Научная статья на тему 'Активные методы обучения в начальной школе'

Активные методы обучения в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3898
422
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ / УРОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахтямова Г.С.

В статье рассмотрены основные цели использования активных методов обучения в курсе начальной школы. Определены содержание понятий «активные методы обучения» и «принцип активности». Автор акцентирует внимание на необходимости активного внедрения методов, а проведенные им анализ и сделанные выводы доказывают целесообразность данного мнения. Автором в работе предложены пути повышения качества и эффективности подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахтямова Г.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Активные методы обучения в начальной школе»

14. Макаровский Д.А. Управление и манипуляция: границы тождества и различия // Credo new. 2008. № 3. С. 8.

15. Михайлова Е.И., Чоросова О.М., Герасимова Р.Е., Макаренко Т.А., Залуцкая С.Ю., Панина С.В., Осипова О.П., Соловьева Н.М., Винокурова О.Е., Голиков А.И., Находкин В.В., Волчок Т.И., Аммосов С.П., Соломонова Г.С., Шамаева В.С., Белоцерковская Н.В., Харитонова М.Н., Никулина Л.П., Хомподоева М.В. Качественное дополнительное профессиональное образование взрослых как социальная ответственность федерального университета. - Якутск, 2015. - 454 с.

16. Попов А.В., Солонский К.Ю., Гнатюк М.А., Блошко В.В. Управленческая деятельность руководителя деловой организации: теоретические аспекты исследования // Социально-гуманитарные знания. 2016. № 12-2. С. 48-55.

17. Просвиркин Н.Ю. Экономико-математическая многокритериальная модель управления материальными потоками в сетевых интегрированных структурах // Управление большими системами: сборник трудов. 2010. № 30-1. С. 743-757.

18. Сорокожердьев В.В., Пименов Г.Г., Рубин А.Г. Проблемы и механизмы осуществления государственной экономической политики в современных условиях // В книге: Перспективы и ограничения устойчивого социохозяйственного развития России. - Москва, Краснодар, 2016. С. 41 -67.

19. Сычева И.Н. Занятость как фактор трансформации социальной структуры региона. -Барнаул, 1998. - 160 с.

20. Shashkova A.V. Financial & legal aspects of doing business in Russia. - Москва, 2011. - 256 с.

УДК 37.02

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Ахтямова Г. С., 2017 Казанский (Приволжский) федеральный университет, студент 3 курса, Казань

Аннотация: в статье рассмотрены основные цели использования активных методов обучения в курсе начальной школы. Определены содержание понятий «активные методы обучения» и «принцип активности». Автор акцентирует внимание на необходимости активного внедрения методов, а проведенные им анализ и сделанные выводы доказывают целесообразность данного мнения. Автором в работе предложены пути повышения качества и эффективности подготовки.

Ключевые слова: активные методы обучения, принцип активности, урок.

ACTIVE TEACHING METHODS IN THE PRIMARY SCHOOL

Akhtyamova G. S., 2017 Kazan Federal University, student, Kazan

Abstract: the article reviewed the main objectives of the use of active teaching methods in the primary school course. The content of the concept «active teaching methods» and «principle of activity» are defined. The author focuses attention on the need for active implementation of methods and the analysis and conclusions drawn by him prove the usefulness of this opinion. The author suggested ways to improve the quality and effectiveness of training.

Key words: active teaching methods, principle of activity, lesson.

В последнее время преподаватели общеобразовательных учреждений все чаще задумываются над вопросом: как же сделать урок содержательным, направленным на познавательную активность школьников и в то же время интересным, поучительным и разнообразным по форме проведения. Решить данную проблему можно, если начать применять на занятиях активные формы и методы обучения.

Проанализировав мнения педагогов, психологов, ученых важно отметить, что активные методы обучения - педагогические технологии, которые позволяют развить у школьника инициативность,

стимулировать самостоятельную деятельность обучающихся, формировать творческую личность познавательную активность детей.

Проведя анализ психологических подходов к определению понятия «АМО», можно выделить компоненты в его структуре:

• игровые, интерактивные, исследовательские, коммуникативные технологии;

• технология проблемного, проектного обучения;

• технология языкового обучения иноязычной культуре;

• деловые игры;

• тренинги.

Активные методы обучения следует использовать в учебном процессе для решения следующих задач: развивать интерес к изучаемому предмету, самостоятельность в рассуждениях; учить учащихся анализировать личные познавательные и практические действия; активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

На основе проведенного анализа педагогических методов можно сформулировать принцип активности, который заключается в том, что ребенок активно целенаправленно воспринимает изучаемые явления, их осмысливает, перерабатывает и применяет и принцип индивидуальности - учет возрастных индивидуальных особенностей.

Для получения эффективных результатов в решении задач педагогу начальной школы важно правильно подбирать данные методы, соблюдая ряд критериев. Во-первых, необходимо проанализировать цели и задачи, затем нужно проверить соответствуют ли методы возрастным особенностям детей. Следующее, что важно сделать преподавателю - это изучить условия (освещение, компьютерное оснащение) и время (возможно ли уложиться в 45 минут, если использовать данный метод). Во-вторых, при отборе материала также важно учесть принципы обучения и собственные возможности (опыт в проведении подобных мероприятий, личностные качества, желание и уровень профессионального мастерства).

Учителю важно знать отличительные черты формы обучения, ведь только тогда возможно правильно применять данный метод в учебно-воспитательном процессе. Одним из характерных черт является:

• направленность на игру

• сочетание разнообразных форм воспитания: индивидуальной, групповой, парной

• максимальная интеллектуальная, личностная, социальная активность на занятии

• развитие творческих, коммуникативных навыков

• учет дидактических принципов, психологических особенностей, уровня образования школьников

• интерактивность

• постоянное движение, общение детей

• высокий уровень эмоциональности

Активные методы обучения можно использовать на каждом этапе урока либо частично в зависимости от постановки целей и задач воспитания.

В начале занятия важно преподавателю активизировать внимание учащихся, задать нужный темп и заинтересовать детей новой темой. Методы «Поиграй со мной», «Улыбнись, ведь жизнь прекрасна», «Давай дружить» направлены на решение данных задач.

Для выяснения настроения, эмоционального состояния детей в начале и в конце урока можно проводить следующие игры: «Солнышко, облачко и тучка», «Веселая радуга». Главным преимуществом данных игр является наглядность, подача материала в интересной форме, содержательность, эмоциональность детей.

С помощью упражнения «Возьми меня» преподаватель может решить сразу несколько задач»:

• подвести ребят к изучению новой темы

• исходя из условий игры, вместе с ребятами определить цели и задачи

• создание благоприятной обстановки для развития индивидуальных качеств, творческих способностей

• увеличение учебной мотивации и активности

Обобщить материал по ранее изученной теме возможно благодаря применению таких методов как: «Необходимые вещи», «Необычный подарок». Проводится он следующим образом: на доске размещаются картинки с изображениями предметов или цифр. Если проводится урок математики, то каждый ученик подходит к доске, произносит фразу: «Я покупаю (три яблока)потому, что эта картинка удовлетворяет решение задачи». Если же урок русского языка, то ответ будет следующим: «Я покупаю (зайчика) потому, что слово, обозначающее этот предмет, отвечает на вопрос кто?» Ученик, правильно задавший вопрос, забирает картинку [1].

Упражнение «Подбери и запомни», которое преимущественно можно применять на уроках математики позволит детям запомнить материал изученной темы, самостоятельно прийти к каким -то выводам, научиться рассуждать, думать, анализировать собственные действия.

Для того чтобы выявить уровень удовлетворенности собственным результатом на занятии учащимися следует проводить такие игры как: «Мешок желаний», «Помощь друга». Они позволяют оценить значимость темы урока для детей, эффективность и правильность выдвинутых целей и задач [2].

Таким образом, нами были проанализированы различные методы, их результативность и эффективность применения активных методов и форм обучения на занятиях в начальной школе.

Список литературы:

1. Симонова Е. С. Методы на занятиях в школе // Школьный вестник. 2014. Т.9. №5. С.49-51.

2.Трофимова С. К. Познавательные занятия в начальной школе // Начальная школа. 2012. №9. С. 121-124.

УДК 377

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПОРТФОЛИО В ОРЛОВСКОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ УЧИЛИЩЕ

Панков В. В., 2017

БПОУ ОО «Орловское художественное училище имени Г.Г. Мясоедова», заведующий предметно-цикловой комиссией композиции специальности дизайн. Орел. Подаваленко Е. В., 2017

БПОУ ОО «Орловское художественное училище имени Г.Г. Мясоедова», заместитель директора по методической работе и инновационным технологиям. Орел.

Аннотация: в статье освещен опыт внедрения в учебный процесс специальности дизайн педагогической технологии портфолио (портфолио работ студента) в БПОУ ОО "Орловское художественное училище имени Г. Г. Мясоедова", представлены сведения о результатах введения задания портфолио в учебный процесс специальности дизайн в течение 4 лет преподавателями дисциплины типографика. Материал сопровождается информацией об источниках, на основе которых строилась методика преподавания задания и лекционный материал для создания студенческих семестровых и дипломных портфолио. Статья иллюстрирована работами студентов училища.

Ключевые слова: портфолио, педагогическая технология, среднее профессиональное образование, дизайн, типографика, художественное училище

EXPERIENCE IN THE IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL TECHNOLOGY PORTFOLIO

AT OREL ART COLLEGE

Pankow. V., 2017 BPOU OO "in Orel art school named after G. G. Myasoedov," the head of the subject-cyclic Commission of the specialty of the design of the composition. Orel. Podavalenko, E. V., 2017 BPOU OO "in Orel art school named after G. G. Myasoedov," the Deputy Director on methodical work and innovative technologies. Orel.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.