Научная статья на тему 'Акмеологический подход к исследованию профессионально-личностного становления педагога'

Акмеологический подход к исследованию профессионально-личностного становления педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
690
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / УЧИТЕЛЬ / ПЕДАГОГ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ACMEOLOGICAL APPROACH / TEACHER / PEDAGOGUE / PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT / INDIVIDUAL PROGRAM / ACMEOLOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касаткин Сергей Фёдорович

Проблемы акмеологических исследований рассматриваются в статье в аспекте управления личностно-профессиональным развитием педагога в современных условиях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Acmeological approach to the study of professional and personal development of pedagogue

Problems of acmeological research are discussed in the article in the aspect of management of the teacher’s personal and professional development in modern conditions

Текст научной работы на тему «Акмеологический подход к исследованию профессионально-личностного становления педагога»

С. Ф. Касаткин

(Санкт-Петербург)

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГА

Проблемы акмеологических исследований рассматриваются в статье в аспекте управления личностно-профессиональным развитием педагога в современных условиях

Одно из важнейших направлений педагогической акмеологии - личностно-профессиональное развитие педагога, которое рассматривается как непрерывный процесс и предполагает достижение наивысших и стабильных результатов в обучении и воспитании. Этот процесс достаточно исследован (А. А. Бодалев, В. П. Бранский, А. А. Деркач,

Н. В. Кузьмина, В. Н. Максимова, С. Д. Пожарский, Н. М. Полетаева, А. А. Реан и др.].

Современные требования к педагогу объективно выдвигают ряд актуальных проблем. Это - дальнейшее совершенствование, приведение в соответствие с современными социальными условиями и доведение до повсеместного практического применения акмеоло-гических методик личностно-профессионального самосовершенствования педагога; ак-меологического и психолого-педагогического сопровождения личностно-профессионального становления педагога.

Для продуктивного акмеологического научного исследования и успешного практического разрешения этих проблем необходим прежде всего более внимательный анализ современных условий социального развития и их влияния на всех участников педагогического процесса: педагога - ученика, воспитанника - родителей. К основным факторам, активно формирующим нынешнее обучение и воспитание, на наш взгляд, относятся:

- нестабильность основных экономических и социальных процессов, непосредственно сказывающаяся на деятельности образовательных учреждений. Меняются их организационно-правовые формы и организация образовательной деятельности. Педагогические коллективы побуждаются к активному внебюджетному зарабатыванию денежных средств, что далеко не всегда согласуется с духовностью образования и воспитания;

- возрастающее финансовое и культурное

расслоение общества. Образование перестает быть непререкаемой ценностью, вместо образованности и воспитанности социальным фетишем и кумиром становятся успешность и успешный человек, а главным мерилом - его материальная обеспеченность. Обеспеченные родители все больше сами оплачивают обучение, оно рассматривается уже как «услуга», а педагог - как профессионал, нанятый для ее исполнения. Кроме того, увеличивается количество подростков, которые обучаются в престижных частных школах и институтах, пользуются репетиторством с лучшими педагогами, современной компьютерной техникой, совершают частые познавательные поездки по другим странам и т.п., получая лучшее личностное развитие и большие перспективы стать успешными, в то время как остальным предстоит довольно жесткая борьба за выживание. Вольно или невольно аналогичные взаимоотношения и представления о жизненных перспективах «ломают» традиционно уважительное отношение к образованию и педагогам;

- многообразие и конкурентное функционирование средств массовой информации, особенно Интернета. Эти условия побуждают СМИ к активной, а то и агрессивной борьбе за своего зрителя, слушателя и пользователя. В результате личностно и социально развивающая функция телевидения, радио, прессы, а теперь еще и Интернета все больше уступает притягивающей развлекательности и навязываемым скандальным сенсациям, сценам насилия, сексуальным сюжетам и т.п. Соответственно, глубокие, познавательные, конструктивные и эмоциональные интересы всего общества, особенно подрастающего поколения все настойчивее заменяются созерцанием далеко не лучших сторон жизни;

- активное внедрение компьютерных технологий. Обладая несомненными и важней-

шими преимуществами для личностного и социального развития, эти технологии в то же время таят в себе недостаточно осознаваемый сильнейший негатив. Совместно с современными СМИ они уводят молодежь, да и взрослых в преимущественно виртуальное восприятие мира, нередко весьма далекое от реальности. Чрезмерная увлеченность ими создает иллюзию компетентности, при которой у человека формируется убежденность в том, что он хорошо разбирается во многих социальных проблемах, может компетентно судить о них и предпринимать соответствующие действия, не понимая, что они зачастую плохо согласуются с действительностью;

- усиливающееся влияние образа жизни, организации обучения и воспитания других стран. Несомненно, их достижения в демократии, создании гражданского общества, соблюдении прав человека, развитии экономики, своеобразие культуры несут немало позитивного в развитие нашей страны. Однако их чрезмерное превознесение, некритичное восприятие ценностей, оценок, способов взаимоотношений нередко приводит к утрате чувства национального достоинства, собственного менталитета, сложившихся социально-экономических и культурных традиций.

Названные и другие факторы существенно меняют психологию учеников и воспитанников, а также их родителей. Это тоже проблема акмеологических и психологических исследований. Так, идеал успешности и обеспеченности все больше внедряется в сознание современных школьников - и его достижение, к сожалению, мало связывается напрямую с получением высокой образованности. Отсюда -отношение к учебе, как к чему-то неизбежному, но не требующему постоянных и напряженных усилий: успешность в учебе рассматривается как получение хороших оценок, в большинстве случаев за скачивание из Интернета, и после интенсивного натаскивания сдача ЕГЭ, чтобы поступить в институт. Такой облегченный подход перебивает подлинный интерес к получению знаний, что еще больше усугубляется навязчивой развлекательностью телевидения и Интернета. В результате формируется ожидание подобной же облег-ченности и развлекательности от школьных уроков.

По этим же причинам ослаб в глазах учеников ранее непререкаемый авторитет учителя. Теперь малооплачиваемый педагог уже далеко не успешный человек и не единствен-

ный источник информации. Более того, школьники, под влиянием иллюзии компетентности и зачастую поддерживаемые родителями, нередко убеждены, что обладают познаниями большими, чем учитель, соответственно, предъявляют к нему заведомо завышенные требования. Учеба только по принципу «интересности» неизбежно влечет за собой ослабление, а то и утрату школьниками волевых усилий, настойчивости, усидчивости, столь необходимых для глубокого и системного познания предметов. Такое отношение впоследствии подсознательно переносится на учебу в институте, а нередко и на исполнение обязанностей по выбранной профессии и должности.

Подобные изменения в психологии и менталитете учеников и родителей, детерминированные социально-экономическими процессами, объективно влекут за собой адекватные изменения в требованиях к деятельности педагога и, соответственно, его подготовке. Другими словами, в целях достижения высокой эффективности обучения и воспитания профессионализм учителя должен быть предельно адаптирован к современному обществу, ученику и родителю. Возникает еще одна проблема акмеологических исследований: сформировать соответствующее современным условиям представление об идеальном образе, эталоне, как ориентире высшего уровня профессионализма, к которому должен стремиться каждый педагог в процессе личностно-профессионального развития.

С позиций акмеологического подхода - это этап личностно-профессиональной зрелости, характеризующийся наибольшей производительностью и качеством выполнения профессиональной деятельности. В его содержательную структуру включают «...гармоничное сочетание знаний предмета, методики и дидактики преподавания, а также умений и навыков (культуры] педагогического общения» (Л. М. Митина]. В структуре педагогической компетентности учителя выделяют две подструктуры: деятельностную (знания, умения, навыки и способы осуществления педагогической деятельности] и коммуникативную подструктуру (знания, умения, навыки и способы осуществления педагогического общения]. Профессионализм у Н. В. Кузьминой характеризуется наличием у специалиста знаний, умений и навыков, позволяющих ему осуществлять свою деятельность на уровне современных требований науки и техники,

умением видеть задачи, их формулировать, применять методологию специальных наук для установки диагноза и прогноза при решении задач. Н. Е. Кузнецова в структуре профессионализма педагога выделяет семь взаимосвязанных блоков: содержательно-информационный, мотивационно-ценностный, профессионально-деятельностный, компетент-ностный, духовно-нравственный, инновационно-рефлексивный, самообразования и самосовершенствования. Немало и других вариантов.

Вместе с тем с современных позиций необходимо более четкое, на уровне конкретных компетенций, выделение и очерчивание содержания общей части идеального образа или эталона, ее вариативное соотнесение с различными педагогическими специальностями, наличием в ней возможностей для учитывания потенциала и индивидуальных особенностей каждого педагога. Такой общепринятый ориентир стал бы не только целью в личностно-профессиональном развитии педагогов, но и одной из основ для разработки стандартов и программ высшего и постдипломного педагогического образования.

Другая, не менее важная проблема акмео-логических исследований, на наш взгляд, состоит в разработке представления о современном идеальном процессе личностно-профессионального развития, который, если его придерживаться, гарантированно приведет к достижению вышеназванного эталона, идеального образа. Это прежде всего индивидная предрасположенность к педагогической профессии, а уже на ее основе формирование личностно-профессиональных качеств и компетенций педагога в вузе и последующее их совершенствование с учетом закономерностей и этапов развития в процессе педагогической деятельности и постдипломного образования. Наиболее полно акмеологический анализ личностно-профессионального развития педагога представлен в совместных с нами исследованиях Н. М. Полетаевой. В ее понимании личностно-профессиональное развитие - это поэтапный, нелинейный, многофакторный процесс синергийного взаимодействия саморазвития и формирования личностно-профессиональных качеств, гарантирующих достижение индивидуального и коллективного «акме» в данной профессиональной сфере на данном этапе социокультурного развития.

К основным закономерностям становления профессиональной зрелости педагога она относит следующие:

- процесс становления профессиональной зрелости педагога происходит гетерохронно, нелинейно при устойчивой акмеологической позиции личности, направленной на достижение профессионального «акме»;

- в процессе становления профессиональной зрелости личностное развитие предшествует профессиональному, предопределяет выбор профессии, затем они развиваются во взаимодействии, которое постепенно перерастает в доминирование профессионального над личностным;

- индивидуальные траектории личностно-профессионального развития имеют тенденцию к вариативности прохождения этапов профессиональной зрелости педагога и могут представлять собой одновершинную, многовершинную, безвершинную модели либо модель устойчивого «акме»;

- эффективное становление профессиональной зрелости педагога невозможно без синергийного взаимодействия процессов саморазвития и целенаправленного формирования личностно-профессиональных качеств под воздействием акмеологической среды;

- профессиональное развитие педагога происходит в единстве процессов становления профессиональной зрелости (акмеологи-ческий тренд] и ее утраты (катаболический тренд].

Наше исследование показало, что в соответствии с выявленными закономерностями ориентирующими критериями выделения этапов личностно-профессионального развития педагога могут служить:

- отношение к педагогической профессии и педагогической деятельности;

- личностно-профессиональные модели, которые на каждом этапе будут различаться своей мотивацией, внутренними и внешними стимулами, соотношением удовлетворенности-неудовлетворенности профессией, сфор-мированностью процессов саморазвития и самосовершенствования, успешностью самоорганизации, стремлением к творческой самореализации и уровнем ее успешности и др.;

- уровни компетентности и интериориза-ции психолого-педагогических знаний и специальных знаний по предмету;

- педагогические умения и навыки и уровни их сформированности в процессе накопления практического опыта.

Исходя из этого этапы личностно-профессионального развития педагога могут быть представлены примерно следующим образом: профессиональная ориентация, профессиональная подготовка, профессиональная адаптация, стабилизация профессиональной деятельности, индивидуализация профессиональной деятельности, педагогическое мастерство, профессионализм, аксиологическая устойчивость, творческая профессиональная самореализация, профессиональная зрелость.

Обозначенные акмеологические ориентиры создают возможности управления процессом личностно-профессионального развития педагога - наиважнейшая практическая проблема акмеологических исследований. Каждый педагог должен хорошо представлять себе эталон или идеальный образ вершины своего профессионализма и стремиться к его достижению, придерживаясь обозначенных закономерностей и этапов личностно-профессионального развития. Для успешности этого процесса необходим еще ряд компонентов:

1] представление о реальном состоянии личностно-профессионального развития каждого педагога, исходя из которого разрабатывается и осуществляется индивидуальная программа достижения наивысших результатов и ее акмеологическое сопровождение. По сути, речь идет о том, чтобы каждый педагог достаточно четко представлял, на каком этапе личностно-профессионального развития он находится, а также свои сильные стороны и отставания от уровня личностно-профессионального развития данного этапа. Для этого должны быть разработаны: простейшие инструменты самодиагностики - опросники, анкеты, тесты, доступные для использования каждому педагогу, и более сложные -для психологов, методистов, оказывающих помощь педагогу в его диагностике личностно-профессионального развития. Результаты диагностики - характеристика состояния личностно-профессионального развития педагога как исходная позиция его дальнейшего совершенствования;

2] комплекс эффективных методов и приемов управления, позволяющих планомерно и последовательно повышать профессионализм и мастерство педагога, доводя их до соответствия эталону. Согласно акмеоло-гическому подходу центральное звено - самоорганизация педагогом своего личностнопрофессионального развития. Практически это означает, что у каждого педагога должна

быть индивидуальная программа, в которой намечены ориентиры и конкретные учебные курсы повышения его профессиональной квалификации. В сочетании с ними очень желательно также включать в программу перспективы личностного развития: улучшения материального обеспечения, решения каких-либо насущных бытовых, семейных вопросов, так как их игнорирование оказывает негативное влияние на развитие профессиональное (Н. М. Полетаева, С. Ф. Касаткин].

Основа для разработки индивидуальных программ - выше предложенные результаты диагностики и характеристика состояния личностно-профессионального развития педагога. Для эффективного управления процессом их разработки и реализации необходимы следующие комплексы методов:

- разработка и издание в помощь педагогам для каждого этапа личностно-профессионального развития примерных программ, нетрудно адаптируемых исполнителями к своей индивидуальности и специфике осуществляемой педагогической деятельности;

- помощь и контроль опытных методистов, психологов в разработке и реализации индивидуальных программ педагогов;

- ориентирование системы постдипломного образования на конкретную помощь педагогам в реализации индивидуальных программ;

- комплекс критериев и показателей для мониторинга реальных состояний личностно-профессионального развития каждого педагога. В этом компоненте управления целесообразно сосредоточиться на двух внутренних критериях - готовности педагога к постоянному самосовершенствованию и его творческой профессиональной самореализации, которые характеризуют акмеологическую направленность личности на постоянный поиск путей улучшения личностных характеристик и результатов профессиональной деятельности, возможность выработки новых умений, навыков и приращения знаний, обеспечивающих возможность профессионального развития. А также двух внешних - результативности педагогической деятельности и авторитете педагога, которые отражают оценку его личности и достижений учащимися, родителями, коллегами, инспектирующими органами, общественностью и др.

Большинство показателей критерия «результативность» уже эффективно применяется на практике: по учебной деятельности -

количество успешных учеников, сдавших экзамены, поступивших в вузы, ставших победителями конкурсов; по методической - авторские программы, методические разработки, обучение других педагогов; по инновационной - создание и внедрение новых приемов и технологий обучения и воспитания и др.

К критерию «авторитет педагога» могут быть отнесены следующие показатели: у большинства обучающихся его предмет «любимый», они добросовестнее и прилежнее учатся, более дисциплинированны, стремятся к общению, советуются и стараются подражать этому педагогу, поздравляют его с праздниками, дарят цветы, часто поддерживают хорошие отношения после обучения. Коллеги прислушиваются к его советам и перенимают опыт, администрация поощряет и направляет представительствовать за пределами образовательного учреждения, родители стремятся определить ребенка в его класс, приглашают репетитором, оказывают знаки внимания и уважения;

3] акмеологическая профессиональная среда и акмеологический стиль управления педагогическим коллективом, стимулирующие и способствующие достижению наивысших результатов в личностно-профессиональном развитии. Конкретнее, это создание условий для саморазвития и самореализации творческого потенциала педагога в профессиональной деятельности, мотивация потребности в высших достижениях, формирование престижности качественной профессиональной деятельности, стремления к личностно-профессиональному самосовершенствованию, поддержанию здорового образа жизни, доминирование гуманных социальных ценностей.

Таким образом, совокупность приведенных компонентов составляет основу управления личностно-профессиональным развитием каждого педагога и позволяет довести его профессиональную деятельность до наивысших результатов.

Литература

1. Акмеология : учеб. / под общ. ред. А. А. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2002. - 681 с.

2. Бранский В. П., Пожарский С. Д. Социальная синергетика и акмеология : Теория самоорганизации индивидуума и социума. -СПб. : Политехника, 2001. - 157 с.

3. Ильин В. В., Пожарский С. Д. Философия и акмеология. -СПб.: Политехника, 2003. - 395 с.

4. Кузьмина Н. В., Пожарский С. Д., Паутова Л. Е. Акмеология качества профессиональной деятельности специалиста : моногр.

- СПб. ; Коломна ; Рязань : Изд-во Рязан. обл. ин-та развития образования 2008. - 375 с.

5. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М.: Между-нар. гуманитар. фонд «Знание», 1996. - 308 с.

6. Максимова В. Н., Полетаева Н. М. Акмеология последипломного образования педагога : моногр. - СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2004. -200 с.

7. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя : учеб.-методич. пособие. - М. : Флинта ; МПСИ, 1998. -200 с. - (Библиотека школьного психолога].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.