Научная статья на тему 'Академическая мобильность в вузе'

Академическая мобильность в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1371
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ В ВУЗЕ / ФОРМЫ / ПРОГРАММЫ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ / НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григашкина Светлана Ивановна, Бугрова Светлана Михайловна

Рассматриваются вопросы организации академической мобильности в вузе. Определяется понятие академической мобильности в вузе, ее цель, результат, проблемы, пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Академическая мобильность в вузе»

АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ В ВУЗЕ Academic Mobility at the Institute of Higher Education

Григашкина Светлана Ивановна к.э.н., доцент / начальник отдела развития и международного сотрудничества Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева grigashkina_si@mail. ш

Бугрова Светлана Михайловна к.э.н., доцент / зам. директора по учебной работе Института экономики и управления Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева bugrowa. swet@yandex.r

Аннотация: рассматриваются вопросы организации академической мобильности в вузе. Определяется понятие академической мобильности в вузе, ее цель, результат, проблемы, пути их решения.

Ключевые слова: академическая мобильность в вузе, формы, программы академической мобильности, направления развития международного сотрудничества.

Abstract: issues of organization of academic mobility at the institute of higher education are considered. The notion of academic mobility at the institute of higher education, its goal, result, problems and ways of solving them are determined.

Key Words: academic mobility at the institute of higher education, types, academic mobility programs, directions of development of international cooperation.

В настоящее время процессы интеграции в мировом сообществе затрагивают и сферу образования. Идет процесс формирования единого образовательного пространства высшего звена, в который присоединилась и Россия. Наиболее активно этот процесс связан с присоединением России в

сентябре 2003 года к Болонскому процессу. Важнейшим фактором формирования интеграционных объединений и общих пространств является академическая мобильность. Именно академическая мобильность способствует интеграции в международное образовательное пространство, использованию мировых образовательных ресурсов.

В Болонской декларации определены цели Болонского процесса, одной из которых является «содействие мобильности путём преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения. Учащимся должен быть обеспечен доступ к возможности получения образования и практической подготовки, а также к сопутствующим услугам. Преподавателям, исследователям и административному персоналу должны быть обеспечены признание и зачет периодов времени, затраченных на проведение и стажировку в европейском регионе» [1].

Под академической мобильностью в вузе понимается «организованный процесс перемещения обучающихся или работников вуза, имеющих отношение к образованию и/или научной работе, в другое образовательное или научное учреждение (в своей стране или за рубежом), где обучаются (преподают, проводят исследования)по своему основному направлению деятельности, после чего возвращаются обратно к первоначальному месту учебы (работы)» [2].

В рамках Болонского процесса выделяют два вида академической мобильности: «вертикальную», под которой понимается полное обучение студента на степень в вузе и «горизонтальную», под которой понимается обучение в течение ограниченного периода (семестра, учебного года).

В российском подходе академическая мобильность может быть организована не только за рубежом, но и в своей стране. Поэтому выделяют внешнюю и внутреннюю мобильности. Под внешней (международной) академической мобильностью понимается обучение студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых либо работа преподавателей и сотрудников в зарубежных образовательных или научных учреждениях.

Под внутренней (национальной) академической мобильностью подразумевается обучение студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых либо работа преподавателей и сотрудников в ведущих российских университетах и научных центрах.

К формам академической мобильности преподавателей и сотрудников можно отнести:

- чтение лекций, проведения занятий и консультаций;

- участие в научной работе в рамках совместных тем;

- участие в программах повышения квалификации;

- прохождение стажировок в период творческих отпусков;

- участие в конференциях и семинарах.

Основными формами образовательной и научной академической мобильности студентов являются:

- совместные программы двойного диплома;

- включенное обучение в рамках межвузовского сотрудничества;

- образовательные практики и стажировки;

- летние школы;

- языковые школы;

- совместные научные исследования и разработки;

- научные практики, стажировки;

- семинары, конференции и т.п.;

- научно-техническая выставочная деятельность;

- международные конкурсы студенческих работ, олимпиады.

Наиболее успешными программами развития академической

мобильности являются:

- Программа «Эрасмус» (Erasmus), которая начала свой старт в 1987 году в ЕС. В 2014 году программа получила название «Эрасмус+» (Erasmus+), которая будет действовать с 2014 г. по 2020 г. Ее финансирование составит 14,7 миллионов евро. Последние статистические данные программы «Эрасмус», опубликованные 10.07.2014 г. Европейской

3

Комиссией показывают, что почти 270 тысяч студентов получили гранты ЕС для обучения за рубежом в 2012-2013 гг. Среди стран, отправивших наибольшее количество студентов на обучение, - Люксембург, Лихтенштейн, Финляндия, Латвия и Испания. Статистика показывает, что средний грант Erasmus, предназначен для покрытия части расходов на проживание за рубежом и путешествие, составил 272 евро в месяц, что на 9% выше, чем в предыдущем году (250 евро) [3].

- Программа ЕС «Темпус» (TEMPUS), начала свой старт в 1989 г. Общий объем финансирования в рамках программы «Темпус» составлял от 300 до 500 тысяч евро. Программа «Темпус» в 2014 году была заменена программой «Эрасмус+», однако, проекты, отобранные для финансирования в период с 2012 года, продолжают действовать.

- Стипендиальные программы Германской службы академических обменов (DAAD). Германская служба академических обменов была основана в 1925 году, и возобновила свою деятельность в 1950 году. DAAD является посреднической организацией в области культуры, науки и образования, национальным агентством по программе EC Erasmus, консультационным бюро по программе Erasmus Mundus, Europass, программам сотрудничества Tempus/ EC для третьих стран, по Болонскому процессу, национальным секретариатом организации IAESTE, канцелярией GATE-Germany (консорциум по маркетингу международного высшего образования). Стипендии Германской службы академических обменов предоставляют возможность прохождения обучения, а также проведения научно-исследовательской работы на территории Германии. DAAD имеет 14 зарубежных представительств и 51 информационный центр по всему миру и выдает порядка 60 000 стипендий в год[4].

- Программа Фулбрайт (Fulbright), которая начала свой старт в 1973

году. В 2014 году более полутора тысяч российских ученых, студентов,

аспирантов и преподавателей получили грант Программы Фулбрайта.

Программа Фулбрайта предлагает гранты для граждан США на обучение,

4

проведение исследований и преподавание в российских вузах. Каждый год по нескольким программам в Россию приезжаю около 70 стипендиатов [5].

- Программа «Академическая мобильность» Фонда Михаила Прохорова стартовала в 2013 году. Грант предполагает финансирование участия в научных конференциях и семинарах, работы в архивах и библиотеках, стажировок в научных учреждениях страны и за рубежом для студентов старших курсов, аспирантов и молодых преподавателей (до 35 лет). На конкурс в 2013 году поступило 949 заявок, поддержку получили 381 человек. Сумма финансирования составила 12,039 млн. руб. [6].

Существенным вкладом в развитие человеческого капитала и академической мобильности обучающихся стала реализация в России государственной Программы «Глобальное образование», поддерживающая обучение за границей граждан России, поступивших в один из ведущих зарубежных университетов. Программа начала свой старт после подписания Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. №967 «О мерах по укрепление кадрового потенциала Российской Федерации, в котором закреплены принципы и рамочные положения Программы «Глобальное образование». Общий объём финансового обеспечения Программы за счёт ассигнований федерального бюджета в 2014-2016 годах составляет 4,41 млрд. рублей, в том числе в 2014 году - 1,47 млрд. рублей, в 2015 году - 1,47 млрд. рублей и в 2016 году - 1,47 млрд. рублей[7].

В России реализуются двусторонние договоры о научно-образовательном сотрудничестве, в рамках которых по линии Министерства образования и науки РФ ежегодно на обучение и кратковременные стажировки направляются студенты, аспиранты, преподаватели в высшие учебные заведения 22 зарубежных стран. Пребывание и обучение полностью или частично финансируется принимающей стороной. На рисунке 1 представлена информация о результативности мероприятий отраслевой программы мобильности в 2014 году [8].

Кувейт Польша Италия Вьетнам Монголия Словакия Чехия Норвегия Египет Дания Венгрия

Бельгия (Фламандское сообщество) Бельгия (Французское сообщество)

Австрия Румыния Болгария Сербия Франция Китай

14

13 15

129

20

40

60

80

100

120

140

0

0

Рисунок 1 Количество одобренных заявок в рамках принятых квот странами

В реализации отраслевой программы в 2014 году приняло участие порядка 300 человек. Это составляет 0,2% от общей численности иностранных граждан, обучающихся в вузах Российской Федерации в 2012/2013 учебных годах [9] или 0,3% от плановых показателей численности российско-китайского академического обмена, зафиксированных Протоколом четырнадцатого заседания Российско-Китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству [10].

Понимая, что академическая мобильность в вузе является одним из важнейших механизмов получения дополнительных знаний, расширения профессионального кругозора и установления взаимовыгодных контактов с зарубежными научно-исследовательскими коллективами и университетскими центрами в Кузбасском государственном техническом университете имени Т.Ф. Горбачева г. Кемерово (сокращенное название - КузГТУ) данному направлению уделяется повышенное внимание.

В университете приняты положения, регламентирующие академическую мобильность в КузГТУ:

- «Об академической мобильности студентов, аспирантов, преподавателей и работников КузГТУ»,

- «О признании периодов и результатов обучения в КузГТУ»,

- «О порядке приглашения в КузГТУ специалистов сторонних организаций»,

- «О порядке организации в КузГТУ совместных образовательных программ».

В результате за последние 3 года в университете наблюдается положительная динамика международной академической мобильности. Научно-педагогические работники в рамках заключенных соглашений ежегодно проходят стажировку в компании DMT-LB (Германия), выполняют совместные научно-исследовательские проекты с учеными Шаньдунского научно-технического университета (Китай), читают лекции в Карагандинском техническом университете (Казахстан).

Ежегодно студенты проходят обучение по программе летних языковых курсов в вузах Германии при поддержке Германской службы академических обменов (DAAD), а также изучают китайский язык в г. Циндао при поддержке Шаньдунского научно-технического университета.

За период 2013- 2014 гг. КузГТУ выигран грант по Программе Фулбрайт:

- грант «ПрограммаFulbright для ассистентов преподавателей английского языка»;

- грант «Программа Fulbright Specialist» - кратковременное сотрудничество с приглашенным из США специалистом.

В течение 2013-2014учебного года«носитель языка» ассистировал

преподавателям английского языка на занятиях со студентами, участвовал в

«круглых столах» и конференциях, а также работал над своим

индивидуальным научным проектом. Стипендиат Фулбрайта, Президент

7

CMM Energy LLC (США), Доктор Мати Пит Сут прочитал курс лекций для студентов, преподавателей и сотрудников КузГТУ, а также для представителей промышленных предприятий Кемеровской области по темам: «Шахтный метан и метан вентиляционных систем», «Извлечение и Использование шахтного метана».

Среди основных проблем развития академической мобильности в вузе можно выделить следующие:

- недостаточный уровень знания иностранного языка преподавателями и студентами, что тормозит их активное участие в процессе академического обмена.

В зарубежных вузах организован процесс обучения на английском языке, однако поощряется изучение студентом языка страны пребывания, для чего принимающий университет призван организовывать интенсивные языковые курсы. Поэтому преподаватель или студент для участия в процессе академического обмена должен владеть английским языком, или языком страны пребывания.

- недостаток финансовых ресурсов для введения эффективной международной деятельности.

В настоящее время мобильность студентов не имеет системного характера и не всегда приводит к повышению качества обучения в целом. На наш взгляд, это обусловлено как недостатками системы финансирования мероприятий программ академической мобильности, так и неготовностью большинства студентов (особенно в условиях экономического кризиса) нести дополнительные расходы, связанные с пребыванием в других вузах. Из-за значительной удаленности от стран Европейского союза финансовые затраты на проезд студентов сибирских вузов также значительно выше, чем у студентов Центральной части РФ. Как недостаток можно отметить и отсутствие во многих вузах соответствующей инфраструктуры, обеспечивающий эффективный обмен.

- отсутствие международной аккредитации ООП университета.

Основной целью аккредитации образовательных программ является стимулирование разработки ООП, максимально соответствующих требованиям и запросам работодателей, лучшим отечественным и зарубежным аналогам. Наличие таких программ способствует привлечению иностранных граждан на обучение, повышению международного престижа, конкурентоспособности и мобильности российских инженеров.

В университете пока нет ООП, имеющих международную аккредитацию.Однако эта работа уже начата и в настоящее время процедуру зарубежной аккредитации в агентстве FIBAAпроходит ООП направления «Менеджмент».

Таким образом, проведенный обзор показывает, что академическая мобильность важна как для личного развития - приобретение опыта обучения (работы) в других академических и социальных условиях, так и для обновления образовательного процесса в вузе. Это способствует повышению конкурентоспособности не только высшего образовательного учреждения, но и будущих специалистов как участников единого рынка труда. Несмотря на имеющие проблемы, необходимо и далее развивать процесс академической мобильности, являющийся, безусловно, причиной модернизации и повышения качества образовательных программ и технологий обучения.

Библиографический список

1. Болонская декларация о Зоне европейского высшего образования. Совместное заявление европейских министров образования г. Болонья, 19 июня 1999 года.

2. Положение «Об академической мобильности студентов, аспирантов, преподавателей и работников КузГТУ», 2012 г. - [Электронный ресурс]. -http://www.kuzstu.ru/university/normative-documents/107/.

3. Официальный сайт «European Commission» -http://europa.eu/rapid/press-release IP-14-821 en.htm.

4. Официальный сайт DAAD. -http://www.daad.ru.

5. Официальный сайт Fulbright. -http://www.fulbright.ru. б.Официальный сайт Фонда Михаила Прохорова. -

http://www.prokhorovfund.ru/fund/.

7. Официальный сайт Государственной Программы «Глобальное образование». - http://educationglobal.ru/o_programme/.

8. Официальный сайт Программы исходящей международной академической мобильности. - http://im.interphysica.su.

9. Арефьев, А.Л., Шереги, Ф.Э. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации. Статистический сборник. Выпуск 11. М: 2014, с.17.

10. Письмо Минобрнауки России от 12 декабря 2013 г. № МОН-П-4978 «О поручениях по протоколу четырнадцатого заседания Российско-Китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству». Прил. 1., с. 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.