Научная статья на тему 'Активизация познавательной деятельности курсантов'

Активизация познавательной деятельности курсантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1236
342
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МУЛЬТИМЕДИАТЕХНОЛОГИИ / ДИСКУССИЯ / АКТИВИЗАЦИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ И УМСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / EDUCATIONAL PROCESS / PROBLEM TRAINING / MULTIMEDIA TECHNOLOGIES / DISCUSSION / ACTIVIZATION / INFORMATIVE AND CEREBRATION / INTELLECTUAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Надежин Н.Н., Андриенко Ю.И.

Статья посвящена рассмотрению задач, стоящих перед преподавателями по организации учебного процесса, вовлечению курсантов в творческую деятельность, активизации их познавательной и умственной деятельности, а также интеллектуальному развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Надежин Н.Н., Андриенко Ю.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVIZATION OF INFORMATIVE ACTIVITY OF CADETS

Аrticle is devoted consideration of the problems facing teachers in the organisation of educational process, involving of cadets in creative activity, activization informative both cerebration of cadets and intellectual development.

Текст научной работы на тему «Активизация познавательной деятельности курсантов»

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

2015'2

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ACTIVIZATION OF INFORMATIVE ACTIVITY OF CADETS УДК 348.147

H.H. НАДЕЖИН,

кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России

имени И.Д. Путилина) belui_uo@mail.ru

Ю.И. АНДРИЕНКО,

кандидат политических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России

имени И.Д. Путилина) andrienko-51 @mail.ru

N.N. NADEZHIN,

PhD in Law, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the

Interior of Russia)

YU.I. ANDRIENKO,

PhD in Political Sciences, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the

Interior of Russia)

Аннотация: статья посвящена рассмотрению задач, стоящих перед преподавателями по организации учебного процесса, вовлечению курсантов в творческую деятельность, активизации их познавательной и умственной деятельности, а также интеллектуальному развитию.

Ключевые слова: образовательный процесс, проблемное обучение, мультимедиатехнологии, дискуссия, активизация, познавательная и умственная деятельность, интеллектуальные качества.

Abstract: аИмЫе is devoted consideration of the problems facing teachers in the organisation of educational process, involving of cadets in creative activity, activization informative both cerebration of cadets and intellectual development.

Keywords: educational process, problem training, multimedia technologies, discussion, activization, informative and cerebration, intellectual qualities.

Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов Высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) на основе компетентностного подхода актуализировало значимость применения образовательных технологий и интерактивных методов в процессе обучения.

В традиционной организации учебного процесса в качестве способа передачи информации используется односторонняя форма коммуникации. Суть ее заключается в трансляции преподавателем информации и в ее последующем воспроизведении обучающимся. Обучающийся находится в ситуации, когда он только читает, слышит, говорит об определенных областях знания, занимая лишь позицию воспринимающего. Характерно, что односторонняя форма коммуникации присутствует не только на лекционных занятиях, но и на семинарских. Такая форма коммуникации не отвечает принципам компетентностного подхода. Одна из

главных целей преподавателя как участника образовательного процесса при переходе к компетентностному обучению - научить курсантов умению учиться и содействовать самостоятельности и инициативе курсантов, стимулировать познавательные интересы курсантов. Конечная цель - создать такую атмосферу учения, при которой курсанты совместно с преподавателем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Принципиально другой является форма многосторонней коммуникации в образовательном процессе. Сущность данной модели коммуникации предполагает не просто допуск высказываний обучающихся, что само по себе является важным, а привнесение в образовательный процесс их знаний.

Преподавание, открытое в коммуникативном плане, характеризуют следующие

65

2015'2

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

утверждения: обучающиеся лучше овладевают определенными умениями, если им позволяют приблизиться к предмету через их собственный опыт; обучающиеся лучше учатся, если преподаватель активно поддерживает их способ усвоения знаний; обучающиеся лучше воспринимают материал, если преподаватель, с одной стороны, структурирует предмет для более легкого усвоения, с другой стороны, принимает и включает в обсуждение мнения обучающихся, которые не совпадают с его собственной точкой зрения. Переход на компетентностный подход при организации процесса обучения предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Под компетентностным подходом в обучении курсантов понимается следующее: отражение в системном и целостном виде образа результата образования; формулирование результатов образования в институте как признаков готовности курсанта продемонстрировать соответствующие знания, умения и ценности; определение структуры компетенций, которые должны быть приобретены и продемонстрированы курсантами. Под компетенциями понимается динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей, ценностей, необходимая для эффективной профессиональной деятельности и личностного развития курсантов, и которую они обязаны освоить и продемонстрировать после завершения образовательной программы.

Обучение с использованием форм, активизирующих познавательную деятельность курсантов - это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности курсантов, при которой все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют служебные ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел по разрешению различных проблем. Такой образовательный процесс учитывает мотивационный аспект познавательной деятельности.

Отношение курсантов к обучению обычно характеризуется активностью. Активность (учения, освоения, содержание и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» курсанта с предметом его деятельности. В структуре активности выделяются следующие компоненты: го-

товность выполнять задачи, сознательность выполнения заданий, систематичность обучения, стремление повысить свой личный уровень и т.п.

Традиционными при организации учебно-образовательного процесса обучения курсантов в Белгородском юридическом институте МВД России имени И.Д. Путилина являются такие формы обучения, как лекция, семинар, практическое занятие, деловые игры, а также самостоятельная работа курсантов. По форме организации познавательной учебной деятельности выделяют информационные лекции, проблемные, лекции-дискуссии, лекции-консультации, лекции-беседы, лекции с опорным конспектированием, лекции-визуализации.

Нельзя игнорировать применение мультимедийных технологий, в которых заложен ресурс активизации лекционной формы обучения. Мультимедиа (multimedia) - это современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию). Мультимедиа - это сумма технологий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать (выводить) такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения, видео, звук, речь.

Интерес и эффективность восприятия курсантами учебного материала зависят от ряда факторов: научности и доказательности; наличия достаточного количества ярких, убедительных примеров; эмоциональности изложения; использования приемов по активизации мышления курсантов; четкой структуры и логики раскрытия последовательно излагаемых вопросов; использования структурно-логических схем, обобщающих таблиц, наглядных иллюстраций и т. д.; степени доступности излагаемого материала (изложения доступным и ясным языком, разъяснения вновь вводимых названий, терминов, понятий, связей между понятиями; наличия связи изучаемого материала с будущей профессиональной деятельностью, с возможностью его применения на практике).

При проведении лекции с элементами дискуссии у курсантов возникают вопросы, которые они хотели бы обсудить, если преподаватель ставит какую-то проблему, которую необходимо разрешить совместно. Однако любая проблема может быть решена только в том случае, если у курсантов есть

66

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

2015'2

мотивация к ее решению. Для организации на лекции дискуссии необходимо использовать некоторые приемы технологии критического мышления.

Интересно могут проходить брейн-ринги (короткие вопросы-ответы между группами курсантов). Такая форма работы способствует успешному формированию умения и готовности работать в команде и наиболее эффективна в ходе проведения семинарских занятий. Можно выделить общие подходы активизации познавательной деятельности курсантов: активизация мышления и познавательных способностей курсантов в процессе обучения; развитие мотивации к учению и познавательных интересов курсантов; стремление к осознанности усвоения учебного материала курсантами.

Активные формы и методы проведения учебных занятий - это способы и приемы воздействия, побуждающие к мыслительной активности, проявлению творческого подхода в поиске путей повышения качества образования, реализации полученных знаний на практике. Необходимое условие плодотворного применения активных форм и методов проведения занятий - высокая теоретическая подготовка и методическое мастерство преподавателя. Формы и методы проведения учебных занятий связаны друг с другом. С одной стороны, с помощью методов формы наполняются конкретным содержанием; с другой - формы влияют на выбор самих методов. Методы проведения занятий подразделяются по источнику приобретения знаний, умений, навыков (словесные, наглядные, практические); по степени активности и самостоятельности обучающихся (объяснительно-иллюстративные, информационные, частично-поисковые, проблемные, исследовательские).

К методам, активизирующим познавательную деятельность курсантов, также можно отнести: а) эвристический метод обучения, приемами которого являются: определение типа задачи, выяснение того, что представляет собой неизвестное, данные, условие; составление плана решения; осуществление плана решения; изучение полученного решения («мозговой штурм», «мозговая атака»); б) метод эвристических вопросов, который стимулирует мысль, но не подсказывает идею решения служебной ситуации; в) метод инверсии, который использует особенности психического познавательного процесса: анализ и синтез, логическое и интуитивное, конкретное и абстрактное, разъединение и

объединение для развития диалектики мышления курсантов; г) метод эмпатии (метод личной аналогии), когда происходит отождествление личности курсанта с личностью другого человека или с каким-либо предметом, процессом, системой, что требует фантазии и воображения; д) интерактивный метод обучения. Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие курсантов не только с преподавателем, но и друг с другом - это активность обучающихся в процессе обучения. Место преподавателя во время проведения интерактивных занятий сводится к направлению деятельности курсантов на достижение определенной цели учебного занятия. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их, курсанты не столько закрепляют изученный материал, сколько изучают новый. Интерактивное обучение — это прежде всего диалоговое обучение, которое происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет развивать саму познавательную деятельность. К интерактивным методам на лекциях относятся «мозговой штурм», «мозговая атака», мини-лекция, презентация с использованием различных средств с обсуждением, просмотр и обсуждение видеофильмов, интервью, обратная связь, лекция с заранее объявленными ошибками. К интерактивным методам на семинарах и практических занятиях можно отнести разминку, дискуссию, кейс-метод (разбор служебных ситуаций), коллективное решение творческих задач, деловую игру; е) проблемное обучение, которое основано на создании преподавателем проблемных ситуаций и на самостоятельном поиске вариантов их решения; ж) модульно-рейтинговая система оценки знаний курсантов, которая имеет цели: мониторинг динамики образовательного процесса; внедрение в образовательный процесс инноваций; активизация познавательной деятельности курсантов; совершенствование личности курсантов; совершенствование педагогического мастерства профессорскопреподавательского состава; з) технология «обучения в диалоге». Примером может быть научная и исследовательская работа курсантов под руководством преподавателей для формирования у курсантов собственных, индивидуальных представлений об объектах и явлениях окружающего мира.

67

2015'2

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

Имеет большие перспективы ведение учебного блога как формы внеаудиторной работы преподавателя. Согласно ФГОС ВПО к общественно-культурным компетенциям выпускника относится умение работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями. Это является также важной составляющей информационных компетенций преподавателя. Личные блоги преподавателей активно внедряются в гражданских вузах для оперативного получения обучаемыми информации об учебном процессе, ознакомления с публикациями преподавателя, получения доступа к научной и учебно-методической литературе по изучаемой дисциплине. Это позволяет преподавателю размещать вопросы, задания, планы, методические указания; возможность вести диалог с курсантами вне аудитории; внедрение в учебный процесс научных и учебно-методических работ преподавателя. Блог преподавателя - это учебно-консультационный центр, который выполняет следующие функции: интегративную, когнитивную, воспитательную и культурную. В нашем случае это может быть личный сайт преподавателя в сети «обмен», используемой в институте.

Для активизации познавательной деятельности курсантов в ходе проведения учебных занятий прослеживаются некоторые общие подходы: совершенствование системы усвоения курсантами базовых знаний, умений и навыков; активизация теоретического и продуктивного мышления, познавательных способностей; развитие критического мышления в процессе обучения; развитие мотивации к учению, познавательных интересов курсантов: стремление к осознанному усвоению учебного материала, участию всех курсантов в учебной деятельности. Главное условие - наличие мотивации курсантов. Определить и создать эти условия - задача каждого преподавателя.

Примером может быть проведенный эксперимент по внедрению в Белгородском юридическом институте МВД России имени И.Д. Путилина модульно-рейтинговой системы оценки знаний курсантов с применением интерактивных методов обучения в ходе изучения дисциплины «Профессиональная этика и служебный этикет». Анонимный письменный опрос курсантов о результативности применения интерактивных методов обучения, активизирующих познавательную деятельность курсантов, показал, что такие

методы способствуют получению курсантами качественных знаний и запоминанию большего объема учебного материала, который сохраняется в памяти в течение семестра, и не зависит от уровня подготовки курсанта; являются целесообразными, необычными и инновационными; способствуют и активной работе курсантов во время учебных занятий; мотивируют курсантов писать научные статьи, готовить презентации, участвовать в научно-практических конференциях, а также развивают способность мыслить, говорить, делать правильные выводы.

По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в обучении с применением методов, активизирующих познавательную деятельность курсантов, активность преподавателя уступает место активности курсантов, а задачей преподавателя становится создание условий для их инициативы. Курсанты учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа служебных ситуаций и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях и общаться с другими людьми. В этом случае курсант становится полноправным участником учебного процесса, его объектом-субъектом. Это позволяет поощрять активное участие каждого курсанта в учебном процессе и обращаться к его чувствам, осуществлять обратную связь, формировать у курсантов мнения, отношения, жизненные навыки, а также способствовать изменению их поведения. Обязательными условиями организации интерактивного обучения являются доверительные, позитивные отношения между преподавателем и курсантами; демократический стиль и сотрудничество в процессе обучения; опора на личный («педагогический») опыт курсантов; многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности курсантов; включение внешней и внутренней мотивации, а также взаимомотивации курсантов.

Активные формы обучения, способствующие активизации познавательной деятельности курсантов, обеспечивают высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, командный дух, дисциплинированность, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на служебную деятельность, взаимоуважение и демократичность.

68

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

2015'2

Литература

1. Бершадский М.Е. Консультации: целеполагание и компетентностный подход в учебном процессе // Педагогические технологии. 2009. № 4. С. 89-94.

2. ФГОС, 7 раздел «Требования к условиям реализации основных образовательных программ», п. 7.3.

3. Зимняя ИА. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.

4. Волгин Н.А., Одегов Ю.Г. Организация, формы и методы проведения учебных занятий и самостоятельной работы: требования, условия, механизмы: учебн.-метод. пособие. - М.: изд-во Рос. Экон. Акад, 2004. С. 88.

5. Кикоть В.Я. Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: учебник / под общ. ред. д-ра пед. наук, д-ра юрид. наук, проф. В.Я. Кикотя. - М.: ЦОКР МВД РФ, 2009. С. 480.

6. Шлыкова О.В. Культура мультимедиа: учебное пособие для студентов МГУКИ. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. С. 415.

7. Грудзинская Е.Ю. Педагогическая технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в подготовке специалистов // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия Инноваций в образовании. Выпуск 1 (6). - Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2005. С. 181-188.

8. Фридман Л.М., Маху В.И. Проблемная организация учебного процесса. — М., 2003.

9. ХуторскийА.В. Практикум по дидактике и методикам обучения. - СПб.: Питер, 2004. С. 541.

References

1. Bershadski M.E. Consulting: goal setting and competence-based approach in educational process // Pedagogical technologies. 2009. № 4. Р. 89-94.

2. The GEF section 7 “Requirements to conditions of realization of basic educational programs”, section 7.3.

3. Zimnaya IA. Key competences - new paradigm of result of education // Higher education today. 2003. № 5. Р. 34-42.

4. Volgin NA, Odegov Y.G. Organization, forms and methods of studies and independent work: requirements, conditions, mechanisms: training.-method. allowance. - M.: Izd-vo ROS. Econ. Acad, 2004. P. 88.

5. Kikot V.Ya. Educational work with the personnel in the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation: the textbook / under the General editorship of Dr. PED. Sciences, Dr. Jurid. Sciences, Professor V.J. Kikot. - Moscow: RCAC the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation, 2009. Р. 480.

6. Shlykova O.V Мultimedia Culture: a textbook for students of Moscow Institute of culture.

- M.: fair-PRESS, 2004. Р. 415.

7. Grudzinskaya E.Y. Pedagogical technology “Development of critical thinking through reading and writing” in training // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevsky. A series of Innovations in education. Issue 1 (6). - N. Novgorod: Publishing house of NNSU, 2005. P. 181-188.

8. Friedman M.L., Machu V.I. The Problem of the organization of the educational process.

— M., 2003.

9. Hutorsky A.V. Workshop on didactics and teaching methods. - SPb.: Peter, 2004. P. 541.

(статья сдана в редакцию 24.04.2015)

69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.