Научная статья на тему 'Аксиосфера как элемент информационной среды'

Аксиосфера как элемент информационной среды Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
168
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / INFORMATION ENVIRONMENT / АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА / AXIOLOGICAL ENVIRONMENT / АКСИОСФЕРА / AXIOSPHERE / ЦЕННОСТЬ / VALUE / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мацефук Е.А., Разбегаев П.В.

Современная эпоха представляет собой единую постоянно расширяющуюся информационную среду (инфосферу). В статье подчеркивается, что способность воздействовать на психику является неотъемлемым свойством информации. Авторами обосновывается тезис о неизбежном изменении параметров личности, воспринимающей информацию. В статье акцентируется внимание на том, что ключевым из параметров информации количество, содержание и ценность является последний их них. Авторы утверждают, что применительно к социальным системам под информационной средой зачастую понимается аксиосфера в ее информационно-психологическом аспекте. Проблема аксиосферы как элемента информационной среды исследуется сквозь призму категорий: «аксиосфера» («аксиологическая среда»), «информация», «информационная среда» («инфосфера»), «личность», «ценность», «ценностное сознание личности». Таким образом, авторы обосновывают, что аксиологическая сфера по сути своей информационно-психологическая; она представляет собой часть информационной среды, которая путем воздействия информации на психическую деятельность личности способствует формированию системы ценностных отношений, складывающихся в совокупности в ценностную картину мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AXIOSPHERE AS AN ELEMENT OF THE INFORMATION ENVIRONMENT

The modern era represents a single ever-expanding information environment (the infosphere). The article emphasizes that the ability to influence the psyche is an inalienable property of information. The authors substantiate the thesis about the inevitable change in the parameters of the person, who perceives information. The article focuses attention on the fact that the key of the information parameters is its value. The authors argue that in the case of social systems, the information environment is often understood as the axiosphere in its information-psychological aspect. The problem of the axiosphere as an element of the information environment is explored through the prism of categories: “axiosphere” (“aksiologic environment”), “information”, “information environment” (“infosphere”), “personality”, “value”, “value consciousness personality”. Thus, the authors justify that the axiological sphere is essentially an information-psychological one; it is a part of the information environment, which, through the influence of information on the psychic activity of the individual, helps to form a system of value relationships that develop a value picture of the world.

Текст научной работы на тему «Аксиосфера как элемент информационной среды»

взаимодействия обучающихся и педагога возможно построение справочного портала с Интернет-адресами по изучаемым в данной предметной области темам, курсам, другим предметам, специфическим задачам, которые выполняются в рамках данного образовательного учреждения.

- объяснив, раскрыв тему занятия, педагог дает определенные задачи, задания обучающимся. Чтобы выполнить эти задания обучающимся необходимо обратиться к составленному педагогом списку Интернет страничек, ознакомиться с данным набором Интернет-ресурсов. Таким образом, педагогу необходимо обосновать степень сложности тих заданий, их содержание, объем, количество групп обучающихся, также здесь возможна индивидуальная самостоятельная работа обучающихся. Необходимо, чтобы информация, которую обучающиеся найдут в сети Интернет отсутствовала в традиционных учебных источниках.

Важно отметить, что содержание навыков работы с техническими устройствами, также с гипертекстовой информацией, материалами, выступающими на сегодняшний день основным элементом информационной технологической в подготовке обучающегося и педагогов. Также по мере овладения этими навыками, обучающиеся с значительным уровнем ответственности берут под свой контроль свое развитие в социуме, и оно приобретает позицию саморегулируемого процесса.

Библиографический список

Для эффективного успешного взаимодействия педагога и обучающихся, на занятиях с применением Интернет-ресурсов, педагогу необходимо соблюдать следующие условия: проведение занятий в компьютерной аудитории, то есть на каждого обучающегося должен быть предоставлен современный персональный компьютер; обеспечить учебное время для индивидуальной самостоятельной работы обучающихся на компьютере; обеспечение обучающимся целостного доступа к ТСО (технические средства обучения); построение психологической благоприятной обстановки, то есть обстановки взаимодействия, сотрудничества, доброжелательности.

При оценке опыта проведения и организации занятий с использованием новейших инновационных информационных технологий, в том числе и Интернет-ресурсов можно сделать вывод, что при конкретной организации занятия достигается необходимый эффект, успешно и эффективно решаются задачи методического и общепедагогического характера. При этом также сохраняется дифференцированный подход к обучению и в усвоении учебного материала, и в заданиях, в процессе решении которых не возникают никакие психологические неудобства, так как все участники образовательного процесса заняты посильной работой, но в то же время каждый из них выступает особым важным звеном в структуре занятия.

1. Алипханова Ф.Н., Атаева Э.А. К вопросу о формировании информационной культуры будущего педагога профессионального обучения. Вестник университета (ГУУ). Москва: ГУУ, 2014; 4: 215 - 217.

2. Гамзаева М.В., Магомедова П.К. Опыт применения интерактивных методов обучения в процессе преподавания учебной дисциплины «Технологии научно-педагогического исследования». Вестник Академии права и управления. Москва, 2015; 38: 266 - 271.

3. Герасимова Т.Н., Чесноков Н.А. Мотивация обеспечения психолого-педагогической безопасности у педагогических работников. Мир образования - образование в мире. 2015;3: 221 - 228.

4. Герасимова Т.Н. Нравственные основания педагогической культуры преподавателя высшей школы. Мир образования - образование в мире. 2016; 1 (61): 41 - 46.

References

1. Aliphanova F.N., Ataeva 'E.A. K voprosu o formirovanii informacionnoj kul'tury buduschego pedagoga professional'nogo obucheniya. Vestnik universiteta (GUU). Moskva: GUU, 2014; 4: 215 - 217.

2. Gamzaeva M.V., Magomedova P.K. Opyt primeneniya interaktivnyh metodov obucheniya v processe prepodavaniya uchebnoj discipliny «Tehnologii nauchno-pedagogicheskogo issledovaniya». Vestnik Akademiiprava i upravleniya. Moskva, 2015; 38: 266 - 271.

3. Gerasimova T.N., Chesnokov N.A. Motivaciya obespecheniya psihologo-pedagogicheskoj bezopasnosti u pedagogicheskih rabotnikov. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2015;3: 221 - 228.

4. Gerasimova T.N. Nravstvennye osnovaniya pedagogicheskoj kul'tury prepodavatelya vysshej shkoly. Mir obrazovaniya - obrazovanie vmire. 2016; 1 (61): 41 - 46.

Статья поступила в редакцию 06.11.17

УДК 378

Matsefuk E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Volgograd State Pedagogical University (Volgograd, Russia),

E-mail: elena178@mail.ru

Razbegaev P.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Volgograd Academy of Ministry of Internal Affairs of Russian

Federation (Volgograd, Russia), E-mail: pavel173@mail.ru

AXIOSPHERE AS AN ELEMENT OF THE INFORMATION ENVIRONMENT. The modern era represents a single ever-expanding information environment (the infosphere). The article emphasizes that the ability to influence the psyche is an inalienable property of information. The authors substantiate the thesis about the inevitable change in the parameters of the person, who perceives information. The article focuses attention on the fact that the key of the information parameters is its value. The authors argue that in the case of social systems, the information environment is often understood as the axiosphere in its information-psychological aspect. The problem of the axiosphere as an element of the information environment is explored through the prism of categories: "axiosphere" ("aksiologic environment"), "information", "information environment" ("infosphere"), "personality", "value", "value consciousness personality". Thus, the authors justify that the axiological sphere is essentially an information-psychological one; it is a part of the information environment, which, through the influence of information on the psychic activity of the individual, helps to form a system of value relationships that develop a value picture of the world.

Key words: information, information environment, axiological environment, axiosphere, value, personality.

Е.А. Мацефук, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический

университет», г. Волгоград, E-mail: elena178@mail.ru

П.В. Разбегаев, канд. пед. наук, доц., г. Волгоград, ВА МВД России, E-mail: pavel173@mail.ru

АКСИОСФЕРА КАК ЭЛЕМЕНТ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ

Современная эпоха представляет собой единую постоянно расширяющуюся информационную среду (инфосферу). В статье подчеркивается, что способность воздействовать на психику является неотъемлемым свойством информации. Авторами обосновывается тезис о неизбежном изменении параметров личности, воспринимающей информацию. В статье акцентируется внимание на том, что ключевым из параметров информации - количество, содержание и ценность - является последний их них. Авторы утверждают, что применительно к социальным системам под информационной средой зачастую понимается аксиосфера в ее информационно-психологическом аспекте. Проблема аксиосферы как элемента информационной

среды исследуется сквозь призму категорий: «аксиосфера» («аксиологическая среда»), «информация», «информационная среда» («инфосфера»), «личность», «ценность», «ценностное сознание личности». Таким образом, авторы обосновывают, что аксиологическая сфера по сути своей - информационно-психологическая; она представляет собой часть информационной среды, которая путем воздействия информации на психическую деятельность личности способствует формированию системы ценностных отношений, складывающихся в совокупности в ценностную картину мира.

Ключевые слова: информация, информационная среда, аксиологическая среда, аксиосфера, ценность, личность.

Современная эпоха, по сравнению с прошлыми историческими эпохами, представляет собой принципиально новую систему, являющуюся, несмотря на экономические, социальные, культурные и политические контрасты различных народов, регионов и государств единой информационной средой (инфосферой). Именно она - информационная среда - становится связующим звеном в становлении единой цивилизации, связывает общей судьбой и ответственностью человечество, способствует осознанию глобализации социальных и культурных процессов в современном мире и формированию необходимости нового планетарного стиля мышления. Информатизация современного общества формирует принципиально новые условия и предпосылки для универсализации человеческого взаимодействия.

Информационная среда, или инфосфера, весьма специфический термин. На сегодняшний день существует множество научных подходов к его трактовке. Рассмотрим некоторые из них. Информационная сфера - это:

- «конечный объем осмысленного информационного пространства» [1, с. 72];

- «совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений» [1, с. 72.];

- информационная сфера - «совокупность информационных ресурсов, системы формирования, распространения и использования информации, информационной инфраструктуры» [1, с. 72.];

- информационная сфера - «специфическая сфера деятельности субъектов общественной жизни, связанная с созданием, хранением, распространением, передачей, обработкой и использованием информации». [1, с. 72; 2, с. 112 - 117].

Обобщая вышесказанное, отметим, что информационная среда - есть «совокупность субъектов информационного взаимодействия или воздействия; собственно информации, предназначенной для использования субъектами информационной сферы; информационной инфраструктуры, обеспечивающей возможность осуществления обмена информацией между субъектами; общественных отношений, складывающихся в связи с формированием, передачей, распространением и хранением информации, обменом информацией внутри общества» [1, с. 72.]

Таким образом, информационная среда является системообразующим фактором жизни общества.

При этом, необходимо помнить, что информационная среда, как любая открытая самоорганизующаяся система, включает в себя, в качестве структурных составляющих, бесконечное число разнообразных информационных потоков, а также информационных полей, находящихся в непрерывном взаимодействии.

«Информационное поле - это совокупность всей сосредоточенной в данном объеме пространства-времени информации, безотносительно к ее форме и состоянию, находящейся в отрыве, как от объекта отражения, так и от субъекта восприятия. Информационное поле образуется объективной, генетической и идеализированной информацией. Движение информации в информационном поле осуществляется посредством физической связи между реципиентом и источником информации, материализованной в информационном потоке» [1, с. 77].

Отдельными элементами информационных полей в данном случае является информация.

Понятие «информация», являясь центральной категорией, как в различных сферах жизнедеятельности человека, так и в частных науках, - многоаспектно. Единого определения информации до сих пор не выработано [2].

Н. Винер утверждает, что информация - это просто информация, не материя и не энергия, а просто - обозначение полученного личностью из окружающего мира содержания, в процессе приспосабливания её к данному миру. Г. Кастлер трактует информацию как «запомненный выбор одного варианта из нескольких возможных и равноправных». [3, с. 23.] «Среди философов популярны дефиниции, содержащие термин «отражение»...

Определения такого типа можно суммировать в виде утверждения: информация есть отражение отображения наших соображений». [4, с. 1.]

В самом общем представлении, информация (от лат. ^огта^о - ознакомление, разъяснение, изложение) представляет собой описание фактов, сообщение; какие-либо сведения о предметах, лицах, событиях и процессах вне зависимости от формы их представления и используемые при принятии решений, а также в целях получения знаний.

Информация состоит из внутреннего (содержательного) и внешнего (представительского) компонентов. Внутренний компонент информации отражает её суть, содержание, смысл; он связан с отражением реальной действительности. Внешний компонент определяет форму передачи информации для адекватного восприятия ее личностью.

Одной из самых значимых форм передачи информации человеком является текст. Текст - это знаковая система, выполняющая функцию сохранения и передачи социально-значимой информации, способная накапливать и передавать опыт.

«Текст», по - мнению Ю.М. Лотмана, представляет собой метапонятие. Культура, в зависимости от формы передачи информации последующим поколениям, рассматривается как совокупность текстов («культура текстов»); или как метатекст, транслирующий информацию о правилах построения новых текстов («культура грамматик») [5, с. 30 - 38].

«Культура текстов» направлена, прежде всего, на воспроизведение информации; «. единицы текста. приобретают характер символов, поле значений которых сохраняет глубинные инвариантные значения на протяжении веков» [5, с. 32]. Основная функция «культуры грамматик» - порождение новых текстов, приращение знаний, рост объема информационного поля, следствием чего становится изменение образа мира в целом.

В рамках ценностного подхода аксиологический аспект информации позволяет рассматривать аксиосферу в качестве значимого элемента информационной среды.

Информация (в форме культурного текста) моделирует смысловую реальность и аксиологический контекст. Тексты культуры (информация) представляют собой в таком случае «некое ценностно-смысловое пространство, в рамках которого могут возникать новые смыслы и значения» [6, с. 144; 7], освоение которых способствует формированию ценностного сознания личности и станет элементом строящейся системы ценностно-смысловых отношений. Последняя, при этом, «находит свое определение как единство . сознания с реальностью существующего для него мира опыта, ценностей, смыслов и значений» [6, с. 144; 7]. Только информация, воспринятая личностью и ставшая элементом ее ценностно-смысловых отношений, может содействовать моделированию собственной ценностно-смысловой структурой в аксиосфере [7].

Аксиосфера (или аксиологическая среда) в огромной степени оказывает влияние на становление ценностного сознания личности.

Обратимся к рассмотрению понятия «среда» («сфера») и выявлению взаимодействия среды и пространства, как системы. Исследование среды жизнедеятельности человека проводится в области философии, этики, социологии, педагогики, психологии, экологии и т.д.

С.И. Ожегов дает следующее обобщенное понимание среды, понимаемой как:

- вещество, заполняющее пространство, а также тела, окружающее что-либо;

- окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества, организмов;

- окружающие социально-бытовые условия,

- совокупность людей, связанных общностью этих условий [8, с. 354.].

В социокультурном аспекте, определение среды трактуется как «совокупность природных или социальных условий, в которых протекает жизнедеятельность какого-либо организма; социально-бытовая обстановка, в которой протекает жизнь человека; совокупность людей, связанных общностью социально-бытовых

условий существования, общностью профессии, занятий» [6, с. 110 - 111; 7].

Сфера, как окружающая среда, позволяет увидеть влияющие на человека факторы, видоизменяющиеся в зависимости от конкретной ситуации, то есть от так называемого «ситуационного окружения» (Г. Парсонс). При этом, необходимо отметить, что термин аксиосфера не вполне тождественен термину «окружающая среда», поскольку включает в себя также и реакцию человека, степенью освоения им окружения, присвоение им «образа жизни» данной среды [6, с. 110 - 111; 7].

Целесообразно отметить, что в аксиосфере (аксиологической среде) содержится ряд сложных гуманитарных систем: человек, общество, культура, в процессе взаимодействия которых происходит образование личности.

Таким образом, аксиологическая среда - это, прежде всего, часть социокультурной среды, формирующей ценностное сознание личности посредством гуманитарного знания; во-вторых, - среда гуманитарная, понимаемая «как духовно насыщенная атмосфера, обусловливающая кругозор, стиль мышления и поведения включенных в нее субъектов», стимулирующая

Библиографический список

потребность личности к приобщению универсальных гуманистических ценностей [6, с. 142 - 144.]. Аксиосфера становится культурно-образовательным пространством, ориентированным «на формирование и развитие духовно-нравственных ценностей личности» [9, с. 5].

Целесообразно утверждать, что аксиосфера, с одной стороны, охватывает мир ценностей в их объективном бытии, с другой - включает в себя и «субъективную реальность ценностного сознания в виде ценностных представлений, оценок, вкусов, идеалов, норм, канонов, образцов» [6, с. 35.].Она включает в себя также результаты деятельности человека, преобразующего объективные ценности в новые субъективные ценности: материальные, художественные, научные, нравственные, религиозные.

Таким образом, в узком смысле, аксиосферу (аксиологическую среду) можно определить как совокупность условий, обусловливающих активность личности по присвоению универсальных гуманистических ценностей. В более общем смысле, -аксиосфера, являясь элементом информационного пространства в аспекте социокультурной реальности, представляет собой мир ценностей во всем его разнообразии.

1. Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях. Evartis. Available at: http://www.evartist.narod.ru/ text24/0027.htm

2. Разбегаев П.В. Познавательный интерес как мотивационная компонента информационной компетентности специалиста. Вестник Волгоградской академии МВД России. 2010; 2 (13): 112 - 117.

3. Кастлер Г. Возникновение биологической организации. Москва: Мир, 1967.

4. Чернавский Д.С. Синергетика и информация. Библиотека учебной и научной литературы. Available at: http://sbiblio.com/BIBLIO/ archive/chernavskiy_sin/00.aspx

5. Лотман Ю.М. К проблеме типологии культуры. Учен. зап. Тарт. Ун-та. Вып. 198: Труды по знаковым системам. Тарту, 1967.

6. Разбегаева Л.П. Ценностные основания гуманитарного образования. Волгоград, 2001.

7. Мацефук Е.А.., Разбегаева Л. П. Ценностное отношение к ответственности: сущностные и процессуальные характеристики. Saarbrucken, 2012.

8. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов. Под ред. чл.-кор. АН СССР Н.Ю. Шведовой. Москва: Рус. яз., 1986.

9. Гуманитарная среда вуза и гуманитарное образование. Л.И. Коханович, Л.П. Рябов, И.П. Ивановская, Ю.И. Куфтырев. Москва,1995.

References

1. Manojlo A.V. Gosudarstvennaya informacionnaya politika v osobyh usloviyah. Evartis. Available at: http://www.evartist.narod.ru/text24/ 0027.htm

2. Razbegaev P.V. Poznavatel'nyj interes kak motivacionnaya komponenta informacionnoj kompetentnosti specialista. Vestnik Volgogradskoj akademii MVD Rossii. 2010; 2 (13): 112 - 117.

3. Kastler G. Vozniknovenie biologicheskoj organizacii. Moskva: Mir, 1967.

4. Chernavskij D.S. Sinergetika i informaciya. Biblioteka uchebnoj i nauchnoj literatury. Available at: http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/ chernavskiy_sin/00.aspx

5. Lotman Yu.M. K probleme tipologii kul'tury. Uchen. zap. Tart. Un-ta. Vyp. 198: Trudypo znakovym sistemam. Tartu, 1967.

6. Razbegaeva L.P. Cennostnye osnovaniya gumanitarnogo obrazovaniya. Volgograd, 2001.

7. Macefuk E.A.., Razbegaeva L. P. Cennostnoe otnoshenie k otvetstvennosti: suschnostnye i processual'nye harakteristiki. Saarbrucken, 2012.

8. Ozhegov S.I. Slovar'russkogo yazyka: Ok. 57000 slov. Pod red. chl.-kor. AN SSSR N.Yu. Shvedovoj. Moskva: Rus. yaz., 1986.

9. Gumanitarnaya sreda vuza igumanitarnoe obrazovanie. L.I. Kohanovich, L.P. Ryabov, I.P. Ivanovskaya, Yu.I. Kuftyrev. Moskva,1995.

Статья поступила в редакцию 07.11.17

УДК 372.857

Sobakina T.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk,

Russia), E-mail: sobakina@mail.ru

Konstantinova U.I., MA student, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),

E-mail: uygilaana@mail.ru

ORGANIZATION OF INDIVIDUAL AND GROUP COGNITIVE ACTIVITY AS A BASIS OF THE DEVELOPMENT OF PHYSIOLOGICAL KNOWLEDGE FOR BIOLOGY STUDENTS. The article deals with a problem of development of physiological knowledge for biology students using the studying of the section "Man" as an example. The research observes that the ways to solve this problem are based on the organization of individual group learning activities of students. The development of physiological knowledge at the practical instructions of biology students is rather complex process. Physiological phenomena are hidden from observation so they require some indirect methods. It is necessary to use even more pedagogical technologies oriented at the development of students' physiological knowledge to solve this important problem at the lessons of biology. The method of individual and group cognitive activity is one of these technologies.

Key words: physiological knowledge, educational and cognitive activity, individual and group cognitive activity, instructional card.

Т.Г. Собакина, канд. пед. наук, доц. Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск,

Е-mail: sobakina@mail.ru

У.И. Константинова, магистрант Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск,

Е-mail: uygilaana@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.