Научная статья на тему 'Актуальные направления организационно-экономической деятельности государственных и военных органов СССР по совершенствованию ВВС РККА накануне и в годы Великой Отечественной войны (к 70-летию Великой победы)'

Актуальные направления организационно-экономической деятельности государственных и военных органов СССР по совершенствованию ВВС РККА накануне и в годы Великой Отечественной войны (к 70-летию Великой победы) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
389
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВВС РККА / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ВОЕННЫЕ ОРГАНЫ СССР

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Карасев Александр Валентинович, Карпова Татьяна Александровна, Салтыкова Юлия Анатольевна

В статье представлен анализ организованной подготовки ВВС РККА накануне и в годы Великой Отечественной войны. На основе архивных и современных источников рассмотрены основные управленческие и организационные действия военных органов по реформированию и преобразованию всей структуры ВВС РККА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные направления организационно-экономической деятельности государственных и военных органов СССР по совершенствованию ВВС РККА накануне и в годы Великой Отечественной войны (к 70-летию Великой победы)»

Карасев Александр Валентинович - кандидат исторических наук, преподаватель кафедры гуманитарных социально-экономических дисциплин ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж, тел.: 89202282408.

Карпова Татьяна Александровна - -кандидат исторических наук, преподаватель кафедры гуманитарных социально-экономических дисциплин ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж.

Салтыкова Юлия Анатольевна - кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры гуманитарных социально-экономических дисциплин ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж, тел.: 89155841982.

Карасев А. В., Карпова Т. А, Салтыкова Ю. А.

АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ВОЕННЫХ ОРГАНОВ СССР ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВВС РККА НАКАНУНЕ И В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (К 70-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ)

Каждый прошедший год все больше отделяет нас от периода Великой Отечественной войны - времени величайших испытаний, выпавших на долю советского народа, проявившего в борьбе с врагом исключительный героизм. Победа в этой войне навсегда останется в истории как событие, оказавшее огромное воздействие на общемировое развитие. В соответствии с требованиями войны государственными и военными органами СССР решались задачи строительства, мобилизации и развертывания Военно-Воздушных Сил, их технического оснащения, совершенствования организационной структуры и управления, подготовки кадров и боевых резервов.

К началу Великой Отечественной войны на всех театрах военных действий были созданы авиационные группировки военно-воздушных сил рабоче-крестьянской красной Армии (ВВС РККА). Наиболее крупной из них являлась группировка на западном театре войны, которая включала в свой состав 35 авиационных дивизий, т.е. более половины соединений фронтовой авиации ВВС (около 7,5 тыс. боевых самолетов). Десять дивизий или почти одна треть боевой

авиации Западного направления составляли ВВС Киевского Особого военного округа, по 8 дивизий - ВВС Западного и Ленинградского округов [5].

В целом, к 22 июня 1941 г. Советский Союз на Западном театре войны с учетом ВВС приграничных военных округов, ДВА ГК и авиации флота имел достаточно многочисленную авиационную группировку, насчитывавшую около 10 тыс. боевых самолетов.

По численности боевых самолетов она превосходила противостоящую группировку ВВС Германии и ее сателлитов более чем в 2 раза. Однако по качеству материальной части, и, особенно, по подготовке летного состава она в значительной степени уступала противнику.

В первые недели и месяцы войны для высшего командования ВВС РККА отчетливо стало ясно, что одним из самых слабых мест в организации ВВС является их управляемость. В документах того времени неоднократно отмечается, что требуемого управления авиацией на поле боя и ее взаимодействие с наземными войсками организовать не удается. В директиве командующего ВВС РККА от 18.07.41 г. по этому поводу указывалось, что авиационные части не сумели достигнуть должного взаимодействия с войсками в общевойсковом бою и тем самым не смогли своими усилиями эффективно влиять на его исход и в достаточной степени облегчать положение наземных войск. Так, например, практически полное отсутствие радиосвязи с наземными частями вынуждало группы штурмовиков из-за боязни ударить по своим войскам в условиях быстроменяющейся наземной обстановки наносить бомбоштурмовые удары по противнику не на линии боевого соприкосновения, где это было особенно необходимо, а за ней на удалении 10-20 км по второстепенным целям.

Посылаемые от авиационных частей в штабы стрелковых дивизий делегаты связи (пилоты, оставшиеся без машин), не имея устойчивой связи со своими КП, могли оказать общевойсковому командованию лишь помощь в обозначении линии фронта и в составлении заявок на применение авиации. Но так как продолжительность прохождения заявки до авиачастей по инстанциям была порядка 812 часов, то о тесном взаимодействии авиации и наземных частей говорить не приходилось - заявки часто выполнялись тогда, когда необходимости в авиационном ударе могло и не быть.

Учитывая сложившееся тяжелое положение в управляемости войск, в Ставке Верховного Главного командования только за период с июля по октябрь 1941 г. вопросы управляемости войсками в целом, и ВВС в частности, рассмат-

ривались в прямой постановке и в совокупности с другими проблемами более 20 раз. В результате были приняты решения, поставлены задачи науке и промышленности в кратчайшие сроки наладить производство современной авиационной и общевойсковой техники связи. Уже к середине 1942 г. в авиационных частях стали массово появляться современные средства связи, что позволило в свою очередь совершенствовать управляемость войсками в период непосредственного ведения боевых действий. Согласно предвоенным взглядам, для решения возложенных на военную авиацию задач группировка ВВС на главном западном направлении должна была состоять из 15-30 авиационных дивизий и насчитывать 4500-5000 самолетов различных родов авиации. При этом все самолеты структурно должны были быть распределены по предназначению на три группы: фронтовой комплект (ВВС фронта), армейская авиация, которая организационно входила в состав общевойсковых армий, и войсковая авиация, входившая в состав стрелковых и механизированных корпусов [3]. Из общего состава самолетного парка фронта предполагалось иметь в ВВС фронта- 50%, в армейской авиации- 40% и в войсковой авиации- 10% всех наличных самолетов. Однако по различным причинам эти планы в предвоенные годы реализованы не были, поэтому с началом войны наши Военно-Воздушные Силы встретились с серьезными проблемами [6].

Авиационные соединения и части имели громоздкую организацию: в каждом полку было по 4-5 эскадрилий (60 самолетов), подразделения аэродромного обслуживания организационно входили непосредственно в полки. Все это сковывало их маневр, увеличивало продолжительность перебазирования на новые аэродромы. Реорганизация авиационного тыла началась только в апреле 1941 г. и была далека от завершения.

Начальный период войны выявил также недостатки в организации ВВС, принятой еще в 1930-е гг. Так, например, организация штурмовых авиационных полков оказалась несовершенной и не отвечающей требованиям боя при ведении интенсивных боевых действий. Поэтому организационно-штатная структура авиационных частей и подразделений высшим командованием постоянно совершенствовалась.

Уже 7 августа 1941 г. было принято решение ГКО № 423сс, а 10 августа, вышел приказ Командующего ВВС РККА П. Ф. Жигарева № 057, согласно которому штурмовые полки переходили на новую структуру организации - трехэс-кадрильный состав с 33 самолетами в каждом полку.

Однако в связи с огромными потерями в самолетном парке и трудностями его восполнения в начальный период войны эта организационно-штатная структура была снова пересмотрена. Приказом Наркома Обороны И. В. Сталина № 305 от 20 августа 1941 г. все штурмовые авиаполки стали формироваться как двухэскадрильные по 9 самолетов в каждой эскадрилье и по 2 самолета в управлении полка (машины командира и штурмана полка) - всего 20 самолетов в полку. Такая организационно - штатная структура оказалась более отвечающей требованиям войны.

Организация советских ВВС в корне отличалась от организации ВВС, принятой в фашистской Германии, которая уже на практике показала свой преимущества в операциях начавшейся второй мировой войны. ВВС фашистской Германии представляли собой самостоятельный вид вооруженных сил. Они решали боевые задачи на принципе оперативно-тактического взаимодействия с сухопутными войсками.

В условиях уже начавшейся второй мировой войны советское правительство и военное командование еще до нападения фашистской Германии провели целый ряд мероприятий, направленных на увеличение самолетного парка и улучшение качества авиационной техники.

Прежде всего, за счет последовательного расширения и укрепления авиационной промышленности наращивался выпуск самолетов. Если в 1935 г. было выпущено 6,6 тыс. самолетов, то в 1938 г. - 13,1 тыс., в 1939 г. -15,9 тыс., в 1941 г.- 29,4 тыс. самолетов [7].

При невероятном мужестве и героизме советских летчиков, необходимо признать, что потери противника, особенно в первые месяцы войны, несколько завышались. Командование ВВС РККА в своих приказах и директивах постоянно требовало максимальной объективности в оценках происходящих событий. Это было совершенно необходимо для принятия грамотных решений.

Однако до сих пор при изучении архивных материалов авиачастей и авиасоединений, участвовавших в боевых операциях, обнаруживается особенность в определении нанесенного противнику урона, по размерам которого оценивались действия авиации. Оказалось, что в донесениях полков штабам соединений, в которые они входили, указывалось отмеченное экипажами количество больших взрывов и пожаров или же (в редких случаях) число прямых попаданий (как правило, два-три) в танки, автомашины, скопления личного состава неприятеля и т.д. В подавляющем числе донесений полков не обнаруживается точных данных

об уничтоженных и поврежденных немецких танках, бронемашинах и т.д. Но в донесениях штабов соединений уже фигурируют сотни уничтоженных солдат и офицеров противника, десятки танков, бронемашин, орудий и другой военной техники.

Одним из актуальных направлений деятельности государственных и военных органов СССР в годы войны было техническое оснащение авиационных частей и соединений, что в свою очередь требовало постоянной работы над совершенствованием авиационной тактики. Выполнение боевых задач в известной мере осложнялось неблагополучным положением дел с материально-техническим обеспечением авиаполков. В полках ощущался недостаток запасных частей, особенно моторов. С большими перебоями осуществлялась доставка авиабомб. В связи с этим подготовка к повторным боевым вылетам затягивалась до 1,5-2-х часов. Частыми были отказы стрелково-пушечного вооружения, в основном из-за неправильного его обслуживания техническим составом авиачастей. Положение усугублялось еще и низкой эксплуатационной надежностью и качеством сборки самолетов, а также резким снижением уровня профессиональной подготовки инженерно-технического состава, произошедшем в условиях массового освоения новой авиатехники, поскольку переподготовка вновь прибывшего инженерно-технического состава в обстоятельствах интенсивного ведения боевых действий проводилась по объективным причинам недостаточно.

Надо сказать, что подобное положение дел с материальной частью наблюдалось на всех фронтах. Поэтому в начале февраля 1943 г. состояние самолетного парка и материально-технического обеспечения ВВС РККА стало предметом специального обсуждения Государственным Комитетом обороны. В результате вышло Постановление ГКО № 2819 от 03.02.43 г., согласно которому количество неисправной авиационной техники в строевых частях в ВВС не должно было превышать 15% . Этим же постановлением при Управлении НАС ВВС было создано Управление полевого ремонта и Управление капитально-восстановительного ремонта, а в воздушных армиях и округах - отделы полевого ремонта.

Деятельность государственных и военных органов на фронте и в тылу в 1941-1942 гг. обеспечила ряд значимых побед нашего народа и его армии над врагом. Советские Вооруженные Силы с честью выдержали невиданные испытания первого периода Великой Отечественной войны. От тяжелых оборонительных сражений и отступления вглубь страны армия перешла в решительное на-

ступление. Несмотря на то, что в этот период гитлеровская армия потерпела ряд серьезных поражений, ее боеспособность оставалась достаточно высокой и значительная часть советской территории находилась в руках немецко-фашистских захватчиков. Как указывалось в приказе Верховного Главнокомандующего №95 от 23 февраля 1943 г. «Красной Армии предстоит суровая борьба против коварного, жестокого и пока еще сильного врага».

Быстрый рост количества авиационных частей и совершенствования авиационной техники, вызванные нарастанием военной угрозы против СССР, резко увеличили потребность в более многочисленном и хорошо подготовленном летном и техническом составе. Для решения этой сложной проблемы был разработан и проведен в жизнь целый комплекс мер.

Во-первых, была резко расширена сеть ВУЗов ВВС. К июню 1941 г. по сравнению с 1937 г. количество учебных заведений выросло: академий в 3 раза, летных училищ почти в 7 раз (с 12 до 83), технических - в 1,5 раза (с 6 до 9) [4].

Во-вторых, шел рост масштабов подготовки авиационных специалистов. Так, с 1936 по 1940 г. летчиков было выпущено 24122 (с 2714 в 1936 г. до 9613 в 1940 г.), штурманов - 13361 (с 1725 в 1936 г. до 5268 в 1940 г.), авиационных техников - 30637 (с 1465 в 1936 г. до 11981 в 1940 г.) [1].

Весной 1943 г. германское командование, рассчитывая воспользоваться выгодным начертанием линии фронта, приступило к подготовке двух встречных ударов из районов южнее г. Орла и севернее г. Харькова в общем направлении на г. Курск, имеющих целью окружение и уничтожение войск Центрального и Воронежского фронтов, занимавших Курский выступ, и получение свободы маневра для обхода Москвы по кратчайшему направлению. План наступления получил кодовое название «Цитадель».

Ставка Верховного Главного командования Красной Армии своевременно раскрыла план летнего наступления противника 12 апреля 1943 г. Ставкой было принято решение о преднамеренной обороне, имеющей целью измотать противника активной глубокоэшелонированной обороной, обескровить его ударные группировки и резервы, а затем, перейдя в контрнаступление, разгромить их.

В соответствии с этим командование, Военный совет и штаб ВВС РККА, получив ориентировку Генерального штаба, начали подготовку к предстоящим сражениям. Она выражалась, прежде всего, в создании крупной авиационной группировки в районе Курского выступа, в подготовке аэродромной сети, в укомплектовании частей и соединений личным составом и техникой. Вместе с

этим, Ставкой было решено активными действиями авиацией нарушить планомерную подготовку вермахта к летним операциям. С этой целью Верховный Главнокомандующий И. В. Сталин (приказ № 0328 от 04.05.43 г.) и Ставка ВГК поставили перед командованием воздушных армий задачу по уничтожению немецких самолетов на аэродромах и в воздухе, срыву железнодорожных перевозок и дезорганизации автомобильного движения на дорогах.

Операция по уничтожению немецких самолетов на аэродромах была назначена на 6 мая 1943 г. Время первого массированного удара по аэродромам для всех воздушных армий фронтов определялось с 4.30 до 5.00. В последующем аэродромы противника должны были подвергаться огневому воздействию со стороны ВВС РККА еще в течение трех суток. После двухсуточного перерыва следовала еще одна трехсуточная серия ударов по аэродромам противника.

В своей директиве №10/233 от 5 мая 1943 г. временно исполняющий обязанности командующего ВВС генерал-полковник авиации Г. А. Ворожейкин потребовал от командующих воздушными армиями: «Удар по аэродромам наносить крупными группами, выделяя из их состава необходимое количество авиационных средств для подавления зенитной обороны противника. Штурмовикам, бомбардировщикам при нападении на аэродромы в составе бомбозаправок иметь: 60% осколочных, 30% зажигательных и 10% фугасных бомб».

Деятельность государственных и военных органов на фронте и в тылу в 1941-1942 гг. обеспечила ряд значимых побед нашего народа и его армии над врагом. Советские Вооруженные Силы с честью выдержали невиданные испытания первого периода Великой Отечественной войны. От тяжелых оборонительных сражений и отступления в глубь страны армия перешла в решительное наступление. Переход Красной Армии к широким наступательным операциям состоялся благодаря решению задачи по совершенствованию и развитию штурмовой авиации и серьезной перестройки в деятельности государственных и военных органов.

Группировка немецкой авиации, предназначенная для участия в предстоящем сражении, насчитывала 2050 боевых самолетов всех типов: 660 дневных и 80 ночных бомбардировщиков, 440 пикирующих бомбардировщиков, 100 штурмовиков, 630 истребителей и 140 самолетов-разведчиков, что составляло 80% всей авиации Восточного фронта.

Несмотря на предпринятые меры, командование ВВС РККА не смогло в полной мере преодолеть все трудности. Отпущенного войной времени хватило

лишь для укомплектования частей личным составом и техникой, но обучить летный состав боевому применению в полном объеме, главным образом, в составе групп самолетов - не удалось.

Это привело к тому, что в воздушных армиях, предназначенных для участия в боях на Курском выступе, боеготовых экипажей накануне сражения оказалось значительно меньше, чем боевых самолетов. Так, во 2-й и 17-й воздушных армиях на 733 исправных самолетов-истребителей приходилось только 586 бое-готовых летчиков, а на 488 исправных штурмовиков - 359 боеготовых экипажей.

В 16-й ВА Центрального фронта на 507 исправных истребителей приходилось всего 386 боеготовых летчиков, а на 267 Ил-2 и того меньше - 109 боеготовых экипажей [8]. Достигнутое количественное превосходство в боевых самолетах практически не оправдывалось из-за отсутствия достаточного резерва подготовленных летчиков. Критически оценивая сложившуюся ситуацию, командование ВВС РККА, командующие воздушными армиями изменили формы и способы действий авиации. Основной упор при этом был сделан на нанесение массированных ударов по наступающим войскам противника, а в промежутках между ними предполагалось непрерывно действовать мелкими группами - штурмовиков и бомбардировщиков.

Предстоящие бои на Курской дуге поставили перед Ставкой ВГК, Генеральным штабом и командованием ВВС РККА ряд сложнейших задач.

Во-первых, к лету 1943 г. немецкие ВВС еще обладали значительной силой. Истребителями, равными немецким по всему комплексу летно-боевых качеств, в составе ВВС РККА были только Ла-5ФН и, отчасти, Як-9. Но последних к началу Курской битвы в авиаполках воздушных армий было не более двухсот. Составлявшие же основную массу советских ВВС истребители Ла-5, Як-76 и Як-1 не отвечали требованиям этого периода войны, уступая немецким машинам по определяющим характеристикам - максимальной скорости, вертикальному маневру и разгонным характеристикам.

Во-вторых, в районе Курского выступа авиация противника имела преимущество в аэродромном базировании. Значительная часть аэродромов истребительной авиации располагалась в 18-30 км от линии фронта, а отдельные посадочные площадки находились всего лишь в 5-6 км от переднего края. Такое базирование авиации позволило немцам в первые дни сражения удерживать превосходство истребительных сил в воздухе над полем боя, несмотря на численное преимущество ВВС РККА.

В-третьих, для борьбы с советской авиацией перед фронтом наступления немецкое командование сосредоточило большое количество огневых средств ПВО. По данным армейской разведки на орловском направлении в полосе наступления противника шириной 36 км было сосредоточено до 20 батарей среднекалиберной зенитной артиллерии, 242 зенитных автоматов МЗА и 240 крупнокалиберных зенитных установок.

Необходимо подчеркнуть, что удары воздушных армий по немецким аэродромам были малоэффективны ввиду недостаточной их подготовки. Отсутствие доразведки немецких аэродромов не позволило командованию армий своевременно установить время начала подготовки немецких экипажей к боевым действиям. В результате к моменту подлета советских экипажей значительная часть авиации люфтваффе уже была в воздухе и действовала в интересах своих войск.

Вследствие серьезных недостатков в организации ведения воздушных боев истребителей Красной Армии, в управлении ими в районах боевых действий, а также в системе оповещения о приближении бомбардировщиков, немецкому командованию удалось захватить инициативу в воздухе.

В отличие от немецкой истребительной авиации, советским истребителям в этот период ставились следующие задачи: непосредственное сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, а также патрулирование над своими войсками в определенных зонах и со сменой патрулей по времени. Таким образом, советские летчики были привязаны к боевому порядку или к участку патрулирования, они были вынуждены вести бои в основном оборонительного характера, изначально отдавая инициативу противнику.

Недостаточная организация оповещения о приближении немецких бомбардировщиков вынуждала командование ВВС РККА прикрывать войска непрерывным патрулированием в воздухе, что приводило к большому расходу сил. Группы патрулей практически не эшелонировались по высотам, дежурили, как правило, над своей территорией.

Экономическая работа государственной власти также имела ряд недостатков, повлекших проблемы в авиационной промышленности по удовлетворению материальных потребностей Воздушных сил. В числе сдерживающих факторов развития авиастроения являлось ограниченное производство алюминия, неудовлетворительный объем станкостроения, слабость моторостроения, нефтехимической промышленности (которая не могла предоставить высокооктановое топливо

в нужном объеме), что не обеспечивало авиационную промышленность соответствующими оборудованием, материалами и комплектующими.

Важно отметить, что советская авиапромышленность во многом основывалась на зарубежных технологиях, т.к. по приказу И. В. Сталина во 1930-х гг. проводилась политика заимствования иностранных технологий. Совет труда и обороны (постановление №158 от 25 июля 1931 г.) за подписью председателя В. Молотова постановил: «Организовать работу опытных организаций на основе концентрации научных и конструктивных сил, привлечения и использования технической помощи, тщательного изучения лучших образцов самолетов и моторов с тем, чтобы проблема «догнать и перегнать была разрешена в течение ближайших 2-3 лет и созданы образцы самолетов и моторов, предметов вооружения и снаряжения, превосходящие образцы иностранной техники» [2].Ее успешное развитие зависело от экономических связей с ведущими странами Запада и, прежде всего, с США.

Таким образом, недостатки организационно-экономической деятельности государственных и военных органов СССР в начальном периоде Великой Отечественной отрицательно сказалось на итогах боевых действий авиации, что послужило причиной огромных потерь в 1941-1942 гг. К числу таких недостатков относились:

- качественно-количественное состояние ВВС РККА накануне Великой Отечественной войны характеризовалось преобладанием в их составе самолетов устаревших типов, скученным базированием авиационных частей и соединений вследствие реконструкции большей части приграничных аэродромов, громоздкой организационно-штатной структурой боевой авиации;

- уровень подготовки летно-технических кадров Военно-воздушных сил, не соответствовал требованиям военно-политической обстановки. Завышенные исходные данные о возможных ежегодных потерях привели к форсированию роста количества авиационных кадров в ущерб качеству их подготовки, что с неизбежностью повлекло за собой распыление материально-финансовых средств, снижение боеспособности и боеготовности авиационных частей и соединений;

- омоложение и кадровые перестановки командного состава ВВС РККА накануне войны привели к неуверенности в работе кадров, медленному переучиванию летного состава авиации на новую боевую технику, их слабой подготовленности к полетам в сложных метеоусловиях, ночью, боевому применению в сложных видах маневра.

Боевые действия авиации в период оборонительных сражений отличались исключительным напряжением сил. Из-за отсутствия опыта подавления целей, имеющих мощное прикрытие зенитными средствами, практически в каждом боевом вылете летчики несли потери. Тем не менее, в этих сложных условиях ВВС Красной Армии все же удалось нанести противнику вполне ощутимый урон.

Переход Красной Армии к широким наступательным операциям, новые задачи по совершенствованию и развитию авиации потребовали серьезной перестройки в деятельности государственных и военных органов.

Принятые советским командованием меры благотворно сказались на изменении воздушной обстановки над Курским выступом в пользу Красной Армии. Медленно господство в воздухе стало переходить в руки ВВС РККА. Как следствие, потери авиационной техники снизились. Стремясь быстрее ввести летный состав в строй, руководство допускало при этом грубые просчеты: недостаточный налет часов на боевом самолете, нехватка учебных машин непосредственно в частях и в то же время относительно высокая сложность пилотирования, в конечном итоге, приводили к значительным потерям летчиков и техники.

С целью повышения боеготовности авиачастей по предложению командования ВВС ГКО было принято постановление, согласно которому отвод авиачастей с фронта в запасные авиационные полки для доукомплектования был прекращен. Пополнение авиачастей стало осуществляться непосредственно на фронте за счет подготавливаемых в запасных полках авиаэскадрилий, звеньев и одиночных экипажей. Это позволило уже к концу 1943 г. изжить поспешность в обучении летного состава, часто допускавшуюся в предыдущие годы.

Принятые советским командованием меры благотворно сказались на изменении воздушной обстановки в пользу Красной Армии на всех фронтах. Господство в воздухе перешло в руки ВВС РККА. Как следствие, потери были значительно снижены.

Обострение борьбы за господство в воздухе в 1943 г., увеличение численности самолетного парка штурмовой авиации и возрастание масштабов ее применения привели к росту потерь в летном составе. Высокие среднесуточные потери летчиков-штурмовиков были обусловлены, в основном, возрастанием противодействия со стороны ПВО противника, повышением удельного веса его истребительной авиации.

Накануне Великой Отечественной воины и в ее ходе руководители страны и Вооруженных Сил проявляли большую заботу о развитии Военно-воздушных сил. И эта проблема была решена: советская наука и промышленность поставляли для ВВС современную для того времени авиационную технику, которая почти на протяжении всей войны превосходили авиацию Германии как по боевым, так и не боевым самолетам. Постепенно было устранено и отставание в качестве авиационной техники, что явилось решающим фактором в достижении Победы.

Вместе с тем, война показала, что численное превосходство в самолетах и летных кадрах над противником еще не гарантирует победы. Для ее достижения требовалась высокая организаторская деятельность руководящего состава страны и армии.

& & &

1. Архив Управления кадров Военно-воздушных сил. №103., С. 5.

2. Военно-воздушные силы России. Неизвестные документы (1931- 1967 гг.) / Кол.авт. Архив Президента Российской Федерации; ред. В. С. Михайлов, Д. А. Морозов. - М.: Вестник Воздушного Флота, 2003. С. 45.

3. Ефимов А. Н. Штурмовики идут на цель. - М., 2003. С. 114.

4. Советская авиация в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. в цифрах. - 1962. - С. 42.

5. Центральный архив Министерства Обороны РФ (ЦАМО РФ). Ф.27, оп.142688, д.1, л.2.

6. ЦАМО РФ. Ф. 208, оп. 142690, д. 2, л. 43-44.

7. ЦАМО РФ. Ф. 202, оп. 2589, д. 326, л. 64.

8. ЦАМО РФ. Ф. 336, оп. 5220, д. 85, л. 114.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.