Научная статья на тему 'Актуальные направления работы по формированию гражданского и национального самосознания у обучающихся старших классов общеобразовательных школ'

Актуальные направления работы по формированию гражданского и национального самосознания у обучающихся старших классов общеобразовательных школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
810
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / CIVIC CONSCIOUSNESS / НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / NATIONAL SELF-CONSCIOUSNESS / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF SECONDARY (COMPLETE) GENERAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Седых Вадим Викторович, Козилова Лидия Васильевна, Семенова Татьяна Анатольевна

В статье представлены основные формы и актуальные направления работы, обеспечивающие становление гражданского и национального самосознания обучающихся старших классов общеобразовательных организаций при введении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования в Москве и регионах России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Седых Вадим Викторович, Козилова Лидия Васильевна, Семенова Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

URGENT ACTIVITIES FOR THE FORMATION OF CIVIL AND NATIONAL SELF-AWARENESS AMONG STUDENTS OF SENIOR CLASSES OF SECONDARY SCHOOLS

The article presents the basic shape and urgent activities to ensure the development of civil and national identity of the senior students in General education institutions with the introduction of the Federal state educational standard of secondary (complete) General education in Moscow and regions of Russia.

Текст научной работы на тему «Актуальные направления работы по формированию гражданского и национального самосознания у обучающихся старших классов общеобразовательных школ»

НАУЧНАЯ ШКОЛА

УДК 37.06(04)

Актуальные направления работы по формированию гражданского и национального самосознания у обучающихся старших классов общеобразовательных школ1

В статье представлены основные формы и актуальные направления работы, обеспечивающие становление гражданского и национального самосознания обучающихся старших классов общеобразовательных организаций при введении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования в Москве и регионах России.

Ключевые слова: гражданское самосознание, национальное самосознание, общеобразовательные организации, федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования.

В современных условиях пути формирования гражданского самосознания — осознание человеком себя как гражданина своей страны и как члена гражданского общества, правильно понимающего свои права и обязанности, и становления национального самосознания — осознание людьми своей принадлежности к определенной социально-этнической общности и ее положения в системе общественных отношений, которое проявляется в идеях, взглядах, мнениях, чувствах, эмоциях и выражает содержание, уровень и особенности представлений членов нации (детей старшего школьного возраста), являются решением одной из актуальнейших проблем современного общества, ее огромным значением в развитии правового государства.

1 Статья подготовлена в рамках реализации проекта «Разработка и апробация моделей обеспечения становления гражданского и национального самосознания детей в общеобразовательных организациях в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации (государственный контракт на выполнение работ (оказание услуг) от 10.12.2013 № 08.028.11.0082).

В.В. Седых

Л.В. Козилова

Т.А. Семенова

© Седых В.В., Козилова Л.В., Семенова Т.А., 2014

47

Актуальные направленияработы по формированию гражданского и национального самосознания...

«Современное общество находится в глубоком духовном кризисе», — данную мысль высказал в своем послании Федеральному Собранию Д.А. Медведев, будучи на посту Президента России [4].

Рассматривая данную проблему в контексте национальной системы образования, в частности, традиционного школьного образования, необходимо отметить, что вопросы формирования гражданского и национального самосознания обучающихся генеральной линией проходят в содержании федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего общего (полного) образования, характеризуясь как наиболее значимые в процессах обучения, воспитания и развития детей старшего школьного возраста. При обращении к анализу существующих направлений в работе по данной проблеме, видно противоречие между необходимостью формирования гражданского и национального самосознания у обучающихся 10—11 классов общеобразовательных организаций и отсутствием эффективных средств, форм и методов работы.

В рамках работы над проектом «Разработка и апробация моделей обеспечения становления гражданского и национального самосознания детей в общеобразовательных организациях в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования», проводимого в соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2011—2015 годы, были получены и проанализированы сведения о наиболее эффективном опыте работы по формированию гражданского и национального самосознания старшеклассников более 15 общеобразовательных организаций разных регионов России, в том числе: городов Москвы, Московской и Владимирской областей, поселка Ма-медкала Дербентского района Республики Дагестан, города Уфы Республики Башкортостан, городов-курортов Анапы и Ставрополя Краснодарского края, города Шадринска Курганской области, поселка Большое Исаково Калининградской области, города Элисты Республики Калмыкия.

Руководителям общеобразовательных организаций, в отдельных случаях — их заместителям, было предложено ответить на ряд вопросов анкеты и описать технологии формирования гражданского и национального самосознания у старшеклассников в связи с введением ФГОС среднего общего (полного) образования.

Практика работы вышеперечисленных общеобразовательных организаций показывает, что у современной молодежи почти полностью размыты понятия гражданского и национального самосознания, утеряны нравственные ориентиры и идеалы, нет четкого понимания понятия «патриотизм».

Сегодня в структуре макрополитической идентичности молодых россиян сформировалась двухуровневая конструкция «иного мира». Первый (интернальный) уровень — «чужие» внутри страны, дифференцируемые посредством социально-бытовых коммуникаций и, часто, по формальногражданским признакам, входящие в национально-государственную общ-

48

Актуальные направленияработы по формированию гражданского и национального самосознания...

ность. Второй (внешний) уровень — система геополитических образов «врагов» (и как оппозиция — «друзей») России [3].

Как показывает опыт, наиболее благоприятным периодом для решения задач формирования национального самосознания и гражданской идентичности личности обучающихся является старший подростковый возрастной период, который, несмотря на всю свою сложность в развитии личности и проявления индивидуальных черт характера, позволяет закладывать основы сознательного поведения в системе общественных отношений.

В результате проведенного анализа и полученных данных можно обозначить, что основными проблемами формирования гражданского (осознания себя гражданином своей страны) и национального (осознание себя представителем определенной этнокультурной группы; установка на диалог и сотрудничество с представителями других национальных групп) самосознания у старшеклассников являются нижеследующие проблемные аспекты:

1) проблема формирования гражданской позиции, связанная с недостаточной определенностью категории «гражданин» и «национальная гордость»;

2) проблема этнической самоидентификации.

Факторы, по мнению респондентов, участвующих в анкетировании, негативно влияющие на формирование гражданского и национального самосознания детей старшего школьного возраста, можно ранжировать следующим образом.

1. Экономические и политические изменения в стране, которые привели к потере общих ценностных нравственных и духовных ориентиров. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования, как следствие, сформировали «духовный» кризис современного общества.

2. Влияние средств массовой информации на формирование нравственных ориентиров подростков. Через низкопробную продукцию кино-и телеиндустрии, музыки, радио, интернет-ресурсов, негативно отражающую жизнь общества, происходит снижение социальной активности молодежи, потеря морально-нравственной основы патриотических чувств населения страны, отсутствие патриотического воспитания детей в семье и общеобразовательных организациях, падение престижа военной службы и социально значимых профессий (врача, педагога, инженера и других).

3. Недостаток внимания родителей к воспитанию детей вследствие большой занятости на работе, построения карьеры, в особенности для молодого и современного поколения родителей, как факт — изменение стереотипов мышления в сторону вещизма.

4. Социальные сети, которые составляют круг общения современного старшеклассника, значительно снизили интерес к экономической и поли-

49

Актуальные направленияработы по формированию гражданского и национального самосознания...

тической жизни страны, сделали общественно-политические и научно-популярные издания практически не востребованными среди молодежи.

5. Наличие предвзято положительного мнения об уровне и стиле жизни в странах Европы и Северной Америки, в частности, США. Данное мнение прочно внедрено в сознание детей и их родителей, постоянно укрепляется в ходе туристических поездок и путешествий.

6. Недостаточность достоверных сведений о политической и экономической ситуации в современном мире, а также роли и значении российской экономики и позиции России как развитой страны на внешнеэкономической арене ввиду изучения данных геополитических вопросов во многом лишь в исторической ретроспективе, а не на современном этапе.

7. Введение Единого государственного экзамена (ЕГЭ) в качестве выпускного контроля в общеобразовательной школе, возможно, косвенно повлияло на снижение общекультурного уровня и глубину сформированное™ гражданского самосознания. Так, если ранее гражданская позиция ученика и знание им национально-культурных традиций выявлялись в процессе сочинений по литературе и устных ответах на экзаменах — как выпускных, так и вступительных, то с введением ЕГЭ правильные ответы на тесты исключают необходимость выражения личного мнения ученика, снижая до минимума вольное «творческое» мышление.

8. Приток мигрантов и, как следствие этого, многонациональный состав обучающихся, различный уровень их морального и нравственного воспитания, ценностные ориентиры, принятые в семье, и, в целом, ментальность характера разных национальностей. Последствия вышеописанного выражаются чаще всего в банальном нарушении внутреннего распорядка и уставных отношений образовательной организации, наличии у старшеклассников вредных привычек, открытом проявлении неуважения к старшим, незнании истории и героического прошлого своей Родины. При этом отмечается преувеличенное значение и доминирование своей общности (этноса или семьи) относительно других.

Таким образом, можно выделить основные причины, затрудняющие формирование гражданского и национального самосознания у подростков:

— недостаток знаний о своей стране;

— отсутствие культурной взаимосвязи между поколениями;

— духовная «бедность» личности молодого человека.

В результате можно констатировать, что выделенные причины обусловлены целым спектром факторов (политических, экономических и социальных), вместе характеризующим общую общественно-политическую и социальную обстановку в стране, носящим как объективный, так и субъективный характер. Среди современных старшеклассников доминируют нигилистические взгляды на общество и их место в нем. Вокруг старшеклассников зачастую бытует мнение, что в России все плохо: в ней нет хорошего образования, здравоохранения, производства и прочего.

50

Актуальные направленияработы по формированию гражданского и национального самосознания...

В этой связи работа общеобразовательных организаций в обобщенном виде направлена на решение следующих проблем:

1) формирование у обучающихся духовно-нравственных и культурных ценностей, этических норм и общепринятых правил поведения в обществе;

2) формирование гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры личности;

3) создание условий для творческой самореализации личности, организации досуга школьников во внеурочное время;

4) формирование потребности в нравственном, здоровом образе жизни, способности жить счастливой жизнью с семьей, близкими людьми;

5) сохранение и укрепление историко-культурных традиций школы, района (поселка, города, края, республики, страны).

Работа над проектом показала, что участники опроса в системе своей деятельности основное внимание уделяют воспитанию социально активной личности старшеклассника и формированию у него системы духовнонравственных ценностей. При этом, независимо от географической принадлежности региона общеобразовательной организации, можно выделить более конкретные задачи, например:

— развитие и углубление знаний об истории, культуре и природе родного города, края и страны, воспитание чувства гордости за свою страну;

— воспитание у учащихся бережного отношения к памятникам истории, культуры и к национальным традициям;

— вовлечение учащихся в социально значимую деятельность, направленную на благотворительность, милосердие, волонтерство;

— формирование у учащихся гражданской ответственности за судьбу своего народа, готовности к служению своей стране и выполнению конституционного и гражданского долга;

— создание условий для реализации способностей учащихся с учетом их интересов, потребностей в разнообразных сферах социально-экономической деятельности, общении; формирование правовой культуры учащихся;

— классическое фундаментальное образование в сочетании с сохранением и развитием физического, нравственного, психического здоровья. Широкий спектр художественно-творческих кружков, предметных элективных курсов, дающих возможность комплексно подойти к раскрытию и развитию творческих возможностей ребенка и расширению его культурологического уровня и интеллекта, повышающих его конкурентоспособность.

Таким образом, основными направлениями работы по формированию гражданского и национального самосознания у обучающихся старших классов общеобразовательных школ являются:

— классическое фундаментальное образование;

— формирование системы духовно-нравственных ценностей;

— развитие творческих способностей;

51

Актуальные направленияработы по формированию гражданского и национального самосознания...

— ознакомление с историей и культурой родного края;

— патриотическое воспитание;

— развитие позитивных общественных отношений;

— участие в благотворительных акциях и волонтерство.

Среди целевых групп, с которыми проводится систематическая работа, региональными представителями, такими как города Анапа, Ставрополь, Уфа, Дербент, выделены три основные группы:

1) дети, обучающиеся в 10—11 классах общеобразовательной школы;

2) родители детей, обучающихся в 10—11 классах;

3) педагогический коллектив общеобразовательной организации.

В Московском регионе этот список дополняют социальные институты и взаимодействие с региональными органами исполнительной власти. Работа по формированию гражданского и национального самосознания старшеклассников ведется в процессе урочной и внеурочной деятельности.

В процессе урочной деятельности основным направлением работы является повышение качества образования, внедрение современных форм и методов работы с обучающимися (технологии проблемного обучения, диспуты, круглые столы, мастер-классы, тренинги). Вышеназванные методы и формы работы, по мнению респондентов, способствуют формированию у старшеклассников собственной точки зрения и независимой гражданской позиции. Технологии проблемного обучения позволяют в условиях ограниченного времени — определенного урока — дать возможность выработать обучающимися решение той или иной задачи, найти актуальные пути разрешения проблемной ситуации и, как следствие, развить собственную «гибкость» мышления — индивидуальную траекторию мыслительной деятельности. Тем не менее полученные в ходе работы над проектом данные позволяют констатировать обратное, что формирование гражданского и национального самосознания у старшеклассников происходит во многом и преимущественно во внеурочной деятельности, где нет ограничения во времени и доступе к информации.

Таким образом, базовое (основное) и дополнительное образование детей стали равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами, создав тем самым единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного (а не только интеллектуального!) развития каждого ребенка. В этих условиях школы смогли преодолеть интеллектуальную доминанту в развитии учащихся и создать основу для их успешной адаптации в обществе.

Необходимо особо подчеркнуть, что большинство руководителей общеобразовательных организаций включают в систему своей работы сотрудничество с духовенством, проводят совместные акции с монастырями. Следовательно, наряду со светским образованием используют возможности религиозного просвещения как основы становления нравственной позиции личности.

52

Актуальные направленияработы по формированию гражданского и национального самосознания...

Работа по формированию гражданского самосознания старшеклассников в рамках учебного процесса образовательных организаций ведется по предметам учебных дисциплин и элективным курсам базового и профильного компонентов в рамках реализации ФГОС (базовый и профильный уровень). Так, например, при изучении учебных предметов — русского языка, литературы, иностранного языка и других осуществляется:

— формирование представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства. Приобщение обучающихся через изучение русского языка, иностранного языка и литературы к ценностям национальной и мировой культуры;

— формирование способности свободно общаться в различных формах и на разные темы;

— свободное использование словарного запаса;

— формирование умений написания текстов по различным темам на русском языке и по изученной проблематике на иностранном языке, в том числе демонстрирующих творческие способности обучающихся;

— формирование устойчивого интереса к чтению, как средству познания других культур, уважительного отношения к ним.

В рамках элективных курсов (прием и аргументация собственного мнения, основы словесности, основы культуры речи) также происходит формирование гражданской позиции старшеклассника.

Из вышесказанного следует, что в учебной работе достаточно широко представлен спектр педагогических технологий, направленных на формирование гражданского самосознания старшеклассников. Среди них можно выделить:

— проектно-исследовательскую деятельность;

— интеграцию музейной педагогики в образовательный процесс;

— интеграцию содержания общего и дополнительного образования;

— использование информационно-коммуникационных технологий и коммуникационных систем;

— мыслительную, деятельностную педагогику;

— здоровьесберегающие педагогические технологии.

Во внеурочной деятельности наиболее востребованы нижеследующие формы работы: классные часы, круглые столы, фестивали национальных культур, линейки, конкурсы, выставки, создание тематических музеев, благотворительные акции, конференции, встречи с ветеранами, военнопатриотические клубы, телемосты, вебинары, этнографические экспедиции, реконструкции военных сражений, экспедиции и туризм, международные обмены делегациями учащихся старшей школы.

В меньшей степени, чем старшеклассники, педагоги общеобразовательной организации и различные сообщества, участвующие в реализации моделей по формированию гражданского и национального самосознания

53

Актуальные направленияработы по формированию гражданского и национального самосознания...

детей, оказались вовлечены в данную деятельность родители старшеклассников. Спектр этих взаимодействий неширок:

— участие в родительских собраниях;

— участие в управляющем совете школы;

— совместные школьные мероприятия с участием детей, педагогов и родителей.

Наиболее эффективные практики реализации модели формирования гражданского и национального самосознания предполагают сотрудничество с представителями Русской православной церкви. Священники проводят беседы и занятия со старшеклассниками, организовывают акции милосердия. Стоит отметить, что повышению эффективности работы способствуют также и совместные проекты общеобразовательных организаций, которые проводятся на межрегиональном и международном уровне. К наиболее интересному опыту формирования гражданского и национального самосознания детей можно отнести работу ГБОУ СОШ № 384 и ГБОУ Центр образования № 2006 города Москвы; МБОУ Гимназия № 64 Орджоникидзевского района городского округа города Уфы Республики Башкортостан.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тем не менее, как показывают результаты опроса в образовательных организациях, работа по формированию гражданского и национального самосознания у обучающихся общеобразовательных школ должна начинаться в более раннем возрасте, к примеру, в младшем школьном возрасте.

Подведя итоги данной работы по проекту, стоит сформулировать следующие выводы.

1. Наиболее эффективными формами и актуальными направлениями работы по формированию гражданского и национального самосознания у обучающихся старших классов, считаются элективные курсы, военно-патриотические клубы и досуговые организации патриотической направленности. Их деятельность направлена на формирование у старшеклассников гражданской позиции, национальной гордости, развития чувства патриотизма. Духовное обогащение личности детей старшего школьного возраста происходит через приобщение их к волонтерской деятельности, делам милосердия.

2. Активность педагогических коллективов общеобразовательных организаций в Москве и Московской области в несколько раз выше, чем в регионах.

3. В проведении систематической работы по формированию гражданского и национального самосознания у старшеклассников ведущая роль принадлежит педагогическим коллективам общеобразовательных организаций. Родители занимают пассивную позицию, лишь присутствуя на родительских собраниях.

4. Систематическую работу по формированию гражданского и национального самосознания у детей следует начинать с дошкольного возраста, продолжая в начальной и средней школе.

54

Актуальные направленияработы по формированию гражданского и национального самосознания...

Литература

1. Асмолов А.С., Карабанова О.А., Марциновская Т.Д. и др. Как рождается гражданская идентичность в мире образования: От феноменологии к технологии: Монография: В 2 ч. / Под ред. А.С. Асмолова. М., 2011. 339 с.

2. Евгеньева Т.В. Историческая память и национально-государственная идентичность в современной России // Ценности и смыслы. 2012. № 5. С. 27—36.

3. Евгеньева Т.В., Титов В.В. Формирование национально-государственной идентичности российской молодежи // Полис. 2010. № 4. С. 122—134.

4. Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ от 30 ноября 2010 г. [Электронный ресурс] URL: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/99799/#99799.

5. Семенова Т.А. Духовность как философско-педагогическая проблема // Духовные ценности в воспитании и образовании детей и молодежи: Материалы городской научно-практической конференции (11 апреля 2013 г.) / Отв. ред. Т.А. Семенова. М.: Спутник +, 2013. С. 9—12.

6. Семенова Т.А. Духовные основы здоровья и физической культуры детей дошкольного возраста // Духовные ценности в воспитании и образовании детей и молодежи: Материалы городской научно-практической конференции (11 апреля 2013 г.) / Отв. ред. Т.А. Семенова. М.: Спутник +, 2013. С. 49—52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.