Актуальные философские проблемы XXI века Topical problems of philosophy in XXI century Текст научной статьи по специальности «Философия»

Научная статья на тему 'Актуальные философские проблемы XXI века' по специальности 'Философия' Читать статью
Pdf скачать pdf Quote цитировать Review рецензии ВАК
Авторы
Коды
  • ГРНТИ: 02.15.99 — Другие общефилософские проблемы
  • УДK: 13
  • Указанные автором: УДК: 02.15.99

Статистика по статье
  • 8283
    читатели
  • 565
    скачивания
  • 10
    в избранном
  • 6
    соц.сети

Ключевые слова
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ
  • КОНФЛИКТ
  • ДЕМОКРАТИЯ
  • ОБЩЕСТВО
  • ЦИВИЛИЗАЦИЯ
  • ЦЕННОСТИ
  • МОДЕРНИЗАЦИЯ
  • НАЦИОНАЛЬНАЯ САМОБЫТНОСТЬ
  • ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
  • ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
  • ЭКОНОМИКА
  • POLITICAL AUTHORITY
  • CONFICT
  • DEMOCRACY
  • SOCIETY
  • CIVILIZATION
  • VALUES
  • MODERNIZATION
  • NATIONAL ORIGINALITY
  • GLOBALIZATION
  • INFORMATION SOCIETY
  • ECONOMY

Аннотация
научной статьи
по философии, автор научной работы — Новиков А. Г.

Рассмотрен круг актуальных философских проблем ХХI века. Автор акцентирует внимание на вопросах, связанных с расширением или сужением прав, свобод и возможностей человека в современном мире

Abstract 2009 year, author — Novikov A. G.

The range of topical philosophic problems in XXI century was under view. The author emphasizes the points connected with extension and restriction rights, freedom and possibilities of people in the modern world.

Научная статья по специальности "Другие общефилософские проблемы" из научного журнала "Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова", Новиков А. Г.

 
Читайте также
Рецензии [0]

Текст
научной работы
на тему "Актуальные философские проблемы XXI века". Научная статья по специальности "Другие общефилософские проблемы"

краткие сообщения
УДК 02.15.99
А.Г. Новиков
актуальные философские проблемы хх1 века
Рассмотрен круг актуальных философских проблем XXI века. Автор акцентирует внимание на вопросах, связанных с расширением или сужением прав, свобод и возможностей человека в современном мире.
Ключевые слова: государственная власть, конфликт, демократия, общество, цивилизация, ценности, модернизация, национальная самобытность, глобализация, информационное общество, экономика.
Для дальнейшего продвижения на философском небосклоне нам нужно выйти на новые рубежи науки, определить наиболее актуальные проблемы XXI века, чаще и активнее обсуждать содержание кандидатских и докторских диссертаций.
И поэтому необходима информационная безопасность, которая преследует цель - сохранить нормальный менталитет, нормальные человеческие отношения, чтобы человеческое сознание не портилось вредными мыслями.
1. Мы обозначили «вечная проблема войны и мира». Война - это апогей конфликта, достижение его остроты. Но война, увы, не является выходом из политического кризиса. Как известно из истории, уничтожение социал-демократов национал-социалистами в Германии привело ко Второй Мировой войне, а уничтожение большевиками меньшевиков стало поводом для Гражданской войны. Что касается конфликтов, то они всегда были, есть и будут, но они должны разрешаться невооружённым путём. Что касается войн, то эта проблема не должна быть вечной, ибо при согласии, толерантности, демократичности всегда можно найти способ её решения.
2. Значит при решении конфликтов демократическим путём, они будут, на наш взгляд, играть позитивную роль, а не в смысле, что конфликты, войны очищают, оздоровляют общество.
3. Мы ставим и такой вопрос «Столкновение цивилизаций - реальное ли явление?», который в соей работе раскрывает С. Хантингтон [1]. Столкновение не цивилизаций, а модернистской и традиционалистской систем ценностей. Беда в том, что модернизация часто отождествляется с вестернизацией, а традиционализм и даже ретроградство с национальной самобытностью. Возможно столкновение третьего мира с Западом, так
НОВИКОВ Анатолий Георгиевич - д. филос. н., профессор кафедры философии ЯГУ E-mail: dissov54mail.ru
как нынешняя глобализация часто отождествляется с экономическим порабощением третьего мира и с навязыванием западной системы ценностей. Возможна, но не предопределена победа межкультурного и межцивилиза-ционного диалога над конфронтацией.
4. Интересна проблема соотношения между правом и реальным доступом к материальным и духовным благам. Т. Гоббс отмечает, что «для человека наибольшее благо - его самосохранение» [2, с. 74]. Имущественная дифференциация всегда была, есть и будет. То, что зависит от государства, оно должно обеспечить. Однако при свободе частного предпринимательства неравенство неизбежно. Равной может быть только нищета. Богатство всегда не равно. Другое дело, что это неравенство должно быть оправдано различиями в способностях и трудолюбии. Самые богатые люди в нынешней России - криминальные элементы. Нужно дать человеку честно разбогатеть, но сейчас это почти невозможно.
5. Информационное общество, информационный террор, информационная блокада, информационная диверсия, информационная безопасность предстают как реальность для нас, россиян, и как проблема будущего.
Информационное общество - это формирующееся в постиндустриальной фазе развития цивилизации общество, характеризующееся преобладанием в структуре занятости специалистов сферы информационных услуг, возрастанием значения информационного капитала и доминированием информационных технологий (в частности, Интернет-технологий) [3]. Концепция информационного общества, как известно, сформировалась на базе теории постиндустриального общества американского социолога Д. Белла [4] и американского футуролога Э. Тоффлера [5], основанной на технократической парадигме Запада. Альтернативная модель информационного общества, созданная профессорами Ю. Хаяши и Е. Масуда [6], реализуется Японией: это информационное общество планомерно формировалось с 1960-х годов.
Ключевая роль в этом обществе принадлежит информации. Информация в обыденном смысле есть, прежде
всего, определённое содержание, но именно эта сторона информации остаётся до сих пор неясной. Эта парадоксальность побуждает неиссякаемый интерес многих философов к данному понятию. И нам тоже следовало бы подвергнуть более глубокому осмыслению это понятие.
Современная информационная политика создается на наших глазах. Впечатление таково, что в США развёрнута полномасштабная информационная война против России.
Информационный террор осуществляется наиболее развитыми западными странами и фактически зомбирует всех людей. В результате люди и не воспринимают национальную идею, так называемую Русскую идею [2].
Информационная блокада тесно связана с тем, что блокируют истинную информацию. Она сопровождает практически все военно-политические конфликты. Например, война США с Ираком изображалась как «чистая» и справедливая. В России запрещены интервью корреспондентов с чеченскими боевиками. В результате происходит давление на человеческую психику, торможение творческого мышления. Информационная блокада разрушает человеческие привычки, навыки, принципы морали, что сопровождается дегуманизацией общественных мнений.
Можно говорить и об информационной диверсии. Идёт ненужная пустая информация, часто используются механизмы порабощения - пропаганда дешёвых примитивных минутных удовольствий - секс, разврат, алкоголь и т.д. На подсознательном уровне программируется преклонение перед новыми богачами - новыми русскими, новыми якутами и новыми другими народностями.
В связи с тем, что на первое место выходит информация, делаются новые открытия, изобретения, появляются специализации, классификации, возникает новая социальная парадигма - информационная цивилизация.
6. Рост экономических потребностей - анахронизм или естественное явление?
Каждый человек имеет право на достаточный уровень жизни. Однако следует признать, что природных ресурсов Земли не хватит для того, чтобы обеспечить всем людям такой уровень материального благосостояния, который уже достигнут в самых богатых странах [6]. До недавних пор этот рост был естественным явлением, стимулом развития, но сейчас он может погубить человечество.
7. Будет ли расширение прав свобод, возможностей человека в современном мире или, наоборот, сужение?
В некоторых странах эти права и свободы некуда расширять [7]. В большинстве стран на ближайшую перспективу на их большой рост надежды нет, а в некоторых странах есть опасность и сужения их. В Китае, по-видимому, расширение будет.
Эти наши высказывания близки к размышлениям. Доминиканский монах утверждал: «Если есть абсолютная истина, то положите и ее на стяг». Мы выносим наши вопросы на обсуждение, осмысление и размышление.
8. Во всём мире идёт переход от индустриального к постиндустриальному инновационному обществу. Перед коренными народами РС (Я) стоит более сложная задача - одновременно войти в индустриальное и постиндустриальное общество [8].
В России переход от феодализма к капитализму совершался под руководством государственной власти -так называемая «революция сверху». Тем более невозможен переход от социализма к капитализму, от деформированного традиционного использования политических факторов без государственной поддержки, без непосредственного руководства со стороны органов государственной власти.
Коренные народы Республики Саха (Якутия) не могут без государственной поддержки перейти к индустриальному и постиндустриальному обществу одновременно. Многое зависит от инновационной и кадровой политики. В будущем неизбежно вовлечение коренных народов Якутии в горно-добывающую промышленность. Следует направить усилия и энергию на подготовку грамотной технической интеллигенции, призванной реализовать эту задачу.
Раньше она не могла быть решена в силу узковедомственных интересов центральных министерств. Более того, в улусах необходимо создавать технические колледжи, способные дать населению техническое образование, и в самое ближайшее время открыть в Якутске политехнический институт.
Обрабатывающая промышленность Якутии, чтобы быть конкурентоспособной, должна быть технологичной.
Очень важный момент - этнос, не участвующий в ведущих и передовых отраслях экономики, не может считаться нацией в полном смысле этого слова [9]. Для народов республики характерны общность территории, возрождение духовности народов Севера и Арктики, общность языка (имеется в виду межнациональный язык), и только начинается большая работа по развитию экономических связей Якутии.
Теперь посмотрим на структуру нашей экономики. Ведущими отраслями республиканской экономики являются горно-добывающие. Однако запасы их не бесконечны. Не только для развития, но и для элементарного выживания необходимо снизить высокую из-за природных условий себестоимость продукции путем ввода высоких технологий. В то же время есть опасность государственной, то есть чиновничьей опеки модернизационных и инновационных процессов, удушения в их объятиях. Необходимо на государственном уровне всемерно поощрять и поддерживать инициативы снизу.
Учебные заведения должны вести свою работу с учётом потребности республики в кадрах. Для этого необходима координация действий со службой занятости, что становится актуальной задачей XXI века. Система образования, начиная с общеобразовательных школ, должна
готовить подрастающее поколение к жизни в современном обществе с его быстро меняющейся конъюнктурой, воспитывать в молодых людях дух самостоятельности, предприимчивости, готовности постоянно усваивать новое.
Литература
1. Xантингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис. -1994. - № 1. - С. 32-48.
2. Кондратов В.А. Новейший философский словарь. -Ростов-на-Дону, 2005. - 672 с.
3. Информационный террор //Фонд стратегической культу-
ры. 2005. http://fsk/rastrata.ru/print.php?nid=6909 (дата обращения: 11.02.2009).
4. Bell. D. The coming of Post-Industrial Society. N-Y, 1973, 185 h.
5. Toffler A. Freviews and Premises. N-Y., 1983. 138 p.
6. Масуда E. «Информационно-компьютерное» понятие. -Токио, 1965. - 192 с.
7. Лешкевич Т.Г. Философия науки: учеб. пособие. - М., 2005. - С. 262-263.
8. Пудов А.Г., Новиков А.Г Менталитет японцев и техногенная цивилизация. - Якутск, 2008. - 207 с.
9. Новиков А.Г. Социальная структура якутского общества: история и современность // Политико-социальные проблемы развития общества. - Якутск, 2008. - С. 39-40.
A.G. Novikov
Topical problems of philosophy in XXI century
The range of topical philosophic problems in XXI century was under view. The author emphasizes the points connected with extension and restriction rights, freedom and possibilities of people in the modern world.
Key words: political authority, conflict, democracy, society, civilization, values, modernization, national originality, globalization, information society, economy.
УДК 377.4 Л.А. Новикова
формирование культуры личности
Дается формирование культуры личности. Формирование культуры личности основано на обогащении ее культурными и духовными ценностями. Автор отмечает влияние образования на достижение поставленной цели.
Ключевые слова: личность, культура, образование, культурные ценности, духовные ценности, гуманизм, развитие, педагогика, воспитание, интеллигентность.
В своем развитии образование ориентируется на образ культуры XXI века как «диалога и взаиморождения прошлых, настоящих и будущих культур» (М.М. Бахтин) [1].
Формирование личности возможно только в условиях гуманизации образования, реализации принципов личностно-ориентированной педагогики. Исходным понятием разных концепций личностного образования является понятие личности как цели и фактора образования. Образование - часть культуры, которая, с одной стороны, питается ею, а с другой, - влияет на ее сохранение и развитие через человека. Человек живет в многомерном пространстве культуры. С личности начинается и личностью завершается процесс культурного воспроизводства.
НОВИКОВА Людмила Александровна - к.п.н., зам. заведующего отдела аспирантуры ЯГУ E-mail: dissov54@mail.ru
Так, личность, по мнению А.Н. Леонтьева, - не только «момент деятельности, но и ее продукт», «ею не родятся, а становятся» [2]. В связи с этим формирование культуры личности - это благо не только для общества в целом, это благо для каждой конкретной личности.
Психологический аспект теории развития личности, представленный в трудах многих отечественных психологов: Л.С. Выготского [3], А.Н. Леонтьева [2], С.Л. Рубинштейна [4] и др., вызывает особенный интерес к проблеме формирования культуры личности. В основе развития личности лежит развитие таких качеств, как активность (инициатива, ответственность), способность к организации времени.
С.Л. Рубинштейн рассматривает ядро личности как систему ее отношений к внешнему миру и самому себе, которая формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности, являясь одной из форм этого отражения [4].

читать описание
Star side в избранное
скачать
цитировать
наверх