Научная статья на тему 'Активность педагогических работников в социальных сетях: правовые вопросы'

Активность педагогических работников в социальных сетях: правовые вопросы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1059
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальные сети / аккаунт / статус педагогического работника / аморальный проступок / social networks / the status of an educator / immoral offense

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — А. А. Иванов

Исследуются вопросы, связанные с действиями педагогов в социальных сетях с точки зрения норм трудового права и законодательства об образовании. Обосновывается предложение дополнить главу 52 Трудового кодекса Российской Федерации дефиницией аморального проступка применительно к педагогическим работникам в контексте деятельности в социальных сетях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teachers’ Activity in Social Networks: Legal Issues

The issues related to the activities of teachers in social networks from the viewpoint of labor law norms and the legislation on education are studied. The proposal is made to supplement Chapter 52 of the Labor Code of the Russian Federation with a definition of immoral misconduct as applied to teaching staff in the context of social networks.

Текст научной работы на тему «Активность педагогических работников в социальных сетях: правовые вопросы»

УДК 349.2 ББК 67.405.1

DOI 10.22394/1682-2358-2019-2-95-100

A.A Ivanov, Candidate of Sciences, senior lecturer of the Labor Law Department of the Saratov State Academy of Law

TEACHERS' ACTIVITY IN SOCIAL NETWORKS: LEGAL ISSUES

The issues related to the activities of teachers in social networks from the viewpoint of labor law norms and the legislation on education are studied. The proposal is made to supplement Chapter 52 of the Labor Code of the Russian Federation with a definition of immoral misconduct as applied to teaching staff in the context of social networks.

Key words and word-combinations: social networks, the status of an educator, immoral offense.

A.A. Иванов, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры трудового права Саратовской государственной юридической академии (email: arHom-depeche@yandex.ru)

АКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ

Аннотация. Исследуются вопросы, связанные с действиями педагогов в социальных сетях с точки зрения норм трудового права и законодательства об образовании. Обосновывается предложение дополнить главу 52 Трудового кодекса Российской Федерации дефиницией аморального проступка применительно к педагогическим работникам в контексте деятельности в социальных сетях.

Ключевые слова и словосочетания: социальные сети, аккаунт, статус педагогического работника, аморальный проступок.

С

Ч_^оциальные сети с самого момента своего появления в начале нулевых годов стали неотъемлемой частью жизни современного человека. Не будет ошибкой утверждать, что многие представители различных возрастных категорий пользуются социальными сетями в самых разных целях, в основном для того, чтобы делиться с друзьями фотографиями, историями из жизни, аудиовизуальными файлами, для продажи какого-либо товара или предложения услуг.

Вестник Поволжского института управления • 2019. Том 19. № 2

Пожалуй, самыми распространенными действиями в социальных сетях являются загрузка и размещение фотографий и видеозаписей, связанных с событиями, происходящих в жизни пользователей. Однако порой люди размещают на своих страницах материалы (фото, видео, посты) сомнительного содержания, которые вызывают не только неловкость, но и заинтересованность соответствующих органов исполнительной власти. Такая категория материалов не входит в предмет данного научного исследования, сосредоточим внимание на публикации тех материалов, которые не попадают в орбиту уголовных и уголовно-процессуальных отношений.

Чаще всего граждане публикуют фотографии с мест летнего отпуска, во время празднования каких-либо событий, иногда они могут быть представлены в несвойственном, по мнению их целевой аудитории, виде. Особенно это касается представителей такой специфической профессиональной группы, как педагоги. Известно немало скандальных случаев, связанных с неоднозначностью подобных ситуаций. Например, учитель на своей странице в социальной сети «ВКонтакте» выложил фотографии с праздника, где был запечатлен с алкогольными напитками. В результате поступили обращения к руководителю образовательного учреждения с предложениями по принятию определенных мер воздействия на своих сотрудников [1]. При этом возникает вопрос о моральном облике поднимающих такие проблемы родителей, среди которых немало маргинальных элементов, занимающихся не столько воспитанием своих детей, сколько мониторингом аккаунтов учителей [2].

Таким образом, следует решить вопросы, лежащие в плоскости правового отраслевого регулирования:

1) правомерно ли педагогическому работнику публиковать материалы, связанные с их личной жизнью; в данном случае, конечно, исключаются фотографии эротического характера или посты, связанные с экстремизмом;

2) правомерны ли требования руководителя образовательной организации об удалении учителем своих страниц из социальных сетей;

3) насколько правомерно увольнение сотрудника за активность в социальных сетях;

4) противоречит ли легальное определение статуса педагогического работника, предусмотренное в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [3], конституционным нормам [4];

5) что следует считать аморальным проступком применительно к данным отношениям.

Достаточно дискуссионен вопрос о правомерности требований руководителя образовательной организации об удалении педагогическими работниками своих страниц из социальных сетей. Исследователи отмечают, что в процессе трудоустройства некоторые работодатели требуют, кроме документов, необходимых для приема на работу, ссылки на профили в социальных сетях. По данным статистики, в которую входят и педагогические работники, в 47% ситуаций перед приемом на работу страницы соискателей просматриваются; 16% работодателей регулярно отслеживают активность своих сотрудников; 4% увольнений лежит в плоскости активности в социальных сетях [5]. Воз-

96

Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2019. Vol. 19. № 2

никают ситуации, когда руководители образовательных организаций требуют от педагогов удаления страниц из социальных сетей [6]. В подобных ситуациях закон был и остается на стороне сотрудников. Так, исходя из смысла ст. 22 Трудового кодекса РФ, применительно к активности педагогов в сетях, при отсутствии фактов, свидетельствующих об аморальном поведении, что может быть основанием к увольнению педагога (и только исходя из результатов служебного расследования), директор не имеет права требовать ликвидации страниц своих сотрудников, а лишь попросить об этом работников [7]. Педагоги вправе по своему усмотрению удовлетворить или нет эту просьбу.

Деятельность (в рамках закона) в социальных сетях педагогов, а равно и любого другого гражданина, является неотъемлемым конституционным правом личности. Требования администрации образовательной организации, оформленные в письменном или устном виде, об удалении аккаунтов являются незаконными. Более того, страница в социальной сети — это элемент частной жизни. Если же имеется общение с учениками в электронной форме, руководитель образовательной организации может требовать лишь соблюдения правил переписки в социальных сетях.

Вопрос об увольнении педагогического работника в контексте его активности в социальных сетях подлежит специальному юридическому урегулированию. В ст. 81 Трудового кодекса РФ содержится юридическая норма, предусматривающая основания для прекращения трудовых отношений по инициативе работодателя, — неоднократное неисполнение работником своих обязанностей без уважительных причин при наличии дисциплинарного взыскания. Применительно к трудовым отношениям считаем необходимым установить причинно-следственную связь между активностью в социальных сетях и нарушением трудовой дисциплины. Так, заслуживает внимания случай, когда психолог Центра социальной защиты населения г. Москвы была уволена за видеосъемку на рабочем месте. Увольнение было связано со вступлением в действие приказа от 9 декабря 2009 г. № 1499 «О принятии дополнительных мер по предотвращению террористических актов в учреждениях социальной защиты населения города Москвы» [8] Департамента социальной защиты населения г. Москвы. В соответствии с приказом фото- и видеосъемка разрешалась только после соответствующего согласования с Департаментом. Сотрудница, вопреки приказу, неоднократно осуществляла съемку на рабочем месте, а отснятый материал выкладывала в социальную сеть. В результате женщина была уволена по основаниям, предусмотренным п. 5 ст. 81 ТК РФ, — за неоднократное неисполнение трудовых обязанностей. Важным моментом здесь является факт того, в свободное или рабочее время сотрудник находился в социальных сетях. Если работник проявлял излишнюю активность в социальных сетях в свободное от исполнения трудовых обязанностей время, то вполне могут быть обоснованными претензии работодателя при наличии причинно-следственной связи между действиями в сети, которые наносят ущерб репутации организации.

При изучении вопроса о правомерности расторжения трудового договора с педагогическими работниками следует сделать акцент на нравственном

Вестник Поволжского института управления • 2019. Том 19. № 2 9 /

аспекте. Исходя из смысла ч. 1 п. 8 ст. 81 ТК РФ можно отметить, что основанием для увольнения сотрудника выполняющего воспитательные функции, является совершение им аморального проступка. Естественно, не оправдываются лица, размещающие в сетях откровенные фото или экстремистские материалы [9].

Например, заслуживает внимания определение от 11 мая 2016 г. Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга по делу № 2-2475/2016. Учитель русского языка и литературы Д.А. Реутт обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе № 119 о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработка за время вынужденного прогула, взыскании компенсации морального вреда. В ходе рассмотрения дела судом было установлено, что имелась серия аморальных проступков со стороны истца, который допускал на занятиях оскорбительные высказывания в адрес учеников; использовал ненормативную лексику в процессе проведения занятий; на странице в социальной сети «ВКонтакте», открытой для учащихся, публиковал изображения, определенные специалистами как запрещенные к пропаганде и носящие аморальный характер [10].

Еще один случай касается учителя истории из Уфы, которая после летнего отдыха в Турции поделилась своим негативным мнением о поведении русских туристов. Запись на ее странице была следующего содержания: «Русское бабье, как вас научилась ненавидеть, отдыхая в Турции. Как можно загадить все вокруг и испортить своим поведением менталитет турков-муж-чин?» [11]. После разгоревшегося скандала учительница вынуждена была уволиться. Вместе с тем можно привести множество данных, свидетельствующих о низком культурном уровне поведения наших сограждан на иностранных курортах [12]. Такого резонанса не произошло бы, если бы автором сетевых публикаций стала «непубличная» личность, например, представитель рабочей специальности.

Исследователи выявили перечень конкретных действий, которые не следует делать педагогам на своих страницах в социальных сетях: публиковать посты и выкладывать фотографии в рабочее время; размещать провокационные записи об участии в скандалах, драках; выставлять конфиденциальную информацию о детях, родителях и коллегах; проводить политическую агитацию и делать религиозные призывы; распространять клевету и разглашать тайну усыновления; публиковать фотографии в одежде с элементами эротики и делать уничижительные высказывания о работе [13].

При решении вопроса о том, правомерно ли уволить сотрудника из-за активных действий в социальных сетях, следует учитывать следующие моменты: в какое время (рабочее или свободное от работы) сотрудник действовал в сети; в чем проявляется причинно-следственная связь между активностью в сетях и его трудовых обязанностями, исходя из которых правоприменитель должен правильно решить трудовой спор.

Заслуживает внимания случай, произошедший весной 2016 г., когда в Подмосковье родители добились увольнения 26-летней учительницы ИЗО. Девуш-

98 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2019. Vol. 19. № 2

ка выкладывала на своей странице фотографии, где была запечатлена в откровенных нарядах. Хотя она настаивала на том, что данные снимки не являются эротическими, ей пришлось уволиться [2].

В подобных ситуациях возникает и встречный вопрос, связанный с родителями и иными законными представителями интересов ребенка, осуществляющими в соответствии с прямым указанием законодателя воспитательные функции. Имеются случаи, когда эти лица ведут аморальный образ жизни, позволяют себе девиантное поведение, фиксируя его на фотографиях и в прямых трансляциях в социальных сетях [14]. Но в отличие от педагогов — публичных людей, это не вызывает общественного резонанса.

Как отмечалось, российское трудовое законодательство содержит понятие аморального проступка, применение которого относится в первую очередь к педагогам как работникам, осуществляющим воспитательные функции. Однако, кроме учителей, участниками образовательных отношений являются и родители учащихся, на которых законодательством возложены обязанности по воспитанию своих детей. Но родитель сам может входить в «группу риска» и быть маргинальным элементом, что сегодня не редкость и не вызывает общественного резонанса.

Применительно к образовательным отношениям, которые тесно переплетаются с трудовыми, целесообразно рекомендовать расширение сферы действия правовой категории аморального проступка и включить в круг его действия законных представителей учащихся: родителей и иных физических лиц, что, по нашему мнению, позволит установить баланс между родителями и педагогами в контексте действий в социальных сетях. Реализация данной рекомендации в сфере школьного образования позволит классным руководителям, имея соответствующую информацию из социальных сетей о маргинали-зированных родителях, применять к ним аналогичные меры с привлечением соответствующих органов исполнительной власти.

Исходя из проведенного исследования, представляется необходимым дополнить главу 52 ТК РФ легальной дефиницией аморального проступка применительно к педагогическим работникам, использующим социальные сети. Под таковым следует понимать действия педагогических работников, связанные с опубликованием в социальных сетях материалов, содержащих элементы порнографии, педофилии, издевательства над животными и иные противоправные деяния, в том числе связанные с поощрением наркомании, алкоголизма, экстремизма, разжиганием межнациональной и религиозной ненависти. По нашему мнению, такая формулировка может в будущем уравнять баланс между педагогами и родителями в процессе образовательных отношений и между педагогами и администрацией в контексте социальных сетей. Полагаем, что предусмотренные случаи по своей сущности наносят ущерб нравственности и развитию личности целевой аудитории — учащимся. В перспективе указанная формулировка сможет защитить педагогических работников, использующих социальные сети, от необоснованных нападок со стороны «бдительных» родителей и спорных решений как администрации образовательной организации, так и судебных инстанций.

Вестник Поволжского института управления • 2019. Том 19. № 2 99

Очевидно, что социальные сети в условиях развития информационного общества могут быть не компрометирующим инструментом (как учителей, так и родителей), а площадкой для развития учащихся. Социальные сети могут стать верным помощником учителя. Общение с учениками в сети представляет собой дополнительный инструмент образования и воспитания. К примеру, учитель истории и обществознания из Новосибирска Е. Вервейн, чтобы заинтересовать учащихся в предмете, использует Instagram, где проводит викторины [15] . Профессиональный стандарт и темпы меняющейся окружающей действительности диктуют новые требования к формированию специалиста, способного к работе с информационными технологиями в процессе решения профессиональных задач. При правильно выстроенном диалоге между педагогом и учащимися социальные сети служат средством формирования информационных и коммуникационных компетенций [16; 17] .

Библиографический список

1. Учителя тоже люди: российские учительницы устроили флешмоб и выложили фото в купальниках в поддержку уволенной коллеги. URL: http://www. rep.ru

2. Двойная жизнь учителей: зачем родители следят за их социальными сетями. URL: http:// news.rambler.ru

3. Об образовании в Российской Федерации: Федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-Ф3 (в ред. от 25 дек. 2018 г. № 497-ФЗ) // СЗ РФ. 2012. № 53, ч. 1. Ст. 7598.

4. Конституция Российской Федерации // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

5. Учительницу уволили за фото: как социальные сети отражаются на работе. URL: http:// www.psychologist.tips.

6. Может ли директор школы запретить учителям общаться с учащимися в социальных сетях? URL: http://www.pravoved.ru/question/1788121.

7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 дек. 2001 г. № 197-ФЗ (с изм. от 27 дек. 2018 г. № 315-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. № 1, ч. I. Ст. 3.

8. Апелляционное определение Московского городского суда от 28 мая 2012 г. № 33-12252. URL: http://garant.ru

9. Решение Октябрьского районного суда г. Новосибирска по делу № 2-2032/2015. URL: http://www.sudact.ru

10. Определение по делу № 2-2475/2016 Железнодорожного районного суда города Екатеринбурга (Свердловская область). URL: http://www. sudact.ru

11. В Уфе учительницу требуют уволить из-за сообщения в Фейсбуке. URL: http://www. ufa.kp.ru

12. Почему русских туристов не любят за границей? URL: http://www.posprikaz.ru

13. Вавилова А. Чего не стоит делать в социальных сетях педагогам // Справочник педагога-психолога. Школа. 2018. № 7. С. 34-39.

14. Ещенко С.М. Аморальная семья и ее влияние на поведение ребенка // Novainfo. 2017. № 64-2. URL:http://novainfo.ru/article/12870.

15. Учитель и соцсети: правила выживания. URL: http://pedsovet.org.

16. Еремина О.Е. Использование веб-квестов в профессиональном образовании // Педагогическая мастерская. Все для учителя. 2018. № 4 (76). С. 9-12.

17. Вербицкий Р.В. Социальные сети как мотивирующий помощник учителя // Английский язык в школе. 2018. № 1 (61). С. 45-49.

Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2019. Vol. 19. № 2

ФИЛОСОФИЯ и КУЛЬТУРА СОЦИУМА: ПОДХОДЫ, КОНЦЕПЦИИ, МНЕНИЯ

УДК 354 ББК 66.3(0),123

DOI 10.22394/1682-2358-2019-2-101-108

D.A. Butashin, vice-rector of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

SOCIOLOGICAL ASPECTS OF MODERN PUBLIC SERVICE PERSONNEL TRAINING

The problem areas to public service institution development are analyzed through sociological analysis. The main directions and mechanisms of modern Russian state policy on personnel training are defined, and the existing shortcomings of the system of motivation of civil servants are revealed.

Key words and word-combinations: public service, social technologies, insti-tutionalization, public service personnel.

Д.А. Буташин, проректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (email: pr_butashir@ranepa.ru)

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УПРАВЛЕНЦЕВ

Аннотация. На основе социологического анализа изучено проблемное поле подготовки современных управленческих кадров в России. Определены основные направления и механизмы государственной политики по вопросу формирования современных управленческих кадров, раскрыты существующие недостатки системы мотивации государственных служащих.

Ключевые слова и словосочетания: государственная служба, социальные технологии, инсти-туционализация, управленческие кадры.

П оступательное совершенствование системы государственного управления в Российской Федерации сегодня является одной из наиболее актуальных проблем системного преобразования практически во всех сферах общественной жизни. Во многом такое положение дел определяется спецификой института государственной службы,

Вестник Поволжского института управления • 2019. Том 19. № 2 III I

которая определяет ее первостепенную значимость в системе общественных отношений. Можно считать, что такая первоочередность диктуется тем, что и историческое, и современное государственное регулирование социального развития есть важнейшие компоненты достижения и поддержания устойчивой и результативной жизнедеятельности любого социума.

Социологические аспекты подготовки современных государственных управленцев требуют прежде всего определенности в ключевых параметрах. В этом отношении, опираясь на отечественный и зарубежный опыт, можно выделить два качества, многими экспертами оцениваемые как самые необходимые в подготовке управленцев нового поколения: конкурентоспособность и адаптивность.

Одновременно с этим социологическое осмысление подготовки конкурентоспособных и адаптивных управленческих кадров системы государственной службы едва ли будет состоятельным без определения наиболее существенных процессов, факторов, социальных феноменов и общемировых трендов, которые являются первостепенными ускорителями модернизационных запросов со стороны государственных структур, общественных институтов (в том числе гражданского общества) и личности.

Современная российская государственная служба со всеми свойственными ей проблемами и противоречиями значительно определена социальными, экономическими, общественно-политическими и в некоторой степени даже психологическими изменениями, произошедшими после исторических событий на постсоветском пространстве вслед за распадом Советского Союза и биполярной системы межгосударственного общения.

При этом важно понимать, что становление новой российской государственности, наряду с появлением во внутриполитической повестке различных вопросов, тесно связанных с формированием и последующим эволюционированием институтов гражданского общества (в классической интерпретации Д. Истона), с проблематикой инновационного развития народного хозяйства, а также с рядом внешнеполитических угроз — все эти связанные между собой обстоятельства характеризуют насущную потребность управленческой модернизации в Российской Федерации. В контурах этой логики становится очевидной правота суждения о необходимости «перестроить всю систему государственной службы» [1], отразившегося в ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ.

По мнению отечественного исследователя Н.С. Мельниковой, проблематичность выявления ключевых причин, определяющих недостаточно высокую эффективность текущей государственной кадровой политики в области подготовки госуправленцев, связана с тем, что действительные причины могут быть не на поверхности проблемного поля этой тематики. Наоборот, такие трудности могут быть проблемами-невидимками, для выявления которых требуется выявление присущих данной сфере причинно-следственных связей.

Во-первых, в настоящее время у существенного числа гражданских служащих отсутствует высшее образование по профилю управленческой деятельности, что порождает их несоответствие современным требованиям сформи-

1 02 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2019. Vol. 19. № 2

рованности основных управленческих компетенций, столь необходимых на государственной службе. Во-вторых, до сих пор полностью не сформирована отлаженная модель профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации госуправленцев всех звеньев системы государственного управления. В-третьих, модели непрерывного охвата образовательной средой (так называемого непрерывного образования), наравне с функционированием специализированных образовательных кластеров по подготовке управленческих кадров (а также соответствующие цели и задачи), начали прорабатываться только в течение последнего десятилетия. Наконец, это широко обсуждаемые сложности с устойчивостью кадрового состава (проблема текучести кадров) и недостаточно высокий уровень мотивации при осуществлении профессиональной деятельности в сфере государственного управления [2, с. 156].

Таким образом, можно заключить, что главными предпосылками необходимости подготовки управленческих кадров системы государственного управления с обозначенными характеристиками выступают организационный и образовательный элементы. Исходя из такого понимания, целесообразно определить, какие управляющие воздействия способны последовательно и эффективно преобразовать управленческо-образовательное пространство в России. Для этого необходимо проанализировать механизмы нормативно-правового регулирования подготовки государственных управленцев в стране и разобраться с понятийным аппаратом данного процесса. Кроме того, необходимо определить параметры, обязательные к учету при формировании государственных менеджеров нового поколения, конкурентоспособных и адаптивных в современных быстро меняющихся условиях.

Основные требования к профессионализму и набору компетенций госслужащих закреплены в соответствующем законодательстве Российской Федерации. В первую очередь следует отметить, что в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» указывается, что для замещения должностей гражданской службы требуется, во-первых, соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, и, что не менее важно, соответствие стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, требующимся для реализации соответствующих должностных обязанностей на государственной гражданской службе Российской Федерации [3, ст. 12].

Вместе с тем Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» характеризует муниципальную службу в качестве профессиональной деятельности граждан, осуществляющейся на постоянной основе на должностях муниципальной службы, которые должны замещаться путем заключения трудового договора или контракта [4]. Смысл и содержание названной нормы свидетельствуют о том, что современная муниципальная служба, рассматриваемая в качестве профессиональной деятельности, в обязательном порядке требует того, чтобы кандидат-управленец владел специальными знаниями и навыками. Помимо этого, для обеспечения эффективности принимаемых решений при формировании подходов

Вестник Поволжского института управления • 2019. Том 19. № 2 II! 3

к урегулированию сложных и многоаспектных управленческих проблем государственный управленец должен обладать достаточным потенциалом и развитыми навыками постоянного самообразования.

Действительно, при таком рассмотрении возникает понимание того, что процесс формирования кадрового потенциала системы государственного управления обеспечивает высокий профессионализм и соответствующую компетентность государственных служащих, которые, без преувеличения, могут рассматриваться в качестве специфического принципа государственной и муниципальной службы Российской Федерации.

Как показывает анализ нормативного регулирования процесса подготовки российских госуправленцев, в целом самой системе воспроизводства и совершенствования государственных и муниципальных служащих не хватает средств институциональной модуляции социальной реальности. С точки зрения социологического знания институционализация, как правило, представляется в качестве процесса упорядочения и формализации уже наличествующих в конкретном обществе межличностных связей и перцепций. В практическом плане она предусматривает в первую очередь фиксацию социальных норм, а также правил и ролей (с параллельным приведением их в общую относительно устойчивую систему), которая способна удовлетворять социально значимые запросы.

Под институционализацией подготовки новых современных управленческих кадров для системы государственного управления в Российской Федерации на современном этапе следует понимать формирование специального социального института, основывающегося на устойчивой и выраженной в том числе в правовой форме социальной интеракции граждан Российской Федерации по вопросам реализации последними государственной службы.

Социологический анализ подготовки управленческих кадров в контексте ее институционализации требует также разностороннего изучения эволюции институционализации и качества ее современного состояния. При этом важно понимать, что как в чисто теоретическом, так и в практическом отношении институционализация подготовки управленческих кадров в России значительно определена характеристиками и сущностью реализуемых в данной управленческой сфере новаций [5].

В этом отношении следует проанализировать вопрос с позиций системного подхода и дать оценку мероприятиям и нововведениям, которые направлены на модернизацию действующей модели подготовки государственных менед-жееров нового поколения.

Новации в системе кадрового обеспечения государственной службы, реализуемые в настоящее время, в первую очередь направлены на повышение эффективности государственной власти и органов муниципального управления в России. Их наиболее общая классификация позволяет выделить два ключевых направления. Во-первых, это новации, направленные на рационализацию и рост эффективности использования финансовых и нефинансовых затрат на организацию деятельности государственной бюрократии. Данное направление реализуется главным образом за счет внедрения в такую систему госрегулирования передовых апробированных технологий из сферы бизнеса. Здесь

104

Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2019. Vol. 19. № 2

исключительную значимость для развития общественно-политической и социально-экономический жизни Российского государства получает всестороннее изучение моделей и механизмов так называемого государственно-частного партнерства (ГЧП).

Поскольку ГЧП в целом присущ институциональный характер [6, с. 88], образец подобной кооперации представляется чрезвычайно эффективным механизмом, который имеет огромный аппликативный потенциал для формирования институционализации отечественной системы подготовки управленческих кадров. Реализация именно этого потенциала в ближайшем будущем сможет обеспечить не только всестороннее взаимодействие публичной власти со структурами негосударственного сектора, но и с учетом географической составляющей специфики российской системы кадрового обеспечения госуправления позволит сделать развитие региональной сети гораздо более сбалансированным.

Однако такое развитие потребует от всех участников данной кооперации просчитанного и прагматичного распределения имеющихся и потенциально возможных ресурсов в сфере госуправления. Основные усилия в этом сложном направлении так или иначе должны быть сфокусированы на обеспечении конкурентоспособности государственных управленцев. Более того, эти усилия должны быть приложены не только и не столько в рамках внутригосударственного корпоративного пространства социальной интеракции, но и на международной арене, преимущественно на постсоветском пространстве.

На систему подготовки будущих государственных служащих влияние оказывает фактор разграничения полномочий между федеральными и региональными регистрами государственного управления. Диффузия полномочий приводит к весьма серьезным последствиям. Например, к состязательности органов власти между собой и к нежеланию принимать так называемые «непопулярные» меры. В дальнейшем это приводит к ситуации, когда одни госорганы стремятся переложить исполнение подобных непопулярных в социуме мер на смежные госорганы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наметилась также тревожная тенденция ослабления межрегиональной кооперации: все более слабыми становятся контакты федеральных территориальных органов между собой в региональном измерении. К сожалению, учащаются случаи, когда эти органы становятся конкурирующими между собой региональными политическими силами в борьбе за решение разного рода проблем конъюнктурного характера, негативно отражающихся на имидже органов государственной власти [7, с. 13].

Другими словами, напрашивается вывод о том, что неурегулированность процесса взаимодействия между федеральными и региональными уровнями государственного управления, отсутствие общепризнанного этического кодекса общения повышают конфликтогенность в бюрократической среде и негативно сказываются на процессе подготовки управленческих кадров для органов государственной власти. К тому же региональная кооперация могла бы позволить государственным органам восполнить пробелы в части организации их интернет-ресурсов, которые сегодня, к сожалению, остаются довольно примитивными

Вестник Поволжского института управления • 2019. Том 19. № 2 Ц I^

и непривлекательными для молодых кандидатов при отборе на государственную службу, и, что не менее существенно, не способствуют повышению и без того относительно слабого потенциала новых информационно-коммуникационных технологий в сфере государственного управления [8, с. 201].

Более того, негативным фактором социального расслоения государственно-управленческой среды является резкая дифференциация материального поощрения по признаку положения работника во властной системе (дилемма иерархизации материального обеспечения молодых и опытных управленцев).

Примечательно, что материальное стимулирование в определенной степени переоценено и не всегда является самым важным фактором при выборе профессиональной деятельности [9, с. 95]. Тем не менее абсолютное большинство претендентов (кандидатов) на исполнение тех или иных обязанностей не могут полностью исключить связанные с материальным содержанием государственного служащего вопросы.

Наряду с материальным, духовный фактор также следует рассматривать в качестве ключевого. Основой такого личностного фактора, который в конечном итоге содействует реализации потенциала всех других факторов, сегодня является образование [10, с. 141], поэтому новый импульс следует придать не только конкретно-специальной подготовке государственных служащих; их подготовка и дальнейшее профессиональное совершенствование немыслимо без качественного обучения и воспитательного сопровождения на этапах, предшествующих годам студенчества, и тем более первого рабочего опыта на государственной службе.

В социологическом рассмотрении проблемы кооперации кандидатов на государственную службу и работодателей важно уделять достойное внимание и проблеме диспропорции между действительным предложением на рынке труда и требованиями фактического работодателя.

Характеризуя первый фактор, следует отметить, что он непременно будет включать количественные показатели, связанные, например, с числом соответствующих вакансий и числом потенциальных работников. Более того, такие претенденты должны, вне сомнения, обладать рядом сформулированных к трудовой деятельности профессиональных, личностных и иных качеств, полный перечень которых также остается открытым. Второй фактор можно именовать организационным, поскольку здесь центр внимания смещается уже к вопросам организации отбора, технологии кадрового набора [11].

Так или иначе, социологический срез данной тематики свидетельствует о необходимости прочной увязки как чисто экономических параметров планирования, подготовки и трудоустройства государственных служащих, так и о формулировке их социальной направленности, которая мотивирует самих недавно принятых в ряды государственных служащих лиц и является определенным методом признания для налогоплательщиков в отношении бюджетных затрат на обеспечение кадров системы государственного управления.

Однако сама по себе занятость в сфере государственного управления является процессом постоянного обновления выполняемых функций, работы над соответствием предъявляемых в конкретный момент требований к квалифи-

106 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2019. Vol. 19. № 2

кации, образованию, общих управленческих и личностных качеств. Все это порождает еще одну важнейшую составляющую в жизнедеятельности госуправленца, особенно в процессе его подготовки в системе высшего образования. Это проблема адаптивности управленческих кадров системы государственной службы.

Именно ряд компетенций, с точки зрения социальной интеракции, определяет успешность того или иного государственного служащего. К числу основных таких качеств исследователи относят следующие: адаптивность; способность и готовность быстро и адекватно реагировать как на ежедневные, так и на непредвиденные вызовы; умение видеть и определять проблему, а также находить пути ее решения; способность к непрерывному обучению и саморазвитию; стрессоустойчивость и способность противостоять монотонному интеллектуальному труду (рутине). В современных условиях к этим качествам следует добавить оригинальность мышления и техническую грамотность — владение средствами информационных и коммуникационных технологий.

В отношении адаптивности государственных менеджеров в контексте социализации управленческой среды можно заключить, что в современном понимании — это способность к быстрой реакции на новые вызовы, умение быстро перестраиваться в зависимости от характера проблемы и степени ее серьезности. Ряд исследователей даже указывают на то, что в наши дни адаптивность кадров становится куда более важной задачей, чем рациональность управления, притом рационализация во всех сферах — от обеспечения упорядоченности и подконтрольности до экономии выделяемых государством средств [12].

Адаптивность менеджера как неотъемлемое требование к его компетенции следует последовательно институционализировать как посредством разрабатываемых регламентов и положений, так и через имплементацию этих норм в саму культуру государственной службы.

Вместе с тем достижение высокой степени адаптивности менеджеров должно быть не самоцелью, а средством повышения устойчивости и эффективной работы организации в целом. В современном мире организациям приходится работать в условиях постоянно меняющейся внешней среды, поэтому деятельность по совершенствованию адаптивности менеджеров должна носить комплексный и непрерывный характер, чтобы способствовать повышению их адаптивных качеств и эффективности производства. Высокая адаптивность может быть также сформирована с использованием элементов стратегического управления, получивших широкое применение в зарубежной практике.

Стратегическое управление персоналом как отдельный сегмент управленческой практики наиболее часто рассматривается в отношении коммерческих организаций. В то же время основные его закономерности проявляются и в кадровой политике по вопросам государственной службы. Прежде всего следует назвать такие задачи стратегического управления персоналом, как осуществление гибкого управления кадрами в зависимости от изменчивых и динамичных условий внутренней и внешней среды, а также постоянная адаптация к таким факторам [13].

Вестник Поволжского института управления • 2019. Том 19. № 2 Ц 17

Как отметил Президент России В.В. Путин на встрече с выпускниками программы подготовки кадрового управленческого резерва для госслужбы, известной как «школа губернаторов», в стране удалось выстроить систему подготовки молодых и опытных управленцев, поэтому конкуренция для действующих начальников всех уровней возрастает [14]. В контексте такой оценки, с учетом проведенного социологического анализа подготовки управленческих кадров для системы органов государственной власти можно заключить, что дальнейшая успешность кадрового обеспечения государственной службы будет зависеть главным образом от двух факторов: профессионализма кандидатов (их соответствия современным требованиям) и мотивационной составляющей, которая раскрывается не в материальном стимулировании, но все более в потребности личностной самореализации в сфере государственного управления на основе патриотизма и уважения к государственным и общественным институтам.

Библиографический список

1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 1 марта 2018 г. URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/56957

2. Мельникова Н.С. Концептуализация повышения качества подготовки государственных гражданских служащих посредством реализации инновационного потенциала мотивационного программно-целевого управления (МПЦУ) // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 5.

3. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ. URL: http://www.consultant.rU/document/cons_doc_LAW_48601/#dst0

4. О муниципальной службе в Российской Федерации: Федер. закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_66530/

5. Karpunets A.S. Formation of Effective Communications in the Civil Service System and Its Interaction with the Public // Innovations in Science and Education: Challenges of Our Time. L., 2017. Р. 166-169

6. ЛьвоваА.А., СоколицынаН.А. Сущность государственно-частного партнерства как механизма реализации интересов государства и бизнеса // Проблемы науки. 2018. № 4.

7. Моисеенко М.В. Повышение качества подготовки государственного менеджера // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2003. № 5.

8. Беленова Л.М. Имидж государственных органов: потенциал информационно-коммуникационных технологий // Управленческое консультирование. 2017. № 4.

9. Власенко Т.А., Матюшенко Ю.В. Формирования механизма стимулирования персонала к осуществлению организационных изменений // Экономика развития. 2017. № 3.

10. Удалых С.К. Проблемы подготовки высококвалифицированных управленческих кадров и конкурентоспособность региона // Опыт создания и реализации технологических инноваций в образовании. Чебоксары, 2017.

11. Жданова Л.В. Конкурентоспособность и мобильность кадров // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. 2014. № 9. С. 113-116.

12. Макарычев А.А., Егорова Л.С. Адаптивность современного менеджера как предмет социологического исследования // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011. № 4. C. 30-33.

13. Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. / под ред. В.А. Мау, Я.И. Кузьминова. М., 2013. C. 156-158.

14. Путин отметил растущую конкуренцию среди госслужащих // ТАСС. 2019. 17 апр. URL: https://tass.ru/politika/6345626

108 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2019. Vol. 19. № 2

УДК 32.01 ББК бб.04

DOI 10.22394/1б82-2358-2019-2-109-117

V.V. Stetsenko, senior lecturer of the Industry Legal Disciplines Department, Taganrog Institute named after A.P. Chekhov, Branch of Rostov State University of Economics, post-graduate student of the Political Science and Ethnopolitics Department, South-Russian Institute of Management, Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

CULTURAL IMPERATIVE AS A FACTOR IN THE FORMATION OF THE POLITICAL ELITE

OF MODERN RUSSIA

The concept of cultural imperative in the context of reproduction and qualitative development of the political elite is studied. Special attention is paid to the analysis of research approaches to the axiological foundations of the political elite in the framework of elitology, political science innovation and cognitive political science.

Key words and word-combinations: cultural imperative, political elite, political science innovation.

В.В. Стеценко, старший преподаватель кафедры отраслевых юридических дисциплин Таганрогского института им. А.П. Чехова (филиал) РГЭУ (РИНХ), аспирант кафедры политологии и этнополитики Южно-Российского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (email: vstetsenkovl992@gmail.com)

культурный ИМПЕРАТИВ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ элиты СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Аннотация. Исследуется концепт «культурный императив» в контексте воспроизводства и качественного развития политической элиты. Особое внимание уделяется анализу исследовательских подходов к аксиологическим основам политической элиты в рамках элитологии, политологической инноватики и когнитивной политологии.

Ключевые слова и словосочетания: культурный императив, политическая элита, политологическая инноватика.

В

научном политологическом сообществе все более утверждается позиция, в соответствии с которой именно культура становится основой устойчивого развития личности, государства и общества, поскольку обладает потенциалом, который по долговременности и значимости преобладает над потенциалом экономических

Вестник Поволжского института управления • 2019. Том 19. № 2

109

предпосылок. Культура как фактор политической жизни, объединяющий духовный, идеологический, моральный аспекты социума, согласно позиции Ф.М. Бурлацкого, требует конкретного подхода с учетом культурных различий. Для обоснования этого тезиса ученый предлагает концепт «культура элиты», который включает национальный и интернациональный компоненты и выражает существенные особенности идеологии, мотивов поведения, норм и ценностей [1] . По мнению А.Ю. Голобородько, культурный императив является фактором обеспечения культурной безопасности в системе воспроизводства элиты в реалиях актуального политического дискурса [2].

В современных непростых условиях социально-экономического развития страны, в контексте распространения новых вызовов и угроз российской государственности и устойчивости общества особую актуальность приобретают вопросы качества политической элиты как краеугольного камня успешного развития государства. Российской политической элите предстоит во взаимодействии с общественными институтами сформировать и реализовать гибкий и продуктивный инструментарий демпфирования этих угроз. В связи с этим актуальными становятся идеи А. Тойнби об исторической значимости деятельности социальной элиты страны: «...чтобы доказать свою состоятельность... нужно принимать вызов и, стратегически осмыслив положение страны, найти на него эффективный ответ, пережив стадию надлома и не допустив перехода к стадии дезинтеграции и распада»[3].

Основатель ростовской научной элитологической школы, профессор А.В. Понеделков, базируясь на результатах экспертного опроса, выделил угрожающие факторы, связанные с обособлением некоторых представителей действующей элиты и стремлением отстоять свой статус, недостаточным вниманием к государственным проблемам, вопросам национальной безопасности, склонности элиты к олигархизации и недемократическим средствам ее воспроизводства. Качественной трансформации элитного капитала современной системы управления призвана способствовать актуализация четырех основных характеристик: профессионализма, образованности, высокой нравственности, патриотизма [4] . Сходную позицию по поводу значимости нравственности и патриотизма для представителей власти высказывал британский ученый А. Тойнби: «Политическая элита способна одухотворять большинство, лишь пока она одухотворена сама. Ее человечность в отношении большинства служит залогом и одновременно показателем ее одухотворяющей силы. С утратой этой человечности элита лишается санкций подвластных ей масс» [5] .

Британский экономист Э.Ф. Шумахер в книге «Малое прекрасно. Экономика, в которой люди имеют значение» связывает такие «типично экономические» проблемы, как бедность, безработица или эффективность производства, с вопросами об устройстве образования, о месте человека в мире и о кризисе современной культуры, разрешить которые возможно лишь при условии ориентации политической элиты на смысловую мировоззренческую платформу концепции социальной справедливости [6].

110 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2019. Vol. 19. № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.