Научная статья на тему 'Агрессивное поведение подростков как результат жизненного опыта'

Агрессивное поведение подростков как результат жизненного опыта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1617
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АГРЕССИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ / AGGRESSIVE BEHAVIOR / AGGRESSIVE ACTIONS / ADOLESCENCE / LIFE EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шелкунова Татьяна Васильевна

В статье представлены результаты теоретического анализа подходов к определению понятия «агрессивное поведение», определены факторы, способствующие формированию агрессивного поведения современных подростков. Представлены результаты эмпирического исследования, в котором показана взаимосвязь агрессивного поведения и жизненного опыта подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGGRESSIVE BEHAVIOR OF ADOLESCENTS AS A RESULT OF LIFE EXPERIENCE

The article presents the results of a theoretical analysis of approaches to the definition of the concept of “aggressive behavior”, identifies factors that contribute to the formation of aggressive behavior of modern adolescents. Presents the results of an empirical study, which shows the relationship of aggressive behavior and life experience of adolescents.

Текст научной работы на тему «Агрессивное поведение подростков как результат жизненного опыта»

Психология

УДК: 159.9

старший преподаватель кафедры психологии развития личности Шелкунова Татьяна Васильевна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ КАК РЕЗУЛЬТАТ ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА

Аннотация. В статье представлены результаты теоретического анализа подходов к определению понятия «агрессивное поведение», определены факторы, способствующие формированию агрессивного поведения современных подростков. Представлены результаты эмпирического исследования, в котором показана взаимосвязь агрессивного поведения и жизненного опыта подростков.

Ключевые слова: агрессивное поведение, агрессивные действия, подростковый возраст, жизненный опыт.

An^tatton. The article presents the results of a theoretical analysis of approaches to the definition of the concept of "aggressive behavior", identifies factors that contribute to the formation of aggressive behavior of modern adolescents. Presents the results of an empirical study, which shows the relationship of aggressive behavior and life experience of adolescents.

Keywords: aggressive behavior, aggressive actions, adolescence, life experience.

Введение. Каждому человеку присуще агрессивное поведение, и оно признается важным условием его жизнедеятельности. Исходя из этого в некоторых возрастных периодах, проявление агрессивных действий признается нормой и даже необходимым условием формирования самостоятельных качеств ребенка и развития у него автономности. Негативные факторы социальной ситуации развития подростка (недостатки семейного воспитания, отрицательный микроклимат в семье, как и в системе формальных и неформальных отношений с миром взрослых, психологический дискомфорт в ученическом коллективе и отрицательное влияние референтных асоциальных неформальных групп, напряженные отношения с педагогами и т.д.) создают объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивных форм поведения подростков, а также для формирования агрессивности как устойчивого свойства личности.

Изложение основного материала статьи. Вопрос агрессивности в поведении человека волновал философов, поэтов, религиоведов разных временных эпох. Проведено множество исследований данной проблемы в области педагогики, психологии и социальных наук на современном этапе. Вместе с тем, не на все вопросы, возникающие в связи с проблемой агрессивного поведения, имеются ответы.

Решению проблемы агрессивности человека посвящены зарубежные исследования таких авторов, как А. Адлер, А. Бандура, Л. Берковиц, Р. Бэрон, К. Лоренц, Д. Ричардсон, Э. Фромм. В отечественной психологии проблема агрессивности представлена следующими учеными: Ю.М. Антонян, Ю.Б. Гиппенрейтер, И.А. Кудрявцевым, В.Г. Леонтьевым, Ю.Б. Можгинским А.А. Реан, Т.М. Трапезниковой и многими другими. Благодаря их работам в настоящее время исследование агрессивности личности превратилось в самостоятельное научное направление.

В психологической науке нет однозначного определения термина «агрессия». Отдельные исследователи агрессивность оценивают только негативно. При этом также есть авторы, которые агрессивность оценивают с положительной стороны. Исходя из этого, все имеющиеся определения «агрессии» следует отнести к двум большим группам:

Первая - это отнесение агрессии к мотивированным действиям, нарушающим правила и нормы, причиняющим страдание и боль. При таком подходе агрессию подразделяют на инструментальную и предметную. При инструментальной агрессии человек не предполагает агрессивные действия, но они возникают спонтанно, в соответствии с обстоятельствами. При этом, существующий мотив не осознается. При предметной агрессии, мотив осознается и агрессивные действия осуществляются с целью причинения ущерба и вреда.

Ю.М. Антонян относит причину агрессии к категории тревожности. Формирование этого свойства связано с ранним детством, которое возникает из-за депривации, то есть разрушения контакта с матерью на эмоциональном уровне. Возникающая тревожность значительно снижает самооценку индивида, нивелирует порог чувствительности на угрожающую конфликтную ситуацию, активизирует ответную реакцию на мнимую ситуацию угрозы [1].

Вторая группа - отнесение агрессии к актам разрушения и враждебности (наличие поведенческой составляющей). Р. Бэрон и Д. Ричардсон относят агрессию к любой форме поведения, которое нацелено на унижение или нанесение вреда любому живому существу, которое не желает такого обращения с собой.

Следует различать понятия: агрессия и агрессивность. Под агрессией следует понимать как индивидуальное, так и коллективное действие или поведение, которое направлено на причинение психического или физического вреда человеку или группе людей или даже уничтожение их. Объектами агрессии также могут быть и неодушевленные предметы.

Под агрессивным поведением понимается любая его форма, которая нацелена на нанесение вреда или оскорбление любого живого существа, который не желает подобной формы обращения. Агрессивное поведение закладывается в процессе формирования личностных качеств человека, особенно его самосознания. С состав агрессивного поведения входит:

- агрессия психотическая, связанная с состоянием психоза, в котором пребывает человек или в состоянии бреда, под воздействием токсических, алкогольных или наркотических веществ;

- агрессия трансформированная, связанная с жестоким поведением, исходя из складывающейся обстановки и переходящей, в какое-то время, в агрессивные действия с элементами жестокости (в связи с неблагоприятными внешними факторами) [3].

Большинство случаев агрессивности человека зависит от различных причин, обусловленных рядом наследственных, личностных, средовых и ситуационных факторов.

Проблема агрессивности в подростковом возрасте является одной из самых значительных проблем в современной психологии. Среди данных проблем особую тревогу вызывают: прогрессирующая отстраненность, дезориентация детей в духовной сфере, возрастание жестокости и агрессивности в поведении. Специфичность социальной ситуации подростка и жизненного мира проявляется особенно в

психике, для которой типичны внутренние разногласия, неопределенность, повышенный уровень застенчивости и одновременно конфликтность, агрессивность, склонность выбирать крайние позиции и точки зрения.

Именно в это время интенсивно увеличивается количество ссор между сверстниками, а также, между подростками и взрослыми, в том числе и родителями. В этот период дети подросткового возраста демонстрируют повышенную вспыльчивость, обидчивость чаще всего по отношению к взрослым.

В ходе своих исследований Л.М. Семенюк выявила, что существуют различные проявления агрессивности подростков на разных стадиях этого возраста. У детей 10-11-летнего возраста преобладает физическая агрессивность и менее всего выражена агрессивность косвенная. У подростков 12-13 лет наиболее выраженным становится негативизм, отмечается рост физической, а также вербальной агрессивности. У 14-15-летних подростков на первый план выходит вербальная агрессивность, агрессивность же физическая и косвенная повышаются несущественно, так же, как и уровень негативизма [7].

Психологами установлено, что в подростковом возрасте, как у мальчиков, так и у девочек существуют определенные периоды с более высоким и более низким уровнем агрессивного поведения. Как правило, у мальчиков происходит два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет, и у девочек выявляются так же два пика: наивысший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет [5].

В работах А.А. Реан было выявлено, что уровень физической агрессивности подростков 14-17 лет напрямую связан с уровнем общей самооценки человека. Чем выше была самооценка у подростков, соответственно и больше была выражена склонность к проявлению физической агрессивности [6].

Как показывают исследования, содержание подростковой агрессии определяется противоречиями характерными для данного периода развития. Прежде всего, отметим возникновение «чувства взрослости» и новой личностной позиции подростка в условиях практически неизменной социальной среды.

Чувство взрослости, занимающее одно из самых существенных мест во внутренней позиции подростка, состоит в том, что подросток уже не хочет, чтобы его считали ребенком, он претендует на роль взрослого [4]. Желания подростка отличаются противоречивостью. Он может испытывать потребность в самостоятельности, самореализации, избавления от опеки, и в то же самое время, стремится получить не только внимание со стороны взрослых, но и понимание, доверие.

Все это порождает смысловой барьер, при котором даже справедливые требования и замечания могут игнорироваться детьми и приниматься как несправедливые. А, как известно, в подростковый период, когда ребята особенно обидчивы и вспыльчивы, любой раздражитель вызывает реакцию агрессивного характера.

Исследуя причины, способствующие формированию агрессивности в подростковом возрасте, многие исследователи (Б. Крэйхи, Н.М. Платонова, Р. Бэрон и др.) приходят к одному мнению, что дети получают знания о моделях агрессивного поведения из трех основных источников.

Первый источник - это семья, внутрисемейные отношения, которые могут одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление.

Вторым источником агрессивности и конфликтности является общение со сверстниками.

Третьим источником является предлагаемые средства массовой информации. В наше время, для того чтобы узнать условия жизни детей в современном мире, их связь со своей семьей, местом учебы и с другими людьми, нужно изучить влияние средств массовой коммуникации, а в частности, телевидения и интернета на них.

Исходя из теоретического анализа агрессивного поведения в подростковом возрасте и выявлению его причин, мы предполагаем, что агрессивное поведение подростка — это результат жизненного опыта, закрепившего в сознании субъекта суждения и оценки негативного характера, возникшие в результате неудовлетворенности сущностных личностных потребностей.

В связи с выдвинутой гипотезой нами организовано экспериментальное исследование по изучению особенностей агрессивного поведения и жизненного опыта подростков, характеризующихся агрессивным поведением.

Для достижении цели эксперимента был подобран следующий диагностический инструментарий: шкала агрессии Басса — Дарки, методика «Автобиография» Л.Ф. Бурлачук. Выборка исследования составила 38 детей подросткового возраста (14-15 лет).

По результатам изучения уровня агрессивности среди подростков нашей выборки преобладают те, у кого агрессивность выше нормы 43%. Условную норму агрессивного поведения демонстрируют 21% респондентов нашей выборки. Подростков с показателем агрессивности ниже нормы в нашей выборке 36%.

На следующем этапе исследования мы проанализировали жизненный опыт подростков с условно нормативным агрессивным поведением (УНАП) и подростков с агрессивным поведением (АП), определили специфику жизненного опыта последних, особенности их мировосприятия, тем самым определили роль жизненного опыта в формировании агрессивного поведения.

В результате подростки, характеризующиеся агрессивным поведением, называют в среднем на три события меньше, чем подростки с УНАП, что указывает на большую продуктивность, социальную адаптированность и адекватность психического состояния нормотипичных подростков.

У подростков в обеих группах количество событий прошлого превышает количество событий будущего, что указывает на значительную роль прошлого жизненного опыта. В среднем в 2 раза больше печальных событий прошлого называют подростки с АП.

Удаленность событий в будущее у подростков с УНАП и АП приблизительно одинакова, и среднее время предвосхищения события достаточно велико, что указывает на большую степень их потенциальности.

Испытуемые с УНАП больше открыты опыту настоящего, испытуемые с АП отличаются большей психологической зрелостью.

Проанализировав прошлый опыт подростков, принадлежащих обеим группам, было выяснено, что в группе агрессивных подростков по количеству событий прошлого на 1-е место выходят личностно-психологические события, в группе подростков с УНАП — два типа событий: личностно-психологические и изменение социальной среды, при этом события, зафиксированные испытуемыми в разных группах, существенно различаются. У подростков с УНАП преобладают события позитивного характера, желательность которых у испытуемых не вызывает сомнения (понравился человек, пошел в школу, путешествия, встречи, победа в соревнованиях и т. д.), и эти события незначительно удалились в прошлое. У испытуемых с АП преобладают события скорее нежелательные, с преобладанием «грустных» оттенков

(расставание с отцом, расставание с матерью, физическое наказание, умер дядя, предательство, первая любовь, поставили «2», остался на второй год, насмешка друзей и т. д.), и удаленность этих событий в прошлое значительно больше, чем в группе подростков с УНАП, что указывает на большую роль и значимость этих событий в жизни человека.

Изменение социальной среды в группе подростков с УНАП выходит на 1-е место, тогда как у агрессивных подростков событиям этого типа принадлежит лишь третья позиция. Такая ситуация в группе агрессивных подростков связана с низким уровнем социальной адаптации, как было указано выше, и с тем, что такие подростки менее восприимчивы к влияниям социальной среды, стараются принизить ее роль и значение в своей жизни.

Следовательно, в становлении и развитии агрессивного поведения подростков большую роль играет отрицательный опыт, полученный подростком в ходе своего предыдущего становления и развития.

Выводы. Таким образом, из результатов исследования следует, что агрессивный подросток — это подросток с аффективными лишениями в течение длительного времени своего развития, в результате чего у него сформировалось негативное, субъективное отношение к окружающему миру, реализующееся через агрессивное поведение.

Агрессивность в возрасте 13-14 лет рассматривается как способ достижения собственной независимости и желательных взаимоотношений с окружающими, проявления активности в межличностном взаимодействии.

Психолого-педагогическая помощь по коррекции агрессивности в поведении подростков прежде всего должна быть направлена на основные факторы, обусловливающие ее возникновение и проявление [2]:

1) природный фактор (наличие агрессивности как личностной предрасположенности к агрессивным действиям);

2) микросоциальный фактор (взаимодействие в семье, референтной группе, учебном классе);

3) макросоциальный фактор (модель поведения, принятая в обществе, пропагандируемая с помощью средств массовой информации).

Литература:

1. Антонян Ю.М. и др. Психология преступника и расследование преступлений. Москва: Научная литература, 1996. С. 19.

2. Гришина Н.В. Условия психолого-педагогической коррекции агрессивности подростков // Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества Материалы Межрегиональной научной конференции. 2018. С. 246.

3. Гурьев М.Е. Типологическая характеристика агрессивного поведения современных подростков: Проблемы теории и практики современной психологии // Сборник статей XIV Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Иркутск: ФГБОУ ВПО «ИГУ», 2015. С. 179.

4. Гуткина Н.И. Психологические проблемы общения учителя с подростком // Вопросы психологии. 1984. № 2. С. 102.

5. Ковалев П.А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения: Автореф. дисс. ... канд.психол.наук. Санкт-Петербург, 1996. С. 87.

6. Реан А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности // Ананьевские чтения. Санкт-Петербург, 1997. С. 15.

7. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: учебное пособие. Москва: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. С. 67.

Психология

УДК: 159.9

кандидат психологических наук, доцент Шутенко Елена Николаевна

Национальный исследовательский университет «Белгородский государственный университет» (г. Белгород);

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Шутенко Андрей Иванович Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова (г. Белгород); кандидат психологических наук Деревянко Юлия Петровна

Национальный исследовательский университет «Белгородский государственный университет» (г. Белгород)

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ В ПРОЦЕССЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. Рассматривается проблема самореализации студентов в контексте обеспечения их психологического здоровья. Показаны основные линии научной разработки проблематики самореализации и ее значение для становления жизнеспособной личности. Выделены формы поддержания устойчивой самореализации студентов, в частности применение личностно-ориентированных технологий и методов подготовки с опорой на инновационно-научные практики. Приведены атрибутивные признаки и условия самореализации студентов в вузе. среди которых выделяются следующие три: личностная вовлеченность в процесс подготовки; раскрытие способностей в процессе подготовки; социальная интегрированность в вузовское сообщество.

Ключевые слова: психологическое здоровье, студенты, самореализация, личность, образовательный процесс, условия и атрибутивные признаки самореализации.

Annotation. The article considers the problem of students' self-realization in the context of ensuring their psychological health. Authors show the main lines of scientific development of the problems of self-realization and its significance for the formation of a viable personality, highlight the forms of maintaining sustainable self-realization of students, in particular the use of student-centered technologies and training methods based on innovative-scientific practices. The attributive signs and conditions for the self-realization of students at the university are given, among which the following three stand out: personal involvement in the learning process; disclosure of abilities in the learning process; social integration in the university community.

Keywords: psychological health, students, self-realization, personality, process of education, conditions and attributive signs of self-realization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.