Научная статья на тему 'Активность форм самосознания для формирования мировоззренческих моральных качеств у студенческой молодежи'

Активность форм самосознания для формирования мировоззренческих моральных качеств у студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
126
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНОЕ / ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ / РЕЛИГИОЗНОЕ / САМОСОЗНАНИЕ / САМОПОЗНАНИЕ / САМООЦЕНКА / САМОКОНТРОЛЬ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / САМОВЫРАЖЕНИЕ / МОРАЛЬНОЕ / СТУДЕНЧЕСТВО / НАЦіОНАЛЬНЕ / іНТЕРНАЦіОНАЛЬНЕ / РЕЛіГіЙНЕ / САМОСВіДОМіСТЬ / САМОПіЗНАННЯ / САМООЦіНКА / САМОРЕГУЛЯЦіЯ / САМООРГАНіЗАЦіЯ / САМОВИЗНАЧЕННЯ / МОРАЛЬНЕ / СТУДЕНТСТВО / NATIONAL / INTERNATIONAL / RELIGIOUS / SELF-CONSCIOUSNESS / SELF-COGNITION / SELF-ASSESSMENT / SELF-CONTROL / SELF-REGULATION / SELF-ORGANIZATION / SELF-EXPRESSION / MORAL / STUDYING YOUNG PEOPLE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Величко В. Н.

В статье рассматривается активность форм самосознания путем воздействия идеологических концепций через образовательные социальные институты на общественное сознание, в результате чего повышается уровень рационального начала в структуре сознания и осуществляется формирование мировоззренческих: патриотических, дружественных и гуманных моральных качеств для коммуникабельного поведения у студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The activity of forms of self-consciousness for forming outlook moral qualities in studying young people

The article deals with the activity of forms of self-consciousness by influencing through ideological concepts via educational social institutes on social consciousness, as a result of which the level of rational basis in the consciousness structure increases and the formation of outlook qualities is fulfilled, such as patriotic, friendly and humane moral ones for communicative behavior of studying young people.

Текст научной работы на тему «Активность форм самосознания для формирования мировоззренческих моральных качеств у студенческой молодежи»

АКТИВНОСТЬ ФОРМ САМОСОЗНАНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ МОР АЛЬНЫХ КА ЧЕСТВ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Величко В.Н.

Донецкий государственныйинститут здоровья, физического воспитания и спорта

Аннотация. В статье рассматривается активность форм самосознания путем воздействия идеологических концепций через образовательные социальные институты на общественное сознание, в результате чего повышается уровень рационального начала в структуре сознания и осуществляется формирование мировоззренческих: патриотических, дружественных и гуманных моральных качеств для коммуникабельного поведения у студенческоймолодежи

Ключевые слова: национальное, интернациональное, религиозное, самосознание, самопознание, самооценка, самоконтроль, саморегуляция самоорганизация, самовыражение, моральное, студенчество Анотація. Величко В.М. Активність форм самосвідомості для формування світоглядних моральних рис у студентської молоді. В статті розглядається активність форм самосвідомості шляхом впливу ідеологічних концепцій через освітні соціальні інститути на суспільну свідомість, в наслідок чого підвищується рівень раціональної основи в структурі свідомості і здійснюється формування світоглядних: патріотичних, дружніх та гуманних моральних рис для комунікабельноїповедінки у студентськоїмолоді.

Ключові слова: національне, інтернаціональне, релігійне, самосвідомість, самопізнання, самооцінка, самоконтроль, саморегуляція, самоорганізація, самовизначення, моральне, студентство.

Annotation. Velichko V.N. The activity of forms of self-consciousness for forming outlook moral qualities in studying young people. The article deals with the activity of forms of self-consciousness by influencing through ideological concepts via educational social institutes on social consciousness, as a result of which the level of rational basis in the consciousness structure increases and the formation of outlook qualities is fulfilled, such as patriotic, friendly and humane moral ones for communicative behavior of studying young people.

Key words: national, international, religious, self-consciousness, self-cognition, self-assessment, self-control, selfregulation, self-organization, self-expression, moral, studying young people.

Введение.

Актуальностью исследования является организация применения социально-педагогических способов и активность форм самосознания для формирования мировоззренческих - патриотических, дружественных и гуманных моральных качеств у студенческоймолодежи

В статье учитывались результаты исследований процесса формирования моральной личности путем активности внутренних психических процессов [1, 216; 3, 524], воздействия идеологических концепций -национальных, интернациональных и религиозных (православных) взглядов на формирование патриотических, дружественных и гуманных моральных качеств [5, 234], мобилизации эмоционально-волевой сферы в решении социально-моральных задач [4, 216].

Работа выполнена по плану НИР Донецкого государственного института здоровья, физического воспитания и спорта.

Формулирование целей работы.

Целью исследования является определение воздействия наиболее эффективных социальных способов и активности форм самосознания для формирования мировоззренческих моральных качеств у студентов

Задачи исследования связаны с выявлением эффективности воздействия идеологических взглядов через образовательные социальные институты; раскрытием содержания действенности форм самосознания; наличием мировоззренческих моральных качеств у студенческоймолодежи.

Результаты исследо вания.

В процессе формирования мировоззренческих моральных качеств в личности следует выделить взаимосвязь воздействия социальных факторов среды и активности форм самосознания [2, 601; 3, 32]. Взаимосвязь факторов воздействия наблюдается в процессе становления и развития личности, где на начальном возрастном этапе формирования происходит более интенсивное влияние социальной среды, а затем обнаруживается повышенная активность форм самосознания.

Эффективными социальными факторами воздействия является распространение национальных, интернациональных и религиозных (православных) взглядов, которые в комплексной взаимосвязи применения повышают преимущественно уровень рационального начала в структуре общественного сознания. Если распространение национальных идей в обществе способствует повышению эмоционального начала в структуре сознания и формированию патриотических моральных качеств, а влияние интернациональных взглядов повышают преимущественно уровень рационального начала и создают условия для формирования дружественных моральных черт, то религиозные (православные) - сбалансированно уравновешивают эмоциональный и рациональный уровень сознания и формируют гуманные нравственные черты. В результате распространения патриотических, дружественных и гуманных нравственных черт в социальной среде осуществляется национальное и международное объединение индивидов для ценностного взаимообогащения и повышения культурногоуровня стран мирового сообщества.

Распространение национальных, интернациональных и религиозных (православных) взглядов в виде передачи идеологической информации следует осуществлять через социальные институты семьи, образования,

средства массовой информации, политики, религии и др. Однако более углубленноеидейное информативное осознание связано с личностно ориентированной активностью форм самосознания для формирования мировоззренческих моральных качеств индивида [4, 212]. Следует выделить наиболее восприимчивый к идеологическомуусвоению юношеский студенческийвозраст, который имеет познавательную, нравственную и коммуникативнуюпредрасположенностьк усвоению такого типа информации

Внутренний рефлексивный процесс по активизации форм самосознания предполагает действенность самооценки, самоконтроля, саморегуляции, самопознания, самоорганизации, самоопределения, самовыражения и др., способствующие обеспечить избирательное и личностно ориентированное отношение каждого индивида к данной идейной информации Передаваемая идеологическая информация через активность форм самосознания закрепляется и углубляется в сознании для коммуникабельнойповеденческой активности.

Самосознание как высшая форма развития сознания предусматривает осознание человеком своих умственных и физических возможностей, выраженных особенностью поведения

Для действенности процесса самосознания наиболее значима активность и взаимодействие таких форм, как самопознание, самооценка, самоконтроль, саморегуляция самоорганизация и самовыражение.

Форма самопознания в системе самосознания предусматривает активность самонаблюдения человека за своими внутренними возможностями и поведенческими достижениями Самопознание направляет волевые усилия по выявлению активности элементов сознания и наличие нравственных качеств под воздействием идеологических концепций.

Форма самооценки определяет ценность, значимость и активность элементов сознания, имеющих повышенный уровень эмоционального и рационального начала, а также наличие нравственных качеств и их реализацию в поведении.

Самоконтроль направляет волевые усилия на регулирование субъектом своих мыслей и действий на основе наличия определенного внутреннего эталона. Действенность самоконтроля связана с корректировкой активности необходимых элементов для повышения рационального уровня в содержании сознания и формированием недостающих нравственных качеств под воздействием трех идеологических взглядов.

Форма саморегуляции предусматривает программу внутренних действий на основе критериев успешности деятельности в соотношении с реально достигнутыми результатами. Данная форма определяет программу действий, связанную с активностью элементов сознания, с целью сбалансированной уравновешенности эмоционального и рационального начала и последовательной сформированностью нравственных качеств личности.

Самоорганизация определяет умение организовать себя, выраженное концентрацией внутренних волевых усилий по повышению уровня рационального начала в структуре сознания и сформированности гуманных черт.

Самовыражение предусматривает активность внутренних отличительных возможностей и особенностей, направленных на реализацию образцового поведения человека

Активность форм самосознания обнаруживает взаимосвязь и взаимодействие внутренних концентрированных эмоционально-волевых усилий по повышению эмоционального и рационального уровня в содержании сознания, и сформированности нравственных качеств в личности.

Углубленноеосмысление и соответствующие образцы поведения человека формируются через активные формы самосознания. Если воздействие и социальное распространение национальных взглядов вызывает интерес и мотивацию к данным идеям, то активность форм самосознания развивает патриотические нравственные черты и поведение.

Побуждение к национальным идеям закрепляется в сознании через внутреннее проявление свободных форм самопознания, самоорганизации, саморегуляции, активности самооценки, действенного самоконтроля о наличии нравственных черт и образцов поведения, а также патриотического самовыражения в коммуникабельных поступках.

Рассмотрение содержания многочисленных патриотических нравственных черт подчеркивает в них повышенный уровень эмоционального начала, а приобретение этих качеств и действенность соответствующего стиля и манеры поведения активизируют преимущественно эмоциональность в структуре сознания человека Преобладание эмоционального начала в содержании национальных нравственных черт и соответствующих поступках обнаруживается в проявлении чувства любви, преданности, верности, долга, героизма, самопожертвования и т.д.

Под воздействием и распространением интернациональных и религиозных (православных) взглядов пробуждается интерес и мотивация к соответствующим идеям, а активность форм самосознания формирует дружественные и гуманные нравственные черты и коммуникабельноеповедение

Интернациональные и религиозные (православные) идеи углубляютсяи закрепляются в сознании путем действенной активности форм самосознания, выраженного в желании принять информацию (самопознания), проявить усилия по организации ее распространения во внутренних элементах сознания (самоорганизация, саморегуляция), определить ее значимость (самооценка), осуществить контроль о наличии содержания нравственных черт (самоконтроль) и воплотить отличительные особенности в образцовое поведение (самовыражение).

Анализ содержания многочисленных дружественных нравственных черт обнаруживает в них повышенный уровень рационального начала и соответственно приобретение этих качеств активизирует

рациональное поведение в структуре сознания человека Повышенный уровень рационального начала в содержании дружественных нравственных черт и соответствующих отличительных поступках обнаруживается в проявлении братства, сотрудничества требовательности, долга, обязательности и др.

Рассмотрение содержания гуманных нравственных черт выявляет в них уравновешенность и сбалансированность эмоционального и рационального начала, а наличие этих качеств подтверждает такую уравновешенность в структуре сознания. Сбалансированность и уравновешенность двух противоположных начал обнаруживается в содержании религиозных гуманных нравственных качеств и коммуникабельных поступках [1, 425].

Преобладание эмоционального уровня возможно выделить в религиозных гуманных чертах сопереживания, сострадательности, добросердечии, милосердии, отзывчивости, ненавязываемости, неосуждении и др.

Повышенное рациональное начало обнаруживается в таких гуманных качествах, как участливость, сознательное доброделание, непредвзятость, умеренность, беспристрастность, рассудительность, самоутверждение и т.д.

Таким образом, под воздействием национальных, интернациональных и религиозных (православных) взглядов и их распространением в существующей среде у людей пробуждается интерес и мотивация к данным идеям, а через активность форм самосознания (самопознание, самооценка, самоконтроль, саморегуляция самоорганизация, самовыражение и др.) осуществляется формирование патриотических, дружественных и гуманных нравственных качеств и коммуникабельноеповедение.

Наличие в общественном сознании взглядов на основе осмысленной идеологической информации, сформированных патриотических, дружественных и гуманных нравственных чертах отличительных особенностей поведения и сбалансированной уравновешенности эмоционального и рационального начала в сознании создаются условия для формирования мировоззренческих моральных качеств у студенческой молодежи.

Под воздействием трех идеологических концепций через социальные институты и формы самосознания осуществляется познавательная активность внутренних элементов сознания. В результате воздействия национальных идей повышается эмоциональный уровень, осуществляется активность преимущественно познавательных процессов ощущения и воображения, чувств, меланхолического темперамента, интровертируемого характера и художественных способностей. Под воздействием интернациональных концепций происходит повышение преимущественно рационального уровня в структуре сознания, выраженного в активности познавательных механизмов восприятия, мышления и памяти, волевых усилий, сангвинического, холерического, флегматического темпераментов, экстравертируемогохарактера, умственных способностей. Воздействие религиозных (православных) идей сбалансированно повышают и уравновешивают эмоциональный и рациональный уровень в структуре сознания, тем самым активируя познавательные процессы ощущения, восприятия, мышления, памяти, воображения, чувств, воли, всех типов темперамента, экстравертируемогои интровертируемогохарактера, художественныхи умственных способностей

Результаты опроса 351 студентов шести донецких вузов доказывают преобладание у них эмоционального начала в исходной структуре сознания, о чем свидетельствует разница в 273 ответа или 4% в сравнении с рациональной наполняемостью. Результаты анкетных данных выявили у респондентов наличие большинства моральных качеств, сформированных под воздействием национальных, интернациональных и религиозных идей [5, 236].

В нравственных национальных чертах выявлено преобладание уровня рационального начала, выраженного количественной разницей данных в 243 ответах или 12% соотношением. Содержание наполняемости интернациональных моральных качеств определена также доминированием рациональной основы, которая составляет разницу в 605 ответах или 12% соотношением а в религиозных нравственных чертах обнаружено преобладание эмоционального начала, выраженного разницей в 554 ответах или в 12% соотношении.

В результате объединения анкетных данных в содержании национальных, интернациональных моральных качеств определяется доминирование рационального начала (об этом свидетельствуетразница в 848 ответах или 24%), а повышенный эмоциональный уровень содержится в религиозных нравственных качествах (это доказывают полученные 554 ответа или 12%). В результате комплексного воздействия национальных, интернациональных и религиозных идей на элементы сознания, как доказывает социологический опрос, происходит повышение уровня рационального начала (исходная структура сознания 7% респондентов содержит повышенный уровень эмоциональной основы, об этом свидетельствуют данные 273 ответов, что в процентном соотношении составляет 4% от общего количества ответов), подтверждается данными 848 ответов (24%), которые составляют разницу противоположных ответов Исследование доказывает, что под воздействием национальных и интернациональных идей происходит повышение уровня рационального начала, через влияние религиозных идей осуществляется повышение эмоциональной основы, в частности участие в обрядах и обычаях, а действенное выполнение христианских заповедей и предписаний, связанных с личностно ориентированным совершенствованием, повышает рациональную наполняемость структурных элементов сознания [4, 228-231].

Результаты анкетирования подтверждают недостаточную активность форм самосознания в углубленном осознании идеологической информации, выраженного в отсутствии сбалансированной уравновешенности

эмоционального и рационального уровня в содержании сознания, и патриотических, гуманных нравственных чертах.

Активность самосознания, связанная с реализацией форм самооценки, самоконтроля, самоорганизации, саморегуляции, самопознания, самоопределения, самоутверждения и др. в сочетании со способами воздействия и распространения через социальную среду идеологических концепций создает условия для более углубленного личностно ориентированного осознания информации с последующей реализацией в гуманном поведении человека.

Распространение идеологических взглядов в социальной среде и активность форм самосознания по углубленному усвоению данной информации способствуют повышению уровня рационального начала в структуре сознания и формированию патриотических, дружественных и гуманных нравственных качеств у студенческоймолодежи Выводы.

В результате комплексного воздействия национальных, интернациональных и религиозных (православных) взглядов на общественное сознание через социальные институты семьи, образования, средства массовой информации, политики, религии и др. в сочетании с активностью личностно ориентированными формами самосознания: самопознание, самооценка, самоконтроль, саморегуляция самоорганизация,

самовыражение и т.д. осуществляется сбалансированная уравновешенность эмоционального и рационального уровня в структуре сознания, в результате чего создаются условия для формирования мировоззренческих моральных качеств: патриотизма, дружественности и гуманизма у студенческоймолодежи

Перспективы дальнейших исследований в данном направлении заключаются в целесообразности рассмотрения воздействия идеологических взглядов и активности форм самосознания для формирования мировоззренческих моральных качеств в разных возрастных группах населения.

Литература

1. Фромм Э. Душа человека: Сб.: Пер с англ. /Э.Фромм. - М.: ООО «Изд-во АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2004. - 572 с.

2. Лосский А.О. Ценность и Бытие: Бог и Царство Божие как основа ценностей. - Харьков: Фолио: М.: ООО «Фирма изд-во АСТ», 2000. - 864 с.

3. Бердяев Н.А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека - Харьков: Фолио; М.: ООО «Изд-во АСТ», 2002. - 688 с.

4. Бех І.Д. Виховання особистості: У 2 кн. Кн.2: Особистісно орієнтований підхід: науково-практичні засади. - К.: Либідь, 2003. - 344 с.

5. Величко В.Н. Развитие духовной личности. - Донецк: ДЭГИ, 2006. - 259 с.

Поступила в редакцию 03.04.2008г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.