Научная статья на тему 'Активизация инновационной и инвестиционной деятельности Ульяновской области на основе формирования кластеров'

Активизация инновационной и инвестиционной деятельности Ульяновской области на основе формирования кластеров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филиппова И.А.

Рассмотрена необходимость создания системных образований в целях своевременной активизации инновационных и инвестиционных процессов в регионе. Именно кластеры могут способствовать созданию конкурентных преимуществ, увеличивать производительность труда, внедрять ноу-хау, привлекать как отечественные, так и зарубежные инвестиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Активизация инновационной и инвестиционной деятельности Ульяновской области на основе формирования кластеров»

УДК 338.001.36

АКТИВИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НАОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ КЛАСТЕРОВ

И. А. ФИЛИППОВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории E-mail: ean@ulstu.ru Ульяновский государственный технический университет

Рассмотрена необходимость создания системных образований в целях своевременной активизации инновационных и инвестиционных процессов в регионе. Именно кластеры могут способствовать созданию конкурентных преимуществ,увеличивать производительность труда, внедрять ноу-хау, привлекать как отечественные, так и зарубежные инвестиции.

Ключевые слова: кластер, инновации, инновационная деятельность, инвестиции, экономический рост.

В современных условиях продолжающегося мирового экономического кризиса особую значимость приобретают правильно и своевременно создаваемые условия для привлечения дополнительных инвестиций в конкретные регионы. Не исключением является и Ульяновская область, которая в последнее время усиленно занимается проблемами повышения конкурентоспособности своей экономики.

В связи с этим стратегическим и, наверное, наиболее правильным направлением эффективного развития промышленности Ульяновска и ее областей является не только дальнейшая активизация инновационной и инвестиционной деятельности, но и создание научно-технологических и производственных кластеров, технопарков, а также механизмов поддержки и стимулирования инновационных процессов.

Основной стратегической целью при этом должно быть создание условий для постоянного

повышения конкурентоспособности продукции и услуг, производимых и выполняемых предприятиями Ульяновской области. Кроме того, необходимо повышать требования к качеству продукции не только экспортируемой, но и предназначенной для внутреннего потребления. Кроме того, чтобы стать лидерами и обеспечить выход региона по социально-экономическим показателям в число двадцати наиболее динамично развивающихся регионов России, необходимо усиленно работать не только в плане поиска инвесторов, но и создавать новые инновационные проекты.

Кластеры могут оказывать влияние на конкурентные отношения несколькими способами: во-первых, посредством повышения производительности входящих в них фирм и отраслей; во-вторых, путем повышения способности к инновациям и, таким образом, повышения производительности производства всех сфер региональной экономики; в-третьих, с помощью стимулирования новых бизнес-образований, поддерживающих инновации и расширяющих границы кластера.

В современной хозяйственной практике промышленный кластер, как правило, представляет собой группу географически соседствующих и интеграционно взаимосвязанных компаний, действующих в определенной сфере, взаимодополняющих друг друга и усиливающих таким образом конкурентные преимущества отдельных компаний и, следовательно, кластера в целом. Также под клас-

тером можно понимать организационную форму региональных научно-производственных систем, создаваемых на условиях государственно-частного партнерства [2, с. 21].

Выбор потенциальных кластеров для Ульяновска можно провести на основе трех критериев:

1) эффект базы: предприятия кластера должны обеспечивать значительный вклад в валовой региональный продукт (ВРП) и уровень занятости;

2) конкурентоспособность: продукция кластера должна присутствовать на региональном, национальном и мировом рынках сбыта;

3) темпы роста рынка и прибыльность рыночного сегмента. Целевые рынки должны быть растущими и динамичными.

На первом этапе на основе статистических показателей были рассчитаны количественные показатели, отражающие конкурентную способность отраслей в регионе и потенциал их кластеризации. Коэффициент локализации промышленного производства показывает наличие у региона экономической специализации в рамках отдельных отраслей промышленности, что представлено в табл. 1.

Те отрасли, где расчетные показатели больше или равны единице, можно выделить как отрасли рыночной специализации, в которых создание

кластеров является возможным.

В качестве потенциально эффективных и конкурентоспособных кластеров для Ульяновской области в промышленности можно выделить:

• атомный (ядерно-инновационный) кластер;

• автомобильный кластер;

• авиационный кластер;

• кластер по производству строительных материалов.

Все указанные кластеры обладают значительным потенциалом развития, привлекательными инвестиционными и рыночными перспективами, что показано в табл. 2.

Рассмотрим поподробнее потенциалы развития кластеров Ульяновской области.

Формирование атомного кластера является наиболее высокотехнологичным направлением развития Ульяновской области, при этом в Энергетической стратегии России на период до 2020 г. атомная энергетика рассматривается в качестве основного направления развития энергетической отрасли. Развитие атомного кластера позволит не только решить собственные энергетические проблемы, но и занять лидирующие позиции в реализации новых перспективных направлений развития страны.

В Поволжье формируется автомобильный кластер, который объединяет несколько автомо-

Таблица 1

Коэффициент локализации промышленного производства в 2006 г., млн руб. (в ценах соответствующих лет) [3; 4, с. 204]

Показатель Ульяновская область Российская Федерация Коэффициент локализации

Производство транспортных средств и оборудования 29 746,1 0,34 123 364,1 0,072 4,7

Производство машин и оборудования 2 755,584 0,04 622 917,288 0,036 1,1

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 3 510 5,2 586 500 4,2 1,24

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; рыболовство, рыбоводство 14 974 0,17 1 711 281 0,10 1,7

Сегмент рынка Потенциал содействия развитию экономики Ульяновской области Международная и региональная конкурентоспособность Объем необходимых инвестиций Готовность к кластеризации

Сельское хозяйство и переработка Привлекательный Низкая конкурентоспособность Значительный Низкая готовность

Атомная промышленность Очень привлекательный Высокая конкурентоспособность Значительный Высокая готовность

Авиастроение Привлекательный Средняя конкурентоспособность Значительный Средняя готовность

Машиностроение Привлекательный Низкая конкурентоспособность Значительный Низкая готовность

Производство строительных материалов Привлекательный Высокая региональная конкурентоспособность, низкий уровень международной конкурентоспособности Средний Низкая готовность

Таблица 2

Оценка сегментов для рынков Ульяновской области, рассматриваемых для создания кластеров

билестроительных заводов, крупнейших производителей комплектующих, группу банков, тесно взаимодействующих с заводами, ряд устойчиво работающих профессиональных консалтинговых и инжиниринговых компаний — как российских, так и зарубежных.

Ульяновская область занимает 5-е место в Российской Федерации по производству автомобилей. Коэффициент специализации (душевого производства) по выпуску легковых автомобилей - 4,2.

Одно из главных направлений развития автомобильного кластера — это партнерство с иностранными производителями. Например, штамповочное производство Ульяновского автомобильного завода организовано совместно с английской компанией Stadco, являющейся одним из мировых лидеров по изготовлению штамповой оснастки и организации штамповочных производств, работающей для ведущих мировых производителей - Ford, BMW, Toyota, Volkswagen и др. Компания Stadco владеет шестью производствами в Европе и заводом в Индии.

Для развития кластера автомобилестроения необходимо:

• оказание поддержки организации сборки китайских автомобилей;

• создание производственно-технологического парка по производству автомобильных компонентов;

• развитие производства компонентов должно осуществляться по двум направлениям (внешнее — «ВАЗ», «КамАЗ» и др.; внутреннее — «УАЗ», «BAW» и т.д.).

Динамика развития автомобилестроения в Ульяновской области представленавтабл. 3.

Важным аспектом при анализе целесообразности создания автомобильного кластера является сравнение объемов производства в России, Приволжском федеральном округе (ПФО) и Ульяновской области. Динамика представлена в табл. 4.

Анализируя данные табл. 4, можно сказать, что автомобильная промышленность Ульяновской

Таблица 3

Динамика развития предприятий автомобильной промышленности Ульяновской области (объем выпуска продукции, млн руб.) [4, с. 204—210]

Предприятие Год

2005 2006 2007

ОАО «УАЗ» 14 244 15 905 22 365

ОАО «Автодеталь-Сервис» 1 120 1224 1 367

ООО «Симбирский завод стеклоподъемников» 31 50 —

ОАО «Димитровградский автоагрегатный завод» 4 318,9 5 294,1 4 873,0

ООО «Димитровградский завод вкладышей» 337,5 458,2 609,0

области стабильно развивается, однако объемы произведенной продукции не сопоставимы с производителями из регионов-конкурентов в ПФО. Основной производитель — ОАО «УАЗ» ориентируется на два сегмента — внедорожники и легкий коммерческий транспорт, планирует увеличить рыночную долю производимых им внедорожников на 25 %, в сборке автомобилей планомерно будет увеличиваться доля иностранных компонентов. Местные производители автокомпонентов в последние годы проводят модернизацию производства и расширение сфер деятельности совместно с иностранными партнерами.

Рынок автокомпонентов и услуг будет также динамично развиваться с появлением производителей автомобилей.

В Ульяновской области сосредоточен достаточно высокий потенциал производителей автокомпонентов и автомобилей, в том числе коммерческих и специального назначения. Среди них: ОАО «Ульяновский моторный завод», Симбирский завод стеклоподъемников, ОАО «Димитровградский автоагрегатный завод», ОАО «Автодеталь-Сервис». Всего в Ульяновской области более 143 производителей автомобильной техники и автокомпонентов. [2, с. 22]

При условии своевременного создания инфраструктуры (технопарка), обеспечивающей развитие

Таблица 4

Сравнительный анализ динамики производства легковых автомобилей в Ульяновской области в сравнении с ПФО и Российской Федерациейвцелом,тыс. шт. [4, с. 201—210]

Регион Год Место вРФ

1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Российская Федерация 835,1 969,2 1 022 980,7 1012 1 110 1 069 1 178 1290 -

ПФО 792,3 944,1 995,8 950,4 959,7 1016 953,3 963,3 957 1

Республика Татарстан 8,6 33,7 37,9 38,7 40 41,4 30,4 9,7 - -

Удмуртская Республика 12,8 13,8 31,8 65,8 78,5 82,7 45,6 52,8 71,3 3

Нижегородская область 118,7 116,3 80,7 65,7 57 65,9 51,9 51,7 39,5 7

Самарская область 607,3 740,1 810,1 746,6 751,5 795,3 796,2 820,5 792 1

Ульяновская область 44,9 40,3 35,3 33,6 32,7 31,1 29,3 28,7 31,9 8

производства автокомпонентов, область может занять нишу производителя автокомпонентов для коммерческих автомобилей и привлечь на свою территорию ведущих российских и мировых производителей. «Корневым» предприятием для развития подкластера автокомпонентов может стать УАЗ.

При формировании подкластера автокомпонентов необходимо учитывать, что имеющиеся отечественные технологии уступают западным, поэтому, помимо привлечения на территорию иностранных производителей и создания совместных предприятий, необходимо:

• обеспечить процесс трансферта технологий на российские предприятия;

• осуществлять коммерциализацию и внедрение разработок местных институтов и предприятий (Ульяновская область обладает высоким потенциалом), поддержку собственной научно-технической базы;

• решить задачу технологического развития производства области во взаимодействии с Центром трансферта технологий;

• разработать комплексную программу кадрового обеспечения подкластера автокомпонентов;

• в подготовке кадрового резерва необходимо использовать такие формы, как бизнес-инкубатор и центр развития промышленного дизайна. Эти формы не только сделают подготовку более практичной, но и обеспечат развитие малого и среднего бизнеса в области;

• осуществить развитие сферы обслуживания перевозок.

Для обеспечения устойчивого и динамичного развития автомобильного кластера необходимы формирование слоя малого и среднего инновационного бизнеса. Развитие сектора предпринимательства возможно за счет включения в кластер элементов инновационной инфраструктуры: бизнес-инкубаторов, центров коммерциализации и трансферта технологий.

Развитая научно-техническая база Ульяновской области позволяет ориентировать создаваемый кластер на разработку и внедрение инновационных технологий.

Еще одним немаловажным кластером для Ульяновска может быть авиационный. Область занимает 1-е место в России по производству гражданских самолетов. В Ульяновске находится один из крупнейших в Европе авиационных заводов — «Авиа-стар-СП». Предприятие способно выпускать более 50 самолетов в год. Оно производит грузоподъемные

самолеты — АН-124 «Руслан», ставшие гордостью российской авиации, а также среднемагистральные пассажирские самолеты ТУ-204.

Самым молодым среди предприятий, занимающихся производством самолетостроительной продукции, является ЗАО «Авиастар-СП». Его строительство было начато в 1976 г., а уже в 1981 г. предприятие выпустило первый самолет. Им был Ан-124 «Руслан», занимающий до настоящего времени передовые позиции на рынке перевозки тяжелых крупногабаритных грузов. Портфель заказов на 2008 г. включал в себя 8 авиалайнеров.

После вхождения заводав состав ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», созданного по инициативе и при поддержке Правительства Российской Федерации, ситуация на «Авиастаре» стабильно улучшается. В частности, отгрузка в январе—июле 2007 г. составила 179,9 % по отношению к аналогичному периоду 2006 г.

В настоящее время предприятие серийно выпускает самолеты Ту-204, модернизирует самолеты Ан-124-100, имеет мощности, которые могут быть использованы для производства изделий любого назначения и практически любой сложности, с ценами ниже, чем средние цены на аналогичную продукцию на рынке.

Уникальный гражданский транспортный самолет Ан-124-100 предназначен для межконтинентальных перевозок крупногабаритных и нестандартных грузов массой до 150 т. Он был создан на базе военно-транспортного самолета Ан-124, имеет дальность полета до 12 000 км, а по грузоподъемности не имеет себе равных в мире.

На счету у «Руслана» 28 мировых рекордов, его характеристики обеспечивают ему имя мирового лидера в области уникальных грузовых перевозок. В настоящее время эти самолеты успешно эксплуатируются Военно-воздушными силами Российской Федерации, авиакомпаниями «Волга-Днепр», «Полет», «Авиалинии Антонова» (Украина). Для доставки грузов этими самолетами пользуются такие гиганты мировой экономики, как General Electric, The Boeing Company, General Motors, Ford, British Petroleum, Mitsubishi, BMW, Airbus Industries, Siemens, крупнейшие российские нефтяные и промышленные компании, ФГУП «Рособоронэкспорт» и многие другие.

Самолет Ту-204 положил начало целому семейству современных самолетов, из которого ЗАО «Авиастар-СП» производит: • пассажирские: Ту-204-100, Ту-204-300, ТУ-204-

120, Ту-204-100Е;

• грузовые: Ту-204С, Ту-204-120С, Ту-204СЕ,

Ту-204-120СЕ.

Самолеты Ту-204 успешно эксплуатируются ведущими авиакомпаниями России и зарубежья: «Кавминводыавиа», «Красноярские авиалинии», «Сибирь», «Владивосток Авиа», «Air Rep», «Cairo Aviation» (Египет), «TNT» (Бельгия) и др.

На ЗАО «Авиастар-СП» производится самый современный пассажирский самолет Ту-204-300, который позволяет обеспечивать перевозку до 162 пассажиров на воздушных трассах протяженностью от 500 до 8 500 км при меньшем в 1,5 раза расходе топлива по сравнению с уже устаревшими отечественными аналогами. Для сравнения рассмотрим мировой опыт.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В последние десятилетия важным позитивным фактором для развития мирового авиапрома становится глобализация бизнеса, предъявляющая особые требования к количеству и качеству авиаперелетов, а также к направлениям авиарейсов.

Компания Rolls-Royce, производящая двигатели для самолетов Airbus, Boeing и других, в 2006—2020 гг. оценивает объем всего рынка самолетов в 2,7 трлн долл. (см. рисунок).

По расчетам Boeing, за ближайшие 20 лет количество эксплуатируемых пассажирских и грузовых самолетов вырастет более чем в два раза (с 17 330 до 35 970 шт.). В этот период потребуется 27 270 новых самолетов, из них 9 580 для замены старой техники и более 17 630 — для удовлетворения возросшей потребности в перевозках [1].

Следующим кластером Ульяновска является агропромышленный. На долю сельского хозяйства (на 01.01.2008) приходилось 10,4% ВРП. В сельской местности проживают 351,9тыс. чел., или 26,8 % от общей численности населения Ульяновской области. В сельском хозяйстве Ульяновской области занято 80,4тыс. чел., или 14% отработающего населения [5].

В Ульяновской области во всех категориях хозяйств имеется 2 083,4тыс. га сельскохозяйственных угодий (56 % территории), из них 1 604,1 тыс. га — пашня (1,1 % от сельскохозяйственных угодий и 1,4 % от пашни России; 4,0 % от сельскохозяйственных угодий и 4,7 % от пашни по ПФО).

Сельскохозяйственным производством в Ульяновской области занимаются 278 сельскохозяйственных организаций, 1710 крестьянских (фермерских) хозяйств,

около 253 тыс. семей имеют личные подсобные хозяйства [4, с. 253].

В структуре основных фондов доля отрасли составляет 6,8 %.

Основными отраслями сельскохозяйственного производства являются: молочно-мясное скотоводство, свиноводство, птицеводство, выращивание зерновых и производство технических культур.

У Ульяновской области есть преимущества в формировании агропромышленного кластера. На развитие АПК Ульяновской области оказывает влияние ряд благоприятных факторов и преимуществ, среди которых:

• благоприятные климатические условия средней полосы России;

• наличие научного потенциала (Ульяновский научно-исследовательский институт сельского хозяйства и Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия);

• исторически сложившаяся высокая культура земледелия и животноводства;

• присутствие в области мировых производителей пищевой промышленности;

• выгодное географическое расположение и в ближайшем будущем развитая транспортная инфраструктура;

• низкая стоимость трудовых и земельных ресурсов.

В стратегическом плане дальнейшее развитие АПК Ульяновской области при сохранении многоукладной аграрной экономики должно быть направлено на развитие крупнотоварного производства сельскохозяйственной продукции.

Ведущую роль в АПК Ульяновской области будет играть агропромышленный кластер, представляющий собой особую социально-экономическую систему, результаты функционирования которой в значительной мере определяются совокупностью

Прогноз поставок новых самолетов в 2006—2020гг.: а) численность, шт.; б) стоимость, млрддолл.

внешних условий, таких как состояние социальной сферы села, помощь государственных органов власти и влияние инорегиональных субъектов.

В сравнении с другими базовыми кластерами экономики Ульяновской области АПК является наиболее дезинтегрированным. Существующая в нем система бизнес-отношений существенно замедляет его развитие: отсутствует координация совместных действий между абсолютным большинством входящих в него бизнес-единиц, что приводит к значительным внутрикластерным диспропорциям.

Развитие бизнес-составляющей агропромышленного кластера Ульяновской области будет осуществляться на основе его дальнейшего структурирования по продуктовому принципу с учетом перспективных отраслей специализации муниципальных образований Ульяновской области, по основным видам производимой ими продукции. В результате будет образовано 6 основных подкластеров:

• мясо-продуктовый;

• молочно-продуктовый;

• зерно-продуктовый;

• плодоовощной;

• масличный;

• свеклосахарный.

В целом подкластеры будут базироваться на перспективных отраслях по основным видам производимой в муниципальных образованиях

Ульяновской области продукции. При этом первые три подкластера тесно взаимосвязаны между собой и будут сконцентрированы в Ульяновском, Меле-кесском, Новомалыклинском, Чердаклинском, Старомайнском районах и других муниципальных образованиях Ульяновской области, где в настоящее время созданы предпосылки для успешного развития названных подкластеров.

Интегрирующая продуктово-технологическая цепочка, при прохождении которой формируется и распределяется добавленная стоимость продукта, станет основным звеном подкластера.

Отсутствие в Ульяновской области, как и в большинстве других регионов страны, крупных вертикально интегрированных структур, способных контролировать всю продуктовую цепочку и эффективно управлять процессом распределения добавленной стоимости, является существенной причиной, сдерживающей дальнейшее развитие АПК. Чтобы увидеть состояние АПК Ульяновской области и определить место среди субъектов Российской Федерации, рассмотрим долю Ульяновской области в производстве основных видов сельскохозяйственной продукции (табл. 5).

Анализируя данные, приведенные в табл. 5, можно отметить, что Ульяновская область занимает отнюдь не лидирующие позиции среди субъектов Российской Федерации.

Таблица 5

Доля Ульяновской области в производстве основных видов сельскохозяйственной продукции в системе АПК ПФО и Российской Федерации в 2007г. [4, с. 253—279]

Показатель Российская Федерация ПФО (место в Российской Федерации) Ульяновская область (место в Российской Федерации) Доля Ульяновской области в ПФО

Продукция сельского хозяйства, млн руб. 171 128 436 079 (1) 14 974 (42) 0,03

Животноводство

Производство скота и птицы (в живой массе, тыс. т) 8 600 2 313,8 (1) 51,2 (50 из 82) 2,2

Производство молока, тыс. т 32200 10 610,8 (1) 290,4 (43 из 82) 2,7

Производство яиц, млн шт. 37 800 9 750,2 (1) 372,5 (34 из 82) 3,8

Растениеводство

Валовой сбор зерна, тыс. т 81 800 22 348,7 (2) 763,4 (29 из 74) 3,4

Валовой сбор сахарной свеклы, тыс. т 29 000 5 633,4 (3) 288,4 (16 из 26) 5,1

Валовой сбор семян подсолнечника, тыс. т 5 700 1 242,8 (2) 28,3 (16 из 39) 2,3

Валовой сбор картофеля, тыс. т 36 800 9 301,4 (2) 255,1 (52 из 82) 2,7

Валовой сбор овощей, тыс. т 15 500 3 586,0 (2) 93,6 (54 из 82) 2,6

Основную долю в производстве сельскохозяйственной продукции занимают личные подсобные хозяйства: в 2009 г. ими произведено 60 % валовой продукции сельского хозяйства. Данная ситуация характерна для всей страны. В условиях разрушения крупнотоварного аграрного производства она является вынужденной мерой по выживанию сельского населения и обеспечению страны продовольствием. Однако в стратегическом плане это вызывает проблемы с производством качественной сельскохозяйственной продукции, с обеспечением сырьем перерабатывающей промышленности.

Несмотря на кризисные условия, особую значимость приобретает также формирование строительного кластера. Существующая доля производства строительных материалов в Ульяновской области в общем объеме промышленного производства в сравнении с общероссийскими показателями свидетельствует о перспективности создания кластера по производству строительных материалов натерритории Ульяновской области.

Потребности рынка строительных материалов в ПФО к 2012 г. и к 2020 г. могут быть удовлетворены при строительстве новых производственных мощностей (с учетом выбытия существующих):

• цемент: 2012г. — 3,7 млн т; 2020г. — 22,7 млн т;

• стеновые материалы: 2012г. — 0,2 млрд шт. усл. кирпича; 2020 г. — 6,2 млрд шт. усл. кирпича;

• конструкции и детали сборные железобетонные: 2012г. — 3,2 млн м3; 2020г. — 13,8 млн м3;

• теплоизоляционные минераловатные изделия: 2012г. — 6,2 млн м3; 2020г. — 20,8 млн м3;

• материалы строительные нерудные: 2012 г. — 75 млн м3; 2020 г. — 223 млн м3;

• стекло листовое: 2020 г. — 82 млн м2 [3].

В регионе действуют 63 крупных и средних предприятия [1, с. 22]. Они поставляют свою продукцию на строительные площадки не только Ульяновской области, но и соседних регионов. Эффективная работа отрасли обеспечивается богатой сырьевой базой. На базе уникальных месторождений кварцевых песков в Ульяновской области можно создать стекольный подкластер. В него войдут: горно-обогатительный комбинат, заводы по производству медицинского, листового и тарного стекла в Сен-гилеевском и Тереньгульском районах.

Наличие пяти крупнейших месторождений мела для производства цемента, в число которых входят одно из крупнейших в мире месторождение «Солдатская Ташла», а также перспективное для строительства крупного цементного завода месторождение мела и глины «Бутырская гора», создают

возможности для развития цементного кластера. Следующим кластером можно считать стекольный. В настоящее время разведано 14 месторождений стекольных, формовочных и строительных песков. Наиболее крупными являются Ташлинское (стекольное сырье) и Лукьяновское (формовочное и стекольное сырье). Данные месторождения кварцевых песков являются крупнейшими в России сырьевыми базами.

Всего разведанных запасов стекольного сырья на территории Ульяновской области около 200 млн т. Высококачественные стекольные пески поставляются более 100 стекольным заводам России. Крупнейшим региональным добывающим предприятием кварцевых песков является ОАО «Кварц» с годовой добычей сырья 900—1 000 тыс. т. В 2006г. ОАО ОАО «Кварц» добыло 840тыс. т. Предположительный остаток сырья оценивается в размере 18 662тыс. т. (12—15 лет эксплуатации) [4, с. 219].

В 2006 г. состоялись аукционы по предоставлению в пользование трех участков недр, содержащих месторождения кварцевых песков:

1) участок «Восточный» Ташлинского месторождения кварцевых песков — приобретен ООО Торговый Дом «Кварц» за 55,2 млн руб. На участке (кат. С2 — 100,8 млн т) требуется разведка до промышленной категории, подсчет запасов и постановка их на государственный баланс. На базе сырья участка будет построен горно-обогатительный комбинат с современной технологией обогащения кварцевого песка, не имеющий аналогов в России;

2) «Лукьяновское» месторождение кварцевых песков — приобретено ООО «Самарское объединение керамики» (Самарская область) за 33 млн руб. «Лукьяновское» месторождение практически готово к эксплуатации (33 млн т стекольных песков), так как оно разведано по промышленным категориям и поставлено на государственный баланс;

3) участок кварцевых песков «Ясашная Ташла» приобретен ЗАО «Промтехинвест» (г. Москва) за 4,95 млн руб. Прогнозные данные по содержанию кварцевых песков на участке — 50 млн т. На базе сырья этих месторождений планируется строительство горно-обогатительных комбинатов.

Основными задачами для развития стекольного подкластера являются:

• создание на территории Ульяновской области промышленно-технологического парка сов-

ременных строительных материалов. В рамках работы парка должны быть сформированы новые научно-технологические лаборатории, занятые исследованием новых строительных материалов, а также разработкой высокотехнологичных производственных технологий;

• привлечение производственных предприятий, заинтересованных в размещении своих подразделений на территории Ульяновской области. Резидентам будут предоставлены налоговые льготы (в соответствии с положениями инвестиционной политики), а также будет оказана помощь (федеральная и региональная) по созданию (развитию) базовой инфраструктуры;

• формирование образовательных компонентов, обеспечивающих подготовку квалифицированных кадров и разработку новых эффективных технологий для строительной отрасли;

• организация процесса обмена (подготовки и переподготовки) кадров с целью повышения профессиональной компетенции (межрегиональные центры подготовки и переподготовки кадров);

• развитие транспортной инфраструктуры, позволяющей снизить затраты на транспортировку готовой продукции и сырья.

Подводя итоги, можно сказать, что развитие, например, транспортной инфраструктуры Ульяновской области имеет одно из ключевых значений при формировании кластерной политики.

Основными стратегическими задачами развития реального сектора Ульяновской области являются:

• модернизация и технологическое перевооружение действующих предприятий обрабатывающей промышленности с целью повышения производительности труда и достижения высокого качества выпускаемой продукции;

• переход на производство продукции с высокой добавленной стоимостью.

Кроме того, конкурентоспособность региона как субъекта рыночных отношений определяется совокупностью следующих условий:

• наличие конкурентоспособных отраслей или сегментов отрасли;

• способность региональных органов власти создать условия региональным предприятиям для достижения и удержания конкурентного преимущества.

Так как около одной трети валового регионального продукта Ульяновской области создается ее промышленностью, то можно предположить, что образование рассмотренных кластеров будет способствовать не только развитию инновационной деятельности в регионе, но и активизации инвестиционных процессов повышения конкурентоспособности региона, обеспечения устойчивых темпов экономического развития, увеличения валового регионального продукта и интенсивного экономического роста.

Список литературы

1. Концепция стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2012 года. URL: http://ulgov.ru/page/index/permlink/ id/738/.

2. На кластер-второй рассчитайсь / Деловое обозрение. 2010.№11.С. 20-24.

3. Россия в цифрах. 2009: крат. стат. сб. / Росстат. М., 2009. 525 с.

4. Социальное и экономическое положение городов и районов Ульяновской области за2005—2009 годы: стат. ежегодник. Ульяновск, 2010.

5. Ульяновская область: стат сб. Ульяновск, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.