Научная статья на тему 'Академическая мобильность как инструмент повышения конкурентоспособности и модернизации образования в условиях глобализации'

Академическая мобильность как инструмент повышения конкурентоспособности и модернизации образования в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
191
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ / ПРЕДПОЧТЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / SPECIALIST'S PROFESSIONAL COMPETENCE / ACADEMIC MOBILITY / MODERNIZATION OF EDUCATION / TARGET AUDIENCE / PREFERENCES / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козлова Нэлли Анатольевна

Статья посвящена проблемам формирования и развития академической мобильности. Рассмотрены профили целевой аудитории послевузовского образования на основании статистических данных, причины выбора обучения в России и за рубежом, дан анализ диспропорций между спросом на дипломированных специалистов вузов и предложением на рынке труда. Сформулированы основные задачи высшего профессионального образования в условиях его глобализации и модернизации, определена роль академической мобильности в контексте компетентностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Academic mobility as a tool of competitiveness growth and modernization of education in global conditions

The article deals with issues of forming and developing academic mobility. The author describes the profiles of target audience of alumni based on statistic data; analyses the causes of alumni's preferences of studying in Russia or abroad; analyses the difference between labor marker offer and demand for licentiates. The author presents the main goals of higher professional education in conditions of its globalization and modernization, describes role of academic mobility in frames of competency approach.

Текст научной работы на тему «Академическая мобильность как инструмент повышения конкурентоспособности и модернизации образования в условиях глобализации»

УДК 332.012.23, 338.242.2 ББК 65.05

УПРАВЛЕНИЕ СПРОСОМ НА НАУКОЕМКУЮ ПРОДУКЦИЮ РЕГИОНАЛЬНОГО МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

С.А. Головихин

Статья посвящена исследованию сфер применения различных теорий спроса и потребления в управлении спросом на наукоемкую продукцию регионального машиностроительного комплекса. Автор дает характеристику основным положениям теорий спроса как предпосылкам для выявления особенностей формирования спроса на наукоемкую продукцию регионального машиностроения.

Ключевые слова спрос, наукоемкая продукция, региональный машиностроительный комплекс.

Экономические исследования спроса и потребления исторически развиваются по следующим направлениям: в одном из них (теоретическом) преобладают проблемы предпочтений и поведения потребителей, а в другом (эмпирическом) - влияния совокупного спроса на хозяйственное равновесие и общее развитие экономической системы.

Основы научной теории спроса, предпочтений и поведения потребителей были заложены А. Смитом (классическая экономическая теория), предполагавшим, что потребности, спрос и потребление, особенности их изменения и их место в хозяйственной жизни следует определять на основе оценок и решений эгоцентрического рационально действующего потребителя [8, с. 128-129].

Неоклассическую экономическую теорию (А. Маршалл [5], А. Пигу [6], Р.Дж. Аллен [1], Дж.Р. Хикс [10]) отличает стремление его представителей основать экономико-теоретическую систему на психоэкономических принципах поведения, выработать модель хозяйственного равновесия для условий, приближающихся к свободной конкуренции, и приложить элементы предельного (маржинального) анализа к проблемам спроса, цен и распределения ограниченных ресурсов. В исследовании спроса особое значение уделяется его регулирующему воздействию на экономику. Поскольку цена, которую субъект хозяйствования может заплатить за производственные ресурсы, зависит от цен товаров, производимых с их использованием, то потребительский спрос в итоге является регулятором совокупного спроса [5, с. 155].

В качестве базы при изучении поведения потребителей была выдвинута концепция предельной полезности [5, с. 156-157], истоки которой содержатся еще в психофизиологических принципах поведения потребителей, сформулированных Г. Госсеном. Согласно первому закону Госсена, по мере удовлетворения какой-либо потребности полезность последующих единиц блага убывает и при полном ее насыщении падает до нуля. Сущность второго закона Госсена состоит в том, что максимум удовлетворения потребностей будет

достигнут при выборе такой комбинации спроса на различные продукты, при которой интенсивность удовлетворения потребностей становится одинаковой.

Представители неоклассической теории положили начало современному исследованию взаимосвязей между поведением потребителей и параметрами их платежеспособности. Прикладное значение имеют разработанные способы определения коэффициентов эластичности, замещения и дополнения спроса на конкретные группы товаров, параметров предпочтения и насыщения спроса.

В результате изучения классической и неоклассической теорий спроса установлено, что при управлении спросом на наукоемкую продукцию регионального машиностроения необходимо учитывать следующие теоретические положения.

1. Уровень спроса и расходов на наукоемкую продукцию зависят в основном от трех групп переменных, которые отражают объективные особенности воспроизводства:

а) наличия предметов и средств удовлетворения потребностей, объем которых ограничен в каждый конкретный момент времени;

б) факторов платежеспособности - доходов, имеющихся в распоряжении предприятий и населения, активов, условий кредита и соотношения уровней цен;

в) потребностей.

2. Поведение потребителей наукоемкой продукции потребительского назначения является социально обусловленным и в основном выражает объективные особенности массового поведения.

3. Содержание потребительных стоимостей характеризуют параметры, выражающие общественную полезность наукоемкой продукции, -предпочтения, насыщение конкретных потребностей, комплексность и сравнительная эластичность различных способов удовлетворения потребности.

4. Одна альтернатива выбора потребителями более предпочтительна по сравнению с другой ввиду различий в объективных качествах предметов спроса; категория полезности выражает комплексную оценку потребителями этих объектив-

Управление социально-экономическими системами

ных качеств, позволяющую уточнить выгодность выбора. При этом следует отметить, что более оправдано соизмерение комплексов (совокупностей) потребностей. При управлении потребительским спросом на наукоемкую продукцию следует сравнивать стереотипы потребления тех или иных социальных групп.

5. Спрос определяет ход реализации и уравновешенность хозяйственного развития не сам по себе, а в связи с предложением.

6. Существуют статические и динамические зависимости между структурой потребительских расходов и социальной структурой общества: удельные веса различных статей расходов зависят от материальной обеспеченности, образования, профессиональной подготовки потребителей и других параметров. Эти зависимости были выявлены только применительно к потребительскому спросу.

7. С увеличением общей величины спроса меняется структура расходов на удовлетворение физиологических потребностей и увеличивается доля расходов на удовлетворение интеллектуальных потребностей. Расходы на ряд наукоемких товаров взаимозависимы и к тому же растут быстрее, чем расходы на ненаукоемкие товары. Следует отметить, что данное теоретическое положение справедливо лишь в отношении потребительского спроса, формируемого предприятиями регионального машиностроения.

Основными недостатками классической и неоклассической теорий спроса являются следующие:

- ориентация на абстрактное допущение, что размеры потребительных стоимостей не зависят от величины затрат труда, необходимых для придания предметам спроса полезных свойств;

- невозможность рационального выбора в сложных ситуациях. Это объясняется тем, что, соизмеряя свои мотивы и предпочтения и принимая решения о расходовании средств, потребители на практике пользуются лишь ограниченной информацией о состоянии и перспективах рынка.

Пересмотр теоретических предпосылок неоклассической теории соответственно условиям монополистической конкуренции особенно радикально затронул проблему реализации. Возникли теории спроса-предложения, опирающиеся на концепцию государственного вмешательства в процесс воспроизводства [2, 4] и концепцию «несовершенной», или монополистической, конкуренции [7]. Представители обеих концепций исходят из предпосылки о недостаточности действия рыночного саморегулирования для обеспечения хозяйственного равновесия.

В теории абсолютного дохода [4] отражена тенденция сохранения потребления на сравнительно стабильном уровне путем выравнивания потребителями своих ресурсов во времени при помощи регулирования величины сбережений. В модели спроса, построенной на положениях этой

теории, предполагается, что совокупные расходы на потребление (Сд) составляют основную часть суммарного спроса, который тождествен совокупным доходам. Остаток составляют совокупные сбережения St . Спрос на них предъявляется в виде инвестиций, т. е.

С, = - St. (1)

Формализованная модель данной теории представлена на рис. 1.

В интервале КМ, который соответствует низкому (падающему) уровню доходов, уровень расходов потребителей поддерживается не только из текущего дохода, но также за счет накоплений, активов и долгов ^ < 0). Лишь после достижения определенного уровня доходов (Ы) часть его откладывается в виде сбережений ^ > 0) [4, с. 158-159].

Совокупный реальный спрос за определенный короткий период () зависит от ожидаемого абсолютного уровня реального (выраженного в единицах заработной платы) совокупного дохода (Уду) и от склонности к потреблению (сД({) или пропорции, в которой этот доход распадается на потребительские расходы и сбережения [4, с. 150].

Если Д7д/Д, > 0, то

СЩ) = сщу {УЯ(У - У0 ) + АТ(0), (2)

т. е. в каждый момент общий уровень реальных расходов потребителей является слагаемым двух величин: исходной величины их расходов (А), зависящей от начального уровня дохода (У0), и доли расходов на потребление, пропорционально связанной с приростом (или уменьшением) дохода (ся(у).

Рис. 1. Линейная потребительская функция и функция сбережений (по теории абсолютного дохода)

Теория предполагает, что и абсолютный уровень потребления и его относительная величина сопровождаются эффектом мультипликации (вторичного, или производного, спроса.

Из теории следует, что совокупные расходы потребителей изменяются в меньшей мере по сравнению с их совокупным доходом. Предельная доля

расходов (склонность к потреблению) ct = AC/AY является положительной величиной [4, с. 157]:

c, =(с, - Лу(0) )/АУ. (3)

При увеличении уровня дохода склонность к потреблению асимптотически уменьшается, а при уменьшении - увеличивается до единицы, то есть 0 < AC/AY < 1.

Эта закономерность проявляется как во временном разрезе - на протяжении экономического цикла, так и при переходе от групп населения с низкими доходами к группе с более высокими доходами.

Использование основных положений теории абсолютного дохода в исследованиях спроса на наукоемкую продукцию обеспечивает:

- переход от субъективного психологизма к изучению функциональных зависимостей и регрессионных связей между спросом и формирующими его факторами;

- уделение внимания проблеме накопления и склонности к потреблению;

- перенос внимания с изучения поведения потребителей (стереотипа их расходов) на проблемы общественного воспроизводства.

В то же время существенными недостатками теории абсолютного дохода являются следующие:

- факторы, определяющие склонность к потреблению (пропорция между совокупным и чистым доходом, изменения в налоговой политике, социальные факторы, склонности, желания и мотивы), в краткосрочном периоде не поддаются государственному контролю и регулированию и не учитываются при управлении спросом;

- предположение о неизменности цен, технического уровня производства, структуры распределения национального дохода, численности и квалификации рабочей силы, социального и натурального стереотипа потребления, а также наличии свободной конкуренции, что снижает результативность управления спросом при использовании положений данной теории на практике.

Таким образом, теория абсолютного дохода может быть применима только для статического описания функциональных зависимостей спроса на наукоемкую продукцию в краткосрочном периоде и требует соответствующего уточнения.

В теории относительного дохода подчеркивается, что потребительские расходы зависят от положения покупателей в обществе, неравномерности распределения доходов между остальными группами [3; 11] и (или) соотношения текущего и максимального уровней покупательной силы потребителей [9, с. 233-240]. В обоих случаях, согласно теории, основной определяющей переменной является относительный уровень доходов потребителей.

Отмеченные особенности частично позволяет учесть функция соотношения между текущим уровнем дохода (У,) и наиболее высоким из ранее

достигнутых его уровней (Гтах, в сопоставимых ценах) [9, с. 234]:

$,/У, = а (¥,/¥тах ) + Ь, (4)

где St - текущие сбережения; а, Ь - параметры.

Изменения Yt, из которых выводятся изменения Г?/7тах, изображены на рис. 2. В интервале /0—1 дробь Yt/Ymax становится меньше и склонность к сбережению (£?/7?), являющаяся функцией Г?/7тах, будет снижаться. В интервале ^-/2 дробь Yt/Ymax увеличивается и, следовательно, отношение St/Yt будет увеличиваться. В интервале ЬЧ3 Ymax шаг за шагом увеличивается; некоторое время оно отстает от Yt, пока не достигает нового максимума в точке ^42. Таким образом, в интервале ^—3 Yt/Ymax равно в сущности единице, а отношение St/Yt остается неизменным. Это означает, что с ростом дохода потребление возрастает пропорционально, хотя абсолютный прирост потребления меньше прироста дохода.

h h h h t

Рис. 2. Циклические колебания текущего дохода (по теории относительного дохода)

Чем ниже соотношение текущего и максимального уровней доходов №^тах), а также абсолютный уровень Yt, тем труднее потребителям сохранять привычный уровень потребления и тем ниже накапливаемая часть дохода. При aYt = ЬYmax потребитель перестает осуществлять накопления, а при Yt/Ymax > Ь/а накопления увеличиваются.

По мнению Дьюзенберри [3, 11], основой поведения массы покупателей потребительских товаров являются типичные рациональные предпочтения одних благ другим. На текущее поведение потребителей оказывают воздействие прежде всего решения той же или наиболее близкой к ним социальной группы, сделанные в предшествующем периоде. Если индекс полезности для /-го потребителя обозначить через и, а размер влияния потребительских расходов у-й группы потребителей на решения /-го потребителя - параметром а/у, то:

и =щ (с/ ^ауС) • (5)

Влияние социальной неравномерности распределения совокупных доходов на уровень расходов потребителей заключается в том, что на протяжении цикла с ростом дохода конкретной группы потребителей норма их потребительских расходов понижается, и наоборот. Из теории отно-

Управление социально-экономическими системами

сительного дохода также следует, что увеличение неравенства доходов способствует повышению среднего уровня нормы накоплений и, соответственно, уменьшает долю потребительских расходов в доходах.

Введение основных положений теории относительного дохода в исследования спроса на наукоемкую продукцию позволяет учитывать цикличность и неравномерность распределения потребительских расходов между основными социальными и доходными группами потребителей, а также влияние референтных групп на поведение потребителей. Однако отсутствие в ряде регионов бюджетной статистики об уровне потребления в разрезе основных групп доходности ограничивает возможности использования данной теории при управлении спросом на наукоемкую продукцию машиностроительных предприятий.

Теория постоянного (нормального) дохода [12] основана на более общих предпосылках, позволяющих рассматривать теории абсолютного и относительного дохода в качестве частных случаев. При существенных колебаниях текущего уровня доходов потребителей, согласно теории, спрос стабильнее доходов ввиду того, что потребление ориентировано на постоянную часть доходов, усредненную за длительный период. При построении функции спроса в текущих величинах доходов и расходов С) выделяют постоянные (р) и переменные (у) их компоненты с учетом временного «горизонта принятия решений потребителями»:

Yt = Yp + Yv, С, = Ср + Су.. (6)

Основу модели формирования расходов потребителей, построенной с учетом теории постоянного дохода, составляет уравнение:

Ср = к (1,м>,и) Yp, (7)

где и - отдельно не учтенные факторы (вкусы и т. п.).

Постоянный компонент расходов потребителей зависит от части (к) постоянного дохода (Ур), которая непосредственно определяется отношением всех ресурсов потребителей (м>) к доходу, а также нормой дисконта (/). Постоянные компоненты потребительских расходов и доходов в основном не зависят от временных, так как первые вызваны факторами, действующими в течение длительного периода, вторые же - преходящими, переменными причинами. Кроме этого, предполагается, что временные компоненты расходов и доходов потребителей в целом тоже не связаны между собой.

Основными недостатками теории постоянного дохода, ограничивающими сферу ее использования при управлении спросом на наукоемкую продукцию, являются следующие:

- различия в потребительском спросе между отдельными социальными группами населения объясняются случайными расхождениями между постоянным и временным уровнем доходов у этих

социальных групп, а не неравномерностью распределения доходов;

- процессы формирования спроса не рассматриваются во взаимосвязи с процессами формирования предложения.

Кроме этого, теорию постоянного дохода при управлении спросом практически более трудно применять, чем теории абсолютного и относительного дохода, что связано со сложностью выделения постоянных и переменных компонентов доходов и расходов потребителей.

Таким образом, в аспекте изучения эмпирического направления исследований спроса и потребления можно сделать следующие выводы.

1. Модель расходов потребителей наукоемкой продукции представляет собой сочетание систематической (постоянной) структуры, характеризующей общую тенденцию изменения спроса, и переменной структуры, характеризующей отклонения от этой тенденции под влиянием случайного воздействия множества причин (фактор цикличности).

2. Статистическая тенденция снижения годового уровня нормы потребительских расходов с одновременным повышением уровня доходов проявляется на протяжении всего цикла воспроизводства, а также при переходе от группы населения с низким уровнем дохода к социально однородной с ней группе населения с более высоким уровнем дохода, что характерно для наукоемкой продукции машиностроительных предприятий, являющейся товарами народного потребления.

3. Проблема реализации возникает в результате недостаточной склонности к потреблению (пропорции, в которой доход потребителей распадается на потребительские расходы и накопление).

Таким образом, основные положения существующих теорий спроса создают предпосылки для выявления особенностей формирования спроса на наукоемкую продукцию и разработки методики его прогнозирования.

Литература

1. Аллен, Р.Дж. Математическая экономия / Р.Дж. Аллен. - М.: Изд-во ин. лит., 1963.

2. Бурачас, А.И. Моделирование личных расходов в развитых капиталистических странах / А.И. Бурачас. - М.: Наука, 1975.

3. Дьюзенберри, Д.С. Роль спроса в экономической структуре /Д.С. Дьюзенберри, X. Кистин // В сб.: Исследование структуры американской экономики. - М.: Госстатиздат, 1958.

4. Ильенкова, Н.Д. Спрос: анализ и управление: учеб. пособие / Н.Д. Ильенкова. - М.: ФиС, 2000.

5. Маршалл, А. Принципы экономической науки / А. Маршалл. - М.: Изд. группа «Прогресс», 1993. - Т. 1.

6. Пигу, А. Экономическая теория благосостояния / А. Пигу. - М.: Прогресс, 1985. - Т. 1.

7. Робинсон, Дж.В. Экономическая теория несовершенной конкуренции /Дж.В. Робинсон; под общ. ред. И.М. Осадчей. - М.: Прогресс, 1986.

8. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов (книги І-ІІІ) / А. Смит. -М.: Наука, 1992.

9. Хансен, Э. Экономические циклы и национальный доход / Э. Хансен. - М.: Изд-во ин. лит., 1959.

10. Хикс, Дж.Р. Стоимость и капитал / Дж. Р. Хикс. - М.: Прогресс, 1988.

11. Duesenberry, J.S. Income, Saving and the Theory of Consumer Behaviour / J.S. Duesenberry. -Harvard University Press, 1949.

12. Friedman, M. Windfalls, the Horizon and Related Concepts in the Permanent Income Hypothesis / M. Friedman . - In: Measurement in Economics. -Stanford, 1963.

Поступила в редакцию 18 апреля 2011 г

Головихин Сергей Александрович. Кандидат экономических наук, доцент кафедры оценки бизнеса и конкурентоспособности, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск). Область научных интересов - прогнозирование потребительского спроса.

Golovikhin Sergey Alexandrovich. Ph.D. in economics, associate professor of «Assessment of business and competitiveness» department in South Ural State University, City of Chelyabinsk. Field of scientific interests is forecasting of consumer demand.

Контактный телефон: 89127723469.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.