Научная статья на тему 'Актуальность нравственно-эстетическое развития воспитанников интернатных учреждений средствами кино'

Актуальность нравственно-эстетическое развития воспитанников интернатных учреждений средствами кино Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
281
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАННИКИ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / КИНОИСКУССТВО / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ / ВНЕУРОЧНЫЕ ФОРМЫ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юрова Ю. Ю.

Данной статье рецензируется учебно-методическое пособие медиапедагогов В.В. Солдатова и О.А. Баранова. В нем раскрываются как теоретические основы медиаобразовательной работы с воспитанниками интернатных учреждений, так и находит отражение описание практического опыта (на базе Медновской санаторной школы-интерната).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальность нравственно-эстетическое развития воспитанников интернатных учреждений средствами кино»

Книжная полка

Актуальность нравственно-эстетическое развития воспитанников интернатных учреждений средствами кино

Ю.Ю. Юрова

преподаватель кафедры лингвистического образования Южного Федерального Университета

Аннотация. В данной статье рецензируется учебно-методическое пособие медиапедагогов В.В. Солдатова и О.А. Баранова. В нем раскрываются как теоретические основы медиаобразовательной работы с воспитанниками интернатных учреждений, так и находит отражение описание практического опыта (на базе Медновской санаторной школы-интерната).

Ключевые слова: воспитанники интернатных учреждений, киноискусство, интегрированные, внеурочные формы медиаобразования.

Actuality of moral and aesthetic development of pupils of boarding schools through film

Y.Y. Yurova

teacher of Southern Federal University darya75@yandex.ru

Annotation. In this article we are reviewing a study guide written by media educators - V.V. Soldatov and O.A. Baranov. It discloses the theoretical foundations of media education work with pupils of boarding schools, and also reflects the description of practical experience (based on Mednovskaya sanatorium boarding school).

Keywords: pupils of boarding schools, cinema, integrated, extracurricular forms of media education.

В 2013 году в издательстве Тверского государственного университета вышло учебно-методическое пособие «Нравственно-эстетическое развитие воспитанников интернатных учреждений средствами кино». Среди авторов мы встречаем фамилию известного в нашей стране медиапедагога - О.А. Баранова, а также В.В. Солдатова - директора Медновской санаторной школы-интерната.

Учебно-методическое пособие состоит из 13 параграфов, в которых рассматриваются такие проблемы как: сущность нравственно-эстетического развития учащихся; особенности детей, поступающих в интернатные учреждения; кинообразование в составе медиаобразования; влияние массового низкокачественного кинематографа на развитие личности детей;

модели и технологии медиаобразования; основные методические приемы и др.

По утверждению медиапедагогов, в своей работе они постарались рассмотреть некоторые вопросы теории нравственно-эстетического воспитания школьников, учитывая психологические особенности воспитанников интернатных учреждений, возможности киноискусства в формировании личности воспитанника, сформулировать методику работы с фильмом в воспитательной работе школ-интернатов и детских домов.

В учебно-методическое пособии ощущается и прослеживается в тексте та невидимая нить, которая называется «преемственностью поколений». Многие идеи В.В. Солдатова базируются на педагогических разработках О. А. Баранова, но с адаптацией к сложившимся сегодня социокультурным условиям. Среди них мы выделяем: возрождение патриотического, нравственного воспитания в России, психолого-педагогические особенности воспитанников интерната, пути реализации медиаобразовательных программ в рамках таких учреждений и т.д.

В подтверждение своих мыслей приведем слова В.В. Солдатова и О.А. Баранова: «Только сейчас, через десятилетия, мы вновь заговорили о национальной идее, о воспитании патриота, гражданина своей Родины, вновь обращаемся к наиболее сильным сторонам советской педагогики, вновь говорим о том, что необходимо серьёзно подходить к созданию в каждой школе воспитательной системы с учётом определённой социальной ситуации. Как это ни странно, но в нашей стране оказалось большое количество брошенных детей, детей-сирот, которые находятся в детских домах, школах-интернатах. Именно в этих учреждениях должна быть создана воспитательная среда, в которой ребёнок почувствовал бы себя нужным людям, в которой он был бы погружён в семейную атмосферу любви и нежности, в систему, которая раздвинула бы стены учреждения и вывела каждого воспитанника в безграничный окружающий мир с его проблемами и интересами. Велика в этом плане возможность киноискусства» [Солдатов, 2013, с. 3-4].

То есть авторы предполагают, что использование произведений киноискусства будет способствовать не только нравственно-эстетическому развитию воспитанников интернатного учреждения, но и их социализации, формированию коммуникативных навыков и т.д. На решение данной проблемы и направлено дальнейшее исследование В.В. Солдатова и О.А. Баранова. Так, изучение особенностей контингента детей, поступающих в интернатные учреждения, подводит их к выводу о том, что большинство воспитанников проявляют устойчивые формы дезадаптированного, асоциального поведения, сочетающиеся с отклонениями в психическом и личностном развитии. Они выражаются в затрудненном и поверхностном общении, агрессивности, пассивном отчуждении, низкой инициативности, доминировании защитных форм поведения, упрощенности эмоциональной сферы, безответственности и пр.

Таким образом, медиаобразовательная деятельность в интернатном учреждении будет иметь не только образовательные, но и воспитательные задачи. Опыт О.А. Баранова, который начал свою деятельность с 1950-х годов прошлого века доказал, что медиаобразование способно решать данные проблемы при системном подходе, использовании спектра медиаобразовательных средств (интеграция в учебные дисциплины, внедрение медиаобразования во внеурочную деятельность и пр.).

Авторы отмечают, что «общение с глубокими по мысли произведениями экранных искусств (часто полифонического, ассоциативного плана) создаёт предпосылки для развития индивидуального мышления, творческого характера, помогает выстоять в ситуации социального, психологического, морального кризиса, в драматических перипетиях бытия. Об этих возможностях экрана, дающего шанс сохранить стабильность внутреннего мира человека в самых трудных испытаниях, которым подвергается индивидуальность, в своих трудах писал и А. Тарковский...» [Солдатов, 2013, с. 35 - 36].

Освещая вопрос особенностей функционирования любительской видеостудии в интернатном учреждении, авторы отмечают, что идея создания видеостудии «Кино-ОТРОК»! (Медновская санаторная школа-интернат) стала удачной. Именно в ней дети могут реализовать свои творческие стремления и желания. По мнению медиапедагогов [Солдатов, 2013], удачная реализация этой идеи связана с однообразным бытом интернатного учреждения, ограниченностью помещения, неменяющимся кругом педагогического и детского коллектива. Указанные факторы способствуют созданию у воспитанников положительной мотивации к смене рода деятельности. Согласно точке зрения авторов, также к преимуществам работы видеостудии можно отнести доступность медиасредств для детей практически в любое время. Отметим, что дирекции школы-интерната удалось найти спонсоров, желающих помочь детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации: в покупке видеоаппаратуры и др. техники; оплате расходов, связанных с поездками воспитанников на кинофестивали, проходящие в других городах.

Наряду с положительными сторонами работы видеостудии, авторы отмечают и минусы, которые, преимущественно, связаны со сложностью выстраивания отношений с детьми-сиротами и детьми из неблагополучных семей. Медиапедагоги подчеркивают, что у воспитанников наблюдается частая смена интересов, неспособность долго сосредотачиваться на одном занятии, часто и низкие интеллектуальные возможности.

Особая роль в рецензируемом учебно-методическом пособии отводится обоснованию медиаобразовательной модели, направленной на нравственно-эстетическое развитие воспитанников интернатных учреждений. Безусловно, она базируется на педагогической модели О. А. Баранова, которая сложилась в 1960-х годах ХХ века. Но, авторы проделали огромную работу, адаптируя

ее к современным условиям образования и воспитания детей, попавших в сложную жизненную ситуацию.

В.В. Солдатов, следуя идеям О. А. Баранова, опирается на традиционные для известного российского медиапедагога теории медиаобразования: эстетическую, художественную, практическую. Но с учетом современных социальных, политических, культурных и др. реалий, вводит в теоретические основы своей деятельности и теорию развития критического мышления. Обосновывая использование основных идей данной теории, он пишет о том, что в сегодняшнем российском информационном пространстве наблюдается засилье западных боевиков. «Американизированное телевидение России превозносит западный образ жизни. Для него характерны эксплуатация психологического механизма внушения, культивирование морального и физического насилия, принижение его человеческого достоинства» [Солдатов, 2013, с. 48]. То есть наблюдается «преломление» основных компонентов медиаобразовательной модели О. А. Баранова в современном образовательном пространстве.

Медиапедагогами сформулирована цель медиаобразовательной деятельности - помочь учащимся понять основные законы и язык художественного спектра медиаинформации, развить эстетическое (художественное) восприятие и вкус, способности к квалифицированному анализу художественных медиатекстов.

Достижение поставленной цели требует решения ряда задач, которые определены авторами [Солдатов, 2013]:

- целенаправленное воспитание эмоциональности и отзывчивости;

- целенаправленное воспитание нравственно-эстетического восприятия;

- устойчивость нравственно-эстетических принципов;

- сформированность ценностных нравственно-эстетических ориентаций;

- включённость в нравственно-эстетический процесс.

На основе анализа медиаобразовательных моделей как советского, так и современного периодов, авторы сформулировали следующую систему киновоспитания и кинообразования в современной школе [Солдатов, 2013, с. 109 - 110]:

1—4 классы. Упорядочение стихийного зрительского опыта. Элементарные понятия об особенностях киноискусства и тех людях, которые создают фильм (на примере мультипликации);

5—6 классы. Углубление и развитие фрагментарного, поэпизодного восприятия фильма по событийной канве с выделением героических характеров, активных ситуаций и конфликтов;

7—8 классы. Начало формирования оценочных критериев, выделение в структуре произведения отдельных композиционных элементов, установление связей между ними;

9—11 классы. Развитие и укрепление навыков целостного анализа фильма, выработка индивидуальной системы, утверждение собственных взглядов на искусство вообще и на кинематограф, в частности.

Авторы подчеркивают, что до 8 класса рекомендуется работа с эпизодами фильма, что подчеркивает последовательность идеям О.А. Баранова и С.Н. Пензина, отраженным в научных публикациях, совместной монографии «Фильм в воспитательной работе с учащейся молодёжью» [Баранов, 2005].

1—4 классы. Восстановление сюжетной последовательности эпизодов всего фильма с выяснением причинной связи предыдущего и последующего;

5 класс. Основные элементы композиционного построения фильма в последовательности эпизодов: экспозиция - кульминация - финал;

6 класс. Становление и развитие образа, характера в последовательности эпизодов;

7—8 классы. Первоначальное представление о художественной структуре произведения в целом через основные кинематографические понятия - монтаж, кинематографическое время;

9—11 классы. Целостный анализ фильма как художественного произведения.

Форма медиаобразовательной деятельности предполагает как внеурочные занятия, так и интеграцию в уроки гуманитарного цикла. Традиционно, в нашей стране, ключевым предметом стала литература. На основе собственного опыта, авторы отмечают, что такая форма стимулирует повышение «интереса к литературе. Литературное развитие школьников протекает интенсивнее при специально организованном взаимодействии читательской и зрительской деятельности. Учителям-словесникам необходимо воспитание культурно грамотного человека, умеющего читать, рассуждать, дискутировать. И в данном случае на помощь приходит кино. Через кинообразы мы помогаем учащимся усваивать классические произведения. Через кино на уроках литературы решаются следующие задачи: - становление духовного мира ребенка; - приобщение к систематическому чтению через увиденное на экране; - воздействие на сознание учащихся через экранизацию; - слияние читательского и зрительского вкуса; - формирование умения сопоставлять литературные образы с кинообразами; - развитие навыков экранного восприятия, нахождения общего и различного в литературном произведении и фильме» [Солдатов, 2013, с. 112 - 113].

Особое значение В.В. Солдатовым и О.А. Барановым уделяется методике медиаобразования. Она традиционно базируется на игровых формах, чему посвящен отдельный параграф [Солдатов, 2013, с. 96-110]. Медиапедагоги расставляют акценты, подчеркивая, что одной из важных особенностей игровых форм медиаобразования - их массовый характер. Также, необходимо привлекать учеников средних классов к медиаобразовательным занятиям с учащимися начальной школы. Согласно точке зрения тверских медиапедагогов «это укрепляет и развивает шефство старших над младшими, создаёт атмосферу преемственности поколений. Шефство носит активный характер: юноши и девушки помогают младшим

ребятам отобрать и скомпоновать нужный материал, советуют, как составить сценарий того или иного мероприятия, дружески контролируют ход работы. В свою очередь младшие перенимают опыт старших в деловой, рабочей обстановке, перенимают его творчески» [Солдатов, 2013, с. 101].

Знакомство и анализ с учебно-методическим пособием В.В. Солдатова и О. А. Баранова «Нравственно-эстетическое развитие воспитанников интернатных учреждений средствами кино» позволило нам сделать следующие выводы:

Отметим, что в работе авторы часто ссылаются на опыт российских медиапедагогов из других городов, теоретический и практический опыт, наработанный как в советский период, так и в современное время. Среди особо значимых медиаобразовательных центров на территории Российской Федерации авторы выделяют такие города как Тверь (О .А. Баранов), Воронеж (С.Н. Пензин) и Таганрог (А.В. Федоров). Мы можем констатировать, что медиаобразовательная модель, создаваемая на основе Медновской санаторной школы-интерната, не является «закрытой», базирующейся только на педагогическом опыте профессора О.А. Баранова. Напротив, реализуемая деятельность - участие в мероприятиях, создание и проведение межрегионального кинофестиваля в интернатном учреждении и т.д. позволяет утверждать, что тверские медиапедагоги открыты для обмена опытом, идеями.

Очевидно, что В.В. Солдатову - директору Медновской санаторной школы-интерната, удалось собрать коллектив единомышленников - А.Н. Безгалова, М.А. Блинова, О.А. Волкова, Е.Н. Солдатова, которые вносят свою лепту в медиаобразовательную работу. Их практическому опыту посвящен целый параграф «От уроков литературы к познанию мира киноискусства и нравственно-эстетическому развитию воспитанника интернатного учреждения» [Солдатов, 2013, с. 110-121].

Примечательно, что учебно-методическое пособие находится в открытом доступе в сети Интернет, что отвечает принципам доступности информации.

Литература

Баранов О.А., Пензин С.Н. Фильм в воспитательной работе с учащейся молодёжью: Учеб. пособие. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2005.

Солдатов В.В., Баранов О.А. Нравственно-эстетическое развитие воспитанников интернатных учреждений средствами кино. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2013. 216 с.

References

Baranov, O.A., Penzin, S.N. The film in educational work with students: Textbook. the allowance. Tver, 2005.

Soldatov, V., Baranov, O.A. Moral and aesthetic development of pupils of boarding schools by means of cinema. Tver, 2013. 216 p.

Правила представления статей авторами в журнал «Медиаобразование»

Внимание! Журнал "Медиаобразование», начиная с 2014 года выходит только в интернет-версии с размещением по адресам: http://www.mediagram.ru/mediaed/journal/

http://mediaeducation.ucoz.rU/load/zhurnal_quot_mediaobrazovanie_quot/6

1. Принимаются к публикации статьи по следующей тематике: история, теория и практика медиаобразования / медиапедагогики, кинообразования; медиаграмотность / медиакомпетентость, медиавосприятие, социология медиаобразования и медиакультуры, рецензии на новые книги по указанной тематике.

2. Все статьи предоставляются по э-почте (tina5@rambler.ru) в формате Word, Times New Roman, 14, через 1 интервал, не более 10-12 стр.

3. Каждая статья сопровождается аннотацией на русском и английском языке (включая перевод названия статьи на английский язык).

4. Каждая статья сопровождается указанием ученой степени, звания, должности, учреждения, города автора статьи - на русском и английском языках.

5. Каждая статья сопровождается ключевыми словами на русском и английском языке (до 10 слов).

6. Подстраничные сноски не допускаются.

7. Ссылки в тексте обозначаются следующим образом: [Иванов, 2011, с.256-257], т.е. в квадратных скобках с указанием фамилии цитируемого автора.

8. Список литературы дается в алфавитном порядке (без нумерации) на ДВУХ языках (сначала - на русском, потом - в переводе на английский). Статьи БЕЗ списка литературы к публикации НЕ принимаются (за исключением коротких заметок о прошедших конференциях и иных актуальных событиях для раздела «Новости»).

9. Статьи по информатике и техническим средствам обучения (включая историю развития информатики и ТСО) к публикации НЕ принимаются.

10. Публикации в журнале «Медиаобразование» бесплатны для авторов, однако, редакция не имеет возможности выплачивать авторские гонорары.

11. Все присланные статьи рецензируются (анонимное рецензирование) и публикуются только после их экспертного допуска к публикации.

Статьи для публикации в журнале принимаются только по электронной почте tina5@rambler. ru

Media Education (Russian Journal): Publication Ethics and Publication

Malpractice

The "Media Education" journal is committed to upholding the highest standards of publication ethics and takes all possible measures against any publication malpractices. All authors submitting their works to the "Media Education" journal for publication as original articles attest that the submitted works represent their authors' contributions and have not been copied or plagiarized in whole or in part from other works. The authors acknowledge that they have disclosed all and any actual or potential conflicts of interest with their work or partial benefits associated with it. In the same manner the "Media Education" journal is committed to objective and fair doubleblind peer-review of the submitted for publication works and to preventing any actual or potential conflict of interests between the editorial and review personnel and the reviewed material. Articles for journal publication are accepted via email only. E-mail: tina5 @rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.