВП России вырос на 4,5%, то в 2011 г. - на 4,3; в 2012 г. - на 3,4, а в 2013 г. - лишь на 1,3% [6]. Возникает порочный круг: снижение темпов роста корпоративного кредитного портфеля обусловливает снижению темпов роста ВВП, и наоборот. Но, как известно, рост экономики невозможен без развития производства.
Оценкой успешности деятельности Банка России по рефинансированию коммерческих банков могут служить статистические данные, свидетельствующие о том, что его деньги в своей большей части пошли по назначению. К сожалению, на данный момент Центробанк подобной статистики не имеет. Поэтому проведем анализ групп кредитных организаций с различным уровнем средств Банка России в обязательствах и долей кредитов реальному сектору экономики в совокупных активах банков соответствующей группировки.
Кредитная активность банков с различным уровнем средств ЦБ в обязательствах
(без учета данных по госбанкам)
Доля средство ЦБ в обязательствах Количество банков в группе Средняя доля средств ЦБ в обязательствах Средняя доля кредитов реальному сектору экономики в активах Доля группы в общем объеме кредитов ЦБ
Свыше 20% 24 32,5 Л к 16,2 24,0
От 10 до 20% 32 12,8 35,7 19,6
От 5 до 10% 42 7,5 33,2 29,7
От 2 до 5% 61 3,2 37,7 N 26,8
Как видно из представленных данных (см. таблицу), для кредитных организаций, выделяющихся крайне высоким уровнем заимствований у Банка России, характерен низкий уровень вовлеченности в кредитование предприятий нефинансового сектора. Говоря иначе, не проводя четкую и жесткую политику в области целевого использования заимствований для банков, Центробанк финансирует не только отток капитала, но и спекулятивную активность кредитных организаций. Следовательно, при рефинансировании коммерческих банков ЦБ должен устанавливать лимит по предоставлению кредитов в разрезе приоритетности тех или иных отраслей в модернизации экономики.
В настоящее время открытой методики определения верхней планки в объеме кредитных ресурсов ЦБ нет. Очевидно, что Банк России руководствуется какими-то своими принципами, которые должны стать прозрачными и достаточно понятными для кредитной системы, а с учетом необходимости перехода на новый тип развития экономики эти принципы могли бы носить отраслевой характер в кредитовании промышленности и приоритетного рефинансирования банков, кредитующих инновационные сектора [10. С. 129]. Поэтому следует признать необходимым создание эмиссионного
механизма рефинансирования Банком России коммерческих банков под увеличение их кредитных требований к предприятиям реального сектора и в меру роста финансовых потребностей развивающейся экономики.
Как мировой, так и российский опыт позволяет сконструировать оптимальные механизмы денежного предложения, замкнутые на кредитование реального сектора экономики и приоритетные направления ее развития.
Центральному банку РФ следует выдавать кредиты на рефинансирование коммерческих банков не до их предоставления конечным заемщикам, а после. В этом случае, чтобы получить кредит в Центральном банке РФ, коммерческий банк должен будет вначале предоставить кредит предприятию, и лишь затем под обязательство (вексель) он получит соответствующий заем в Центральном банке РФ. Ставка рефинансирования не должна превышать среднюю норму прибыли в обрабатывающей промышленности, а сроки предоставления кредитных ресурсов должны соответствовать типичной длительности научно-производственного цикла в реальном секторе экономики (3-7 лет) [3].
Во избежание перетока эмитируемых таким образом кредитов на финансовый и потребительский рынок необходимо активное использование соответствующих норм валютного регулирования и банковского контроля [4]. В отсутствие валютных ограничений коммерческие банки направляют получаемые от денежных властей кредитные ресурсы на приобретение иностранной валюты, подрывая устойчивость рубля и тем самым лишая смысла государственную кредитную политику и поддержку банковской системы.
Вывоз капитала за границу можно существенно снизить и осложнить путем восстановления основных норм валютного контроля. Как справедливо отмечает А. Д. Не-кипелов, «очевидно, что ограничения на вывоз капитала, возврат к практике стопроцентной продажи валютной выручки экспортерами, фиксация обменного курса рубля стабилизировали бы ситуацию в денежно-кредитной сфере с минимальным расходованием валютных резервов. В этом случае не было бы необходимости и в проведении политики высоких процентных ставок» [5].
Концентрация денежной эмиссии на рефинансировании коммерческих банков под обязательства промышленных компаний создаст условия для конкуренции между банками за клиентов среди производственных предприятий, чтобы получить доступ к рефинансированию со стороны ЦБ РФ. В итоге рынок кредитов из рынка продавца, монополизированного крупными коммерческими банками, станет рынком покупателя, конкурентная борьба на котором сможет привести к снижению процентных ставок.
Основным является вопрос о способности существующей кредитно-финансовой системы предоставить экономике те же инструменты долгосрочного привлечения ресурсов в реальный сектор экономики, что и в других странах.
Таким образом, важной предпосылкой формирования тесной взаимосвязи кредитной системы и реальной экономики является научно обоснованная деятельности финансового регулятора российской экономики, основной целью которого должна быть реструктуризация и модернизация последней [7]. Он должен содержать: стратегии лидерства в тех направлениях, в которых российский научно-промышленный комплекс имеет технологическое превосходство; стратегию догоняющего развития в направлениях со значительным отставанием и стратегию опережающей коммерциализации в остальных направлениях. И главное - он должен сформировать ключевую роль кредитной системы как стимула развития и источника ресурсов для осуществления трансформации отечественной экономики. При формировании денежно-кредитной политики ЦБ следует больше внимания уделять оценке макроэкономических последствий проводимых мероприятий и их влияния на производственную сферу как приоритету развития исходя из реальных зависимостей взаимодействия финансовой
и производственной сфер экономики, а не сводить комплекс своих мер к коррекции инфляции за счет сжатия денежного предложения и увеличения процентных ставок. Иными словами, Банк России совместно с другими структурами должен участвовать в проведении единой политики по модернизации и реструктуризации отечественной экономики.
Развитие банковской сферы без развития производства будет постоянно наталкиваться на ограничения и трудности. Чем больше в стране промышленных и сельскохозяйственных предприятий, которые пользуются банковскими продуктами, тем выше доходность банковской системы при прочих равных условиях.
Структурный разворот банковской системы в сторону кредитования проектов модернизации промышленности не может проходить без поддержки Банка России и Правительства РФ. Требуются определенные льготы коммерческим банкам, в кредитном портфеле которых существенная доля приходится на финансирование капитальных вложений предприятий реального сектора экономики. Данная проблема требует отдельной углубленной проработки.
Источники
1. Белотелова Н. П. Стратегия развития банковской системы РФ в условиях глобализации // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2013. № 3.
2. Блинов С. Ставки сделаны, ставок больше нет // Эксперт. 2014. № 36 (913).
3. Глазьев С. Ю. Основные направления денежно-кредитной политики как приговор российской экономике. Режим доступа: http://www.glazev.ru.
4. Глазьев С. Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. М. : Экономика, 2010.
5. Интернет-сайт «Национального банковского журнала». Режим доступа: http:// www.nbj.ru.
6. Калюков Е. Экономика России еще сильнее замедлила рост. Режим доступа: http:// top.rbc.ru/economics/19/08/2014/943752.shtml.
7. Мельник М. С. Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики в условиях мирового финансового кризиса // Бизнес в законе. 2013. № 6.
8. Обзор экономики за 2014 год. Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/exportcoun-tries/in/about_in/eco_in.
9. Официальный сайт рейтингового агентства «Эксперт РА». Режим доступа: http:// www.raexpert.ru.
10. Попова А. В. Совершенствование кредитно-финансовой системы в условиях модернизации экономики // Экономические науки. 2013. № 5 (102).
11. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М. : Прогресс, 1982.