ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ, ЗАМЕТКИ
АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТА И СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
АВДЕЕВА Елена Александровна - д-р филос. наук, зав. кафедрой педагогики и психологии, Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, Красноярск, Россия. E-mail: [email protected]
ДРОЗДОВА Ирина Александровна - канд. пед. наук, доцент, Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, Красноярск, Россия. E-mail: [email protected]
АннотацияВ статье рассмотрены образовательные технологии, которые целесообразно использовать в учебном процессе высшей школы: активизация деятельности обучающихся на основе схемных и знаковых моделей, блочно-модульная подача материала, укрупнение дидактических единиц, информационные технологии обучения, майнд-менеджмент. Они позволяют анализировать любой объём информации, быстро принимать взвешенные решения для достижения поставленной цели, презентовать результат просто и наглядно.
Ключевые слова: технологии активизации и интенсификации деятельности, схемные и знаковые модели, блочно-модульная подача материала, укрупнение дидактических единиц, майнд-менеджмент
Для цитирования: Авдеева Е.А., Дроздова И.А. Активность студента и современные педагогические технологии в образовательном процессе высшей школы // Высшее образование в России. 2016. №1 (197). С. 155-157.
Повысить качество образования и сформировать у студентов компетенции, заявленные в стандарте, позволяют современные образовательные технологии. Рассмотрим некоторые из них.
Технология блочно-модульного обучения. Это метод обучения, при котором содержание учебного материала организовано в рамках модулей (крупных блоков). Модуль —логически завершенная часть содержания учебного материала, требующая изучения за конкретный промежуток времени. Использование блочно-модульной схемы обучения позволяет студентам достаточно быстро осваивать содержание учебного материала, а преподавателям — его корректировать, оценивая деятельность студентов, их умения самостоятельно получать новые знания и формировать компетенции. При данной технологии обучения обучающийся выступает как активный субъект своей деятельности, осуществляющий самостоятельно все ее этапы: це-
леполагание, планирование, реализацию, рефлексию. Меняется характер деятельности педагога: вместо информационно-контролирующей она становится консультативно-координирующей. Планирование системы учебных занятий крупными блоками позволяет логически выстроить процесс обучения, отобрать материал, который должен быть отражен в результатах обучения. При этом требуется: четко спланированная организация всего учебного процесса; постановка целей и задач обучения для всего блока; сочетание различных методов обучения (словесных, наглядных); погружение обучающихся в различные виды деятельности (аналитическую, исследовательскую, проектную, экспертную и др.); внешний (экспертный) контроль и самоконтроль. Результатом блочно-модуль-ного обучения могут служить образовательные кластеры, выполненные в виде схем и таблиц.
Используя технологию укрупнения ди-
156
Высшее образование в России • № 1, 2016
дактических единиц [1], можно добиться улучшения качественных показателей обучения за счет значительной экономии учебного времени. Под укрупненной дидактической единицей понимается часть учебного процесса, состоящая из логически различных элементов, обладающих в то же время информационной целостностью. Для укрупненной дидактической единицы характерны такие качества, как системность, целостность, устойчивость во времени. Анализ опыта обучения на основе данной технологии (по математике и другим дисциплинам) показал, что основной формой упражнения должно стать многокомпонентное задание, состоящее из нескольких логически разнородных, но психологически объединенных в некоторую целостность частей. Особенность работы над многокомпонентным заданием заключается в том, что все его составные части по возможности выполняются в определенной последовательности на одном занятии. Необходимость учета пространственно-временного совмещения при использовании данной технологии имеет психологическое обоснование.
Применение новых информационных технологий в обучении предполагает изменение содержания, методов и организационных форм образования. Компьютерные технологии позволяют не только отрабатывать и контролировать усвоение лекционного материала в ходе выполнения практических и лабораторных работ, но и создавать собственные проекты. Они индивидуализируют процесс обучения, увеличивают скорость и качество усвоения учебного материала, позволяют имитировать участие в процессах, происходящих на экране монитора. Данная технология как средство бесконтактного информационного взаимодействия, реализуемого с помощью уже существующих мультимедиа-
средств, создает иллюзию непосредственного участия и позволяет дистанционно в реальном времени управлять объектами и процессами [2].
Использование в образовании технологии майнд-менеджмента позволяет работать с информацией в понятном и наглядном виде (интеллект-карты), эффективно решать нестандартные задачи, экономить время освоения учебного материала за счет правильно структурированной информации, содержащей в себе рисунки, схемы, связи, которые быстро и надолго запоминаются студентами. В основу технологии майнд-менеджмента положен принцип визуализации — образной передачи информации, что соответствует естественной ассоциативной природе мышления человека [3].
Итак, принцип активности в процессе обучения был и остается в дидактике одним из основных. Активность студентов можно повысить с помощью использования в учебном процессе современных образовательных технологий. Перечисленные выше технологии направлены на достижение результата, позволяют анализировать любой предоставленный объём информации, быстро принимать взвешенные решения для достижения поставленной цели, презентовать результат просто и наглядно.
Литература
1. Эрдниев П.М, Эрдниев Б.П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986.
2. Захарова И.Г. Информационные технологии
в образовании. М.: Академия, 2003. 188 с.
3. Бехтерев С. Майнд-менеджмент. Решение
бизнес-задач с помощью интеллект-карт. М.: Альпина Паблишер, 2014. 312 с.
Статья поступила в редакцию 17.09.15.
PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS OF HIGHER SCHOOL
AVDEEVA Elena A. - Dr. Sci. (Philosophy), Head the Department of pedagogy and psychology course, Krasnoyarsk State Medical University named after Prof. V.F. Voino-Yasenetsky, Krasnoyarsk, Russia. E-mail: [email protected]
Факты, комментарии, заметки
157
DROZDOVA Irina A. - Cand. Sci. (Pedagogy), Assoc. Prof. of the Department of pedagogy and psychology course, Krasnoyarsk State Medical University named after Prof. V.F. Voino-Yasenetsky, Krasnoyarsk, Russia. E-mail: [email protected]
Abstract. The article highlights new educational technologies applicable in higher school educational process. Today the universities face challenge to achieve high-quality educational outcomes that meet the standard, and to provide the necessary level of motivation, health and development of students. To improve the quality of education and to develop students' competencies stated in the standard it is expedient to use modern educational technologies such as technologies for the revitalization and intensification of students' activities on the basis of schematic and symbolic models, modular system, enlarged didactic units, new information technology training, mind-management, etc. These technologies allow to analyze any volume of information quickly and to make thorough decisions to achieve your goal, to communicate efficiently, and to present the result simply and clearly.
Keywords: revitalization and intensification technologies, schematic and symbolic models, modular system, enlarged didactic units, mind-management
Cite as: Avdeeva, E.A., Drozdova, I.A. (2016). [Pedagogical Technologies in Educational Process of Higher School]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 1 (197), pp. 155-157. (In Russ., abstract in Eng.)
References
1. Erdniev, P.M., Erdniev, B.P. (1986). Ukrupnenie didakticheskikh edinitsv obucheniimatematike:
Kniga dlya uchitelya [Consolidation of Didactic Units in the Teaching of Mathematics: Textbook for Teachers]. Moscow: Prosveshchenie Publ. (In Russ.)
2. Zakharov, I.G. (2003). Informatsionnye tekhnologii v obrazovanii [Information Technologies in
Education: Textbook for Higher Educational Institutions]. Moscow: Academy Publ., 188 p. (In Russ.)
3. Bekhterev, S. (2014). Maind-menedzhment. Reshenie biznes-zadach spomoshch'yu intellekt-kart
[Mind-management. The Solution of Business Problems Using Mind Maps]. Moscow: Alpina Publisher. 312 p. (In Russ.)
The paper was submitted 17.09.15.
ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ
МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
ЧЕРНЯДЬЕВ Сергей Александрович - д-р мед. наук, профессор, декан, Уральский государственный медицинский университет Минздрава России. E-mail: [email protected] УФИМЦЕВА Марина Анатольевна - д-р мед. наук, доцент, зам. декана, Уральский государственный медицинский университет Минздрава России. E-mail: [email protected] БОЧКАРЕВ Юрий Михайлович - канд. мед. наук, доцент, Уральский государственный медицинский университет Минздрава России. E-mail: [email protected] ГЕТМАНОВА Алла Викторовна - зам. декана, Уральский государственный медицинский университет Минздрава России. E-mail: [email protected]
АннотацияПри подготовке специалиста в вузе важное значение придается формированию у обучающегося информационной компетенции, способности самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать профессиональную информацию. Представлен опыт Уральского государственного медицинского университета по формированию информационной компетенции у студентов-медиков, включающий использование электронных учебных пособий.