Научная статья на тему 'Актуальные правовые вопросы в сфере социального развития и труда'

Актуальные правовые вопросы в сфере социального развития и труда Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
265
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы —

(интернет-интервью с директором Правового департамента Минздравсоцразвития России С.Ф. Вельмяйкиным в Информационном агентстве «КонсультантПлюс») Есть актуальные проблемы, которые волнуют большинство жителей Российской Федерации. Какие и когда будут внесены изменения в Трудовой кодекс РФ? Как реализуется программа долгосрочного развития пенсионной системы? Будет ли отменен предельный размер выплат работнику для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование? Увеличится ли общий пенсионный возраст? Эти и другие вопросы были в центре беседы с директором Правового департамента Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Сергеем Федоровичем Вельмяйкиным. Он подробно рассказал о готовящихся изменениях действующего законодательства в сфере социального развития и труда, затронул демографический вопрос, осветил перспективы развития пенсионной системы страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные правовые вопросы в сфере социального развития и труда»

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

40 (133) - 2011

актуальные правовые вопросы в сфере социального развития и труда

(интернет-интервью с директором Правового департамента Минздравсоцразвития России с. Ф. Вельмяйкиным в Информационном агентстве «КонсультантПлюс»)*

Есть актуальные проблемы, которые волнуют большинство жителей Российской Федерации. Какие и когда будут внесены изменения в Трудовой кодекс РФ? Как реализуется программа долгосрочного развития пенсионной системы? Будет ли отменен предельный размер выплат работнику для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование? Увеличится ли общий пенсионный возраст? Эти и другие вопросы были в центре беседы с директором Правового департамента Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Сергеем Федоровичем Вельмяйкиным. Он подробно рассказал о готовящихся изменениях действующего законодательства в сфере социального развития и труда, затронул демографический вопрос, осветил перспективы развития пенсионной системы страны.

— Сергей Федорович, как известно, Министерство здравоохранения и социального развития РФ планирует внесение изменений в Трудовой кодекс РФ, подготовлены соответствующие законопроекты. Какие конкретно поправки планируется внести?

— Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации подготовлен ряд законопроектов, вносящих изменения в отдельные положения Трудового кодекса РФ. Во-первых, в апреле 2011 г. Минздравсоцразвития России был подготовлен и внесен в Правительство РФ проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (в части регулирования труда работников, выполняющих работу вне территории работодателя).

В Трудовом кодексе РФ содержится гл. 49, регулирующая трудовые отношения надомников.

* Публикуется в сокращении.

Так, в соответствии со ст. 310 Трудового кодекса РФ, надомниками считаются лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем либо приобретаемых надомником за свой счет. Надомник может выполнять работу, обусловленную трудовым договором, с участием членов семьи.

Между тем данное определение понятия надомника не учитывает складывающуюся в экономике и на рынке труда ситуацию, при которой в условиях быстрого развития информационных технологий и сферы услуг появляются новые формы трудовых отношений, в рамках которых работник работает вне территории работодателя, производя продукцию не только материального производства.

В настоящее время при быстром развитии информационных технологий все большее распространение получает так называемая дистанционная занятость, которая повышает деловую активность и занятость населения, поскольку работники получают возможность работать, не покидая дома. Работодатели при этом могут привлечь работников, не обеспечивая последних рабочими местами.

Учитывая изложенное, законопроектом предлагается внести соответствующие изменения в гл. 49 Трудового кодекса РФ, предусмотрев, что работниками, выполняющими работу дистанционно, считаются лица, заключившие трудовой договор с работодателем о выполнении трудовой функции, предусмотренной трудовым договором, вне производственных помещений и территории работодателя. При этом выполнение работником трудовой функции, предусмотренной трудовым договором, может осуществляться вне производственных помещений и территории работодателя, в том числе по месту жительства работника (надомника), на территориях и в помещениях по выбору работника

(в том числе в другой местности, вне места расположения работодателя).

В результате предлагаемых изменений гарантии, предусмотренные трудовым законодательством РФ, в том числе право на оплачиваемый отпуск, будут распространяться не только на работников, работающих на дому и выполняющих работы по изготовлению продукции, но и на работников, работающих на территориях и в помещениях по их выбору (в том числе в другой местности, вне места расположения работодателя) и выполняющих работы по изготовлению продукции или оказывающих услуги.

Кроме того, с учетом специфики работы работника, выполняющего работу дистанционно, законопроектом предлагается предусмотреть, что особенности порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работников, выполняющих работу дистанционно, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также уточнить права и обязанности работодателя и работника, выполняющего работу дистанционно, в части соблюдения требований охраны труда.

Во-вторых, министерством также разработан законопроект о внесении изменений в ст. 168 и 169 Трудового кодекса РФ. Предлагается внести изменения в ст. 168 Трудового кодекса РФ, предусматривающие предоставление права устанавливать размеры возмещения расходов, связанных со служебной командировкой:

• Правительству Российской Федерации — в отношении работников федеральных государственных органов и федеральных казенных учреждений;

• высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований — в отношении соответственно работников государственных органов субъектов Российской Федерации и казенных учреждений субъектов Российской Федерации, работников органов местного самоуправления и муниципальных казенных учреждений.

При этом размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками работников иных организаций, и порядок их установления

определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации.

Кроме того, предлагается предусмотреть, что размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, устанавливаемые высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации и исполнительно-распорядительным органом муниципальных образований в отношении соответственно работников государственных органов субъектов Федерации и казенных учреждений субъектов Федерации, работников органов местного самоуправления и муниципальных казенных учреждений, а также устанавливаемые коллективным договором или локальным нормативным актом организации в отношении работников иных организаций, не могут быть ниже размеров, определенных Правительством РФ для работников федеральных государственных органов и федеральных казенных учреждений.

Предлагается также предусмотреть внесение изменений в ст. 169 Трудового кодекса РФ в части предоставления права Правительству РФ, высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Федерации и исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований устанавливать размеры возмещения расходов соответственно работникам органов государственной власти, органов местного самоуправления, казенных учреждений при переезде их на работу в другую местность, поскольку финансовое обеспечение возмещения расходов при переезде на работу в другую местность работников федеральных государственных органов и федеральных казенных учреждений осуществляется за счет федерального бюджета, а Правительство РФ как высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации обеспечивает составление и исполнение федерального бюджета.

Помимо этого, предлагаемое изменение в ст. 169 Трудового кодекса РФ позволит установить минимальные гарантии работникам в части размеров возмещения расходов при переезде на работу в другую местность. В настоящее время данный законопроект проходит согласование в федеральных органах исполнительной власти.

В-третьих, в действующем законодательстве об охране труда отсутствуют механизмы экономического стимулирования работодателей к улучшению условий и охраны труда. Для решения данного вопроса необходимо путем внесения изменений

в Трудовой кодекс РФ осуществить внедрение методологии выявления, оценки и управления профессиональными рисками на рабочих местах, которая в связи с принятием в 1989 г. рамочной Директивы 89/391/ЕС реализована во всех странах Европейского Союза. Подобная методология является краеугольным камнем европейского подхода к профессиональным безопасности и здоровью.

Таким образом, с внесением изменений в законодательство будет установлена и закреплена связь между условиями труда, травмоопасностью на рабочих местах, а также состоянием здоровья занятых на них работников, что должно способствовать повышению эффективности профилактических мероприятий в сфере охраны труда и усилению социальной защиты работающего населения.

— Президент Российской Федерации в Бюджетном послании на 2011—2013гг. указал на необходимость разработки программы долгосрочного развития пенсионной системы. Одна из основных задач программы — обеспечение социально приемлемого уровня пенсий по сравнению с заработной платой без повышения ставки страховых взносов. В частности, планируется повысить коэффициент замещения утраченного заработка так, чтобы размер трудовой пенсии по старости был не менее 40 % заработка, на который начислялись страховые взносы, за весь трудовой период. Какие Вы видите пути решения этой задачи?

— Проблема повышения коэффициента замещения утраченного заработка, с тем чтобы размер трудовой пенсии по старости был не менее 40 % заработка, безусловно, является актуальной. Однако прежде всего необходимо обеспечить адекватность методов экономического измерения данного показателя, поскольку сформулированный в международных нормах механизм его исчисления был ориентирован на особенности социально-трудовых отношений середины прошлого столетия и по большинству параметров неадекватен современной структуре рынка труда, условиям формирования трудовых доходов и структуре потребительских расходов как трудоспособного, так и нетрудоспособного населения. Отмечая относительно низкий размер коэффициента замещения, не следует забывать об отраслевой и региональной российской специфике исчисления данного показателя, принципиально отличающейся от методологии Международной организации труда (МОТ).

В России используется солидарный коэффициент замещения, который рассчитывается как соотношение среднего для всех получателей размера пенсии в текущем году и средней заработной платы в экономике за

1 *

этот же период, выраженное в процентах1 .

В конце 2009 г. величина солидарного коэффициента замещения среднего размера трудовой пенсии по старости по Российской Федерации составляла 35,3 %, в 20 субъектах Федерации находилась между 30 и 40 % среднего заработка в регионе, а в 55 субъектах — превышала 40 %. В результате реформы 2010 г. он увеличился до 38,4 % в целом по России, но в последующие годы его снижение возобновится, и к 2050 г. он составит 22 %.

Для поддержания коэффициента замещения на уровне хотя бы 35 % потребуется либо постепенное увеличение тарифа страховых взносов на 0,4 процентных пункта в 2015 г. и т. д., либо усиление внешних по отношению к пенсионной системе демографических факторов (резкий рост рождаемости и увеличение миграции).

Таким образом, сравнение российского солидарного коэффициента замещения с международными нормами по меньшей мере некорректно, так как в нем учитывается пенсия лиц, не выработавших 30 лет страхового стажа, которые составляют 23 % от числа получателей трудовой пенсии по старости.

Рассчитать коэффициент замещения по международной методологии в настоящее время невозможно, так как в советский период не осуществлялся учет заработка в течение всего трудового стажа, а для назначения пенсии брались только лучшие 2 или 5 лет. Этот показатель можно будет использовать не ранее 2032 г. для застрахованных лиц, формировавших свои пенсии в новых, постсоветских условиях. По оценкам, его величина составит в 2032 г. 34 %, а к 2050 г. снизится до 32 %.

1* Справка: Конвенцией МОТ от 28.06.1952 № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» и Европейским кодексом социального обеспечения от 16.04.1964 предусмотрен расчет коэффициента замещения как соотношения размера пенсии типичного получателя и его предыдущих доходов. Коэффициент замещения установлен на уровне 40 % только для типичных получателей, главным требованием к которым является выработка 30 лет страхового стажа (для пенсий по старости). Для остальных пенсионеров нормы коэффициента замещения пропорционально снижаются. При этом пенсия должна соотноситься не с заработной платой других людей, работающих в настоящее время, как это происходит в России при расчете солидарного коэффициента замещения, а с прежним заработком (доходом) самого индивидуума в период, предшествующий назначению пенсии.

В этой связи представляется необходимым осуществить нормативное закрепление методологии определения коэффициента замещения пенсией утраченного заработка в целях обеспечения сопоставимости его расчета с международными нормами.

— Один из ключевых вопросов, обсуждаемых на Третьем ежегодном российском пенсионном форуме, проходившем в ноябре 2010 г. в Москве, —совершенствование механизма пенсионных накоплений. Предполагается ли разработка механизма, гарантирующего сохранность пенсионных накоплений? Планируется ли установить минимальный уровень доходности по пенсионным накоплениям, защищающий их от обесценивания?

— К сожалению, реальные механизмы гарантий сохранности и возвратности средств пенсионных накоплений, которые бы позволяли контролирующим органам на ранней стадии выявлять несоответствие обязательств активам, приостанавливать действие лицензий, запрещать застрахованным лицам на период приостановления действия лицензий совершать действия по фиксации убытка (переводу средств в другие организации), а фондам — страховать риск отзыва лицензии (по аналогии со страхованием банковских вкладов), при котором средства пенсионных накоплений должны быть срочно переданы другому страховщику и будет покрыт их дефицит, в законодательстве отсутствуют.

В рамках долгосрочных перспектив развития пенсионной системы Российской Федерации планируется рассмотрение следующих предложений по повышению стабильности инвестирования средств пенсионных накоплений и гарантий их сохранности:

• переход от законодательного ограничения направлений и объемов инвестирования средств пенсионных накоплений к ограничению выбора уровня риска инвестиционного портфеля в зависимости от возраста лица, в пользу которого формируются накопления;

• предоставление негосударственным пенсионным фондам права самостоятельной купли/продажи ценных бумаг на организованных рынках;

• введение полноценного договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений, заключаемого негосударственным пенсионным фондом с управляющей компани-

ей, включая возмещение упущенной выгоды от инвестирования средств пенсионных накоплений, случаи и состав которой, однако, должны быть напрямую урегулированы законом;

• законодательное установление принципа разумного поведения (пруденциальных принципов) при управлении средствами пенсионных накоплений и их инвестировании, снятия законодательных ограничений по направлениям и объемам вложений в пределах объемов сформированных по уровню риска инвестиционных портфелей;

• введение обязательного страхования ответственности негосударственного пенсионного фонда по передаче сумм пенсионных накоплений в государственный накопительный пенсионный фонд либо в другой накопительный пенсионный фонд по выбору гражданина в случае лишения фонда лицензии;

• ограничение права граждан на срок до 2-х лет на назначение выплат за счет средств пенсионных накоплений при падении их рыночной стоимости более чем на 20 % вследствие финансовых кризисов с обязанностью накопительного пенсионного фонда восстановить докризисную стоимость пенсионных накоплений, в том числе за счет непропорционального перераспределения части инвестиционного дохода в этот период в пользу указанных граждан с принудительно отложенной накопительной пенсией.

—Как предполагается реформировать систему досрочных трудовых пенсий по старости?

— Вопрос реформирования досрочных пенсий является одним из запланированных мероприятий пенсионной реформы 2002 г., предполагающей решение указанного вопроса путем вывода досрочных пенсий из распределительной в профессиональные пенсионные системы. Соответствующие проекты федеральных законов № 183353-3 «Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации» и № 183365-3 «О страховом взносе на финансирование обязательных профессиональных пенсионных систем» (разработчик — Минэкономразвития России) были приняты в первом чтении 26.06.2002. Однако до настоящего времени указанные проекты федеральных законов не получили дальнейшего продвижения.

— С 2010г. значительно изменилась государственная тарифная политика. В частнос-

ти, целому ряду страхователей установлены пониженные тарифы взносов на обязательное социальное страхование, в том числе обязательное пенсионное страхование. Предполагается ли компенсировать часть страхового взноса застрахованным, занятым у страхователей, уплачивающих взносы на обязательное пенсионное страхование по пониженному тарифу?

— Действительно, с 2010 г. произошли изменения в тарифной политике в части выделения категорий страхователей-работодателей в различных секторах экономики, которым предоставляются льготы по уплате тарифа страховых взносов в целях стимулирования развития экономики.

В целях недопущения уменьшения пенсионных прав застрахованных лиц, занятых у этих страхователей-работодателей, ст. 57 и 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» предусмотрен механизм компенсации выпадающих доходов бюджета Пенсионного фонда РФ за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда РФ. Объем указанной компенсации определяется как разница между суммой страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, которую могли бы уплатить указанные плательщики страховых взносов по полному тарифу страховых взносов, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в результате применения пониженных тарифов страховых взносов.

Вместе с тем в рамках долгосрочных перспектив развития пенсионной системы Российской Федерации было бы целесообразно отказаться от практики выделения таких категорий страхователей-работодателей, поскольку подобные меры, безусловно, оправданные с экономической точки зрения, применительно к функционированию пенсионной системы ведут к увеличению расходов федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов Пенсионного фонда РФ в целях недопущения уменьшения пенсионных прав застрахованных лиц, занятых у этих страхователей, что только повышает уровень бюджетозависимости Пенсионного фонда РФ.

В дальнейшем поддержку определенных видов экономической деятельности по мере необходимости целесообразно осуществлять принципи-

ально иным способом — посредством выделения работодателям целевых субсидий из федерального бюджета, которые возможно было бы использовать на компенсацию произведенных ими расходов по уплате страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию.

—В прессе прошла информация о том, что, возможно, будет отменен предельный размер выплат работнику (сейчас 463тыс. руб.) для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование. Действительно ли это планируется?

— Как известно, предельная величина заработной платы, с которой могут взиматься страховые взносы (взносооблагаемая база), в 2010 г. составляла 415 тыс. руб., а в 2011 г. в результате ее индексации в соответствии с ростом средней заработной платы в стране составляет 463 тыс. руб. В дальнейшем предельная величина базы взносообложения будет регулярно индексироваться на индекс роста средней заработной платы в стране.

Теоретически повышение предельной величины базы взносообложения сверх коэффициента ее индексации (либо даже гипотетическая отмена данной предельной величины) повлекло бы за собой увеличение доходной части пенсионной системы. Однако такое решение представляется неприемлемым по двум причинам. Во-первых, его реализация приведет к фактическому увеличению нагрузки на фонд оплаты труда организаций при формальном сохранении без изменений тарифа страховых взносов. Во-вторых, увеличение доходной части пенсионной системы будет снивелировано ростом ее обязательств с учетом применения эквивалентной формулы расчета размера пенсии.

— Последние десять лет не прекращается дискуссия о повышении общего пенсионного возраста. И все же, если доводы здравого смысла не будут услышаны, какой, на Ваш взгляд, механизм его повышения будет менее болезненным для общества?

— Как известно, с 1 января 2010 г. в Российской Федерации действует эквивалентная формула исчисления размера трудовой пенсии, не применяемая в странах, принявших решение об увеличении пенсионного возраста. Данная формула основана на принципе прямого, ничем не ограниченного роста пенсионных обязательств перед застрахованным лицом, исходя из объема уплаченных за него страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Это по своей сути

аналог банковского депозита — сколько страховых взносов перевел работодатель на индивидуальный счет работника в Пенсионном фонде РФ, столько затем работник при наступлении пенсионного возраста получает с этого счета в виде пенсии.

То есть чем больше период и объем страховых отчислений, тем больше размер обязательств Пенсионного фонда РФ перед будущими пенсионерами. При сокращении числа работников, за которых уплачиваются страховые взносы, Пенсионный фонд РФ не будет располагать необходимыми доходными источниками для исполнения возросших обязательств перед предыдущим (более многочисленным) поколением.

В условиях применения эквивалентной пенсионной формулы меры по повышению возрастной границы выхода на пенсию не только не принесут в долгосрочной перспективе существенной экономии средств на выплату пенсий, а еще более усугубят дефицит Пенсионного фонда РФ. В связи с этим вопрос о повышении пенсионного возраста даже в рамках долгосрочных перспектив развития пенсионной системы Российской Федерации не ставится.

— Известно, что с 2007г. государством много сделано для повышения уровня рождаемости (значительно повышены размеры пособий гражданам, предусмотрены меры государственной поддержки в случае рождения второго или последующих детей — материнский капитал). На этом фоне кажутся просто нелогичными изменения в механизме расчета пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком, вступившие в силу с 1 января 2011 г., — они фактически привели к уменьшению размера этих пособий. Правда, впоследствии был принят закон, который отсрочил его применение на ближайшие два года. С2013г. будет применяться новый механизм расчета этих пособий. В результате размер пособий может снизиться — пусть и не так сильно, как по правилам 2011 г. Не идет ли это вразрез с усилиями государства по улучшению демографической ситуации и повышению рождаемости?

— Федеральный закон от 25.02.2011 № 21-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и статьи 2 и 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай

временной нетрудоспособности и в связи с материнством» направлен на установление возможности выбора женщиной наиболее выгодного порядка расчета пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком.

Законом вводится специальный порядок исчисления пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком. Ведь средний дневной заработок для исчисления пособия определяется путем деления суммы начисленного заработка за два предыдущих года на число календарных дней за этот период. Но не включаются дни, приходящиеся на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком; дополнительные выходные для ухода за ребенком-инвалидом, а также период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением зарплаты, если на эту зарплату не начислялись страховые взносы.

Закон дает женщине право выбора наиболее выгодного порядка расчета пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком в течение переходного периода — в 2011 и 2012 гг., что создает условия для того, чтобы женщины, уходящие в отпуск по беременности и родам, получали максимально высокие пособия.

—Будут ли предприниматься в ближайшее время новые меры, направленные на улучшение демографической ситуации (повышение рождаемости, увеличение продолжительности жизни и сокращение смертности)?

— В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 г. была предложена программа стимулирования рождаемости, направленная на материальную поддержку женщин, имеющих детей, и развитие инфраструктуры, способствующей помощи семье при рождении и воспитании детей. Эта программа явилась одной из важнейших составляющих Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, которая была подготовлена на основании решения Совета Безопасности Российской Федерации от 20.06.2006 и утверждена Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351.

В соответствии с Концепцией реализация демографической политики Российской Федерации осуществляется в 3 этапа. План действий на первом этапе был утвержден Правительством РФ 14.02.2008. Целью первого этапа являлось создание

условий, позволяющих уменьшить остроту демографического кризиса, сформировать правовую, организационную и финансовую базу для наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению к началу 2011 г. позитивных тенденций.

Полученный результат напрямую связан с большой правовой и организационной работой, существенным увеличением финансовой базы мероприятий по улучшению демографической ситуации. Так, например, государственные пособия гражданам, имеющим детей, установлены Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». С января 2008 г. Федеральным законом от 25.10.2007 № 233-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» введены два новых вида пособий, адресованных семьям военнослужащих по призыву. Детям данной категории граждан предусматривается выплата ежемесячного пособия в размере 7 458 руб. (с 1 января 2010 г. на каждого ребенка в возрасте до 3 лет).

С января 2010 г. вступил в действие новый механизм выплаты государственных пособий гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», согласно которому упразднены прямые ограничения максимальных размеров пособий по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. В результате введения данных мер максимальные суммы выплат составляют по пособию по беременности и родам 34 583 руб. за полный календарный месяц (2009 г. — 25 390 руб.), по уходу за ребенком до 1,5 лет — 13 833 руб. в месяц (2009 г. — 7 492 руб.).

Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а также размер данного пособия неработающим гражданам с 1 января 2010 г. составляет 2 060 руб. по уходу за первым ребенком и 4 120 руб. — за вторым и последующими детьми. Единовременное пособие при рождении ребенка составляет 10 989 руб.

В 2011 г. начинается второй этап реализации демографической программы, который предусматривает осуществление мероприятий по стабилизации демографической ситуации. Очередные задачи планируется достичь к 2016 г.:

• стабилизировать численность населения на уровне 142—143 млн чел.;

• увеличить показатель ожидаемой продолжительности жизни до 70 лет;

• увеличить суммарный коэффициент рождаемости по сравнению с 2006 г. в 1,3 раза;

• снизить смертность населения по сравнению с 2006 г. на треть;

• уменьшить отток квалифицированных специалистов, увеличить объемы привлечения на постоянное место жительства в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, квалифицированных иностранных специалистов и молодежи и обеспечить на этой основе миграционный прирост на уровне 200 тыс. чел. ежегодно.

Наряду с действиями, предусмотренными для второго этапа Концепцией, в проект плана мероприятий на 2011—2015 гг. включены меры, предложенные в решениях президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 23.04.2010 и от 02.07.2010, президиума Государственного совета от 25.10.2010, в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30.11.2010, а также в перечне поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 07.01.2011.

При разработке плана мероприятий учитывались неблагоприятные демографические факторы предстоящего пятилетия, прежде всего значительное (на 2 млн чел.) сокращение числа женщин активного репродуктивного возраста (20—29 лет) и рост численности населения старше трудоспособного возраста (особенно в возрасте 80 лет и старше).

Особое внимание в проекте плана уделяется мерам по сокращению уровня материнской и младенческой смертности, дальнейшему улучшению работы службы родовспоможения. На 2011 г. запланировано ввести в эксплуатацию 9 перинатальных центров. Еще один центр будет введен в эксплуатацию в 2014 г.

Предлагается комплекс мер по развитию прена-тальной (дородовой) диагностики и неонатальной хирургии, профилактике и снижению числа абортов

(создание центров медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации), расширению объемов и повышению эффективности лечения бесплодия с применением репродуктивных технологий.

Реализация мероприятий по выхаживанию новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела позволит поднять на новый качественный уровень оказание реанимационной и реабилитационной помощи недоношенным новорожденным, в том числе с низкой и экстремально низкой массой тела. Это позволит снизить перинатальную и младенческую заболеваемость и смертность, в том числе на 30 % снизить смертность среди новорожденных, родившихся с экстремально низкой массой тела.

Новым направлением национального приоритетного проекта «Здоровье» и демографической программы является создание симуляционных центров во всех федеральных округах. С 2011 по 2013 г. планируется создание 12 симуляционных центров, которые будут решать проблему повышения квалификации врачей и среднего медицинского персонала за счет овладения мануальными навыками.

Подготовка и внедрение новых программ обучения и повышения квалификации кадров в области акушерства и гинекологии, неонатологии и педиатрии и создание симуляционных центров позволят на 15—18 % улучшить показатели деятельности родовспомогательных и педиатрических медицинских организаций.

В связи с ожидаемым сокращением числа женщин активного репродуктивного возраста предлагается принять превентивные меры по сохранению здоровья детей и подростков. Это будет делаться на основе диспансеризация детей подросткового возраста (14-летних), которая, по оценкам, позволит снизить долю заболеваний, способствующих ограничению репродуктивной функции подрастающего поколения на 30 %, и соответственно увеличить рождаемость в последующие годы. В проекте плана также предложены мероприятия по увеличению масштабов вовлечения детей и подростков в занятия физкультурой и спортом, улучшению организации летнего отдыха детей.

В целях повышения уровня рождаемости предусматривается совершенствование механизмов использования средств материнского (семейного) капитала, развитие программ обеспечения жильем молодых семей, реализация программ профессио-

нального обучения женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет, развитие муниципальных программ образования детей дошкольного возраста.

Предусматривается провести комплекс мер, позволяющих расширить возможности трудоустройства женщин, имеющих малолетних детей, а также родителей детей-инвалидов, многодетных родителей, прежде всего это организация их профессионального обучения и оборудование надомных рабочих мест и рабочих мест с гибкими формами занятости.

В План мероприятий по реализации в 2011— 2015 гг. Концепции демографической политики Российской Федерации включены мероприятия, направленные на введение в субъектах Федерации материнского капитала за счет средств субъектов Федерации, предоставление на безвозмездной основе земельных участков под строительство жилого дома или дачи при рождении третьего или последующего ребенка и обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов в сельской местности.

Предусмотрены также мероприятия по увеличению размера налоговых вычетов для семей с детьми, в том числе для семей с тремя несовершеннолетними детьми до 3 тыс. руб., начиная с третьего.

Будут подготовлены предложения по повышению уровня доходов семей с детьми с учетом нуждаемости, включая расширение возможности для занятости родителей (законных представителей), осуществляющих уход за детьми в возрасте до 14 лет или уход за детьми-инвалидами. Главное здесь — развитие гибких форм занятости; дополнительные меры, побуждающие работодателей обеспечивать повышение профессиональной квалификации или профессиональную подготовку граждан указанных категорий.

Новый импульс будет дан реализации программ поддержки семей с детьми с учетом лучших региональных практик и опыта, накопленного Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Расширится участие в этой работе некоммерческих организаций, в том числе разрабатывающих благотворительные программы в указанной сфере.

В план также включены мероприятия по укреплению института семьи, возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций семейных отношений, по повышению миграционной привлекательности регионов Российской Федерации.

Предложены меры по информационно-аналитическому и научному обеспечению проведения демографической политики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Финансирование мероприятий второго этапа реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (2011—2015 гг.) будет осуществляться в пределах средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, которые определяются при формировании бюджетов на соответствующие годы.

План мероприятий по реализации в 2011— 2015 гг. Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года очень обширный и по масштабам предложенных действий существенно превышает план первого этапа.

— Планируется ли передача органам Фонда социального страхования РФ полномочий работодателей по назначению и выплате пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством работникам? Если да, то насколько новый механизм выплаты пособий будет удобен для застрахованн ых? Не приведет ли это к возникновению очередей за пособиями в органах ФСС?

— В целях своевременного получения застрахованным лицом пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в определенных случаях в соответствии с действующим законодательством в настоящее время прорабатывается возможность их назначения и выплаты территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 08.12.2010 № 334-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов», которой установлено, что Фонд в 2011 г. и в плановый период 2012 и 2013 гг. осуществляет реализацию в ряде субъектов Федерации пилотного проекта, направленного на организацию перехода к осуществлению кассового обслуживания исполнения бюджета Фонда и предусматривающего особенности финансирования, назначения и выплаты застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществления

иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников территориальными органами Фонда, утверждено постановление Правительства РФ от 21.04.2011 № 294 «Об особенностях финансирования, назначения и выплаты в 2011 году страхового обеспечения, иных выплат и расходов, предусмотренных ч. 2 ст. 7 Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Пилотный проект).

Начало его реализации согласно п. 4 Пилотного проекта запланировано с 1 июля 2011 г. Пилотный проект предусматривает отработку порядка исчисления, назначения и выплаты пособий по обязательному социальному страхованию непосредственно территориальными органами Фонда без участия бухгалтерий организаций-страхователей. Замена «зачетного механизма» (т. е. механизма выплаты работодателем пособий застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации) на систему непосредственного назначения и выплаты пособий территориальными органами Фонда направлена на:

1) обеспечение гарантированного законодательством Российской Федерации права застрахованных лиц на получение пособий по обязательному социальному страхованию, в частности, повышение социальных гарантий граждан, имеющих право на получение пособий в случаях исчезновения страхователя-работодателя на момент обращения за выплатой пособия;

2) снижение нагрузки на работодателя (страхователя) при исчислении и выплате пособий застрахованным гражданам, минимизацию его участия при выплате гражданам пособий;

3) «прозрачность» выплаты страхового обеспечения без участия посредников и, как следствие, должного уровня контроля за расходованием средств обязательного социального страхования;

4) усиление финансовой стабильности системы Фонда за счет надлежащего контроля в сфере назначения и выплаты пособий застрахованным лицам.

Поэтапный переход к новой системе выплат страхового обеспечения в системе обязательного социального страхования требует разработки и внедрения принципиально новых технологий приема и обработки данных по учету документов для расчета, начисления и выплаты (перечисления) пособий застрахованным лицам, материально-технического обеспечения и обучения персонала территориальных органов Фонда новым технологиям, увеличения численности штата в системе Фонда и дополнительных расходов, а также создания соответствующего оборотного запаса денежных средств, необходимых для обеспечения бесперебойных выплат.

Одновременное решение этих задач во всех субъектах Федерации несет в себе необоснованно высокий риск несвоевременной выплаты пособий.

Кроме того, организация выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам должна быть синхронизирована с внедрением универсальных электронных карт, эмиссия которых начнется с 2012 г. Согласно ст. 25 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2013 г. включительно универсальные электронные карты будут выдаваться гражданам на основании соответствующих заявлений. С 1 января 2014 г. универсальная электронная

карта будет выдаваться на бесплатной основе всем гражданам, не подавшим до 1 января 2014 г. заявлений о выдаче им универсальной электронной карты и не обратившимся с заявлениями об отказе от получения этой карты.

Целесообразность отказа от зачетного принципа расходования средств обязательного социального страхования с 1 января 2014 г. обусловлена также тем, что с указанной даты запланирован переход Фонда на казначейскую систему исполнения бюджета. До введения на всей территории Российской Федерации механизма выплаты застрахованным лицам страхового обеспечения непосредственно территориальными органами Фонда планируется отработать все механизмы взаимодействия территориальных органов Фонда со страхователями, медицинскими организациями, получателями пособий, использования универсальных электронных карт в ходе реализации Пилотного проекта на территории двух субъектов Российской Федерации (Карачаево-Черкесской Республики и Нижегородской области), что позволит определить эффективность действия нового механизма выплаты страхового обеспечения и выявить его недостатки. С 2012 г. в Пилотный проект предполагается включить территории с высокой степенью обеспеченности населения универсальными электронными картами, а с 2014 г. — всю территорию Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.