Научная статья на тему 'Активная работа на уроках математики как средство формирования алгоритмической культуры учащихся классов компенсирующего обучения'

Активная работа на уроках математики как средство формирования алгоритмической культуры учащихся классов компенсирующего обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛГОРИТМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА УЧАЩИХСЯ / КЛАССЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ / СНИЖЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / УСПЕВАЕМОСТЬ / АКТИВНАЯ РАБОТА НА УРОКЕ / ALGORITHMIC CULTURE OF THE STUDENTS / CLASSES OF COMPENSATORY EDUCATION / IMPAIRED PERFORMANCE / ACADEMIC PROGRESS / ACTIVE WORK OF THE LESSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляева И. С., Струменщикова К. Е.

Школьники, не освоившие программу учебного года, переводятся в классы компенсирующего обучения. Отличительным признаком таких детей является сниженная работоспособность, которую можно восполнять активной работой на уроке, имеющей по результатам исследований взаимосвязь с успеваемостью. В связи с этим формировать алгоритмическую культуру учащихся таких классов актуально через активную работу, основывающуюся на использовании в обучении наглядных образов и с опорой на жизненный опыт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Беляева И. С., Струменщикова К. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVE WORK OF THE LESSONS IN MATHEMATICS AS A MEANS OF FORMING ALGORITHMIC CULTURE OF THE STUDENTS IN CLASSES OF COMPENSATORY EDUCATION

School students, not mastered the program of the school year, are translated into classes of compensatory education. The hallmark of these children is impaired performance that can replenish the active work of the lesson having the results of research the relationship with academic progress. In this connection form algorithmic culture of the students of such classes actually with active work based on the use of visual images in the training and with a reliance on life experience.

Текст научной работы на тему «Активная работа на уроках математики как средство формирования алгоритмической культуры учащихся классов компенсирующего обучения»

^^^ПЕДАГОГИКАИПСИХОЛОГИЯ

И. С. БЕЛЯЕВА

кандидат педагогических наук, профессор кафедры геометрии и методики преподавания математики Орловского государственного университета

К.Е. СТРУМЕНЩИКОВА

аспирант кафедры геометрии и методики преподавания математики Орловского государственного университета E-mail: [email protected] Тел. 8 920 0849158

АКТИВНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ АЛГОРИТМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ КЛАССОВ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Школьники, не освоившие программу учебного года, переводятся в классы компенсирующего обучения. Отличительным признаком таких детей является сниженная работоспособность, которую можно восполнять активной работой на уроке, имеющей по результатам исследований взаимосвязь с успеваемостью. В связи с этим формировать алгоритмическую культуру учащихся таких классов актуально через активную работу, основывающуюся на использовании в обучении наглядных образов и с опорой на жизненный опыт.

Ключевые слова: алгоритмическая культура учащихся, классы компенсирующего обучения, сниженная работоспособность, успеваемость, активная работа на уроке.

Одним из вариантов дальнейшей подготовки школьников, не освоивших программу учебного года на ступенях начального общего и основного общего образования, согласно закону Российской Федерации «Об образовании» является их перевод в классы компенсирующего обучения с меньшим числом учащихся. Такие классы создаются для детей с недостаточной степенью готовности к обучению, ко -торые, имея нормальное интеллектуальное развитие, испытывают трудности в усвоении учебных занятий и умений, у них наблюдается неустойчивость, слабая целенаправленность деятельности, что в конечном итоге сказывается на успеваемости. Принимаются в эти классы и соматически ослабленные школьники, имеющие нарушение работоспособности в связи с повышенной утомляемостью, и педагогически запущенные, воспитывающиеся и обучающиеся в неблагоприятных социальных условиях.

Для учащихся классов компенсирующего обучения характерен низкий уровень выполнения заданий, обусловленный слабой учебной мотивацией и отсутствием познавательных интересов, а также сниженной работоспособностью школьников. Поэтому существует необходимость особой организации деятельности учителя по её восполнению, которая, по нашему мнению, должна производиться с помощью активной работы на уроке. К тому же в ряде научных исследований выявлена взаимосвязь между активностью на уроках и успеваемостью учеников.

Следует отметить, что условием успешного познавательного процесса в классах компенсирующего обучения является использование алгоритмического подхода, предполагающего точное, общепонятное описание последовательности интеллектуальных операций. Умение использовать простейшие алгоритмы организует мыслительную деятельность школьников, что необходимо при усвоении учебного материала в основной школе при изучении базовых понятий и предложений курса математики.

Мы считаем, что формирование алгоритмической культуры будет наиболее эффективным в сочетании с активной работой учащихся, а соответствующие уроки в классах компенсирующего обучения должны быть построены на следующих положениях:

1. использование в обучении наглядных образов;

2. обращение к жизненному опыту учащихся;

3. развитие познавательных интересов. Раскроем каждое из перечисленных положений.

Отсутствие образного характера обучения приводит к тому, что некоторые школьники, не воспринимая формального характера изучения понятий, теряют интерес к учёбе, у них снижается уровень выполнения заданий, что в свою очередь ведёт к неуспеваемости. Поэтому использование наглядных образов в обучении является актуальной задачей, особенно в классах компенсирующего обучения.

© И.С. Беляева, К.Е. Струменщикова

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

В этих классах при формировании алгоритмической культуры в начале изложения нового материала вместе с учащимися можно составлять опорные схемы, представляющие собой алгоритмические предписания для решения задач и упражнений, чтобы затем пользоваться ими в течение изучения всей темы. Они уменьшают нагрузку на память и помогают школьникам преодолеть свой страх перед необходимостью изложить материал самостоятельно.

Здесь также целесообразно применение обучающих карточек, состоящих из: опорной формулы, решенных примеров и заданий, которые учащимся нужно решить самостоятельно, они помогают ученикам освоить ранее непонятый материал и хорошо понять новую тему.

Приведём пример алгоритма решения уравнения ах2 + Ьх + с = 0 в табличной форме записи, позволяющей его наглядно показать и чётко раскрыть.

№ действия Содержание действия

1 Б = Ь2 - 4ас

2 если Б>0, то уравнение имеет 2 корня если Б=0, то уравнение имеет 1 корень если Б<0, то уравнение не имеет корней

3 - Ь +4Б х1 = 2а - ь-4Б 2 2а Ь х =-- 2а

Осуществление второго положения требует такой организации преподавания математики, при которой учащимся демонстрируется алгоритмич-ность деятельности человека, заключающаяся в выполнении точной и строгой последовательности большинства действий в жизни и взаимосвязанная с предварительным планированием.

Связь изучения математики в классах компенсирующего обучения с жизнью очень важна в силу того, что зачастую такие дети хорошо запоминают только то, над чем потрудились сами: если ученик что-то рисовал, чертил, закрашивал, вырезал, то это что-то само по себе становится опорой для его памяти. Для школьников необходимо придумать такие реальные ситуации, которые были бы им понятны и интересны. Поэтому при изложении материала в этих классах желательно опираться на жизненный опыт учащихся, использование которого необходимо направлять на формирование алгоритмической культуры.

Например, при закреплении или повторении алгоритмов выполнения действий с десятичными дробями можно использовать следующую задачу, в

которой речь идёт об оплате за подключение к сети Интернет и возможности этой оплаты с помощью различных тарифных планов, что, учитывая информатизацию общества и компьютерную грамотность школьников в настоящее время, а также актуальность воспитания экономности, тесно взаимосвязано с жизнью современного человека.

Абонентская плата тарифного плана №1 за подключение к сети Интернет составляет 333 рубля в месяц, абонентская плата тарифного плана №2 - 444 рубля в месяц. Расчётный период - 30 дней. Ежемесячный платёж списывается со счёта 1 числа месяца. При первоначальном подключении плата за неполный расчётный месяц взимается из расчёта стоимости одного дня относительно полного месяца. Через 21 день абонент решил поменять тарифный план №1 на №2. На сколько дней ему хватит оставшихся денежных средств на счёте?

Для того чтобы решить данную задачу, учащимся нужно найти стоимость одного дня подключения к сети Интернет по тарифному плану №1 и №2, плату за 21 день по тарифному плану №1 и оставшуюся сумму, а затем количество дней, на которые её хватит при тарифном плане №2, выполнив при этом действия с десятичными дробями, основывающиеся на правилах в виде алгоритмических предписаний.

Третье положение - развитие познавательных интересов - является необходимым условием процесса обучения, так как чем выше интерес, тем активнее идёт работа на уроке и соответственно выше результаты. В своём развитии познавательный интерес характеризуется познавательной активностью. Отправным моментом в его развитии может послужить занимательность какой-либо ситуации, так как сам интерес возникает к тому, что для школьников имеет значимость. Учащиеся могут быть включены в реальные виды деятельности, где они приобретают практический опыт. Так, например, можно использовать задачу следующего содержания, занимающую учащихся и являющуюся алгоритмическим предписанием для приготовления мороженого.

1) 3 яичных желтка взбить с 1 чайной ложкой сахарной пудры;

2) почти доведённое до состояния кипения молоко (300 г) тонкой струёй не спеша влить в желтково-сахарную массу, постоянно помешивая её;

3) полученный крем процедить через сито в глу -бокую чистую кастрюлю;

4) варить на медленном огне, пока масса не загустеет;

5) дать остыть, влить растопленный горький шоколад, масса которого составляет 2/3 от массы

^Р^^ЕДАГОГИКАииСИХОЛОИИЯ

молока и сливки массой в 3/4 от массы шоколада;

6) разлить крем по формам для мороженого, заморозить.

Сколько граммов горького шоколада и сливок необходимо для приготовления шоколадного мороженого по данному рецепту?

Эта задача представляет собой объединение опоры на заинтересованность учащихся и жизненный опыт в виде реальной ситуации, задаваемой предписанием и взаимосвязанной с планированием выполнения действий, и потому она направлена на развитие познавательной активности.

Таким образом требование развития познавательных интересов теснейшим образом переплетается с остальными положениями. Наглядные образы и опора на жизненный опыт могут выступать средствами развития познавательных интересов. Для исполнения указанного требования и осуществления активной работы на уроке можно применять задачи, имеющие образный и практический характер. Они должны широко использоваться как при введении новых математических понятий, так и при изучении свойств этих понятий.

Библиографический список

1. Аут К.-Х., Виленкин Н.Я. О роли основных принципов дидактики в преподавании школьного курса математики. Математика в школе. 1987; 1: 41-44.

2. Груденов Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики. М.: Просвещение, 1990.

3. ГусевВ.А. Психолого-педагогические основы обучения математике. М.: Вербум-М, 2003.

4. Мигунова Н.П. Некоторые приёмы активизации познавательной деятельности учащихся. Математика в школе. 2000; 6: 15-16.

5. Монахов В.М., ЛапчикМ.П., Демидович Н.Б., Червочкина Л.П. Формирование алгоритмической культуры школьника при обучении математике. М.: Просвещение, 1978.

6. Самбикина О.С. Индивидуальный стиль учебной деятельности (на материале лонгитюдного исследования школьников разного пола). Диссертация на соискание учёной степени кандидата психологических наук. Пермь: 1998.

7. СмирноваИ.М. Интерес и его измерение на уроках математики. В кн.: Гусев В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике в средней школе. Выпуск I. М. Прометей, 1992.

8. ТашесЕ.Г. Методика обучения отстающих учащихся. Математика в школе. 1993; 4: 33.

9. Цукарь А.Я. Изучение функций в VII классе с помощью средств образного характера. Математика в школе. 2000; 4: 20-27.

10. Закон РФ «Об образовании».

11. Примерное положение о классе (классах) компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях.

12. Рекомендации по отбору детей в классы компенсирующего обучения.

13. http://orel.netbynet.ru/

14. http://vse-secrety.ru/

I.S. BELIAEVA, K.E. STRUMENSHCHIKOVA

ACTIVE WORK OF THE LESSONS IN MATHEMATICS AS A MEANS OF FORMING ALGORITHMIC CULTURE OF THE STUDENTS IN CLASSES OF COMPENSATORY EDUCATION

School students, not mastered the program of the school year, are translated into classes of compensatory education. The hallmark of these children is impaired performance that can replenish the active work of the lesson having the results of research the relationship with academic progress. In this connection form algorithmic culture of the students of such classes actually with active work based on the use of visual images in the training and with a reliance on life experience.

Key words: algorithmic culture of the students, classes of compensatory education, impaired performance, academic progress, active work of the lesson.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.