Педагогика
УДК 159.9
Даниленко Татьяна Васильевна
Danilenko Tatiana
АГРЕССИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫХ КЛАССАХ
И ЕЕ КОРРЕКЦИЯ
AGGRESSIVITY OF JUNIOR SCHOOLBOYS IN MULTINATIONAL CLASSES AND ITS CORRECTION
Показано, что агрессивные и аутоагрессивные It was shown that aggressive and auto aggressive
проявления в полиэтнических классах встреча- demonstration are revealed twice frequently in multina-
ются в два раза чаще, чем в этнически однород- tional classes then in ordinary. Such demonstration is
ных. Такие проявления коррелируют с неприняти- correlated with rejection of foreign culture. Special
ем чужой культуры. Для эффективного межэтни- school efforts are needed for effective international
ческого взаимодействия необходима специальная interactions of children
работа школы
Ключевые слова: многонациональные классы, агрес- Key words: multinational classes, aggression, auto aggres-сия, аутоагрессия, непринятие чужой культуры, фру- sion, rejection of foreign culture, frustration, correction страция, коррекция
Изменения в экономической, политической и духовной жизни страны в постсоветском пространстве сопровождаются значительными миграционными процессами, усилением интернационализации жизни. Идет сложный процесс взаимной адаптации людей, этносы которых исторически не жили вместе. В соответствии с традициями и привычками инонационального окружения изменяется поведение больших групп людей. Характерной чертой социальной среды становится полиэтничность [4].
Далеко не всегда этот процесс идет без проблем. Усиление миграционных потоков зачастую сопровождается обострением социальных проблем, состоянием неуверенности людей в завтрашнем дне, межэтнической нетер-
пимостью, ксено- и мигрантофобией. Непринятие и, как ее следствие, нетерпимость к людям других национальностей, часто возникает на почве невежества и страха перед неизвестным, отличным от привычного - чужой культурой, непривычным жизненным укладом и традициями, а иногда и под влиянием зависти к инородцам, которые больше зарабатывают, лучше живут.
Как в призме, это явление фокусируется в современной общеобразовательной школе, становящейся многонациональной. Увеличивается количество классов, которые можно отнести к полиэтническим (в них число детей, приехавших с других территорий, превышает 15...20 %).
Среди подростков непринятие представи-
телей других национальностей иногда принимает характер прямого противостояния. Чтобы понять его корни, необходимо знать, как формируется характер межэтнических отношений в более раннем возрасте, когда дети только начинают отождествлять себя с представителями того или иного народа. В этой связи особого внимания заслуживает младший школьный возраст, когда межэтнические отношения еще только формируются, не носят манифестирующего характера, проявляются лишь в психологическом комфорте - дискомфорте и могут быть своевременно скорректированы педагогическими средствами.
Младший школьный возраст является важным этапом этнической социализации ребенка: формирования его национального характера, норм поведения, вкусов, обычаев, традиций. В полиэтнической среде этот процесс может приобретать противоречивый характер среди детей как пришлого населения, так и местных жителей, этнокультурная среда которых изменяется.
Целью нашего исследования было определение у младших школьников, обучающихся в полиэтнических коллективах, выраженности агрессии и выявление ее связи с принятием/непринятием детьми сложившейся окружающей их этнокультурной среды.
Базой исследования стали младшие классы Марковской и Пивоварской средних школ Иркутского района (всего 150 детей 8.9 летнего возраста). Школы характеризуются достаточно разнообразным составом учащихся по национальному признаку уже на первой ступени обучения. Наряду с местными жителями - бурятами, славянами (русскими, белорусами и украинцами) в классах учатся дети мигрантов - выходцев с Кавказа, Средней Азии, Казахстана, Кореи и Китая. Количество мигрантов в классах, являющихся базой исследования, составляет более трети от общего количества учащихся. Давность миграции -2.5 лет.
Для определения степени принятия-непринятия ребенком признаков чужой этно-
культуры использовали методику А. Сухарева и разработанные нами к ней субтесты. А. Сухаревым показано, что несовпадение желаемого человеком этнокультурного окружения (климата, ландшафта, рациона питания, национального облика людей) с реальностью приводит к росту плавающей и предметной тревожности, развитию депрессивных состояний, аффективным выплескам, агрессивному поведению.
Степень выраженности агрессивных проявлений определяли при помощи «Теста руки» (Б. Бриклен, З. Пиотровски, Э. Вагнер), направленность и форму агрессивных проявлений - при помощи шкалы фрустрируемых ценностей (модифицированный вариант методики Л. Собчик).
Исследования показали, что высокий уровень непринятия чужой культуры, чуждого природного и климатического окружения, внешнего облика людей другой национальности проявляет 61 % от общего числа учащихся. Это значит, что двое из троих детей, обучающихся в полиэтнических классах, не желают дружить с детьми, имеющими внешний облик другой национальности; не хотели бы проживать в условиях чужого климата и ландшафтов (для мигрантов это их реальное окружение, в котором они живут); употреблять в пищу блюда чужой национальной кухни. Все выборы, которые делают эти дети, имеют выраженные черты своей этнокультуры.
Средний уровень непринятия чужого имеют 20 % всех школьников. Они не столь категоричны в своих национальных предпочтениях. Потенциально они не против дружить с детьми других национальностей, которые есть в классе. Наряду с предпочтением родной природы они не отрицают красоту далеких краев, где жили раньше их одноклассники; их национальные обычаи, национальные блюда.
Низкий уровень непринятия чужого отмечен у 13 % учащихся. В их выборе преобладают объекты, имеющие явные признаки чужой этнокультуры. Для местных детей такой выбор означает рассогласование предпочитаемого
образа этнокультурной самоидентификации с их реальным окружением. А для детей мигрантов - высокое принятие той этнокультурной ситуации, в которой они оказались.
Выявлена ли разница в принятии-непринятии чужой этнической среды между местными детьми и мигрантами? Да. Установлено, что среди детей местного населения отрицание чужой этнокультурной среды наблюдается в два раза чаще, чем среди детей мигрантов (67,3 % против 37 %). У мигрантов же, наоборот, в три раза чаще, чем у местных детей, встречается низкий уровень отторжения чужого этнокультурного окружения (у 34 % детей против 10 %). Почти все дети, которые не могли определиться в своих этнических предпочтениях (6 %), были детьми переселенцев.
Следовательно, у детей, приехавших с других территорий, преобладает низкий уровень непринятия чужого и низкий уровень предпочтения своих этнокультурных ценностей. Они более терпимы к проявлениям чужой культуры, к необходимости находиться среди людей с отличными от них внешними признаками. Полученные нами данные согласуются с фактами, описанными Е.Н. Корнеевой [3] при изучении межэтнической толерантности пришлого взрослого населения. Она отмечает, что социальные адаптивные возможности переселенцев невысоки. Причины этого - стереотип настороженного отношения к ним местного населения, недостаточное владение языком, отличия от культурных и религиозных предпочтений местных жителей. Поэтому взрослые переселенцы стремятся к общению с местным населением, пытаются приспособиться к новой среде, самоутвердиться в новом окружении и своим поведением формируют взгляды и поведение своих детей.
Результаты обследования детей по принятию-непринятию ими чужой культуры мы сопоставили с проявлениями у них агрессии.
Установлено, что в полиэтнических классах у 43 % всех учащихся проявляются агрессивные тенденции, у 37 % - тенденция к аутоагрессии, лишь 20 % имеют показатели агрес-
сивных проявлений, соответствующие норме (по шкале Собчик). Для сравнения: в классах, не являющихся полиэтническими, агрессивные тенденции наблюдаются, как правило, менее чем у 20 % детей (в два раза реже!), аутоагрессия - немногим более 20 % (почти в два раза реже!), нормальный уровень агрессии -отмечается более, чем у половины учащихся. Следовательно, полиэтническая школьная среда потенциально более «взрывоопасна», чем среда более однородная по этнокультурным признакам.
Однако подчеркнем, что в младшем школьном возрасте речь идет именно об агрессивных тенденциях, а не о выраженном агрессивном поведении. Согласно мнению разработчиков используемых нами психологических тестов, выявленным показателям агрессивности соответствует поведение, которое характеризуется сдержанностью, осознанным самоконтролем над агрессивными проявлениями. Отмечаются лишь ситуативные реакции ответной агрессии. Наблюдаемые в младшем школьном возрасте агрессивные тенденции могут в дальнейшем выразиться в личностных качествах самореализующей личности - настойчивости, упорстве, наступатель-ности, противодействии давлению среды. Однако при определенных условиях возможен и другой вариант развития событий, когда поведение учащихся становится выражено агрессивным.
На наш взгляд, особого внимания требует факт высокой встречаемости у учащихся полиэтнических классов аутоагрессивных тенденций. Аутоагрессия - агрессия, направленная на себя. Она может быть связана как с личностными качествами (повышенными требованиями к себе), так и с состояниями психологического дискомфорта, тревоги, угнетенности, подавленности, депрессии.
Встречаемость агрессивных и аутоагрессивных проявлений у местных детей и мигрантов различная.
Среди местных детей агрессивные проявления наблюдаются чаще, чем у мигрантов
(45 % против 32 %), а вот аутоагрессия - в полтора раза реже. Следовательно, подавляющее большинство детей мигрантов испытывают психологический дискомфорт, чувство угнетенности, самоотвержения. Понятно, что в подростковом возрасте это может значительно исказить процесс становления личности, привести к стремлению самоутверждения разными способами.
Связаны ли проявления агрессивности с принятием-непринятием учащимися сложившейся вокруг них полиэтнической среды?
В целом, закономерность выявлена такая. Наиболее высокий показатель проявления агрессивных тенденций - у детей с высоким уровнем непринятия чужого. У детей со средним уровнем непринятия чужого встречаются все уровни агрессии: агрессия как тенденция, норма агрессии и аутоагрессия как тенденция. У детей с низким уровнем непринятия чужого доминирует аутоагрессия.
Однако для местных детей и мигрантов картины зависимости агрессивности от этнокультурных предпочтений имели отличия.
Если для местных детей выявленная закономерность в целом сохранялось, то для детей мигрантов агрессивные тенденции были связаны как с высоким, так и с низким уровнем непринятия чужого, а также с трудностью определения своих этнических предпочтений. Нормальный уровень агрессии отмечался всего у 13,7 % мигрантов - при среднем уровне непринятия чужого. Аутоагрессия была сильно выражена при всех видах этнокультурных предпочтений.
Таким образом, в группе приезжих много детей с низким уровнем предпочтения своих этнокультурных ценностей. Мигранты более терпимы к проявлениям чужой культуры, мирятся с необходимостью находиться среди людей других национальностей. Однако это достигается за счет их большого внутреннего дискомфорта: агрессивные и аутоагрессивные тенденции проявляются у 86,3 % приезжих детей. Это указывает на значительный этнокультурный стресс, который испытывают практиче-
ски все мигранты.
В группе местных детей тревогу вызывает внутреннее состояние тех, кто отвергает образ исторически сложившейся в месте жительства этнокультуры. У них преобладают аутоагрессивные тенденции. Неменьшее беспокойство вызывают дети с агрессивными тенденциями среди тех, кто непримиримо относится к проявлениям чужой культуры.
Для определения направлений оказания детям группы риска психолого-педагогической помощи мы изучали их реакции на ситуации фрустрации.
Известно, что как агрессивность, так и аутоагрессия ярче проявляются в состоянии эмоционального напряжения, неудовлетворения, фрустрации. Под фрустрацией понимаются ситуации, в которых окружающие лица специально или нечаянно ущемляют интересы индивида, задевают его самолюбие, негативно воздействуют на его самооценку. В ситуации фрустрированности человек испытывает страх, тревогу, чувство вины и т.д. Проявлениями фрустрации могут быть также враждебные высказывания, обвинения, открыто агрессивные действия, стремление подавлять. Возможно сочетание тех и других реакций. Выбор типа реагирования во многом зависит от свойствличности.
Мы моделировали ситуацию фрустрации, используя вербальный тест, в ходе выполнения которого каждый ребенок отвечал на обращенные к нему лично вопросы. Процедура обследования не включала вариантов ответов, действий и чувств. Ребенок должен был самостоятельно выразить свое отношение в вербальной форме, предположить свои действия, описать свои чувства.
Сила и направленность агрессии определялась опосредовано, с учетом личностнозначимой фрустрируемой ценности и фрустри-рующего лица (учителя, родителя, семьи, друга, одноклассника, случайного человека). В качестве фрустрируемых ценностей мы рассмотрели воздействие культуры, природы, внешнего вида, состояния здоровья, физиче-
ского развития, удовлетворенность желаний, положение среди сверстников, социальный статус, национальную принадлежность, кругозор, знания, навыки, нравственность, воздействие средств массовой информации.
Исследования показали, что существует зависимость степени выраженности проявлений агрессивности и аутоагрессии от фрустри-руемых ценностей. Наиболее высокий показатель агрессивности проявляется у школьников в связи с неудовлетворенностью своим социальным статусом, положением среди сверстников. Для детей с высоким уровнем непринятия чужого как местных, так и мигрантов, агрессивные тенденции были связаны с фрустрацией эстетико-природных ценностей. Такие дети недовольны окружающей их (родную/неродную) природой, не воспринимают ее как ценность, не чувствуют ее красоту, не сопереживают ей. Отметим в этой связи, что многие исследователи агрессивного поведения подростков отмечали их жестокое отношение к животным, низкий уровень развития эстетических чувств, художественной и экологической культуры. У детей с аутоагрессией выявлена фрустрация, связанная с вопросами национальной принадлежности, нереализаци-ей своих нравственных ценностей и представлений, неудовлетворенностью своим внешним видом и физическим развитием, а также результатами учебы, своими школьными знаниями и умениями.
Полученные данные послужили фактическим основанием для организации направленной психолого-педагогической работы с учащимися полиэтнических классов по ранней профилактике межэтнических конфликтов.
По мнению ученых, функция полиэтнической образовательной среды заключается в обеспечении взаимопонимания, а значит, и эффективного взаимодействия между субъектами образовательного процесса (прежде всего, в ведущей деятельности учащихся) [2]. Однако сама по себе полиэтничность образовательной среды автоматически не приводит к эффективному взаимодействию и взаимопо-
ниманию ее субъектов. Это не более чем предпосылка для данных процессов. Станет ли по-лиэтничность консолидирующим, конструктивным фактором развития школьников, зависит от целенаправленной работы педагогов. Чтобы полиэтнический фактор не стал деструктивным, необходимо создать условия, позволяющие детям постичь культурные ценности, нормы, образцы поведения своего и других народов, сформировать опыт позитивного межэтнического взаимодействия и, как следствие, успешно адаптироваться в среде со смешанным этническим составом населения.
В течение года мы проводили комплексную целенаправленную работу с детьми, направленную на три сферы, в которых происходит процесс становления личности: учебную деятельность, общение, самопознание /1/. Учитывали индивидуально значимые фрустрации и фрустрирующих лиц. Проводили психологические тренинги, направленные на понимание себя и другого, установление с ним контакта, конструктивного общения, а также тренинги по профилактике агрессивного поведения.
Хотя работа велась всего год, можно говорить о ее позитивных результатах. Главным положительным результатом, на наш взгляд, было увеличение числа детей с нормальным уровнем агрессии с 20 до 54 %. Этот показатель стал таким же, как в классах, не являющихся полиэтническими. Другим важным результатом было значительное уменьшение числа детей с аутоагрессий. Кроме того, практически не осталось детей с высоким уровнем непринятия чужого. А среди детей со средним уровнем непринятия чужого показатели аутоагрессии снизились более чем в три раза.
К сожалению, незначительные изменения произошли в группе с низким уровнем непринятия чужого. В ней остались дети с показателями и аутоагрессии, и агрессивности. Вероятно, будучи обеспокоенными проблемой межэтнической агрессии и развивая у учащихся этнокультурную толерантность, мы в какой-то мере выпустили из внимания проблему этно-
культурной самоидентификации ребенка. Мы думаем, что, планируя работу на перспективу, нам необходимо усилить практику этнокуль-
1. Асипова, Н.А. Научно-педагогические основы формирования культуры межнационального общения школьников {Текст] / Н.А. Асипова. -Бишкек, 1994.
2. Белинская, Е.П. Этническая социализация подростка [Текст] / Е.П. Белинская, Т.Г. Стефа-
Коротко об авторе___________________________________
Даниленко Т.В., ст. преподаватель кафедры управления, Иркутский институт повышения квалификации работников образования (ИПКРО) служ. тел: 8(3952)24-26-83
Научные интересы: психология поведения детей
турных погружений учащихся, разработать учебно-методическое пособие, построенное на диалоге культур.
__________________________________Литература
ненко. - М. - Воронеж: Элиас, 2000.
3. Корнеева, Е.Н. Нестандартные дети {Текст]/ Е.Н. Корнеева. - М.: Эксмо, 2001.
4. Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст]/А.В. Мудрик. - М.: РАО, 2001.
___________________________Briefly about author
Danilenko T., Lecturer of Management Department, Irkutsk Educational Workers' Training Institute
Scientific interests: psychology of children's behavior