Научная статья на тему 'Акмеологический подход в повышении качества образования'

Акмеологический подход в повышении качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / LIBERAL EDUCATION / AKMEOLOGY / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY / АКМЕОЛОГИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балданова Лариса Михайловна

Статья посвящена проблемам применения акмеологического подхода в системе общего и профессионального образования. В статье рассматриваются вопросы повышения качества образования на основе акмеологического подхода, перспективы развития образовательных систем в русле акмеологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Балданова Лариса Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the problems of application of akmeological approach in the system of common and professional education. In the article the questions of upgrading education on the basis of akmeologicheskogo approach are analyzing as well as the perspectives of development of the educational systems in the way of akmeological approach

Текст научной работы на тему «Акмеологический подход в повышении качества образования»

ческого осмысления и конкретизации особенностей и специфики профессиональной деятельности.

Теоретические основы ППФП музыкантов включают в себя рассмотрение некоторых факторов, позволяющих добиться наибольшего качества их труда. К таким факторам можно отнести следующие: рабочая поза, характер движе-

Примечания

1. Астахов А. М. Физическая подготовка студентов вузов культуры: учебное пособие / А. М. Астахов. - М. : МГИК, 1992. - 117 с.

2. Вороханов Б. М. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов консерваторий: учебное пособие / Б. М. Вороханов. - М. : МГК, 1982. - 93 с.

3. Галичаев М. П. Здоровье и физическая культура музыканта: учебное пособие / М. П. Галичаев. - Ростов н/Д: РГК, 2005. - 248 с.

4. Кабачков В. А. Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся в средних ПТУ: методическое пособие / В. А. Кабачков, С. А. Полиевский. - М. : Высш. шк., 1982. - 176 с, ил.

5. Раевский Р. Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов: учебное пособие / Р. Т. Раевский. - М. : Высшая школа, 1985. - 136 с., ил.

6. Физическое воспитание в музыкальных учебных заведениях: [метод. реком. для преп. физ. воспит. средних муз. учеб. зав, консерваторий и вузов культуры и искусств] / В. А. Кабачков, М. В. Стародубцев, А. А. Рязанцев. - М. : ВНИИФК, 1986. - 23 с.

ний, степень тяжести и напряженности действий, развития профессионально значимых психофизических качеств.

Сложность структуры музыкально-исполнительской деятельности предопределяет ППФП как наиболее приемлемую форму реализации процесса специальной физической и психической подготовки музыканта.

3

_Образование в сфере культуры_

Исследования молодых ученых

Л. М. Балданова

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена проблемам применения акмеологического подхода в системе общего и профессионального образования. В статье рассматриваются вопросы повышения качества образования на основе акмеологического подхода, перспективы развития образовательных систем в русле акмеологии. Ключевые слова: образование в сфере культуры, акмеология, образование, качество образования, педагогическая психология.

This article is devoted to the problems of application of akmeological approach in the system of common and professional education. In the article the questions of upgrading education on the basis of akmeologicheskogo approach are analyzing as well as the perspectives of development of the educational systems in the way of akmeological approach. Keywords: liberal education, akmeology, education, quality of education, pedagogical psychology.

¡ББМ 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ январь-февраль 1 (33) 2010 г.

Проблема профессионального роста человека, его успешность являются центральной для акмеологии, которая начала формироваться как самостоятельная научная дисциплина в 90-е годы XX столетия.

Предметом изучения акмеологии являются закономерности, условия, факторы и стимулы самореализации творческого потенциала человека на протяжении жизненного пути, развития творческой готовности к предстоящей деятельности, достижения вершин жизни и профессиональной деятельности.

Акмеологический подход в настоящее время является одним из наиболее прогрессивных и перспективных для современного образования.

Понятия «акмеология» и «качество образования» существуют в тесной взаимосвязи. «Акмеология — это наука о качестве человека и о качестве жизни» (1, с. 3). Акмеология образования, в свою очередь, исследует условия достижения высокого качества образовательных систем и развития субъектов образовательного процесса: педагога и учащегося.

«Качество образования можно определить как совокупность его свойств, которая обуславливает его приспособленность к реализации социальных целей по формированию и развитию личности в аспектах ее обученности, воспитанности, выраженности социальных, психических и физических свойств...» (2, с. 3)

Образовательное учреждение, строящее свою деятельность на основе акмеоло-гического подхода, - это учебное заведение, в котором созданы все необходимые условия для становления и развития у всех субъектов образования представления об успехе, высоких достижений, необходимых для развития личности и социума, в котором молодой человек развивается как индивид, самобытная и неповторимая личность, формируются его духовные и нравственные ценности, развиваются творческие способности, умение социализироваться, строить отношения в коллективе и социуме.

А педагог такого образовательного учреждения в первую очередь является исследователем, для которого очень важными являются аналитические способности, умение определять цели и задачи своей деятельности, планировать методическую работу (с учетом характера научно-методической деятельности учреждения, потребностей субъектов образования и реальных возможностей образовательного учреждения), умение формулировать прогнозируемые результаты и корректировать свою деятельность на основе данных педагогического мониторинга.

Одной из наиболее важных составляющих проектировочной культуры преподавателя является целеполагание. Постановка человеком сколько-нибудь значимых жизненных целей потенциально содержит в себе элемент творчества. Однако реализовать этот потенциал могут далеко не все люди. С этой точки зрения их условно можно разделить на три категории. Первые - это те, кто склонен пассивно ждать, что значимые цели будут ему придуманы и навязаны кем-то извне. Противоположность данной группе составляют те, кто предпочитают личностно значимые цели самостоятельно находить и свободно выбирать. Естественно, что между этими группами существует большая промежуточная группа, обладающая качествами первой, и второй, но преимущественно выбирающая цели из заданного извне стандартного перечня. Поэтому способность к творчеству - это еще одна составляющая профессиональной культуры педагога, основывающего в своей деятельности на акмеологи-ческом подходе.

Следующими по степени значимости следует назвать аналитические и рефлексивные умения преподавателя, причем здесь имеются в виду не только умения анализировать, корректировать свою деятельность в зависимости от ситуации, но и умение обобщать свой педагогический опыт, определять наиболее перспективные и

личностно значимые для методического самосовершенствования темы. От эффективности методической работы (включая психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса) непосредственно зависит результативность педагогического труда, то есть качество образования.

В акмеологическом контексте здоровье учащихся — ценность и условие повышения качества образования. Здоровье взрослого человека является той ценностью, основы которой формируются в детские, подростковые и юношеские годы. Имеются все основания для рассмотрения здоровья как одного из важных условий повышения качества образования. От здоровья человека, умения его управлять своими эмоциями во многом зависит успешность в профессиональной и личных сферах жизни. «Физическое и психическое развитие человека должны быть приоритетными, однако следует помнить, что родившемуся физически здоровому человеческому существу от природы задано все, но эта заданность лишь в возможности, а реальностью ее делает полноценное развитие в благоприятных условиях...» (5, с. 5).

В настоящее время в понятие «здоровье» включается нравственное и духовное благополучие. С позиций акмеологии рассмотрение здоровья учащегося вполне оправдано, поскольку достижение вершин возможно при условии, что человек владеет навыками саморегуляции, управления всеми составляющими здоровья. «В акмеологии понятие "акме" используется в более узком значении, когда имеется в виду достигнутый человеком по ходу его жизни наиболее высокий уровень в состоянии здоровья, когда его поведение как личности оказывается отмечено наиболее ярким для него поступком, имеющим положительное общественное значение, и когда деятельность его как субъекта находит выражение в максимально возможном для него и получающем материальное или духовное воплощение в конкретном результате его творчества..» (4, с. 2).

Качественное образование предполагает совокупность таких свойств объекта, которые обуславливают его приспособленность к реализации социальных целей по формированию и развитию личности в аспектах ее обученности, воспитанности, выраженности социальных, психических и физических свойств. Качественное образование обеспечивается всеми уровнями образовательной системы. Особого внимания заслуживает деятельность педагога как одного из непосредственных участников образовательно-воспитательного процесса и управленческий потенциал образовательного учреждения. У педагога есть возможность организовать свою профессиональную деятельность на высоком профессиональном уровне при условии постоянного самоанализа, повышении профессиональной подготовки и психологического благополучия.

Интенсивно развивающаяся в последнее время во взаимодействии с теорией управления, педагогикой и психологией акмеология существенно меняет акценты в сфере профессиональной подготовки, создания и управления учебно-воспитательным процессом. При акмеологическом подходе доминирует проблематика развития творческих способностей, личностных качеств, способствующих реализации индивидуальных качеств каждого индивидуума.

Несмотря на недостаточную разработанность методологического и понятийного аппарата акмеологии, акмеологические принципы, ставшие составной частью учебно-воспитательного процесса и управления учреждения, позволяют предложить всем субъектам образования новую модель взаимодействия и конечного результата деятельности обучаемого. Проблему качества образования, ставшую столь популярной в течение последних нескольких лет, можно решить с использованием акме-тех-нологий, с изучением теории и апробацией акмеологических принципов.

Акмеологические технологии направлены на развитие внутреннего потенциала,

ISSN 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ январь-февраль 1 (33) 2010 г.

повышение профессионализма и адаптационных возможностей человека. Они включают комплекс естественнонаучных и гуманитарных знаний, приобретают акмеоло-гическую основу.

Особенности акмеологических технологий обусловлены внутренней установкой субъекта на ее разработку и внедрение. Объектом технологизации становятся личностные зоны развития человека, способы и средства жизнедеятельности, профессионального становления. И поиск оптимальных, наиболее эффективных способов, влияющих на качество образования, в последние годы только расширяется. Поэтому необходимо создавать новые педагогические технологии, актуализировать уже известные, поскольку все более явной оказывается невозможность традиционной образовательной системы соответствовать новым социокультурным и экономическим условиям.

Примечания

1. Акмеология: учебник / под ред. А. А. Деркач. - М: РАГС, 2006.

2. Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионализма / А. А. Деркач. - М.; Воронеж, 2004.

3. Зобнина Т. В. Акмеологическая система психологической подготовки будущих учителей / Т. В. Зобнина // Педагогика. - 2006. - № 6.

4. Климов Е. А. Психология профессионала / Е. А. Климов. - М.: Модэк, 1996.

5. Максимова В. Н. Акмеология: новое качество образования / В. Н. Максимова // Завуч. - 2004. - № 3.

6. Мухина В. С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности / В. С. Мухина // Школьные технологии. - 2006. - № 2.

7. Натаров В. И. Рационализация состояния сознания как развитие акмеологической адаптации / В. И. Натаров // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитацион-ной работы. - 2001. - № 4.

А. Б. Конобеева

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ВУЗЕ: СОЧЕТАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Оптимальное сочетание профессиональных компетенций и универсализма способно обеспечить выпускнику вуза конкурентоспособность на рынке труда, а аграрному вузу -конкурентоспособность на рынке производителей образовательных услуг. Ключевые слова: образование в сфере культуры, глобализация, спецификация, мобильность выпускников, профессиональные компетенции, качество подготовки специалистов, знание, анализ, синтез, конкурентоспособность, рынок производителей образовательных услуг, саморефлексия, саморегулирование, самооценка, адаптация, коммуникабельность.

The optimum combination professional the competence and encyclopedic knowledge is capable to provide to such graduate competitiveness on a labour market, and to agrarian high school - competitiveness in the market of manufacturers of educational services. Keywords: liberal education, globalization, specification, mobility of graduates, professional the competence, quality of preparation of experts, knowledge, the analysis, synthesis, competitiveness, the market of manufacturers of educational services, a self-reflexion, self-regulation, a self-estimation, adaptation, skill to communicate.

Ускорение темпов модернизации российского образования свидетельствует об актуальности генезиса и методологического статуса образовательного пространства. Глобализация и спецификация современного мирового образовательного пространства требуют от выпускников вузов мобильности в своем общении и деятельности, в приобретении профессиональных компетенций, изменении социального статуса и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.