Научная статья на тему 'Актуализация потенциала самовоспитания бакалавра в системе средств физической культуры'

Актуализация потенциала самовоспитания бакалавра в системе средств физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТУАЛИЗАЦИЯ / ACTUALIZATION / ПОТЕНЦИАЛ / POTENTIAL / САМОВОСПИТАНИЕ / SELF-EDUCATION / БАКАЛАВРЫ / BACHELORS / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / СИСТЕМА СРЕДСТВ / THE SYSTEM OF MEANS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Логинов В.В., Селютина Н.А., Вегера О.А., Хрисанфова Н. В

В статье представлены результаты теоретического и практического исследования проблемы актуализации потенциала самовоспитания студентов в условиях физкультурного образования, приведены различные трактовки понятия "актуализация", которое понимается в физкультурно-педагогической практике как переход возможности самовоспитания обучающихся в действительность. Показано, что в процессе самовоспитания обучающихся участвуют обе стороны студенты и преподаватели, которые взаимно влияют друг на друга, вызывая изменения в психологическом мировоззрении. Приоритетная роль отводится здесь педагогу, который является носителем идеологических вызовов времени, проводником развития самовоспитания личности. Показано соотношение содержательных характеристик самовоспитания бакалавра с содержательными признаками самовоспитания личности, включенной в процесс освоения технологии обучения и воспитания, обеспечивающий личностное развитие и выход за пределы нормативной деятельности обучающихся. Полученные результаты показывают эффективность актуализации потенциала самовоспитания бакалавра в системе средств физической культуры в условиях физкультурного образования. Материалы. В исследовании проанализировано влияние потенциала самовоспитания бакалавра в процессе занятий физической культурой. Приоритетным драйвером развития самовоспитания обучающихся являются средства физического воспитания, которые создают целостное представление о научной сфере физической культуры как элементе общей культуры человека и социума [4, с 22-23]. Методы исследования: анализ научно-педагогической литературы, спортивно-тренировочной и учебно-образовательный документации, анкетирование, интроспекция, педагогический эксперимент. Результаты исследования. Анализ результатов актуализации потенциала самовоспитания бакалавра в системе физкультурного образования показал позитивные изменения уровня сформированности изучаемого явления у обучающихся. Отмечен достоверный прирост изучаемых показателей в нравственном и физкультурно-профессиональном самовоспитании личности. Заключение. Исследование показало, что актуализация потенциала самовоспитания бакалавра эффективно возможна в процессе физкультурного образования, которое обладает для этого серьезными ресурсами. Важно профессионально организовать учебно-воспитательный процесс, как аудиторный, так и внеаудиторный учебно-тренировочный. Педагогическая стратегия при этом заключается в обогащении личности комплексом интегрированных компетенций, которые формируются в рамках различных предметов. Студент при этом получает возможность накопления опыта осмысления содержания полученных знаний и овладения инструментарием развития стремления к самовоспитанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BACHELOR’S SELF-UPBRINGING POTENTIAL ACTUALIZATION IN THE SYSTEM OF PHYSICAL CULTURE MEANS

The article presents the results of theoretical and practical research of students selfupbringing potential actualization problem in physical education. Different interpretations of "mainstreaming" concepts. Are given it is shown students and teachers are involved in the process of self-learning. The main role belongs to the teacher, who is the guide for the development of self-identity. The correlation of substantial characteristics of bachelor self-actualization aith upbringing features of the personality is included in the process of mastering the technology of training and education. The final results show the effectiveness of bachelor self-upbringing potential actualization in the system of physical culture means in the conditions of physical education. Materials. The study analyzed the influence of the bachelor self-education potential in educational process of physical culture. The priority direction in development of self-learning may be the mean of physical education that create a holistic view of physical culture scientific field as a part of general human culture and society [4, 22-23]. Research methods: analysis of scientific-methodical literature, training and educational documentation, polling, introspection, pedagogical experiment. The results of the study. The analysis of the results of bachelor self-education potential actualization in the physical education showed a positive level of students studied phenomenon formation change. There a significant increase of the studied indices in moral and physical culture of personality professional self-development was mentioned. Conclusion. We can conclude that the actualization of bachelor self-upbringing potential effectively possible in the process of physical education, which has serious resources. Professionally it is important to organize the educational process, both classroom and extracurricular training. The pedagogical strategy consists of enriching the identity of a set of integrated competencies, teaching a variety of subjects. The student gets the opportunity to gain experience of content knowledge interpretation and mastery of development tools to the pursuit of self-education.

Текст научной работы на тему «Актуализация потенциала самовоспитания бакалавра в системе средств физической культуры»

Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, №1(38) 2016

ISSN2070 4798(Print)

_ISSN 2070 4 798 (Online)

УДК 378.037.5 DOI 10.14526/01_1111_92

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛА САМОВОСПИТАНИЯ БАКАЛАВРА В СИСТЕМЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Логинов В. В. - кандидат педагогических наук, доцент Селютина Н. А. - преподаватель Вегера О. А. - аспирант Хрисанфова Н. В. - аспирант Уральский государственный университет физической культуры, 454091, Уральский федеральный округ, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, д. 1

BACHELOR'S SELF-UPBRINGING POTENTIAL ACTUALIZATION IN THE SYSTEM OF PHYSICAL CULTURE MEANS

Loginov V.V. - candidate of pedagogics, associate professor Selyutina N.A. - teacher Veger O. A. - post-graduate student Khrisanfova N. V. - post-graduate student The Ural state University of Physical Culture 454091 Ural federal district, Chelyabinsk region, Chelyabinsk, st.

Ordzhonikidze, d. 1

e-mail: selu1@mail.ru

Аннотация. В статье представлены результаты теоретического и практического исследования проблемы актуализации потенциала самовоспитания студентов в условиях физкультурного образования, приведены различные трактовки понятия "актуализация", которое понимается в физкультурно-педагогической практике как переход возможности самовоспитания обучающихся в действительность. Показано, что в процессе самовоспитания обучающихся участвуют обе стороны - студенты и преподаватели, которые взаимно влияют друг на друга, вызывая изменения в психологическом мировоззрении. Приоритетная роль отводится здесь педагогу, который является носителем идеологических вызовов времени, проводником развития самовоспитания личности. Показано соотношение содержательных характеристик самовоспитания бакалавра с содержательными признаками самовоспитания личности, включенной в процесс освоения технологии обучения и воспитания, обеспечивающий личностное развитие и выход за пределы нормативной деятельности обучающихся. Полученные результаты показывают эффективность актуализации потенциала самовоспитания бакалавра в системе средств физической культуры в условиях физкультурного образования. Материалы. В исследовании проанализировано влияние потенциала самовоспитания бакалавра в процессе занятий физической культурой. Приоритетным драйвером развития самовоспитания обучающихся являются средства физического воспитания, которые создают целостное представление о научной сфере физической культуры как элементе общей культуры человека и социума [4, с 22-23]. Методы исследования: анализ научно-педагогической литературы, спортивно-тренировочной и учебно-образовательный

документации, анкетирование, интроспекция, педагогический эксперимент. Результаты исследования. Анализ результатов актуализации потенциала самовоспитания бакалавра в системе физкультурного образования показал позитивные изменения уровня сформированности изучаемого явления у обучающихся. Отмечен достоверный прирост изучаемых показателей в нравственном и физкультурно-профессиональном самовоспитании личности. Заключение. Исследование показало, что актуализация потенциала самовоспитания бакалавра эффективно возможна в процессе физкультурного образования, которое обладает для этого серьезными ресурсами. Важно профессионально организовать учебно-воспитательный процесс, как аудиторный, так и внеаудиторный - учебно-тренировочный. Педагогическая стратегия при этом заключается в обогащении личности комплексом интегрированных компетенций, которые формируются в рамках различных предметов. Студент при этом получает возможность накопления опыта осмысления содержания полученных знаний и овладения инструментарием развития стремления к самовоспитанию.

Ключевые слова: актуализация, потенциал, самовоспитание, бакалавры, физическая культура, система средств.

Annotation. The article presents the results of theoretical and practical research of students self- upbringing potential actualization problem in physical education. Different interpretations of "mainstreaming" concepts. Are given it is shown students and teachers are involved in the process of self-learning. The main role belongs to the teacher, who is the guide for the development of self-identity. The correlation of substantial characteristics of bachelor self-actualization aith upbringing features of the personality is included in the process of mastering the technology of training and education. The final results show the effectiveness of bachelor self-upbringing potential actualization in the system of physical culture means in the conditions of physical education. Materials. The study analyzed the influence of the bachelor self-education potential in educational process of physical culture. The priority direction in development of self-learning may be the mean of physical education that create a holistic view of physical culture scientific field as a part of general human culture and society [4, 22-23]. Research methods: analysis of scientific-methodical literature, training and educational documentation, polling, introspection, pedagogical experiment. The results of the study. The analysis of the results of bachelor self-education potential actualization in the physical education showed a positive level of students studied phenomenon formation change. There a significant increase of the studied indices in moral and physical culture of personality professional self-development was mentioned. Conclusion. We can conclude that the actualization of bachelor self-upbringing potential effectively possible in the process of physical education, which has serious resources. Professionally it is important to organize the educational process, both classroom and extracurricular - training. The pedagogical strategy consists of enriching the identity of a set of integrated competencies, teaching a variety of subjects. The student gets the opportunity to gain experience of content knowledge interpretation and mastery of development tools to the pursuit of self-education.

Keywords: actualization, potential, self-education, bachelors, physical culture, the system of

means.

Введение. Стратегическая задача развития самовоспитания обучающихся вуза в настоящее время состоит в обновлении его содержания и достижениях новых результатов. Решение этой задачи, как верно отмечают В.С. Беляев и А.С. Локутина, связано с необходимостью освоения педагогами и обучающимися теоретических знаний и их применением на практике [4, с 23]. Из

этого следует, что высшая школа физкультурного образования должна быть ориентирована на воспроизводство специалистов с высоким уровнем самовоспитания.

Сегодня заметно повышается научный интерес и публикационная активность по проблеме развития студенческой молодежи, особенно в области самовоспитания [3; 5; 8; 13; 17;

19]. Однако рост градуса научной активности исследований в области актуализации потенциала самовоспитания бакалавра в системе средств физической культуры обусловлен не только самоочевидными факторами, но и высокой актуальностью проблемы, и стал тем вызовом, который определил основную доминанту научных изысканий

современности.

Цель исследования: определить некоторые подходы к обоснованию актуализации потенциала самовоспитания бакалавра в системе средств физической культуры.

Методы исследования:

общелогические методы (анализ, синтез, обобщение, сравнение, моделирование, проектирование); общенаучные методы (теоретический анализ психолого-педагогических исследований, изучение и обобщение опыта); эмпирические методы (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, интроспекция, методы экспертной оценки, индивидуальной и групповой самооценки); методы статистической обработки результатов и графического анализа данных с применением информационных

технологий.

Методика и организация исследования. Анализ идей относительно актуализации потенциала самовоспитания бакалавра в системе средств физической культуры требует, как считает В. В. Игнатова и Т. В. Щендель, обращения к самой дефиниции «актуализация», которая этимологически связана с латинским «акШа^» (деятельностный) [7]. В философии «актуализация» трактуется как изменение бытия на основе идеи перехода возможности к действительности [15, с 34]. Актуальный значит действительный, наличный, своевременный, значимый. В социологии «актуализация» является частью общего понятия «социальная активность» и определяется по степени реагирования на изменение в социальной среде [8]. В отечественной психологии с трактовкой актуализации как перехода возможности в действительность в наибольшей мере согласуется понятие

«актуализация связи», определяемое как воспроизведение, воссоздание индивидом своих собственных знаний, стилистики поведения, а также ментальных, чувственных и кинетических актов, и трансформация в действия, динамику форм поведения. Таким образом, актуализация выступает как полинаучная категория [7, с 29-31].

Существенно значимым для нашего исследования является понятие

«актуализация» в физкультурно-образовательном контексте. В

философском энциклопедическом словаре актуализация определяется как действие, заключающееся в переходе субъекта из потенциального состояния в реальное [19]. Актуализировать значит сделать непосредственно проявленным,

узнаваемым, видимым. Особо следует отметить, что исследуемое понятие используется в педагогической теории и образовательной практике в

словосочетаниях с понятием «потенциал»: актуализация духовно-творческого

потенциала (В. В. Игнатова), актуализация лидерского потенциала (И.В. Дрыгина), актуализация физкультурно-

познавательного потенциала (А.Я. Найн и др.). Это позволяет соотнести смысловые характеристики данного понятия с профессионально-этическим потенциалом. В этой связи актуализация потенциала самовоспитания бакалавра в системе средств физической культуры возможна в процессе его профессиональной подготовки.

Философский энциклопедический словарь трактует самовоспитание как «формирование человеком своей личности в соответствии с сознательно поставленной целью» [19, с 274]. Главным условием самовоспитания является наличие истинного знания о себе, правильной самооценки, самосознания, чётко осознанных целей, идеалов, личностных смыслов.

В студенческой среде основным видом воспитания, как верно считает Ж.Б. Сулейменова, является самовоспитание, именно ему нужно уделять определённое внимание, направляя в нужно русло [14, с

303]. Как уже отмечалось, самовоспитание - это сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Оно базируется на адекватной самооценке, критическом анализе своих

индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей.

Необходимыми компонентами являются самоанализ личностного развития, самоотчёт и самоконтроль. Основными элементами самовоспитания, как верно считает автор, являются: трудовое самовоспитание, этическое

самовоспитание, физическое

самовоспитание, правовое

самовоспитание, психологическая

самовоспитание.

Как известно, процесс воспитания в вузе идёт по двум направлениям: через учебный процесс во время аудиторных занятий и через внеучебную работу в свободное от учебных занятий время студента и преподавателя. Опираясь на эти фундаментальные ценности, вузовский коллектив и формирует процесс актуализации потенциала самовоспитания бакалавра в системе средств физической культуры.

Проведённый анализ научно-педагогической литературы [1-19] позволил в качестве рабочего определения рассматривать самовоспитание бакалавра в системе средств физической культуры как динамическое свойство, которое выражается в профессионально-физкультурной направленности личности и готовности включаться в различные виды деятельности по самовоспитанию, детерминированные характером

сложившихся традиций организации физкультурного образовательного

процесса. С одной стороны, самовоспитание личности бакалавра как

динамическое свойство имеет

прогностическую сущность, процессом её становления можно управлять. С другой стороны, это свойство имеет направленность, поэтому существует возможность соотнести его с конечной целью, то есть формированием социального самовоспитания личности (Л.О. Кройнова, 2014). Всё это означает, что социальная готовность студентов обусловливает эффективность становления выпускников вузов физической культуры с высоким уровнем самовоспитания.

На основании приведённых теоретических посылов в нашем исследовании введён экспериментальный фактор: смысловые характеристики понятия самовоспитания бакалавра, отражающие группы качеств социально-ориентированной личности,

востребованной в современной

физкультурно-образовательной отрасли (таблица 1).

Для реализации в опытно-экспериментальной работе данного фактора определен выбор теоретико-методологических подходов для изучения опорного понятия - самовоспитания личности. При этом заметим, что подход, с точки зрения самовоспитания субъекта, позволяет не только успешно реализовать воспитательную функцию физкультурного образования бакалавра, но и придать ему единую гуманистическую физкультурно-нравственную направленность. Здесь уместно привести и само понятие «подход». Подход - это особая форма познавательной практической

деятельности, рассматривающей

педагогические явления под определенным углом зрения, стратегия исследования изучаемого процесса, базовая ценностная ориентация, определяющая позицию самого исследования [19, с. 328-329].

Таблица 1 — Соотношение содержательных характеристик самовоспитания бакалавра с содержательными признаками самовоспитания личности, включенной в сферу

физкультурного образования

Содержательные характеристики самовоспитания бакалавра средствами физической культуры Содержательные признаки самовоспитания личности, включённой в сферу физкультурного образования

1. Профессионально-этические Нравственные, этические

2. Нравственно-коммуникативные Организационные, интерактивные

3. Познавательно-обогащающие Деятельностные, коммуникативные

4. Мотивационно-ценностные Рефлексивные, гностические

5. Ориентационно-целевые Конструктивные, признаки социальной перцепции

6. Операционно-деятельностные Волевые, нравственные

7. Содержательно-гностические Когнитивные, признаки социальной перцепции

Интегративно-развивающий подход определяет самовоспитание как сложное системное образование, обладающее интегративными свойствами,

проявляющимися в учебной деятельности, где системообразующим звеном является мотив [10, с 29-30]; компетентностный подход актуализирует познавательные потребности личности, связанные с учёбой в качестве пускового механизма познавательной самостоятельности

бакалавра; личностно-ориентированный подход предполагает природную предопределённость индивидуальных особенностей личности, оказывающих влияние на равномерное становление познавательной самостоятельности

студента.

Выявленные подходы,

апробированные в опытной работе, позволили определить важные психолого-педагогические смыслы для определения дефиниции «самовоспитание» и рассмотреть её как качество личности, проявляющееся в системе познавательных мотивов и способов самостоятельного учебного, внеучебного и спортивно-тренировочного поведения.

Результаты и их обсуждение. В опытной работе нами широко использован воспитательно-ориентированный потенциал динамично обновлённого содержания нового стандарта

гуманитарных и спортивных дисциплин. Такой подход представляет собой процесс формирования единой совокупности мировоззренческих, аксиологических, культурологических, а также

соответствующих им организационно-деятельностных ресурсов учебной деятельности, творческая актуализация

потенциала самовоспитания бакалавра в системе средств физической культуры.

Важным фактором актуализации потенциала самовоспитания бакалавров является вовлечение обучающихся во внеаудиторную воспитательную

деятельность вуза в рамках функционирующегодосугового центра -отдела внеучебной и воспитательной работы университета. Вовлечение студентов и целенаправленная

организация разнообразных форм работы образовательного и воспитательного характера, проводимой со студентами после занятий в специально созданной рефлексивной образовательной среде, способствует самовоспитанию личности. Важными видами внеаудиторной деятельности являются: общественно-организаторская; художественно-

эстетическая; научная; трудовая; физкультурно-оздоровительная работа; участие в деятельности выборных органов самоуправления, выполнение

разнообразных, как постоянных, так и разовых, поручений руководителей центра. Такие виды деятельности вызывают у студентов потребность участвовать в подготовке мероприятий и их проведении, являясь важным средством актуализации потенциала самовоспитания бакалавра в системе средств физической культуры. Внеаудиторная деятельность

осуществляется в университете

студентами, способствует формированию умений и навыков самовоспитания социально-ориентированной личности в современном социуме.

Вся внеучебная работа приобретает явно выраженную воспитательную направленность и проектируется преимущественно в процессе организации

самостоятельной работы обучающихся, так как именно на занятиях факультативов можно успешно создавать условия для обучения студентов приемам

познавательной деятельности и развития их самостоятельности: организация работы в проблемных ситуациях, решение логических задач и анализ научно-педагогических, проблемных не самоочевидных воспитательных ситуаций, осмысление проблем обучения и воспитания на основе анализа практики проведения сюжетно ролевых и организационно-деятельностных игр и т. д. При этом специально создаются условия для поэтапного формирования у студентов навыков профессионального мышления, приобщения их к аналитической и поисковой мыследеятельности [13, с. 1114].

Актуализируя потенциал

самовоспитания бакалавров в системе средств физической культуры, отметим, что общая направленность организации внеаудиторной деятельности обучающихся соответствует всем формам и методам учебно-воспитательной работы,

формирует, поддерживает и стимулирует познавательную активность и

самостоятельность обучающихся. Эта деятельность активизирует поисковую работу студентов по специальности, рефлексивную деятельность, создаёт условия для самовыражения,

самореализации и самовоспитания. Для нас теоретически значимым в определении

самовоспитания студентов являются два аспекта: первый - указание на ключевой признак физической культуры как результат физического образования - «на деятельность индивида по позитивному самопреобразованию»; второй - указание на ключевой признак результата этой деятельности - на «систему образуемых ею (деятельностью) ценностей». Первый предполагает наличие субъекта

самопреобразования, второй - наличие признака бинарности процесса воспитания-самовоспитания.

Исследование показало, что важную роль в актуализации физического самовоспитания бакалавров призвано сыграть физкультурное образование, которое создаёт фундамент здоровья для развития других сторон культуры человека, обеспечивает внутренние гарантии продуктивности учебно-познавательной деятельности и общения в сложной социально-экономической и экологической обстановке, способствует накоплению первичного опыта адаптации будущего работника к условиям рыночных отношений и рынка труда. Такая адаптация становится объективно необходимой, поскольку рынок сопряжен с психической и физической

напряженностью, риском, конкуренцией, ответственностью, с мобильностью и высоким профессионализмом, со способностью к конструированию адекватной системы отношений и поведения [3; 8; 9; 10; 13; 18].

оснований актуализации физического

Таблица 2 — Изменение уровня сформированности самовоспитанности бакалавров

физической культуры

Этапы исследования Формируемые уровни самовоспитанности обучающихся

Первый, адаптационно-репродуктивный Второй, поисково-эвристический Третий, творчески-преобразующий Четвертый, креативный

абс. % абс. % абс. % абс. %

2013-2014 уч.год 53, 2 33,1 69,8 38,1 21,4 11,8 18,4 12,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2014-2015 уч.год 29,7 17,9 79,6 46,9 26,9 16,5 25,7 14,9

Оценивая полученные результаты за два учебных года, можно отметить, что выявлена тенденция к повышению количества обучающихся, проявляющих в своей учебной и иной деятельности всё более высокий уровень самовоспитанности (таблица 2). Динамика изменения уровней сформированности самовоспитания

бакалавров диагностирована на основе комплекса традиционных методик. Как видно из содержания достоверных результатов, студенты показали устойчивый познавательный интерес к самообразованию и самовоспитанию по внеучебной и внеаудиторной

деятельности.

Выводы. Проведённое

исследование показало, что у бакалавров, участвовавших во внеучебной работе, сформирована позитивная тенденция и мотивация к актуализации потенциала самовоспитания. Одновременно выявлено мнение многих ученых, специалистов физкультурного образования, что традиционные, издавна сложившиеся и используемые на практике формы физкультурно-спортивной и

физкультурно-образовательной работы студенческой молодёжи уже не отвечают современным требованиям.

Процесс актуализации потенциала самовоспитания бакалавра в системе средств физической культуры выявил: молодёжь, участвующая в деятельности разных общественных отделений и организаций по разработанной нами и апробированный методике,

характеризуется более высокими показателями приобщения к

поликультурному взаимодействию с другими. Студент обладает более развитой способностью к самовоспитанию, осознанию себя как меняющейся личности в ситуациях коммуникации, что обеспечивает ему успех в современном социуме.

Литература

1. Бальсевич, В. К. Феномен физической активности человека как социально-биологическая проблема / В. К. Бальсевич // Вопросы философии. - 1986. - № 4. - С. 78-89.

2. Байгильдин, Р. М. Методологические аспекты / Р. М. Байгильдин // Вестник Баш. гос. унта. - 2010. - № 3 (том 15). - С. 160-162.

3. Быков, В. С. Теоретико-методологические основы физического самовоспитания школьников (региональный опыт) / В. С. Быков. - Челябинск : Фотохудожник, 1999. - 212 с.

4. Беляев, В. С. Актуальные проблемы физкультурного образования школьников / В. С. Беляев, А. С. Локутина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2015. - № 5. - С. 22-24.

5. Горина, М. С. Мотивационный аспект обучения и воспитания школьников на уроках физической культуры : метод. пособие / М. С. Горина. - Челябинск : УралГУФК, 2006. - 48 с.

6. Едышев Д.В. Условия повышения эффективности культурно-досуговой деятельности студентов / Д.В. Едышев, А.В. Назаренко // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - №1(36). - С. 38-45. DOI: 10.14526/01_1111_27. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=25373009.

7. Едышев Д.В. Моделирование управления культурно-досуговой деятельностью студентов педагогического вуза / Д.В. Едышев // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - №1(36). - С. 46-52. DOI: 10.14526/01_1111_28. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=25373010.

8. Интеграция высшего профессионального образования в сфере физической культуры : монография / Отв. редактор А. Я. Найн. -Челябинск : УралГУФК, 2008. - 380 с.

9. Игнатова, В. В. Стратегические условия актуализации профессионально-этического потенциала студента / В. В. Игнатова, Т. В. Шендель // Фундаментальные исследования. -2012. - № 3. - С. 29-31.

10. Коновалова, Л. И. Актуализация и самоактуализация творческих способностей учащихся / Л. И. Коновалова // Ученые записки. Электрон. науч. журнал Курского гос. ун-та. - 2014. - № 3 (31). - С. 145-150.

11. Меретукова, З. К. Полифункциональная сущность актуализации знаний учащихся /3. К. Меретукова // Известия Волгоградского гос. пед. ун-та. - 2012. - №10. - С. 60-63.

12. Найн, Ан. А. Нетрадиционные подходы к оздоровлению детей и под- ростков : учеб.-метод. пособие / Ан. А. Найн. - Челябинск : УралГУФК, 2008. - 76 с.

13. Педагогическая наука и образование : тематический сб. науч. тр. / Отв. редактор А. Я. Найн. - Челябинск : УралГУФК, 2012. - Вып. 12. -298 с.

14. Современная модель физкультурного образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http//mon.gov.ru/files/materials/4674/avgust08.doc.

15. Спирин, В. К Организационно -методические условия эффективного построения

уроков физической культуры в рамках традиционной системы физического воспитания / В. К Спирин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 6. - С. 11-14.

16. Сулейменова, Ж. Б. Педагогические ценности и ценностные отношения как содержание воспитательного процесса в вузе / Ж. Б. Сулейменова. - Вестник Алтая : Барнаул : Алтайск. гос. техн. ун-т., 2007. - С. 301-303.

17. Столяров, В. И. Переход с эмпирического на теоретический уровень научного анализа как методологическая основа проектирования программ физической культуры, спорта и олимпизма / В И. Столяров // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2015. - № 5. - С. 3-4.

18. Туманов, С. М. Физическая культура как основа физического воспитания школьника : материалы науч. -метод. конф / С. М. Туманов // Развитие физической культуры в регионе. -Магнитогорск : МаГУ, 2010. - С. 71-75.

19. Шамсутдинов, М. А. Методика физической подготовки допризывной молодежи в условиях общеобразовательной школы : автореф. дис. ... канд. пед. наук / М. А. Шамсутдинов. -Челябинск, 2008. - 21 с.

20. Юдин, А. С. Эффективность различных вариантов организации и содержания физического воспитания студентов в вузе : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. С. Юдин. - СПб, 2009. - 21 с.

21. Философский энциклопедический словарь. - М. : ИНФРА, - 2002. - 468 с.

References

1. Balsevich. V. K. Fenomen fizicheskoi aktivnosti cheloveka kak social'no-biologicheskaya problema [The phenomenon of physical activity as a socio-biological problem], The problems of philosophy, 1986, No. 4, pp. 78-89.

2. Baigildin R. M. Metodologicheskie aspekty [Methodological aspects], Bulletin Of The Bash. state University], 2010, No. 3 (volume 15), pp. 160-162.

3. Bykov V. S. Teoretiko-metodologicheskie osnovy fizicheskogo samovospitaniya chkol'nikov (regional'nyi opyt) [Theoretical and methodological foundations of physical upbringing of schoolchildren (regional experience)], Chelyabinsk : the Photographer, 1999, 212 p.

4. Belyaev V. S., Lokutina A. S. Aktual'nye problemy fizkul'turnogo obrazovaniya chkol'nikov [Actual problems of physical education of schoolchildren], Physical culture: upbringing, education, training, 2015, No. 5, pp. 22-24.

5. Gorina, M. S. Motivacionnyi aspect obucheniya i vospitaniyachkol'nikov na urokah fizicheskoi kul'tury [The motivational aspect of the training and education of schoolchildren on the lessons of physical culture], Chelyabinsk : Uralgufk, 2006, 48 p.

6. Edyshev D.V., Nazarenko A.V. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2015, No.1(36),

pp. 38-45. DOI: 10.14526/01_1111_27. http ://elibrarv.ru/item. asp?id=25373009.

7. Edyshev D.V. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2015, No.1(36), pp. 46-52. DOI: 10.14526/01_1111_28. http://elibrarv.ru/item.asp?id=25373010.

8. Nayn, A. Y. Integraciya vyschego professional'nogo obrazovaniya v sfere fizicheskoi kul'tury [Integration of higher professional education], Chelyabinsk : Uralgufk, 2008, 380 p. 7.

9. Ignatova V. V., Myra Shendel T. V. Strategicheskie usloviya aktualizacii professional'no-eticheskogo potenciala studenta [Strategic conditions of actualization of professional-ethic potential of the student], Fundamental research, 2012, No. 3, pp. 2931.

10. Konovalova L. I. Aktualizaciya I samoaktualizaciya tvorcheskih sposobnostei uchach'ihsya [The actualization and actualization of creative abilities of pupils], Scientists Zapiski. Electron. Scientific. journal of the Kursk state University Bulletin, 2014, No. 3 (31), pp. 145-150.

11. Meretukova Z. K. Polifunkcional'naya such 'nost' aktualizacii znanii uchach 'ihsya [The multifunctional nature of actualization of students ' knowledge], News of the Volgograd state pedagogical. University, 2012, No. 10, pp. 60-63.

12. Nine An. A. Netradicionnye podhody k ozdorovleniyu detei I podrostkov [Non-traditional approaches to the treatment of children and adolescents], Chelyabinsk : Uralgufk, 2008, 76 p.

13. Nayn, A. Y. Pedagogicheskaya nauka I obrazovanie [Pedagogical science and education], Chelyabinsk : Uralgufk, 2008, Vol. 12, 298 p.

14. Sovremennaja model' fizkul'turnogo obrazovanija, orientirovannaja na reshenie zadach innovacionnogo razvitija jekonomiki [The modern model of physical education, oriented on solving problems of innovative development of economy] Electronic resource, Access mode : http//mon.gov.ru/files/materials/4674/avgust08.doc.

15. Spirin V. K. Organizacionno-metodicheskie uslovija jeffektivnogo postroenija urokov fizicheskoj kul'tury v ramkah tradicionnoj sistemy fizicheskogo vospitanija [Organizational and methodical conditions for effective construction of lessons of physical culture within the traditional system of physical training], Physical culture : upbringing, education, training, 2008, No. 6., pp. 11-14.

16. Suleimenov J. B. Pedagogicheskie cennosti i cennostnye otnoshenija kak soderzhanie vospitatel'nogo processa v VUZe [Pedagogical value and value relationships as the content of educational process in high school], Bulletin Of The Altai Region, Barnaul : Altaisk. state technical. University, 2007, pp. 301-303.

17. Stolyarov V. I. Perehod s jempiricheskogo na teoreticheskij uroven' nauchnogo analiza kak metodologicheskaja osnova proektirovanija programm

fizicheskoj kul'tury, sporta i olimpizma [The transition from the empirical to the theoretical level of scientific analysis as a methodological basis for the design of programs of physical culture, sport and Olympism], Physical culture : upbringing, education, training, 2015, No. 5., pp. 3-4.

18. Tumanov S. M. Fizicheskaya kul'tura kak osnova fizicheskogo vospitaniya chkol'nika [Physical culture as the basis of physical education student], Development of physical culture in the region, Magnitogorsk : Magnitogorsk state University, 2010, pp. 71-75.

19. Shamsutdinov M. A. Metodika fizicheskoj podgotovki doprizyvnoj molodezhi v uslovijah obshheobrazovatel'noj shkoly [Methods of physical

training pre-conscription youth in secondary school], Chelyabinsk, 2008, 21 p.

20. Yudin A. S. Jeffektivnost' razlichnyh variantov organizacii i soderzhanija fizicheskogo vospitanija studentov v vuze [Efficiency of different variants of organization and content of physical education students in high school], St. Petersburg, 2009, 21 p.

21. Filosofskij jenciklopedicheskij slovar' [Encyclopedic dictionary of philosophy], Moscow : INFRA,

2002, 468 p.

Статья поступила в редакцию: 19.03.2016 г.

Логинов Виктор Викторович - кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления физической культурой, докторант Уральский государственный университет физической культуры, 454091, Уральский федеральный округ, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, д. 1

Селютина Наталья Алексеевна - преподаватель кафедры управления физической культуры Уральский государственный университет физической культуры, 454091, Уральский федеральный округ, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, д. 1 Вегера Ольга Андреевна - аспирант кафедры педагогики Уральский государственный университет физической культуры, 454091, Уральский федеральный округ, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, д. 1

Хрисанфова Нателья Викторовна - аспирант кафедры безопасности жизнедеятельности Уральский государственный университет физической культуры, 454091, Уральский федеральный округ, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, д. 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.