Научная статья на тему 'Актуальность разработки педагогической профессиологии как научной дисциплины'

Актуальность разработки педагогической профессиологии как научной дисциплины Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
765
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА / PROFESSIOLOGY / PEDAGOGICAL PROFESSIOLOGY / PEDAGOGICAL PROFESSIONS / VOCATIONAL TEACHER TRAINING / TEACHER'S PROFESSIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балакирева Эльфрида Викторовна

В статье обосновывается необходимость разработки новой научной дисциплины «Педагогическая профессиология», в которой рассматриваются качественные характеристики порядка и логики развития научной области знаний о рынке педагогического труда и педагогических профессий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The urgency of developing pedagogical professiology as a scientific discipline

The article justifies the necessity of developing a new scientific discipline ‘Pedagogical professiology’, which deals with the qualitative characteristics of the order and logic of development of scientific knowledge about the labor market for teachers and pedagogical professions

Текст научной работы на тему «Актуальность разработки педагогической профессиологии как научной дисциплины»

Э. В. Балакирева

(Санкт-Петербург)

Актуальность разработки педагогической профессиологии

как научной дисциплины

В статье обосновывается необходимость разработки новой научной дисциплины «Педагогическая профессиология», в которой рассматриваются качественные характеристики порядка и логики развития научной области знаний о рынке педагогического труда и педагогических профессий.

В настоящее время происходят значительные изменения в области профессионального образования и обучения на его различных уровнях. Институциональный анализ профессионального образования позволяет обнаружить, что одним из пусковых механизмов модернизации выступают постоянно изменяющиеся требования к профессиям [2], в том числе и к педагогическим профессиям.

Проблема подготовки педагогов тесно связана с процессами обновления педагогического образования. Она обусловлена запросами развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий. Необходимым условием достижения нового качества педагогического образования является прогнозирование потребностей рынка педагогического труда и в сфере образования, создание кооперации сети педагогических образовательных учреждений, рекрутинговых и информационных агентств, служб занятости. Приближение профессионального педагогического образования к потребностям территорий и региональным рынкам педагогического труда и сферы образования сегодня становится реальностью.

В рамках масштабного исследования «Форсайт Компетенций 2030» Московской школы управления «Сколково» и Агентства стратегических инициатив по выявлению востребованных профессий в разных отраслях экономики обсуждались технологические изменения, социальные и экономические процессы, влияющие на структуру рабочих задач. Исследователи строили отраслевые «карты будущего», при помощи которых выявляли спрос на новые компетенции и выстраивали образ новых профессий.

Результаты исследования были собраны в «Атлас новых профессий». В частности, по результатам исследования прогнозируется, что

до 2020 года появятся новые профессии в сфере образования: модератор, тьютор, организатор проектного обучения, координатор образовательной онлайн-платформы, ментор стартапов, игромастер. В период с 2020 по 2030 год появятся новые профессии в сфере образования: игропедагог, разработчик образовательных траекторий, тренер по майнд-фитнесу, разработчик инструментов обучения состояниям сознания [1].

Следует заметить, что изменения в содержании профессий происходят не так легко, как в их названии, поскольку содержание профессий описывается и фиксируется в квалификационных характеристиках. В процессе развития структуры квалификаций представляется возможным наполнять содержанием каждый квалификационный уровень в зависимости от приращения новых компетенций, учитывать эти процессы в образовательных программах. Непрерывное обновление профессионального стандарта позволяет оценивать приращение компетенций работника, освоенных как в процессе обучения, так и в ходе приобретения трудового опыта. Имеющиеся различия в нарождающихся профессиях требуют изучения каждой в отдельности с последующей разработкой паспорта и профессионального стандарта.

Тем не менее потребность тынка труда в рождении новых педагогических профессий и должностей является стимулом обновления педагогического образования и профессионального стандарта педагога.

Педагогическое образование сегодня ориентируется на подготовку педагогических кадров разных квалификаций и профиля, способных проектировать и реализовывать образовательный процесс с учетом потребностей, интересов, возможностей человека и современных задач образования, конкуренто-

способных, профессионально и социально мобильных.

По уровню высшего профессионального педагогического образования ожидается уже четвертое обновление образовательных стандартов, в которых изменяются требования к выпускнику, условия организации образовательного процесса и т.п., и все настойчивее определяется ориентация ФГОС на требования профессионального стандарта педагога и ФГОС общего образования.

Противоречивость сложившейся ситуации в педагогическом образовании характеризуется несогласованностью требований к выпускнику педагогического университета и требований профессионального стандарта педагога и обусловливается неоднозначным пониманием того, кто такой педагог. Педагог -это профессия, личность или метафора по отношению к человеку, занимающемуся педагогической деятельностью? Если мы рассматриваем педагогическую деятельность как профессиональную, значит, следует ответить на вопрос, какой профессии она соответствует.

Термин «педагог» используется в нормативно-законодательных документах, научно-педагогической литературе, в педагогической практике и в обыденной жизни достаточно часто. Можно наблюдать использование этого понятия относительно разных типов педагогической деятельности, например, учителя, воспитателя, тренера, мастера производственного обучения. К педагогам можно отнести деятельность должностных лиц, исполняющих обязанности педагогических работников, например, вожатого, тьютора, классного руководителя, школьного психолога, директора школы и т.п.

В справочниках о профессиях доминирует понятие «Учитель», а в нормативных документах речь идёт о должностях педагогических работников. Безусловно, деятельность педагогических работников объединена общими целями, одной из которых является развитие личности ребенка, воспитанника, ученика, студента. Вместе с тем их деятельность существенно различается, например, по субъектам взаимодействия, содержанию и средствам деятельности, и этим характеризуется специфика педагогической профессии (учителя, воспитателя и т.п.] и должности. Таким образом, можно говорить о группе педагогических профессий и должностей.

Понятие «профессия» присутствует в основе многих словосочетаний, например, профессиональное образование, профессиональная подготовка, профессиональное обучение, профессиональная компетентность. Что, собственно, означает «профессиональное». Обратимся к пониманию профессии как многофакторному явлению. Этот термин по-разному определяется и характеризуется разноас-пектной позицией ученых-исследователей философов, психологов, социологов, экономистов - по отношению к профессии. Философы рассматривают профессию как способ выражения сущности человека и средство удовлетворения его материальных и культурных потребностей. Экономисты понимают профессию как трудовую деятельность человека с целью создания материальных или духовных ценностей за определенное вознаграждение (заработная плата]. Психологи - как условие и способ развития ценностно-смысловых ориентаций личности.

Может сложиться впечатление, что к педагогике термин «профессия» не имеет прямого отношения, но это только на первый взгляд. На самом деле эта связь очевидна и однозначна, т.к. как профессия - это занятие, которому надо специально обучать, а профессиональная подготовка является единственным способом овладения профессией. Педагоги рассматривают профессию (А. П. Беляева, И. А. Ивлиева, Э. М. Калицкий):

- как трудовую деятельность человека, владеющего комплексом системных знаний, умений и навыков по воспитанию и обучению другого человека, приобретенным в процессе профессионального образования;

- как форму систематического обучения, совершенствования через повышение квалификации и производственный опыт, оценку через аттестацию и закрепление государственным сертификатом.

Понятие «профессия» широко используется в практике школьного образования, когда перед выпускниками встает вопрос выбора профессии и дальнейшего пути в образовании. Классификация профессий по содержанию труда наиболее полно в отечественной психологии разработана Е. А. Климовым. В ней профессии представляются в виде пяти групп: «человек-техника», «человек-природа», «человек-человек», «человек - знаковая система», «человек - художественный образ». На основе этой классификации выстраивают-

Непрерывное образование взрослых и профессиональное становление специалиста

ся программы профессиональной ориентации школьников, которые позволяют определить относительную принадлежность личности школьника к той или другой группе профессий.

Понятие «профессия» заметно реже используется в нормативно-законодательных документах. В приказе Министерства труда и социальной защиты РФ в разделе «Общие положения» (п. 1.2. отмечается, что единые требования к квалификации работников, установленные уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности

[4].

Такой подход к определению единых требований к квалификации работников, с одной стороны, расширяет права и свободу принятия решений со стороны работодателей, позволяет гибко реагировать на запросы производства. Но, с другой стороны, вызывает опасение, что трудовые функции работника могут быть перенасыщены требованиями, либо несвойственными данному виду профессиональной деятельности либо избыточными по объему продолжительности трудового дня.

Сегодня в отечественной практике классификации профессий (занятий] действуют несколько документов:

- общероссийский классификатор занятий (ОКЗ);

- общероссийский классификатор видов экономической деятельности;

- единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих отраслей экономики российской федерации;

- единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих и др.

Классификационной единицей общероссийского классификатора занятий является вид трудовой деятельности (занятие], основу которого составляет квалификация (профессиональное мастерство] и профессиональная специализация. В классификаторе отмечается, что в отличие от профессии, подразумевающей обязательную профессиональную подготовку, под занятием понимают любой вид деятельности, в том числе не требующий специальной подготовки, приносящий заработок или доход. Тем самым подчеркивается, что не всякие занятие или трудовая деятельность являются профессией.

Таким образом, ученые исследуют философские аспекты труда и профессиональной деятельности, историю развития производства и техники, анализируют содержание труда по каждой профессии и разрабатывают паспорта профессий. Специалисты создают классификаторы занятий, перечни профессий и разрабатывают юридические аспекты профессиональной деятельности, исследуют социальный статус отдельных групп профессий и спрос на них рынка труда, изучают этапы развития профессионала, профессиональный образ жизни и многое другое.

Основными предметными областями системного изучения профессии являются: труд, деятельность, профессиональные поля, профессионально-квалификационные модели, профессиография, интеграция и дифференциация профессий, классификация профессий, диагностика развития профессий, профессиональное самоопределение, профессиональная ориентации и адаптация, профессиональный отбор и профессиональная консультация, профессионализация личности, профессиональная карьера [3]. Эта область научного знания относится к профессиологии.

Главной задачей профессиологии, науки о профессии, по мнению Э. М. Калицкого, является создание системы научной поддержки профессиональной карьеры человека в обществе. В основе профессиологии лежит гомо-центристская концепция, согласно которой человек сам определяет и реализует смысл и образ своей жизни через профессиональную деятельность.

В исследованиях А. П. Беляевой профессио-логия представляется как наука, интегрирующая комплекс знаний о профессиональном образовании, профессиональной ориентации, о профессиональных качествах личности, профессиональном самоопределении, феноменах таланта, одаренности и т.п.

В последние годы заметно возрос интерес исследователей к проблемам профессионального образования и профессиональной подготовки кадров в различных профессиональных отраслях. Особенно это заметно в тех отраслях, где идет активное переосмысление или разработка нового содержания профессии, например, развивается политическая профессиология (В. А. Пызин], военная про-фессиология (А. Г. Караяни, Ю. Г. Сулимов], библиотечная профессиология (Л. В. Елфимо-ва, Л. Д. Щирикова).

По нашему мнению, сегодня назрела необходимость разработки новой научной дисциплины - «Педагогической профессиологии». Научная дисциплина является базовой формой организации профессиональной науки, объединяющей на предметно-содержательном основании области научного знания о сообществе, занятом его производством, обработкой и трансляцией, а также механизмами развития и воспроизводства соответствующей отрасли науки как профессии.

Необходимость разработки новой научной дисциплины обусловлена потребностью профессионального педагогического образования, строящегося на разработке и реализации основных образовательных программ подготовки педагогов разного профиля и уровня квалификации, в новом знании о каждой педагогической профессии.

Профессиологическое знание представляет собой междисциплинарное знание. Оно формируется на содержании из различных наук, которые являются базовыми научными дисциплинами по отношению к профессиоло-гии- науками:

- о человеке, обществе, производстве и образовании (теория систем, философия образования, педагогика, психология, социология, кибернетика, экономика и др.);

- о профессиональной деятельности (психология труда, профессиография, педагогическая психология, акмеология, аксиология и

др.).

Профессиологическое знание выступает как содержательная основа педагогического образования, аккумулирующая знания о профессии педагога, педагогической деятельно-

сти, профессиональной карьере и жизни педагога, различных путях вхождения в педагогическую профессию развития в ней, и создающая возможность взаимосвязи и преемственности в определении сущности феномена профессии педагога и педагогического образования.

Профессиологическое знание строится на согласовании содержания понятий, описывающих профессию педагога как классификационную единицу классификатора занятий через должности и трудовые функции педагогического работника, и понятий, описывающих структуру и содержание профессионального педагогического образования (перечень направлений, профиль подготовки, основные и дополнительные образовательные программы).

Педагогическая профессиология должна аккумулировать новое знание из разных наук о структуре и содержании профессиональной деятельности по каждой педагогической профессии и педагогической должности, которое является катализатором развития самой профессии педагога и совершенствования педагогического образования.

Таким образом, выпускник педагогического университета должен владеть обновляющимся профессиологическим знанием о государственном статусе педагогической профессии, например профессии учителя, и уровнях подготовки учителей, о сообществе учителей-профессионалов, о педагогической деятельности, профессиональной карьере и жизни педагога, различных путях вхождения в педагогическую профессию и дальнейшего развития.

Литература

1. Атлас новых профессий / Агентство стратегических инициатив ; Московская школа управления «Сколково». - М., 2014. - 168 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://asi.ru/upload/iblock/d69/At-las.pdf/

2. Иваненко И. А. Подготовка руководителей школьных организаций в современной ситуации модернизации профессионального образования : автореф. д-ра пед. наук : 13.00.08. - СПб, 2015. - 42 с.

3. Калицкий Э. М. Трансформация профессионального образования в современном обществе. - Минск, 1997. - 122 с.

4. Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов : приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н. - [Электронный ресурс] - URL: http://www.rosmintrud.ru/ ocs/mintrud/orders/48

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.