Научная статья на тему 'АИУС рсчс-2030: анализ опыта эксплуатации и перспективные направления развития'

АИУС рсчс-2030: анализ опыта эксплуатации и перспективные направления развития Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
4431
283
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АИУС РСЧС / МНОГОУРОВНЕВЫЙ СЕГМЕНТ АИУС РСЧС-2030 / ЛОСКУТНАЯ АВТОМАТИЗАЦИЯ / ЯДРО АИУС РСЧС2030 / ЕДИНАЯ ИНТЕГРАЦИОННАЯ ПРОГРАММНАЯ ПЛАТФОРМА / ОПЫТНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ / AIUS RSCHS / MULTI-LEVEL SEGMENT OF AIUS RSCHS-2030 / PATCHWORK AUTOMATION / AIUS RSCHS-2030 CORE / UNIFIED INTEGRATION SOFTWARE PLATFORM / PILOT OPERATION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Измалков Владимир Александрович

Рассмотрены предпосылки создания АИУС РСЧС-2030, проблемные вопросы, возникшие на этапе опытной эксплуатации, и сделаны выводы об основных перспективных направлениях дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Измалков Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Automated Information Management System of the Russian Unified Emergency Prevention and Response System AIUS RSChS-2030: Analysis of its Operating Experience and Further Development Priorities

The article discusses the prerequisites for the development of AIUS RSCHS-2030, problems that emerged during its pilot operation, and makes conclusions about its further development priorities.

Текст научной работы на тему «АИУС рсчс-2030: анализ опыта эксплуатации и перспективные направления развития»

/38 Civil SecurityTechnology, Vol. 14, 2017, No. 1 (51) УДК 614.8

АИУС РСЧС-2030: анализ опыта эксплуатации и перспективные направления развития

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2017

В.А. Измалков Аннотация

Рассмотрены предпосылки создания АИУС РСЧС-2030, проблемные вопросы, возникшие на этапе опытной эксплуатации, и сделаны выводы об основных перспективных направлениях дальнейшего развития.

Ключевые слова: АИУС РСЧС; многоуровневый сегмент АИУС РСЧС-2030; лоскутная автоматизация; ядро АИУС РСЧС-2030; Единая интеграционная программная платформа; опытная эксплуатация.

Automated Information Management System of the Russian Unified Emergency Prevention and Response System AIUS RSChS-2030: Analysis of its Operating Experience and Further Development Priorities

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2017

V. Izmalkov

Abstract

The article discusses the prerequisites for the development of AIUS RSCHS-2030, problems that emerged during its pilot operation, and makes conclusions about its further development priorities.

Key words: AIUS RSCHS; multi-level segment of AIUS RSCHS-2030; patchwork automation; AIUS RSCHS-2030 core; unified integration software platform; pilot operation.

Технологии гражданской безопасности, том 14, 2017, № 1 (51) /39

Автоматизированная информационно-управляющая система Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (АИУС РСЧС) представляет собой территориально распределенную многоуровневую многопользовательскую автоматизированную систему, предназначенную для автоматизации процессов деятельности органов управления РСЧС. В этой связи структура АИУС РСЧС во многом повторяет организационную структуру РСЧС, однако текущая реализация АИУС РСЧС подразумевает использование обширного комплекса программных средств и информационных ресурсов, которые зачастую не связаны друг с другом.

Это связано с тем, что АИУС РСЧС функционирует на территории всей страны на всех уровнях РСЧС и позволяет автоматизировать обширный круг задач, а создается и совершенствуется уже не одно десятилетие [1, 2]. За эти годы было испробовано множество подходов, спроектировано и реализовано множество решений, так или иначе имеющих отношение к АИУС РСЧС [3, 4]. Объединяет все усилия по ее совершенствованию то, что всякий раз для автоматизации выбирается некий отдельный сегмент, например, блок задач или функций. Такой подход позволяет многократно упростить развитие столь сложной системы, и обусловлен он практической невозможностью реализации всего объема задач и функций АИУС РСЧС в рамках одной итерации проектирования, разработки и внедрения единым разработчиком.

Масштабы структуры и задач РСЧС диктуют необходимость разбиения АИУС РСЧС на отдельные взаимоувязанные компоненты, способные создаваться и развиваться независимо. Прежде всего, можно выделить ведомственные компоненты (элементы АИУС для функциональных подсистем РСЧС) и территориальные компоненты (для системы иерархии органов управления и территориальных подсистем РСЧС).

Вместе с тем, анализ текущего состояния АИУС РСЧС, а также выполнявшихся работ по ее развитию, показывает, что большинство создаваемых функциональных элементов являются полноценными самостоятельными автоматизированными системами [3, 5]. Этот подход приводит к неэффективному использованию аппаратных и других ресурсов на создание множества отдельных автоматизированных систем, которые должны быть частью одной (единой) системы. Кроме того, многие эти системы не имеют полной взаимной совместимости и весьма ограниченные возможности взаимодействия с другими компонентами АИУС РСЧС, так как каждая из них строится по различным принципам и на базе различных информационных технологий.

Возникновение подобной практики связано с постоянно возрастающей сложностью взаимодействия со множеством разнородных программно-технических решений, входящих в состав АИУС РСЧС в отсутствии обязательных требований по поддержке единых протоколов обмена данных и жестких

требований к соблюдению архитектуры построения системы.

Данное явление обычно связывают с термином «кусочная» или «лоскутная автоматизация»[6]. Действительно, для такой сложной и распределенной системы, как АИУС РСЧС существует такая проблема, так как ее развитие вынужденно происходит отдельными функциональными блоками.

Естественным и правильным решением в такой ситуации может стать внедрение и плавный переход на единую интеграционную (программную) платформу, обеспечивающую необходимую базу для решения любых отдельных задач в работе АИУС РСЧС. Для обеспечения эффективности такой меры необходимо предъявление жестких требований по обязательному использованию единой платформы при выполнении всех последующих работ по совершенствованию АИУС РСЧС. Плавность процесса перехода на единую интеграционную платформу должна обеспечиваться переходным периодом, на время которого будет обеспечиваться как функционирование самой платформы и ресурсов на ее базе, так и программно-технических решений, разработанных до появления единой интеграционной платформы. Длительность переходного периода может составлять от трех до пяти и даже более лет, в соответствии со старением большинства программно-технических комплексов, которые со временем требуют обновления. Вместо обновления программного и аппаратного обеспечения будет возможно провести работы по переводу накопленной методической и алгоритмической базы, а также информационных ресурсов на новую основу единой интеграционной платформы. Таким образом, к истечению срока переходного периода все активно используемые ресурсы АИУС РСЧС должны быть адаптированы для работы в составе единого программно-технического комплекса на основе единой интеграционной платформы АИУС РСЧС.

В 2014 году для борьбы с недостатками сложившейся архитектуры и лоскутной автоматизацией были разработаны концепция развития НЦУКС до 2030 года и технические решения, названные «АИУС РСЧС-2030».

Разработка основных компонентов новой системы (первой очереди СПО АИУС РСЧС-2030) проводилась в 2015 году с участием 5-го научно-исследовательского центра ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) и МГТУ им. Н.Э. Баумана. Были получены Ядро АИУС РСЧС-2030, включающее фундаментальные (основные обеспечивающие) подсистемы и Единую интеграционную программную платформу (ЕИПП), а также функциональные подсистемы, хранилище данных и интерфейс пользователя [7].

В состав ядра АИУС РСЧС-2030 входят фундаментальные подсистемы, обеспечивающие единое информационное пространство АИУС РСЧС, а также работу всех остальных подсистем.

Одной из важнейших для обеспечения взаимной совместимости отдельных компонент АИУС РСЧС-2030 является Единая система классификации и

/40 ^П SecurityTechnology, Vol. 14, 2017, No. 1 (51)

кодирования (ЕСКК) АИУС РСЧС. Она позволяет не только вести учет, актуализацию и редактирование всех классификаторов и справочников в системе, но и обеспечивает их разработку, утверждение и рассылку в автоматизированном виде для элементов системы.

Кроме того, заметную роль в сопряжении различных функциональных компонент играют единая геоинформационная система и подсистема управления картографическими данными.

Первая обеспечивает единство представления и управления отображаемыми на картах данными, а вторая позволяет использовать единые картографические основы и слои, а также управлять ими.

В результате другой НИР — Создание многоуровневого сегмента АИУС РСЧС-2030 на федеральном, межрегиональном и региональном уровне — стало возможным начать в 2016 году опытную эксплуатацию разработанного СПО АИУС РСЧС-2030 в рамках небольшого сегмента органов повседневного управления РСЧС на нескольких уровнях.

Опытная эксплуатация СПО АИУС РСЧС-2030 в рамках даже небольшого сегмента вызвала большое количество замечаний и предложений по его работе. Для учета и работы над этими предложениями используются журнал опытной эксплуатации, современные средства автоматизации, например, система отслеживания ошибок и управления проектами Я^тте, содержащая на момент написания данной публикации более 400 обращений и более 40 предложений по развитию системы.

Исходя из анализа текущих результатов опытной эксплуатации, можно сделать вывод, что основные проблемные вопросы, замедляющие совершенствование системы и обширное внедрение АИУС РСЧС-2030, лежат в организационной плоскости [8].

Так к плановому сроку завершения опытной эксплуатации (конец 2016 года) все еще велась активная работа по тестированию системы, выявлению и исправлению найденных ошибок и реализацией новых предложений. На представленном ниже рисунке показано соотношение обращений в систему Redmineс разными статусами (рис. 1).

Новые Закрыто

Решено 14%

Рис. 1. Соотношение задач по статусу выполнения

Статус «Новые» присваивается впервые полученному обращению, по которому еще не начата работа (статус «В работе») и не запрошены дополнительные

сведения («Обр. связь» или Обратная связь). Статус «Решено» присваивается задаче разработчиком после устранения замечания или реализации предложения. И только после подтверждения со стороны обратившегося пользователя (автора обращения) задаче присваивается статус «Закрыто».

Как видно, подтверждение получили чуть более половины всех обращений.Вместе с тем, необходимо отметить большое число предложений по доработке системы, выходящих за рамки работ, выполняемых в этом году и относящихся к категории «На будущее». Они составляют почти 10% от общего числа обращений.

Таблица

Состояние выполнения задач

Согласно данным Redmine на 20.12.2016 г.

1 Закрытые задачи 247

2 Решенные задачи 67

3 Задачи в работе 61

4 Задачи, требующие уточнения (обратная связь) 21

5 Новые задачи 79

6 ИТОГО: 475

7 из них: в категории «На будущее» 45

Тем не менее, остальные нерешенные задачи составляют внушительный объем предстоящей работы по доработке системы.

Подобная ситуация вызвана тем, что задача по созданию АИУС РСЧС-2030 носит фундаментальный и в то же время комплексный характер.Особое внимание и значительное количество времени при ее решении необходимо уделять тестированию и отладке программного обеспечения, а также обучению и подготовке персонала. В связи с необходимостью подготовить множество сотрудников МЧС России на трех уровнях системы управления, затронутых в Многоуровневом сегменте АИУС РСЧС-2030(Феде-ральном, Межрегиональном и Региональном), к работе с различными подсистемами АИУС РСЧС-2030, мероприятия по их подготовке в первой половине 2016 года проводились тематическими группами по заранее составленному расписанию.

В дальнейшем отдельные учебные курсы и темы повторялись до полного их освоения. Подобный подход к обучению и большой интерес личного состава МЧС России к АИУС РСЧС-2030 выразились в большом количестве пожеланий и предложений по доработке функционала и эргономике отдельных подсистем и блоков.Это, в свою очередь, привело к лавинообразному росту интенсивности использования системы осенью/зимой 2016 года и, как следствие, такому же росту обращений с замечаниями и предложениями по ее доработке (рис. 2).

Резкий рост выполняемых доработок и улучшений логичным образом привел к пропорциональному росту возникающих программных ошибок и, соответственно, росту затрат временных ресурсов на их локализацию и устранение. Кроме того, поскольку

Технологии гражданской безопасности, том 14, 2017, № 1 (51)

Рис. 2. График интенсивности обращений в Redmine в 2016 году, выраженный в количестве поступивших обращений

с разбиением по месяцам

система эксплуатировалась сразу на трех разных уровнях и в различных условиях, то замечания и предложения, поступающие от различных подразделений и отдельных специалистов, зачастую могли повторяться или противоречить друг другу.

Выработка компромиссных и оптимальных решений по каждому обращению требует обработки большого количества информации как пользователями системы на всех уровнях управления МЧС России, так и специалистами Разработчика.

В связи с вышесказанным, по оценкам специалистов Разработчика и ВНИИ ГОЧС на отработку всех предложений и последующее тестирование, отладку и доработку системы необходимо еще несколько месяцев, и к концу 2016 года вводить АИУС РСЧС-2030 в постоянную эксплуатацию преждевременно.

Учитывая вышесказанное и очевидную важнейшую роль АИУС РСЧС-2030 в дальнейшем развитии РСЧС на многие годы вперед, вероятно, МЧС России будет принято решение о продлении опытной эксплуатации Многоуровневого сегмента АИУС РСЧС-2030 на 2017 год.

Продление опытной эксплуатации позволит не только реализовать все задумки и предложения по развитию, укладывающиеся в рамки работ над первой очередью СПО, но и решить множество важнейших организационных вопросов, связанных с функционированием АИУС РСЧС-2030.

Одним из важнейших вопросов является информационное наполнение системы, находящейся не на боевом дежурстве в дежурной смене, но в опытной эксплуатации.

Этот вопрос подразделяется на две составляющие — автоматизированный сбор данных с информационных систем и организация ручного ввода данных (в основном из неформализованных источников).

Для автоматизированного сбора данных МЧС России заключает соглашения с организациями - операторами информационных систем о предоставлении информации на безвозмездной основе для нужд МЧС России и РСЧС по утвержденному регламенту. Вместе с тем, для Росгидромета и некоторых других операторов важнейших смежных информационных систем подобная работа растянулась на месяцы и будет завершена только в начале 2017 года.

В то же время для ручного ввода данных в систему необходимо выделить персонал на значительный промежуток времени. Одним из типов данных, требующих ручного ввода, является информация из паспортов территорий. Ручной ввод информации по 4 районам Московской области осуществлен силами Разработчика в соответствии с Техническим заданием. Однако остальную информацию в систему (за всю Россию) необходимо внести силами сотрудников МЧС России. Более того, информация при внесении в систему должна актуализироваться и проверяться на достоверность. Объемы информации, которую необходимо вносить в систему (хотя бы в части паспортов территорий), подразумевают активное использование персонала местных органов управления (например, ЦУКС и ЕДДС). Однако этот процесс сильно тормозится из-за частого внесения изменений в структуру данных паспортов территорий.

Отсутствие в системе данных о метеоусловиях в заданной точке и данных из паспорта территории сильно затрудняет работу с прогнозными и аналитическими функциями системы, так как они зачастую используются в качестве исходных данных.

С технической точки зрения самым серьезным замечанием можно назвать то, что она на этапе опытной эксплуатации имеет тенденцию к нестабильной работе. Действительно - из-за некоторой нехватки аппаратных ресурсов система может работать с задержками, а из-за продолжающихся работ по совершенствованию программной части возможны новые ошибки и нестабильная работа системы в целом. При этом ситуация только усугубляется с увеличением числа пользователей системы и интенсивностью их работы в ней. Подобное развитие событий вполне ожидаемо для столь масштабных проектов, в то же время требует сосредоточения усилий разработчика по совершенствованию программного обеспечения и постоянного интенсивного участия большого количества пользователей в тестировании системы.

В связи с этим, возрастает необходимость постоянного мониторинга технического состояния системы и ее компонент с использованием средств автоматизации специалистами МЧС России (предположительно НЦУКС МЧС России и/или Рузского центра обеспечения пунктов управления(ЦОПУ) МЧС России).

/42 Civil SecurityTechnology, Vol. 14, 2017, No. 1 (51)

Также необходимо задуматься о продолжении поддержки и развитии системы после завершения опытной эксплуатации собственными силами МЧС России - для этого необходимо внедрить к использованию в МЧС России собственную систему отслеживания ошибок в АИУС РСЧС-2030, а также провести полную ревизию всей документации на систему с тем, чтобы привести ее в актуальное состояние с учетом всех внесенных изменений и доработок.

Наконец с увеличением числа пользователей в системе многократно возрастут трудозатраты на администрирование учетных записей пользователей. Во избежание этого необходимо предусмотреть отсутствующие на данный момент механизмы самостоятельной смены пароля собственной учетной записи, а также восстановление пароля учетной записи, например, на привязанный к ней почтовый ящик ведомственной электронной почты в сети Интранет. Кроме того, необходимо разработать и утвердить матрицу доступа для типовых групп пользователей и подготовить все необходимые группы для включения в их состав пользователей АИУС РСЧС-2030.

Невыполнение указанных предложений может привести к сохранению необходимости обеспечения непрерывной технической поддержки эксплуатации АИУС РСЧС-2030 со стороны организации, имеющей представление о внутреннем устройстве системы и штат программистов для ее постоянной доработки.

В то же время остается очевидной необходимость продолжения усилий по адаптации использовавшихся ранее программных и программно-технических средств для работы в составе новой системы с использованием ЕИПП. Работы по адаптации будут продолжаться не один год с тем, чтобы все востребованные средства информационно-интеллектуальной поддержки принятия решений заработали в едином информационном пространстве, организованном при помощи ЕИПП АИУС РСЧС-2030.

В заключение надо отметить, что выбранный путь по стандартизации и упорядочиванию архитектуры и применяемых информационных технологий в АИУС РСЧС является единственно верным и позволит, в конечном счете, создать эффективную и функциональную систему. Вместе с тем, необходимо сосредоточить усилия не только на совершенствовании программно-технических комплексов, но и организационном обеспечении функционирования системы. Кроме очевидных направлений по

совершенствованию алгоритмов работы органов управления с учетом новых информационных технологий, речь идет также о новом подходе к созданию и внедрению средств автоматизации и автоматизированных систем. Кроме обязательного декларирования соответствия требованиям совместимости с АИУС РСЧС-2030 необходимо проводить их апробацию на стенде Генерального конструктора АИУС РСЧС, позволяющем протестировать и апробировать программно-технические решения еще до их подключения к действующей системе, что в конечном счете позволит избежать множества угроз устойчивому функционированию и развитию АИУС РСЧС.

Литература

1. Постановление Правительства РФ от 18 апреля 1992 г № 261 «О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях».

2. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

3. Отчет по НИР «Исследование существующей автоматизированной информационно-управляющей системы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разработка путей и принципов ее развития», МГТУ им. Н.Э. Баумана. М., 2014.

4. Качанов С.А., Нехорошев С.Н., Попов А.П. Информационные технологии поддержки принятия решений в чрезвычайных ситуациях: АИУС РСЧС: вчера, сегодня, завтра. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2011. 400 с.

5. Отчет по НИР «Совершенствование информационно-коммуникационных технологий управления МЧС России и РСЧС», ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). М., 2015.

6. Лисин Н. Лоскутная автоматизация, или как управлять «зоопарком» программ // BYTE/Россия. 2009.

7. Отчет по работе «Создание АИУС РСЧС-2030 на основе Единой интеграционной программной платформы и ее внедрение в НЦУКС». М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015.

8. Отчет по НИР «Научно-методическое сопровождение внедрения единой интеграционной платформы АИУС РСЧС в систему управления МЧС России». М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2016.

Сведения об авторе

Измалков Владимир Александрович: к. т. н., ФГБУ

ВНИИ ГОЧС (ФЦ), нач. отд.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.

E-mail: info@izmalk.ru

SPIN-код — 9669-3778.

Information about author

Izmalkov Vladimir A.: .: Cand. Sci. (Engineering), All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Head of Department.

7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. E-mail: info@izmalk.ru SPIN-scientific — 9669-3778.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.