Научная статья на тему 'Аксиологические основания ориентации будущего учителя на реализацию идей гуманизации образования'

Аксиологические основания ориентации будущего учителя на реализацию идей гуманизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ / ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦЕННОСТЬ / ФУНКЦИЯ / НОРМА / ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ / TEACHER / HUMANIZING THE EDUCATION / VALUE / FUNCTION / NORM / GOLDEN RULE OF MORALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бездухов Владимир Петрович, Кулешова Елена Викторовна

В данной статье раскрывается сущность гуманизации образования; обосновывается гуманистическая сущность педагогики; обозначаются функции ценностей (функция консолидации и функция обеспечения схожести нравственных миров различных людей), определяющих аксиологические основания ориентации будущего учителя на реализацию идей гуманизации образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AXIOLOGICAL BASE OF DIRECTING A FUTURE TEACHER TOWARD REALIZING THE IDEAS OF HUMANIZING THE EDUCATION

The paper considers the essence of humanizing the education and substantiates the humanistic essence of pedagogy. It describes the functions of values, i.e. the consolidation function and the function of providing the similarity of moral worlds of different people. The functions define the axiological base of directing a future teacher toward realizing the ideas of humanizing the education.

Текст научной работы на тему «Аксиологические основания ориентации будущего учителя на реализацию идей гуманизации образования»

УДК37.011.31:165.742

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОРИЕНТАЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ИДЕЙ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

© 2015 В.П.Бездухов, Е.В.Кулешова

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 12.07.2015

В данной статье раскрывается сущность гуманизации образования; обосновывается гуманистическая сущность педагогики; обозначаются функции ценностей (функция консолидации и функция обеспечения схожести нравственных миров различных людей), определяющих аксиологические основания ориентации будущего учителя на реализацию идей гуманизации образования.

Ключевые слова: учитель, гуманизация образования, ценность, функция, норма, золотое правило нравственности.

Потребность общества в учителе, воспитывающем ученика, который будет способен ориентироваться в изменяющемся мире на основе гуманистических идеалов, различать добро и зло, осознавать, что достигаемое при помощи зла благо оказывается не моральным, а превращенным добром, реализуется тогда, когда ориентированность будущего учителя на реализацию идей гуманизации образования станет нравственным законом.

Решение задачи ориентации будущего учителя на реализацию идей гуманизации образования связано с выявлением таких идей, с обоснованием аксиологических оснований такой ориентации, с определением подходом к ориентации студентов педагогического вуза на реализацию идей гуманизации образования. В данной статье раскрываются аксиологические основания ориентации будущего учителя на реализацию идей гуманизации образования.

Раскрыть сущность процесса гуманизации образования - значит определить основную ее характеристику. Такой основной характеристикой, определяющей сущность гуманизации образования, является гуманизм как нравственная ценность, норма, принцип педагогической морали и педагогической деятельности1. Гуманизация образования фиксирует нравственные субъект-субъектные отношения между учителем

Бездухов Владимир Петрович, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий кафедрой педагогики. E-mail: vlbezdukhov@mail. ru Кулешова Елена Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики. kuleshova06@mail. ru

1 Бездухов, В.П. Сущность гуманизации образования /

B.П.Бездухов // Известия РАО. - 2009. - № 2(10). -

C. 20 - 28.

и учащимися. Данные отношения находят свою качественную определенность в гуманистическом подходе к личности школьника. Гуманизация образования может быть осуществлена при условии реализации гуманистического подхода к личности школьника, то есть признания того, что каждый человек несет в себе все человеческое содержание, что нет ничего такого в другом человеке, что мы не могли бы прочувствовать как часть самих себя.

Профессиональная деятельность учителя в процессе гуманизации образования соотносится с целями развития школьника, его потребностями и интересами, с потребностями и интересами общества по формированию гуманистически ориентированной личности школьника. Особенностью процесса гуманизации образования является, на наш взгляд, наличие рефлексивности как на «полюсе» учителя, так и на «полюсе» ученика. Объект обучения и воспитания, становясь субъектом обучения и воспитания, имеет ту же рефлексивную природу, как и субъект (учитель), и становится активным участником процесса обучения и воспитания. Осуществляя рефлексию, «учитель мыслит как о собственной мысли, о переходе "добра в себе и для себя" в добро учащегося, так и о мысли учащихся, о переходе "добра в себе и для себя" учащегося» в добро учителя»2- Перефразируя данную мысль А.В.Бездухова, скажем, что в условиях реальной гуманизации образования учащийся, рефлексируя относительно своих отношений с педа-

2 Бездухов, А.В. Сущность субъектно-ценностного подхода к формированию этического сознания будущего учителя / А.В.Бездухов // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2014. - № 2 (34). - С. 203 - 211. - С. 208.

гогом, мыслит о собственной мысли, о «добре в себе и для себя» и о мысли учителя, об исповедуемых им ценностях и их содержании.

Анализ этой проблемы будет неполным, если не рассмотреть проблему гуманистического подхода к педагогической науке и роль преподавателя (учителя), соучаствующего в ней.

Основу профессиональной компетентности преподавателя педагогического вуза составляет научное педагогическое знание. Овладение теоретическим знанием происходит в процессе его научной деятельности, объектом изучения которой является практическая деятельность учителя-воспитателя.

Особенностью научной деятельности преподавателя является то, что она имеет социально-опосредованный характер, то есть осуществляется не только ради совершенствования профессиональной компетентности, но и ради будущего учителя, так как создает систему подготовки, формирующую гуманистическую направленность личности как один из факторов, обеспечивающих гуманизацию образования. Направленность усвоенного преподавателем вуза теоретического знания на студентов, на создание системы подготовки в соответствии с объективно задаваемой обществом целью (учитель-гуманист) -это условие реализации гуманистической сущности педагогической науки и гуманистической позиции преподавателя педагогического вуза.

Гуманистическая сущность педагогики проявляется, во-первых, в том, что она соотносится с интересами и потребностями как общества, так и конкретного учителя в процессе воспитания гуманистически ориентированной личности школьника. Во-вторых, усвоенное преподавателем педагогического университета теоретическое знание - это не абстрактная ценность, а средство формирования гуманистической направленности личности будущего учителя, который в процессе обучения в педагогическом университете осмысливает гуманистические проблемы. В-третьих, теоретическое знание, будучи средством формирования гуманистической направленности будущего учителя, в процессе его реализации преподавателем в системе подготовки является «зоной ближайшего развития» студента, целью, к достижению которой он стремится, побуждаемый мотивами познавательной и практической деятельности.

При гуманистическом подходе деятельность преподавателя осуществляется таким образом, что будущие учителя являются сами по себе целью: целью собственного развития, самосовершенствования, становления как человека, как

личности и как педагога, а не средством достижения целей общепедагогической подготовки.

На наш взгляд, процесс гуманизации образования - это переосмысление содержания образования с усилением гуманитарной его направленности, его переконструирование таким образом, чтобы оно, будучи реализованным в школе, было обращено к ребенку, направлено на него, учитывало его интересы, удовлетворяло его потребности в самореализации, в самоутверждении, в осознании своего "Я" в изменяющемся мире. Это и выбор адекватных сущности гуманизма методов обучения и воспитания учащихся. Это и единство содержательного и процессуального в деятельности учителя, когда усвоение школьниками основ наук, овладение опытом деятельности неразрывно связаны с формированием у них эмоционально-ценностного отношения к миру, к людям и самим себе, оценочных суждений, с приобщением их к системе ценностей, которые, будучи осмыслены и освоены детьми, становятся основой нравственной оценки социальной действительности, собственной деятельности и поведения, деятельности и поведения окружающих их людей. Это и переосмысление того, как преподаватель педагогического университета (учитель общеобразовательной школы) должен содействовать гуманизации образования и соучаствовать в этом процессе.

Переосмысление преподавателем педагогического университета (учителем общеобразовательной школы) того, как он содействует гуманизации образования и соучаствует в этом процессе, должно осуществляться на основе ценностей, которые и определяют аксиологические основания ориентации будущего учителя на реализацию идей гуманизации образования, где ориентация имеет ценностный характер.

Ценностный подход, если цель рассматривается не только как результат ценностно-ориентационной деятельности, фиксирующей ценностные отношения и связанной с осуществлением ценностей, но и как значение (ценность), для учителя и для ученика, по определению участвует в формировании целей. В данном случае речь уже идет не просто о цели, но о ценности цели, поскольку она рассматривается учителем в отношении к ученику. Функцией ценности цели является ценностно-ориентационная, которая не только ориентирует, регулирует действия, но и дает конкретное представление о критерии оценки цели, какой является результат, берущийся в отношении ученика, достижения им успеха в ценностно-ориентационной деятельности.

В рамках ценностно-ориентационной функции ценности цели сопрягаются этическое и психологическое знание. Отношение учителя, ученика к цели есть ценностное отношение, содержание которого, как подчеркивает М.С.Ка-ган, смысловое, а его форма - психологический процесс, в котором ценность (ценность цели -Е.К.) «схватывается» сознанием3

С этой точки зрения результат ценностно-ориентационной деятельности предстает не просто в качестве результата деятельности, а ценности этого результата.

Ориентация будущего учителя на реализацию идей гуманизации образования означает, что преподаватель вуза осуществляет данный процесс через посредство освоенных им ценностей. Ценности выполняют функцию консолидации людей. Вокруг ценностей консолидируются учитель и учащийся при решении нравственных проблем, люди при решении социально-экономических и политических проблем. Ценности освящают выбор способов борьбы с терроризмом и экстремизмом. Наряду с функцией консолидации людей, ценности делают сходными различные нравственные миры. Такую точку зрения мы находим у А.В.Бездухова, ведущего речь о таком общем для людей, которое делает сходными нравственные миры различных людей. «Общим являются ценности, которые объединяют людей в их стремлении созидать жизнь, достойную человека. Говоря о таком общем, мы имеем в виду, что ценности приводят к общему знаменателю нравственные миры различных людей. Не смотря на наличие различий в ценностях различных людей, ценности <...> делают сходными нравственные миры различных людей»4.

Ценности, упорядочивая смыслы жизни ученика, становящиеся ее ориентирами, нормализуя его взаимодействие с миром и с людьми, приводят к общему ценностному знаменателю различные нравственные миры. В переносном смысле это означает «сделать сходным с чем-нибудь, в каком-нибудь отношении»5.

Методологической основой для обоснования А.В.Бездуховым того, что ценности как общее делают сходными нравственными миры различных людей, явились идеи Аристотеля. Общее «следует выводить через приведение сходных

3 Каган, М.С. Философская теория ценности / М.С.Каган. - СПб.: Петрополис, 1997. - 205 с. - С. 68.

4 Бездухов, А.В. Моральное пространство этико-педаго-гической деятельности // Мир образования - образование в мире. - 2014. - № 2 (54). - С. 45 - 50. - С. 45.

5 Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И.Ожегов. -М.: Русский язык, 1987. - 750 с. - С. 190.

единичных случаев. <...> Как дело обстоит с одной из сходных [вещей], так оно, - пишет Аристотель, - обстоит и с остальными»6. Такое общее выводится из ценностных устремлений различных людей, представляющих собой (устремления) сходные единичные случаи, которые, однако, имеют общие признаки в «реальном пространстве -времени»7.

Такими общими признаками для единичных случаев, для отдельных людей, как подчеркивает А.В.Бездухов, «являются объединяющие их нравственные ценности, которые и есть общее, выводимое через приведение сходных ценностных устремлений к общему знаменателю. Как дело обстоит с одним субъектом ценностных устремлений, так дело обстоит и с остальными их субъектами. Ценностных устремлений ровно столько же, сколько субъектов таких устремлений. Задача учителя состоит в том, чтобы привести различные ценностные устремления к общему знаменателю, сделать схожими, но не едиными, различные нравственные миры. Схожие нравственные миры, представляющие собой мир ценностей каждого субъекта ценностных устремлений, и образуют общее»8.

Учитель, учащийся как субъекты ценностно-ориентационной деятельности обладают сходным признаком. Это ценности, являющиеся моральными ориентирами такой деятельности. Этот признак выводится из ценностных отношений между учителем и учащимися. Ценность, согласно М.С.Кагану является одним из «полюсов» ценностного отношения9. Отношения между людьми, между учителем и учащимися есть пространство морали, дающей «людям ценностную ориентацию среди явлений социальной действительности через посредство взглядов на жизнь, выражаемых в категориях блага, добра, зла, справедливости. <...> Понятия добра и зла, смысла жизни, нравственного идеала и другие из этой группы помогают члену общества ориентироваться в действительности, лучше разбираться в отдельных ее сторонах, так или иначе относиться к ней, определять свое место в обществе и строить отношения с людьми»1а

6 Аристотель. Сочинения в четырех томах / Аристотель. - Т. 2. - М.: Мысль, 1978. - 687 с. - С. 371.

7 Левин, Г.Д. Философские категории в современном дискурсе / Г.Д.Левин. - М.: Логос, 2007. - 224 с.- С. 176.

8 Бездухов, А.В. Моральное пространство этико-педагогической деятельности .... - С. 45 - 46.

9 Каган, М.С. Философская теория ценности.. - С. 50.

10 Лапина, Т.С. Социальные функции морали / Т.С.Лапина // Мораль и этическая теория. - М.: Наука,

1974. - С. 50 - 105. - С. 65.

Упорядочивание смыслов жизни ученика, нормирование его действий и поступков в контексте гуманизации образования обуславливает двойную детерминацию мотивации, суть которой заключается в единстве деонтологического и аксиологического.

Единство деонтологического (должного) и аксиологического (объемлющего сферу должного и сущего) не противоречит сущности гуманизации образования. Нормы, как всеобщее, нормализуют, нормируют взаимоотношения и взаимодействия человека с миром и людьми. Интериоризованные нормы, становящиеся эталоном, образцом, на соотнесении с которыми ученик оценивает результаты своей ценностно-ориентационной и иной деятельности, освящают нравственный выбор, образуют поле свободы. Суть выбора, в котором, в силу всепроникающего характера морали, постоянно существует нравственная проблематика, заключается в требованиях «золотого правила нравственности». Золотое правило вписывается в положительное значение свободы - «свобода для...», поскольку, как подчеркивает Р.Г.Апресян, оно по своему внутреннему императивному смыслу инициативно и в этом смысле не авторитарно и не подражательно 11.

В то же время термин «правило» в понятии «золотое правило нравственности» имплицитно содержит в себе требуемое, должное, пред-писательное. По своей сути золотое правило имеет нормативное содержание. Однако эта пред-писательность, имеющая нравственный характер, снимает противоречие между деонтологическим и аксиологическим в золотом правиле. Правило, в том числе и золотое, есть императив. Поэтому, когда золотое правило нравственности, характеризующееся долженствованием, выражает «принуждение» к совершению нравственного поступка, тогда, на наш взгляд, снимается противоречие между деонтологическим и аксиологическим.

Благодаря снятию этого противоречия расширяется и углубляется нормативное содержание золотого правила, что привносит в его содержание новые акценты. Золотое правило задает человеку направленность действий, поступков. Человек, взаимодействия которого с людьми основываются на золотом правиле, каждым своим поступком, действием задает стандарт для других в их поступках. Выбирая золотое правило,

человек выбирает всех людей - «человека вообще»12.

Суть нормализации смыслов жизни и деятельности ученика, осуществляемой педагогом, с нашей точки зрения, не в том, что ученик строго следует нормам, а в том, что они только очерчивают возможные варианты, предполагаемые границы следования им во взаимоотношениях с людьми. Нормы, служа критерием оценки, содержат ответ на вопросы: «Во имя чего живет человек? Какие цели он реализует?»

Несмотря на преобладание в норме деон-тологического над аксиологическим, она не является жестким предписанием. Норма - это внутренне воспринятый способ взаимодействия и отношения. Человек свободен в выборе способов достижения цели. Нормы «участвуют» в моральном и ценностном выборе, в выборе блага.

Спецификой педагогической деятельности явля-ется предписательность, требуемость со стороны общества. А гуманизация образования предстает перед учителем в качестве должного, которое с необходимостью ждет своего осуществления. А это не что иное, как нормативность, то есть совокупность предписаний, рекомендаций, норм, которые, однако, не представляют собой свод незыблемых законов. Для нормативности этого уровня характерна прямая направленность нравственного требования на осуществление педагогической деятельности по воспитанию и обучению ученика, мотивом которой являются ценности как определяющие аксиологические основания ориентации будущего учителя на реализацию идей гуманизации образования.

11 Апресян, Р.Г. Золотое правило / Р.Г.Апресян // Этика: старые новые проблемы. - М.: Гардарики, 1999. -С. 9 - 29. - С. 19.

12 Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм / Ж.-П. Сартр // Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1990. -С. 319 - 344. - С. 324.

AXIOLOGICAL BASE OF DIRECTING A FUTURE TEACHER TOWARD REALIZING THE IDEAS

OF HUMANIZING THE EDUCATION

© 2015 V.P.Bezdukhov, E.V.Kuleshova° Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

The paper considers the essence of humanizing the education and substantiates the humanistic essence of pedagogy. It describes the functions of values, i.e. the consolidation function and the function of providing the similarity of moral worlds of different people. The functions define the axiological base of directing a future teacher toward realizing the ideas of humanizing the education.

Key words: teacher, humanizing the education, value, function, norm, golden rule of morality.

Vladimir Petrovich Bezdukhov, Doctor of pedagogy, Professor, Associate member of Russian Academy of Education, Head of Department of pedagogy. E-mail: vlbezdukhov@mail. ru Elena Victorovna Kuleshova, Candidate of Pedagogics, Associate professor at the Department of Pedagogics. E-mail: kuleshova06@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.