Научная статья на тему 'Актуализация проблемы формирования биоэтического мышления студентов медицинских вузов'

Актуализация проблемы формирования биоэтического мышления студентов медицинских вузов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
260
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЭТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЗАДАЧИ И ЦЕННОСТИ БИОЭТИКИ / МЕДИЦИНСКОЕ ПРАВО / BIOETHIC THINKING / TASKS AND VALUES OF BIOETHICS / MEDICAL LAW

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Музалевская Любовь Владимировна, Блохина Нина Никодимовна

Статья посвящена проблемам преподавания биоэтики в медицинском вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Музалевская Любовь Владимировна, Блохина Нина Никодимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actualization of the problem of bioethic thinking formation in the students of medical higher schools

The paper is devoted to the problem of bioethics teaching.

Текст научной работы на тему «Актуализация проблемы формирования биоэтического мышления студентов медицинских вузов»

ние, ранее украшавшее вход в секционный зал: «Hic locus est, ubi mors gaudet succurrere vitae» («Вот то место, где смерть служит жизни», т.е. точной диагностике). Это не был суд прозектора над лечащим врачом, но были также случаи (хотя и редкие!) ошибок патологоанатома. Подобная практика, заведённая задолго до нас, существовала в условиях, когда и слыхом не слыхали о судебных процессах над врачами. В настоящее же время присутствие студентов на таком мероприятии граничит с нарушением существующего законодательства о врачебной тайне и сохранении персональных данных. В то же время, поучительность и ценность подобного рода открытых обсуждений является несомненной для подготовки врача любой специальности.

Актуальным задачей любого медицинского вуза является создание быстрообновляемого и доступного для медицин-

ских работников региона web- и wap-портала, который бы позволял получать наиболее важные сведения о проблемах здоровья в регионе, региональной антибиотикорезистент-ности/ антибиотикочувствительности, доступных в аптеках города/региона лекарственных средствах, вакансиях и т.д. Именно медицинские вузы должны стать ключевыми объектами формирования и поддержания такой информации.

В идеале подобные сайты могли бы служить основой для непрерывного (последипломного) образования.

В ожидании грядущих перемен в подготовке врачей от преподавателей медицинских вузов и факультетов потребуется изрядная доля энциклопедичности, чем отличались корифеи прошлого - М.Я. Мудров, С.П. Боткин, Г.А. Захарьин,

А.Л. Мясников, Е.М. Тареев и многие другие.

Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Красного восстания, 1, ИГМУ кафедра фармакологии, Усов Лев Акимович - д.м.н., профессор; Усова Неля Федоровна - к.м.н., ассистент

ОСНОВЫ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

© МУЗАЛЕВСКАЯ Л.В., БЛОХИНА Н.Н. - 2011 УДК 614.25:378.661

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ БИОЭТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ

Любовь Владимировна Музалевская, Нина Никодимовна Блохина (Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра философии, зав. - к.ф.н., доц. А.И. Круликовский)

Резюме. Статья посвящена проблемам преподавания биоэтики в медицинском вузе. Ключевые слова: биэтическое мышление, задачи и ценности биоэтики, медицинское право.

ACTUALIZATION OF THE PROBLEM OF BIOETHIC THINKING FORMATION IN THE STUDENTS OF MEDICAL HIGHER SCHOOLS

L.V. Muzalevskaya, N.N. Blokhina (Irkutsk State Medical University)

Summary. The paper is devoted to the problem of bioethics teaching.

Key words: bioethic thinking, tasks and values of bioethics, medical law.

«Если мы вновь начнем хотя бы размышлять об этике и о нашем духовном отношении к миру, уже одним этим мы вступим на путь, который ведет от антикультуры к культуре».

Альберт Швейцер

В древности говорили о враче: «Поклянись, вступая». Всем известная клятва Гиппократа есть не что иное, как моральный кодекс врача. Не медицинские знания и методики исцеления, предложенные отцом медицины, выдержали испытание временем, а именно его напутствие врачу. Речь идет о том, каким должно быть его отношение к людям и к своему профессиональному делу, о том, что врач должен быть человеком прекрасным, справедливым и добрым. О чем же свидетельствуют эти факты, да и вся история развития медицины? Они подтверждают, что профессиональная компетентность в медицине имеет свою специфику и включает не только знания, умения и навыки, но, что особенно важно, нравственные качества врача, то есть то, во имя чего используется подготовка специалиста-медика, какими ценностями при этом он руководствуется, применяя свои знания: «Я направляю режим больных к их выгоде, сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости.... В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного.».

«Профессия врача требует самоотверженности, чистоты души и величия помыслов», - по словам практикующего врача А.П.Чехова, - и не всякий обладает этими качествами в необходимом объеме. Следовательно, их нужно формировать и воспитывать. Один из патриархов российской медицины академик Б.В. Петровский называл основами формирования и воспитания медицинского работника деонтологию. В современных условиях развития общества и медицинского знания норм деонтологии становится уже недостаточно для решения многих проблем. Ей на смену приходит биоэтика, и мы говорим о целесообразности формирования биоэти-ческого мышления студентов медицинских вузов. Биоэтика касается, прежде всего, этической культуры, смысложизненных вопросов добра и зла, порядочности, совести и человечности. Одна из ее задач, - в качестве учебной дисциплины,

- помочь студенту-медику развить и укрепить необходимые для работающего в системе здравоохранения душевные, духовные и интеллектуальные возможности.

Актуализация преподавания биоэтики в медицинском

образовании обусловливается нынешним специфическим состоянием медицинской деятельности, ее местом и значением в современной культуре. В качестве новой, - исторически, - дисциплины она является в высшей степени практической наукой, то есть знанием - не ради знания, а ради помощи как пациенту, так и самому врачу в его профессиональном росте.

Формирование и развитие биоэтики связано с процессом трансформации как традиционной, так и медицинской этики. И обусловлено это, прежде всего, вниманием к правам человека вообще, и в медицине, в частности, в связи с созданием новых медицинских технологий, порождающих множество острейших проблем, требующих юридического и морального регулирования. Развитие биоэтики имеет своей целью комплексное решение проблем современной медицины, а также формирование соответствующей этической культуры профессионального сообщества медиков. Биоэтика помогает освоить новые этические регулятивы, осознать моральные коллизии и дилеммы, с которыми сталкиваются в своей работе специалисты медицинского профиля.

Биоэтика - это междисциплинарный диалог медиков с представителями широкого круга гуманитарных наук, диалог медиков с пациентами и представителями общественности. Только таким образом может быть адекватно выражена и понята многоплановая природа человеческого страдания и на этом основании выработана современная регулятивная идея блага и как цели врачевания для отдельного индивида, и как цели общественного здравоохранения в целом. Специфика биоэтического мышления заключается в том, что поднимаются вопросы о границах человеческой жизни и ее непреходящей ценности. В этом диалоге влияние общественности отражается в различных законодательных актах. В литературе представлено понимание биоэтики через трансдисциплинарный подход. Трансдисциплинарность характеризует такие исследования, которые ведутся «через», «сквозь» дисциплинарные границы, выходя за пределы конкретных дисциплин. В этом диалоге формируется свой особый язык. Язык специальной дисциплины попадает в ситуацию диалога и включается в процесс приспособления к конкретной коммуникативной ситуации. В результате возникают основные понятия дисциплины, концепты или принципы.

Для студентов-медиков младших курсов, - а биоэтику начинают изучать, как правило, со 2-го или даже с 1-го курса, - этот язык и смысл основных понятий часто остается неясным, поскольку выделенных в государственной программе по биоэтике часов на усвоение материала не хватает. Но студенты должны уметь классифицировать различные морально-этические ситуации, которые могут возникать в их будущей практической деятельности, т.е. уметь определять принадлежность каждой ситуации к одному из 4-х видов нравственного действия - будь то казус, дилемма, нравственный поступок, подвиг или преступление. Для этого необходимым представляется сквозное преподавание биоэтики, то есть усвоение ее принципов в процессе изучения клинических дисциплин на протяжении всего обучения на конкретных примерах.

Биоэтика имеет, прежде всего, воспитательное значение, формируя ценностные ориентации студентов, что имеет немаловажное значение в профессиональном становлении будущего врача. Высокое качество подготовки специалистов в области здравоохранения является необходимым условием для преодоления кризиса системы здравоохранения в нашей стране. Переход к страховой медицине, продолжающаяся коммерциализация здравоохранения обостряют этические и правовые проблемы медицинской науки и практики, а также способствуют возникновению ценностных конфликтов как в организации охраны здоровья, так и сознании, и в поведении личности. Биоэтика должна стать формой критического самосознания профессионального сообщества медиков.

Одно из фундаментальных противоречий современной медицины состоит в том, что охрана здоровья должна быть правом каждого человека, а зачастую реально оказывается привилегией ограниченного круга лиц, которые в состоянии себе ее позволить. Тогда как культурное сообщество, как известно, обязывает признать равенство людей в области права и моральных требований, предъявляемых к ним. Индивиды должны рассматриваться как равные в том, что связано с их человеческими качествами - достоинством, свободой, инди-

видуальностью, самоценностью их здоровья и жизни.

Медицинская этика в эпоху социальных и научнотехнических революций рассматривает громадное количество новых и трудных моральных проблем, связанных с искусственным оплодотворением, трансплантацией органов, генетическими исследованиями, использование медицинских технологий в военных целях и т.д. Однако повседневные кризисные ситуации в моральном плане могут и не быть столь неординарными. Является ли медицинская проблема неординарной или нет, и в том, и в другом случае решающую роль в ней будет играть дух моральной ответственности, который зависит от выбора соответствующей модели моральных отношений между сообществами профессионалов и непрофессионалов. Это и есть подлинное основание для медицинской этики в эпоху революционных преобразований.

Нормальное развитие медицины невозможно без постоянно проводящихся клинических испытаний и медикобиологических экспериментов с участием человека в качестве исследуемого объекта в процессе научного познания. Объективное знание является фундаментальной общественной ценностью, но может ли оно служить оправданием возможного риска для телесного и социального благополучия людей, выступающих в роли «объектов» исследовательской деятельности. Сколь бы ни была высока ценность объективного знания, она во всех случаях не должна быть рассматриваема как самоценность, ибо таковой является лишь человек, лишь жизнь во всех ее проявлениях.

Уважение человека как личности исходит из признания и уважения самодовлеющего значения его свободной воли, права и возможности играть определяющую роль при принятии решений, затрагивающих его телесное и (или) социальное благополучие. Человек должен рассматриваться как «хозяин» своего тела, без чьего осознанного и добровольного разрешения в принципе не должны проводиться никакие исследовательские, профилактические, диагностические и лечебные манипуляции. Ему также принадлежат определенные права на доступ, контроль и распоряжение клинической, медико-биологической и иной информацией, полученной медиками в рамках проводимого ими исследования. Человек уважается как личность, если он на деле признается в качестве ответственного «автора» своей неповторимой и уникальной истории жизни.

Принцип благотворительности и милосердия составляет сердцевину призвания врачей и других медицинских работников. Он ориентирует медиков из чувства сострадания руководствоваться, прежде всего, благом данного конкретного пациента, отодвигая на второй план иные мотивы своей деятельности: познавательные, педагогические, коммерческие и т.д.

Справедливость предполагает принципиальное равенство возможностей для людей с точки зрения: а) доступности медицинской помощи и распределяемых медицинских услуг; б) вероятности разделить бремя риска для здоровья и жизни, страданий и ответственности.

Медицина является древнейшей и важнейшей формой проявления солидарности как принципа, обеспечивающего выживание отдельного человека и человечества в целом. Болезни и травматизм затрагивают наши общие перспективы и интересы. Поэтому в наших общих интересах способствовать по мере возможности прогрессу медицинской науки и практики. Следует уважать готовность человека из чувства солидарности добровольно участвовать в качестве «объекта» клинических испытаний и медико-биологических экспериментов.

В связи со всем вышеизложенным, очевидна необходимость воспитательных мероприятий с целью формирования личности врача в духе уважения к жизни. Ибо в своей практической деятельности он будет сталкиваться с большим количеством неординарных ситуаций, для принятия решения в которых потребуется высокая степень ответственности, понимание долга перед отдельным пациентом и перед обществом. Учитывая значимость задачи, продолжается творческий поиск педагогических приемов по формированию у студентов особых навыков обсуждения проблемы, включающих активное слушание, анализ ситуации, аргументацию собственной позиции и умение принимать взвешенное решение с учетом главного критерия - блага пациента. А поскольку биоэтика не предлагает конкретных рецептов, ибо каждый случай в медицинской практике уникален, в учебном процессе широко

используется прием открытых дискуссий. Также совместно с клиническими кафедрами моделируются ситуационные задачи, описывающие конкретные ситуации, возникающие в лечебной и научной деятельности врачей, при решении которых студенты имеют возможность применить теоретические знания и усвоить основные понятия и принципы биоэтики, а также соответствующих правовых норм, регламентирующих профессиональную деятельность врача.

Очень важно, чтобы студент-медик уже с первого кур-

ЛИТЕРАТУРА

1. Огурцов А.П. Биоэтика: проблемы и перспективы // Вопросы философии. - 1994. - №3. - С.

2. Биотехнологии и культура. - М., 2004.

3. Иванюшкин А.Я. Профессиональная этика в медицине.

- М., 1990.

4. Ляуш Л.Б., Сабурова В.И. Мировоззрение и биоэти-ческие представления Российских студентов-медиков // Медицинское право и этика. - 2002. - №2. - С.82-94.

са начал осознавать, что он, в сущности, уже принял решение стать профессиональным гуманистом, и что этот выбор очень важен не только для него, но и для всего человечества. Интенсивное развитие биоэтики, растущее внимание к ней,

- и не только со стороны медицинской общественности, -позволяет надеяться, что медицина может помочь в становлении глобальной этики будущего, так как из всех видов человеческой деятельности именно медицинская является ежедневным и фактическим испытанием на человечность.

5. Тищенко П.Д. Феномен биоэтики // Вопросы философии. - 1992. - №3. - С.104-113.

6. Сабурова В.И. Преподавание биоэтики в контексте Болонской декларации // Всероссийская учебнометодическая конференция «Биомедицинская этика в высших медицинских учебных заведениях». - М., 2005.

7. Сторожаков Г.И., Зубков В.В., Белоусов Д.Ю., Малышева Е.А. Создание и деятельность этических комитетов // Вестн. РГМУ - 2001. - №3. - С.18-22.

Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, 1, ИГМУ, кафедра философии, Блохина Нина Никодимовна - доцент, к.ф.н.; Музалевская Любовь Владимировна - старший преподаватель

ХРОНИКА, ИНФОРМАЦИЯ

© КАЛЯГИН А.Н., ЗЛОБИНА Т.И., ОСИПОК Н.В., АНТИПОВА О.В., ТУПИЦЫНА Г.В., ГУЛЯЕВА Л.М. - 2011

II КОНГРЕСС РЕВМАТОЛОГОВ РОССИИ (25-29 АПРЕЛЯ 2011, ЯРОСЛАВЛЬ)

Алексей Николаевич Калягин1-2, Тамара Исаевна Злобина1, Надежда Владимировна Осипок1,

Ольга Валентиновна Антипова1, Галина Владимировна Тупицына3, Людмила Михайловна Гуляева4 ('Иркутский государственный медицинский университет, ректор - проф., д.м.н. И.В. Малов, кафедра пропедевтики внутренних болезней, зав. - проф., д.м.н. Ю.А. Горяев; 2МУЗ «Клиническая больница №1 г. Иркутска», гл. врач - Л.А. Павлюк; 3Иркутский областной клинический консультативно-диагностический центр, гл. врач - к.м.н. И.В. Ушаков; 4Городская поликлиника №4 г. Иркутска, гл. врач - )

Резюме. Представлена информация о II конгрессе ревматологов России, проходившем в г. Ярославль, на родине одной из известных российских ревматологических школ. Освещено современное состояние ревматологической службы в России, перспективы её развития.

Ключевые слова: конгресс, информация, ревматология, Ассоциация ревматологов России.

II CONGRESS OF THE RHEUMATOLOGISTS OF RUSSIA (APRIL, 25-29, 2011, YAROSLAVL, RUSSIA)

A.N. Kalyagin 1-2, T.I. Zlobina1, N.Yu. Kazantseva2, L.V. Menshikova3-4, O.V. Antipova1, G.V. Tupitsina3, L.M. Gulyaeva4 ('Irkutsk State Medical University; 2Irkutsk Municipal Clinical Hospital N1; 3Irkutsk Regional Clinical Consultative and Diagnostic Centre; 4Irkutsk Municipal Policlinic N6)

Summary. In the article presented the information about II Congress of Rheumatologists of Russia, passed in a is presented to Yaroslavl. The modern condition rheumatologic care in Russia, prospects of its development is shined.

Key words: congress, information, rheumatology, Association of Rheumatologist of Russia.

Очередной II Всероссийский конгресс ревматологов России проходил в г. Ярославль под эгидой Ассоциации ревматологов России, Российской академии медицинских наук, НИИ ревматологии РАМН, Ярославской государственной медицинской академии, Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области. На Конгрессе было представлено 2 совещания, 15 пленарных лекций, 15 пленарных заседаний, 19 сателлитных симпозиумов, 3 постерных секций по актуальным вопросам ревматологии. В работе съезда приняли участие ведущие специалисты из многих стран мира (Италии, Германии, Венгрии, Польши, Белоруссии, Украины, Казахстана и т.д.). Делегация из Иркутска состояла из 8 человек.

Конгресс был посвящён памяти академика РАМН, почётного президента Ассоциации ревматологов России В.А. Насоновой и открылся пленарной лекцией З.С. Алекберовой

«Академик В.А. Насонова - выдающийся ревматолог современности». В этой лекции подробно освещались основные вехи биографии и важнейшие достижения В.А. Насоновой, целиком и полностью, посвятившей себя развитию ревматологической науки. В докладах Е.Л. Насонова, Н.В. Чичасовой,

В.Г. Барсковой и многих других звучали тёплые воспоминания о Валентине Александровне.

В нескольких докладах Е.Л. Насонова, Д.Е. Каратеева, Е.Л. Лучихиной, Г.В. Лукиной, Ш.Ф. Эрдеса, О.В. Бугровой и др. обсуждались современные аспекты применения различных генно-инженерных биологических препаратов - ГИБП (ин-фликсимаб, адалимумаб, тоцализумаб, ритуксимаб, абата-цепт, цертолизумаба пэгол и т.д.). Подчёркнута важная роль России в исследованиях новых ГИБП. Тщательно разобраны важнейшие побочные эффекты ГИБП.

Д.Е. Каратеевым озвучены принципы лечения больных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.