Научная статья на тему 'Аксиологические основы развития советской системы педагогического образования'

Аксиологические основы развития советской системы педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
435
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / СОДЕРЖАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОВЕТСКАЯ ЭПОХА / VALUES / SYSTEM OF VALUES / CONTENT OF VALUES / TEACHER TRAINING / PEDAGOGICAL EDUCATION / SOVIET ERA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молоков Д.С., Ходырев А.М., Данилова Л.Н.

Проблема и цель. Статья посвящена анализу системы ценностей и аксиологических основ развития советской системы педагогического образования. Цель статьи определить состав и содержание ценностей советской системы подготовки педагогов и обосновать зависимость системы ценностей педагогического образования от влияющих на нее факторов. Методология. Основным инструментом исследования послужил системный подход, ориентированный на изучение свойств социальных систем и структур. Такое рассмотрение означает взгляд на систему подготовки педагогов в целом как на самостоятельную и уникальную систему, связанную с другими сферами общественной жизни. Структурный анализ позволил соотнести факторы, влияющие на педагогическое образование в СССР, с системой ценностей, которые сложились в этот исторический период. В силу того, что исследование носит ретроспективный характер, в нем были применены и историко-типологический, сравнительно-исторический и историко-генетический методы. Получению объективных данных способствовали источниковедческий и историографический анализ. Отметим, что авторами была систематизирована и запатентована электронная база источников педагогического образования; в статье же нашла отражение лишь их незначительная часть, которая демонстрирует проявление той или иной ценности подготовки педагогов. Решению исследовательских задач способствовали факторный, классификационный и диалектический анализ, а также абстракция и систематизация.На основе анализа историко-педагогических источников определены ценности и раскрыты аксиологические основы системы педагогического образования советской эпохи. Определен и структурирован состав ценностей профессиональной подготовки педагогов указанного исторического периода. Выявлена зависимость содержания ценностей от внешних и внутренних факторов развития педагогического образования в СССР. В результате проведенного исследования было установлено, что ценности педагогического образования, сложившиеся в советский период истории, представляют собой целостную уникальную систему. В заключение обобщаются ценности советской системы педагогического образования, состав и содержание которых свидетельствует об уникальности профессиональной подготовки педагогов в Советском Союзе. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости учитывать исторически сложившуюся систему ценностей в ходе дальнейшей модернизации непрерывного педагогического образования в целом и учреждений по подготовке педагогов в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Axiological Basis for the Development of the Soviet System of Pedagogical Education

Problem and Aim. The article is devoted to the analysis of the system of values and axiological bases of development of the Soviet system of pedagogical education.The purpose of the article is to determine the composition and content of the values of the Soviet system of training of teachers and to justify the dependence of the system of values of pedagogical education on the factors affecting it.Methodology. The main tool of the study was a systematic approach focused on the study of the properties of social systems and structures. Such consideration means a view of the system of teacher training as a whole, as an independent and unique system associated with other spheres of public life. Structural analysis allowed us to correlate the factors affecting pedagogical education in the USSR with the system of values that have developed in this historical period. Due to the fact that the study is retrospective in nature, it was applied historical-typological, comparative-historical and historical-genetic methods. Obtaining objective data contributed to the source and historiographical analysis. It should be noted that the authors systematized and patented an electronic database of sources of pedagogical education [7]; the article reflects only a small part of them, which demonstrates the manifestation of a particular value of teacher training. Factorial, classification and dialectical analysis, as well as abstraction and systematization contributed to the solution of research problems. On the basis of the analysis of historic-pedagogical sources the values and axiological bases of the system of pedagogical education of the Soviet era are defined. The composition of the values of professional training of teachers of this period is defined and structured. The dependence of the content of values on external and internal factors of development of pedagogical education in the USSR is revealed. As a result of the conducted research, it was found that the values of pedagogical education, developed in the Soviet period of history, represent a complete unique system.In conclusion, the author summarizes the values of the Soviet system of pedagogical education, the composition and content of which testifies to the uniqueness of professional training of teachers in the Soviet Union. The results indicate the need to take into account the historical system of values in the course of further modernization of continuous pedagogical education, in General, and institutions for the training of teachers, in particular.

Текст научной работы на тему «Аксиологические основы развития советской системы педагогического образования»

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ

DOI: 10.15293/1813-4718.1903.12 УДК 37(091)

Молоков Дмитрий Сергеевич

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и истории педагогики, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, dsmolokov@mail.ru, ORCID 0000-0002-4313-4055, Ярославль

Ходырев Александр Михайлович

Кандидат педагогических наук, проректор по научной работе, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, a.khodyrev@yspu.org, ORCID 0000-0002-90098296, Ярославль

Данилова Лариса Николаевна

Доктор педагогических наук, доцент кафедры теории и истории педагогики, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, yar-da.l@mail.ru, ORCID 0000-0002-1272-40IX, Ярославль

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Проблема и цель. Статья посвящена анализу системы ценностей и аксиологических основ развития советской системы педагогического образования.

Цель статьи - определить состав и содержание ценностей советской системы подготовки педагогов и обосновать зависимость системы ценностей педагогического образования от влияющих на нее факторов.

Методология. Основным инструментом исследования послужил системный подход, ориентированный на изучение свойств социальных систем и структур. Такое рассмотрение означает взгляд на систему подготовки педагогов в целом как на самостоятельную и уникальную систему, связанную с другими сферами общественной жизни. Структурный анализ позволил соотнести факторы, влияющие на педагогическое образование в СССР, с системой ценностей, которые сложились в этот исторический период. В силу того, что исследование носит ретроспективный характер, в нем были применены и историко-типо-логический, сравнительно-исторический и историко-генетический методы. Получению объективных данных способствовали источниковедческий и историографический анализ. Отметим, что авторами была систематизирована и запатентована электронная база источников педагогического образования; в статье же нашла отражение лишь их незначительная часть, которая демонстрирует проявление той или иной ценности подготовки педагогов. Решению исследовательских задач способствовали факторный, классификационный и диалектический анализ, а также абстракция и систематизация.

На основе анализа историко-педагогических источников определены ценности и раскрыты аксиологические основы системы педагогического образования советской эпохи. Определен и структурирован состав ценностей профессиональной подготовки педагогов указанного исторического периода. Выявлена зависимость содержания ценностей от внешних и внутренних факторов развития педагогического образования в СССР. В результате проведенного исследования было установлено, что ценности педагогического образования, сложившиеся в советский период истории, представляют собой целостную уникальную систему.

В заключение обобщаются ценности советской системы педагогического образования, состав и содержание которых свидетельствует об уникальности профессиональной подготовки педагогов в Советском Союзе. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости учитывать исторически сложившуюся систему ценностей в ходе дальнейшей модернизации непрерывного педагогического образования в целом и учреждений по подготовке педагогов в частности.

Ключевые слова: ценности, система ценностей, содержание ценностей, подготовка педагогов, педагогическое образование, советская эпоха.

Постановка задачи. Педагогическое образование, являясь важнейшей ценностью общества, за время своего становления и развития выработало собственную систему ценностей. Систему, в которой находят отражение внешние вызовы и задачи, исторические условия, национальные особенности и вся гамма красок жизни общества. Систему, детерминированную внутренними факторами, прежде всего, развитием педагогической теории и практики подготовки педагогов. Цель статьи - определить состав и содержание ценностей советской системы подготовки педагогов и обосновать зависимость системы ценностей педагогического образования от влияющих на нее факторов.

Научная экспозиция, введение в проблему. Исследование ценностей педагогического образования советского периода актуально в силу ряда причин. Во-первых, результаты подобного анализа позволят определить ценности в системе подготовки педагогов конкретной исторической эпохи, а также соотнести их с теми, которые можно назвать национальными и которые находятся «вне времени». Представления о базовых ценностях педагогического образования в ретроспективном срезе представляется важным с точки зрения осмысления современных процессов модернизации этой системы.

Во-вторых, несмотря на имеющийся задел в науке, специального исследования аксиологических основ подготовки педагогов в СССР к настоящему времени не проведено. Изучением ценностей образования занимались такие ученые, как А. Г. Асмо-лов [18], Ж. А. Болотова, С. Г. Вершлов-

ский, В. С. Грехнев [2], Н. Д. Никандров [10], Ю. В. Сенько [12], В. А. Сластенин [13], Дж. Хазард, Е. Н. Шиянов и др. В то же время работ, базирующихся на истори-ко-педагогическом материале, по исследуемой проблеме чрезвычайно мало.

В-третьих, назрела необходимость взвешенной оценки советского наследия, отхода от огульной научной критики, пик которой пришелся на 90-е гг. ХХ в., к объективному анализу [29, с. 122]. Важнейшим достижением советского периода можно назвать окончательное оформление системы непрерывного педагогического образования: институционально были выделены профессиональная переподготовка и повышение квалификации педагогов. Кроме того, признание советской системы образования в 60-90-е гг. ХХ в. одной из лучших в мире актуализирует необходимость изучения опыта подготовки кадров.

Исследовательская часть. Классифицировать ценности педагогического образования можно по разным основаниям. Исходя из разработанных в педагогической науке классификаций ценностей образования можно выделить такие группы, как христианские, духовные ценности, государственно-общественные, ценности общецивилизационного характера. Обращает на себя внимание тот факт, что ценности определяются влиянием того или иного социального института: церкви, государства, общества. Таким образом, при определении ценностей педагогического образования важно учитывать факторы, которые обуславливали ход исторического развития [9, с. 32].

На наш взгляд, в ходе историко-педа-

гогического анализа генезиса ценностей подготовки педагогов целесообразно их разделение на две группы в зависимости от внешних и внутренних факторов развития системы педагогического образования. В силу того, что ценности диктуются чувствами и принимаются сознанием, в ходе анализа структуры ценностей подготовки педагогов важно определить истоки или то, что способствовало формированию и закреплению ценностей. Факторы в этом случае мы рассматриваем как движущую силу, основу развития педагогического образования, определявшую его характер в целом и отдельные черты в частности.

Исходя из такого разделения, в первую группу можно отнести ценности педагогического образования, обусловленные следующими факторами в развитии советского государства и общества: геополитическим и географическим, историческим и национальным, политическим и идеологическим, общественно-экономическим и культурным. Во вторую группу уместно включить ценности, детерминированные развитием собственно системы педагогического образования, а конкретнее: развитием теории и практики подготовки педагогов в советский период. В нашей статье будет подробно рассмотрена структура ценностей педагогического образования советского периода, включенных в первую группу.

Результаты исследования. Комплекс методологических средств позволил определить состав и содержание ценностей советской системы педагогического образования и обосновать зависимость системы ценностей подготовки педагогов от следующих факторов: геополитического и географического, исторического и национального, политического и идеологического, общественно-экономического и культурного.

Геополитический и географический факторы определили такие ценности системы подготовки педагогов в Советском

Союзе, как ценности мира, единства, взаимопомощи и солидарности, лидерства.

Ценность мира проявилась в активном включении СССР в работу ООН, ЮНЕСКО, МОТ (Международной организации труда) и других международных организаций и сообществ, затрагивающих сферу подготовки педагогов и поддержки учительского корпуса. Так, принятая в 1960 г. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования провозглашала необходимость обеспечить без дискриминации подготовку к преподавательской профессии. В Рекомендации ЮНЕСКО «О положении учителей», принятой в 1966 г., отмечалось: «самое большое значение следует придавать вкладу, который образование призвано вносить в дело мира и взаимопонимания, терпимости и дружбы между всеми народами и всеми расовыми или религиозными группами»1.

Сближение Советского Союза со странами-союзницами предопределило ценность единства в системе педагогического образования. Расширение педагогических специальностей (например, «Химия на французском языке», «Биология на английском языке» и т. п.), направление выпускников педагогических учебных заведений за рубеж для работы в школах, обучение иностранных студентов в советских учреждениях - подобные примеры демонстрируют вовлеченность педагогического образования в геополитических процессах. Таким образом, система подготовки педагогов способствовала интернационализации и глобализации образования в целом, осознанию интернациональной общности и росту престижа и симпатий к СССР в мире.

Международное объединение как одно из главных направлений внешней политики Советского государства нацеливало систему педагогического образования на

1 Свод нормативных актов ЮНЕСКО. М., 1993. С. 120.

дружбу народов и совместные усилия социалистических стран в деле подготовки педагогов. Эта идеологическая установка, по сути, заменила идею панславизма, которая определяла положение дореволюционной России в мире как лидера славянской общности. Таким образом, не этническая, а идеологическая (социалистическая) общность обусловила специфику связей советской системы педагогического образования с внешним миром.

Будучи в центре социалистического лагеря, являясь его лидером, Советский Союз устанавливал тесные контакты с государствами, принимавшими коммунистическую идеологию. Практические шаги по воплощению ценности взаимопомощи и солидарности стран соцлагеря проявились в финансовом и кадровом обеспечении становления и развития педагогического образования дружественных стран. В середине 50-х гг., например, группа советских ученых-педагогов во главе с В. С. Филатовым была направлена в Китай и оказала помощь в развитии педагогических вузов и развертыванию научно-исследовательской работы по подготовке педагогических кадров [5, с. 163]. Результатом этой работы стало открытие в КНР 13 новых педагогических высших учебных заведений (главным образом, учительских институтов) и увеличение числа студентов: с 1954 по 1956 гг. - в 2 раза, с 1957 по 1962 гг. - в 3 раза [14, с. 3].

На фоне противостояния Советского Союза с западным миром в систему ценностей педагогического образования прочно вошла ценность лидерства. Проводимые образовательные реформы призваны были продемонстрировать эффективность социалистического пути развития общества, доказать всему миру передовой характер советского образования.

С целью ретрансляции передового опыта подготовки педагогов в стране 4 декабря 1920 г. было принято Постановление СНК об ударной группе высших педагогиче-

ских учебных заведений и представлении для них 4500 пайков [1, Л. 575]. «Ударная группа» была призвана не только способствовать решению проблемы дефицита педагогических кадров, но и играть роль лидера педагогического образования того времени.

Исторический фактор развития педагогического образования представляет собой движущую силу его развития, характер воздействия которой в советский период был определен в ходе исторического прогресса общества и государства. Исторический фактор обусловил ценности наследия и коллектива в системе педагогического образования советского периода.

Ценность наследия предполагала государственные усилия по сохранению исторических традиций в педагогическом образовании, а также по развитию идей о профессиональной подготовке педагогов. Первый аспект проявился в сохранении учительских и педагогических институтов, существовавших в дореволюционный период, форм и методов подготовки педагогов [3, с. 138]. Второй аспект выразился в творческом переосмыслении взглядов К. Д. Ушинского, Н. И. Пирогова и других ученых о требованиях к учителям и их подготовке [14, с. 45].

Ценность коллектива в педагогическом образовании исходит, во-первых, из типа социальности, присущего русскому народу: жизнь в общине, взаимовыручка и взаимопомощь традиционно играли определяющее значение в жизни общества. Во-вторых, официальной идеологической доктриной СССР стала социальная установка, обусловливающая важность и ценность коллектива. Разработанные А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинским и другими советскими педагогами теории коллективного воспитания включали вопросы, рассматривающие учителей частью педагогического коллектива. Подобные идеи не могли касаться только общего образования - в средних и высших педагоги-

ческих учреждениях ценности коллектива определяли особенности их воспитательных систем. Социокультурные аспекты кооперации в учительской среде до сих пор являются предметом изучения на постсоветском пространстве [11, с. 52].

Национальный фактор хоть и не имел первостепенного значения в развитии педагогического образования, о чем уже упоминалось выше, тем не менее, не мог не отразиться на специфике организации подготовки педагогов. Этот фактор обусловил ценность народности в педагогическом образовании.

Формирование новой интеллигенции из числа простого народа затронуло и сферу подготовки педагогов. После революции учителя массово покидали Россию. В таких условиях государству необходимо было создать педагогический состав из выходцев другого, по сравнению с дореволюционным периодом, сословия (класса), а именно из среды рабочих и крестьян [4, с. 76]. Мощные социальные сдвиги, связанные с индустриализацией, урбанизацией и коллективизацией, способствовали «высвобождению» крестьян и формированию советской интеллигенции, в том числе учительской, из числа простого народа.

Кроме того, ценность народности проявилась в опоре системы подготовки учителей и наставников на единство советского народа в целом, а также в учете интересов отдельных народов, населяющих СССР. Это предполагало включение в систему педагогического образования специальной подготовки педагогов для школ нацменьшинств, преподавание в вузах на родном языке и т. д.

Политический и идеологический факторы развития педагогического образования в советский период имели важнейшее значение в силу укрепления позиций государства и его влияния на все сферы жизнедеятельности общества. Эти факторы обусловили такие ценности в системе подготовки педагогов, как ценности равенства

и свободы, государства и партии.

Ценности равенства и свободы были отражением преобразований политической и социальной сферы в советский период. Демократический характер этой ценности обусловил ориентацию на социальное равноправие в системе подготовки педагогов, в том числе равноправие полов; государственно-общественный характер управления системой подготовки педагогов.

После революции 1917 г. были уравнены в правах женщины и мужчины, что привело к повсеместному допуску женщин к педагогическому образованию, в том числе высшему [8, с. 15]. На волне демократических сдвигов коренным образом менялась и система управления педагогическим образованием. Избавление от сословных ограничений привело к допуску к этой системе выходцев из слоев общества, ранее не привлекавшихся к организации подготовки педагогов, а также женщин, начиная с Н. К. Крупской. Очевидно, что опора на управленческие кадры из народа была оправдана выбранным политическим курсом.

Таким образом, советская система педагогического образования выстраивалась на демократических основах, ее по праву можно назвать общенародной и общесословной. В свою очередь, необходимо отметить, что обратной стороной подобного демократического курса была дискриминация представителей дворян, купечества и духовенства.

Противоречия советской эпохи обусловили контрастность системы ценностей педагогического образования. Наряду с демократическими в этой системе проявились авторитарные ценности, основанные на беспрекословном подчинении системы подготовки кадров власти. Очевидно, что система педагогического образования была призвана ретранслировать нормы, сложившиеся в советском государстве, учитывать партийные требования к педагогам, выполнять государственный

заказ. Все это обусловило ценности государства и партии в системе подготовки педагогов советского периода.

Новые политические и идеологические задачи, определившие образовательную политику молодого советского государства, потребовали усиленного внимания к подготовке учительского корпуса. За время советской власти полностью исчезла система частного педагогического образования, оно стало монополией государства. Исходя из предпринятых в этой области действий, можно судить об увеличении (по сравнению с дореволюционным периодом) роли государства в организации педагогического образования.

Очевидно, чтобы закрепить успехи революции, требовалось распространить ценности нового строя. Эта миссия была возложена на учителей и нашла отражение в системе их профессиональной подготовки. Большевики прекрасно осознавали значение школы в первую очередь как средства пропаганды и распространения коммунистической идеологии [30, с. 432].

Общественно-экономический фактор достаточно ярко демонстрирует противоречия в развитии системы подготовки педагогов в советский период. Этот фактор способствовал проникновению и закреплению таких ценностей педагогического образования, как ценности массовости и пользы.

Ценность массовости отражала путь экстенсивного развития педагогического образования, его расширения, что привело к тому, что педагогическая профессия стала одной из самых массовых в нашей стране.

Курс на всеобуч и ликвидацию безграмотности в начале советского периода был обоснован пониманием того, что без высококвалифицированных специалистов стране не удастся достичь значимых результатов. Этот курс потребовал серьезных финансовых вливаний в систему педагогического образования.

К середине 70-х гг. в систему педагогического образования входили уже 400 педагогических училищ, в которых обучались 300 тыс. человек, индустриально-педагогических техникумов, 199 педагогических институтов (в том числе иностранных языков) и 63 университета1.

Осознание экономической роли и пользы эффективно работающей системы подготовки педагогов вылилось в закрепление ценности пользы в педагогическом образовании советского периода. Вопросы экономики в педагогической сфере подробно изучались советскими учеными: В. А. Жа-миным, Т. А. Каверау, С. С. Сергеевым2. В диссертационном исследовании С. С. Сергеева, например, отмечено, что «от того, насколько эффективен труд педагога, зависит в конечном итоге результативность всех видов труда»3. Подготовку, распределение и использование педагогических кадров автор рассматривает в качестве элемента «общественного воспроизводства», подчеркивая тем самым пользу педагогического образования.

Культурный фактор в советский период способствовал укреплению в системе педагогического образования таких ценностей, как ценности труда и просвещения.

Социалистически осознанные концепции мира, общества и человека, лежавшие в основе пролетарской культуры, прочно проникли и в теорию, и в практику педагогического образования советского периода. Социалистический гуманизм явился тем важнейшим принципом морали, кото-

1 Александров Н. В. Педагогическое образование // Большая советская энциклопедия. М., 1965. 78 с.

2ЖаминВ. А. Экономика образования (Вопросы теории и практики). М., 1969; Каверау Т. А. Экономические проблемы подготовки и использования учительских кадров: автореф. ... канд. экон. наук. М., 1968; Сергеев С. С. Вопросы теории и практики воспроизводства педагогических кадров: автореф. ... канд. экон. наук. М., 1970.

3 Сергеев С. С. Указ. соч. С. 6.

рый требовал признания ценности труда человека, выполняющего свой общественный и гражданский долг [20, с. 130]. Труд педагога, наряду с трудом рабочего и крестьянина рассматривался как тяжелый, но благородный, нужный всему человечеству.

Труд в советское время пропагандировался как развивающий и воспитывающий, поэтому неслучайно столь пристальное внимание в педагогических системах ученых уделялось трудовому воспитанию. Именно труд способствует общественной и внутренней трансформации человека.

В системе педагогического образования советского периода прочно закрепилась ценность просвещения, которая в силу идеологических установок эпохи воплощалась в воспитании будущего строителя коммунизма. Реализация ленинского указания о превращении учительства в главную армию социалистического просвещения явилась одним из важнейших итогов культурной революции 1920-30-х гг. в СССР. Особо подчеркнул ценностный смысл просвещения и роль педагога при этом Л. И. Брежнев, который писал об учителе: «он... тем ценен и прекрасен, что... формирует самого человека... Учитель... осуществляет связь времен, он - звено в цепи поколений. Он как бы передает эстафету из настоящего в будущее...»1.

Заключение. Советская эпоха, оценки которой настолько разнятся, что представляют весь спектр мнений, представи-

ла миру уникальную и вполне успешную модель педагогического образования. Характеризующая ее система ценностей впитала в себя и исторический опыт предыдущих поколений, и реалии своего времени. В частности, на нее оказали влияние геополитический, географический, исторический, национальный, политический, идеологический, общественно-экономический и культурный факторы.

Совокупность перечисленных факторов обусловила своеобразие состава ценностей подготовки педагогов, к которым можно отнести ценности мира, единства, взаимопомощи и солидарности, лидерства, наследия, коллектива, народности, равенства и свободы, государства и партии, массовости, пользы, труда и просвещения. В этой системе проявились, таким образом, те из них, которые на основе сравнительно-исторического анализа можно отнести базовым ценностям педагогического образования. Это ценности мира, наследия, коллектива, народности, пользы, труда и просвещения. Какой бы ни была политика государства, эти ценности лежат в основе трансформируемых моделей подготовки педагогов.

Полученные в ходе исследования научные результаты нацеливают на необходимости учитывать исторически сложившуюся систему ценностей при определении дальнейших путей развития непрерывного педагогического образования, в целом, и учреждений профессиональной подготовки педагогов, в частности.

Библиографический список

1. ГА РФ. - Ф. Р-130-4-208. - Оп. 10. -Д. 70. - 592 л.

2. ГрехнёвВ. С. Ценностные основания процессов образования и образованности людей в современном обществе // Философия и общество. - 2010. - № 3. - С. 40-55.

3. Данилова Л. Н. История непрерывного педагогического образования в России (конец XIX - начало XX века) // Ученые записки За-

байкальского государственного университета. - 2017. - № 5. - С. 134-142.

4. Катунцева Н. М. Опыт СССР по подготовке интеллигенции из рабочих и крестьян. -М.: Мысль, 1977. - 204 с.

5. Мазилов В. А. Профессор В. С. Филатов как основатель ярославской психологической школы // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - № 5. - С. 159-171.

Йежнев Л. И. Ленинским курсом. Ретд1 и статьи. М., 1973. Т. 2. С. 228. Сибирский педагогический журнал ♦ № 3 / 2019

6. Майер Б. О. Аксиологические аспекты образования как фактора обеспечения устойчивого развития // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 4. - С. 26-33. - DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.

7. Заявка 2018620386 Российская Федерация. Источниковая база исследования профессиональной подготовки педагогов в России / Молоков Д. С. - свидетельство о регистрации базы данных RUS 2018620763; 03.04.2018; опубл. 20.06.18, Бюл. № 6.

8. Молоков Д. С. Предпосылки становления и развития непрерывного педагогического образования // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 2. - С. 13-18.

9. Молоков Д. С. Тенденции развития советской общеобразовательной школы второй половины 60-х - первой половины 80-х годов: дис. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 2004. - 178 с.

10. НикандровН. Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. - 1998. - № 3. -С. 3-10.

11. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Фундаментальное знание в непрерывном образовательном процессе: методология и аксиология проблемы // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2016. - № 1. - С. 87-98. - DOI: http://dx.doi. org/10.15293/2226-3365.1601.08.

12. Сенько Ю. В., Фроловская М. Н. Педагогика понимания. - М.: Дрофа, 2007. - 192 с.

13. Сластенин В. А. О современных подходах к подготовке учителя // Технология психолого-педагогической подготовки учителя к воспитательной деятельности. - Барнаул: БГПУ, 1996. - С. 3-10.

14. Филатов В. С. Китайская школа на новых путях // Учительская газета. -1956. -29 сентября. - С. 3.

15. Ходырев А. М., Молоков Д. С. Переосмысление педагогических взглядов К. Д. Ушинского в советский период отечественной истории // Ярославский текст в пространстве диалога культур: материалы конференции с международным участием. - Ярославль: ЯГПУ, 2016. - С. 45-48.

16. Ходырев А. М. Советская школа 50-х -середины 60-х годов как социокультурный феномен: монография. - Ярославль: ЯГПУ, 2003. - 160 с.

17. Arzymbetova S. Z., Bakhramova G. A., Mamytbayeva Z. A. Development of personality of teacher is in the system of pedagogical education // European Journal of Education and Applied Psychology. - 2017. - Vol. 1. - P. 26-30. - DOI: http://dx.doi.org/10.20534/EJLL-17-1-26-29.

18. Asmolov A. G. Race for the Future // Russian Education and Society. - 2018. - Vol. 60, Iss. 5. - P. 381-391. - DOI: https://doi.org/10.1080 /10609393.2018.1495017.

19. Byford A., Jones P. Policies and Practices of Transition in Soviet Education from the Revolution to the End of Stalinism // History of Education. -2006. - Vol. 35, Iss. 4-5. - P. 419-426. - DOI: 10.1080/00467600600713070.

20. Cucciolla R. M. The Soviet Mind. Russian Culture under Communism // Europe-Asia Studies. -2018. - Vol. 70, Iss. 1. - P. 130-131. - DOI: https:// doi.org/10.1080/09668136.2017.1414449.

21. Evgrafova O., Chernova N., Shakirova R., Antropova G. Creating and Improving the System of Teachers' Professional Development in the Republic of Tatarstan in 1920-1930s // EDULEARN17 Proceedings. - Barcelona, 2017. - P. 5193-5201. - DOI: 10.21125/ edulearn.2017.2159.

22. Ewing E. T. Ethnicity at School: 'Non-Russian' Education in the Soviet Union during the 1930s // History of Education. -2006. - Vol. 35, Iss. 4-5. - P. 499-519. - DOI: 10.1080/00467600600715018.

23. Kaminska M. Axiological foundations of civic education - the role of teachers // Essays on Education / ed. W. Sroczynski. - South Jordan, 2013. - P. 51-65.

24. Kaplan V. A Dress Rehearsal for Cultural Revolution: Bolshevik Policy towards Teachers and Education between February and October, 1917 // History of Education. - 2006. - Vol. 35, Iss. 4-5. -P. 427-452. - DOI: 10.1080/00467600600714755.

25. KaserM. Resources for Russian Education: Soviet Strategies in Historical Context // History of Education. - 2006. - Vol. 35, Iss. 4-5. - P. 561-

583. - DOI: 10.1080/00467600600715307.

26. Kudashov V.I., ChernykhS. I., YatsenkoM.P. at al. Historical reflection in the educational process: an axiological approach // Analele universitatii din craiova - seria istorie. - 2017. -Vol. 31, Iss. 1. - P. 139-147.

27. Livschiz A. Pre-Revolutionary in Form, Soviet in Content? Wartime Educational Reforms and the Postwar Quest for Normality // History of Education. - 2006. - Vol. 35, Iss. 4-5. - P. 541560. - DOI: 10.1080/00467600600715109.

28. Loughran J. J. Developing a pedagogy of teacher education: Understanding teaching and learning about teaching. - London: Routledge, 2006. - DOI: 10.1093/0B0/9780199756810-0096.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Magsumov T. A. History of Russian education and pedagogics in search of self-identification // Theoretical & Applied Science. -2016. - Vol. 01 (33). - P. 121-126. - DOI: http:// dx.doi.org/10.15863/TAS.2016.01.33.21.

30. Maslinsky K. A. Codes of Conduct in the Soviet School System. Part 1: The Teacher as the Mouthpiece of the State // Russian Education and Society. - 2016. - Vol. 58, Iss. 5-6. - P. 428451. - DOI: https://doi.org/10.1080/10609393.201 6.1295779.

31. Sumpf A. Confronting the Countryside: The Training of Political Educators in 1920s Russia // History ofEducation. - 2006. - Vol. 35. - Iss. 4-5. -P. 475-498. - DOI: 10.1080/00467600600714813.

Поступила в редакцию 10.04.2019

Molokov Dmitry Sergeevich

Cand. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof., Yaroslavl State Pedagogical University K. D. Ushinsky, dsmolokov@mail.ru, ORCID 0000-0002-4313-4055, Yaroslavl

Khodyrev Aleksandr Mikhailovich

Cand. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof., Vice-rector for research, Yaroslavl State Pedagogical University K. D. Ushinsky, a.khodyrev@yspu.org, ORCID 0000-0002-9009-8296, Yaroslavl

Danilova Larisa Nikolaevna

Dr. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof., Yaroslavl State Pedagogical University K. D. Ushinsky, yar-da.l@mail.ru, ORCID 0000-0002-1272-401X, Yaroslavl

AXIOLOGICAL BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF THE SOVIET SYSTEM OF PEDAGOGICAL EDUCATION

Abstract. Problem and Aim. The article is devoted to the analysis of the system of values and axiological bases of development of the Soviet system of pedagogical education.

The purpose of the article is to determine the composition and content of the values of the Soviet system of training of teachers and to justify the dependence of the system of values of pedagogical education on the factors affecting it.

Methodology. The main tool of the study was a systematic approach focused on the study of the properties of social systems and structures. Such consideration means a view of the system of teacher training as a whole, as an independent and unique system associated with other spheres of public life. Structural analysis allowed us to correlate the factors affecting pedagogical education in the USSR with the system of values that have developed in this historical period. Due to the fact that the study is retrospective in nature, it was applied historical-typological, comparative-historical and historical-genetic methods. Obtaining objective data contributed to the source and historiographical analysis. It should be noted that the authors systematized and patented an electronic database of sources of pedagogical education [7]; the article reflects only a small part of them, which demonstrates the manifestation of a particular value of teacher training. Factorial, classification and dialectical analysis, as well as abstraction and systematization contributed to the solution of research problems.

On the basis of the analysis of historic-pedagogical sources the values and axiological bases of the system of pedagogical education of the Soviet era are defined. The composition of the values of professional training of teachers of this period is defined and structured. The dependence of the content of values on external and internal factors of development of pedagogical education in the USSR is revealed. As a result of the conducted research, it was found that the values of pedagogical education, developed in the Soviet period of history, represent a complete unique system.

In conclusion, the author summarizes the values of the Soviet system of pedagogical education, the composition and content of which testifies to the uniqueness of professional training of teachers in the Soviet Union. The results indicate the need to take into account the historical system of values in the course of further modernization of continuous pedagogical education, in General, and institutions for the training of teachers, in particular.

Keywords: values, system of values, content of values, teacher training, pedagogical education, Soviet era.

References

1. SARF. F. R-130-4-208. Op. 10. D. 70. 592 L. (In Russ.)

2. Grehnev, V. S., 2010. Value basis of the processes of education in modern society. Philosophy and society, No. 3, pp. 40-55. (In Russ., abstract in Eng.)

3. Danilova, L. N., 2017. History of continuous pedagogical education in Russia (end of XIX - beginning of XX century). Scientific notes of TRANS-Baikal state University, No. 5, pp. 134-142. (In Russ., abstract in Eng.)

4. Katuntseva, N. M., 1977. The Soviet experience in the preparation of the intelligentsia from the workers and peasants. Moscow: Think Publ., 204 p. (In Russ.)

5. Mazilov, V. A., 2015. Professor V. S. Filatov as the founder of Yaroslavl psychological school. Yaroslavl pedagogical Bulletin, No. 5, pp. 159-171. (In Russ., abstract in Eng.)

6. Meyer, B. O., 2012. Axiological aspects of education as a factor of sustainable development. Bulletin of Novosibirsk state pedagogical University, No. 4, pp. 26-33. DOI: http://dx.doi.org/ 10.15293/2226-3365. (In Russ., abstract in Eng.)

7. Application 2018620386 Russian Federation. The source database of the study of professional training of teachers in Russia. D. Molokov certificate of registration of the database RUS 2018620763; 04/03/2018; publ. 06/20/18, Bull. No. 6 (In Russ).

8. Molokov, D. S., 2017. Prerequisites of formation and development of continuous pedagog-

ical education. Yaroslavl pedagogical Bulletin, No. 2, pp. 13-18. (In Russ., abstract in Eng.)

9. Molokov, D. S., 2004. Trends in the development of the Soviet secondary school of the second half of the 60s - the first half of the 80's. Yaroslavl, 178 p. (In Russ.)

10. Nikandrov, N. D., 1998. Values as a basis of education goals. Pedagogy, No. 3, pp. 3-10. (In Russ., abstract in Eng.)

11. Pushkarev, Yu. V., Pushkareva, E. A., 2016. Fundamental knowledge in continuous educational process: methodology and axiology of the problem. Bulletin of Novosibirsk state pedagogical University, No. 1, pp. 87-98. DOI: http://dx.doi. org/10.15293/2226-3365.1601.08. (In Russ., abstract in Eng.)

12. Senko, Yu. V., Frolovskaya, M. N., 2007. Pedagogy of understanding. Moscow: Drofa, 192 p. (In Russ.)

13. Slastenin, V. A., 1996. On modern approaches to teacher training. Technology of psychological and pedagogical training of teachers for educational activities. Barnaul: BSPU Publ., pp. 3-10. (In Russ.)

14. Filatov, V. S., 1956. Chinese school on new ways. Teacher's newspaper, 29 September, pp. 3. (In Russ.)

15. Khodyrev, A. M., Molokov, D. S., 2016. Rethinking pedagogical views of K. D. Ushinsky in the Soviet period of Russian history. Yaroslavl text in space of dialogue of cultures: materials of the conference with international participation.

Yaroslavl: YSPU Publ., pp. 45-48. (In Russ.)

16. Khodyrev, A. M., 2003. The Soviet school of the 50's- mid 60-ies as a sociocultural phenomenon. Monograph. Yaroslavl YSPU Publ., 160 p. (In Russ.)

17. Arzymbetova, S. Z., Bakhramova, G. A., Mamytbayeva, Z. A., 2017. Development of personality of teacher is in the system of pedagogical education. European Journal of Education and Applied Psychology, Vol. 1, pp. 26-30. DOI: http:// dx.doi.org/10.20534/EJLL-17-1-26-29. (In Eng.)

18. Asmolov, A. G., 2018. Race for the Future. Russian Education and Society, Vol. 60, Iss. 5, pp. 381-391. DOI: https://doi.org/10.1080/106093 93.2018.1495017. (In Eng.)

19. Byford, A., Jones, P., 2006. Policies and Practices of Transition in Soviet Education from the Revolution to the End of Stalinism. History of Education, Vol. 35, Iss. 4-5, pp. 419-426. DOI: 10.1080/00467600600713070. (In Eng.)

20. Cucciolla, R. M., 2018. The Soviet Mind. Russian Culture under Communism. Europe-Asia Studies, Vol. 70, Iss. 1, pp. 130-131. DOI: https:// doi.org/10.1080/09668136.2017.1414449. (In Eng.)

21. Evgrafova, O., Chernova, N., Shakirova, R., Antropova, G., 2017. Creating and Improving the System of Teachers' Professional Development in the Republic of Tatarstan in 1920 -1930s. EDULEARN17 Proceedings. Barcelona, pp. 5193-5201. DOI: 10.21125/edulearn.2017.2159. (In Eng.)

22. Ewing, E. T., 2006. Ethnicity at School: 'Non-Russian' Education in the Soviet Union during the 1930s. History of Education, Vol. 35, Iss. 4-5, pp. 499-519. DOI: 10.1080/00467600600715018. (In Eng.)

23. Kaminska, M., 2013. Axiological foundations of civic education - the role of teachers. Essays on Education. South Jordan, pp. 51-65. (In Eng.)

24. Kaplan, V. A., 2006. Dress Rehearsal for

Cultural Revolution: Bolshevik Policy towards Teachers and Education between February and October, 1917. History of Education, Vol. 35, Iss. 4-5, pp. 427-452. DOI: 10.1080/00467600600714755. (In Eng.)

25. Kaser, M., 2006. Resources for Russian Education: Soviet Strategies in Historical Context. History of Education, Vol. 35, Iss. 4-5, pp. 561583. DOI: 10.1080/00467600600715307. (In Eng.)

26. Kudashov, V. I., Chernykh, S. I., Yatsen-ko, M. P., at al., 2017. Historical reflection in the educational process: an axiological approach. Ana-lele universitatii din craiova - seria istorie, Vol. 31, Iss. 1, pp. 139-147. (In Eng.)

27. Livschiz, A., 2006. Pre-Revolutionary in Form, Soviet in Content? Wartime Educational Reforms and the Postwar Quest for Normality. History of Education, Vol. 35, Iss. 4-5, pp. 541-560. DOI: 10.1080/00467600600715109. (In Eng.)

28. Loughran, J. J., 2006. Developing a pedagogy of teacher education: Understanding teaching and learning about teaching. London: Routledge Publ. DOI: 10.1093/OBO/9780199756810-0096. (In Eng.)

29. Magsumov, T. A., 2016. History of Russian education and pedagogics in search of self-identification. Theoretical & Applied Science, Vol. 01 (33), pp. 121-126. DOI: http://dx.doi. org/10.15863/TAS.2016.01.33.21. (In Eng.)

30. Maslinsky, K. A., 2016. Codes of Conduct in the Soviet School System. Part 1: The Teacher as the Mouthpiece of the State. Russian Education and Society, Vol. 58, Iss. 5-6, pp. 428-451. DOI: https://doi.org/10.1080/10609393.2016.1295779. (In Eng.)

31. Sumpf, A., 2006. Confronting the Countryside: The Training of Political Educators in 1920s Russia. History of Education, Vol. 35, Iss. 4-5, pp. 475-498. DOI: 10.1080/00467600600714813. (In Eng.)

Submitted 10.04.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.