Научная статья на тему 'Аксиологические аспекты реализации дискурсивной позиции как точки зрения'

Аксиологические аспекты реализации дискурсивной позиции как точки зрения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
434
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВИСТИКА И АКСИОЛОГИЯ / ДИСКУРС / ДИСКУРСИВНАЯ ПОЗИЦИЯ / ТОЧКА ЗРЕНИЯ / ФРЕЙМИНГ / АТТРАКЦИЯ / ВАЛОРИЗАЦИЯ / АКСИОЛОГЕМА / LINGUISTICS AND AXIOLOGY / DISCOURSE / DISCOURSE POSITION / FRAMING / ATTRACTION / VIEWPOINT / VALORIZATION / AXIOLOGEM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Серебренникова Е.Ф.

В статье попытка лингвоаксиологического обоснования дискурсивной позиции как точки зрения с акцентом на принцип значимости. Являясь оператором восприятия, концептуализации и легитимации высказываемого, данный принцип определяет аттрактивность позиции путем валоризации смысла в траектории дискурса. Валоризация рассматривается на примере отдельных аксиологем и дискурсивных операций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Axiolocical aspects of realization of discours position as viewpoint

This article attempts to justify linguo-axiological backing of discourse position as viewpoint on the principle of relevance. As an operator of perception, conceptualization and legitimization of expressed, this principle determines the position attractiveness through the valorization of the meaning in discourse. Valorization is considered in the context of specific axiologems and discourse operations.

Текст научной работы на тему «Аксиологические аспекты реализации дискурсивной позиции как точки зрения»

УДК 81

Е. Ф. Серебренникова

д-р филол. наук, проф. кафедры романской филологии МГЛУ ЕАЛИ; e-mail: ser_evgen@yahoo.com

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСКУРСИВНОЙ ПОЗИЦИИ КАК ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

В статье попытка лингвоаксиологического обоснования дискурсивной позиции как точки зрения с акцентом на принцип значимости. Являясь оператором восприятия, концептуализации и легитимации высказываемого, данный принцип определяет аттрактивность позиции путем валоризации смысла в траектории дискурса. Валоризация рассматривается на примере отдельных аксиологем и дискурсивных операций.

Ключевые слова: лингвистика и аксиология; дискурс; дискурсивная позиция; точка зрения; фрейминг; аттракция; валоризация; аксиологема.

E. F. Serebrennikova

Ph. D. (Philology), Professor, MSLU EALI; e-mail: ser_evgen@yahoo.com.

AXIOLOCICAL ASPECTS OF REALIZATION OF DISCOURS POSITION AS VIEWPOINT

This article attempts to justify linguo-axiological backing of discourse position as viewpoint on the principle of relevance. As an operator of perception, conceptualization and legitimization of expressed, this principle determines the position attractiveness through the valorization of the meaning in discourse. Valorization is considered in the context of specific axiologems and discourse operations.

Key words: linguistics and axiology; discourse; discourse position; viewpoint; framing; attraction; valorization; axiologem.

Разработка аспектов языкового означивания в русле динамического подхода в современной лингвистике во многом основывается на базовом положении о его сущности как принимающего языковую форму процесса придания значения объекту референциального отношения. Означивание референта на выводном уровне конституирует тот своеобразный смысл - «концепт» (Г. Фреге), который отражает определенным образом структурированный способ видения объекта означивания в коммуникации. Смысл как определенный способ видения, точка зрения - некая «концепция» денотата, в лингвокогни-тивном плане трактуется как «структура понимания и размышления»

(Дж. Лакофф) и определяется в терминах «фрейма», «сценария», онтология и функциональное проявление которого не может не находиться под влиянием «человеческого фактора», имеет аксиологическое измерение как в плане его порождения в открытом герменевтическом пространстве между «пре-конструированным» и «конструируемым» здесь и сейчас, так и в плане его интерпретации для понимания и освоения (точнее, интериоризации, в терминах Л. С. Выготского). Фрейм, поэтому «говорит» о ценностях и идеалах [12]. С одной стороны, понимание конструирования смысла в речи (высказывании, шире - дискурсе) в данном русле способствует трактовке дискурса как нацеленной и отграниченной «точки зрения» по отношению к предмету дискурсивизации; с другой - аксиологическое измерение обосновывается каузативной подчиненностью означивания и обозначения базовому принципу «антропологической прагматики» - принципу значимости в векторе самосохранения, выживания и развития человека и социума [3].

Принципу значимости, на наш взгляд, необходимо придать гораздо более объемное звучание в научном лингвистическом обиходе. Эпистемическое переосмысление возможно при введении понятия «значимость» как результирующего понятия в координаты дефини-ционной оппозиции «значимое - не значимое», выводящей на понимание неизбежности редуцирования процессов в векторе оценивания значимого на более широком фоне не значимого: профилирования главного на фоне второстепенного, основного на фоне дополнительного, четкого, яркого на фоне нечеткого, смытого; нормального на фоне девиантного, закономерного на фоне случайного, привлекательного на фоне не привлекательного, привлекающего внимание, интерес, сопереживание и, в конечном счете - аттрактивного или не аттрактивного для познающего сознания, открытого множеству сфер и пространств бытия - жизненного мира человека. В этом случае понимание значимости получает потенциал не только реляционного понятия, организующего отношения между взаимодействующими сущностями и, соответственно, выявляющего их сущностные и функциональные признаки, не только понятия для выявления ценностных оппозиций, традиционно трактуемых как «собственно» аксиологические операторы морально-нравственного и эстетического свойства. Оно приобретает самостоятельное значение оператора означивания,

приобретения качества явленной значимости, объясняя аттрактив-ность того, что означивается, аттрактивность того, каким образом это означивается, атррактивность того, что осмысляется в режиме диалогового взаимодействия, в целостной траектории дискурса [6].

Так, если исходить из положения о том, что любая дискурсивная формация, представляя собой точку зрения, приобретает качество дискурсивной позиции, устанавливая отношения согласия, антагонизма или доминации по отношению к другим точкам зрения [8], то следует полагать, что значимым для процессов аттракции будет весь эпистемический ряд компонентов, влияющих на динамику процессов. К их числу относятся аттрактивность самого референта, порождающего дискурсы и образующего предметный фрагмент коммуникативного пространства; значимость социально-политического статуса лица - субъекта дискурса; значимый - целевой адресат дискурса; институционально-жанровая заданная дестинация дискурса; система аксиологически релевантных ориентаций, к которым возводит структурируемый фрейм; совокупность операций валоризации, которые призваны обеспечить прохождение психологических ценностных «фильтров» интерпретаторов, способствовать приятию и оправданию - легитимации данной позиции в коммуникации.

Безусловной основой для исследования дискурса как дискурсивной точки зрения, проявляющей разную степень аттрактивности и в разной степени открытой «человеческому фактору» в языке является уже имеющийся опыт разработки данной проблемы. Отметим в этой связи некоторые значимые положения, необходимые для дальнейшей разработки проблемы.

Изначально понятие «точки зрения» означает физиологически и психологически неизбежное редуцирование процессов восприятия и осознания наблюдаемого мира с определенной «точки» - места, позиции, что отграничивает ракурс наблюдаемого, его феноменологию и семиотизацию, регулируемые оператором значимости. В гносеологическом и эпистемическом планах понятие «точки зрения» оказывается достаточно плодотворным и комплексным, включая в себя такие компоненты и модусы реализации, как восприятие, наблюдение, осознание, взгляд, фокусирование, отбор, позиционирование, образ видимого, отношение к наблюдаемому, ориентация видения и «сказывания» и другие аспекты. Касаясь ключевых проблем восприятия, сознания, рефлексии и речемыслительной деятельности, понятие «точки зрения»

приобретает междисциплинарный характер и эпистемически входит в ряд фундаментальных теорий: феноменологию Г. Гуссерля, теорию восприятия, теорию интенциональности, интенциональных состояний и интенций и другие теории и концепции. В семиотике искусства «точка зрения» рассматривается в связи с принимаемой позицией -внутренней или внешней эмпатией создателя произведения [7]. В нар-ратологии «точка зрения» рассматривается как способ организации повествования и задаваемого способа существования нарративного мира в зависимости от «лица», который занимает позицию повествователя [9]. В лингвистике активное использование данного понятия связано с разработкой проблем теорий высказывания, субъектности, дейксиса, модальности, экспрессивности, функциональной оценки, речевой коммуникации. Глубокую грамматическую традицию разработки имеет категория диатезы, связанная с ориентацией предикации в предложении/высказывании. В русле коммуникативно-прагматического аспекта анализа данная категория лежит в основе определения ориентации действия в высказывании [2, с. 612-623].

Развитие когнитивного подхода дает импульс к более глубокому осмыслению «редуцированного» способа существования и функционирования феномена языка - упорядоченной и упорядочивающей модели мира этнокультурной онтологии в ее феноменологии «картины мира» и как структурирующего видения мира дискурса в координатах определенного хронотопа. Вводится и разрабатывается понятия «наблюдатель», под которым понимается человек, воспринимающий и осмысляющий мир, а также говорящий или пишущий об этом мире, передающий сообщение о нем (У. Матурана, Ю. Д. Апресян, Е. В. Па-дучева, С. Н. Плотникова и др.). Установлено, что когнитивно-дискурсивная деятельность наблюдения за миром перемежается с когнитивно-дискурсивной деятельностью конструирования мира [5]. Точка зрения определяется как позиция (дейктический центр) восприятия и когнитивной обработки опыта [1]. В целостном русле лингвокогни-тивных исследований развивается исследовательская линия, ориентированная на изучение «источника» позиционирующего себя в мире как субъекта, не только осознающего и осваивающего, но и «присваивающего мир» в высказывании (Э. Бенвенист). В этом плане особую значимость приобретают положения теории М. Мерло-Понти о единстве «собственного тела» человека, представление о человеке «переживающем» [4]; положение о коммуникативной интенции как одном

из интенциональных состояний человека [10] и, значит, их онтологической взаимосвязанности. В теории субъектности, постулирующей экзистенциальную целостность субъекта, выделяются множественные и специфические «ипостаси» ее проявления [11]. В речемысли-тельной деятельности говорящий - «человек, переживающий себя по отношению к миру, Другим и себе самому себе в мире» есть одновременно наблюдатель, концептуатор, локутор, отношение к миру которого имеет характер, отграниченный интенционально. При этом формулируемая «точка зрения» становится «позицией» только в реальности ее реализации по отношению к другим «когнитивным пространствам» и другим уже циркулирующим в интердискурсе точкам зрения, если она «легитимизируется»: признается оправданной, истинностной, аттрактивной. В этом плане обоснованным можно считать утверждение о том, что продвижение позиции по отношению к другим «точкам зрения» в дискурсивном мире, будучи отграниченным целым рядом факторов, основано на валоризации - возведении и редукционным стягиваниям и обоснованиям «сказываемого» к валидным основаниям - ценностным понятиям, относящимся к когнитивному фонду «пре-конструированного значимого» для коммуникантов - носителей языка и концептосферы (концептоносителей). Уже существующий анализ таких основных способов концептуального, фреймового структурирования дискурса как фокализация и фрей-минг (рефрейминг) служит убедительным свидетельством их сущности способов оценочного валоризирующего редуцирования [12; 13].

В данном случае следует отметить, что трактовка высказывания как точки зрения «прототипична» для такого типа дискурсов, в которых интенциональность связана с осмыслением предмета, проявляющегося и «схватываемого» в феноменологии неопределенного и проблемного, что предполагает множественность интерпретаций, разброс (обратим внимание на внутреннюю форму слова «дискурс» -от латинского discorrere, разбегаться в разные стороны, позднее - выражать разные мнения) точек зрения с целью прояснения сущности «денотата», оппонирование, конкуренцию «точек зрения». В этом случае дискурс приобретает интенсивную аргументативность, риторическую и стратегическую организацию для целей ее легитимации. Финализация высказывания как продвижение точки зрения («нового» смысла, новой «концепции», видения предмета мысли в данных параметрах ситуации) под давлением фактора времени требует

определенности, которая достигается на аксиологическом уровне. Сущность валоризации можно определить как такой способ организации высказывания, который позволяет в интерпретативных процессах конструирования смысла и его домысливания в коммуникации возводить понимание и размышление к аксиологически параметризованной концептосфере коммуникантов, служащей источником легитимации позиции для человека, постоянно находящегося в зазоре - переживании себя между миром реальным, миром желаемым и миром должным. В связи с рассматриваемым ракурсом анализа встает вопрос о том, каким образом происходит управление открытыми и сложными процессами структурирования траектории дискурса, развивающегося в направлении порождения и продвижения актуально «нового» смысла. В лингвосинергетике и других системных теориях обосновано положение об аттракции как векторе упорядочения диффузных процессов при их взаимодействии. По отношению к высказыванию речь идет о синергийном взаимодействии лингвокогнитивных процессов, невозможное без переживания, оценивания и модализа-ции по вектору значимости. На выводном синтаксическом уровне в качестве аттракторов - операторов аттракции, носителей особо значимых средоточий смысла, следует рассматривать, очевидно, те языковые средства, которые маркируют способы выделения значимого: тема-рематическое членение, эмфазу, в том числе фокализацию и те-матизацию, диатезу, а также средства оценочной, образной номинации и квалификации, фразеологизмы и провербиальные единицы. Их наблюдение в тексте, опредмечивающем дискурс, предусматривает, таким образом, возможность возведения анализа к лингвоаксиологи-ческим аспектам с опорой на данные средства выделения значимого. Опираясь на наш опыт изучения дискурсов разного типа, будем утверждать, что в качестве аттракторов, управляющих структурированием и продвижением (легитимацией) точки зрения, могут выступать отдельные аксиологемы; афористические оценочные суждения - фразы «слоганового» характера, а также трансфразовые валоризирующие операции, структурирующие аргументативный дискурс.

Аттрактор - аксиологема. В этом качестве выступают знаки, восприятие которых немедленно порождает эффект модализации и оценивания, способствуя валоризации «сказываемого». Аттрактивность такого рода аксиологем, вписанное в процесс аргументации, определяется либо их символической привлекательностью, убедительной

эвристичностью, либо их мифологизированным потенциалом, либо эмоциональной или морально-нравственной семантической «нагрузкой». Так, предложение бывшего в то время президентом Франции Н. Саркози (2007) изменить название Министерства по делам иммиграции на Министерство национальной идентичности, вызвало негодование во французском обществе. Имя становится идеологемой - носителем аксиологического фрейма, предписывающего политическое действие. Валоризация задаваемого в аксиологеме смысла противоречит «вершине» фрейма - исторически «выстраданным» ценностям республики и прав человека.

Трансфразовые валоризирующие операции, структурирующие аргументативный дискурс. К данному ряду аттракторов отнесем операции высказывания, посредством которых формируется оценочное редуцирование процессов восприятия и концептуализации. Кратко проанализируем такого рода способы валоризации на материале транскрипции теледебатов французского канала TV 5 C'est dans ¡'air от 30.06.2010, архивированной как «suicide www.com».

Селекция, выбор предмета референциального мира. Темой публичных теледебатов с участием экспертов по критерию значимости отобрано абсолютно анормальное событие социальной реальности - самоубийство школьников.

Абдукция - способ сужения информирования до достаточно значимых сведений как основы для поиска правдоподобных объяснительных гипотез:

Depuis 2005, sept tentatives de suicide collectif ont concerné des adolescents. Le suicide constitue ¡a deuxième cause de mortalité en France (après ¡es accidents de ¡a route) chez ¡es 15 et 24 ans, selon ¡'INSERM. Chaque année, 40 000 adolescents tentent ainsi de mettre fin à leurs jours...

Конструирование фрейма критической ситуации: «4 collégiennes tentent de se suicider».

Эвалюация - объективно ориентированное оценивание предмета обсуждения по его измеряемым и статистически верифицируемым признакам, как это следует из выше приведенного фрагмента. Аппрециация - субъектно ориентированное оценивание: Ses trois autres camarades font des tentatives heureusement inabouties. Маркером аппрециации и явной эмпатии говорящего выступает оценочное наречие heureusement, исходящее из «внутреннего»

источника интерпретации - сферы чувств и эмоций, сочувствия, соучастия.

Выдвижение базового аттрактора валоризации: le vrai échange. Обобщение, восходящее до уровня оценочного суждения. Перенос концептуализации конкретного события в плоскость социального факта, получающего аксиологическую интерпретацию:

Un jeune, un adolescent plein d'avenir a priori n'est pas destiné à se donner la mort.

Структурирование антитезы (или другого типа оппозиций) и ее оценочная трансгрессия.

Антитеза, как известно, заключается в разъединении понятий, в их противопоставлении, создании значимого контраста и его последующей трансгрессии, которая в данном случае достигается возведением размышления на уровень невозможности выбора смерти в ее соотношении с жизнью.

Установка эмпатии высказывания или ее переориентировка. Эмпатия может устанавливаться ориентацией на «высшего» дести-натора - непререкаемые традиционные истины и идеалы, на личный опыт, на положение и интересы одной из сторон ситуации:

Il faut savoir avant tout ce que les adolescents veulent eux-mêmes. Оценочное описание общей ситуации, ее актантов и их состояния:

...l'émotion est extrêmement importante chez tous les adolescents du village;...personne ne comprend la situation; Tous sons choqués, y'a une incompréhension des adultes par rapport à ce geste-là.

Ориентирование дискурса на прагматическую цель дискурса:

Quand on commence à s'interroger sur ce qui s'est passé réellement et sur ce qui pouvait être l'origine de la contagion <...> la seule chose qu'on finit par retrouver, c'est ...

Расширение фокуса рассмотрения ситуации и моделирование расширенного (концептуального) кадра осмысления. Расширение ак-тантной структуры ситуации и оценка связи, образующей структуру: les parents, les professeurs, le responsable du collège, la ville, nous. Оценочно расширенный концептуальный кадр оценивается через аксио-логему la responsabilité.

Структурирование ценностной оси для достижения цели - моделирования выводного объяснения-сценария преодоления опасной и неопределенной ситуации. Включает последовательное введение и разработку базового аттрактора: les enfants - la communication - le vrai échange.

Фокализация внимания на основном признаке «найденного» наиболее значимого концепта посредством выделительного фокализую-щего оборота c'est ... qui, тем самым, формулируется некая норма в осмыслении сущности échange как «истинного» общения.

Открытие точек зрения, их сталкивание по отношению к базовому аттрактору, интенсивное аргументирование позиций. Средством открытия позиций является суждение с глаголом мнения в первом лице Je crois que, Je ne crois pas que, Le vrai problème est que ...; модальные деонтические структуры. il faut être plus attentif.

Моделирование «анти-фрейма», т.е. такого абсолютно «неправильного» видения ситуации, экстериоризация которого позволяет сделать ее наглядной и более легкой для коррекции. В данном случае такой «анти-фрейм» моделируется в структуре acte de brutalité.

Данный перечень валоризирующих операций, не является исчерпывающим. Дальнейшее изучение дискурсивной позиции в лингво-аксиологической трактовке представляет собой перспективное поле исследований, касающееся, в том числе выделения критериев и классификации различных дискурсивных позиций в одной из предметных областей коммуникативного пространства; выявления закономерностей функционирования «точек зрения» в широком интердискурсивном пространстве.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Боровикова К. В. Дискурсивный мониторинг мира говорящим / пишущим как наблюдателем (на материале спортивных репортажей в современных англоязычных средствах массовой информации) : дис. ... канд. филол. наук. - Иркутск, 2008. - 184 с.

2. Гак В. Г. Теоретическая грамматика французского языка. - М. : Добро-свет, 2000. - 832 с.

3. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Соч. : в 6 т. -М. : Мысль, 1966. - Т. 5. - С. 349-588. [По изд. 1798 г.]

4. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия / пер. с фр. - М. : Ювента, Gallimard, 1999. - 602 с.

5. Плотникова С. Н. Стратегичность и технологичность дискурса // Лингвистика дискурса - 2 // Вестник ИГЛУ Сер. Лингвистика и межкультурная коммуникация ; под ред. С. Н. Плотниковой. - Иркутск : ИГЛУ, 2006. - С. 87-98.

6. Плотникова С. Н., Серебренникова Е. Ф. Когнитивная траектория дис-курсивизации: дестинация, стратегия, технология // Вестник ИГЛУ -2013. - № 1. - С. 183-189.

7. Успенский Б. А. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиционнной формы. - М. : Искусство, 1970. - 328 с.

8. Фуко М. Археология знаний: пер. с фр. - К. : Ника-Центр, 1996. - 208 с.

9. Genette G. Nouveau Discours sur le récit. - P. : Seuil, 1983. - 236 p.

10. Searle J. R. Intentionality: An Essay in the Philosophy of Mind // Mode of access. - URL: http://ebookee.org/John-R-Searle-Intentionality-An-Essay-in-the-Philosophy-ofMind_674102.html #6OsId 387b ByVquc3.99 (дата обращения: 21.09.14).

11. Lacan J. Ecrits. - P. : Seuil, 1967. - 261 p.

12. Lakoff G. Framing: it's about values and ideas // Mode of access. - URL: www.rockrigeinstitute.org/research/lakoff/valuesideas (дата обращения: 21.09.14).

13. Luntz F. Words that work. It's not what you say, it's what people hear. - N. Y. : Kindle Edition, 2007. - 439 p.

14. Searle J. R. Intentionality: An Essay in the Philosophy of Mind // Mode of access. - URL: http://ebookee.org/John-R-Searle-Intentionality-An-Essay-in-the-Philosophy-ofMind_674102.html #6OsId 387b ByVquc3.99 (дата обращения: 21.09.14).

15. Suicide des adolescents // TV 5 C'est dans l'air du 30.06.2010 // Mode of access. - URL: suicide www.com (дата обращения: 15.07.2010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.