Научная статья на тему 'Активизирующий системный подход в современной профориентационной работе: проектирование системы профессионального самоопределения'

Активизирующий системный подход в современной профориентационной работе: проектирование системы профессионального самоопределения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1541
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / PROFESSIONAL ORIENTATION / АКТИВИЗИРУЮЩИЙ СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ACTIVATING SYSTEM APPROACH TO VOCATIONAL GUIDANCE / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ДОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / DESIGN OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AND INDIVIDUAL PRE-PROFESSIONAL TRAJECTORY / ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / PRE-PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бузунова И.В.

В статье обозначены основные принципы активизирующего системного подхода в профориентационной работе в соответствии с современными трендами социального и экономического развития общества. Активизирующий подход в профориентации предполагает оказание помощи обучающимся в самоопределении, которая ориентирована на присвоение ими навыков активного выбора, формирование представлений о мире, а также освоение новых стандартов мышления и деятельности. Данный подход требует комплексного решения задач профориентации, устойчивой связи личностного и профессионального самоопределения. Попытки реализовать системный подход в профориентационной работе вскрывают многосубъектность и многофакторность процесса, его нелинейность. В работе раскрыты целевые и инструментальные компоненты профориентационной деятельности, на основе которых выделены базовые направления современной профориентации: интересы и навыки будущего, отрасли и профессии будущего, допрофессиональные опыты, технология профессионального выбора. В соответствии с решением современных задач допрофессионального развития детей определяется содержание психологической работы в дополнительном образовании. В статье обосновывается необходимость построения психологической деятельности в логике проектирования образовательной среды и индивидуальной допрофессиональной траектории обучения, раскрываются основные аспекты формирования такого рода модели психолого-педагогической работы. Данная статья является актуальной для решения образовательных задач на фоне растущего практического интереса общества, частных и государственных образовательных учреждений к профориентационной деятельности обучающихся. Обозначенные в работе позиции могут применяться при проектировании и реализации соответствующей деятельности в общем и дополнительном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Активизирующий системный подход в современной профориентационной работе: проектирование системы профессионального самоопределения»

I. ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

НАУКИ

УДК 37.047

И. В. Бузунова (Магнитогорск, Россия)

АКТИВИЗИРУЮЩИЙ СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ: ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Аннотация. В статье обозначены основные принципы активизирующего системного подхода в профориентационной работе в соответствии с современными трендами социального и экономического развития общества. Активизирующий подход в профориентации предполагает оказание помощи обучающимся в самоопределении, которая ориентирована на присвоение ими навыков активного выбора, формирование представлений о мире, а также освоение новых стандартов мышления и деятельности. Данный подход требует комплексного решения задач профориентации, устойчивой связи личностного и профессионального самоопределения. Попытки реализовать системный подход в профориентационной работе вскрывают многосубъектность и многофакторность процесса, его нелинейность. В работе раскрыты целевые и инструментальные компоненты профориентационной деятельности, на основе которых выделены базовые направления современной профориентации: интересы и навыки будущего, отрасли и профессии будущего, допрофессиональные опыты, технология профессионального выбора. В соответствии с решением современных задач допрофессио-нального развития детей определяется содержание психологической работы в дополнительном образовании. В статье обосновывается необходимость построения психологической деятельности в логике проектирования образовательной среды и индивидуальной допрофес-сиональной траектории обучения, раскрываются основные аспекты формирования такого рода модели психолого-педагогической работы. Данная статья является актуальной для решения образовательных задач на фоне растущего практического интереса общества, частных и государственных образовательных учреждений к профориентационной деятельности обучающихся. Обозначенные в работе позиции могут применяться при проектировании и реализации соответствующей деятельности в общем и дополнительном образовании.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация, активизирующий системный подход, профориентация, проектирование образовательной среды, индивидуальная допрофессиональная образовательная траектория, допрофессиональ-ное развитие.

Введение

Вопрос о задачах системы образования в современном мире требует понимания его целевой установки, которая заключается в формировании социально и экономически самостоятельного человека, способного к адекватному самоопределению в изменяющейся среде, готового к профессиональному и личностному развитию в современных условиях.

Важно осознавать современные тенденции развития мира и системы образования, среди которых мы выделяем следующие:

1) высокую скорость технологических, экономических и социальных изменений (мобильность, высокую скорость жизни и происходящих процессов, смену видов деятельности в течение жизни; необходимость постоянного освоения нового; предприимчивость - работу с неопределенностью, умение искать ресурсы и создавать новое);

2) появление и развитие новых технологий (автоматизация производства, развитие 1Т-

технологий, внедрение робототехники, электроники; интеллектуализация профессий);

3) исчезновение границ между отдельными профессиями; изменение мира профессий и развитие представлений о профессиях будущего (см. «Атлас новых профессий» [2]);

4) высокие требования к профессионализму, выделение надпрофессиональных компетенции как универсальных навыков, необходимых для успешного профессионального будущего;

5) развитие информационной среды и доступность международных профессиональных контактов (международные конкурсы WorldSkills, JuniourSkills; изменение отношения к рабочим профессиям в мире);

6) идеологию успеха, достижений и гражданской активности (пропаганда активного влияния общества на происходящие процессы, формирование гражданского общества, развитие волонтерства, поддержка некоммерческих организаций);

7) изменение отношения к образованию (появление устойчивого интереса к естественнонаучному, математическому и техническому образованию (идеи технопарков); развитие понятий «непрерывное» и «широкополосное образование»; использование открытых ресурсов и формирование соответствующих умений по их использованию).

Указанные тенденции заставляют пересматривать и актуализировать профориентаци-онные задачи системы образования. И здесь необходима не просто ориентация на существующий мир профессий, а развитие интересов обучающихся, формирование надпрофессио-нальных компетенций; нужна навигация в изменяющемся мире профессии, построение образовательных программ в соответствии с новыми стандартами профессионализма.

Анализ современной практики профориентационной работы в образовательных учреждениях позволяет говорить, с одной стороны, о существовании определенных сложностей в реализации этих задач в системе общего образования, а с другой стороны, о потенциале дополнительного образования в их решении.

Именно дополнительное образование с его практико-ориентированностью, возможностью специализации и развития интересов, построением индивидуальной образовательной траектории, потенциалом в формировании надпрофессиональных компетенций может решать задачи современного допрофессионального развития обучающихся.

Проблема профессионального самоопределения и профориентации является весьма изученной в психолого-педагогическом направлении. Так, развитие представлений о профессиональном самоопределении прослеживается в трудах С. Н. Чистяковой, Е. И. Головахи, А. А. Кроника, Е. А. Климова, В. Е. Гаврилова, И. Н. Назимова, Б. А. Федоришина, А. М. Голомштока, А. Д. Сазонова, Н. С. Пряжникова,

П. Г. Щедровицкого и др. Подробный обзор публикаций указанных авторов можно найти работах, представленных в пристатейном списке литературы [3; 4; 6].

Собственное понимание сущности профориентации на современном этапе мы обозначаем в рамках активизирующего системного подхода. Наиболее близка наша методологическая позиция работам Н. С. и Е. Ю. Пряжниковых [6], исследованиям по философии и технологии социокультурного проектирования Н. Г. Алексеева [1], В. И. Слободчикова [7; 8; 9], Г. П. Щедровицкого и их последователей [10; 11]. В этой методологической традиции самоопределение рассматривается как способность человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, как умение переосмысливать собственную сущность.

Активизирующий подход к профессиональной ориентации развивается в работах Н. С. Пряжникова [6]. Мы обозначаем необходимость дополнения данного понимания профориентации системным подходом, который предполагает признание многосубъектности и

многофакторности процесса, нелинейности влияния различных субъектов и факторов на профессиональное самоопределение.

Основные положения активизирующего системного подхода к профессиональной ориентации

Обозначим основные положения нашего понимания профессиональной ориентации в рамках активизирующего системного подхода:

1. Активизирующий подход на современном этапе требует комплексных решений в области профориентации, связи личностного и профессионального самоопределения. Важно отметить омоложение проблемы самоопределения: родители и педагоги стали раньше ожидать от детей осуществления выбора профиля обучения. Такие ожидания предполагают развитие технологий работы над формированием способности делать выбор будущей профессии значительно раньше, до наступления подросткового и старшего школьного возраста. В современной психологии однозначно фиксируется мощная связь представлений о себе и мире и реальности, мы должны понимать, что в большинстве диагностических тестов измеряются представления о себе, а не сами способности и компетенции. В связи с чем важно не только «измерять» личностные характеристики (тестирование представлений), но и научить (ся) управлять и формировать их. В связи с вышеобозначенным активизирующий подход в профориентации предполагает оказание помощи в самоопределении, ориентированной на присвоение навыков активного выбора и формирования представлений о мире, освоение новых стандартов мышления и деятельности.

2. Системный подход реализуется в многосубъектности и многофакторности процесса, а также в нелинейности процесса их влияния на пофессиональное самоопределение. Понимание профессионального самоопределения как многофакторного процесса, предполагает выделение следующих факторов: биологического, психологического, социального и фактор жизнетворчества (самодетерминации).

Схематично данные факторы представлены на рисунке 1. Профориентация при этом рассматривается не как узкоспециализированная область психологического знания или образования, а как средство социализации молодого поколения путем формирования у него способности к профессиональному самоопределению, к целеполаганию, анализу ситуации, складывающейся на рынке труда.

Многосубъектность профессионального самоопределения предполагает необходимость включения в работу всех субъектов общего и профессионального образования, всего сообщества профессионалов. Не менее значимо осмысление влияния на процесс самоопределения «неорганизованных» субъектов (стихийное влияние). При этом важна организация работы с формирующимися картинами мира и представлениями обучающихся. В школьной системе образования ребенку одновременно транслируется более 12 картин мира с позиции различных школьных предметов, поэтому необходимо пространство «сборки», осмысления и интеграции приобретаемых знаний и формирующихся представлений. По сути такого рода

Жнзн етв ос ч е ств а

(здоровье, тело)

Рис. 1. Факторы профессионального самоопределения

работа предполагает организацию предметных и межпредметных связей в действии, пробле-матизацию и рефлексию в данной области через инициирование ответов на вопросы: «Как я смотрю?», «Как думаю?», «Как можно смотреть и как думать?». Этот аспект профориента-ционной деятельности является одним из наименее проработанных, в связи с чем можно обозначить существующую проблему: отсутствие у подростков способности порождать для себя новые онтологии и действовать в ситуации неопределенности.

Проблемы современного профессионального самоопределения говорят о том, что многофакторность и многосубъектность данного процесса чаще не учитывается. Как следствие мы наблюдаем:

- учет обучающимися только оного фактора при выборе будущей профессии;

- ориентацию на профессии и профессиональный рынок «вчерашнего» дня;

- разрыв между представлениями о профессиях, своем будущем и реальными условиями социальной и экономической жизни;

- отсутствие у подростков способности порождать для себя новые онтологии и действовать в ситуации неопределенности.

Решение данных проблем нами видится в организации перехода профессиональной ориентации из ситуации реагирования в ситуацию опережения. Понимание одновременности воздействия субъектов и факторов требует осознания сложности и нелинейности их влияния на выбор обучающихся, что предполагает освоение технологий работы с динамическими сложно организованными реальностями в режиме исследования и проектирования. Схема работы по самоопределению предполагает интеграцию в поле своего внимания внешних факторов (ситуация в мире, стране, области, городе), внутренних факторов и осознания их изменчивости в пространстве и времени.

Таким образом, важно понимать, что профориентация - не частная задача, а важная многосубъектная и многофакторная часть системы образования человека. Образование при этом мы понимаем, как процесс развития и интеграции человека (объекта и субъекта) в мир, формирование активного, социально и экономически грамотного и эффективного человека.

Принципы организации системной работы

Размышляя о принципах организации системы профориентационной работы, мы прежде всего должны понимать целевые установки данного процесса. Структура понимания данного аспекта профориентации отражена нами на рисунке 2.

Рассмотрим подробнее обозначенные целевые компоненты профориентаци-онной деятельности:

1. Мотивационный и мировоззренческий компонент профессионального самоопределения предполагает развитие системы интересов через расширение представлений о себе и мире. Это актуализирует контакт обучающихся непосред-Рис.2. Целевой компонент профориентационной деятел ьности

венно с профессиональной средой и стимулирует вовлечение их в практическую деятельность, организует помощь в осуществлении выбора направления своей практики и развитие собственной позиции через связывание опыта деятельности с пространством «Я».

2. Активизация мышления реализуется через проработку проектировочной цепочки «замысел - проектирование - реализация - рефлексия (анализ, понимание, оценка, коррек-

ция)» и освоение универсальных типов деятельности: исследование - проектирование -стратегирование.

3. Целенаправленная работа по развитию способностей и надпрофессиональных компетенций предполагает формирование общих способностей (организационно-деятельностных, познавательных, коммуникативных, работоспособности) и современных ориентиров в их развитии (напрофессиональных компетенций); а также специальных способностей посредством практической деятельности в конкретном направлении.

4. Система профориентационной работы включает формирование и использование ори-ентационной схемы и навыков самоопределения (ответственность, границы, выбор и понимание, как его осуществлять, позиционность, ответственность).

5. Задействование навыков средовой реализации как компонент профориентации предполагает развитие способности обучающихся действовать, видеть и использовать открывающиеся возможности; работать с неопределенностью; развивать жизнестойкость, предпринимательскую активность (посредством прохождения в практике деятельности цикла проектирования «понимание - замысел - реализация - рефлексия»).

Инструментальный компонент профориентационной деятельности

Инструментальный компонент профориентационной деятельности включает в себя отражение психолого-педагогических средств, которые необходимо использовать для достижения обозначенных выше целевых ориентиров профессионального самоопределения. Понимание нами данного аспекта профориентации отражено на рисунке 3.

Рис.3. Инструментальный компонент профориентационной деятельности

Общая рамка профориентационной работы задается для нас деятельностных подходом и системно-мыследеятельностной методологией (СММ), в соответствии с которыми активизация мышления и способностей ребенка осуществляется через его включение в деятель-ностный контакт с социальной средой, вовлечение в практику деятельности на уровне понимания и действия.

Накопленный нами опыт позволяет использовать образовательные технологии, построенные на традициях организационно-деятельностных игр (ОДИ), проектирования, форсайт-технологиях, т. е. методиках прогнозирования своего будущего, активизирующих диагностических и проектирующих методиках.

Важно выделить следующие базовые психолого-педагогические средства в профориен-тационной деятельности с позиции деятельностного подхода и СММ:

1. Проектирование полисубъектной открытой образовательной среды, основанной на принципах социального партнерства, объединения ресурсов различных субъектов профори-ентационной деятельности: предприятия города, организации некоммерческого сектора, учреждения профессионального технического образования и колледжи, учреждения высшего образования (например, г. Магнитогорска, Челябинской области и Российской Федерации). Данное направление предполагает также вовлечение в профориентационную работу всех субъектов образовательного процесса: педагогического коллектива, родителей, обучающихся. Открытость образовательной среды создается за счет инициирования разного рода выхода детей и подростков в мир, включения их в практику деятельности, предполагающей контакт с реальной городской средой, реальным миром профессий.

2. Создание модели самоопределения, содержащей базовые компоненты (факторы выбора) и включение в нее обучающихся и других субъектов образовательного процесса, вовлечение их в практику деятельности по самоопределению.

3. Проектирование активизирующей модели профориентационной работы, предполагающей учет многофакторности самоопределения (разработка программ с учетом и проработкой всех факторов профориентации), работу с представлениями и видением будущего, акцент на самоисследовании, самопроектировании, самостратегировании.

4. Создание условий для практики обучающихся в универсальных типах деятельности (исследование, проектирование, стратегирование) и для системы профессиональных проб. Современный этап развития образования требует вовлекать обучающихся в пространство исследования, проектирования и стратегирования. Сегодня важно создавать условия для освоения детьми роли проектировщика (автора, творца), активно открывающего и строящего собственную профессиональную и образовательную траекторию. Работа при этом идет максимально эффективно, когда у субъектов появляется собственная позиция: возможность самоопределиться, взять ответственность на себя. Позиция проектировщика раскрывается через этапы: «хочешь (замысел) ^ действуешь (реализация) ^ готов осмыслить и понести ответственность за результаты (рефлексия)».

Профессиональные пробы - это один из наиболее важных инструментальных компонентов профориентации. Именно через организацию допрофессиональных опытов на этапе выбора профессии, посредством реализации модульных программ, прохождения практических школ и реализации проектов происходит развитие интересов и способностей детей. Возникает более осознанное понимание самим субъектом сути будущей профессии, а соответственно, появляется возможность для не «фантазийного», а реального выбора направления дальнейшего профессионального развития.

5. Организация с участниками образовательного процесса рефлексии полученного опыта деятельности, а следовательно, овладение рефлексивными практиками и формирование рефлексивного мышления.

На основе обозначенных инструментальных компонентов базовыми направлениями современной профориентационной работы мы видим:

1. Интересы и навыки будущего - развитие надпрофессиональных компетенций, интересов и мотивации, включая развитие познавательной деятельности (тренажеры, образовательная кинестетика) и формирование психологического компонента деятельности.

2. Отрасли и профессии будущего - формирование представлений о будущем, осознание трендов и специфики развития современного мира.

3. Допрофессиональные опыты (модули) - знакомство с реальностью профессионального мира, опыт исследовательской и проектной деятельности (освоение универсальных типов деятельности), средовое образование, практические встречи с профессионалами. Профессиональные пробы позволяют осуществлять развитие интересов и способностей. При этом необходимо развитие рефлексии полученного опыта (Как я действую? Какой я в деятельности? На что мне нужно обратить внимание?). Это направление позволяет обучающимся осуществлять свой выбор осознанно и строить собственное развитие с опорой на реальность, а не на мир фантазий и собственных неполных или искаженных представлений.

4. Технология профессионального выбора - освоение ориентационных схем и принципов активного выбора (Как выбирать? Какие нужны навыки и знания для этого?). Данное направление предполагает развитие представлений о себе, знания себя (в том числе профессий в своей семье, в роду), навыков саморазвития.

Обозначенное нами содержание профориентационной работы требует особого понимания целей и содержания психологической работы в его сопровождении. На наш взгляд, необходимо построение психологической деятельности в логике проектирования образовательной среды и индивидуальной допрофессиональной траектории обучающихся, а не только и не столько в ключе привычном проблемной ориентации. Необходимо формирование модели психолого-педагогической работы с ориентацией на будущее.

Цель работы при таком подходе состоит в психолого-педагогическом сопровождении профессионального самоопределения, личностного (социокультурного, социально-экономического, интеллектуального и творческого) развития учащихся, помощи в проектировании индивидуальной образовательной траектории как траектории допрофессионального развития детей.

Предметом или «мишенями» работы психолога в данном случае являются:

- интересы и мотивация обучающихся как динамические и развивающиеся категории, нуждающиеся не только в диагностике, но и в создании условий для их развития, формирования, углубления и расширения;

- возможности ребенка, его способности, а также представления о них;

- надпрофессиональные компетенции как универсальные навыки будущего;

- проектирование ребенком и его родителями, педагогами индивидуальной образовательной траектории как ключевой части жизненного пути человека. Это предполагает работу психолога в режиме организации самоисследования (самодиагностики), самопроектирования, на основе обсуждения вопросов жизненной стратегии обучающихся;

- реализация других психологических аспектов профессионального самоопределения в вышеизложенном понимании.

Заключение

Реализация активизирующего системного подхода в профессиональной ориентации как базового в работе психолога в системе дополнительного образования требует понимания полисубъектности данного процесса, формирования разновозрастной событийной детско -взрослой общности как ключевой модели организации процесса образования.

В связи с этим следует выстраивать собственную работу, вовлекая всех субъектов образовательного процесса (профессионалов (психолого-педагогического и других профилей), родителей, обучающихся) в совместную работу по проектированию развивающих событийных процессов.

На сегодняшний день в работе с полисубъектным сообществом мы развиваем следующие новые направления:

1. Практическая лаборатория психолого-педагогического образования и социокультурного проектирования, включающая:

- развитие новых форм образования, в том числе средового образования (что предполагает построение связи «семья - образование - город как среда реализации моих возможностей»);

- обновление списка профессий психолого-педагогического профиля, в соответствии с «Атласом новых профессий» и реализация практической площадки для настоящих или будущих профессионалов данного профиля.

2. Школы профессионализма для педагогов, психологов (творческие группы, семинары, образовательные модули и освоение новых методик работы). Данное направление строится на принципах партнерства с учреждениями высшего образования, школами, некоммерческими организациями.

3 . Построение работы с семьей в логике системного подхода, что предполагает не столько привычную работу с детьми и родителями, сколько организацию совместных семейных программ (мастер-классы, открытые встречи, опыты совместного проектирования и

т.д.); а также развитие более эффективной системы информирования родителей о современных трендах и подходах в допрофессиональном развитии детей.

3. Развитие новых форм работы с обучающимися, связанных с актуализацией процессов самодиагностики детей, саморазвития, сотворчества, проектирования собственной жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев Н. Г. Методологические принципы проектирования образовательных систем // Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения : материалы научно-практической конференции. М. : ИПИ РАО, 1994. 145 с.

2. Атлас новых профессий [Электронный ресурс] // 2012-2017 Агентство стратегических инициатив. Сколково. URL: http://atlas100.ru (дата обращения: 20.09.2017)

3. Бузунова И. В. Социальные технологии проектирования эффективной системы профессионального самоопределения в образовательном учреждении в условиях современных требований к уровню профессиональной и предпрофессиональной подготовки обучающихся // Аспекты психологического здоровья в современных условиях: коллективная монография. Уфа : АЭТЕРНА, 2016. C. 323.

4. Леонтьев Д. А., Шелобанова Е. В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 57-65.

5. Перелыгина И. В. Психологические условия становления ценностно-смысловых установок студентов в процессе самопроектирования жизненной позиции : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М. : Психологический институт РАО, 2008. 23 с.

6. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2001. 480 с.

7. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. М.: Школьная Пресса, 2000. 258 с.

8. Содержание профессионального образования в условиях информационной среды / Слобод-чиков В. И., Павлов И. С., Швецов В. В. и др. 2-е изд., доп. и переработ., М. : ГОУ «Колледж предпринимательства», 2008. 195 с.

9. Технологии проектной деятельности в образовании / под ред. В. И. Слободчикова, В. К. Рябцева. М. : ИПИ РАО, 1999. 178 с.

10. Щедровицкий Г. П. Избранные труды. М. : Школа Культурной Политики, 1995. 800 с.

11. Щедровицкий П. Г. К анализу топики организационно-деятельностных игр. Пущино : НЦБИ АН СССР, 1986. 42 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I. V. Buzunova (Magnitogorsk, Russia)

ACTIVATING SYSTEM APPROACH TO PROFESSIONAL ORIENTATION WORK: DESIGN OF THE PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION SYSTEM

Abstract. The article outlines the main principles of the activating system approach to professional orientation work in accordance with the current trends of social and economic development. An activating approach to professional orientation involves assistance for students in self-determination, aimed at getting skills of active choice and forming ideas about the world, mastering new standards of thinking and activity. At the present stage, this approach requires comprehensive solutions in the field of career guidance, connection of personal and professional self-determination. It is the systematic approach to professional orientation that reflects the multi-subject and multifactor process, the non-linearity of the process of influence of these factors and subjects in professional orientation. The work reveals the target and instrumental components of career guidance. On the basis of the indicated instrumental components, the basic directions of modern professional orientation are highlighted: the interests and skills of the future, the branches and professions of the future, pre-professional experiences, technology of professional choice. In accordance with the solution to modern problems of pre-professional development of children and the content of career guidance work, understanding of the goals and content of psychological work in supplementary education is indicated. The necessity of constructing psychological activity in the logic of designing the educational environment and the

individual pre-professional trajectory of students is substantiated in the article, the main aspects of the formation of this kind of model of psychological and pedagogical work are revealed. This article is certainly relevant at the present stage of solving educational problems, related to a special practical interest in career-oriented activities, a change in the approach to the career guidance. The positions indicated in the work can be used in the design and implementation of relevant activities in basic and supplementary education.

Keywords: professional self-determination, professional orientation, activating system approach to vocational guidance, design of the educational environment and individual pre-professional trajectory, pre-professional development.

REFERENCES

1. Alekseev N. G. Metodologicheskie printsipy proektirovaniya obrazovatel'nykh sistem // Proektiro-vanie v obrazovanii: problemy, poiski, resheniya : materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii. Moscow : IPI RAO, 1994. 145 p.

2. Atlas novykh professii [Elektronnyi resurs] // 2012-2017 Agentstvo strategicheskikh initsiativ. Skolkovo. URL: http://atlas100.ru (data obrashcheniya: 20.09.2017)

3. Buzunova I. V. Sotsial'nye tekhnologii proektirovaniya effektivnoi sistemy professional'nogo sa-moopredeleniya v obrazovatel'nom uchrezhdenii v usloviyakh sovremennykh trebovanii k urovnyu profes-sional'noi i predprofessional'noi podgotovki obuchayushchikhsya // Aspekty psikhologicheskogo zdorov'ya v sovremennykh usloviyakh: kollektivnaya monografiya. Ufa : AETERNA, 2016. pp. 3-23.

4. Leont'ev D. A., Shelobanova E. V. Professional'noe samoopredelenie kak postroenie obrazov vozmozhnogo budushchego // Voprosypsikhologii [Voprosy psikhologii]. 2001. No 1. pp. 57-65.

5. Perelygina I. V. Psikhologicheskie usloviya stanovleniya tsennostno-smyslovykh ustanovok studen-tov v protsesse samoproektirovaniya zhiznennoi pozitsii : avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. Moscow : Psikhologicheskii institut RAO, 2008. 23 p.

6. Pryazhnikov N. S., Pryazhnikova E. Yu. Psikhologiya truda i chelovecheskogo dostoinstva : ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenii. Moscow : Izdatel'skii tsentr «Akademiya», 2001. 480 p.

7. Slobodchikov V. I., Isaev E. I. Osnovy psikhologicheskoi antropologii. Psikhologiya razvitiya che-loveka: Razvitie sub"ektivnoi real'nosti v ontogeneze: Uchebnoe posobie dlya vuzov. Moscow : Shkol'naya Pressa, 2000. 258 p.

8. Soderzhanie professional'nogo obrazovaniya v usloviyakh informatsionnoi sredy / Slobodchikov V. I., Pavlov I. S., Shvetsov V. V. i dr. 2-e izd., dop. i pererabot. Moscow : GOU «Kolledzh predprin-imatel'stva», 2008. 195 p.

9. Tekhnologii proektnoi deyatel'nosti v obrazovanii / pod red. V. I. Slobodchikova, V. K. Ryabtseva. Moscow : IPI RAO, 1999. 178 p.

10. Shchedrovitskii G. P. Izbrannye trudy. Moscow : Shkola Kul'turnoi Politiki, 1995. 800 p.

11. Shchedrovitskii P. G. K analizu topiki organizatsionno-deyatel'nostnykh igr. Pushchino : NTsBI AN SSSR, 1986. 42 p.

Бузунова И. В. Активизирующий системный подход в современной профориентационной работе: проектирование системы профессионального самоопределения // Гуманитарно-педагогические исследования. 2017. Т. 1. № 2. С. 7-15

Buzunova I. V. Activating System Approach to professional orientation work: design of the Professional Self-determination System, Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya. [Humanitarian and pedagogical Research], 2017, Vol. 1, No 2, pp. 7-15

Сведения об авторе

Бузунова Ирина Владимировна - кандидат психологических наук, директор Автономной некоммерческой организации содействия благополучию семьи «Открытый институт проектирования»; г. Магнитогорск, Россия; happy-iren@yandex.ru Äuthor:

Irina V. Buzunova, PhD in Psychology, Director of the Autonomous Non-Profit Organization for family well-being promoting «Open Design Institute»; happy-iren@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.