Научная статья на тему 'Активизация познавательной деятельности будущих педагогов с использованием социальной сети 4portfolio. Ru'

Активизация познавательной деятельности будущих педагогов с использованием социальной сети 4portfolio. Ru Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INFORMATION COMPETENCE / MASTER / ELECTRONIC LEARNING RESOURCES / ELECTRONIC LEARNING METHODICAL COMPLEX / АКТИВИЗАЦИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ / МАГИСТРЫ / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ 4PORTFOLIO.RU

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Талибов Ф.Ф., Манафова М.К.

В статье рассматриваются роль и место социальной сети 4portfolio.ru как средства активизации познавательной деятельности будущего педагога; Интернет-технологий как средства развития познавательного потенциала учителя информатики. Рассмотрена технология развития познавательного потенциала учителя информатики с помощью Интернет-технологий. Авторы рассматривают опыт факультета математики, физики и информатики Дагестанского государственного педагогического университета в этом направлении. Студенты магистратуры, и учителя некоторых школ Республики Дагестан зарегистрированы в социальной сети 4portfolio.ru, а так же они участвуют в дистанционных курсах веб-тьютора. Авторы приходят к выводу, что изучение социальной сети 4portfolio.ru и понимание возможностей, которые она предоставляет, может, послужит стимулом в вопросах саморазвития и стать ключевым фактором в активизации познавательной деятельности педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STIMULATION OF LEARNING ACTIVITY IN FUTURE TEACHERS WITH THE USE OF 4PORTFOLIO.RU SOCIAL NETWORK

The article discusses the role and place of social networking 4portfolio.ru as a means of stimulation of informative activity of future teacher; Internet technology as a means of developing cognitive capacity of science teachers. The technology development of the cognitive work of teachers through Internet technologies are studied. The authors examine the experience of faculty of mathematics, physics and computer studies of the Dagestan State Pedagogical University in this direction. Graduate students and teachers of some schools of the Republic of Dagestan, registered in 4portfolio.ru social network and they participate in distance learning courses. The authors conclude that the study of 4portfolio.ru and understanding of the opportunities that it provides can boost self-development and become a key factor in stimulating cognitive activity of the teacher.

Текст научной работы на тему «Активизация познавательной деятельности будущих педагогов с использованием социальной сети 4portfolio. Ru»

- введения мероприятий, позволяющих предупредить развитие конфликтов в стадии их зарождения и формирования;

- разработка и внедрение процедур правового разрешения конфликтов (посредством выработки соответствующих правовых актов, норм и регламентов).

Управление конфликтами в детско-юношеских спортивных школах существенно влияет на качество образования, способствует созданию благоприятного социально-психологического климата, обеспечивает решение социально значимых задач, гарантирует прочность межличностных отношений, позволяет

Библиографический список

организовать образовательный процесс более эффективно и целесообразно.

Таким образом, уменьшение количества конфликтов в детско-юношеских спортивных школах - серьезная практический вопрос, определяющий качество образования в сфере физической культуры и спорта, стоящий как перед руководителями детских спортивных учреждений, так и перед тренерами-преподавателями спортивных коллективов, поэтому любой детско-юношеской спортивной школе необходимо стремиться к тому, чтобы минимизировать количество конфликтов, а также прийти к поиску оптимальных способов их управления.

1. Цветков М.П. Спортивно-оздоровительная деятельность как средство социального воспитания учащихся детско-юношеской спортивной школы. Автореферат ... степени кандидата педагогических наук. Кострома, 2014.

2. Социальное управление: словарь-справочник. Москва, 1994.

3. Гришина Н.В. Психология конфликта. Издание 3. Санкт-Петербург: Питер, 2008.

4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. Москва: ЮНИТИ, 2000.

5. Щербак В.Е. Конфликтные ситуации на предприятии. ЭКО. 1999; 11: 157 - 168.

Referencеs

1. Cvetkov M.P. Sportivno-ozdorovitel'naya deyatel'nost' kak sredstvo social'nogo vospitaniya uchaschihsya detsko-yunosheskoj sportivnoj shkoly. Avtoreferat ... stepeni kandidata pedagogicheskih nauk. Kostroma, 2014.

2. Social'noe upravlenie: slovar'-spravochnik. Moskva, 1994.

3. Grishina N.V. Psihologiya konflikta. Izdanie 3. Sankt-Peterburg: Piter, 2008.

4. Ancupov A.Ya., Shipilov A.I. Konfliktologiya: uchebnik dlya vuzov. Moskva: YuNITI, 2000.

5. Scherbak V.E. Konfliktnye situaciina predpriyatii. 'EKO. 1999; 11: 157 - 168.

Статья поступила в редакцию 10.11.15

УДК 378

Talibov F.F., computer studies teacher, School №8 (Derbent, Republic of Dagestan, Russia), Е-mail: farid1789@yandex.ru Manafova M.K., postgraduate, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), Е-mail: manafova_marina@mail.ru

STIMULATION OF LEARNING ACTIVITY IN FUTURE TEACHERS WITH THE USE OF 4PORTFOLIO.RU SOCIAL NETWORK.

The article discusses the role and place of social networking 4portfolio.ru as a means of stimulation of informative activity of future teacher; Internet technology as a means of developing cognitive capacity of science teachers. The technology development of the cognitive work of teachers through Internet technologies are studied. The authors examine the experience of faculty of mathematics, physics and computer studies of the Dagestan State Pedagogical University in this direction. Graduate students and teachers of some schools of the Republic of Dagestan, registered in 4portfolio.ru social network and they participate in distance learning courses. The authors conclude that the study of 4portfolio.ru and understanding of the opportunities that it provides can boost self-development and become a key factor in stimulating cognitive activity of the teacher.

Key words: information competence, master, electronic learning resources, electronic learning methodical complex.

Ф.Ф. Талибов, учитель информатики, Средняя общеобразовательная школа №8, Республика Дагестан, г. Дербент, E-mail: farid1789@yandex.ru

М.К. Манафова, аспирантка каф. методики преподавания математики и информатики, ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: manafova_marina@mail.ru

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ 4PORTFOLIO.RU

В статье рассматриваются роль и место социальной сети 4portfolio.ru как средства активизации познавательной деятельности будущего педагога; Интернет-технологий как средства развития познавательного потенциала учителя информатики. Рассмотрена технология развития познавательного потенциала учителя информатики с помощью Интернет-технологий. Авторы рассматривают опыт факультета математики, физики и информатики Дагестанского государственного педагогического университета в этом направлении. Студенты магистратуры, и учителя некоторых школ Республики Дагестан зарегистрированы в социальной сети 4portfolio.ru, а так же они участвуют в дистанционных курсах веб-тьютора. Авторы приходят к выводу, что изучение социальной сети 4portfolio.ru и понимание возможностей, которые она предоставляет, может, послужит стимулом в вопросах саморазвития и стать ключевым фактором в активизации познавательной деятельности педагога.

Ключевые слова: активизация, познавательная деятельность, будущие педагоги, магистры, социальная сеть 4portfolio.ru.

Постоянно меняющиеся условия жизни современного общества формируют новые социальные заказы в сфере образования: востребованными становятся ответственные и инициативные кадры, способные принимать решения и адаптироваться в условиях постоянных изменений условий жизни общества.

Происходящие изменения задают новые стандарты развития системы образования, для соответствия которым педагогам необходимо так же идти в ногу со временем. Решающим фактором в подобной ситуации служит активизация познавательной деятельности педагогов с применением Интернет-технологий

и современных образовательных ресурсов. В нашей статье в качестве образовательного ресурса мы рассмотрим социальную сеть 4portfolio.ru.

Рассмотрим более подробно, что представляет собой активизация познавательной деятельности педагога и как при этом используется социальная сеть 4portfolio.ru.

Анализ исследований по проблеме активизации познавательной деятельности [1], позволил нам определить активизацию как постоянно текущий процесс побуждения к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео-

типной деятельности, спада и застоя в умственной работе, а так же, как процесс целенаправленного повышения интереса к образовательной деятельности с целью саморазвития, повышения уровня знаний и их применения в повседневной деятельности.

С точки зрения психологии познавательная деятельность - «сознательная деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний» [2].

Познавательная деятельность - это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого индивид приобретает знания, познает законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него. Человек не может существовать в мире и не познавать его. Познавательная деятельность начинается с ориентировочно-исследовательской деятельности, основное значение которой заключается в обследовании изучаемого предмета, в получении разнообразной информации, необходимой для существования человека в среде обитания и решения различных практических задач, которые он ставит перед собой. Можно сказать, что ориентировочно - исследовательская деятельность есть первое проявление любознательности, познавательного интереса индивида, его попытка взаимодействовать с окружающим миром.

Учитывая вышеизложенные определения можно сделать вывод, что познавательная деятельность - это активная деятельность педагога, направленная на изучение окружающей действительности и конкретных знаний для дальнейшего их применения.

Познавательная деятельность педагога в условиях внедрения стандартов второго поколения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), прежде всего, направлена на изучение нового образовательного материала, изучаемого в средней школе.

Соответственно активизация познавательной деятельности педагога предполагает повышение интереса к образовательной деятельности с целью повышения уровня знаний путем изучения окружающей действительности и конкретных знаний, с целью применить их в педагогической деятельности [3].

Одной из особенностей ФГОС является наличие у обучающихся портфолио, т. е. папки, в которой отражены все их достижения за время их обучения. Соответственно чтобы научить обучающихся грамотному ведению портфолио педагогу необходимо самому знать все правила и особенности его ведения.

С учётом развития технологий и информатизации системы образования, современному педагогу необходимо уметь работать с современными средствами информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Одним из таких средств является социальная сеть 4portfolio.ru, разработанная С.В. Панюковой, которая представляет собой систематизированный, наглядно, красиво и грамотно оформленный в цифровом формате набор достижений деловой личности, занятой в любой профессиональной области [4].

С середины 90-х годов, термин электронное портфолио (e-portfolio) был использован для описания коллекции работ представленной в электронном виде. Следующим этапом развития электронного портфолио стало появление его новой формы, которая получила название веб-портфолио (web-portfolio) [5].

По мнению С.В. Панюковой [4], портфолио является не столько средством оценки знаний, умений и навыков, сколько средством оценки учебных творческих, коммуникативных способностей обучаемого, средством для диагностики динамики формирования этих способностей, успешности его учебной и научной деятельности, а также способностью дать информацию о себе, представить себя в интернет-пространстве в наилучшем свете. Всё это приводит к активизации познавательной деятельности педагога.

В настоящее время Веб-портфолио представляет собой ресурс, который располагается на динамическом веб-сайте, позволяющий реализовать при этом возможности социальной сети,

Библиографический список

обладает интерактивностью, обеспечивающую возможность обмена сообщениями, комментариями между пользователями сети, ведением блогов и записей.

Педагог в учебном процессе может использовать социальную сеть 4portolio.ru, для ведения веб-портфолио и дистанционного образовательного взаимодействия.

В сети предусмотрено ведение четырех видов портфолио:

- личное портфолио,

- портфолио достижений (учебные, научные, профессиональные, спортивные и пр.),

- портфолио отзывов,

- портфолио документа.

Информация, собранная на страницах сайта-портфолио, станет наглядным подтверждением личностного развития, образовательных, научных, творческих, спортивных и прочих достижений и успехов, основой создания карьерного портфолио. Доступ к просмотру страницы сайта-портфолио, заполненные информацией об их успехах и достижениях с комментариями и отзывами, является свободным для любого пользователя сети Интернет.

Учитывая особенности образовательной социальной сети 4portfolio.ru, мы посчитали возможным рассмотреть потенциал портала в вопросах активизации познавательной деятельности, как педагогов, с целью повышения квалификации и достижения результатов, так и студентов магистратуры-будущих педагогов, с целью повышения уровня образования и подготовки к профессиональной деятельности.

Студенты магистратуры факультета математики, физики и информатики Дагестанского государственного педагогического университета и учителя некоторых школ Республики Дагестан зарегистрированы в социальной сети 4portfolio.ru, а также они участвуют в дистанционных курсах веб-тьютора, включающие следующие вебинары:

Вебинар № 1. Требования ФГОС к электронной информационно-образовательной среде организации. Социальные сети в образовании. Проблемы и решения. Изучение инструментов и сервисов социальной сети 4portfolio.ru.

Вебинар № 2. Портфолио, как компонент электронной информационно-образовательной среды организации. Состав и содержание портфолио обучаемого и педагога, класса, группы, школы, ДОУ, вуза. Создание страничек веб-портфолио.

Вебинар № 3. Психолого-педагогические аспекты использования технологии портфолио. Оценка образовательных достижений. Таксономия Блума. Построение индивидуальной траектории обучения. Зарубежный опыт.

Вебинар № 4. Требования ФГОС к организация взаимодействия между участниками образовательного процесса. Создание профессиональных и учебных сообществ, организация дистанционных мероприятий. Изучение работы в сообществах.

Вебинар № 5. Инновационные подходы к использованию дистанционных образовательных технологий в школе и вузе. Смешанное обучение, перевернутый класс. Методика использования социальной сети 4portfolio.ru в качестве образовательной платформы.

После прохождения курсов студенты магистратуры - будущие педагоги освоят конкретные инструменты для наполнения информационно-образовательной среды, научатся использовать дистанционные образовательные технологии, создадут своё красочное интерактивное веб-портфолио, узнают, как использовать портал для организации дистанционных сетевых мероприятий (конкурсов, выставок, учебных проектов) и станут применять уникальные возможности образовательной платформы 4portfolio.ru в своей профессиональной деятельности.

С учётом вышеизложенного мы сделали вывод, что изучение социальной сети 4portfolio.ru и понимание возможностей, которые она предоставляет, может, послужит стимулом в вопросах саморазвития и стать ключевым фактором в активизации познавательной деятельности педагога.

1. Лоновенко Ю.М. Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики. КГУ «Дашко-Никола-евская ОШ». Available at: http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98692936

2. Национальная энциклопедическая служба. Available at: http://vocabulary.ru/dictionary/793/word/poznavatelnaja-dejatelnost

3. Осуществление активизации учебной деятельности школьника. Available at: http://cribs.me/pedagogika/osushchestvlenie-aktivizatsii-uchebnoi-deyatelnosti-shkolnika_

4. Панюкова С.В Создание и ведение электронного портфолио в социальной сети 4Portfolio. Применение новых технологий в образовании: материалы XXIII-ой Международной конференции. Троицк, 2012: 147 - 149.

5. Смолянинова О.Г. Электронный портфолио в системе оценки образовательных достижений студента. Педагогика развития: образование и социализация личности в современном обществе: материалы VI Международной научной конференции. Красноярск, 2009: 149 - 162.

Referencеs

1. Lonovenko Yu.M. Aktivizaciya poznavatel'noj deyatel'nosti mladshih shkol'nikov na urokah matematiki. KGU "Dashko-Nikolaevskaya OSh". Available at: http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98692936

2. Nacional'naya 'enciklopedicheskaya sluzhba. Available at: http://vocabulary.ru/dictionary/793/word/poznavatelnaja-dejatelnost

3. Osuschestvlenie aktivizacii uchebnoj deyatel'nosti shkol'nika. Available at: http://cribs.me/pedagogika/osushchestvlenie-aktivizatsii-uchebnoi-deyatelnosti-shkolnika_

4. Panyukova S.V Sozdanie i vedenie 'elektronnogo portfolio v social'noj seti 4Portfolio. Primenenie novyh tehnologij v obrazovanii: materialy XXIII-oj Mezhdunarodnoj konferencii. Troick, 2012: 147 - 149.

5. Smolyaninova O.G. 'Elektronnyj portfolio v sisteme ocenki obrazovatel'nyh dostizhenij studenta. Pedagogika razvitiya: obrazovanie i socializaciya lichnosti vsovremennom obschestve: materialy VI Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Krasnoyarsk, 2009: 149 - 162.

Статья поступила в редакцию 29.10.15

УДК 373, 378

Kirilin K.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: kirilink@bk.ru

Fotieva I.V., Doctor of Sciences (Philosophy), Professor, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: fotieva@bk.ru

RETURN OF SCHOOL ESSAY: PROS AND CONS. The article analyzes the situation, associated with the introduction of the school essay in the Unified State Exam on the Russian language. The authors note that this innovation received different assessments of teachers and parents. At the same time, according to the authors, most of negative opinions are usually linked to the fact that educational reforms over the past years have formalized assessment tools. As a result, not enough schoolchildren develop the ability to think independently, and it affects the quality of school essays. Nevertheless, in the article authors emphasize that despite all the problems the returning of such traditional forms to teaching practice should be welcomed. They are particularly important for creative professions, such as journalism. The authors demonstrate the results on the example of works by school leavers, who applied for studies in a university (future journalists).

Key words: school essay, Russian language, journalism, creative potential.

К.А. Кирилин, канд. филол. наук, доц. Алтайского государственного университета, г. Барнаул, E-mail: kirilink@bk.ru

И.В. Фотиева, д-р филос. наук, проф. Алтайского государственного университета, г. Барнаул, E-mail: fotieva@bk.ru

ВОЗВРАЩЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

В статье анализируется ситуация, связанная с введением сочинения в экзамен ЕГЭ по русскому языку. Авторы отмечают, что данное нововведение вызывает различные оценки педагогов и родителей; при этом негативные мнения, как правило, связаны с тем, что образовательные реформы последних десятилетий чрезмерно формализовали как сами учебные программы, так и оценочные средства. В итоге у учащихся недостаточно формировалось умение самостоятельно мыслить, что сегодня сказывается на качестве школьных сочинений. Тем не менее, в статье подчёркивается, что, несмотря на все проблемы, возвращение в педагогическую практику подобных традиционных форм следует приветствовать. При этом они особенно важны для творческих профессий. Авторы демонстрируют наиболее показательные результаты на примере сочинений абитуриентов - будущих журналистов.

Ключевые слова: дочинение, русский язык, журналистика, творческий потенциал.

В последние годы в российском образовании отмечается позитивная тенденция: некоторый отход от формализации и «те-стизации» оценочных средств; растущее понимание того факта, что набор заученных, «разложенных по полочкам» сведений отнюдь ещё не демонстрирует глубины знания учащегося. В этом русле находится возвращение в ЕГЭ сочинения по русскому языку. Как известно, сейчас экзамен по русскому языку можно сдавать только при условии получения учащимся допуска за написанное сочинение.

Данное нововведение (а точнее, возвращение к старой, давно проверенной форме) вызывает различные оценки педагогов и особенно родителей на многочисленных интернет-форумах. И это не случайно: оно, как уже сказано, затрагивает не только ту или иную конкретную форму контроля, но и косвенно подвергает анализу сами тенденции реформирования образования последних лет. Вот обзор ряда мнений педагогов, подготовленный Институтом оценки качества образования Республики Тыва: «"Темы в этом году будут для школьников не сложнее, чем в прошлом. Напомним, тогда в числе прочих предлагалась тема войны: "О войне всегда писать труднее. А в этом году предложены довольно абстрактные, философские направления"... "По данным педагогов, которые проверяли сочинения учеников в прошлом году, почти 50 процентов школьников не обращаются к русской классике. Широкие, размытые формулировки тем дают такую возможность".. "Я бы предложил школьникам не темы, а авторов, на творчество которых надо опираться - Достоевский, Пушкин, Лермонтов. Такой подход заставил бы школьников читать"..."Направления слишком общие. Детям неясно, как готовиться к сочинению. - И главное, до сих пор нет ответа на вопрос: чего мы хотим? Чтобы дети написали сочинения на

заданную тему, поделились своими свободными мыслями, получили допуск к ЕГЭ? Свободные мысли пишутся не по правилам, но для того, чтобы свободно писать, надо много читать. Это мы должны объяснять детям"» [1].

Легко видеть, что сомнения по данному поводу, как правило, связаны с тем, что все наши образовательные реформы последних десятилетий ставили целью формализовать и сами учебные программы, и оценочные средства, а также с рядом других факторов: сокращением часов на литературу, недостаточным объёмом русской литературы, преподаваемой в школе. В итоге у учащихся слабо формировались не только общая эрудиция, но и умение самостоятельно мыслить; сформировать же это за короткие сроки с помощью активно предлагаемых сегодня методических разработок, тренингов и консультаций довольно сложно. Мышление, как известно, развивается годами и непрерывными упражнениями.

Тем не менее, повторим, сам возврат к «корням» и истокам классического образования надо приветствовать, хотя общий «фон» его достаточно неоднозначен, о чем мы скажем ниже. Для нас, как для педагогов кафедры журналистики, сочинение особенно значимо, так как журналистика принадлежит к специальностям, безусловно требующим умения мыслить, анализировать и связно свои мысли выражать. Поэтому при поступлении на специальность «журналистика» сочинение является традиционным жанром творческого экзамена. Его проведение дает достаточно интересный материал для анализа образовательных тенденций в стране.

Абитуриенту - будущему журналисту - предлагаются на выбор три темы из той категории, которая в школьной практике определяется как «свободная тема». Как правило, каждая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.