Научная статья на тему 'Активные формы и методы обучения в образовательном процессе высшей школы Чехии и Словакии'

Активные формы и методы обучения в образовательном процессе высшей школы Чехии и Словакии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
588
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ПРОЕКТОВ / КООПЕРАТИВНОЕ / ВИРТУАЛЬНОЕ И ПРОЕКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОМУНИКАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ЧЕХИЯ / СЛОВАКИЯ / PROJECT METHOD / COOPERATIVE LEARNING / INFORMATION AND COMMUNICATION MEDIUM OF INSTRUCTION / CZECH REPUBLIC / SLOVAKIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Товканец Анна Васильевна

Рассматриваются вопросы внедрения активных форм и методов обучения студентов в современном учебно-воспитательном процессе высших учебных заведений Чехии и Словакии. Основное внимание привлечено к виртуальному, проективному и кооперативному обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Active Forms and Methods of Training in Educational Process of Czech Republic and Slovakia’s Higher Education

The implementation of active forms and methods of training students in modern educational process of higher educational institutions in Czech Republic and Slovakia is considered. The main attention is drawn to the virtual projective and cooperative learning.

Текст научной работы на тему «Активные формы и методы обучения в образовательном процессе высшей школы Чехии и Словакии»

5. Говлет М., Рамеш М. Дослідження державної політики: цикли та підсистеми політики / пер. з англ. О. Рябова. Львів, 2004.

6. Hogwood Brian W., Gunn Lewis A. Policy Analysis for the Real World. Oxford, 1984.

7. Пал Леслі А. Аналіз державної політики / пер. з англ. І. Дзюб. К., 1999.

8. Об охране детства: Закон Украины от 26 апр. 2001 г. № 2402-III (в ред. от 1 янв. 2013 г.). URL: http:// zakon2.rada.gov.ua/laws/show/2402-14

9. Конвенция ООН о правах ребенка от 20 нояб. 1989 г. URL: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/ show/995_021

10. Социологический энциклопедический словарь / ред.-коор. акад. РАН Г.В. Осипов. М., 2000.

11. Об органах и службах по делам детей и специальных учреждениях для детей: Закон Украины от 24 янв. 1995 г. № 20/95-ВР (в ред. от 1 янв. 2013 г.). URL: http://zakon2.rada.gov.ua/ laws/show/20/95-вр

12. Бакуменко В.Д., Руденко О.М. Методологічні аспекти аналізу суб’єктів державного управління // Науковий вісник Академії муніципального управління: зб. наук. праць. К., 2009. Вип. 1. С. 6-18.

13. Тертичка В.В. Державна політика: аналіз і впровадження в Україні: дис. ... д-ра держ. упр.: 25.00.01 «Теорія та історія державного управління». К., 2004.

G.V. Tovkanets

Active Forms and Methods

of Training in Educational

Process of Czech Republic

and Slovakia’s Higher Education

The implementation of active forms and methods of training students in modern educational process of higher educational institutions in Czech Republic and Slovakia is considered. The main attention is drawn to the virtual projective and cooperative learning.

Key words and word-combinations: project method, cooperative learning, information and communication medium of instruction, Czech Republic, Slovakia.

Рассматриваются вопросы внедрения активных форм и методов обучения студентов в современном учебно-воспитательном процессе высших учебных заведений Чехии и Словакии. Основное внимание привлечено к виртуальному, проективному и кооперативному обучению.

Ключевые слова и словосочетания: метод проектов, кооперативное, виртуальное и проективное обучение, информационно-комуникационные средства обучения, Чехия, Словакия.

УДК 371.3(437)

ББК 74.202(4Чех)+(4Сло)

А.В. Товканец

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ЧЕХИИ И СЛОВАКИИ

современном образовательном процессе высшей школы назрела необходимость формирования системы многосторонней коммуникации, призванной способствовать быстрому включению студентов в профессиональную учебно-познавательную и учебно-производственную деятельность без длительного «вживания» в работу, поддерживая деятельность на необходимом уровне активности.

Исследование данной проблемы проводилось нами на основе анализа специальной и

2013 • ВЕСТНИК ПАГС 3 3

научно-педагогической литературы и в процессе непосредственного изучения учебно-воспитательного процесса в высших учебных заведениях Чехии и Словакии.

Формированию у студентов положительного мотива к обучению способствуют активные формы и методы обучения, дающие возможность студенту самостоятельно определять ближайшие и конечные цели обучения, теоретическую и практическую значимость знаний и профессиональную направленность учебного материала.

Рассмотрим подробнее активные формы и средства обучения в высшей школе Чехии и Словакии, способствующие активизации мыслительной деятельности, выделив среди них интерактивное, кооперативное, проективное, открытое и виртуальное обучение.

Интерактивное обучение рассматривается как стратегия университетского образования, целью которого является интеллектуальная автономность студента при развитой социальной компетентности, что определяется многими современными университетами как миссии [1; 2]. В интерактивном обучении предполагается смещение акцента с деятельности преподавателя на деятельность студента.

В таких условиях происходит переоценка задач преподавателя и студента, в связи с чем в европейской, в том числе чешской и словацкой, образовательной системе основное внимание направлено на совершенствование деятельности преподавателя.

В Чехии согласно поправке к Закону о высшем образовании № 147/2001 с целью обеспечения непрерывного обучения в рамках аккредитованых програм разрешается проходить обучение дистанционно. Формированием курсов в области дистанционного обучения занимается Национальный центр дистанционного обучения Чехии, где разработаны специальные справочники, рекомендации для студентов высших учебных заведений с обоснованием алгоритма действий по усвоению курса в условиях дистанционного обучения [3].

Организацию участия студента в образовательном процессе можно представить с помощью модели, предложенной американскими исследователями Ч. Бону-еллом и Т. Сазерленд [4]. Они выстраивают стратегию интерактивного обучения, а если точнее - стратегию активного обучения, в которой студент становится активным участником процесса присвоения знаний и конструирует свое знание.

Стратегия активного обучения является некоторым непрерывным множеством способов организации активной учебной деятельности студентов. В этом множестве, исходя из некоторых факторов, выбираются задачи, адекватно способствующие более активному участию студентов в учебной деятельности.

Выбор сложности задачи в непрерывном множестве интерактивного обучения зависит от трех факторов - цели, которую ставит преподаватель в курсе; опыта преподавателя по организации взаимодействия в аудитории; уровня опыта студентов [4, с. 52-54]. По нашему мнению, в таких случаях успешность учебной деятельности будет зависеть от умения преподавателя активизировать на основе психолого-педагогического анализа индивидуальные особенности личности студентов.

Кооперативное обучение является одним из способов реализации интерактивного обучения, во многих моделях которого заложены конструктивистские подходы. Потенциально кооперативное обучение предполагает достижение

3 4

2013 • ВЕСТНИК ПАГС

интеллектуальной автономности человека и возможности развития социальной компетентности. Происходит это за счет взаимодействия пяти основных компонентов [2, с. 94-95] - положительной взаимозависимости; структурированной индивидуальной ответственности; обеспечения стимулирования студентами успехов друг друга; обучения студентов необходимым социальным навыкам и обеспечения их использования; создания условий для включения студентов в групповой процесс (определение способов совершенствования используемых студентами процессов обучения).

По мнению П. Шевчука и П. Фенриха [5], хорошо запланированое интерактивное обучение должно готовиться как совокупность нескольких этапов: определение потребностей адресатов в обучении, установление целей обучения, создание концепции обучения, подбор адекватных методов обучения. Важными условиями выступают компетентность преподавателей, наличие учебного помещения, технических средств обучения, методических, учебных и информационных материалов, учебной программы [5, с. 43-56].

Проективное обучение - это определенные сложные практические задачи (тематический набор), которые необходимо решать как теоретическими, так и практическими методами деятельности, что приводит к формированию адекватного образовательного продукта. Чешские ученые считают, что нельзя абсолютизировать метод проектов. Они подчеркивают, что обучение не может быть построено только на основе ограниченного опыта студентов или для создания проектов в оппозиции к обучению как регулярному и систематическому курсу, потому что студент должен свои знания, навыки и опыт синтезировать и ввести в контекст реальных ситуаций, а это возможно только в рамках системного обучения [6, с. 81; 7, с. 10-15].

Так, чешский педагог И. Проух отмечает, что в процессе проективного обучения студенты учатся обрабатывать определенные проекты на основе экспериментов прагматической педагогики и принципа инструментализма. Такой метод, по мнению И. Проуха, поддерживает мотивацию студентов и коллективную форму обучения. Проекты могут осуществляться в форме интегративных тем, практических задач из реальной жизни, что формирует новый образовательный визуальный или словесный продукт [8, с. 232].

Дизайн способа организации учебного материала при проективном обучении может быть представлен в виде серии проектов или частей обучения. Студенты работают над реализацией конкретного проекта, а сам проект в целом становится средством достижения цели обучения. Каждый проект состоит из количества вопросов или проблем, стимулирующих студентов приобретать навыки предпринимательской деятельности [8, с. 6]. «Метод проектов является конкретным типом учебных задач, в которых студенты должны выработать цель и направления своей деятельности. Это задача, которая требует инициативы, творчества и организационных способностей, а также ответственности за решение проблем, связанных с данной темой» [9, с. 49].

Преимуществом проектной деятельности следует считать умения, которые приобретают студенты, а именно: планировать свою работу, предварительно просчитывая возможные результаты; использовать множество источников ин-

2013 • ВЕСТНИК ПАГС 3 5

формации, самостоятельно собирать и накапливать материал; анализировать, сопоставлять факты, аргументировать свое мнение; принимать решения; устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом); создавать «конечный продукт» - материальный носитель проектной деятельности (доклад, реферат, фильм, календарь, журнал, проспект, сценарий); готовить цикл занятий по темам, которые заинтересовали бы студентов; представлять созданное перед аудиторией; оценивать себя и других.

Метод открытого обучения [10, с. 93] - это комплекс методов обучения, симбиоз методов, организационных структур и идеологического проекта, который направлен на сокращение растущего разрыва между образовательными учреждениями и обществом. Функция педагога из контролирующей становится регулирующей. Студент готовит еженедельный план работы, согласованный с преподавателем, где указывается учебная деятельность, которая должна осуществляться им в течение строго определенного времени, и учебная деятельность в так называемое свободное время (свободный труд). Акцент также делается на развитие социальных отношений в студенческой группе и формирование коллективистских навыков. Важную роль играет система взаимного общения.

Особенностями открытого обучения являются активность и самостоятельность студентов, открытость к обучению, сердечность и сотрудничество между различными субъектами, искренность и сердечность студенческой среды (семья, община), неформальное плодотворное сотрудничество.

Современное общество все больше приобретает черты информационного. При этом информационное общество требует нового, более качественного уровня образования и новых методов его предоставления. Эти требования обусловлены большим привлечением людей в процессы, где требуется высокий уровень специального образования, а также постоянной потребностью в переквалификации специалистов, поскольку технологии развиваются стремительно.

Виртуальное образование [11, с. 11-12] - это трансформация внутренних качеств реальных субъектов (студента, преподавателя), происходящая в результате их совместного взаимодействия (виртуального учебного процесса)

По степени использования систем виртуального образования в Чехии и Словакии можно выделить три направления:

1. Учебные заведения, вся работа которых строится исключительно на Интернет-технологиях. Через Всемирную сеть осуществляется все: выбор учебного курса, его оплата, проведение занятий со студентами, предложение контрольных заданий и их проверка, а также составление промежуточных и итоговых экзаменов. Такие учебные центры называются виртуальными университетами, но их пока не так много. Это направление только начинает активно внедряться, однако преимущества его использования бесспорны (Виртуальный факультет в Техническом университете в Остраве, Виртуальный университет третьего века в Чехии, с более 400 образовательными программами; Дубницкий технологический институт в Словакии).

2. Наиболее многочисленное направление составляют учебные заведения, сочетающие различные традиционные формы и дистанционное обучение с технологическими Интернет-новациями. Например, некоторые высшие учеб-

3 6 2013 • ВЕСТНИК ПАГС

ные заведения часть своих программных курсов переводят в виртуальную форму: в частности, создают лингафонные классы для обучения иностранным языкам без преподавателя. В свою очередь, центры дистанционного обучения, хотя и опираются на Интернет-технологии, в то же время не отказываются от практики проведения очных экзаменационных сессий. В любом случае компьютеризированным будет только часть процесса.

3. Учебные центры, для которых Интернет служит лишь внутренней коммуникационной средой. Они могут создавать для себя сайты-визитки, на которых размещают информацию об учебных программах (планах), семинарах, расписание студенческих занятий, университетские новости, фотографии и виртуальные экскурсии, а также библиотечные каталоги. По сути, это всего лишь реклама традиционных высших учебных заведений, которая сама по себе не несет никакой образовательной нагрузки.

Таким образом, в результате исследования можно сделать выводы, что активные формы и методы в учреждениях высшей школы Чехии и Словакии направлены на организацию многосторонней коммуникации в учебной деятельности и формирование самостоятельности студента, что способствует совершенствованию профессиональной и социальной компетенции. Наиболее продуктивным на современном этапе является использование дистанционного обучения и виртуальных технологий, обеспечивающих доступность качественного образования и развитие его инновационного характера.

Библиографический список

1. Бар Р.Б., Таг Д. От обучения к учению - новая парадигма высшего образования / пер. с англ. Р. Е. Гайлевича // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Минск, 2GG1. С. 13-39.

2. Джонсон Д.В., Джонсон Р.Т., Смит К.А. Кооперативное обучение возвращается в колледж / пер. с англ. Л.Г. Кирилюк // Университетское образование от эффективного преподавания к эффективному учению. Минск, 2GG1. С. S7-1G7.

3. Ffirucka E-studenta pro vy^r a uzitecnou komunikaci s E-ucitelem. Narodnf centrum distancniho vzdёlavan^ [Электронный ресурс]. URL: http://www.nicm.cz/narodni-centrum-distancniho-vzdelavani-G

4. Бонуэлл Ч.К., Сазерленд Т.Е. Непрерывность активного обучения: выбор видов деятельности для активизации учебной работы студентов в аудитории / пер. с англ. Л.Г. Кирилюк // Университетское образование от эффективного преподавания к эффективному учению. Минск, 2GG1. С. 47-66.

5. Інтерактивні методи навчання: навч. посібник / за заг. ред. П. Шевчука і П. Фенриха. Щецін, 2GG5.

6. Dvordkovd M. Projektovё vyucovanf v Ceskё skole. Fraha, 2GG9.

7. Domischovd I. Brainstorming ve vyuce. In Trendy ve vzdёlavan^ 2G1G. Informacnf technologie a technickё vzdёlavan^. Olomouc, 2G1G. S. 5G-54.

S. Pmcha J., Walterovd E., Mares J. Fedagogicky slovnik. 3. rozsifeM vydanf. Fraha, 2GG3.

9. Kasikovd H. Kooperativnf ucenf, kooperativnf skola. Fraha, 2GGG.

1G. Badegruber B. OtevfeM ucenf ve 28 krocfch. Fraha, 1994.

11. Hrubd Jana. Interuniverzitnf studium v prostfedi LMS MOODLE na Ekonomickё faku№ VSB-TUO. UNIFOS 2GG9, Zbonfk abstraktov z medzinarodnej konferencie, Slovenska pol’nohospodarska univerzita v Nitre, 2GG9. S. 21-22.

2013 • ВЕСТНИК ПАГС 3 7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.