Научная статья на тему 'Активизация познавательной деятельности студентов в системе вне аудиторной самостоятельной работы'

Активизация познавательной деятельности студентов в системе вне аудиторной самостоятельной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Конева Ирина Владимировна, Берендяева Людмила Александровна

Обобщен многолетний педагогический опыт по планированию, организации и методическому обеспечению внеаудиторной самостоятельной работы студентов факультета ветеринарной медицины по биологической химии. Приведен ряд методических приемов активизации учебной деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Конева Ирина Владимировна, Берендяева Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activization of the students' cognitive activity within the system of the independent home work

It is summarized the pedagogical experience of many years planning, organization and method guarantee of the independent home work students of the veterinary medicine faculty on the biological chemistry. The number of method of the students educational activity is presented.

Текст научной работы на тему «Активизация познавательной деятельности студентов в системе вне аудиторной самостоятельной работы»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

удкз/8.147 И.В.КОНЕВА

Л.А.БЕРЕНДЯЕВА

Омскийгосударственный аграрныйуниверститет

АКТИВИЗАЦИЯПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИСТУДЕНТОВ ВСИСТЕМЕВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙРАБОТЫ

Обобщен многолетний педагогический опыт по планированию, организации и методическому обеспечению внеаудиторной самостоятельной работы студентов факультета ветеринарной медицины по биологической химии. Приведен ряд методических приемов активизации учебной деятельности студентов.

Выпускник вуза в условиях быстро меняющихся потребностей общества должен уметь творчески и самостоятельно мыслить, сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. В государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования определены средства достижения цели, в основу которых положено увеличение доли часов, отводимых на внеаудиторную самостоятельную работу и уменьшение аудиторных занятий. Хотя продолжительность вузовского обучения специальности «ветеринария» традиционно укладывается в пять лет, в последние годы общая трудоемкость изучения химических дисцип-

лин, в том числе и биологической химии неуклонно уменьшается, пропорционально же уменьшается и трудоемкость аудиторных занятий. В то же время увеличивается поток информации, что связано как с развитием науки, так и с интенсификацией процесса информатизации мирового сообщества. Студент при этом не может оставаться пассивным потребителем знаний. Он должен усвоить новые элементы технологии и культуры умственного труда, получить навыки работы со специальной литературой и другими источниками информации.

Целью нашей научно-методической работы было повысить качество учебных достижений студентов путем активизации их когнитивной деятельности в

системе внеаудиторной самостоятельной работы. Проведенное нами анкетирование выявило, что студентам первого курса формы и приемы самостоятельной работы либо не известны, либо известны в незначительной степени. Также одной из проблем внеаудиторной работы студентов (ВРС) на младших курсах является ее слабая управляемость и ограниченные возможности ее контроля (нет зачетов, курсовых проектов). Данное обстоятельство требует от преподавателя использовать разнообразные методы обучения, внедрять инновационные обучающие технологии. В связи с этим нашими задачами явилось: оптимальное планирование и организация внеаудиторной учебной деятельности студентов и разработка эффективных форм контроля за ее результатами; переход к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности.

Некоторые пути решения этих задач апробированы нами в процессе планирования и организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов (ВРС) по учебной дисциплине "Биологическая и физ-коллоидная химия». Следует подчеркнуть, что особое внимание при планировании и орагнизации ВРС было уделено видам учебной деятельности, способствующим формированию общих интеллектуальных и учебных умений (развитию мыслительных приемов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации), умения читать научную литературу, выделяя главное. Организация самостоятельной внеаудиторной работы студентов — это сложный планомерный процесс. В начале учебного года нами оценивается уровень успеваемости студентов по результатам экзаменов по неорганической и органической химии. Выявляются хорошо и слабоуспевающие студенты. На основе анализа качества знаний студентов, данных входного контроля знаний мы ежегодно корректируем тематику и объём заданий для ВРС, а также методы и формы контроля по каждой теме. Планирование ВРС осуществляется с оптимальным распределением времени, тематики и форм контроля за результатами внеаудиторной учебной деятельности студентов. Отбор учебного материала для ВРС проводится с учетом уровня подготовленности студентов, наличия учебных пособий. Более способным студентам предоставляется возможность углубленного изучения учебного материала.

Одним из главных условий эффективности ВРС является предварительное ознакомление студентов с кругом вопросов, необходимых для усвоения и постоянный контроль их учебной деятельности. Важно довести до каждого студента объём работы, временные рамки её выполнения, формы контроля и критерии оценки знаний, поэтому в начале семестра каждый студент знакомится с календарным планом внеаудиторной работы, включающим её основные виды, сроки выполнения и трудоёмкость; графиком консультаций преподавателей; критериями знаний, основными понятиями и терминами дисциплины. Основу методического обеспечения ВРС составляет созданный нами, постоянно пополняемый и обновляемый учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) "Биологическая и физколлоидная химия».

Компонентами УМКД являются: рабочая программа; курс лекций (базовый и краткий) с комплектом видеовизуальных средств; учебные пособия («Практикум по биохимии животных», «Практикум по биохимии печени и почек», рекомендованные МСХ РФ для студентов вузов); методические указания для студентов по изучению некоторых разделов дисциплины; методические указания для внеауди-

торной самостоятельной работы студентов; фонд заданий, вопросов, задач, тестов; комплект оценочных материалов для различных форм и видов контроля; словарь биохимических терминов; сборник формул веществ и схем метаболических процессов; перечень основных понятий биологической и физколло-идной химии, перечень источников для самоподготовки. Студент может приобрести в пользование практически любой из компонентов учебно-методического комплекса, как на электронном носителе, так и в распечатанном виде. Это облегчает студентам внеаудиторную самостоятельную работу по изучению дисциплины, а также позволяет осуществлять самоконтроль усвоения учебного материала.

Методические указания представляют собой своеобразный сценарий изучения какого-либо раздела дисциплины. Так как они ориентированы на активную самостоятельную работу, то кроме теоретического материала содержат вопросы для самопроверки (различной степени сложности), позволяющие студенту контролировать процесс самообучения и тесты. Особенно важно в таком виде учебной литературе методически грамотно формулировать вопросы. Поэтому в указаниях преобладают вопросы, требующие привлечения сравнения или сопоставления, анализа, оценки и обоснования, активизации причинно-следственных связей. Дальнейшее совершенствование структуры и содержания УМКД станет необходимой предпосылкой внедрения в обучение рейтинговой и информационной технологий, основной формой работы при которых останется напряженная самостоятельная деятельность самого студента.

Биологическая химия со всей сложностью и разнообразием рассматриваемых явлений считается у студентов чрезвычайно сложной учебной дисциплиной. Изучение структуры и функций органелл, клеток, тканей основано на установлении молекулярных механизмов протекающих в организме химических процессов. При наличии огромного фактического материала и малого количества лекционных часов возникает насущная необходимость на лекции сжато изложить учебный материал, выделив основные моменты, которые помогут студенту при самостоятельной работе во внеаудиторное время. Это возможно лишь при применении разнообразных приемов, например, опорных схем и опорного конспекта, в которых изучаемый материал представлен в краткой форме. На лекциях преподаватель проводит систематизацию учебного материала, выделяет основные моменты, дает перечень понятий, определение которых студент должен зафиксировать в тетради сам во внеаудиторное время, проработав литературу. Среди приемов, поддерживающих внимание во время лекции, используются такие, которые побуждают студента работать с конспектом лекций во внеаудиторное время. Например, лектор записывает только наиболее трудные для понимания схемы и уравнения. Ряд уравнений реакций со знакомыми студентам (из курса органической химии) веществами предлагается записать в лекционном конспекте самостоятельно при подготовке к практическому занятию по данной теме. Часто лектором даются только названия веществ, участвующих в реакции, а студент должен самостоятельно записать уравнение. Применение такого приема эффективно лишь при условии обязательной обратной связи между студентом и преподавателем (систематическая проверка выполненных заданий), наличии методических указаний и учебных пособий для студентов.

Технология деятельностного подхода в преподавании предполагает не только управление самостоятельной учебной деятельностью обучаемых, но и диагностику результатов обучения, выбор инструментария контроля учебных достижений, обеспечивающего их объективную оценку. Многократная проверка знаний нужна не только и, может быть, не столько для выставления оценки, сколько для установления и поддержания обратной связи преподавателя со студентомв течение всего семестра. Преподаватель должен постоянно быть в курсе дела работающего студента, руководить его самостоятельной работой поэтапно, последовательно, поэтому диагностика результатов учебной деятельности студентов проводится нами систематически, как во время аудиторных занятий, так и во время консультаций. Для этого используется обширный фонд вопросов, задач, заданий и тестов. Перед тестированием студентам предлагается по развернутому плану проработать законченную часть теоретического курса, используя конспекты лекций и рекомендуемую литературу. Такой постоянный и систематический контроль, способствует прежде всего, выработке у студентов чувства ответственности за свою учебную деятельность, повысить учебную мотивацию. Результаты контроля отражают динамику успехов каждого студента.

Одной из традиционных форм самостоятельной работы, которая позволяет студенту обобщить и углубить свои знания, ориентироваться в возрастающем с каждым годом потоке научной информации, является реферирование научной литературы. При этом студент развивает навык работы с системным, предметным, алфавитным каталогами, справочными изданиями, периодическими научными изданиями. Нами постоянно обновляется тематика реферативных работ, которая соответствует содержанию дисциплины, отражает актуальные проблемы биохимии и современные методы биохимических иследова-ний. Составлены методические указания "Как работать над рефератом», содержащие инструкции как искать информацию, как с ней работать и как оформлять в исследовании. Учитывая загруженность студентов, мы не требуем написания многостраничного реферата, достаточно прореферировать две-три научные статьи в соответствии с тематикой. При этом студент получает навык сопоставлять данные разных источников, логически стройно располагать информацию, письменно излагать изучаемый материал, офоромлять письменную работу в соответствии с требованиями. Изучение материала периодических научных изданий позволяет студенту ознакомиться с достижения науки, перспективами развития отрасли.

В работах известных отечественных психологов (П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, З.И. Колмаковой), показано, что овладение знаниями и их самостоятельное приобретение осуществляется на основе выполнения определенной системы действий, которым студенты должны быть предварительно обучены. В беседах со студентами мы выяснили, что, хотя многие из них стремятся искренне понять то, что изложено в учебнике, представленная информация не откладывается у них в памяти. Одним из препятствий усвоения учебной информации, неспособности понять ту или иную идею является не сложность самой идеи, а язык, которым она излагается. Педагогическая психология располагает рядом методов и приемов, направленных на усиление способности понимания, все они предполагают создание

осмысленного внутреннего образа, соответствующего тому образу, который использовал «адресант» (говорящий или автор) [1]. Исследования Д. Халперн [2] показывают, что изучение учебного материала наиболее эффективно тогда, когда по нему задают правильно поставленные вопросы, а затем при ответах выявляется степень понимания. Умение задавать вопросы — это тот навык, которому нужно учить. Чем лучше развит этот навык, тем дальше человек уходит от примитивных вопросов, требующих лишь напряжения памяти, и приходит к вопросам, для ответа на которые требуется серьезный анализ информации. Мы знакомим студентов с тем, как правильно составить вопрос, чтобы он направлял ход мышления и требовал для ответа использования того или иного навыка мышления. Например, вопросы, требующие анализа, как правило, начинаются с фраз: Что подразумевается под...? В чем сильные стороны...? Объясните, почему.? Объясните, как.? Что является причиной. и почему? В чем смысл.? Где можно применить. ? Что вы уже знаете о. ? Вопросы, требующие активизации причинно-следственных связей, привлечения сравнения или сопоставления: Каким образом. влияет на.? В чем разница.? Сравните. и . на основании...Особое значение в активизации мышления и улучшения понимания изучаемого материала имеют вопросы, требующие выдвижения гипотез, создания аналогий, дающие оценку: С какими особенностями структуры вещества связано свойство... ? Согласны ли вы с.? С какими процессами связано.? На какие соединения похоже.? Для студентов, впервые встретившихся с таким видом умственной деятельности, задавать вопросы бывает намного труднее, чем на них отвечать. В то же время данный прием позволяет облегчить задачу понимания и запоминания.

Необходимым условием полноценного усвоения знаний студентами является опора на активную мыслительную деятельность, направленную на переработку учебного материала. Память является одним из основных познавательных процессов. В основе всякого усилия памяти лежит потребность или интерес, которые создают необходимую мотивацию для привлечения внимания и концентрации его. Механизм функционирования памяти можно представить в виде цепи: потребность, мотивация, внимание, концентрация, организация. Извлечение информации из памяти облегчается любого рода организацией запоминаемого материала. Особенно эффективны для организации запоминаемого материала мнемонические приемы, среди которых есть опирающиеся на образы и опосредованные (метод размещения, метод слов-«вешалок»); на фонематические подсказки (например, метод ключевых слов); на семантическую организацию. Как показали проведенные нами опросы, многие студенты считают, что у них плохая память, в то же время большинство из них не владеют простейшими мнемоническими приемами. Для реализации задачи активизации познавательной деятельности студентов нами разрабатываются и внедряются в учебный процесс приемы запоминания учебного материала биологической химии, так как существует реальная трудность для студентов в запоминании химических формул и научной терминологии. Постоянно мы проводим работу по улучшению организации и структуры изучаемого материала и разработки мнемонических приемов, адекватных интеллектуальным способностям студентов. Студентам поясняется, что предпосылкой

хорошего запоминания служит организация информации и метод ассоциаций. Для каждого студента это могут быть свои индивидуальные ассоциации (соответствующие уровню интеллекта). Главное — сосредоточить внимание на запоминаемом понятии. Например, для запоминания формул химических соединений мы рекомендуем следующую последовательность мыслительных операций: концентрация внимания, осознание визуального материала, анализ деталей, выделение парных и групповых ассоциаций. Так, для запоминания формул 20 аминокислот необходимо сгруппировать их по признакам сходства радикалов. Методы, основанные на анализе запоминаемого материала и ассоциации, полезны при заучивании наизусть перечней и списков, например, названий классов ферментов, желез внутренней секреции, гормонов, витаминов. Анализ устных и письменных ответов студентов выявил, что студенты недостаточно хорошо владеют научной терминологией, не знают точного смысла употребляемых терминов, неверно произносят их. Для устранения выявленных недостатков авторы составили словарь биохимических терминов. Студент, имея такое учебное пособие при внеаудиторной работе овладевает научной терминологией в полной мере, учится употреблять научные термины в верной интерпретации.

Обобщая результаты своей работы по активизации познавательной деятельности студентов в сис-

теме ВРС можно отметить следующее: самостоятельная работа во внеаудиторное время требует от студента, особенно на первых этапах обучения, существенных волевых усилий, сильной мотивации и значительно большего времени для усвоения знаний. При этом эффективность самостоятельной работы находится в прямой зависимости от интереса, организованности студента; характера и качества методического и информационно-технического обеспечения, непрерывных творческих устремлений преподавателя, пополняющего фонд педагогических технологий, методов и педагогических приемов.

Библиографический список

1. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / Н.Ф. Талызина. — М.: Издательский центр "Академия», 1998.— 288 с. .

2. Халперн, Д. Психология критического мышления /Д. Халперн. - СПб.: «Питер», 2000. - 512 с.

КОНЕВА Ирина Владимировна, кандидат биологических наук, доцент кафедры химии. БЕРЕНДЯЕВА Людмила Александровна, кандидат биологических наук, доцент кафедры химии.

Статья поступила в редакцию 18.10.06 г. © Конева И. В., Берендяева Л. А.

удкз71.з+зз9.5 И.Н.БОНДАРЕВСКАЯ

А.И.ГРИГОРЬЕВ

Омскийгосударственный педагогическийуниверситет

РАЗРАБОТКАУЧЕБНЫХМАТЕРИАЛОВ ПОИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХВЗГЛЯДОВ ИМЕТОДИЧЕСКИХПОДХОДОВ Д.И.МЕНДЕЛЕЕВА_

Показана необходимость повышения уровня подготовленности студентов к осознанному использованию достижений естественных наук в хозяйственной деятельности. Приведены разработанные на основе методологических взглядов и методических подходов Д. И. Менделеева учебные материалы, результаты их апробации для определения влияния знаний о рациональной переработке отходов химических веществ (на примере целлюлозы) на активизацию познавательной деятельности и уровень знаний студентов. Отмечен вклад Д. И. Менделеева в решение проблемы о необходимости внедрения в производство безотходных технологий в целях рационального использования природных ресурсов.

Современная средняя школа, призванная готовить молодое поколение к реальной жизни, должна вести просветительскую работу с учащимися, связанную с рациональным использованием природных ресурсов на основе химических знаний. Однако учащиеся получают в школах обычно лишь общетеоретические представления, не адаптированные к

повседневной жизни. Такое положение усугубляется в высшей школе. В большинстве средних профессиональных и высших учебных заведений химическая подготовка студентов игнорируется. Таким образом, многие менеджеры, экономисты, педагоги, журналисты и специалисты прочих профессий не приспособлены к цивилизованной, современной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.