Научная статья на тему 'Акмеологическое сопровождение развития профессионального имиджа курсанта военного вуза'

Акмеологическое сопровождение развития профессионального имиджа курсанта военного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ ВОЕННОГО ВУЗА / АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ИМИДЖ ОФИЦЕРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бунчук Сергей Владимирович

В статье раскрываются основные положения организации акмеологического сопровождения развития профессионального имиджа курсантов военного вуза. Установлено, что акмеологическое сопровождения развития профессионального имиджа курсантов военного вуза следует рассматривать как целостный, поэтапно организованный процесс личностно-профессионального становления военного специалиста. Реализация акмеологического сопровождения создаст предпосылки для продуктивного решения вопросов военной профессионализации курсантов, раскрытия потенциала образовательной среды военного вуза, создания эффективных акмеологических моделей и технологий развития позитивного имиджа офицера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Acmeological support of development of professional image of cadet of military higher education institution

The article reveals the basic provisions for organization of the acmeological support of the professional image development for the cadets of the military college. The study has established that acmeological support of development of the professional image of the military cadets at the University should be regarded as holistic, gradually organized process of the personal and professional formation of the military specialist. Implementation of the acmeological supervision shall create preconditions for the productive solution to the issues of military professionalization of cadets, revealing the potential of the educational military environment of the University, establishing effective acmeological models and technologies for the development of the positive image of the officer.

Текст научной работы на тему «Акмеологическое сопровождение развития профессионального имиджа курсанта военного вуза»

2000 г., 4 декабря 2001 г., 31 марта 2005 г.) [Электронный ресурс]. - URL : http:// voenprav.rrndoc-1335-7.htm (дата обращения: 13.09.2015).

7. Пнлнпенко, В.И. Педагогическая поддержка кадет в профессиональном самоопределении (на примере Карельского кадетского корпуса) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Пилипенко В.И. - Петрозаводск, 2012. - 22 с.

REFERENCES

1. Bobrova, G.V. (2016), "Justification of the choice of type of sports activity in the context of profession-oriented education of the individuality of cadet", Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports, No. 2, pp. 105-111.

2. Borisova, E.M. (1995), Professional self-determination: the Personal aspect, dissertation, Moscow, available at: http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-07/dissertaciya-professionalnoe-samoopredelenie.

3. Ivashchenko, F.I. (1999), Psychology education of schoolchildren's, High school, Minsk.

4. Lerner, P.S. (2003), "Model of self-determination of graduates of profile classes of secondary school", School technologies, No. 4, pp. 50-62.

5. Myasnikova, N. (2007), "Specialized instruction in physical education at the senior stage of secondary school", Theory and practice ofphysical culture, No. 7, pp. 59-60.

6. About approval of the Statute on the Suvorov military, Nakhimov naval schools and cadet (sea cadet) corps and Regulations on military-musical schools and musical cadet corps (as amended on 25 August 1999, 21 September 2000, 4 December 2001, March 31, 2005), available at: http:// voenprav.ru"doc-1335-7.htm.

7. Pilipenko, V.I. (2012), Pedagogical support of cadets in professional self-identification (on the example of the Karelian cadet corps, dissertation, Petrozavodsk.

Контактная информация: galya.bobrova.71@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.06.2017

УДК 378

АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ИРОФЕССИОНАЛЬНОЕО ИМИДЖА КУРСАНТА ВОЕННОЕО ВУЗА

Сергей Владимирович Бунчук, старший преподаватель, Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского

Союза А. К. Серова, г. Краснодар

Аннотация

В статье раскрываются основные положения организации акмеологического сопровождения развития профессионального имиджа курсантов военного вуза. Установлено, что акмеологическое сопровождения развития профессионального имиджа курсантов военного вуза следует рассматривать как целостный, поэтапно организованный процесс личностно-профессионального становления военного специалиста. Реализация акмеологического сопровождения создаст предпосылки для продуктивного решения вопросов военной профессионализации курсантов, раскрытия потенциала образовательной среды военного вуза, создания эффективных акмеологических моделей и технологий развития позитивного имиджа офицера.

Ключевые слова: курсанты военного вуза, акмеологическое сопровождение, личностно-профессиональное становление, имидж офицера.

ACMEOLOGICAL SUPPORT OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL IMAGE OF CADET OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Sergei Vladimirovich Bunchuk, the senior teacher, Krasnodar Air Force Institute for Pilots named after Hero of the Soviet Union A.K. Serov,

Krasnodar

Annotation

The article reveals the basic provisions for organization of the acmeological support of the professional image development for the cadets of the military college. The study has established that acmeological support of development of the professional image of the military cadets at the University should be regarded as holistic, gradually organized process of the personal and professional formation of the military specialist. Implementation of the acmeological supervision shall create preconditions for the productive solution to the issues of military professionalization of cadets, revealing the potential of the educational military environment of the University, establishing effective acmeological models and technologies for the development of the positive image of the officer.

Keywords: students of military University, acmeological support, personal-professional formation, image of the officer.

ВВЕДЕНИЕ И ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Современные политические и социально-экономические условия развития России выдвигают принципиально новые требования к уровню профессионального готовности военного специалиста, соответствию качества его подготовки мировому уровню. Это актуализируют поиски направлений формирования его профессионально значимых качеств личности, способностей к продуктивной творческой и профессиональной деятельности. Для того, чтобы достойно представлять себя и свою профессию в глазах окружающих наличия этих качеств для современного военного специалиста недостаточно. Будущему офицеру необходимо обладать позитивным имиджем, позволяющим ему успешно презентовать себя как личность и как представителя военной профессии [1, 2].

Таким образом, профессиональный имидж офицера является интегративным профессионально-значимым качеством, оказывает решающее воздействие на восприятие его коллегами, подчинёнными и окружающими. Установлено, что работа над имиджем является акмеологической проблемой, поскольку обладает мощным потенциалом для профессионального самосовершенствования специалиста, целевой характеристикой и средством достижения личностного и профессионального успеха и стимулом к самореализации [3, 4].

Проблему организационно-педагогического и психологического обеспечения процесса развития имиджа офицера Российской армии рассматривали в своих трудах Л.В. Аминова, М.Г. Елагин, М.С. Каплевский, А.Н. Киткин, В.А. Петьков, А.Н. Рябинов, А.Е. Лебедев, А.В. Саватеев и др.). Исследования этих учёных имеют большое теоретико-методологическое и практическое значение, однако не раскрывают все аспекты проблемы формированию имиджа офицера у курсантов военного вуза. Таким образом, актуализируется потребность в изучении этой темы.

В разработке технологии акмеологического сопровождения развития профессионального имиджа курсантов военного вуза базовыми теоретическими и методологическими источниками послужили работы по проблемам профессионализма, профессионального роста, самоопределения и самосовершенствования В.Г. Асеева, Е.Н. Богданова, А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л.Г. Лаптева, А.В. Кириченко, Е.А. Климова, H.B. Кузьминой, В.Н Маркина., В.Н. Маркова, А.К. Марковой, И.Н. Семенова, Л.А. Степновой, А.П. Ситникова и др.

Выполненный анализ литературы позволил определить перспективные направления в формировании профессионального имиджа офицера у курсантов военного вуза, одним из которых является организация акмеологического сопровождения этого процесса в условиях образовательных учреждений ВС РФ.

По нашему мнению, использование акмеологического сопровождения создаст предпосылки для продуктивного решения вопросов военной профессионализации курсантов, раскрытия потенциала образовательной среды военного вуза, создания эффективных акмеологических моделей и технологий развития позитивного имиджа офицера.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Опытно-экспериментальная работа выполнялась на базе Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков в 2014-2017 гг. и состояла из констатирующего и формирующего эксперимента. В ней приняли участие 146 курсанта, 65 военных преподавателя кафедр разного профиля и командиров подразделений курсантов различного возраста и педагогического стажа.

В ходе формирующего эксперимента прошла апробацию авторская концепция развития профессионального имиджа курсантов военного вуза и определялась эффективность организации образовательного процесса, построенного на реализации экспериментальной программы. Разработанная нами «Программа акмеологического сопровождения развития профессионального имиджа курсантов военного вуза» включала в себя:

- теоретический блок (теоретико-методологический анализ проблемы имиджа офицера Российской армии;

- комплекс военно-профессиональных компетенций офицера т.д.), что создает основу развития саморефлексии имиджа офицера;

- учебно-методический блок (описание совокупности эффективных форм, средств и методов развития профессионального имиджа офицера, рекомендации по организации учебно-профессиональной деятельности и др.);

- диагностический блок (диагностика уровня развития военно-профессиональной компетентности будущего офицера, их лидерского потенциала, психологических качеств, готовности к разработке стратегии и тактики формирования имиджа).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Полученные нами в результате опроса 65 преподавателей и 146 курсантов данные показывают, что только 40% военных преподавателей имеют высокий уровень профессионального имиджа. Это затрудняет установление продуктивного педагогического взаимодействия между курсантами и преподавателями, отражается на карьере и качестве военно-педагогической деятельности военных преподавателей. Поэтому в деятельности военных вузов становятся актуальным направление по формированию военно-профессионального имиджа курсанта и акмеологического сопровождения этого процесса, способствующего его карьерному и профессиональному росту [2].

Выполненный в ходе пилотажного исследования анализ литературных и экспериментальных материалов позволил определить сущность и основные характеристики акмеологического сопровождения развития профессионального имиджа курсантов военного вуза. Оно представляет собой целостный, поэтапно организованный процесс личност-но-профессионального становления военного специалиста, направленный на установление продуктивного психолого-педагогического взаимодействия курсанта и преподавателя военного вуза обеспечивающего успешность формирования у курсанта военно-профессионального имиджа офицера.

ВЫВОДЫ

Установлено, что реализация авторской программы акмеологического сопровождения развития профессионального имиджа курсантов военного вуза позволяет значительно улучшить эффективность процесса формирования профессионального имиджа будущего офицера, посредством целенаправленного развития военно-профессиональных качеств и их способности к самосовершенствованию, саморазвитию и самооценки собственного имиджа.

Полученные данные послужили основой для оперативной коррекции программы акмеологического сопровождения развития профессионального имиджа курсантов. Диагностика и самодиагностика уровней развития профессионального имиджа курсантов успешно осуществлялась на всех этапах экспериментальной работы с помощью адаптированных автором психодиагностических методик и тестов.

В ходе исследования произведена апробация авторской программы развития имиджа курсанта, логика построения которой соответствует специфике процессов формирования и профессионализации личности по годам обучения; определены перспективные формы, средства, методы и содержание акмеологического сопровождения развития профессионального имиджа будущего офицера, использование которых обеспечит получение гарантированного результата.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бунчук, С.В. Имидж и авторитет как факторы профессионального становления преподавателя военного вуза / С.В. Бунчук, В.А. Петьков // Общество: социология, психология, педагогика.- 2016. - № 8. - С. 113-115.

2. Бунчук, С.В. Формирование профессионального имиджа преподавателя военного вуза / С.В. Бунчук, В.А. Петьков // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3 : Педагогика и психология. - 2016. - № 3 (183). - С. 22-27.

3. Браун, Л. Имидж - путь к успеху / Л. Браун. - СПб. : Питер, 1996. - 95 с.

4. Петьков, В.А. Проблема целевой направленности образования / В.А. Петьков, В.А. Филоненко // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - № 51. - С. 119-123.

REFERENCES

1. Bunchuk, S.V. and Petkov, V.A. (2016), "Image and credibility as factors of teacher professional development at military University", Society: Sociology, psychology, pedagogy, No. 8, pp. 113-115.

2. Bunchuk S.V. and Petkov, V.A. (2016), "Formation of professional image of the military University teacher", Herald of the Adyghe State University. Series 3: pedagogy and psychology, No. 3 (183), pp. 22-27.

3. Brown, l. (1996), Image-path to success, Peter, St. Petersburg.

4. Petkov, V.A. and Filonenko, V.A. (20160, "Problem of focused education", Historical and socio-educational thought, No. 51, pp. 119-123.

Контактная информация: valerype@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.06.2017

УДК 796.011

ФОРСАЙТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Геннадий Петрович Виноградов, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУим. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург), Валерий Иванович Григорьев, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Игорь Геннадьевич Виноградов, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения

Аннотация

По итогам форсайт-анализа федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ВПО) интерпретированы процессы структурного и перманентного развития физической культуры в вузах. В системе выдвинутых критериев фонды образовательных стандартов рассмотрены как регуляторы трансформации системы, ориентированной на конъюнктуру рыночного позиционирования услуг. Национальная система стандартизации, создаваемая в условиях Евразийского партнерства - ключ к запуску инновационного проекта развития дисциплины в вузах. Смена приоритетов развития потенциально связана с разработкой «дорожной карты» развития, сохранением культурной идентичности.

Ключевые слова: диверсификация, культурный код, мониторинг, стандарт, экспертиза, программы, рекомендации, форсайт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.