Научная статья на тему 'Актуальность лингвоэкологического подхода к вопросам культуры речи'

Актуальность лингвоэкологического подхода к вопросам культуры речи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
433
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Амерова Р.Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальность лингвоэкологического подхода к вопросам культуры речи»

Задание 2. Нарисуй по клеткам таких же зверей и раскрась их.

Р

Нарисуй своего зверя, используя геометрические фигуры, и раскрась его.

Задание 3. Начерти ломаную линию из 4 звеньев. Проведи прямую так, чтобы она пересекала ломаную: а) в одной точке; б) в двух точках; в) в четырех точках.

Задание 4. Составь графический диктант так, чтобы в результате у вас получились: прямоугольник, квадрат, любая составная фигура.

Задание 5. Одна ломаная линия (зелёного цвета) состоит из четырёх звеньев, а другая (красного цвета) - из трёх звеньев. Нарисуй эти ломаные так, чтобы в их пересечении: а) была только 1 точка; б) было только 5 точек, в) ни одной точки пересечения.

Систематическая и целенаправленная работа по формированию начертательных умений помогает школьнику легче усвоить геометрические понятия.

Но данные умения также являются и основой для решения текстовых арифметических задач. Например: «Длина сада прямоугольной формы - 96 м, а ширина в 2 раза меньше. Яблоневые деревья занимают 4/6 площади сада. Остальная площадь - грушевые и вишневые деревья. Сколько квадратных метров фруктового сада занято грушевыми и вишневыми деревьями?» Для решения подобных задач условие задачи целесообразно изобразить в виде следующей схемы:

? м, е 2 р. <

96м

Изображение условия задачи в виде схемы поможет найти младшему школьнику различные способы решения задачи.

Следовательно, начертательные умение необходимы для дальнейшего успешного обучения школьника как на уроках геометрии, так и на уроках алгебры в старших классах школы. Неоценимы эти навыки и в жизнедеятельности любого человека.

© Алькаева М.М., Чичиланова Ю.А., 2019

УДК 811.161.1

Р.Х. Амерова, канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Уфа, РФ

АКТУАЛЬНОСТЬ ЛИНГВОЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ВОПРОСАМ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Современный подход к проблемам культуры речи - это повышение речевой культуры общества в

~ 157 ~

целом в связи с развитием национальной культуры, что способствует совершенствованию современного русского литературного языка, учитывая многообразие его общественных функций. Культура речи и язык тесно взаимосвязаны. Язык любого народа - это его историческая память, воплощенная в слове. Тысячелетняя духовная культура, жизнь русского народа своеобразно и неповторимо отразились в русском языке, в его устной и письменной формах, в памятниках различных жанров - от древнерусских летописей и былин до произведений современной художественной литературы.

Защита и охрана природных богатств, здоровье народа считаются важным общегосударственным делом. Наш язык тоже нуждается в бережном отношении. Русский литературный язык надо беречь от засорения вульгаризмами и жаргонизмами, от стилистического снижения и стилевого усреднения. Его надо оберегать от ненужных иноязычных заимствований, от всего, что ведет к обеднению языка.

Более двадцати лет назад Д.С. Лихачев впервые использовал новое в то время понятие экология в необычном контексте - «экология культуры», «нравственная экология». Культура речи в ее традиционном понимании - это степень владения литературным языком в целях наиболее эффективного общения в различных условиях коммуникации. Экологический подход к вопросам культуры речи, речевого общения предполагает ответственное отношение к национальным языковым традициям, воспитание любви к родному языку. Это составляет экологический аспект культуры речи.

Предметом лингвоэкологии является культура мышления и речевого поведения, воспитание лингвистического вкуса, защита и «оздоровление» литературного языка, определение путей и способов его обогащения и совершенствования. Лингвоэкологический подход предполагает бережное отношение к литературному языку одновременно как к культуре и как к орудию культуры. Экология языка, экология культуры становятся актуальными задачами современности.

В наши дни активно формируется экология культуры или, шире, духовная экология. Она связана с сохранением накопленных ценностей. Сохранение культурной среды не менее важная задача, чем сохранение окружающей природы.

Культура языка, речевая культура входит в экологию культуры как важная составляющая часть. В самом деле, ведь если культура - это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства и т.д., то закрепляются эти достижения, как правило, в языке и в слове. А слово - это активный участник речевого, интеллектуального и нравственного развития человека.

Связь общей культуры с такой формой языка, как его литературно обработанная, закрепленная в письменности и в устных образцах «культурная» разновидность (литературный язык), - совершенно несомненна. Возникший на определенном историческом этапе и в известных культурно-исторических условиях, литературный язык сам по себе служит свидетельством и показателем уровня духовного развития народа в тот или иной отрезок времени.

Лингвоэкология - это новое направление в изучении языковой сферы обитания человека и общества. Особенно актуальна лингвоэкология в последние годы в связи с тем, что происходит «засорение» русского языка. Особое влияние оказывают на состояние речевой культуры средства массовой информации. В результате чего язык теряет свою уникальность, богатство. Источником засорения являются интернет, телевидение, периодическая печать, которые губительно влияют на развитие современного русского языка. Засоряют нашу речь и заимствования, что вызывает обеспокоенность. Как говорил В.Г. Белинский: «...употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус» [1, с. 6].

На состояние русского языка влияют различные факторы: в средствах массовой информации ослабляется цензура; ослабляются жесткие рамки официального публичного общения; возрастает психологическое неприятие бюрократического языка прошлого; появляется диалогичность общения; расширяется сфера спонтанного общения. Всё это оказывает негативное влияние на язык и культуру речи.

«Языковая раскрепощенность, временами переходящая в разнузданность, тиражирование языковых ошибок, не встречающих должностного отпора, притупляют чувство языковой ответственности. Речевая неряшливость, приверженность штампам, стремление прикрыть банальность мысли «престижными»

словами и словосочетаниями обнаруживаются в многочисленных высказываниях, звучащих на радиоволнах и с экранов телевизоров. Многие передачи, прежде всего адресованные молодежи, расшатывают представления о допустимом и недопустимом в публичной речи», пишет В.Д. Черняк [2, с. 7, 8].

Лингвоэкологический подход к вопросам развития, сохранения современного русского языка, культуры речи - это повседневная работа над усвоением норм литературного языка, совершенствование языковых средств языка.

Возникает необходимость языкового обучения, необходимость сознательного овладения литературным языком. В связи с необходимостью повышения речевой культуры подрастающего поколения в высших учебных заведениях была введена дисциплина «Русский язык и культура речи».

Основная задача дисциплины «Русский язык и культура речи» - это сохранение и совершенствование литературного языка как общенационального достояния и как важнейшей составляющей культуры личности.

Общество приходит к пониманию, что русский язык богат, он постоянно развивается. Владеть таким языком, уметь общаться, добиваться успехов в процессе коммуникации - это важная составляющая как в духовном понимании, так и использовании языка для профессиональных умений.

Список использованной литературы:

1. Белинский, В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года; М.: ОГИЗ, ГИХЛ, 1948, С. 6.

2. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов/А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, В.А. Ефремов и др.; Под ред. В.Д. Черняк. - 3-е изд., стер. - М.: Высш. шк., 2009. - 496 с.

© Амерова Р.Х., 2019

УДК37

Дорофеева Т. А.,

кандидат педагогических наук, доцент ХГУ им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан E-mail: doshkolnik64@mail.ru Байкалова И.А., студентка 5 курса ХГУ им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан E-mail: ira-baykalova@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проблема ориентировки в пространстве и формирование пространственных представлений является одной из актуальных поскольку лежит в основе познавательной деятельности человека.

Пространственные представления - это представления о пространственно-временных и пространственных свойствах и отношениях: относительном расположении объектов, их вращательном и поступательном движении: величине, форме, их вращательном и поступательном движении. [9]

Пространственные представления играют важную роль в развитии познавательной, продуктивно-творческой, трудовой деятельности ребенка, в совершенствовании его интеллектуальных, сенсорных, творческих способностей. Они необходимы для обучения ребенка письму, рисованию, счету, чтению и другим дисциплинам, основанных на установлении отношений между явлениями и предметами, их последовательности, а также, их пространственных взаимосвязей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.