Научная статья на тему 'Актуальность военно-педагогических традиций в современном военном образовании'

Актуальность военно-педагогических традиций в современном военном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
874
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ / PEDAGOGICAL TRADITIONS / ВОИНСКИЕ ТРАДИЦИИ / MILITARY TRADITIONS / СИСТЕМА ОТЕЧЕСТВЕННОГО ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / SYSTEM OF NATIONAL MILITARY EDUCATION / ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / MILITARY PEDAGOGICAL PROCESS / ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / STATE EDUCATIONAL POLICY / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / ВОЕННАЯ ДОКТРИНА / MILITARY DOCTRINE / АКТУАЛЬНОСТЬ ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ / RELEVANCE OF MILITARY PEDAGOGICAL TRADITIONS / ВОЕННАЯ ПЕДАГОГИКА / ТРАДИЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / TRADITIONAL PEDAGOGICAL METHODS AND TECHNOLOGIES OF TRAINING / СОВРЕМЕННЫЙ ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / MODERN MILITARY PEDAGOGICAL PROCESS / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ВОЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ / INNOVATIVE PROCESSES IN MILITARY EDUCATION / MILITARY PEDAGOGICAL TRADITIONS / MILITARY PEDAGOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стародубцев Михаил Павлович

В статье рассмотрены вопросы актуальности военно-педагогических традиций в условиях реформирования и модернизации системы отечественного военного образования в настоящее время. Прослеживается взаимосвязь определений педагогических традиций и воинских традиций, дается авторское определение понятию военно-педагогических традиций. Проводится краткий историко-теоретический обзор основных этапов становления и развития военно-педагогических традиций во взаимосвязи с историей развития системы образования в России и достижениями военно-педагогической мысли от петровских времен до настоящего времени. Особое внимание уделяется вопросам государственной политики в области военного образования в настоящее время, его значению в обеспечении национальной безопасности страны. Выводы автора об изменчивости и трансформации военно-педагогических традиций под воздействием времени и научно-технического прогресса, а также об их существенном влиянии на образовательный процесс в военном вузе, подтверждают актуальность исследований военно-педагогических традиций на современном этапе развития системы отечественного военного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стародубцев Михаил Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELEVANCE OF THE MILITARY-PEDAGOGICAL TRADITIONS IN MODERN MILITARY EDUCATION

The article deals with the issues of relevance of military-pedagogical traditions in the conditions of reforming and modernization of the system of national military education at the present time. The interrelation of definitions of pedagogical traditions and military traditions is traced, the author's definition of the concept of military pedagogical traditions is given. A brief historical and theoretical review of the main stages of the formation and development of military-pedagogical traditions in conjunction with the history of the education system in Russia and the achievements of military-pedagogical thought from Peter the great times to the present time. Special attention is paid to the issues of state policy in the field of military education at the present time, its importance in ensuring the national security of the country. The author's conclusions on the variability and transformation of military pedagogical traditions under the influence of time and scientific and technological progress, as well as their significant impact on the educational process in military higher education, confirm the relevance of research military pedagogical traditions at the present stage of development of the system of national military education.

Текст научной работы на тему «Актуальность военно-педагогических традиций в современном военном образовании»

педагогические науки

Стародубцев Михаил Павлович АКТУАЛЬНОСТЬ ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ...

УДК 371.21 (09)

АКТУАЛЬНОСТЬ ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ ВОЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

© 2018

Стародубцев Михаил Павлович, кандидат педагогических наук, профессор кафедры «Теории и методики непрерывного профессионального образования» Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации (198206, Россия, Санкт-Петербург ул. лётчика Пилютова, 1, e-mail: pfanmp@mail.ru)

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы актуальности военно-педагогических традиций в условиях реформирования и модернизации системы отечественного военного образования в настоящее время. Прослеживается взаимосвязь определений педагогических традиций и воинских традиций, дается авторское определение понятию военно-педагогических традиций. Проводится краткий историко-теоретический обзор основных этапов становления и развития военно-педагогических традиций во взаимосвязи с историей развития системы образования в России и достижениями военно-педагогической мысли от петровских времен до настоящего времени. Особое внимание уделяется вопросам государственной политики в области военного образования в настоящее время, его значению в обеспечении национальной безопасности страны. Выводы автора об изменчивости и трансформации военно-педагогических традиций под воздействием времени и научно-технического прогресса, а также об их существенном влиянии на образовательный процесс в военном вузе, подтверждают актуальность исследований военно-педагогических традиций на современном этапе развития системы отечественного военного образования.

Ключевые слова: педагогические традиции, воинские традиции, система отечественного военного образования, военно-педагогический процесс, военно-педагогические традиции, государственная образовательная политика, национальная безопасность, военная доктрина, актуальность военно-педагогических традиций, военная педагогика, традиционные педагогические методы и технологии обучения, современный военно-педагогический процесс, инновационные процессы в военном образовании.

THE RELEVANCE OF THE MILITARY-PEDAGOGICAL TRADITIONS IN MODERN MILITARY EDUCATION

© 2018

Starodubtsev Mikhail Pavlovich, candidate of pedagogical Sciences, Professor of «Physical training and sports» Saint-Petersburg military Institute of national guard troops of the Russian Federation (198206, Russia, St. Petersburg street letchika Pilyutova, 1, е-mail: pfanmp@mail.ru)

Abstract. The article deals with the issues of relevance of military-pedagogical traditions in the conditions of reforming and modernization of the system of national military education at the present time. The interrelation of definitions of pedagogical traditions and military traditions is traced, the author's definition of the concept of military pedagogical traditions is given. A brief historical and theoretical review of the main stages of the formation and development of military-pedagogical traditions in conjunction with the history of the education system in Russia and the achievements of military-pedagogical thought from Peter the great times to the present time. Special attention is paid to the issues of state policy in the field of military education at the present time, its importance in ensuring the national security of the country. The author's conclusions on the variability and transformation of military pedagogical traditions under the influence of time and scientific and technological progress, as well as their significant impact on the educational process in military higher education, confirm the relevance of research military pedagogical traditions at the present stage of development of the system of national military education.

Keywords: pedagogical traditions, military traditions, system of national military education, military pedagogical process, military pedagogical traditions, state educational policy, national security, military doctrine, relevance of military pedagogical traditions, military pedagogies, traditional pedagogical methods and technologies of training, modern military pedagogical process, innovative processes in military education.

В эпоху усложняющихся общественно-политических и социально-экономических процессов, происходящих в мире и в стране, в условиях быстро обновляющегося содержания знаний и постоянного его приращения, актуальным становится вопрос формирования Вооруженных Сил Российской Федерации с учетом новых требований не только к уровню их технической оснащенности, но и к уровню профессиональной подготовки военных специалистов.

Современный этап развития системы отечественного военного образования характеризуется ориентацией на качественно новые параметры в оценке профессиональной компетентности выпускников военных вузов. Прогрессивными изменениями в системе вузовской подготовки военных кадров можно назвать следующие: повышение уровня требований к абитуриентам, улучшение учебно-материального обеспечения и технической оснащенности образовательного процесса, высокий научный потенциал кадрового (научно-педагогического) состава вуза, внедрение в процесс обучения инновационных педагогических технологий [1, с. 6].

Важнейшим направлением государственной политики в настоящее время является совершенствование системы военно-педагогического образования путем достижения высокого качества профессиональной подготовки и нравственно-патриотического воспитания курсантов в соответствии с актуальными потребностями Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1(22)

личности, общества и государства в контексте обеспечения национальной безопасности [2]. Однако, совершенствование системы военного образования возможно только с учетом исторического опыта, положительных результатов предшествующих реформ и достижений педагогических традиций прошлого.

Само понятие традиций, как правило, задано операционально и может быть рассмотрено с позиций философии, культурологи, психологии и ряда других наук. В педагогике под традициями понимаются исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение знания, формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности, представления.

Под воинскими традициями понимаются сложившиеся на основе длительного опыта воинской деятельности и прочно укоренившиеся в повседневной жизни правила, нормы, стереотипы поведения, действий и общения военнослужащих, передающиеся вновь прибывшим в воинском коллективе, соблюдение которых стало общественной потребностью каждого члена воинского коллектива.

Изучением особенностей обучения и воспитания военнослужащих и воинских коллективов, их подготовки к успешному ведению боевых действий и военно-профессиональной деятельности занимается военная педагогика [3, с. 56]. Военно-педагогический процесс подготовки

Starodubtsev Mikhail Pavlovich pedagogical

THE RELEVANCE OF THE MILITARY-PEDAGOGICAL ... sciences

кадров в военных образовательных организациях носит специфический характер, обусловленный включенностью обучающихся в реальную военно-профессиональную деятельность, связанную с решением служебных и боевых задач. Необходимость совмещения обучения со службой, неразрывная связь процессов обучения и воспитания, которые складывались на протяжении более чем трех столетий существования регулярной армии и флота, позволяют говорить о формировании определенных военно-педагогических традиций.

Военно-педагогические традиции представляют собой исторически сложившиеся на основе достижений военно-педагогической мысли и длительного опыта воинской деятельности и передаваемые из поколения в поколение знания, формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им нормы, правила, ценности, представления и обычаи [2, с. 260].

Педагогическими традициями отечественной военной школы на всем протяжении ее развития являются: гуманистические начала; неразрывная связь процессов обучения и воспитания; единство воинского и нравственного воспитания; опора на традиционные духовно-нравственные и национально-государственные патриотические ценности; бережное и уважительное отношение к героическому прошлому армии и страны.

Военно-педагогические традиции, как и любые другие традиции, со временем подвергаются изменениям под влиянием различных факторов: политических, социальных, экономических и др. Историко-педагогический анализ основных периодов становления и развития военно-педагогических традиций (от петровский времен до настоящего времени), позволяет проследить за указанными изменениями.

Так, становление военной школы как упорядоченной системы подготовки военных кадров и зарождение военно-педагогических традиций происходило в период с конца XVIII - до первой половины XIX вв. и связывается, прежде всего, с именами двух великих реформаторов: Петра I и Екатерины II [4, с. 8; 5]. Указанный период характеризуется совершенствованием содержания и методики воспитания и обучения русской армии, созданием целостной военно-педагогической системы на основе индивидуализированного и деятельностно-го подхода в образовании (А.В. Суворов), обогащением военной педагогики идеями наставничества (П.А. Румянцев), непрерывности обучения, важности нравственно-патриотического воспитания военнослужащих. Значительный вклад в развитие военно-педагогической мысли в указанный период внесли также: Д.С. Аничков, И.И. Бецкой, С.П. Боткин, А.Н. Крылов, Д.И. Менделеев, А.Ф. Можайский, И.П. Павлов, Н.И. Пирогов, Г.А. Потемкин, П.И. Шувалов, и др.

Несмотря на то, что к середине XIX века произошел отход от индивидуализированного и деятельностного подходов в военном образовании в сторону жесткой регламентации образовательного процесса, уже к началу XX века идеи гуманизма и индивидуализированного обучения вернулись в систему военного образования. Свой вклад в исследование проблем военно-педагогической науки в указанный период внесли В.П. Вахтеров, С.И. Гессен, П.Ф. Каптерев, В.О. Ключевский Л.И. Петражицкий и др.

Советский период развития военно-педагогической мысли базировался на учете позитивных достижений предыдущих этапов становления и развития системы отечественного военного образования, основанных на принципе единства и неразрывной связи процессов обучения и воспитания, с преобладанием в воспитательном процессе нравственно-патриотических начал. Несмотря на строгую идеологизацию системы образования в целом, именно в советское время проводились фундаментальные научные исследования по проблемам военной педагогики, представленные работами А.В. Барабанщикова, М.И. Дьяченко, Н.Ф. Котова, Н.С. 296

Кравчуна, Н.Ф. Феденко, В.П. Давыдова, а результаты исследований получали практическую реализацию в учебном процессе.

Распад советского государства и связанный с этим отказ от прежних идеологических установок, а также почти полная утрата обществом патриотического сознания, негативно отразились на системе военного образования. Прежние теоретико-методологические установки в системе подготовки военных кадров не соответствовали реалиям нового времени. Требовалось не только техническое переоснащение Вооруженных Сил РФ, но и масштабное реформирование всей системы отечественного военного образования в целом, начало которому было положено присоединением Российской Федерации к Болонскому процессу в 2003 году [6, с. 15].

Историко-теоретический анализ становления и развития системы отечественного военного образования показал, что подготовка военных кадров во все времена являлась важнейшей частью внутриполитической деятельности государства, однако, особую актуальность она приобрела к настоящему времени ввиду нарастания темпа научно-технического прогресса и процессов глобализации.

Модернизация системы образования в целом, обусловленная переходом к новой образовательной парадигме, а также усложнение технической оснащенности Вооруженных Сил Российской Федерации, ставят перед высшей военной школой актуальные задачи по совершенствованию процесса подготовки офицерских кадров.

Офицерский корпус во все времена являлся основой существования армии, ее стержнем, обеспечивающим сохранение и приумножение национальных военных традиций. В настоящее время в военных вузах особое внимание уделяется не только формированию профессиональной компетентности будущих офицеров и их способности квалифицированно решать сложные профессиональные задачи в войсках (служебные, боевые, педагогические), но и развитию у обучающихся общей культуры и высоких морально-нравственных качеств.

В целом, военно-педагогический процесс в вузе направлен на формирование мировоззренческой позиции военнослужащего Российской Армии на основе лучших достижений педагогической науки и воинских традиций. В будущих офицерах воспитываются: высокое государственно-патриотическое сознание; верность конституционному долгу; чувство гордости за принадлежность к Вооруженным Силам; чувство воинского долга, офицерской чести и достоинства; стремление к овладению профессией офицера и готовность к защите Отечества; дисциплинированность, ответственность и исполнительность; трудолюбие и добросовестное отношения к службе; стремление в совершенстве овладеть избранной профессией и др. [7].

Система военного образования, таким образом, призвана готовить не только специалистов в области военного дела, но и граждан, обладающих высокими морально-нравственными качествами, патриотов своей страны, от которых в значительной степени зависит судьба Отечества. В этой связи, вопросы преемственности военно-педагогических традиций, их роли и значения в становлении и развитии системы отечественного военного образования приобретают особую актуальность.

В настоящее время исследованиям проблем военно-педагогической науки посвящены труды И.А. Алехина, Ю.Ф. Зуева, А.Г. Терещенко, С.В. Бордунова, О.Ю. Ефремова, С.В. Каменева, Н.Б. Саханского, С.В. Литвиненко, А.А. Кочина, В.Ю. Фадеева, О.А. Козлова, и др.

Следует особо подчеркнуть, что военное образование в современном мире является важнейшим ресурсом обеспечения национальной безопасности государства. В этой связи военная педагогика как наука становится важнейшим инструментом государственного военного строительства, способствующим формированию и укре-Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)

педагогические науки

Стародубцев Михаил Павлович АКТУАЛЬНОСТЬ ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ...

плению кадрового потенциала страны. По мнению Л.И. Лурье, «преодолевая ведомственную замкнутость, военная педагогика впитывает лучшие достижения науки, включаясь в общественный диалог о целях и задачах армейской реформы и устойчивого развития государства, что способствует большей открытости науки и усиления ресурсов ее саморазвития» [8, с. 62].

В современных условиях сложность науки военной педагогики обусловлена многими факторами, среди которых особо выделяются процессы глобализации, затрагивающее основные сферы жизнеобеспечения, а усложнение механизма политического взаимодействия государств, где, наряду с открытостью национальных систем образования, существует необходимость в обеспечении их безопасности, требует поиска новых подходов к решению возникающих противоречий.

Система военного образования, являясь неотъемлемой частью национальной системы образования государства, зависима от многих факторов: общенациональных интересов, стратегических целей развития и экономических возможностей страны, государственной образовательной политики, опережающего развития военной науки, технической оснащенности армии и флота, организационной структуры управления военным образованием, материально-технического и кадрового обеспечения военных вузов и др.

В настоящее время государственная образовательная политика Российской Федерации направлена на совершенствование системы военного образования и подготовки военных кадров в целях динамичного социально-экономического развития страны и обеспечения ее военной безопасности.

Военное образование является составной частью системы образования Российской Федерации, и, одновременно, неотъемлемой частью Вооруженных Сил, что обуславливает двойственных характер государственной политики в сфере его регулирования. С одной стороны, образовательная политика государства должна быть направлена на качественные преобразования в системе внутривузовской подготовки (новые образовательные стандарты, многоуровневость, личностно-ориентиро-ванная модель построения образовательного процесса, компетентностный подход и др.), с другой - на модернизацию и техническое переоснащение Вооруженных Сил и возникающую в связи с этим необходимость в подготовке высококвалифицированных специалистов.

Согласно Военной доктрине Российской Федерации, приоритетными направлениями государственной политики в области военного образования являются: совершенствование образовательного и воспитательного процессов в вузе в целях подготовки высокопрофессиональных военных кадров; развитие военной науки путем проведения фундаментальных и прикладных научных исследований; совершенствования структуры военных образовательных организаций высшего образования; создание интегрированных структур материально-технического, социального, медицинского и научного обеспечения в Вооруженных Силах и в учреждениях военного образования и др. [9].

Указанные преобразования невозможны без учета достижений военно-педагогической мысли, нашедших отражение в военно-педагогических традициях, сложившихся в системе отечественного военного образования. Образовательный процесс современного военного вуза нацелен на подготовку высококвалифицированного и компетентного военного специалиста, преданного своему делу и Отечеству, в основе профессионального становления которого лежит успешное сочетание традиционных педагогических методов воспитания и обучения с передовыми достижениями науки военной педагогики.

Среди военно-педагогических традиций, сложившихся в системе военного образования и активно использующихся в современном образовательном процессе, можно назвать следующие: принцип единства и

неразрывной связи процессов обучения и воспитания; преобладание в воспитательном процессе нравственно-патриотических начал; сочетание группового и индивидуализированного подходов к обучению; формирование у обучающихся целостной мировоззренческой позиции, основанной на любви к Отечеству, служении долгу и готовности к самопожертвованию и др.

Смена образовательной парадигмы, переход к системному построению образовательного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса в условиях активного внедрения информационно-коммуникационных технологий и связанных с ними рисков [10], требуют от системы военного образования гибкого реагирования и рефлексии на указанные изменения. Современный военно-педагогический процесс характеризуется следующими признаками: индивидуализация и персонификация обучения (формирование портфолию обучающихся, построение индивидуальных образовательных маршрутов); развитие у обучающихся навыков научно-исследовательской и проектной деятельности (участие в конференциях, конкурсах, грантах); использование инновационных технологий (модульно-рей-тинговых, проектно-созидательных , мультимедийных) и интерактивных форм обучения (кейсы, социальные проекты, творческие задания); формирование единой информационно-образовательной среды вуза, обеспечивающей свободный доступ к имеющимся образовательным ресурсам.

Таким образом, военно-педагогические традиции, меняясь под воздействием времени и научно-технического прогресса, наполняют новым смыслом содержание и качество образовательного процесса, формируя образ «нового» кадрового военного не только как нравственной личности, гражданина и патриота своей страны, но и как ученого, исследователя, высококвалифицированного и компетентного специалиста. В настоящее время процессы становления, развития и трансформации военно-педагогических традиций являются предметом широких научных исследований и важной педагогической проблемой, на решение которой направлены усилия государственной политики и науки военной педагогики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Мухамедова Г.Ф. Педагогические условия военно-патриотического воспитания курсантов в военном вузе: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Мухамедова Гульназ Хафизовна; [Место защиты: Марийс. гос. ун-т]. - Йошкар-Ола, 2011. - 24 с.

2. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 04.01.

2016, N 1 (часть II), ст. 212.

3. Военная педагогика: Учебник для военных вузов / под ред. О.Ю. Ефремова. СПб.: Питер, 2015. - 755 с.

4. Стародубцев М.П. История становления и основные этапы формирования военно-педагогических традиций в системе отечественного военного образования // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. № 184. - С. 5-15.

5. Стародубцев М.П. Роль и значение военно-педагогических традиций на современном этапе развития системы отечественного военного образования // СНВ.

2017. №4 (21) - С. 258-26.

6. Российские вузы в Болонском процессе: Учебное пособие. / Под ред. А.О. Грудзинского. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2009. - 124 с.

7. Приказ Министра обороны РФ от 12.10.2016 N 655 «Об организации работы с личным составом в Вооруженных Силах Российской Федерации» [Электронный ресурс: режим доступа: http://www. consultant.ru/].

8. Лурье Л.И. Актуальные проблемы военной педагогики и национальная безопасность России // Педагогическое образование и наука, 2011. № 3. - С. 6164.

Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1(22)

297

Starodubtsev Mikhail Pavlovich

THE RELEVANCE OF THE MILITARY-PEDAGOGICAL ..

pedagogical sciences

9. Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ 25.12.2014 N Пр-2976) // Российская газета, N 298, 30.12.2014.

10. Федеральный закон от 26.07.2017 N 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 31.07.2017, N 31 (Часть I), ст. 4736.

Статья поступила в редакцию 23.01.2018

Статья принята к публикации 27.03.2018

298

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.