Научная статья на тему 'Акмеологическое сопровождение бакалавров истории в развитии профессиологической компетентности'

Акмеологическое сопровождение бакалавров истории в развитии профессиологической компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ACMEOLOGICAL SUPPORT / ПРОФЕССИОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / БАКАЛАВР ИСТОРИИ / BACHELOR OF HISTORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пачина Наталия Николаевна, Шалаева Кристина Юрьевна

Статья посвящена анализу развития профессиологической компетентности средствами акмеологического сопровождения в процессе университетской подготовки бакалавров истории. В данной работе отражены основные характеристики процесса развития бакалавра истории как будущего профессионала при помощи внедрения в основной образовательный процесс: стратегий, методов и моделей акмеологического сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACMEOLOGICAL SUPPORT BACHELORS OF HISTORY IN THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE

The article is devoted to analysis of the development of professional competence means acmeological support in the process of University bachelors of history. In this work reflects the main characteristics of the development of the bachelor of history as a future professional using the implementation in the core of the educational process: strategies, methods and models acmeological support.

Текст научной работы на тему «Акмеологическое сопровождение бакалавров истории в развитии профессиологической компетентности»

ции на реальные условия деятельности. Неумение синтезировать угрозы и опасности различного характера (определяющихся самой экстремальной ситуацией, зависящих от самого субъекта или от окружающих его лиц). Присутствует механизм замещения - подмена угроз одного характера угрозами другого характера. Данный уровень профессиональной безопасности предполагает наличие у субъекта экстернального локуса контроля над интернальным, а также низкую толерантность к стрессовым воздействиям. Сотрудники спецподразделений с низким уровнем профессиональной безопасности не обладают навыками владения саморегуляцией. Представляя данную типологию сотрудников с точки зрения выраженности у них уровня профессиональной безопасности, мы исходили из следующей позиции [2]. Профессиональная безопасность подразумевает принцип включенности личности в деятельность, поэтому ее исследование мы рассматриваем на двух уровнях: 1)на нормативном уровне, т.е. с точки зрения характеристики достаточно устойчивых, сложившихся и необходимых в минимальной степени качеств и свойств личности для обеспечения деятельности с учетом профессиональной безопасности; 2)на профессиональном уровне, предполагающем учет возможного преобразования этих особенностей по обеспечению профессиональной безопасности в динамике профессиональной деятельности. Способ включения в деятельность, как отмечает К.А. Абульханова-Славская, изменение и выявление своей позиции по ходу ее осуществления, являются особыми качествами субъекта, которые проявляются в процессе того, как личность становится субъектом деятельности [1].

Литература

[1]. Абульханова-Славская К.А. Личностные механизмы регуляции деятельности / Проблемы психологии личности. - М.,1982. - 245с.

[2]. Пацакула И.И., Человеческий потенциал современного россиянина в непрерывно изменяющемся обществе // Акмеология. Специальное приложение к № 3 2013 («Акмеология»)

LEVELS OF OCCUPATIONAL SAFETY SPECIAL FORCES

Irina I. Patsakula - PhD in Psychology, Kaluga Branch «Financial University under the Government of the Russian Federation»; st. Chizhevskogo, 17, Kaluga, Russia 248010.kaluga-irina@yandex.ru

Abstract

The article presents the results of an empirical study, which summarizes the categories that allow to describe the typology of special forces of law enforcement agencies, with different levels of professional security person.

Key words: levels of the professional security of the individual, professional readiness, professional competence.

УДК 159.9

АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ БАКАЛАВРОВ ИСТОРИИ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Пачина Наталия Николаевна (Елец, Россия) - доктор психологических наук, доцент, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина; ул. Коммунаров, 28; pachina@yelets.lipetsk.ru Шалаева Кристина Юрьевна (Елец, Россия) - магистр, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина; kristinchik98121@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена анализу развития профессиологической компетентности средствами акмеологического сопровождения в процессе университетской подготовки бакалавров истории. В данной работе отражены основные характеристики процесса развития бакалавра истории как будущего профессионала при помощи внедрения в основной образовательный процесс: стратегий, методов и моделей акмеологического сопровождения. Ключевые слова: акмеологическое сопровождение, профессио-логическая компетентность, бакалавр истории.

В результате анализа современных акмеологических исследований [1, 2, 3] в сфере личностного развития и профессиональной подготовки субъектов высшей школы, а также других сферах человеческой деятельности, изучаемых, в частности акмеологией, было установлено, что в современном университетском образовании недостаточное внимание уделено развитию профессиологической компетентности, что важно для выбора профессионально-образовательного маршрута субъектом высшей школы, предполагающего получение дополнительных квалификаций параллельно с основной специальностью, освоение им дополнительных образовательных программ, нескольких ступеней ВПО, постдипломного образования, включенного обучения в другом вузе, обучения с применением дистанционных элементов.

В современном обществе востребован инициативный, компетентный специалист, обладающий новаторским мышлением, самостоятельностью и творчеством, строящий свою деятельность на основе культурных образцов и норм жизни, способный видеть и решать актуальные проблемы, быть толерантным к другим культурам, уметь адаптироваться к новым условиям развития общества и рынка труда. В связи с этим возникает проблема: как обеспечить потребности общества в компетентных педагогах - в целом, учителях и преподавателях истории - в частности, осознающих социокультурный смысл своей профессиональной деятельности?

Данная проблема побудила к исследованию специфики подготовки бакалавров истории в современных условиях изменения стратегии личностного развития педагога.

Практическая и исследовательская деятельность бакалавра истории направлена на изучение истории Отечества и мировых цивилизаций, отечественной и зарубежной историографии, источниковедения, теории и методологии исследования с целью профессионального понимания социокультурных и политических условий развития современного мира, выявления устойчивых тенденций исторической динамики, прогнозирования будущего. В рамках требований ФГОС ВПО 3-го поколения бакалавр истории - должен быть подготовлен к самостоятельной профессиональной деятельности в органах государственного управления, архивах, музеях, учреждениях образования и культуры. В установленном порядке может работать в качестве преподавателя в образовательных учреждениях. В данном контексте следует обратить внимание на необходимость акмеологического сопровождения развития профессиологической компетентности при подготовке бакалавров истории, как субъектов высшей школы. Это обусловлено, прежде всего, тем, что именно акмеология уделяет большое внимание тому, как человек в процессе усвоения социальных и профессиональных нормативных требований определяет для себя оптимальную стратегию достижения вершин профессионализма и зрелости с учетом неповторимого сочетания своих потребностей, возможностей и способностей, тем самым, становясь конкурентоспособным специалистом.

Решение исследуемой проблемы сопряжено с актуализацией следующих теоретико-методологических практико-ори-ентированных противоречий, возникающих между:

Потребностью общества в квалифицированных специалистах, готовых к постоянному личностному и профессиональному совершенствованию и отсутствием условий их достижения.

Исследованием личностно-профессионального развития как психолого-акмеологической проблемы и спецификой ее решения в системе университетской подготовки бакалавра.

Потребностью бакалавров истории быть компетентными в вопросах личностно-профессионального развития, достижениях и не владение ими стратегиями и способами самопознания, самовыражения, самосовершенствования и самореализации.

В связи с отмеченными противоречиями ограничиваются развивающие возможности, и снижается качество профессионально-образовательного процесса.

Необходимо определить, внедрить, а также выявить недостающие, качественно-ориентированные компоненты в профессиональном образовании, в том числе, стратегии и методы, которые еще на стадии университетской подготовки бакалавра истории будут способствовать как его потенциально-личностному развитию, так и профессионально-деятельностному в будущем.

При помощи акмеологического сопровождения представляется возможным поспособствовать успешному трудоустройству выпускника, выявляя его умственно-образовательные возможности и полипрофессиональную направленность, и прогнозируя его дальнейшие результаты, которых он может достичь в профессиональной деятельности.

В ЕГУ им. И.А. Бунина уже существует практика акмеологического сопровождения субъектов высшей школы на разных этапах становления личности. В качестве одной из предлагаемых технологий служит «Портфолио достижений». Разработкой и внедрением данной технологии в основной образовательный процесс занимались научные сотрудники Акме-центра ЕГУ им. И.А. Бунина. «Портфолио достижений» позволяет более красочно раскрыть не только очевидные биографические факты, но и всесторонне развить личность, приобщая к общекультурным и социально-значимым ценностям. Данная технология способствует развитию навыков самопрезентации, посредством приобретения соответствующих знаний и умений, которые с одной стороны призваны помогать в анализе конкретных ситуаций при составлении программы профессионального развития, а с другой стороны положительно влияют на саморазвитие личности.

С нашей точки зрения, научное осмысление необходимости внедрения и реализации проекта акмеологического сопровождения развития профессиологической компетентности для узкопрофильных специалистов, таких как бакалавры истории - является не только личностно значимым, но и профессионально важным элементом в прочной цепи университетского образования.

Литература

[1]. Деркач А.А., Гагарин А.В., Степнова Л.А. Акмеология: наука, практика, образование // Акмеология. № 3-4. 2014. С. 22-27.

[2]. Пашкова А.П. психолого-акмеологическое сопровождение молодых специалистов как фактор повышения их конкурентоспособности на рынке труда // Российский психологический журнал. № 1. 2010. С. 41-43.

[3]. Варниенко Л.В., Суховеева Н.Д. Акмеологический аспект развития конкурентоспособной личности в системе высшего образования // Акмеология. № 3-4. 2014. С. 52-53.

ACMEOLOGICAL SUPPORT BACHELORS OF HISTORY IN THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE

Pachina Natalia Nikolaevna (Yelets, Russia) - D.Ps. associate Professor, Bunin Yelets State University; st. Communards, 28; pachina@ yelets.lipetsk.ru

Shalaeva Kristina Yurevna (Yelets, Russia) - Master of History Education, Bunin Yelets State University; kristinchik98121@mail.ru

Abstract

The article is devoted to analysis of the development of professional competence means acmeological support in the process of University bachelors of history. In this work reflects the main characteristics of the development of the bachelor of history as a future professional using the implementation in the core of the educational process: strategies, methods and models acmeological support. Keywords: acmeological support, professional competence, bachelor of history.

УДК 159.9.072

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ Я-КОНЦЕПЦИИ ПЕДАГОГА КАК ОСНОВЫ ЕГО САМОРАЗВИТИЯ

Пешкова Наталья Александровна (Тула, Россия) - к.пс.н., доцент ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области; ул. Ленина, д. 22,, г. Тула, Россия, 300041; e-mail: na_peshkova@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена анализу особенностей Я-концепции современных учителей начальных классов с разным уровнем саморазвития. В ней представлены результаты исследования особенностей Я-концепции учителей с разным уровнем саморазвития, теоре-

тической базой которого явилось авторское видение структурно-функциональной организации Я-концепции учителей начальных классов.

Ключевые слова: саморазвитие, Я-концепция, несложившееся и активное саморазвитие.

Изучение возможностей саморазвития педагога является актуальной проблемой современной системы образования. В рамках принятия профессионального стандарта педагога, где четко прописаны требования к личности, готовой к переменам, мобильной, способной к нестандартным трудовым действиям, ответственной и самостоятельной в принятии решений, современный учитель обязан работать в режиме саморазвития, обладать всем спектром развитых качеств Я-концепции.

Изучению Я-концепции и проблемы саморазвития учителей в последние годы уделяется все большее внимание. Однако вопрос особенностей структуры Я-концепции педагога с разным уровнем саморазвития представляется довольно перспективным и до настоящего момента не рассматривался.

В своем исследовании мы придерживаемся определения Я-концепции, предложенного В.С. Агаповым [1], который сформулировал ее сущностную характеристику как системное, интегральное и самоорганизующееся образование сознания, сложную, переживаемую, многоуровневую, многокомпонентную и динамическую систему выражения отношений личности к себе и внешнему миру.

Мы считаем, что с Я-концепцией тесным образом связано стремление личности к саморазвитию. Рассмотрев различные научные подходы, мы в работе представили авторскую структурно-функциональную модель Я-концепции учителя начальных классов. В ней выделены когнитивный, эмоциональный, поведенческий и мотивационный компоненты. Каждый из них включает в себя ряд эмпирических критериев и показателей. Изменение одного из них ведет к изменению Я-концепции личности и уровню саморазвития учителя.

Когнитивный критерий состоит из знания личностных особенностей и свойств характера учителя начальных классов. Эмоциональный критерий включает показатели самоотношения учителя начальных классов и наличие/ отсутствие эмоционального выгорания, которые могут вызвать чувство самонепривлекательности. Поведенческий критерий определяется жизненной позицией учителя начальных классов (оптимизм/пессимизм, активность/ пассивность), его профессиональной направленностью, наличием педагогического мастерства, уровнем самомониторинга и стилем управления. Мотивационный критерий отображает сущностную сторону личности: ее базовые убеждения, уровень удовлетворенности качеством жизни и ценности.

На основании проведенного контент-анализа многообразных точек зрения ученых, а также исходя из теоретического осмысления сущности процесса саморазвития учителей начальных классов нами дано авторское понимание изучаемого феномена. Саморазвитие личности учителя начальных классов, будучи процессом сознательного интегративного становления позитивной Я-концепции с целью эффективной самореализации, приводит к формированию целостной личности, которая стремится максимально реализовать свои возможности, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Саморазвитие происходит и осознается личностью как процесс самосовершенствования, а его результатом является самореализация человека не только как профессионала, но и как индивидуальности во всей ее многогранности.

Мы считаем, что саморазвитие личности предполагает наличие специфической готовности, направленности, мотива-ционных ориентаций и потребностей изменить и усовершенствовать процесс собственного развития. Саморазвитие сопровождается переходом на более высокую ступень организации личности и ее деятельности. В процессе жизнедеятельности субъект способен к самоизменению, которое из хаотического, случайного процесса выбора оптимальных проб превращается в более целенаправленный, сообразный жизненным целям.

На основе теоретического анализа научной литературы нами представлена разработанная система критериев и показателей структурно-функциональной организации Я-концепции учителей начальных классов с разным уровнем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.