Научная статья на тему 'Акмеологические факторы успешности развития организации'

Акмеологические факторы успешности развития организации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
403
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / УСПЕШНОСТЬ / РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ / ЦЕННОСТИ / НАПРАВЛЕННОСТЬ / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ЦЕЛИ / ИДЕОЛОГИЯ / ACMEOLOGICAL FACTORS / SUCCESS / ORGANIZATIONAL DEVELOPMENT / MANAGEMENT / VALUES / TREND / CORPORATE CULTURE / GOALS / IDEOLOGY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Романюк Дмитрий Михайлович

Статья посвящена изучению акмеологических факторов, способствующих успешному развитию организации. Акмеологические факторы, которые исходят из направленности человека на профессионально-личностное развитие, несут большую функциональную нагрузку и представляют практическую значимость при управлении ресурсами организации на современном этапе. В статье раскрываются основные стратегические преимущества, которыми должна обладать организация на пути к успешному развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Acmeological Factors of Successful Development of Organization

The article covers the study on acmeological factors, which provide a successful development of organization. Acmeological factors, which proceed from orientation of a human being on professional and personal development, carry a huge functional load and are of practical importance in running of organization's resources in modern times. In the article the main strategic advantages, which are necessary for a modern organization on its way to successful development, are revealed.

Текст научной работы на тему «Акмеологические факторы успешности развития организации»

Акмеологические факторы успешности развития организации

Д. М. РОМАНЮК (Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации)*

Статья посвящена изучению акмеологических факторов, способствующих успешному развитию организации. Акмеологические факторы, которые исходят из направленности человека на профессионально-личностное развитие, несут большую функциональную нагрузку и представляют практическую значимость при управлении ресурсами организации на современном этапе. В статье раскрываются основные стратегические преимущества, которыми должна обладать организация на пути к успешному развитию.

Ключевые слова: акмеологические факторы, успешность, развитие организации, управление, ценности, направленность, корпоративная культура, цели, идеология.

Acmeological Factors of Successful Development of Organization

D. M. Romaniuk

(The Russian Academy for Public Service under the President of the Russian Federation)

Abstract: The article covers the study on acmeological factors, which provide a successful development of organization. Acmeological factors, which proceed from orientation of a human being on professional and personal development, carry a huge functional load and are of practical importance in running of organization’s resources in modern times. In the article the main strategic advantages, which are necessary for a modern organization on its way to successful development, are revealed. Keywords: acmeological factors, success, organizational development, management, values, trend, corporate culture, goals, ideology.

Акмеология решает задачи профессионально-личностного развития, в рамках которого и осуществляется достижение вершин в деятельности и формирование успешности, детерминирующее успешность в развитии организации. М. Вебер и Э. Дюркгейм отмечали, что успех является одной из ведущих и первостепенных ценностей человека. Успешность как научный феномен широко исследуется в контексте психологии, философии, педагогики в ХІХ-ХХ в., но до сих пор не существует единой концепции данного феномена.

Зарождение идеи об успехе связано с философией Древней Греции, где прославлялись заслуги и власть, где всегда присутствовал дух соперничества, который, безуслов-

но, и является первым шагом к формированию и проявлению успешности. Успех изначально рассматривали как процесс самосовершенствования человека, достижения результатов и поставленных целей, который постепенно перерастает в жизненный путь и смысл человека (Абульханова-Славская, 1991). На сегодняшний день характерна особая направленность акмеологии на феномен успешности. Успешность тесно связана с развитием и достижением вершин, особенно в профессиональной деятельности, что имеет большую практическую значимость. Более весомый аргумент связан с рассмотрением успешности в акмеологии совместно с нравственными качествами человека, так как достижение успешности в широком смысле

* Романюк Дмитрий Михайлович — аспирант кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Эл. адрес: rdm.85@mail.ru

сегодня часто связано с обманом и подкупом, но это не есть истинная успешность. Акмеологию интересует прежде всего профессионал, зрелый, с высоким уровнем развития и нравственными качествами специалист, способный развиваться и оттачивать свое мастерство.

Установки на успех и социально-психологические механизмы исследовались в работах Д. Мак-Клелланда. В. Фридрих, А. Хофман рассматривали успех как особый вид деятельности, поведение человека, имеющее четкое осознание. Современными учеными (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, О. С. Онисимов) в рамках акмеологии выявляются факторы, обеспечивающие достижение вершин в профессиональной деятельности и профессионально-личностном развитии. В зарубежных психологических теориях эти направления получили отражение в виде терминов «самореализация» и «самоактуализация» личности (А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс).

Фактор как «движущая сила, причина какого-нибудь процесса, явления» (Ожегов, 2007) сам детерминирует и направляет процесс. Следовательно, акмеологические факторы будут определять развитие и задавать вектор на достижение вершин. Также необходимо отметить, что «фактор — одно из основных условий происходящего явления или процесса» (Управление организацией, 2001), значит, только с учетом факторов должно происходить изучение развития организации.

Рассматривая процесс успешного развития организации необходимо опираться на факторы и учитывать жесткие временные рамки, а также историю и традиции организации. Основной показатель успешности организации состоит в том, сколько времени она существует и каковы были ее результаты в ведении деятельности.

В психологической науке выделены уровни акмеологической успешности руководителя, которые можно перенести на организацию в целом: потенциальный уровень (как начальный) — это уровень, на котором орга-

низация начинает свою деятельность с имеющимися ресурсами; нормативный (как основной); оптимальный (как перспективный), на котором проявятся задатки и потенциал. Для учета деятельности любой организации существенны финансовые показатели, без которых ни одна компания не сможет просуществовать, не имея прибыли, а как следствие — развития. Основание прибыли — это успешная деятельность, производство или оказание качественных услуг, по достоинству оцененных клиентами и покупателями, которые в свою очередь формируют свое отношение к организации, созданному бренду. В данном случае необходимо использовать понятие «акме». Это понятие в основном употребляется в отношении человека, но благодаря работам П. А. Флоренского оно было расширено. На наш взгляд, понятие «акме» характерно и для организации как живой системы. П. А. Флоренский писал: «...не только человек имеет акме, но и животные и растения. Всякая вещь имеет свое цветение, время наибольшего пышного своего развития, свое «акме», когда оно особенно полно и особенно цельно представительствует за себя, в ее четырехмерной цельности. Понятие «акме» как вершины жизни обязывает рассматривать весь жизненный цикл человека от рождения до вершины, расцвета, до увядания, до старости и смерти» (Флоренский, 1988).

В результате анализа процесса успешности развития организации, выявлен ряд зависимостей: собственно позиционирование компании, перспектива и возможность динамики организации и удержание ее на рынке и в глазах потребителей. Ключевыми позициями и характеристиками, определяющими будущий успех, безусловно, является личность организатора, трансляция ценностей и миссии или видения (vision), которая несет в себе саму цель и суть создания организации. Говоря о личности создателя организации, нельзя оставить без внимания акмеоло-гические стратегии развития.

Особое внимание уделяется ценностным ориентациям как фактору, оказывающему

влияние на формирование жизненного пути, развитие личности в организации. Сегодня мы констатируем тот факт, что пришло время новой управленческой парадигмы — Management by Values (MBV — управление по ценностям). Подход к управлению организацией на основе ценностей плавно вышел из предшествующей теории — Management by Instructions (MBI — управление по инструкциям), доминировавшей в начале XX в., которая сменила в 60-е годы прошлого столетия теорию Management by Objectives (MBO — управление по целям). Логика в смене управленческого подхода заключена в концентрации внимания только лишь на финансовых и производственных показателях при учете степени развития организации. Но при этом упускается из виду личность специалиста, а ведь многие ценят рабочую атмосферу больше, чем размер своей зарплаты. Авторами концепции MBV являются Саймон Долан и Сальвадор Гарсия. В своей книге «Управление на основе ценностей» они отмечают: «Предложенный метод — это противовес традиционной косной командно-административной модели... они (новые модели. — Д. Р.) описывают форму лидерства, которая основана на сотрудничестве и уважении, ориентирована на людей и раскрывает креативный потенциал персонала. Управление на основе ценностей — инструмент, позволяющий достичь этой цели. Лидеры, которые ставят ценности во главу угла, имеют больше шансов на успех» (Долан, Грасия, 2008).

Современный психолог А. А. Деркач отмечает, что к числу акмеологических факторов относится прежде всего направленность личности, включающая мотивы, побуждающие к деятельности и творческому решению производственных задач, понимание их социальной значимости. «Направленность личности, — пишет он, — это система ценностных ориентаций, выражающихся в жизненной позиции человека, его целях и установках, намерениях, стремлениях и мотивах к активной деятельности по их достижению. Направленность — интегративное качество

личности. Она определяет успешность в том или ином виде деятельности, так как включает, кроме перечисленных выше признаков, стремление к достижению наивысших результатов, вершин мастерства и этим руководствуется в практической деятельности» (Акмеологические стратегии развития, 2006). На сегодняшний день, в эпоху прагматизма и ориентаций на богатство и благополучие, как бы это парадоксально ни звучало, многие компании ориентируются на другие ценности. Они поставили прибыль и финансовое благополучие не на первое место. И тому есть доказательство в виде крупного исследования, проведенного в успешных американских компаниях, признанных лидерах своего сегмента во всем мире. Джим Коллинз и Джерри Поррас отмечают: «Люди ощущают вдохновение от одного только упоминания о возможности построения великой и долгоживущей компании. Мы встречались с руководителями со всего мира, желавшими создать нечто более значительное и более долговечное, чем они сами, — долгосрочную организацию, уходящую корнями в вечные ценности... которая могла бы выдержать испытание временем благодаря способности к непрерывным внутренним изменениям» (Коллинз, Поррас, 2004). Организации, личности, осознавшие свою необходимость, создали и привнесли ценность в мир, остались преданными своей идее и получили заслуженные результаты. Дэвид Паккард (Hewlett-Packard), Джордж Мерк (Merck), Уолт Дисней (Walt Disney), Мазару Ибука (Sony) и многие другие сделали нашу жизнь лучше. Самое главное, что их объединяет, — это амбициозные цели и осознание значимости вечных идеалов и целей, выходящих за рамки получения прибыли, стремление к прогрессу и развитию.

Изучать традиции и историю основания организаций необходимо для того, чтобы выяснить значимые ресурсы и факторы, которые способствуют достижению успеха. Но более важен момент «здесь и сейчас». Ведь все, что происходит, происходит именно в один-единственный момент, и от одного

выбора может зависеть исход всех последующих событий. В контексте управления развитием организации учет факторов и изменений является первостепенным, как и определение дальнейшего пути развития, раскрытия потенциала. Следовательно, на первый план выходит возможность совместить два подхода: с одной стороны, учет, почитание и лояльность к ценностям и традициям, заложенным в основании организации, с другой — постоянные изменения внутри корпоративной культуры и учет внешних условий и среды. Умение соблюдать правильный баланс и будет являться существенным фактором при успешном развитии организации. Этот фактор имеет еще одно значение — он приобретает окраску успеха лишь тогда, когда заявленные и спланированные действия обретают реальный, выраженный характер в виде продукции или оказанных услуг. Психологи Н. Л. Белопольская, С. Л. Рубинштейн, Ф. И. Иващенко определяют успех как стремление и переживание состояния удовлетворения от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ожиданиями, либо их даже превзошел.

При изучении организаций, занимающих лидирующие позиции и постоянно стремящихся к успешному развитию, исследователи часто сталкиваются с тенденцией создания корпоративных документов, или как сейчас принято говорить — «корпоративной культурой». Основа этих документов — постановка амбициозных целей, которые способны стимулировать движение вперед, придать необходимый импульс. Таким образом, основными стратегическими преимуществами, которыми должна обладать организация, нацеленная на успешное развитие, является, во-первых, понимание того, что успешность — это феномен социальный; общество или социальная группа, на которую была нацелена та или иная деятельность или продукт, первыми будут оценивать успешность. Следующим показателем успешности является фильтр собственника компании, в кото-

рой реализуется его «акме» и творческий потенциал. Этот показатель будет оцениваться субъективно и сравниваться с поставленными целями и задачами, уровнем их реализации и достижения. В случае с собст-венником-творцом организации будут включены временные рамки от создания организации до ее конца или функционирования по настоящее время. В нашем исследовании успех компаний подразумевался в их существовании и по сей день, ведь временные рамки переквалификации и перестройки оборудования под новый продукт и есть один из факторов успешных организаций, который называется «адаптация». Пристальное внимание уделено ценностным ориентациям и их трансляции в организации с учетом дальнейшего видения будущего и подстройкой всей организационной структуры. И в итоге мы приходим к основополагающим характеристикам и ресурсам как цели, которые поставила перед собой организация для достижения успешного развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Абульханова-Славская, К. А. (1991) Стратегия жизни. М.

Ожегов, С. И. (2007) Словарь русского языка / под общ. ред. Л. И. Скворцова. 25-е изд., испр. и доп. М. : ООО «Издательство Оникс» : ООО «Издательство Мир и Образование».

Управление организацией :энциклопедический словарь. М. : ИНФРА-М, 2001.

Флоренский, П. А. (1988) Время и пространство // Социологические исследования. № 1.

Долан, С., Гарсия, С. (2008) Управление на основе ценностей: корпоративное руководство по выживанию, успешной жизнедеятельности и умению зарабатывать деньги в XXI веке М. : Претекст.

Деркач, А. А. (2006) Акмеологические стратегии развития : монография. М. : Изд-во РАГС.

Коллинз, Дж., Поррас, Дж. (2004) Построенные навечно. Успех компаний, обладающих видением. СПб. : Стокгольмская школа экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.