Научная статья на тему 'Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся учреждений начального профессионального образования'

Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся учреждений начального профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1012
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL ACTIVITY / НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ELEMENTARY PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вдовина Наталья Сергеевна

В статье рассмотрена проблема активизации учебно-познавательной деятельности учащихся профессиональной школы, описаны содержательный, мотивационный и рефлексивный компоненты учебно-познавательной деятельности, а также приведены результаты педагогического эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вдовина Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся учреждений начального профессионального образования»

- у детей экспериментальной группы практически полностью пропало стремление к копированию. Каждый ребенок старался придумать собственный образ при перевоплощении или создании изображений;

- наблюдались изменения и в общем поведении детей этой группы. Так, было выявлено стремление доводить первоначальный замысел до завершения, снизилась частота отвлекаемости, было замечено стремление к более тщательной проработке деталей изображения;

- отмечено снижение такого явления как персеверация. Во время создания рисунков дети старались максимально разнообразить придумываемые объекты.

Дополнительным коррекционно-развивающим эффектом обучения послужило обогащение эмоциональной сферы и развитие психических процессов детей экспериментальной группы. Отмечена положительная динамика в развитии внимания и памяти. Произошло совершенствование коммуникативных умений и навыков.

У детей контрольной группы положительные изменения были менее значительными или не проявлялись вовсе.

Таким образом, результаты проведенного обучения показали значительные потенциальные возможности детей с функциональными нарушениями зрения в развитии воображения и реализации творческих способностей в целом.

Литература

1. Борисова, Н.А. Развитие способности к замещению как основы знаково-символической деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Н.А. Борисова. - Череповец, 2010.

2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М., 1991.

3. Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 1988. - № 6.

4. Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих / А.Г. Литвак. - СПб., 1998.

5. Немов, Р.С. Общая психология / Р.С. Немов. - М., 2001.

6. Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду / А.В. Никитина. - СПб., 2008.

7. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушениями зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / под ред. Л.И. Плаксиной. - М., 2003.

8. Сатари, В.В. Особенности воображения младших школьников с детским церебральным параличом: автореф. дис. .. .канд. психол. наук / В.В. Сатари. - М., 2012.

9. Театрализованные игры в коррекционно-разви-вающей работе с дошкольниками / под ред. Л. Б. Баряевой, И.Г. Вечкановой. - СПб., 2009.

10. Туник, Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Методическое руководство / Е.Е. Туник. - СПб., 1998.

УДК 377.1

Н. С. Вдовина

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Г.В. Лаврентьев

АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассмотрена проблема активизации учебно-познавательной деятельности учащихся профессиональной школы, описаны содержательный, мотивационный и рефлексивный компоненты учебно-познавательной деятельности, а также приведены результаты педагогического эксперимента.

Учебно-познавательная деятельность, начальное профессиональное образование.

The article considers the problem of improving the educational activity of students of professional schools. The paper describes substantive, motivational and reflexive components of educational activity and presents the results of an educational experiment.

Educational activity, elementary professional education.

В учреждениях начального профессионального образования учащиеся получают кроме профессии еще среднее (полное) общее образование. В условиях сокращения времени на общеобразовательную подготовку необходимы новые технологии и методы для достижения высокого качества образования в условиях профессиональной школы. Одним из способов решения данной проблемы является активизация учебно-познавательной деятельности учащихся учреждений начального профессионального образования (НПО).

Рассмотрим подробнее понятие учебно-познавательная деятельность (УПД). По мнению Ю.А. Мишиной [4], УПД представляет собой мотивированную деятельность, организованную преподавателем, направленную на усвоение обучающимися знаний, умений и навыков, развивающую познавательную активность и самостоятельность.

УПД включает в себя две составляющие: когни-тивно-деятельностную и ценностно-смысловую [2]. Под когнитивно-деятельностной составляющей понимается содержание образования, способы мысли-

тельной и практической деятельности учащихся на занятиях. Ценностно-смысловая составляющая УПД ориентирует на то, что знания должны рассматриваться как система ценностей, значимых для самих учащихся. То есть учащийся должен испытывать острую необходимость в получении новых знаний, быть заинтересованным в результатах своей познавательной деятельности.

Для занятий в учреждениях НПО необходимо применять непосредственно оба названных подхода. Это вызвано недостаточной учебно-познавательной активностью учащихся, низкой степенью заинтересованности на предметах общеобразовательного цикла, что приводит к их пассивности и низкому уровню усвоения учебного материала. Таким образом, основным путем решения описанных проблем является активизация УПД учащихся.

М.Н. Скаткин [6] выделяет критерии активизации УПД, которые выражаются в совершенствовании содержания, способов и организации учебной деятельности, что обеспечивает высокую эффективность процесса обучения. А.В. Нечаева [5, с. 15] отмечает, что в настоящее время активизация УПД понимается как «целеустремленная деятельность преподавателя, направленная на совершенствование содержания, методов, форм, приемов и средств обучения с целью возбуждения, повышения активности, творчества, самостоятельности учащихся в усвоении знаний, формирования умений и навыков, применения их на практике». А.Н. Мишин [3] под активизацией УПД понимает процесс усиленной деятельности как обучающегося, так и преподавателя, что способствует продуктивному, энергичному, мотивированному обучению.

На этой основе З.И. Валиева [1] выделяет два направления активизации УПД:

1) деятельностный - развитие знаний, умений, навыков и обобщенных способов деятельности учащихся, при этом результат достигается в основном за счет создания комфортных педагогических условий и профессиональной деятельности преподавателя;

2) личностный - формирование внутренней мотивации учащихся, положительного эмоционального настроя на активную познавательную деятельность, самостоятельность и самоанализ.

Под активизацией УПД мы понимаем процесс целенаправленного воздействия на учащегося, который может быть обеспечен организацией процесса обучения и внедрением соответствующих педагогических условий, для создания комфортной среды интенсивной, мотивированной и продуктивной учебно-познавательной деятельности учащихся учреждений НПО.

Активизация УПД учащихся невозможна без изменения организации процесса обучения, без совершенствования педагогических условий, увеличения доли самостоятельности и внутренней мотивации учащихся. Одним из эффективных методов активизации учебно-познавательной деятельности учащихся учреждений системы НПО мы считаем комплексное использование средств обучения на уроках химии и биологии. Данный метод, по нашему мнению, значительно сократит время усвоения учебной ин-

формации, повысит качество образования, а также будет способствовать формированию компетенций.

На старшей ступени общеобразовательной подготовки можно выделить три уровня учебно-познавательной деятельности учащихся: самый низкий репродуктивный, когда учащийся выполняет задания репродуктивного типа, не требующие глубокого анализа информации, и постоянно нуждается в помощи преподавателя; средний эвристический, на котором учащийся может выполнять задания средней сложности, и творческий - учащийся способен самостоятельно выполнять задания высокой сложности, требующие нестандартного решения, а преподаватель выступает лишь в роли консультанта.

А.В. Нечаева [5] определяет уровень сформиро-ванности УПД по четырем критериям: мотивацион-ному (цели, потребности и мотивы учащегося), содержательному (предметные, надпредметные и ме-тапредметные компетенции учащегося), операционному (сформированность умений и навыков для успешной работы на занятиях) и рефлексивному (самоконтроль, самооценка и самокоррекция). Для оценки уровня УПД учащихся учреждений НПО на дисциплинах общеобразовательного цикла мы считаем достаточным трех критериев: содержательного, мотивационного и рефлексивного.

Содержательный компонент развития УПД включает мероприятия по оценке усвоения учебного материала и навыкам (компетенциям), которые необходимо сформировать на занятиях. Для оценки данного компонента был использован комплекс тестовых, контрольных и лабораторных работ.

Для содержательного компонента УПД рассматривались следующие показатели: на репродуктивно-копирующем уровне развития УПД учащиеся воспроизводят материал в неизменном виде, не способны к глубокому анализу и преобразованию информации, выполняют задания по образцу и нуждаются в помощи преподавателя. На эвристическом уровне развития УПД учащиеся свободно оперируют знаниями по предмету и могут самостоятельно справиться с заданиями среднего уровня сложности. На самом высоком уровне развития УПД - творческом -учащиеся способны интегрировать информацию из разных областей знания, самостоятельно ставить цели и задачи, проводить мыслительные эксперименты, решать не типовые задания, требующие творческого подхода.

Мотивационный компонент является значимым в определении уровня развития УПД, так как эффективность УПД практически напрямую зависит от мотивации учения. Мотивационный компонент УПД на репродуктивном уровне выражается в отсутствии интереса к учению, основными мотивами на занятиях являются внешние мотивы, связанные с преподавателем, родителями и администрацией училища; на эвристическом уровне мотивы осознанны, у учащихся имеется интерес к отдельным областям знания (в основном касающимся их будущей профессиональной деятельности); творческий уровень развития УПД отличают внутренний мотив к получению новых знаний, самосовершенствованию и саморазвитию.

Рефлексивный компонент УПД учащихся формируется, как правило, на этапе основной школы и включает в себя два процесса: самодиагностику и самокоррекцию. Данные навыки учащиеся получают при выполнении работ над ошибками на различных учебных дисциплинах. Основной целью проведения работы над ошибками является самостоятельный поиск ошибок и нахождение способов их исправления.

Е.Д. Божович [7] предлагает следующую методику выявления сформированное™ рефлексивного компонента УПД учащихся:

- выявление учащимся причин ошибок;

- достоверность диагностированных причин;

- указание учащимися коррекционных мер;

- адекватность достоверным причинам мер, выбранных в качестве коррекционных.

На первом этапе учащийся проводит диагностику ошибок. Если он в ходе выполнения работы над ошибками верно находит ошибку, можно говорить о сформированности диагностических действий. При этом учащийся может либо не выявить ошибки, либо сделать это неверно. Исходя из этого, после проведения работ над ошибками мы делили учащихся на три группы: выполнившие верные диагностические действия, неверные диагностические действия, отсутствие диагностических действий.

На втором этапе работы учащиеся предлагают коррекционные действия по устранению ошибки. Результативность данного этапа напрямую зависит от успешности предыдущего. При верном определении ошибки учащиеся могут предложить верные или неверные коррекционные действия, а также вовсе не предложить коррекционных мер. Если же учащийся неверно выявил ошибку, коррекционные меры соответственно также окажутся неверными.

Критериями сформированности рефлексивного компонента УПД являются: на репродуктивном уровне рефлексия выполняется при непосредственной помощи преподавателя и выражается в пошаговом контроле и оценке достижений учащегося; на эвристическом уровне развития УПД учащийся способен к самостоятельному самоконтролю и самооценке, но для самокоррекции необходима консультация преподавателя; на творческом уровне участие преподавателя не требуется, так как учащийся способен адекватно проводить самоконтроль и самооценку своей учебной деятельности, а также производить самокоррекцию.

Данная система диагностики позволяет судить об уровне УПД по трем критериям, что позволяет выявить динамику развития УПД.

Для выявления эффективности влияния комплексного применения средств обучения на уровень УПД учащихся учреждений НПО нами был проведен педагогический эксперимент. В качестве испытуемых выступали учащиеся групп первого курса профессии 072500.02 «Ювелир» профессионального училища № 42 г. Барнаул, получившие аттестат об основном общем образовании и изучающие общеобразовательные дисциплины «Химия» и «Биология»

для получения среднего (полного) образования.

На констатирующем этапе эксперимента была выявлена динамика сформированности отдельных компонентов УПД учащихся в начале учебного года при традиционном проведении занятий по химии и биологии (контрольная группа (КГ)) и с комплексным применением средств обучения (экспериментальная группа (ЭГ)). Данный этап эксперимента выявил, что подавляющее большинство учащихся системы НПО находятся на самом низком уровне сформированности УПД - репродуктивном. Среди возможных причин столь низких показателей можно выделить следующие:

- низкая мотивация учения вследствие отсутствия положительных эмоций в процессе обучения, постоянного давления со стороны родителей, учителей и администрации;

- отсутствие условий для активизации УПД, включая организацию образовательного процесса и используемые средства обучения;

- отношение к учащимся как к объектам, а не субъектам обучения;

- неадекватная самооценка, объяснение образовательных неудач внешними факторами;

- использование по большей части заданий репродуктивного характера, отсутствие творческой свободы на занятиях.

Формирующий этап педагогического эксперимента включал исследование сформированности названных критериев УПД в конце учебного года, когда изучение данных общеобразовательных дисциплин было завершено. Полученные данные позволяют констатировать эффективность внедрения в образовательный процесс комплексного применения средств обучения, так как показатели сформирован-ности содержательного критерия УПД в ЭГ на эвристическом (на 20 % по сравнению с КГ - на 12 %) и творческом уровне (на 8 %) выше по сравнению с контрольной группой; на эвристическом уровне сформированности мотивационного компонента УПД количество обучающихся увеличилось в КГ на 4 %, в ЭГ на 24 %, на творческом уровне в КГ не наблюдали изменений, а в ЭГ на 8 %. В отношении рефлексивного компонента УПД было выявлено, что доля обучающихся, находящихся на эвристическом уровне, повысилось в КГ на 4 %, в ЭГ на 16 %; на творческом уровне положительная динамика наблюдается только в экспериментальной группе на 4 %.

Контрольно-аналитический этап включал мероприятия по оценке уровня УПД в конце второго года обучения в профессиональном училище (т.е. через год после завершения изучения химии и биологии). Результаты данного этапа подтвердили положительный эффект внедрения комплексного применения средств обучения. Результаты эксперимента представлены в табл. 1.

Данные были проверены статистически с помощью критерия х2 (хи-квадрат) на уровне значимости 0,05. Расчеты проводились с помощью пакета статистических программ Microsoft Excel для Windows и ручным способом. Расчеты данного критерия представлены в табл. 2.

Таблица 1

Сформированность компонентов УПД учащихся НПО в ходе педагогического эксперимента

Критерии сформированности УПД Констатирующий этап Формирующий этап Контрольно-аналитический этап

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

Содержательный компонент репродуктивный 72 64 60 36 60 40

эвристический 20 28 32 48 32 48

творческий 8 8 8 16 8 12

Мотивационный компонент репродуктивный 60 64 56 32 56 36

эвристический 28 24 32 48 32 48

творческий 12 12 12 20 12 16

Рефлексивный компонент репродуктивный 76 72 72 52 68 48

эвристический 16 20 20 36 24 40

творческий 8 8 8 12 8 12

Таблица 2

Расчеты критерия х2 (хи-квадрат)

Компонент УПД Значение критерия ^эмпирическое Значение критерия X критическое

Констатирующий этап Формирующий этап Контрольно-аналитический этап

Содержательный 1,804 13,854 6,438 5,991

Мотивационный 0,437 11,746 8,119 5,991

Рефлексивный 0,553 8,597 8,248 5,991

Литература

Результаты, полученные на констатирующем этапе педагогического эксперимента, позволяют утверждать об однородности выборки учащихся контрольной и экспериментальной групп в начале учебного года. Показатели статистического критерия на формирующем и контрольно-аналитическом этапе эксперимента позволяют констатировать, что достоверность различий характеристик сравниваемых выборок составляет 95 %.

Исходя из полученных результатов, был сделан вывод о статистически значимом различии контрольной и экспериментальной групп по уровню сформированности всех исследуемых критериев учебно-познавательной деятельности учащихся учреждений НПО. Таким образом, результаты педагогического эксперимента позволили сделать вывод об эффективности разработанной модели построения занятий с комплексным применением средств обучения на уроках химии и биологии в условиях педагогического процесса в учреждениях НПО. Данная модель обеспечивает положительный эффект по активизации УПД учащихся по трем компонентам: содержательному, мотивационному и рефлексивному.

1. Валиева, З.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в условиях реформирования общеобразовательной школы / З.И. Валиева // Проблемы и перспективы развития образования: Материалы междунар. заоч. науч. конференции. Т. I. - Пермь, 2011. - С. 112 - 114.

2. Клепиков, В.Н. Ценностно-смысловое освоение математических понятий в учебно-познавательной деятельности учащихся / В.Н. Клепиков // Педагогические технологии. - 2011. - № 2. - С. 28 - 39.

3. Мишин, А.Н. Интенсивное обучение и учебно-познавательная деятельность / А. Н. Мишин // Актуальные задачи педагогики: Материалы междунар. заоч. науч. конференции. - Чита, 2011. - С. 187 - 190.

4. Мишина, Ю.А. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов вуза: дис. ... канд. пед. наук / Ю.А. Мишина. - Кемерово, 2010.

5. Нечаева, А.В. Совершенствование учебно-познавательной деятельности будущих менеджеров на основе применения электронного учебно-методического комплекса: интенсификация, оптимизация, активизация / А.В. Нечаева, Г.В. Лаврентьев, С.А. Кантор. - Барнаул, 2006.

6. Скаткин, М.Н. Совершенствование процесса обучения / М.Н. Скаткин. - М., 1971.

7. Способы учебной работы - условие и продукт познавательной деятельности школьника: Психологические аспекты / под ред. Е.Д. Божович. - М., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.