Научная статья на тему 'Аксиологические аспекты формирования ценностных ориентаций будущего учителя в процессе профессиональной подготовки в вузе'

Аксиологические аспекты формирования ценностных ориентаций будущего учителя в процессе профессиональной подготовки в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1022
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЦЕННОСТНОЕ СОЗНАНИЕ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / VALUE / VALUE ORIENTATION / VALUE CONSCIOUSNESS / AXIOLOGICAL APPROACH / HUMANIZATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернышева Е. Н.

В статье рассматривается ценностный аспект педагогической деятельности, место и роль национальных ценностей, процесс формирования и функции ценностных ориентаций будущего учителя. Анализируются факторы, влияющие на динамику ценностных ориентаций в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чернышева Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AXIOLOGICAL ASPECTS OF THE FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS OF THE FUTURE TEACHERS IN TRAINING AT THE UNIVERSITY

The paper considers the value aspect of academic work, the place and role of national values, the formation and function of the value orientations of the future teacher. The factors infl uencing the dynamics of value orientations in the modern world are analyzed.

Текст научной работы на тему «Аксиологические аспекты формирования ценностных ориентаций будущего учителя в процессе профессиональной подготовки в вузе»

^£^^ЧЕНЫЕЗАПИСК^^£2^=

Е.Н. ЧЕРНЫШЕВА

концертмейстер кафедры хорового дирижирования Орловского государственного института искусств и культуры E-mail: lena.chernysheva @list.ru тел. 8 915 504 12 41

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ

В статье рассматривается ценностный аспект педагогической деятельности, место и роль национальных ценностей, процесс формирования и функции ценностных ориентаций будущего учителя. Анализируются факторы, влияющие на динамику ценностных ориентаций в современных условиях.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, ценностное сознание, аксиологический подход, гуманизация образования.

Проблема ценностей и ценностных ориентаций вызывает интерес широкого спектра наук, это одна из традиционных проблем философии, психологии, социологии и педагогики. Интерес закономерно обусловлен их высокой значимостью в жизни человека и общества.

В настоящее время в российском обществе наблюдаются противоречивые процессы, связанные с социально-экономическими и политическими трансформациями. Отличительной особенностью этих процессов является отсутствие четко определенных ценностных ориентаций. Это связано с тем, что старые, традиционные ценности размываются, привычные стереотипы рушатся, начинают приобретать актуальность новые ценностные ориентиры. Малая эффективность системы педагогического образования связана с тем, что не в полной мере отражаются процессы, которые произошли в изменении общественных ценностей. В связи с этим возникла необходимость теоретического осмысления новых подходов, наиболее полно отражающих сущность происходящих перемен. Таким является аксиологический, или ценностный подход, который «позволяет, с одной стороны, изучать явления с точки зрения заложенных в них возможностей удовлетворения потребностей людей, а с другой - решать задачи гуманизации общества» [10,с. 104]. Ученые связывают аксиологический подход с гуманистической парадигмой в педагогическом образовании, с профессиональным становлением личности учителя, определяя его методологической основой реконструкции традиционного образовательного процесса.

Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, морально-нравственного и профессионального развития личности с учетом социальных потребностей и личных запросов. Данный подход требует выдвижение таких целей © Е.Н. Чернышева

образования, которые дают возможность овладеть человеку не только профессиональными компетенциями, знаниями и умениями, но и развивают базовую культуру личности, включающую культуру жизненного самоопределения и культуру труда; политическую и экономико-правовую, духовную и физическую культуру; культуру межнационального и межличностного общения [10,с. 110].

Культурологический принцип реализует свою функцию в том случае, если он активизирует, побуждает личность к деятельности, способствует ее развитию, так как одной из задач в процессе обучения в педагогическом вузе является воспитание творческой личности, творца родной культуры, а не пассивного транслятора уже имеющегося культурного опыта. И.Ф.Исаев, исследуя проблему профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы, подчеркивает, что «профессионально-педагогическая культура - это мера и способ творческой реализации личности преподавателя вуза в разнообразных видах педагогической деятельности и общения, направленной на освоение, передачу и создание педагогических ценностей и технологий» [с.66].

Гуманизация - важный элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъект-ную сущность педагогического процесса, в центре которого находится личность обучаемого. Такой подход предполагает активное взаимодействие преподавателей и студентов в образовательном процессе, уважение и доверие к личности обучаемого, принятие ее личных целей, запросов и интересов. «К сожалению, - отмечают Е.Н. Шиянов и И.Б. Котова, - массовый учитель по большей части не умеет перестроить свою деятельность на основе диалогического подхода, требующего большого мастерства, наличия общей культуры, более высоких временных и нервно-психических затрат по сравнению с моносубъектным подходом. Это свя-

3б2^"Гс

зано в первую очередь с минимальном представленностью в профессиональном опыте и личностном пространстве преподавателя (и студента) всего, что касается механизмов субъект-субъектного взаимодействия с обучаемыми на основе диалога» [11,с.264]. Реализация полисубъектного подхода тесно связана с аксиологическим, так как особое значение имеют профессионально-ценностные ориентации педагога, связанные с его отношением к учащимся, к преподаваемым предметам, к педагогической деятельности.

Анализ аксиологического содержания педагогического образования показывает, что сейчас, когда в нашем обществе происходит переоценка многих нравственных ценностей, необходимо ориентироваться на немногие, наиболее значимые ценности, которые носят как общечеловеческий, так и национальный характер. При том многообразии культур, которое существует в мире, содержание общечеловеческих ценностей определить намного сложнее, чем национальных, но делать это необходимо, особенно в эпоху поиска нациями решения глобальных проблем. Можно согласиться с мнением Н.Д. Никандрова: «Сейчас довольно абстрактной выглядит возможность полного “слияния”, “переплавки” ценностей различных государств и наций: это смогут решить лишь будущие поколения... сейчас гораздо более популярна идея поликультурности, сохранения многообразия культур при принятии большинством людей некоторых общих базовых ценностей. Это может быть, например, “ мозаика” ценностей (Б.С. Гершунский), некоторые элементы такой мозаики будут, так сказать, факультативны, а другие - обязательны для большинства» [8,с.10]. Актуальной задачей российской высшей школы в подготовке будущего учителя является формирование ценностно-ориентированных профессиональных компетенций, соответствующих времени, опирающихся на аксиологическую и компетент-ностную парадигму, помогающих адаптироваться в социальной сфере и позволяющих преодолевать жизненные препятствия.

Новое тысячелетие заставило по-новому взглянуть на проблемы воспитания молодежи. Студенческая молодежь всегда являлась заметной социальной группой, влияющей на социальнополитическое и духовно-нравственное развитие общества, а одним из основных проводников духовно-нравственного опыта человеческого общества в процессе становления и развития личности является образование. Модернизация системы российского образования на основе гуманизации, свободного развития личности, провозглашение приоритета общечеловеческих ценностей вызывает

непреходящий интерес исследователей к аксиологическим проблемам. Определение, природа, классификация ценностей до сих пор является предметом спора различных направлений в философии, социологии, психологии и педагогике.

«Смысл самого термина «ценность», - пишет Э.Н. Гусинский, - указывает на особое значение для человека или сообщества тех или иных объектов, отношений или явлений действительности. Ценности - некоторые черты, характеристики реальности (подлинной или воображаемой), относительно которых существует установка глубокого принятия, крайней желательности их воплощения» [3,с.137]. Усвоение знаний, моральных норм, ценностных представлений из общественного сознания характеризуется избирательностью: часть их них человек принимает и адаптирует для своей жизни, а часть - отвергает. Формирование личностной системы ценностей происходит в зависимости от принадлежности к социальному слою, нации, семье, профессии и т.д. Представления о мире, интересы, стремления, ценностные ориентации определяются особенностями группового сознания той общности, к которой принадлежит человек. На основе воспринятого из общественного сознания и творчески осмысленного, формируется индивидуальная система жизненных ценностей личности.

Ценностный аспект педагогической деятельности рассматривается в качестве доминирующего, так как учитель «является носителем и, главное, организатором реализации культурных ценностей» [9,с.144]. Следовательно, система ценностей учителя является наиболее важной для общества, так как ценности других социальных групп часто являются производными ценностей, формируемых учителем. Задачей вуза становится создание условий для выявления студентом тех ценностей, которые являются наиболее значимыми для личности и общества и, будучи признанными, они превращаются в ценностные ориентиры. Воспитательный процесс в вузе должен быть направлен на формирование мировоззрения, базовой системы ценностей и ценностного сознания студентов. Ценностное сознание личности, развиваясь на основе приобщения к общечеловеческим и профессиональным ценностям, на основе морального и ценностного выбора, выполняет важную ценностно-ориентационную функцию.

В педагогике ценностные ориентации рассматриваются с разных точек зрения: истории, теории и практики аксиологии, мощного внутреннего резерва понятия ценности, возможностей развития аксиологических структур сознания личности (А.К. Абишева, З.И. Васильева, Б.С.Гершунский,

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

Э.Н. Гусинский, В.И. Гинецинский, И.Ф.Исаев, Ю.Н. Кулюткин, Б.Т.Лихачев, Н.Д.Никандров,

З.И.Равкин, В.А.Сластенин, Ю.И. Турчанинова, Е.Н.Шиянов, Н.Е.Щуркова и др.)

Педагогические ценности, закрепленные в сознании учителя, образуют систему его профессиональноценностных ориентаций, определяющих отношение к окружающему миру и моделирующих содержание и характер выполняемой им профессиональной деятельности. Профессионально-педагогические

ценностные ориентации имеют определенную структуру, формирование которой возможно в период допрофессиональной подготовки в педагогических классах, а затем в процессе обучения в вузе. Прежде всего, в структуру профессиональноценностных ориентаций входит наличие интереса к педагогической деятельности, а также потребности в получении прочных педагогических знаний, которые обеспечат освоение профессии на высоком уровне. По мнению А.А. Реана, наличие повышенной мотивации играет роль компенсатора при отсутствии высокого уровня развития способностей или недостаточного объема знаний, умений и навыков по специальности. Очевидно, наличие такой мотивации создает основу ценностных профессиональных ориентаций будущих учителей. В то же время нельзя не отметить влияние когнитивного, личностного и эмоционально-волевых компонентов на формирование структуры ценностных ориентаций.

Психологи, исследуя структуру нормативнооценочного сознания, пришли к выводу, что сознание включает в себя не только знание, но и эмоциональное переживание, которое направляет деятельность человека в процессе духовнопрактического освоения мира. Любая общезначимая ценность становится действительно значимой только в индивидуальном контексте, поэтому «усвоение, овладение культурными ценностями, которые суть самоценности, не может быть пассивным. Человек не связан ими, он должен не просто принять, а утвердить их для себя. [6, с.92]. Именно специфическая чувственная ориентация, эмоциональная активность будущего специалиста на различные стороны и объекты своей профессиональной деятельности является важнейшей характеристикой профессионально-ценностных ориентаций учителя. Но ценностные ориентации не могут быть построены исключительно на эмоциональных оценках. Критерием оценки реализованной деятельности как определенного типа отношений учителя к материальной и духовной жизни общества, к людям и самому себе является категориальный аппарат его сознания, который характеризует его профессионально-педагогическое мышление как

человека, осуществляющего гуманистическую экспертизу межличностных отношений на социальном и педагогическом уровне. Ценностные ориентации учителя выражают его отношение к жизни и ее целям, они выводят педагога в сферу мировоззренческого осмысления педагогической и социальной действительности, в сферу противоречий между должным и желаемым. Ценностные ориентации определяют выбор философско-этических (ценности), психологических (мотивы, смыслы, намерения), операциональных (действия, поступки) ориентиров в становлении учителя как личности, человека и субъекта деятельности. [2, с.17]. Для осуществления нравственного выбора, оценки результатов деятельности необходимы критерии, в качестве которых, если речь идет о моральном познании, могут выступать ценности.

Характеризующая конкретное общество система ценностей может изменяться под влиянием экономических и политических реформ, в результате изменений в духовной сфере общества. В период трансформации социально-экономических условий люди изменяют свои приоритеты в ценностных ориентациях, адаптируются в новой социальной среде. Появляются новые социальные нормы и ценности, правила и образцы поведения, изменяются моральные взгляды, отношения и идеалы. Менталитет народа, т.е. характерная для конкретной культуры специфика социальных представлений, принятых норм, идеалов, этнические характеристики выступают основополагающим фактором формирования доминирующей в обществе системы ценностей. В условиях экономического кризиса в обществе для человека в целом возрастает значимость прагматических ценностей (эффективность в делах, рационализм) и такой материальной ценности, как собственность. При этом снижается значимость этических ценностей (честности, воспитанности) и профессиональной самореализации [5,с.119]. Социологами было выявлено, что именно в кризисные в социально-экономическом плане периоды в иерархии ценностных приоритетов людей выше поднимается значимость таких духовных ценностей, как мудрость, познание, творчество. Исследования показывают, что наиболее прочными являются ценности, которые человек усваивает с детства, путем ежедневной деятельности во всех сферах жизни, поэтому в воспитании будущих педагогов необходимо опираться на национальную культуру и менталитет народа, так как «история народа - это не что иное, как последовательная смена отдельных поколений, каждое из которых использует материальные и экономические ценности, капиталы и производительные силы, духовные

достижения, переданные ему всеми предшествующими поколениями. Действительно, человек как историческое существо живет не только в социальной, но ив национальной культурной среде» [1,с.116].

Опора на национальные ценности является важным условием эффективности воспитания, так как их духовные корни уходят в глубину веков, но «нельзя считать, что давность тех или иных ценностей дает основание для их абсолютизации» [8,с.5]. В национальных ценностях преподаватель должен уметь выделить основное, сохраняющее положительное значение во все времена, и те компоненты, которые наполняются новым содержанием в каждую историческую эпоху. Рассматривая национальные ценности как динамичную систему, педагог должен ставить своей целью их дальнейшее обогащение, внося вклад в развитие родной культуры. Общечеловеческие ценности являются ориентиром, «ибо только в меру осуществления народом общечеловеческих ценностей становится он индивидуальностью, занимающей свое особое незаменимое место в общечеловеческой культуре, т.е. становится нацией» [4,с.343.]

Осмысление человеком собственной жизни, своего предназначения, определение своих целей происходит в процессе освоения им системы ценностей, выработанной в течение огромного времени предыдущими поколениями и доказавшую свою жизнеспособность. Не оставляет сомнений тот факт, что «система ценностей любой нации -это результат ее воспитательных усилий в течение многих веков. Через эту систему народ воспроизводит себя, свою духовную и материальную культуру, свой национальный характер и психологию сменяющих друг друга поколений. Поэтому в условиях обновления всей общественной жизни немаловажное значение имеет исследование национальных

традиций воспитания» [1,с117].

В последнее время усилилась тенденция духовного возрождения России, поэтому одной из первоочередных задач совершенствования отечественного образования является опора на национальные ценности и менталитет народа, как перспектива теоретического обоснования и практической реализации системы профессиональной подготовки будущих учителей на основе ценностно-ориентированных профессиональных компетенций.

Молодое поколение является одним из скрытых ресурсов любого общества, от которого зависит будущее страны. В условиях девальвации традиционных ценностей, общего кризиса духовности молодежь оказывается самой уязвимой частью общества. Ее духовные потребности раздваиваются в выборе между традиционными моральными ценностями и тем, что предлагает социальная среда. При этом приходится констатировать, что во многих случаях обществу предлагается чуждая ментальности народов России система ценностей. Негативное влияние средств массовой информации и продуктов массовой культуры способствуют внедрению в общественное сознание антипатриотических, эгоистических, потребительских стереотипов мышления. В связи с этим важно проследить динамику и трансформацию ценностных ориентаций студентов, которые являются детектором глубинных изменений в социально-экономических структурах общества.

В настоящее время в системе образования наблюдаются разнообразные процессы, направленные на усиление аксиологического потенциала профессионального образования. В этой ситуации формирование ценностно-ориентированных компетенций может стать средством, позволяющим осуществить успешную адаптацию молодого поколения к социокультурным изменениям в жизни нашего общества.

Библиографический список

1. АлдошинаМ.И. Формирование этноэстетической культуры: методология, модель, методика: монография. М.: изд-во МГОУ, 2008. 116-117с.

2. Бездухов В.П., Позднякова О.К. Этико-педагогический подход к формированию ценностных ориентаций будущего учителя. Педагогика №6,2010.17с.

3. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования: учебное пособие. М.: Издательская корпорация « Логос», 2000.137с.

4. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: 1995. 343с.

5. ЖуравлеваН.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. М.: ИП РАН, 2006.119с.

6. Зинченко В.П. Ценности в структуре сознания. Вопросы философии №8, 2011. 92с.

7. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. Москва-Белгород,1993.66с.

8. НикандровН.Д. Ценности как основа целей воспитания. Педагогика №3,1998,с.5

9. Профессиональная деятельность молодого учителя. Под ред. Вершловского С.Г, Лесохиной Л.Н. М.: Педагогика,1992.144с.

10. СластенинВ.А., ИсаевИ.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебник для студентов высших учебных заведений. Под

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2008 с.104, 110.

11. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов-на-Дону,1995.264с.

E.N.CHERNYSHEVA

AXIOLOGICAL ASPECTS OF THE FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS OF THE FUTURE TEACHERS IN TRAINING AT THE UNIVERSITY.

The paper considers the value aspect of academic work, the place and role of national values, the formation and function of the value orientations of the future teacher. The factors influencing the dynamics of value orientations in the modern world are analyzed.

Key words: value, value orientation, value consciousness, axiological approach, humanization of education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.