МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
важным шагом в направлении понимания, что национальная безопасность является интегральной характеристикой жизнеспособности страны.
В тоже время Концепция 1997 г. не лишена некоторого числа довольно серьезных недостатков. Так, подчеркивается особое значение экономических факторов обеспечения безопасности, в то время как остальные вытесняются на второй план. Причем, как следует из теста документа, установка на экономическое развитие носит самоценный характер, не раскрываются механизмы социального развития и т.д. Следует отметить, что Концепция национальной безопасности 1997 г. в значительной мере направлена на регламентацию вопросов государственной безопасности, продолжая курс, принятый еще в советское время. Отсутствуют механизмы обеспечения национальной безопасности, которые ограничиваются только перечнем задач, которые встают перед государством.
Серьезные изменения происходят с принятием «Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года» в 2009 г. Национальные интересы определяются в области укрепления гражданского общества, укрепления государственного суверенитета, и что наиболее важно, провозглашается стратегическая цель -превращение РФ в мировую державу. Важнейший пункт Стратегии - это положение о необходимости повышения качества жизни российских граждан как стратегическая цель обеспечения национальной безопасности. Таким образом, на смену государственной безопасности как императива стратегического развития приходит понятие национальной безопасности.
В тоже время Стратегия национальной безопасности не учитывает факт усиления нестабильности и неопределенности, как в сфере международных отношений, так и в экономике, социальной сфере и т.п. Современное состояние социальных процессов в мировом масштабе все чаще характеризуется как «турбулентное общество» [3], для которого характерны подвижность, текучесть и непредсказуемость. Такое положение дел ставит вопрос о необходимости пересмотра стратегического дискурса в сторону отказа от формулировки безопасности в терминах угроз и переориентация на мышление, направленное на управление рисками национальной безопасности. В отличие от угроз риски подчеркивают динамических характер возникающих вызовов.
Список использованной литературы:
1. Государственное управление в сфере национальной безопасности: словарь-справочник/под общ. редакцией Г. П. Сытника. - Киев: НАДУ, 2012. - 496с.
2. Общая теория национальной безопасности: Учебник/Под общ. ред. А. А. Прохожева. - М.: Изд-во РАГС, 2005. - 344 с.
3. Данилова Е. Н. Турбулентное время... в Швейцарии//СОЦИС. 2012. № 3. С. 3-5.
© Е В. Щекотин, 2015
УДК 1:37
Л.Н. Яковенко
Курская государственная сельскохозяйственная академия им. проф. И.И. Иванова,
г. Курск, Российская Федерация
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ГЕНДЕРНОМУ ВОСПИТАНИЮ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Аннотация.
В статье раскрывается проблема использования категории «гендер» в контексте образовательной практики и воспитательной работы со студентами. Обосновывается ценностное содержание гендерной теории в отечественном социокультурном пространстве.
Ключевые слова
гендер, воспитательная работа, полоролевая социализация, гендерное равенство.
56
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
Конец прошлого века ознаменовался повышением научного интереса к гендерной теории, вышедшей из западноевропейской и американской культуры. Сегодня гендерная теория занимает заметное место в гуманитарной системе знания, охватывая своим влиянием сферу образования и воспитания. М. Кастельс в монографии «Информационная эпоха. Экономика, общество и культура» ("Information Age: Economy, Society and Culture",1996 -1998) говоря о развитии в период доминирующего влияния информации пишет: «Социальные изменения столь же драматичны, как и процессы технологической и экономической трансформации. При всей сложности трансформации условий существования женщин патриархальная система подвергается давлению и в ряде обществ уже расшатана. Так, отношения между полами в большей части мира стали, скорее, конфликтной сферой, чем сферой культурного воспроизводства. Отсюда следует фундаментальный пересмотр отношений между женщинами, мужчинами и детьми, а, следовательно, семьей, сексуальностью и личностью»[1, с.5]. Отечественные исследователи, отдавая дань времени, также занимаются изучением гендерной проблематики. О.В. Зиневич (2003) трактует пол как философскую проблему и, анализируя западные теории и российскую практику, отмечает феномен трансформации гендерных отношений. Диссертационное исследование К.В. Фофановой (2006) посвящено исследованию проблемы институционализации гендерных отношений в социальной сфере, в научной периодике исследователь раскрывает содержание развития гендерного образования в высшей школе. Е.В. Гредновская (2007) рассматривает социально - философские аспекты кризиса гендерной идентичности. Д.С. Лукаш (2007) понимает гендер как основу новой парадигмы мышления. А.А. Демиденко (2010) подвергает рассмотрению гендерную теорию как предмет философского дискурса в контексте российской социокультурной среды. Е.Э. Шишлова (2013) полагает, что процессы гендерной социализации и идентификации следует изучать с позиции таких социально - психологических теорий как структурно - функциональная, конструктивистская и структурно - конструктивистская. Аксиологический подход к формированию системы жизненных представлений студенчества в информационном обществе предусматривает безусловный учет философии гендера как вызова времени, который весьма затруднительно игнорировать[2].
Одной из важнейших сторон воспитательной работы в вузе сегодня является гендерное воспитание, отражающее социокультурный подход к пониманию полоролевой социализации. Важнейшие положения гендерной теории, нашедшие отражение в разработке стратегии воспитательной деятельности вуза:
- сравнительный анализ ценностей с точки зрения гендера и поощрение гендерного равенства;
-пол как социальный феномен и гендерная обусловленность ценностей образования;
-полоролевая социализация и стереотипы маскулинности и фемининности в обществе;
-влияние гендерных особенностей на выбор профессии и будущий карьерный рост;
-гендерный конфликт и минимизация его негативных последствий;
-аксиологическое содержание гендерной стратификации и гендерной толерантности.
Зарубежные изыскания применения гендерного подхода в образовании и воспитании отличаются глубиной разработки гендерной теории и склонностью придавать гендерным исследованиям особый статус и доминирующее значение для понимания сущности человека, трактуя эти знания как представляющие особую значимость для жизни[3;4]. Не отрицая значение методологически верно выстроенной воспитательной работы со студенческой молодежью с точки зрения гендерной теории, следует отметить необходимость педагогического подхода к коррекции прежней системы ценностей посредством введения новых парадигм.
Список использованной литературы
1. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 606с.
2. Яковенко Л.Н. Ценности информационного знания в постиндустриальном обществе//Журнал научных и прикладных исследований. -2015. -№7. -С.54-55.
3. Artelt C. Learners for life: student approaches to learning. Results from Pisa 2000. - [Электронный ресурс].-URL:http://www.mpib-berlin.mpg.de/Pisa/Learners for life.pdf (дата обращения: 26.05.15).
4. Parpala A. Students’ Approaches to Learning and their Experiences of the Teaching-Learning Environment in Different Disciplines// British Journal of Educational Psychology. 2010.Vol. 80. P. 269-282.
©Л.Н. Яковенко, 2015
57