Научная статья на тему 'Аксиологический аспект изучения в школе теоретико-литературных понятий'

Аксиологический аспект изучения в школе теоретико-литературных понятий Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
729
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРА / ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ / АКСИОЛОГИЯ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЦЕННОСТЬ / ИДЕАЛ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Терентьева Н.П.

В статье рассматривается аксиологический подход к изучению в школе понятий теории литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аксиологический аспект изучения в школе теоретико-литературных понятий»

УДК 372.882 ББК 74.268.3

Терентьева Нина Павловна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра литературы Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Terentieva Nina Pavlovna Candidate of Pedagogics, Assistant Professor Chair of Literature Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk Аксиологический аспект изучения в школе теоретико-литературных понятий Axiological Aspect of Studying Literary-Theoretical Concepts at School

Аксиологический подход - один из ведущих в современной педагогике. В статье рассматривается аксиологический подход к изучению в школе понятий теории литературы.

Axiological approach is one of the topical problems in modern pedagogy. The article considers the axiological approach for studying literary-theoretical concepts at school.

Ключевые слова: литература, теоретико-литературные понятия, аксиология, аксиологический подход, ценность, идеал, художественный мир.

Key words: literature, literary-theoretical concepts, axiology, аxiological approach, value, ideal, fiction world.

Проблема ценностного подхода к исследованию литературного творчества особо выделена в эстетической концепции М.М. Бахтина. Понятие «ценность» вводится ученым в терминологический оборот литературоведения и используется как инструментальное методологическое понятие. Е.В. Попова, развивая идеи М.М. Бахтина, делает существенный вывод о том, что «терминологический аппарат, сложившийся в литературоведении и отражающий сущность художественных структур, имеет аксиологическое содержание», и показывает, «в каких компонентах теоретической поэтики и в какой мере присутствует аксиологическая составляющая» [6, с. 77]. Среди них кардинальные для литературоведения, в том числе и школьного, а также для методики понятия, ценностный потенциал которых особенно высок: содержание и тематика (вечные темы и вечные ценности, культурно-

историческая тематика и ментальные ценности); автор, мировоззрение, картина мира, идеал, идея, пафос; образ, герой; дух, душа, психологизм; диалог; сюжет, конфликт; форма произведения как целое; литературный процесс.

Межпредметные связи литературоведения и методики дают основание признать значимость данного подхода для изучения литературы в школе и искать возможности его методического преломления, так как эстетические и теоретико-литературные понятия являются необходимым функциональным инструментом школьного анализа и интерпретации литературных произведений. Актуализация аксиологического потенциала теоретико-литературных понятий, изучаемых в школьном курсе литературы, позволит сделать инструментарий анализа художественного произведения более адекватным, сомасштабным его ценностному содержанию.

Ценностный подход к изучению теоретико-литературных понятий в старших классах проявляется, на наш взгляд, в следующих аспектах.

Во-первых, это актуализация ценностно-смысловой составляющей освоенных ранее, в среднем звене, понятий, осознанно используемых учащимися в качестве инструмента анализа и интерпретации художественного текста, других явлений литературы, культуры. Проблема движения учащихся к постижению авторской мысли, авторской позиции в процессе чтения, анализа и интерпретации литературного произведения - традиционно кардинальная в методике и практике изучения литературы в школе.

Принципиальной для методики является ценностная методологическая установка, сформулированная М.М. Бахтиным: говоря о художественной модели мира, созданной писателем, ученый отмечал, что «активность автора становится активностью выраженной оценки, окрашивающей все стороны слова» [1, с. 84]. Речь идет об авторской модальности, скрепляющей все единицы текста в единое смысловое и структурное целое. Как отмечено Б.О. Корманом, «сразу же вводятся в действие, называются, обозначаются такие ценности, которые предполагаются обязательными для читателя» [4, с. 74].

Очевидно, что читателю необходимо заметить и понять, какие это ценности и как они вводятся, представляя литературное произведение как целостную иерархически организованную структуру.

Поэтому в процессе литературного образования важно совершенствовать способность учащихся видеть в конкретных элементах содержания и формы литературного произведения проявления авторской оценки. М.М. Бахтин указывал на спектр этих элементов: «Эмоционально-волевая реакция автора выражается и в самом выборе героя, и темы, и фабулы, в выборе слов для ее выражения, в выборе и построении образов и пр.» [1, с. 19 - 20]. Следует учитывать разные способы проявления оценки. С одной стороны, по Б.О. Корману, это косвенно-оценочная точка зрения - «пространственная, временная и фразеологическая точки зрения. Каждая из них, фиксируя отношение между субъектом и объектом в определенной сфере, передает в то же время оценку объекта»; с другой стороны, это прямо-оценочная точка зрения - отношение «между субъектом и объектом, которое находит выражение в прямых оценках, направленных на объект» [4, с. 178, 182].

Во-вторых, важны аксиологические акценты теоретико-литературных понятий, которые вводятся в старших классах. Каждая эпоха в развитии искусства, каждое литературное направление, течение связаны с трансляцией определенных социальных, нравственных, эстетических принципов, приоритетов, ценностей, определенной трактовки человека, его места в аксиологической системе. При этом традиция в литературном процессе может пониматься как наследование ценностей, с одной стороны, и утверждение новых через отрицание утративших свою актуальность. Аксиологический контекст имеет поэтика литературных родов и жанров. Например, Л.Я. Гинзбург связывала саму природу лирики с экспозицией идеалов и жизненных ценностей человека. Б.О. Корман отмечал, что лирика «есть ни на минуту не прекращающийся открытый разговор о ценностях» [4, с. 190]. Такое определение теоретико-литературных понятий подтверждает важность аксиологического ракурса в их характеристике и позволяет обнаружить

ценностный «фокус» как отдельных аспектов произведения, так и его целостности.

В старших классах дается представление о пространственно-временных координатах литературного произведения, вводится понятие «хронотоп». В школьном анализе произведения следует рассмотреть его как «центр изобразительной конкретизации», обнаружив «ценностный момент» (М.М. Бахтин). В школе это положение может быть убедительно показано при интерпретации хронотопов дороги, дома, деревенского (поместного) и городского хронотопов, их изобразительного и выразительного потенциалов в разных литературных произведениях. Столь же универсально в искусстве и проникнуто «высокой эмоционально-ценностной интенсивностью» (М.М. Бахтин) понятие «символ», которое осваивается современной методикой (И.В. Сосновская, И.А. Власевская).

В-третьих, очевидна необходимость определенного дополнения круга изучаемых в школе эстетических и теоретико-литературных категорий понятиями, принципиально важными как для постижения учащимися ценностных аспектов литературных произведений, явлений искусства, так и для ценностных ориентаций, мировоззрения, жизненного опыта школьников. На наш взгляд, это понятия «художественный мир писателя», «художественный мир литературного произведения», «ценность», «идеал».

Следует признать, что ограниченное, стереотипное представление школьников о литературе, искусстве как отражении действительности крайне живуче, что ведет к наивному отождествлению литературы и жизни, неспособности увидеть целостный «образ мира», созданный художником, имеющий свои ценностные основания, - результат «и верного отображения, и активного преобразования действительности» [5, с. 74]. Введение в школьный ^андарт и программы литературного образования наряду с категорией «литературное произведение» понятий «художественный мир писателя», «художественный мир литературного произведения» поможет преодолеть указанное противоречие. Более того, рассмотрение художественного мира предполагает взгляд на читателя как на субъекта литературы, а также

рефлексию присутствия самого читателя в этом мире, что крайне значимо для читательского самосознания, самоопределения читателя в смыслах и ценностях культуры.

Признавая относительность разграничения категорий «художественный текст», «произведение» и «художественный мир» в филологии (Д.С. Лихачев, В.И. Тюпа, В.Е. Хализев, М.М. Гиршман и др.), мы считаем целесообразным его введение в старших классах, так как «фокусом» художественного мира является некий смысл, содержащий авторское объяснение мира, представление о законах бытия, силах, которые правят миром. Это понятие обладает выраженным аксиологическим потенциалом и резонирует с сознанием человека, постигающего смысл бытия, с возрастной эпохой осознания учащимися сложных связей человека и мира, своего присутствия в нем. Обращение к художественному миру писателя позволяет сконцентрировать внимание на выявлении ценностных установок автора, неповторимости его видения мира и читательском отклике, что принципиально важно для процесса ценностного самоопределения читателя-школьника. По замечанию М.М. Гиршмана, «художественный мир литературного произведения потому и является миром, что включает в себя, внутренне объединяя, и субъекта высказывания, и, в определенном смысле, адресата высказывания - «читателя» - как одного из неявных, но неизменных компонентов литературного произведения как целого» [3, с. 33].

Это понятие ориентирует учителя и учащихся на системно -функциональный подход к освоению литературы. Для методики важно, чтобы обращение к понятию «художественный мир» было не просто номинативным, а инструментально действенным. Как отмечал Д.С. Лихачев, художественный мир произведения отличают целостность, системность, художественное единство отдельных элементов (хронотоп, социальные, нравственные и психологические отношения, стилеобразующие тенденции - стиль произведения или автора, стиль литературного направления или «стиль эпохи»). Выделим мысль ученого о том, что автор создает «свой мир в соответствии со своими представлениями о том, каким этот мир был, есть или

должен быть» [5, с. 78]. Речь идет о ценностной ориентации автора, запечатлеваемой художественными средствами.

Поскольку искусство, литература по природе своей немыслимы без выражения отношения к миру, его оценки как художником, так и читателем, понятие «ценность» является непременным атрибутом художественного творчества. Целесообразность его введения в литературное образование подтверждается тем, что в последней редакции вузовского учебника «Теория литературы» под редакцией В.Е. Хализева (2009) в главе «О сущности искусства» появился параграф «Эстетическое в свете аксиологии». В методике также указывалось на значимость данной категории (Л.А. Крылова, В.А. Доманский, И.В. Сосновская).

По В.Е Хализеву, ценность - это «позитивная значимость единичных предметов, социально-культурных феноменов и бытия как такового, мыслимого и воображаемого универсума» [7, с. 65]. Применительно к школьному курсу литературы мы даем такое определение: ценность - это все, что имеет для человека определенную значимость, личностный или общественный смысл. Необходимо обращение к нему при рассмотрении эстетических и духовных доминант разных эпох в развитии искусства, литературных направлений; при характеристике мировоззрения писателя, ценностных оснований художественного мира, а также ценностных ориентаций автора и персонажей; при определении универсальных ценностей - духовных, онтологических, экзистенциальных, нравственных, эстетических, своеобразия национальных ценностей. Это понятие будет актуализировано и при рассмотрении ценностей локальных - конкретных памятников и артефактов, явлений литературы, искусства, истории, религии, реалий человеческих судеб, жизненного опыта, памяти, т.е. «аксиологических единичностей» (В.Е. Хализев), в которых воплощаются универсальные ценности. Очевидна уместность и целесообразность привнесения в практику школьного анализа и интерпретации литературного произведения «инструментальных формул» М.М. Бахтина, таких, например, как «ценностная позиция», «ценностное отношение», «ценностная направленность слова», «ценностный эпитет»,

«ценностный центр», «ценностный смысл», «ценностный контекст», «ценностные черты», «ценностная установка» и т.п.

Выражением высшей ценности, совершенства является идеал. Это понятие пришло в литературоведение из эстетики. Оно отсутствует в Стандарте, хотя в разделе «Сведения из истории и теории литературы» зафиксированы «идеал человека в литературе Древней Руси», «идеальный женский образ» (в русской литературе XIX в.). В художественном творчестве идеал выступает как отражение совершенных явлений, выраженных в образно -чувственной форме. С ним связано понимание цели, назначении творчества. Идеал «является концентрированным выражением ценностей художника, его представлений о совершенстве человека и человеческой жизни» [6, с. 88]. Это понятие - одно из кардинальных для литературы. Проблема идеала ключевая для всей истории русской литературы. В школьном курсе литературы нет ни одного крупного произведения, которое не ставило бы вопросов об идеальном герое, об истине, добре и красоте как проявлениях идеала, что предполагает его определение в процессе обучения литературе. Актуальность этого решения имеет, с одной стороны, эстетическую причину - отрицание идеала в постмодернизме. С другой стороны, духовная, нравственная причина связана с тем, что в сознании современной молодежи это понятие не имеет реального жизненного контекста и зачастую подменено понятием «кумир», характерным для массовой культуры.

Таким образом, когнитивный компонент содержания литературного образования обеспечивает учащихся научными знаниями о человеке, культуре, истории, пониманием их. С другой стороны, это и фактор духовного воспитания.

Библиографический список

1. Бахтин, М.М. Литературно-критические статьи [Текст] / М.М. Бахтин. - М.: Художественная литература, 1986. - 543 с.

2. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М.М. Бахтин. - М.: Искусство, 1979. - 424 с.

3. Гиршман, М.М. Литературное произведение. Теория и практика анализа [Текст] / М.М. Гиршман. - М.: Высш. шк., 1991. - 160 с.

4. Корман, Б.О. Избранные труды по теории и истории литературы [Текст] / Б.О. Корман. - Ижевск, 1992. - 236 с.

5. Лихачев, Д.С. Внутренний мир художественного произведения [Текст] / Д.С. Лихачев // Вопросы литературы. - 1968. - №8. - С. 74 - 87.

6. Попова, Е.В. Ценностный подход в исследовании литературного творчества [Текст] / Е.В. Попова . - Владикавказ, 2004. - 256 с.

7. Хализев, В.Е. Теория литературы [Текст] / В.Е. Хализев. - М.: Высш. шк., 2005. - 405 с.

Bibliography

1. Bakhtin, M.M. Literary-Critical Articles [Text] / M.M. Bakhtin. - M.: Fiction Literature, 1986. - 543 р.

2. Bakhtin, M.M. Aesthetics of Verbal Creativity [Text] / M.M. Bakhtin. -M.: Art, 1979. - 424 p.

3. Girshman, M.M. The Literary Creation: Theory and Practice of Analysis [Text] / M.M. Girshman. - M.: Higher School, 1991. - 160 p.

4. Khalizev, V.E. Theory of Literature [Text] / V.E. Khalizev. - M.: Higher School, 2005. -

405 p.

5. Korman, B.O. Selected Works on Theory and History of Literature [Text] / B.O. Korman. - Izhevsk, 1992. - 236 p.

6. Likhachev, D.S. The Inner World of Fiction Creation [Text] / D.S. Likhachev // Questions of Literature - 1968. - №8. - P. 74 - 87.

7. Popova, E.V. The Value Approach to Literature Study [Text] / E.V. Popova. -Vladikavkaz, 2004. - 256 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.