Актуализация творческого потенциала личности студента в условиях реализации инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Научная статья на тему 'Актуализация творческого потенциала личности студента в условиях реализации инклюзивного образования' по специальности 'Народное образование. Педагогика' Читать статью
Pdf скачать pdf Quote цитировать Review рецензии ВАК
Авторы
Журнал
Выпуск № Приложение 1 /
Коды
  • ГРНТИ: 14 — Народное образование. Педагогика
  • ВАК РФ: 13.00.00
  • УДK: 37

Статистика по статье
  • 48
    читатели
  • 9
    скачивания
  • 0
    в избранном
  • 0
    соц.сети

Ключевые слова
  • АКТУАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
  • ACTUALIZATION OF CREATIVE POTENTIAL
  • ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • INCLUSIVE EDUCATION
  • ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • THEATRICAL ACTIVITY
  • ГЕТЕРОГЕННАЯ СРЕДА
  • HETEROGENEOUS ENVIRONMENT
  • ПЕДАГОГИКА МНОГООБРАЗИЯ
  • PEDAGOGY OF DIVERSITY

Аннотация
научной статьи
по народному образованию и педагогике, автор научной работы — ВОЛКОДАВ ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА

Статья рассматривает прикладные вопросы развития креативной личности студентов на примере освещения опыта реализации творческих кинематографических проектов студентов Кубанского государственного университета.

Abstract 2016 year, VAK speciality — 13.00.00, author — VOLKODAV TATYANA VLADIMIROVNA

The article examines the practical issues of the development of students' creative potential based on the realization of KubSU students' creative film projects.

Научная статья по специальности "Народное образование. Педагогика" из научного журнала "Историческая и социально-образовательная мысль", ВОЛКОДАВ ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА

 
Читайте также
Читайте также
Рецензии [0]

Похожие темы
научных работ
по народному образованию и педагогике , автор научной работы — ВОЛКОДАВ ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА

Текст
научной работы
на тему "Актуализация творческого потенциала личности студента в условиях реализации инклюзивного образования". Научная статья по специальности "Народное образование. Педагогика"

Волкодав Татьяна Владимировна
Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия tatianavolkodav@mail.ru
АКТУАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: статья рассматривает прикладные вопросы развития креативной личности студентов на примере освещения опыта реализации творческих кинематографических проектов студентов Кубанского государственного университета.
Ключевые слова: актуализация творческого потенциала, инклюзивное образование, театральная деятельность, гетерогенная среда, педагогика многообразия.
Volkodav Tatiana V.
Kuban State University, Krasnodar
ACTUALIZATION OF STUDENTS' CREATIVE POTENTIAL IN INCLUSIVE EDUCATION
Abstract. The article examines the practical issues of the development of students' creative potential based on the realization of KubSU students' creative film projects.
Key words: actualization of creative potential, inclusive education, theatrical activity, heterogeneous environment, pedagogy of diversity.
Принцип единого культурно-образовательного пространства, отвечающий за формирование целостного поликультурного мировоззрения, духовно-нравственных ценностей, профессионально-личностных качеств, навыков и профессиональных компетенций будущих педагогов, а также расширение их социального и нравственно-этического опыта и развитие коммуникативных особенностей личности, способствующих преодолению языковых, религиозных, расовых, национальных, культурных, физических, психологических барьеров, должен выступать доминирующим фактором в определении содержания образования. Современное образование максимально открыто для идей инклюзии, гуманизма, непрерывного диалога культур, прогресса только тогда, когда осуществляется привлечение творческих, информационных, коммуникативных форм и методов организации образовательного процесса[1,2].
Известно, что первый год обучения в университете является переломным моментом в жизни студента, когда меняются его при-
оритеты, круг общения, интересы. Творческая деятельность в системе обучения студентов помогает преодолеть сложные психологические проблемы этапа адаптации, социализации и встраивания в новую группу, чаще всего гетерогенную. В связи с этим педагог выступает как широко мыслящий, образованный наставник, помогающий будущим педагогам максимально раскрывать их творческие качества, необходимые им для учебы и работы в гетерогенной среде. Для этого педагог призван сформировать условия для возникновения культурной общности всех членов гетерогенных групп посредством создания творческих социокультурных сред, вызревания общих культурных ценностей, формирования общей картины мира, освоения языка общения, а также разнообразных форм рефлексии, включающих и объединяющих всех участников образовательного процесса и тем самым содействующих развитию процессов инклюзии и интеграции [3].
Искусство как пространство актуализации творческого потенциала может помочь молодому сердцу руководствоваться совестью и страстью не только как жизненным компасом, но и как механизмом профессиональной самореализации в рамках интенсификации саморазвития будущего педагога. Раскрытие творческих способностей студента и развитие потенциала креативности способствуют коррекции его самооценки, помогают преодолеть неуверенность, беспомощность, растерянность, агрессивность, скованность и зажатость. Самооценка является сложной конструкцией, связанной с развитием самосознания.
Так, К. Роджерс, утверждал, что основной проблемой в жизни каждого человека является понимание и принятие самого себя. Роджерс отмечал, что в процессе «терапии, центрированной на клиенте», происходит уменьшение различий между «Я - реальным и «Я - идеальным». В этом случае происходит снижение внутренней напряженности, разрешение эмоциональных проблем, а представление о себе начинает обладать большим внутренним спокойствием, самопринятием, самопониманием, большей ответственностью за свои поступки. Адекватная самооценка помогает педагогу быть более гибким в процессе педагогической деятельности, находить общий язык с участниками образовательного процесса, реализовывать свои замыслы более эффективно, выстраивать отношения с другими людьми, вносить в свою деятельность необходимые и своевременные изменения.
Театральная и/или кинематографическая деятельность могут оказать подобный терапевтический эффект на студента и стать одним из способов формирования самооценки, повышения общего
владения культурой общения и управления своим эмоциональным состоянием. В 2010 году яркий и талантливый педагог, доцент Кубанского государственного университета Олег Григорьевич Панаэ-тов реализовал проект, не имеющий аналогов ни в одном университета мира: вдохновил студентов поставить спектакль, а затем снять фильм «Антигона» по произведению древнегреческого поэта Софокла.
Подготовка к спектаклю и его постановка заняли около трех лет, съемки фильма проходили в горах Отрадненского района и длились несколько дней. Уникальность этого учебного фильма состоит в том, что актеры читают текст трагедии Софокла на древнегреческом языке, а сам фильм был снят с одного дубля. Кроме того, два года спустя студенты выпустили документальный фильм о фильме, в котором рассказали о том, как участие в этом проекте кардинально изменило их жизнь, повлияв на их самооценку, высвободив внутренние ресурсы. Создание фильма, - это не только репетиции, съемки, монтаж и озвучивание, но и серьезная подготовительная работа, многочасовые обсуждения с режиссером тех тем, которые ставятся в пьесе. В результате саморефлексии, студенты признались, что стали впоследствии проявлять больше инициативы, позитивнее оценивать собственные возможности и способности, стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству с окружающими.
Студенты психолого-педагогического направления факультета педагогики, психологии и коммуникативистики также вовлечены в творческие проектные работы на занятиях по иностранному языку. Студенты осуществляют перевод и дублирование социальных роликов, фильмов, а также создают собственные видеосюжеты на английском языке, посвященные, например, их волонтерской работе, рассказам о пионерском прошлом их родителей и т.д.
Наиболее эффективной формой творческого подхода, по нашим наблюдениям, является сторителлинг как способ передачи информации и нахождения смыслов через рассказывание историй на английском языке.Причем сами рассказы могут быть и о выдуманных, и о реальных героях. В нарративной психологии подобные истории носят название метафор, так как основой их создания являются сходства и аналогии, которые формируются по формуле «Х относится к Y как A относится к В».
Подобные рассказы призваны оказывать воздействие путем понятного и простого намека. Главным принципом сторителлинга является то, что слушателю нужно понять суть рассказа, для чего необходимо активизировать правое полушарие. Именно эта часть
головного мозга обрабатывает информацию, выраженную в образах или символах. Результат прослушивания подобных историй следующий: человеческое подсознание получит некоторый опыт, о котором говорилось в рассказе. Таким образом, сторителлинг - это отличный инструмент для работы с бессознательным [4]. Кроме того, при создании видео студенты проявляют и оттачивают и актерские и ораторские навыки.
Такая творческая деятельность студентов на занятиях английского языка оказывает воздействие на интеллектуальную, эмоциональную, когнитивную, действенно-волевую и оценочно-волевую сферы всех субъектов педагогического процесса, позволяет формировать у них гуманистическое мировоззрение и гуманитарную грамотность, создавать условия для познания окружающих, развитии доминанты на собеседнике, эмпатии через самопознание, саморазвитие и самореализацию личности в системе поликультурности и многомерности современного мира и, следовательно, глубинного понимания практического применения принципов педагогики многообразия.
На наш взгляд, именно создание единой платформы виртуальной коллаборативной ассоциации ВУЗов, колледжей и православных семинарий Южного Федерального округа России и Крыма содействовало бы информационному обмену, реализации объединенных творческих проектов, а также совместному решению многих современных вызовов и общих проблем единого инновационного образовательного пространства.
Библиографический список
1. Гребенникова В.М. Нормативно-правовые основы развития инклюзивного образования в России// Современные проблемы науки и образования. -2014. -№6.- С.785.
2. Гребенникова В.М.,Щербина А.И. Стратегия включения инклюзивной образовательной среды с учётом «Индекса инклюзии» // Успехи современной науки и образования. 2016. № 1. С. 69-72.
3. Попова Н.Т. Роль театральной деятельности в формировании инклюзивной социокультурной среды. Инклюзивное образование: методология, практика, технологии [Электронный ресурс]. URL: http://psyjoumals.ru/inclusive_edu/issue/44024_full.shtml
4. Что такое сторителлинг [Электронный ресурс]. URL: http://constructorus.ru/uspex/storitelling.html
© Волкодав Т.В., 2016

читать описание
Star side в избранное
скачать
цитировать
наверх