Научная статья на тему 'Аксиологическое воспитание студентов в русле компетентностного подхода к профессиональному образованию'

Аксиологическое воспитание студентов в русле компетентностного подхода к профессиональному образованию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / AXIOLOGICAL EDUCATION / COMPETENCE-BASED APPROACH / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рубан Алексей Васильевич, Липилина Елена Юрьевна

В статье раскрыты вопросы формулирования аксиологических целей воспитания студентов в контексте компетентностной организации образовательного процесса в вузе. В данном аспекте представлен перечень общекультурных и профессиональных компетенций, характеризующихся аксиологическим содержанием (на примере специальности 180403 «Судовождение»). Определены основные группы ценностей, освоение которых обеспечит формирование выделенных компетенций. Обоснована актуальность включения аксиологического воспитания в содержание образовательной деятельности вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AXIOLOGICAL EDUCATION OF STUDENTS IN LINE WITH COMPETENCE-BASED APPROACH TO PROFESSIONAL EDUCATION

The paper discloses how to formulate the axiological purposes of education of students in the context of the competence-based organization of educational process in higher education institution. In this aspect the list of the cultural and professional competences which are characterized by axiological contents is presented (using specialty 180403 "Navigation" as an example). Basic groups of values, mastering of which will provide formation of the marked-out competences, are defined. Relevance of inclusion of axiological education in the content of educational activity of higher education institution is proved.

Текст научной работы на тему «Аксиологическое воспитание студентов в русле компетентностного подхода к профессиональному образованию»

УДК 378 ББК 74.480.0 Р 82

А.В. Рубан

Соискатель кафедры общей и социальной педагогики Кубанского государственного университета; E-mail: snkhazova@gmail.com

Е.Ю. Липилина

Кандидат педагогических наук, доцент, начальник учебно-методического отдела Ставропольского технологического института сервиса (филиала Донского государственного технического университета); E-mail: snkhazo-va@gmail.com

АКСИОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В РУСЛЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

( Рецензирована )

Аннотация. В статье раскрыты вопросы формулирования аксиологических целей воспитания студентов в контексте компетентностной организации образовательного процесса в вузе. В данном аспекте представлен перечень общекультурных и профессиональных компетенций, характеризующихся аксиологическим содержанием (на примере специальности 180403 «Судовождение»). Определены основные группы ценностей, освоение которых обеспечит формирование выделенных компетенций. Обоснована актуальность включения аксиологического воспитания в содержание образовательной деятельности вуза.

Ключевые слова: аксиологическое воспитание, компетентностный подход, профессиональное образование.

A.V. Ruban

Applicant of Department of General and Social Pedagogy, the Kuban State University; E-mail: snkhazova@gmail.com

E.Yu. Lipilina

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Chief of Educational Methodical Department, the Stavropol Institute of Technology of Service (Branch of the Don State Technical University); E-mail: snkhazova@gmail.com

AXIOLOGICAL EDUCATION OF STUDENTS IN LINE WITH COMPETENCE-BASED APPROACH TO PROFESSIONAL EDUCATION

Abstract. The paper discloses how to formulate the axiological purposes of education of students in the context of the competence-based organization of educational process in higher education institution. In this aspect the list of the cultural and professional competences which are characterized by axiological contents is presented (using specialty 180403 "Navigation" as an example). Basic groups of values, mastering of which will provide formation of the marked-out competences, are defined. Relevance of inclusion of axiological education in the content of educational activity of higher education institution is proved.

Keywords: axiological education, competence-based approach, professional education.

Методологической основой современного профессионального образования выступает компетент-ностный подход. Его положения определяют как требования к формулированию целей профессиональной подготовки (спектр общекультурных и профессиональных - общих и специальных - компетенций), так и отбор основного методического и диагностического инструментария, построение технологических процедур [5 и др.]. В свою очередь, содержание формируемых у будущих специалистов компетенций актуализирует необходимость опоры при построении образовательного процесса еще на ряд психо л ого-педагогических подходов. В частности, для специальности 180403 «Судовождение» суть практически всех общекультурных и ряда профессиональных компетенций, а также содержание профессиональных задач, к выполнению которых готовят данных специалистов, обусловливает важность опоры на аксиологический подход к образованию, предполагающий направленность на формирование у обучающихся определенной системы ценностных ориентаций [2 и др.].

Непосредственно аксиологическим содержанием обладают следующие компетенции, отраженные во ФГОСе специальности 180403 «Судовождение»:

- способность... ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК-1) - предполагается усвоение всех групп и видов ценностей [1];

- понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление... высокой мотивации к работе (ОК-2) - в основе лежит усвоение трудовых, в том числе профессиональных ценностей;

- способность к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, демонстрируя уважение к

историческому наследию и культурным традициям, толерантность к другой национальности и культуре в условиях многонациональных экипажей, владение нормами профессиональной и корпоративной этики ...(ОК-4) - требуется интерио-ризация системы интернациональных ценностей;

- знание и понимание норм здорового образа жизни, использование средств физической культуры для оптимизации труда и повышения работоспособности (ОК-8) -базу составит система физкультурных ценностей;

- способность сформировать цели проекта (программы), решения задач, критерии и показатели степени достижения целей, ... выявить приоритеты решения задач с учетом ... нравственных аспектов деятельности (ПК-22) - формируется на основе освоения нравственных ценностей.

Опосредованно ценности присутствуют в содержании ряда общекультурных и профессиональных компетенций, а именно:

- ...соблюдение служебной дисциплины, выполнение уставных требований, умение хранить конфиденциальную информацию (ОК-3) - предполагают ценностное отношение к профессии, к патриотическому долгу;

- ...способность создавать в коллективе отношения сотрудничества, владение приемами саморегуляции поведения и методами конструктивного разрешения конфликтных ситуаций в различных условиях (ОК-4) - формируется на ценностной основе уважения личности, человеческого достоинства, коллективизма, качества профессиональной деятельности;

- способность и готовность к адаптации к новым ситуациям, переоценке накопленного своего и чужого опыта, анализу и оценке своих возможностей, к самостоятельному обучению в новых условиях производственной деятельности с

умением установления приоритетов для достижения цели в разумное время (ОК-7) - требует сформированной системы гуманистических и профессиональных ценностных ориентаций;

- способность самостоятельно ... приобретать новые знания и умения, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности, развивать социальные и профессиональные компетенции (ОК-9) - базируется на ценностях саморазвития, самосовершенствования, профессионализма;

- знание и понимание тенденций развития мировой экономики, проблем современной экономической интеграции, места и роли России в этом процессе, ... (ОК-11) - основывается на ценностях патриотизма;

- понимание роли охраны окружающей среды и рационального природопользования для развития и сохранения цивилизации (ОК-12)

- в основе лежат экологические ценности;

- ...знание и соблюдение основных требований информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ПК-3)

- предполагает сформирован-ность патриотических ценностных ориентаций;

- владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий (ПК-5) базируется на усвоенных ценностях жизни и безопасности человека;

- способность и готовность организовать работу коллектива исполнителей с разнородным национальным, религиозным и социально-культурным составом ... (ПК-17) - требует ценностной ориентации на толерантность, уважение к культурным особенностям человека;

- способность и готовность обеспечить экологическую безопасность эксплуатации, хранения,

обслуживания, ремонта и сервиса транспортного оборудования, безопасные условия труда персонала ... (ПК-26) - основывается на сформированных экологических ценностных ориентациях, усвоенных ценностях жизни, здоровья и безопасности человека [4].

То есть во ФГОСе, в части требований к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалистов, заданы целевые ориентиры воспитания обучающихся, суть которых позволяет в качестве важнейшей характеристики воспитательной деятельности назвать ее аксиологичность.

Целью аксиологического воспитания следует считать формирование у обучающихся системы ценностных ориентаций, которые представляют собой «относительно устойчивое социально-обусловленное, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности; также это способ дифференциации человеком объектов по их значимости» [7: 163-164]. Если в качестве основных изменений, происходящих в личности в процессе воспитания, рассматривать поступательное развитие определенного вида деятельности в широком смысле, активности личности (интеллектуальное воспитание - повышение интеллектуальной активности, физическое воспитание - повышение двигательной активности и т.п.), то в процессе аксиологического воспитания происходит развитие ценностно-ориентационной деятельности воспитанников.

Ценностно-ориентационная деятельность включает целенаправленное осмысление и оценку личностью социального значения определенных явлений, процессов и объектов окружающей действительности и формировании в этой

связи их личностных смыслов, отношения к познаваемым феноменам [3; 6 и др.]. Она не имеет своего содержания в строгом смысле этого слова, оно меняется в зависимости от того, что в конкретный момент является объектом оценочной деятельности воспитанников, т.е. что воспринимается ими как ценность или не ценность. «Основными объектами, к которым у учащихся должно быть сформировано адекватное отношение, являются общество, коллектив, человек как высшая ценность, природа, наука (учение), искусство и т.п. Каждый из этих объектов осмысления и оценивания в конкретном преломлении дает массу новых действительных ценностей (например, мир, дружба, семья, мать, отец, Родина и ее зашита, здоровье, труд, индивидуальность и т.п.)» [3], т.е. содержательное ядро аксиологического воспитания должно включать целевые ориентиры всех видов воспитания.

Вышесказанное определяет целесообразность соотнесения различных групп традиционных (терминальных и инструментальных) воспитательных ценностей (трудовые, патриотические и т.д.) с компетентностно заданными результатами профессиональной подготовки. Это позволит определить, какие ценностные ориентации следует в первую очередь воспитывать с целью формирования конкретных общекультурных и профессиональных компетенций, а также конкретизировать ценностные ориентации в соответствии со спецификой профессиональной деятельности.

Ценностно-ориентационная деятельность воспитанников развивается от исключительно познавательной активности, основанной на интересах относительно сущности ценностей, к рефлексивно-

оценочной (предполагающей определение личного отношения к данной ценности и осознание себя как ее носителя) и прогностической, или мотивационно-поведенческой, предполагающей проектирование собственных действий с учетом усвоенных и оцененных ценностей [3]. Заметим, что экстериоризация усвоенных ценностей будет происходить в любом виде деятельности (общественной, политической, профессиональной и пр.) и проявляться в том, какие именно стратегии действий (с точки зрения их ценностных оснований) личность проектирует самостоятельно или выбирает из имеющихся и далее реализует (гуманные / антигуманные, эгоистические / альтруистические и т.п.).

Таким образом, правомерно говорить об актуальности организации аксиологического воспитания студентов как системном компоненте образовательного процесса в вузе. При этом в качестве целевых ориентиров воспитательной деятельности будет выступать совокупность представленных выше ценностных ориентаций, базирующихся на традиционных гуманистических ценностях и отражающих специфику профессии. Аксиологическим результатом компетентностно -ориентированного образования (и одновременно критерием эффективности аксиологического воспитания в вузе) выступит сформированная система указанных общекультурных и профессиональных компетенций. Положения ком-петентностного и аксиологического подходов определят основные принципы организации воспитательной деятельности, а также зададут ориентиры для конструирования ее содержания, отбора средств, методов и форм ее осуществления.

Примечания:

1. Демкина Е.В. Психолого-педагогические условия гендерно-ролевой социализации личности студента вуза // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2009. Вып. 2. С. 70.

2. Каган М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного исследования. М.: Политиздат, 1974. 328 с.

3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2005. 176 с.

4. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 180403 Судовождение (квалификация (степень) «специалист»): приказ Минобрнауки РФ от 24.12.2010 №2056 (ред. от 31.05.2011). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_112030/

5. Педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко [и др.]. URL: http://www. bibliotekar.ru/pedagogika-3-2/index.htm

6. Хазова С. А. Компетентностный подход к профессиональному физкультурно-спортивному образованию // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2008. Вып. 7(35). С. 260-265.

7. Хазова С.А. Психолого-педагогические условия организации аксиологического подхода в подготовке будущих педагогов. URL: http://www.fan-nauka. narod.ru/2008-l.html

References:

1. Dyomkina E.V. Psychological and pedagogical conditions of gender-role socialization of the person of the higher school student // Bulletin of Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2009. Iss. 2. P. 70.

2. Kagan M.S. Human activity. Experience of system research. M.: Politizdat, 1974. 328 pp.

3. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Pedagogical Dictionary: for students of higher and secondary ped. institutions. M.: Academia, 2005. 176 pp.

4. On approval and implementation of the federal state educational standards of higher vocational education in the field of training (specialty) 180403 Navigation, (qualification (degree) "a specialist"): the order of the RF Ministry of Education of 24.12.2010 No. 2056 (amended on 31.05.2011). URL: http://www.consultant.ru/ document/consdocL AW_112030/

5. Pedagogy: a textbook for students of pedagogical schools / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, A.I. Mishchenko [et al.]. URL: http://www.bibliotekar.ru/pedagogika-3-2/ index.htm

6. Khazova S.A. Competence approach to professional physical training and sports education // Bulletin of Adyghe State University. Ser. Pedagogy and Psychology. 2008. Iss. 7 (35). P. 260-265.

7. Khazova S.A. Psychological and pedagogical conditions of the organization of axiological approach in the training of future teachers. URL: http://www.fan-nauka.narod.ru/2008-l.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.