Научная статья на тему 'Аксиологический компонент профессиональной этики и профилактика девиантного поведения молодежи'

Аксиологический компонент профессиональной этики и профилактика девиантного поведения молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
791
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / ОРГАНИЗАТОР РАБОТЫ С МОЛОДЁЖЬЮ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИИ / ЭТИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / PROFESSIONAL ETHICS / ORGANIZER OF THE YOUTH WORK / DISTURBANCE OF SOCIALIZATION / PROFESSIONAL CODE OF ETHICS / MORAL VALUES / ETHICAL PRINCIPLES OF THE PROFESSION / ETHICAL MONITORING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назарова Юлия Владимировна, Смелова Маргарита Владиславовна

В статье рассматриваются способы формирования профессионального этического кодекса организатора работы с молодежью. Рассматриваются как специфика профессии (сопровождение социализации и профилактики девиантного поведения молодежи), так и способы определения нравственных ценностей и принципов профессии. Определяется практическая и теоретическая значимость и перспективы исследований, проводимых при формировании этического кодекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Axiological content of professional ethics and prevention of youth’s deviant behaviour

The article discusses how the formation of the professional code of ethics of the organizer of youth work. Regarded as the specifics of the profession (support socialization and prevention of deviant behavior among young people), and methods for determining the moral values and principles of the profession. It determines the practical and theoretical significance and prospects of research carried out in the formation of a code of ethics.

Текст научной работы на тему «Аксиологический компонент профессиональной этики и профилактика девиантного поведения молодежи»

Ю. В. Назарова, М. В. Смелова

Тульский государственный педагогический университет

им. Л.Н. Толстого

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ И ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЁЖИ

В статье рассматриваются способы формирования профессионального этического кодекса организатора работы с молодежью. Рассматриваются как специфика профессии (сопровождение социализации и профилактики девиантного поведения молодежи), так и способы определения нравственных ценностей и принципов профессии. Определяется практическая и теоретическая значимость и перспективы исследований, проводимых при формировании этического кодекса.

Ключевые слова: профессиональная этика; организатор работы с молодёжью; девиантное поведение; профессиональный этический кодекс; нравственные ценности; этические принципы профессии, этический мониторинг.

U. V. Nazarova, M. V. Smelova

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University (Tula, Russia)

AXIOLOGICAL CONTENT OF PROFESSIONAL ETHICS AND PREVENTION

OF YOUTH'S DEVIANT BEHAVIOUR

The article discusses how the formation of the professional code of ethics of the organizer of youth work. Regarded as the specifics of the profession (support socialization and prevention of deviant behavior among young people), and methods for determining the moral values and principles of the profession. It determines the practical and theoretical significance and prospects of research carried out in the formation of a code of ethics.

Keywords: professional ethics, organizer of the youth work, disturbance of socialization, professional code of ethics, moral values, ethical principles of the profession, ethical monitoring.

В настоящее время происходит становление самостоятельной области знания - девиантологии - психологии девиантного поведения. Пока же, девиации рассматриваются представителями различных наук. Как пишет В. Д. Менделевич, «психология девиантного поведения - это междисциплинарная область научного знания, изучающая механизмы возникновения, формирования, динамики и исходов отклоняющегося от разнообразных норм поведения, а также способы и методы их коррекции и терапии» [8, с. 10].

Профилактика девиантного поведения - это «целенаправленно организуемое с чётким определением средств, форм и методов воспитания воздействие» [13], это «систематически осуществляемое, целенаправленное предупредительное воздействие на отдельных лиц» [12]. Целью профилактики девиантного поведения является предупреждение десоциализирующих влияний и различных образцов девиантного поведения на молодого человека. Работа организатора работы с молодёжью должна быть сосредоточена именно на этом аспекте.

Профессиональная этика организатора работы с молодежью является неотъемлемой частью целостной системы коррекции и терапии девиантного

поведения. Молодёжный политик при воздействии на молодёжь как на отдельную социальную группу общества передаёт ей свои личные качества, служит образцом и примером для подражания. Кроме того, специфика данной профессии требует особых правил поведения при взаимодействии с подростками, молодежными организациями, средствами массовой информации и т.д. Поэтому такая деятельность должна основываться на профессионально-этическом кодексе: а) формирующем нравственные ценности и принципы профессии; б) регламентирующего взаимоотношения представителя профессии со своими подопечными; в) устанавливающего правила взаимодействия внутри профессионального сообщества; г) устанавливающего правила взаимоотношений с внешними организациями.

Как правило, этические кодексы профессиональной этики не статичны, они изменяются и дополняются в зависимости от реальных проблем профессионального сообщества. Однако нравственные ценности и принципы профессии - это та часть кодекса, которая в наименьшей степени подлежит корректировке. Поэтому определение нравственных ценностей и принципов профессии представляется наиболее важной задачей при формировании проекта профессионального кодекса.

Вместе с тем вопрос разработки единого профессионально-этического кодекса организатора работы с молодёжью по сопровождению социализации и профилактики девиантного поведения молодёжи в отечественных научных исследованиях не рассмотрен. Профессиональный этический кодекс позволит четко определить цели, задачи, нравственные основания профессии, обеспечить профилактику проблем этического характера, конфликтов, обозначить критерии нравственного выбора при принятии решений.

Для формирования профессионального этического кодекса необходимо обозначить профессиональную специфику конкретной работы. Кроме того, необходимо реконструировать ценности и принципы профессии на основании реальных проблем и задач профессионального сообщества.

1. Профессиональная специфика организатора работы с молодежью:

Специфика работы организатора работы с молодёжью с девиантным поведением раскрывается в работе М. И. Рожкова [14]. Технологии педагогического обеспечения работы с девиантным поведением представлены в учебном пособии А. Д. Гонеева [5]. О значимости профилактики девиаций с молодым поколением страны также пишет А. В. Гоголева [4]. По мнению автора, под угрозой возраст до 25 лет, т.е., студенческий.

М. И. Рожков выделяет различные направления профилактики: «информационное, пропаганда ЗОЖ, личностно-ориентированное -воспитательное» [14]. Данные подходы реализуются на практике организатором работы с молодёжью в деятельности, общении и поведении. Профилактическая работа особенно очень важна с формирующимися личностями и молодёжью, девиантное поведение «особенно актуально для юношей и девушек, отклоняющееся поведение которых нередко служит средством самоутверждения, выражением протеста против реальной или кажущейся несправедливости» [10].

Одной из форм психопрофилактической работы является создание, «организация социальной среды». Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Работая с конкретной группой, можно создать ей позитивное окружение и сформировать установки на здоровый образ жизни и общественно-полезный досуг. «В рамках данного подхода также предпринимаются попытки создания поддерживающих «зон» и условий, несовместимых с нежелательным поведением. В целом данный подход выглядит достаточно эффективным» [6, с. 93]. Такой социальной зоной мы считаем общественные объединения и политическую партию. Другие формы психопрофилактической работы по Е. В. Змановской: «Суть подхода информирования заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений. Третья форма психопрофилактической работы - активное социальное обучение социально-важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов» [6, с. 93]. Т.е., одним из видов профилактики является творчество, которое можно использовать как тренинг, как элемент групповой сплочённости. Это очень перспективное направление в работе с молодёжью. Четвертая форма - «организация деятельности, альтернативной девиантному поведению». К таким альтернативным формам относятся: «значимое общение, творчество, деятельность» [6, с. 93-94]. Молодёжь необходимо вовлекать в различные виды активности и лидерства - творчество, поддержание экологии, искусство, познание. Пятая форма - «организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом». Здесь предполагается и общение с природой, и разумное чередование труда и отдыха, направленные на позитивное отношение молодого человека к миру и моральную удовлетворённость жизнью. Шестая форма - «активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арт-терапия - все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию» [6, с. 94].

Данная профилактическая работа может осуществляться в любых формах и любыми методами, применяемыми комплексно и направленными на предупреждение развития у молодёжи отклоняющегося поведения. Ведущие методы психопрофилактической работы: «информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики» [6, 14-94]. Данные методы отвечают задачам формирования социальной мотивации на здоровый и активный образ жизни, обретения уверенности молодёжи в собственных силах, стимулирования внутренних (психических) изменений каждой личности, создания благоприятной среды и условий для осуществления этих изменений и поддержки каждой личности. Даже

субъективные изменения (например, усиление желания быть активной личностью) являются показателями эффективности проводимой работы.

Девиантное поведение - свидетельство нарушения социализации личности.

И. С. Кон определяет социализацию как «усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность» [7, с. 22].

Б. Д. Парыгин дает следующее определение социализации: «Процесс социализации - вхождение в социальную среду, приспособление к ней, освоение определенных ролей и функций, которое вслед за своими предшественниками повторяет каждый отдельный индивид на протяжении всей истории своего формирования и развития» [11, с. 124].

Г. М. Андреева рассматривает социализацию как «двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду» [1, с. 338].

Процесс социализации, или, по словам Л. С. Выготского, «процесс врастания в человеческую культуру» [3], «осуществляется как в результате целенаправленных воспитательных усилий, осуществляемых семьей, учебно-воспитательными учреждениями, так и в результате непосредственного влияния среды при активном избирательном отношении индивида к нормам, ценностям своего окружения, к оказываемым воспитательным воздействиям, при активном взаимодействии со своим окружением и самостоятельном воспроизводстве социальных связей» [2, с. 34].

2. Этический мониторинг нравственных ценностей, принципов, типичных конфликтов и условий профилактики этических нарушений в деятельности организатора работы с молодежью по профилактике девиантного поведения.

Контент профессиональной этики включает в себя, в первую очередь, этику отношений: отношения профессионала и объекта его деятельности; отношения между коллегами; отношения между нанимателем и работником.

Различные виды профессиональной этики предполагают различные моральные нормы, которые обеспечивают основу морали в профессии. Однако, эти нормы действенны только на первый взгляд. Если они вступают в конфликт с общесоциальными моральными нормами, они отменяются. Подобный конфликт норм может породить большое количество дилемм в профессиональной этике, требуя индивидуального морального выбора, приводя к конфликту между профессиональной и индивидуальной моралью. Поэтому многие организации создают профессиональные этические кодексы. Этический кодекс, как правило, состоит из двух основных частей. Первая часть - это представление о профессии, ее общие цели. Вторая часть - правила поведения, в которых описывается, как оговоренные в первой части профессиональные принципы должны применяться на практике.

В чем заключает цель и функции профессионального этического кодекса? Во-первых, он должен помогать профессионалам и направлять их при принятии моральных решений. Во-вторых, это руководство для справедливых действий: кодекс является точкой отсчета, критерием морально неправильных действий. В-третьих, кодекс совершенствует уже существующие этические нормы, поэтому кодекс не бывает статичным и постоянным, он всегда должен дополняться в связи с реальными проблемами.

Профессиональная этика может быть охарактеризована как разновидность этики ценностей. Профессиональные ценности - это те ценности, которые необходимо надлежащим образом реализовывать через этические стандарты профессии. Хороший профессионал, осознающий профессиональные ценности, этот тот, кто имеет способность и желание жить по стандартам для того, чтобы принять правильное моральное решение в неоднозначной ситуации. Эта способность приобретается через рефлексию практической деятельности [15, с. 22-38].

Этический мониторинг нравственных ценностей и принципов профессии. Именно ценности лежат в основании принципов профессиональной этики, а принципы профессиональной этики лежат в основании этических стандартов в профессиональном этическом кодексе. Ценности профессии складываются из трех видов ценностей:

A) Основные нравственные ценности классической аксиологии (ценности, выделенные в системах ценностей М. Шелера, Н. Гартмана, Д. фон Гильдебранда).

Б) Ценности первой группы (ценности добродетелей), основанные на общезначимых добродетелях античной этики, конкретизируют основные ценности в сфере образования и воспитания и традиционные добродетели в образовании и воспитании.

B) Ценности второй группы (ключевые ценности добродетелей христианской этики): характеризуют исторически сложившееся общекультурное представление об индивидуальной морали в образовании и воспитании.

Г) Ценности третьей группы лежат в сфере профессиональной этики, относятся к современной неклассической аксиологии.

2. Предполагается, что в кодексе профессиональной этики:

А) Основные ценности и ценности первой и второй групп должны быть отражены в общей структуре кодекса (в преамбуле кодекса; в описании общих принципов профессии)

Б) Ценности третьей группы формируют конкретные этические стандарты в кодексе [9, с. 122-137].

Таким образом, задачей анкетирования является определение и анализ первой и второй групп (общие ценности профессии) и ценностей третьей группы (профессиональные ценности с т.з. неклассической аксиологии). Сам метод подобного анализа (сбор информации посредством анкетирования) и принципы применения этого метода (попытка систематизации разнообразных ценностей; убежденность в непостоянном характере ценностей и в их

изменчивости; необходимости периодического мониторинга ценностей в следствии их трансформации) является отличительной чертой современной неклассической теории ценностей.

Таким образом, при формировании профессионального этического кодекса организатора работы с молодежью по профилактике девиантного поведения должен быть использован комплексный подход, и результаты подобного исследования можно будет использовать при формировании целостной системы этической культуры профессии организатора работы с молодежью по профилактике девиантного поведения. Эти результаты могут послужить базой для разработки правил этического кодекса, программ этического образования в профессиональной среде. Теоретическая значимость исследования может заключаться в четком определении ценностных установок, этических критериев поведения и нравственных основ профессии.

Литература

1. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] : учеб. пособие / Г. М. Андреева. М. : Аспект Пресс, 1997. 375 с.

2. Беличева, С. А. Основы превентивной психологии [Текст]: учеб. пособие / С. А. Беличева. М. : Социальное здоровье России, 1994. 224 с.

3. Выготский, Л. С. Психология [Текст] / Л. С. Выготский. М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. 1008 с.

4. Гоголева, А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика [Текст] : учеб.-метод. пособие / А. В. Гоголева. 2-е изд., стер. М. : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2003. 240 с.

5. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики [Текст] / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; под ред. В. А. Сластенина. М. : Академия, 1999. 280 с.

6. Змановская, Е. В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения) [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. В. Змановская. 2-е изд., испр. М. : Академия, 2004. 288 с.

7. Кон, И. С. Социология личности [Текст] / И. С. Кон. М. : Политиздат, 1967. 384 с.

8. Менделевич, В. Д. Психология девиантного поведения [Текст] : учеб. пособие / В. Д. Менделевич. СПб. : Речь, 2005. 445 с.

9. Назарова, Ю. В. Аксиология и антропологические практики парламентской культуры [Текст] : монография / Ю. В. Назарова. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2013. 223 с.

10. Основы социально-психологической теории [Текст] : учеб. пособие для социологов, психологов, преподавателей и студентов / под общ. ред. А. А. Бодалева, А. Н. Сухова. М. : Международная педагогическая академия, 1995. 421 с.

11. Парыгин, Б. Д. Социальная психология как наука [Текст] / Б. Д. Парыгин. 2-е изд., испр. и доп. Л. : Лениздат, 1967. 261с.

12. Профилактика девиантного поведения [Электронный ресурс] // СтудопедиЯ : сайт. URL: http://studopedia.ru/2 108264 profilaktika-deviantnogo-povedeniya.html (дата обращения: 08.11.2015)

13. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков как социально-педагогическая проблема [Электронный ресурс] : выпускная квалификационная работа по дисциплине «Коррекционная и специальная педагогика» // РЕФ.РУ: единый банк рефератов России и СНГ : сайт. Тотьма, 2008. URL: http://referatwork.ru/refs/source/ref-4888.html (дата обращения: 08.11.2015).

14. Рожков, М. И. Педагогическое обеспечение работы с молодёжью. Юногогика [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. «Организация работы с молодежью» / М. И. Рожков. М. : ВЛАДОС, 2008. 264 с.

15. Collste, G. Applied and Professional Ethics - an Introduction [Text] / G. Collste. // KEMANUSIAAN. 2012. Vol. 19, № 1. P. 22-38.

16. Perspectives on Applied Ethics / Ed. Göran Collste ; [Centre for Applied Ethics]. Linköping: Linköping University Electronic Press, 2007. 109 p.

Bibliography

1. Andreeva, G. M. Social psychology [Text]: manual / G. M. Andreeva. Moscow: Aspekt Press, 1997. 375 p.

2. Belicheva, S. A. Bases of preventive psychology [Text]: manual / S. A. Belicheva. Moscow: Sotsial'noye zdorov'ye Rossii [Social health of Russia], 1994. 224 p.

3. Vygotsky, L. S. Psikhologiya [Psychology] [Text] / L. S. Vygotsky. Moscow: EKSMO-Press, 2000. 1008 p.

4. Gogoleva, A. V. Addiktivnoye povedeniye i yego profilaktika [Addictive behavior and its prevention] [Text]: method. teaching aid / A. V. Gogoleva. The 2nd edition, stereotyped. Moscow: Moscow Psychological Social Institute; Voronezh: MODEK, 2003. 240 p.

5. Goneyev, А. D. Osnovy korrektsionnoy pedagogiki [The basics of adjustment pedagogics] [Text] /A. D. Goneyev, N. I. Lifintseva, N. V. Yalpayeva; ed. by V. A. Slastyonin. Moscow: Academiya, 1999. 280 p.

6. Zmanovskaya, Е. V. Deviantologiya (psikhologiya otklonyayushchegosya povedeniya) [Deviantology (psychology of deviant behavior)] [Text]: Teaching aid for high school establishments / E. V. Zmanovskaya. The 2nd edition, stereotyped. Moscow: Academeya, 2004. 288 p.

7. Kon, I. S. Sotsiologiya lichnosti [Sociology of personality] [Text] / I. S. Kon. Moscow: Politizdat, 1967. 384 p.

8. Mendelevich, V. D. Psikhologiya deviantnogo povedeniya [Psychology of deviant behavior] [Text]: Teaching aid / V. D. Mendelevich. Saint Petersburg: Rech', 2005. 445 p.

9. Nazarova, U. V. Aksiologiya i antropologicheskiye praktiki parlamentskoy kul'tury [Axiology and anthropological practices of parliamentary

ryMaHurapHbie BeflOMOCTM Trny mm. fl. H. ToncToro

№ 2 (18), M№Hb 2016 r.

culture] [Text]: monograph / U. V. Nazarova. Tula: Izd-vo Tul. gos. ped. un-ta im. L.N. Tolstogo, 2013. 223 p.

10. Osnovy sotsial'no-psikhologicheskoy teorii [Basics of a social and psychological theory] [Text]: teaching aid for sociologists, psychologists, teachers, and students / ed. by A. A. Bodalev, А. N. Sukhov. Moscow: Mezhdunarodnaya pedagogicheskaya akademiya [International pedagogical academy], 1995. 421 p.

11. Parygin, B. D. Sotsial'naya psikhologiya kak nauka [Social psychology as science] [Text] / B. D. Parygin. The 2nd edition, cor., and add. Leningrad: Lenizdat, 1967. 261 p.

12. Profilaktika deviantnogo povedeniya [Prevention of deviant behavior] [Electronic resource] // StudopediYA: site. URL: http://studopedia.ru/2 108264 profilaktika-deviantnogo-povedeniya.html (accessed: 08.11.2015)

13. Profilaktika i korrektsiya deviantnogo povedeniya podrostkov kak sotsial'no-pedagogicheskaya problema [Prevention and adjustment of deviant behaviour of adolescents as a social and pedagogical problem] [Electronic resource]: graduation qualifying paper on a discipline as «Adjustment and special pedagogics» // REF.RU: united abstracts bank of Russia and the CIS: site. Tot'ma, 2008. URL: http://referatwork.ru/refs/source/ref-4888.html (accessed: 08.11.2015).

14. Rozhkov, M. I. Pedagogicheskoye obespecheniye raboty s molodozh'yu [Pedagogical maintenance of work with youth]. Yunogogika [Youthogogics] [Text]: Teaching aid for university students learning on spec. «Organization of work with youth» /M. I. Rozhkov. Moscow: VLADOS, 2008. 264 p.

15. Collste, G. Applied and Professional Ethics - an Introduction [Text] / G. Collste. // KEMANUSIAAN. 2012. Vol. 19, № 1. P. 22-38.

16. Perspectives on Applied Ethics / Ed. Göran Collste ; [Centre for Applied Ethics]. Linköping: Linköping University Electronic Press, 2007. 109 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.