Научная статья на тему 'Аксиологические основания духовно-нравственной культуры учителя'

Аксиологические основания духовно-нравственной культуры учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
425
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Илларионова Людмила Петровна

Статья освещает проблематику, находящуюся в поле зрения педагогической аксиологии, в частности, духовно-нравственную культуру учителя. Даны трактовки понятий духовности, духовных ценностей, ценностных отношений, инкултурации и др. Рассмотрена система ценностей и ценностных отношений в профессиональном самоопределении личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AXIOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE TEACHER'S SPIRITUAL AND MORAL CULTURE

The framework of the pedagogical axiology comprises the issue of the teacher's spiritual and moral culture. The definitions and the discourse of such concepts as spiritual values, value relationship, enculturation, etc. are given. The system of values and value relationship in person's professional self-identification is under the author's analysis.

Текст научной работы на тему «Аксиологические основания духовно-нравственной культуры учителя»

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ

Д.П. ИЛЛАРИОНОВА

Кафедра социальной педагогики Московский государственный социальный университет Лосиноостровская ул., 24, 107150 Москва, Россия

Статья освещает проблематику, находящуюся в поле зрения педагогической аксиологии, в частности, духовно-нравственную культуру учителя. Даны трактовки понятий духовности, духовных ценностей, ценностных отношений, инкультурации и др. Рассмотрена система ценностей и ценностных отношений в профессиональном самоопределении личности.

Педагогическая аксиология, базирующаяся на методологии общей философии ценностей, утверждает ценность личности как высшую ценность образования, максимально приближенного к общечеловеческим и национальным ценностям. Формирующаяся в настоящее время новая педагогическая парадигма образования, утверждающая приоритет общечеловеческих, гуманистических духовных идеалов и ценностей, исходит из идеи самоценности личности, ее духовности, суверенитета. Этим обусловлено утверждение аксиологического подхода в трудах современных ученых-педагогов к изучению педагогических явлений, исследованию структуры и содержания педагогического образования.

Аксиологический аспект в фундаментальных научных исследованиях обращает внимание на изучение процесса созидания материальных и духовных ценностей, ценностных ориентаций личности или отдельных социальных групп. С позиций аксиологического подхода культура понимается как совокупность духовных и материальных ценностей (А.Г. Арнольдов, ИА. Громов, В.П. Тугаринов, Н.З. Чав-чавадзе и др.). В связи с этим культура изучается как социально-духовный механизм сохранения и передачи ценностей от одного поколения к другому, одной эпохи в развитии человеческой цивилизации к другой.

Усваивая духовные ценности, в которых закреплен опыт поколений, общественное сознание эпохи, человек получает соответствующую социокультурную информацию, тем самым он приобщается к многовековому опыту человечества, осмысливает и осваивает общечеловеческие ценности, следовательно, духовная культура выступает в качестве образца, идеала, нормы в жизнедеятельности личности и общества в целом. Важным назначением духовной культуры является потребление и усвоение духовных ценностей, как необходимое условие удовлетворения культурных запросов, потребностей, жизненных притязаний, обеспечивающих саморазвитие и самореализацию каждого человека.

Усвоив духовные ценности, переработав их в сознании, личность начинает реализовывать свой приобретенный духовный арсенал. Реализация его может происходить разными путями: через накопление определенного объема знаний; посредством сформировавшейся системы духовных потребностей, предпочтений,

вкусов и поиска способов удовлетворения этих потребностей, а также — через активную самореализацию, развитие собственных творческих потенций, максимальную реализацию своих духовных возможностей. Таким образом, духовное развитие личности происходит в ходе взаимосвязанных процессов присвоения духовных ценностей и реализации усвоенного духовного багажа человеком в творческой деятельности.

Человек как субъект и объект духовной культуры в своих интересах, ценностях, ориентирах, потребностях и поступках отражает уровень духовной культуры общества, в котором он живет. В то же время, приобщение личности к духовной культуре общества развивает ее духовные потребности, формирует интеллектуальные, нравственные, эстетические интересы, отражает внутреннее богатство, степень духовной зрелости, т. е. тот уровень проявления духовных качеств личности, который принято называть духовностью. Являясь стержневым качеством личности, духовность отражает нравственные, идеологические, интеллектуальные, эстетические интересы, ценности, убеждения, в которых выражены потребности личности как субъекта культуры и как участника социальной и культурной общности.

Мы понимаем под духовностью степень усвоенности личностью духовных ценностей, а также свойство развитого сознания человека, раскрывающие его интеллектуальный, творческий и этический потенциалы. Исходя из этого, в структуру духовно-нравственной культуры учителя целесообразно включить интеллектуальный, нравственный и эстетический аспекты, гармонично сочетающиеся и выражающиеся в ценностных ориентациях, моральных принципах и профессиональной деятельности учителя.

Понятие «ценности» является одним из ключевых нравственно ориентированных понятий, включающих общечеловеческие нравственные категории. В философских исследованиях ценности рассматриваются в качестве элемента структуры личности, фактора детерминации, мотивации и регулирования поведения и деятельности человека (С.Ф. Анисимов, Л.М. Архангельский, Л.П. Буева, А.А. Гусейнов, М.С. Каган, В.П. Тугаринов и др.). В психологии ценности рассматриваются как средство удовлетворения потребностей, источник мотивации поведения, являющийся ведущим компонентом психологической структуры личности (Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, A.B. Петровский и др.).

Ценности личности, выступая в роли идеала и цели жизни, служат связующим звеном между духовной культурой общества и духовной культурой личности. Система ценностей личности формируется в процессе жизнедеятельности и отражается ее сознанием в форме ценностных ориентаций. С одной стороны, ценностные ориентации отражают отношение личности к окружающему миру, а с другой, — являются способом дифференциации объектов и явлений личностью по мере их значимости (иерархия ценностей). Таким образом, ценностные ориентации являются выражением сознательного отношения человека к социальной действительности и, в соответствии с этим, определяют мотивацию поведения и процесса духовного развития личности.

Ценности рассматриваются и как «нечто положительное с точки зрения удовлетворения положительных материальных или духовных потребностей» [1, с. 40], следовательно, и значение ценностей может быть разным: положительным или отрицательным. Категория ценностей, таким образом, отражает не только качество потребностей человека (положительные или отрицательные), существенное или не столь существенное, с точки зрения потребностей человека, но и определенную связь между предметом и субъектом деятельности. Эта связь отражает значение предмета для субъекта и называется ценностным отношением. «В рамках ценностных отношений и устанавливается ценность, т. е. положительное

значение данного предмета или его свойства для конкретного субъекта деятельности <...> с точки зрения того, насколько этот предмет способен удовлетворять определенную потребность» [1, с. 40].

Ценностями называют также «выбор в пользу чего-либо более высокого и лучшего» [2, с. 118], к чему стремится, на что ориентируется человек в своей жизнедеятельности. В научной литературе в связи с этим различают ценности обыденные, социальные, нравственные, религиозные, духовные и пр. Иерархия ценностей человека организуется по принципу преобладания в них положительного (общественно значимого) элемента. Среди бесконечного многообразия значимых для человека явлений выделяются те, которые сохраняют свое приоритетное Значение во все времена, для всех людей, независимо от исторической эпохи Асоциальных изменений — общечеловеческие непреходящие ценности: жизнь, здоровье, любовь, труд, добро, истина, красота, человек, родина и т. д.

Для каждого вида социальной и духовной деятельности человека и связанными с ним ценностями существуют соответствующие критерии оценки, которые принимаются за образец, стереотип, правило, норму и выступающие регуляторами общественных отношений. Таким образом, общество вырабатывает систему ценностей, критериев, оценки наиболее важных аспектов человеческой жизнедеятельности. Поэтому ценности в философии рассматриваются и как результат общественно исторической практики, специфические формы хранения общественно значимой информации, необходимой для дальнейшего духовного освоения мира.

В психологических исследованиях понятия «ценности» и «ценностные ориентации» рассматриваются как элементы мотивации жизнедеятельности человека. Так, в работах Н.Д. Добрынина ценность понимается как «значимость», у

A.Н. Леонтьева — «личностный смысл», в работах Д.Н. Узнадзе — «установка», у

B.Н. Мясищева — «психологические отношения». Усвоенные человеком значения, обусловленные его потребностями, интересами, и зафиксированные в его установках, формируются в ценностные ориентации личности, в виде конкретных отношений этой личности к ценностям жизни.

В психологической литературе, изучающей духовный мир человека, понятие «отношения» рассматриваются в разных аспектах:

а) как интегральная система осознанных связей человека с объектами действительности, внутренне определяющая его действия и переживания;

б) в органической связи с направленностью личности;

в) как центральный компонент формирующихся потребностей личности в саморазвитии. В психологическом плане отношения формируются на подсознательном уровне, но в педагогике они нередко рассматриваются в тесной связи с ценностными ориентациями и могут формироваться на сознательном уровне (Е.П. Алексеева, А.А. Бодалев, В.А. Крутецкий и др.).

Ценностные отношения определяют позицию личности при выборе поведенческого решения и определяют ее социально-профессиональную направленность. Если перед человеком стоит вопрос о выборе линии поведения в той или иной ситуации, он размышляет о наиболее целесообразной. Этот процесс может сопровождаться сомнениями, колебаниями, так как у человека имеются потребности, которые он не может удовлетворить одновременно, и он делает выбор между ними, отдавая предпочтение какой-либо из них. В процессе поиска наиболее целесообразной формы поведения решающее значение имеют ценностные ориентации личности, система ее отношений к различным явлениям окружающей социальной действительности, ее представлений о значимости (ценности) этих явлений. Следовательно, «ценностные ориентации отражают относительно устой-

чивое избирательное отношение к объектам как социальным ценностям, оказывая значительное влияние- на выбор формы поведения» [3, с. 23].

Процесс приобщения личности к культурному наследию общества в культурологии называется инкультурацией. При инкультурации усвоение человеком духовных ценностей обусловлено не только индивидуальными склонностями, интересами, но и отражает универсальное стремление человека к познанию и духовно-нравственному совершенствованию. Личность развивается путем накопления, интериоризации общечеловеческих ценностей, а ценностные ориентации являются своеобразным «фильтром» отбора и усвоения ценностей. В связи с этим в работах З.В. Соколова формируются следующие функции ценностных ориентаций:

а) экспрессивная, как способность к самоутверждению личности в данной культурной среде;

б) адаптивная, способствующая оптимизации поведения и позволяющая личности удовлетворять свои основные потребности в соответствии с общественно принятыми ценностями;

в) защитная, актуальность которой возрастает в современный период, когда «в условиях растущего информационного «бума» ценностные ориентации действуют подобно фильтрам, пропускающим лишь те сведения и влияния, которые могут быть ассимилированы без существенной перестройки всей системы личности» [4, с. 175].

Ценности и мотивация — близкие, но не совпадающие понятия. Отношения между ними могут характеризоваться как гармоничные, компромиссные и конфликтные, считает Н.Г. Багдасарьян. В первом случае в понятии ценность «нерасчленимо оплавлены разум и чувство... тогда ценности канонизируют мотивацию» [5, с. 144]. Конфликт же возникает, когда реализация какой-либо ценности, к которой привязан человек (или социальная группа), не одобряются окружающими. Мотивация включает в себя такие виды побуждений, которые стимулируют человека к деятельности — это потребности, интересы. Кроме того, мотивами поведения могут выступать цели, установки, социальные ориентации, привычки. В научной литературе выделяют основные функции мотивации поведения человека, как основание акта действия, оправдание (обоснование) уже совершенного поступка, а также средство фиксации и накопления личностью морального опыта.

Глубоко осознанные и усвоенные человеком нормы морали становятся потребностями личности, привычками и мотивами ее поведения, которые на определенном этапе развития личности перестают контролироваться сознанием и переходят в сферу подсознания. Духовные потребности личности имеют свои особенности, главными из которых философы называют:

1) социальное, а не биологическое происхождение (результат исторического развития человеческого общества);

2) изменчивость в процессе индивидуального и исторического развития;

3) стимулирование производства новых духовных ценностей.

В самом широком смысле потребности понимаются как особое состояние субъекта деятельности, порождаемое отсутствием какого-либо фактора, необходимого для нормальной жизнедеятельности. Отсюда в научной литературе различают витальные (жизненно необходимые, обеспечивающие существование человека) и социальные потребности (потребность принадлежать к социальной группе — общности — и занимать в ней определенное место).

Сложность и многогранность социальных потребностей детерминирует выделение потребностей «для себя», осознаваемые человеком как принадлежащие ему права, и «для других», осознаваемые как обязанности. Потребности «для себя» порождают чувство независимости суждений, собственного достоинства, само-

стоятельность мысли. Потребность «для других», возникшая как эмоциональная реакция человека на переживания другого человека, формирует доброжелательность, способность к сочувствию, сопереживанию, сотрудничеству, постижению внутреннего мира другого человека. Среди социальных потребностей выделяется потребность следовать нормам, принципам, принятым в данном обществе.

Совокупность ценностей, созданная человечеством на протяжении веков, актуализированная для данного общества, отдельной педагогической системы, конкретного человека, положительно оцениваемые категории, явления, действия, факты — все это относится к педагогическим ценностям. В этой связи В.А. Слас-тенин подчеркивает, что «целостный педагогический процесс, обеспечивающий ориентацию студентов на гуманитарно-личностное развитие, должен включать ценности и нормы культуры, искусство и нравственность, все достижения духовной жизни, создающие атмосферу обращенности к человеческой личности». Таким образом, формирование у студентов гуманитарной культуры обусловливается объективным единством общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности современного специалиста. Под гуманитарной культурой учителя понимается, в связи с этим, упорядоченная «совокупность общечеловеческих идей, ценностных ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистической технологии профессиональной деятельности» [6, с. 22].

Таким образом, анализ философской, психолого-педагогической литературы приводит нас к выводу о том, что ценность является объективным свойством вещей и явлений и определяется исключительно общественным сознанием. Ценности являются стержневым структурирующим элементом человеческой жизнедеятельности, без которых она теряет смысл. Хотя понятия ценностей и ценностных ориентаций и являются ключевыми, в научном знании однозначной их трактовки не существует, и нередко они отождествляются с понятиями «направленность», «отношение», «установка», «идеал», «позиция», «норма», «убеждения» и т. д.

В профессиональном самоопределении личности учителя система ценностей и ценностных ориентаций играет весьма значимую роль, так она тесно связана с профессиональными установками, являющимися важнейшими регуляторами профессиональной деятельности. В этическом знании нравственные ценности дифференцируются как служебные (функциональные) и фундаментальные. К первым относят моральные ценности, связанные с областью профессиональной деятельности человека (долг, поступок, ответственность, профессиональная честь, дисциплинированность и пр.). Они обладают моральной ценностью, когда утверждают общечеловеческие представления о добре, гуманности, чести и достоинстве в профессиональном аспекте жизнедеятельности человека. К фундаментальным ценностям относят те, которые несут добро и любовь в своем собственном содержании: честность, справедливость, гуманность, словом, универсальные во всех проявлениях человеческой жизнедеятельности.

С аксиологических позиций профессия учителя представляет собой уникальное сочетание фундаментальной системы общечеловеческих ценностей (жизнь, человек, добро, справедливость, любовь и т. д.) и ведущих профессиональных (признание самоценности личности учащегося, уважение, доверие, сотрудничество, оптимистическая вера в своего ученика и пр.). Ценностным «ядром» профессии учителя являются общечеловеческие, актуализированные в профессиональной педагогической деятельности:

а) личность ребенка в своем диалектическом развитии как высшая ценность;

б) педагогически целесообразное взаимодействие, обусловливающее развитие и самореализацию каждого учащегося;

в) стремление к самосовершенствованию в развитии, как общей культуры, так и профессиональной компетенции.

Определяющим и координирующим элементом в системе этих ценностей выступает понятие гуманности, наиболее адекватно отражающее общую ценностную устремленность морали. Педагогическая деятельность в силу своих особенностей в наибольшей степени обусловлена ценностями и ценностными ориентациями учителя. Поскольку ценности имеют общественно исторический характер, переосмысливаются человеком в соответствии с условиями социокультурной жизни, можно сделать вывод о том, что педагогические и общечеловеческие ценности выступают в качестве своеобразных жизненных и профессиональных ориентиров, с которыми учитель соотносит свою деятельность.

С точки зрения ценностного подхода к формированию личности, процесс воспитания можно представить как интериоризацию общественно значимых общечеловеческих ценностей и превращение их в систему личных ценностей, на которую ориентируется человек в процессе своей жизнедеятельности. Следовательно, важно знать, какие ценности усвоены личностью, какова их иерархия в сознании личности, а также отношение личности к социальной действительности, определяющее широкую мотивацию ее деятельности и поведения. Таким образом, необходимо выяснить ценностные ориентации личности, как социально детерминированную и зафиксированную в ее сознании направленность на цели и средства деятельности.

Для определения особенностей ценностных ориентаций личности учителя необходимо выяснить две основные ее характеристики.

Первая — степень сформированности иерархической структуры ценностей, которая отражает уровень осознанности и усвоенности личностью общечеловеческих ценностей. Известно, что процесс интериоризации ценностей возможен при действии психологического механизма дифференциации и интеграции, т. е. способности выделить те явления, которые представляют для личности определенную ценность (могут удовлетворять потребности и интересы). Затем происходит их превращение в определенную структуру, в зависимости от степени удовлетворения потребностей, возможностей реализации смысложизненных целей.

Вторая характеристика ценностных ориентаций отражает их содержание и особенности функционирования. В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в иерархию ценностных ориентаций личности, а также от сочетания этих ценностей, степени их предпочтения, можно определить, на какие цели направлена деятельность личности и какие средства для достижения этих целей предпочтительны человеком.

В исследовании ценностных ориентаций студентов педвузов мы использовали идею методики «квадрата ценностей» описанную в работах А.М. Булынина [3, с. 60—61]. Несколько видоизменив содержание предлагаемой автором методики, мы сформировали группы ценностей, расположенные по определенным типам.

1. Ценности, ориентированные на духовную, гуманитарную культуру (ДК): стремление к общению с произведениями искусства, обогащению своей общей и гуманитарной культуры; красота; гармония; эстетический вкус и пр.

2. Этические ценности (ЭЦ): правда, честь, достоинство, истина, добро, честность.

3. Ценности межличностного общения (МО): взаимопонимание, доброжелательность, вежливость, обаяние, коммуникабельность, взаимопомощь.

4. Ценности профессиональной самореализации (ПС): компетентность, широта профессионального кругозора, принципиальность, трудолюбие, добросовестность.

5. Социально значимые ценности педагогической деятельности (03): долг, ответственность, самодисциплина.

6. Интеллектуальные ценности (ИЦ)- образованность, эрудиция, стремление к самосовершенствованию.

7. Ценности эмоциональной культуры (ЭК): сочувствие, сострадание, сорадова-ние, эмоциональная восприимчивость.

Результаты исследования показывают, что духовные, этические ценности занимают приоритетные места в системе ценностей будущих учителей. Данная позиция остается неизменной независимо от факультета и курса обучения. Это связано с внутренней осознанностью студентами общечеловеческих духовных ценностей и их значения в жизнедеятельности человека (табл. 1).

Таблица 1

Типы ценностных ориентаций

Факультет Курс Типы ценностных ориентаций

дк ЭЦ МО ПС 03 ИЦ ЭК

Филологич 1 4 2 3 1 1 3 5 5 6 4 4 6 2 7 7

Жив /дизайн 1 4 1 3 2 1 5 6 3 4 4 2 7 5 6 7

Физк и спорт 1 4 1 2 2 1 7 5 3 6 4 3 5 4 6 7

Блок ценностей социальной значимости профессиональной деятельности учителя занимает, преимущественно, четвертое место, между тем следует отметить, что у старшекурсников наблюдается тенденция к более глубокому осознанию социальной значимости педагогической деятельности (2-е и 3-е места у студентов четвертого курса). Это можно объяснить тем, что студенты старших курсов, как правило, уже имеют некоторый опыт педагогической деятельности.

Обращает на себя внимание тенденция к снижению рейтинговой оценки блока ценностей профессиональной самореализации: на первом курсе она выше, чем на старших. Мы объясняем это тем, что первокурсники, поступившие в педвуз, искренне хотят стать хорошими учителями, реализовать свои возможности, склонности, проявляют большой интерес к будущей профессии, но по мере того, как они приближаются к этой цели, перспектива работы в школе становится для будущих учителей менее привлекательна.

С помощью контент-анализа мини-сочинений первокурсников на темы: «Почему я хочу стать учителем», «Каким я вижу идеального учителя» мы получили усредненные ряды профессиональных ценностей студентов педагогических вузов. Ранги ценностных ориентаций, входящих в полученные ряды, определялись частотой встречающихся в сочинениях значимых для профессии учителя качеств личности. Ценностные ориентации в отношении педагогической профессии представлены следующим образом:

— профессионализм, знание предмета — 85,8%;

— образованность, кругозор, эрудиция — 76,4%;

— ответственность, чувство долга — 55,4%

— любовь к детям — 55,2%;

— справедливость — 53,6%;

— общая гуманитарная культура — 46,2%;

— общительность — 44,7%;

— трудолюбие — 37,3%.

Сравнение ценностных рядов показывает, что первокурсники результативность педагогической деятельности, прежде всего, связывают с профессионализмом и компетентностью учителя в области преподаваемого предмета и недостаточно осознают роль личностных качеств учителя (доброта, гуманность, милосердие и пр.) в профессиональной деятельности. Эмпатийные качества также редко встречаются в сочинениях будущих учителей (сострадание, сочувствие, умение понять внутренний мир ребенка) — всего 12,8% опрошенных. Следует отметить, что эмоциональной культуре (ЭК) будущие учителя также отвели 6—7-е места (см. табл. 1).

Как видим, такие жизненно важные для человека ценности-цели как стремление к познанию, труду, образованию, добротворчеству не имеют большой популярности среди студентов. Хотя ценности семейного, материального благополучия и превалируют в студенческих анкетах, надо отдать должное их стремлению к профессиональной самореализации (37,2%), т. е. надо полагать, что студенты в некоторой степени связывают свое материальное благосостояние и жизненный успех с факторами субъективного свойства.

К этому выводу мы пришли, изучив результаты методики незаконченных предложений по определению ценностей-средств. Студентам предлагалось продолжить тезис: «Мое материальное благополучие будет достигнуто, если:

а) «...я смогу найти высокооплачиваемую работу» — 67,4%;

б) «...я устроюсь в солидную фирму и сделаю там карьеру» — 54,2%;

в) «...я смогу открыть свою фирму (бизнес)» — 37,3%;

г) «...мне повезет, и я буду работать в частной школе» — 28,6%;

д) другие факторы — 12,4%.

Обращают на себя внимание и ответы на вопрос, связанный с профессиональными намерениями, так, например, на вопрос «Если в стремлении достичь материального благополучия Вам придется поменять профессию, то Вы ее поменяете?» — 76,3% студентов педвузов ответили утвердительно. Следовательно, будущие учителя не имеют твердой уверенности в возможности обеспечения своей материальной стабильности, что отражается на их профессиональных планах.

Итак, важной задачей учебно-воспитательного процесса педвуза является актуализация ценностей профессиональной самореализации (стремление стать хорошим учителем, глубоко знающим свой предмет, владеющим методикой его преподавания). Духовные ценности непосредственно связаны с общественными отношениями, так как духовность предполагает и высокую степень ответственности личности за происходящее вокруг. Потеря этого качества влечет неадекватное соотношение ценностей, утрату личностного начала. В связи с этим, ведущим направлением в подготовке учителя является гуманитарная подготовка, поскольку целостный педагогический процесс, обеспечивающий ориентацию студентов на гуманитарно-личностное развитие, должен включать ценности и нормы культуры, искусство и нравственность, все достижения духовной жизни, создающие атмосферу обращенности к человеческой личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. — М: Мысль, 1988.

2. Скворцова ЕЖ Теория и история культуры: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 1999.

3. Булынин А.М. Ценностные ориентации в профессиональном становлении будущего учителя. — Комсомольск-на-Амуре, 1996.

4. Соколов Э.В. Культура и личность. — Л.: Наука, 1972.

5. Культурология: Учебн для студ. техн. вузов / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. — М.: Высшая школа, 1998.

6. Сластенин В.А Гуманитарная культура специалиста // Магистр. — 1991. — № 4.

AXIOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE TEACHER’S SPIRITUAL AND MORAL CULTURE

L.P. ILLARIONOVA

Chair of Social Pedagogy Moscow State Social University 24, Losinoostrovskaja St., 107150 Moscow, Russia

The framework of the pedagogical axiology comprises the issue of the teacher’s spiritual and moral culture. The definitions and the discourse of such concepts as spiritual values, value relationship, enculturation, etc. are given. The system of values and value relationship in person’s professional self-identification is under the author’s analysis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.