Научная статья на тему 'Аккумулирование энергии в гибридных электромобилях'

Аккумулирование энергии в гибридных электромобилях Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
898
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технологии аккумулирования энергии / гибридный электромобиль / аккумуляторная батарея / топливные элементы / конденсаторы / сверхпроводящий электромагнит / маховое колесо
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Four types of energy storage in a hybrid car have been considered. The analysis of energy storage technologies and the choice of the most effective and acceptable energy source were conducted.

Текст научной работы на тему «Аккумулирование энергии в гибридных электромобилях»

УДК 621.8.03:629.33/36

АККУМУЛИРОВАНИЕ ЭНЕРГИИ В ГИБРИДНЫХ ЭЛЕКТРОМОБИЛЯХ

А.В. Бажинов, профессор, д.т.н., И.С. Трунова, студент, ХНАДУ

Аннотация. Рассмотрены четыре вида аккумулирования энергии в гибридном автомобиле. Проведен анализ технологий аккумулирования и выбор самого эффективного и приемлемого источника энергии.

Ключевые слова: технологии аккумулирования энергии; гибридный электромобиль; аккумуляторная батарея; топливные элементы; конденсаторы; сверхпроводящий электромагнит; маховое колесо.

Введение

Для улучшения экологии на улицах города, в настоящее время используются гибридные автомобили, которые снижают выбросы вредных веществ в атмосферу по сравнению с существующими автомобилями в 10 - 15 раз.

Для этих автомобилей важно иметь, кроме двигателя внутреннего сгорания, также альтернативные силовые установки. В качестве таких силовых установок используются: электродвигатели, маховичные двигатели, пневмодвигатели и т.д. В качестве источников энергии используют: аккумуляторные батареи, топливные элементы, конденсаторы, сверхпроводящие электромагниты и маховики.

Анализ публикаций

Согласно определению гибриды имеют, по крайней мере, два источника энергии, требующие более низкую удельную энергию аккумулирования, чем чисто электрические транспортные средства. Удельная мощность является определяющей. Энергообеспечение - главная функция аккумулирования в таком транспортном средстве. В гибриде первичный источник энергии подбирается по величине средней мощности, вторичный источник энергии по предельной мощности. [1]. Такой подход принят для ограничения максимума нагрузки.

На рис. 1а изображен городской автобус, имеющий электродвигатель - генератор, который является первичным источником энергии, и систему аккумулирования энергии маховика, который является вторичным источником энергии [2].

а

б в

Рис. 1. Гибридный электромобиль: а - городской автобус; б - Toyota Prius; в -Honda FCX

На рис. 1б и в изображены два коммерчески доступных гибридных легковых автомобиля: Toyota Prius и Honda FCX. Toyota Prius имеет бензиновый двигатель внутреннего сгорания (ДВС) и блок аккумуляторов, которые являются первичным и вторичным источником энергии, соответственно. В Honda FCX в качестве первичного источника энергии используются топливные элементы и конденсаторы большой ёмкости в качестве вторичного источника энергии.

Цель и постановка задачи

Целью исследования является подбор эффективного источника энергии для гибридных автомобилей.

Технологии аккумулирования энергии

Рассмотрим подробно характеристики технологий аккумулирования энергии. Технологии аккумулирования энергии подразделяют на четыре вида:

1) аккумулирование электрохимической энергии: батареи и топливные элементы;

2) аккумулирование энергии электрического поля: конденсаторы на металлической пленке, алюминиевые электролитические конденсаторы и конденсаторы большой ёмкости;

3) аккумулирование энергии магнитного поля: сверхпроводящий электромагнит;

4) аккумулирование кинетической энергии: маховое колесо (маховик).

Эти четыре технологии аккумулирования энергии достигли уровня совершенства и являются коммерчески доступными.

Анализ аккумулирования электрохимической энергии

Аккумулирование электрохимической энергии может быть разделено на два типа: батареи и топливные элементы. Батареи преобразовывают запасенную в них химическую энергию в электрическую. Батареи бывают двух типов: неперезаряжающиеся и перезаряжающиеся.

Анод

2е"

Отделитель

Разрядка 2Н+

(Зарядка

2^

РЬ

h,so4

Катод

PbQ

Рис. 2. Свинцово-кислотная батарея

Структура, приведенная на рис. 2 [3], показывает высокое внутреннее сопротивление, которое в частности обусловлено жидким электролитом и низкой контактной поверхностью. Проблема свинцово-кислотных батарей состоит в том, что они имеют различное внутреннее полное сопротивление в зависимости от того заряжают их или разряжают. Свинцово-кис-лотная батарея имеет существенные недостатки: длительное время накопления энергии и количество циклов «заряда-разряда» не более 400. Компаниями, производящими мощные батареи, являются: Saft (Франция) и Sanyo (Япония). Saft производит мощные Li-ion (литий-ионные) и NiMH (никель-металлгидрид-ные) батареи специально для гибридных электрических транспортных средств. Li-ion аккумуляторные батареи обладают небольшим весом, минимальным временем зарядки и числом циклов заряда приблизительно 500 - 1200 циклов. Li-ion аккумуляторные батареи применяются в ноутбуках, мобильных телефонах и электромобилях. Sanyo производит NiMH батареи, которые используются в Toyota Prius (рис. 1б). Блок батарей напряжением 288 В, рассчитанный на 1,8 кВт-ч, с полным весом системы 70 кг выдаёт мощность в 38,8 кВт для системы электропривода [4]. Никель-метал-л-гидридные батареи также применяются в ноутбуках, мобильных телефонах и в гибридных энергетических установках.

Топливные элементы относятся к химическим источникам тока. Они осуществляют прямое превращение энергии топлива в электричество, минуя малоэффективные, идущие с болыпими потерями, процессы горения.

2Н,

Водород

4 rf

Мембранный электролит

Ае

02

Воздух

2Н,0-

Рис. 3. Ионно-мембранный топливный элемент

Это электрохимическое устройство в результате высокоэффективного «холодного» горения топлива непосредственно вырабаты-

вает электроэнергию. Энергия, преобразованная в электрическую форму ионно-мем-бранным топливным элементом, равна

Е/с,электр " neVfc ,

(1)

где П - число электронов, е - заряд электрона и Ууъ мента, 1,23 В.

трона и V/c - электродвижущая сила эле-

Анализ аккумулирования энергии электрического поля

Емкостный плоскопараллельный конденсатор на металлической пленке определяется формулой

C =

e 0 Ае

d

(2)

где е г - диэлектрическая проницаемость (постоянная), е 0 - диэлектрическая постоянная вакуума, Ае - эффективная плотность (эффективная область) одной из пластин и d - диэлектрическая плотность.

Энергия, аккумулированная в электрическом поле конденсатора, равна

1 2

(3)

где V - напряжение между пластинами.

с конденсаторами на металлической пленке. Их называют электролитическими конденсаторами, потому, что диэлектрик сформирован электролитическим процессом. Самым распространённым типом электролитического конденсатора в промышленности является алюминиевый электролитический конденсатор, который изнашивается со временем, и обычно служит в течение 2 - 3 лет, прежде, чем потребуется замена.

Конденсатор большой ёмкости - электрохимическое устройство, он аккумулирует энергию электростатически, а не электрохимически как аккумуляторная батарея. Напряжение пробоя электролита конденсаторов большой ёмкости низкое (ниже 3 В), что ограничивает их практическое применение и понижает требуемую мощность. Конденсаторы большой ёмкости имеют очень большой срок эксплуатации, до 100,000 циклов, со стоимостью приблизительно $500/кВт.

Эти показатели делают конденсаторы большой ёмкости довольно привлекательным вариантом для устройств с минимальным потреблением мощности.

Анализ аккумулирования энергии магнитного поля. Сверхпроводящий электромагнит

Катушки индуктивности (индукторы) аккумулируют энергию в магнитном поле. Количество аккумулированной энергии определяется формулой

Конденсаторы на металлической пленке имеют очень высокую удельную мощность, обычно от 100 кВт/кг до 1 МВт/кг, очень низкое потребление удельной энергии, то есть ниже 0,1 Вт-ч/кг. Причиной этого служит то, что эффективные плотности пластин не являются очень большими, так как они, по существу, являются плоскопараллельной системой. Полное время разрядки плоскопараллельных конденсаторов изменяется в пределах от микросекунд до миллисекунд. Небольшое количество сохраненной энергии, делает конденсаторы на металлической пленке полезными только для ограниченного числа устройств.

В наши дни очень распространены электролитические конденсаторы из-за их высокой емкостной плотности [F/m3], по сравнению

Em = 1LI2, m 2

где I - поток, текущий в катушке.

(4)

Из-за высокого сопротивления несверхпроводников, поток катушки не может быть достаточно высоким, чтобы аккумулировать существенные количества энергии.

Сверхпроводники имеют три критических параметра: плотность электрического тока, плотность магнитного потока и температуру. Практические сверхпроводники обычно сделаны из или мультинитей, встроенных в

медную или алюминиевую матрицу стабилизации, которая также используется, чтобы поглотить энергию в случае, если сверхпроводник внезапно становится обычным проводником.

Анализ аккумулирования кинетической энергии

Кинетическая энергия, сохраненная в маховой массе, равна Дж

Ek = 1 Iw к 2

(5)

где I - момент инерции; ю - угловая скорость.

Момент инерции определен массой и геометрией махового колеса и вычисляется как кгм2

I = т x dm ,

(6)

где х - расстояние от оси вращения к дифференциальной (отличительной) массе dmx.

Общее выражение для максимальной плотности энергии, для всех форм маховика, Дж/м3

ек ,u = K S mm

(7)

где К - конструктивные параметры или коэффициент формы, который зависит от геометрии маховика и проявляется в основном с момента инерции I.

На рис. 4 изображены четыре маховика различной формы с соответствующими конструктивными параметрами.

Диск Лавала

Сплошной

Частично-

Полый

К = 1

К = 0.606

К = 0.305

К^ 0.5

Рис. 4. Четыре различных формы маховика

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первые две конфигурации маховика, показанные на рис. 4, подходят только для изотропных материалов, потому что они могут противостоять высокому напряжению и в тангенциальных и в радиальных направлениях. Последние две конфигурации, показанные на рис. 4, являются подходящими как для изотропных, так и для анизотропных материалов.

В уравнении (7) установлено, что при оптимизации плотности энергии маховика необходимо использовать высокопрочный материал. При высокой удельной энергии материал должен иметь низкую удельную плотность.

Выводы

В ходе проведенных исследований технологий аккумулирования энергии в гибридных электромобилях можно сделать следующие выводы:

- современные электрохимические технологии имеют тенденцию к увеличению удельной энергии, но их удельная мощность ограничена высоким полным внутренним сопротивлением областей контакта;

- технологии сбережения энергии в электрическом поле имеют меньшую удельную емкость, чем другие технологии, но самую высокую плотность энерговыделения;

- технологии хранения энергии в магнитном поле обладают меньшей удельной емкостью, чем аккумулирование кинетической энергией;

- технология хранения кинетической энергии неэффективна из-за больших размеров маховиков.

Из анализа следует, что в настоящее время приемлемым источником энергии является литий - ионная аккумуляторная батарея, которая обладает небольшим весом, минимальным временем зарядки. На наш взгляд, это наиболее перспективное направление.

Литература

1. Holm S.R. Modelling and optimization of a

permanent magnet machine in a flywheel. B.V.Pottenbakkerstraat, 2984 Ridderkerk, The Netherlands, 2003.

2. Ross P. 10 Techno-Cool Cars. In IEEE Spec-

trum, February, 2003.

3. Ter-Gazarian A. Energy Storage for Power Sys-

tems, volume 6 of IEE Energy Series. Peter Peregrinus Ltd., London, 1994.

4. Nelson B. TMF Ultra-High Rate Discharge

Performance Going Boldly Where No Batteries Have Gone Before. In Proceedings of the 12th Annual Battery Conference on Applications and Advances, pages 139 - 143, Long Beach, CA, USA, 1997.

Рецензент: О.П. Алексеев, профессор, д.т.н., ХНАДУ.

Статья поступила в редакцию 20 июня 2007 г.

2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.